во что можно поиграть на словах вдвоем
Устные игры, помогающие скоротать время
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Песни
Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.
Три истории (правда или вымысел)
Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.
Ассоциации
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:
Найди цвет
Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.
Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.
Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.
Найди загаданный предмет
Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.
Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.
Я никогда не…
Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.
Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.
Сумка
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
Сочинялка
Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.
Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:
В сердце у меня любовь
Вырастает, как морковь.
Потому и лью я слезы –
Для полива милой розы.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
Продолжи слово
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
Расшифруй песню
Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.
Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:
Ведущий: Какая сегодня погода?
1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.
Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?
2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.
Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?
3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.
Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.
Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.
Игры на смекалку
В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Я беру с собой в поход…
Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.
Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:
1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:
Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».
2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):
Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».
3. начинающиеся на первую букву имени игрока:
Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».
1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».
2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».
4. только съедобные (или только несъедобные).
5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.
Детектив
Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.
1-й игрок: «Это было в большом городе?»
2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»
3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»
Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».
Что такое аутентичные игры на сближение и как они помогают понять себя и других
Почему люди далеко не всегда довольны своим общением? Нередко наши встречи с друзьями превращаются в обмен неинтересными рассказами о работе и учебе, вечеринка в незнакомой компании — в выяснение унылых биографических подробностей, а тиндер-свидания — в собеседования, после которых пусто на душе. «Нож» рассказывает, как сделать общение по-настоящему искренним и продуктивным. Вам поможет старый проверенный способ: игры, которые могут быть не только отличным развлечением, но и чем-то вроде психологического тренинга.
В современном мире долгого детства игры — важная часть взрослой жизни. Нам приходится постоянно учиться новому и общаться со множеством разных людей. Неудивительно, что игровыми формами взаимодействия сейчас интересуются гораздо больше, чем в «серьезную» эпоху — до появления моды на разноцветные носки, розовые волосы и самокаты.
Игры на знакомство и сближение входят в программы большинства тренингов коммуникативных навыков и прочих soft skills.
Многие игры успели набить оскомину как ведущим, так и завсегдатаям тренингов личностного развития. Распространенные в западной культуре игры для вечеринок, когда надо пить в случае проигрыша или выигрыша, иногда просачиваются на российские тусовки. Но им пока не удалось отвоевать для себя место под солнцем: обильное употребление алкоголя потихоньку выходит из моды.
Тем временем в США и других западных странах набирают популярность аутентичные игры на сближение — authentic relating games. Они напоминают упражнения из психологических тренингов, но при этом их можно проводить без психолога — в кругу друзей, на вечеринке или на тиндер-свидании.
Слово «аутентичный» в названии означает «выражающий наши истинные эмоции, чувства и потребности».
Цель таких игр — помочь человеку принять себя настоящего, показать себя другому и почувствовать, каково это, когда другой видит тебя, а не только социально приемлемую маску.
Кроме того, игры позволяют заглянуть под маски, за которыми прячутся другие; они развивают чуткость и способность замечать не только свои внутренние процессы, но и то, что происходит с другими людьми. Такие игры направлены на прокачку эмоционального интеллекта — способности понимать свои и чужие эмоции, чутко реагировать на них, правильно выражать и слышать. Джейсон Диггерс, соучредитель Authentic Relating Training, описывает это как «эмоциональное образование, которое мы должны были получить, когда нам было 14 лет».
Компания Authentic Revolution проводит мероприятия и тренинги, а также обучает ведущих для таких игр. Большинство игр, описанных в этой статье, взято из их мануала и частично переработано людьми, проводящими игровые мероприятия в России.
Игры на осознанность (Awareness games)
Noticing game
Эта игра особенно полезна в эпоху вездесущих смартфонов: она позволяет потренироваться замечать свои ощущения и то, что происходит в пространстве вокруг нас. Также она тренирует внимательность к другим людям и их ощущениям.
Можно играть в эту игру, разбившись на пары или в группе людей по кругу. Советуем ограничить время на каждого человека 2–5 минутами. Участники по очереди делятся своими наблюдениями, например:
После этого следующий участник делится своими ощущениями, которые могут включать впечатления о том, что сказал предыдущий: «После того как Катя заметила, что я улыбаюсь, я почувствовал прилив тепла в теле и легкое возбуждение от того, что на меня обратили внимание».
Второй вариант этой игры — когда участник переключается между ощущениями по команде другого человека (например, соседа слева).
Например, он говорит: «Тело» — и отвечающий в этот момент должен описать ощущения в теле.
Обычно выделяют три плана: «тело», «ощущения (эмоции и мысли)» и «окружающий мир». Этот вариант делает игру более динамичной и позволяет игрокам отслеживать, как меняется их внутреннее состояние во время переключения. Например:
— Тело…
— Я чувствую небольшое напряжение в плечах и спине.
— Ощущения…
— Мне немного тревожно. Я думаю о том, что, наверное, все видят, что я напрягаюсь, когда на меня смотрят.
— Тело…
— Сейчас, когда я это выразил, напряжение в мышцах стало сильнее.
— Окружающий мир…
— Я вижу, что люди смотрят на меня. Здесь слегка душно. Мне нравится цвет обивки дивана, он очень яркий.
— Ощущения…
— Сейчас мне спокойнее: я переключился на наблюдение за окружающим миром и моя тревога уменьшилась.
Играя вдвоем, можно обращать еще больше внимания на то, как слова вашего партнера по игре меняют ваше состояние: «После того как ты сказала, что слышишь звуки холодильника, я тоже стал их замечать».
«Когда ты сказал, что тебе немного тревожно, я почувствовала себя спокойнее: я тоже тревожилась».
Иногда во время игры хочется поделиться с партнером тем, как вы его видите. Например, он говорит, что ему спокойно и хорошо, но держится так, словно на самом деле расстроен и обижен. Лучше спросить его об этом, ведь то, как мы интерпретируем поведение других людей, может отличаться от того, что происходит у них внутри. «Когда я сказала, что мне было приятно услышать про твою тревогу, я заметила, что выражение твоего лица изменилось. Тебя расстроили мои слова?» Или: «Мне показалось, что, когда я описывал свои физические ощущения, ты думала о чем-то своем. Это правда так? Можешь поделиться?»
Наблюдатель и наблюдаемый
Эта игра позволяет людям испытать новые ощущения и потренироваться быть внимательными и принимающими, видеть красивое и интересное в людях вокруг.
Участники разбиваются на пары и закрывают глаза. Затем они открывают глаза, и один из них становится наблюдателем, а второй — наблюдаемым. Наблюдатель просто смотрит на партнера, обращая внимание на его черты, стараясь разглядеть в них что-то красивое или интересное. Наблюдаемый концентрируется на своих ощущениях от того, что на него смотрят. Потом они закрывают глаза и меняются ролями, а затем становятся друг для друга одновременно наблюдателем и наблюдаемым. Лучше всего выполнять это упражнение молча: это позволит сконцентрироваться на ощущениях от процесса.
Игры на знакомство
Curiosity
Эта игра позволяет лучше узнать нового человека за короткое время. Кроме того, она помогает понять, хорошо ли вы умеете задавать вопросы, какое впечатление вы производите на окружающих и почему.
Лучше всего играть в небольшой (3–4 человека) группе незнакомых или не близко знакомых людей. Один участник в течение 3–5 минут отвечает на вопросы, которые ему задают остальные. Вопросы могут быть простыми («Чем ты занимаешься?», «Что ты любишь?») и более сложными («Как ты выбираешь, на что тратить силы?», «Чего бы ты хотела достичь на своей нынешней работе?»).
Можно задавать личные вопросы: «Когда ты последний раз влюблялась?», «Что привлекает и отталкивает тебя в потенциальных романтических партнерах?», «Когда тебе в последний раз было стыдно и почему?»
После этого отвечавший дает обратную связь: рассказывает, какие вопросы ему понравились больше всего, какие темы ему хотелось бы затронуть глубже и о чем еще хотелось бы рассказать. Учитывая его пожелания, остальные участники продолжают его расспрашивать 3–5 минут, а затем делятся с ним тем, какое впечатление он на них произвел и почему. После этого роль отвечающего переходит к следующему участнику.
Прожектор
Эта игра похожа на предыдущую, но она более динамичная и рассчитана на менее глубокое общение. В нее можно играть и с малознакомыми людьми, и с близкими друзьями. Она позволяет узнать друг друга лучше и оживить динамику дружеских посиделок, вовлечь в разговор друзей-интровертов, которые обычно отмалчиваются, и ограничить говорливых экстравертов с помощью тайминга.
Участники садятся на стульях в круг. Один из стульев будет «под прожектором», его по желанию может занять любой участник. Остальные в течение 2–7 минут задают этому человеку любые вопросы — от нейтрально-светских до очень личных, как в предыдущей игре. Важно не придумывать изощренные вопросы специально, а спрашивать только о том, что действительно хочется узнать. В этой игре важно сохранить фокус внимания на отвечающем. Например:
Человек «под прожектором» может ответить правду, соврать или отказаться отвечать — как и в реальной жизни. Задавший вопрос может в любой момент прервать отвечающего, просто сказав «спасибо». В этом случае отвечающий должен перестать говорить и дождаться следующего вопроса.
Человек-«Википедия»
Еще одна игра, позволяющая познакомить людей между собой или узнать друг друга лучше. Она больше сфокусирована на жизненном опыте и событиях из жизни отвечающего, хотя можно и углубляться во внутренний мир человека.
Каждый участник по очереди становится «Википедией Самого Себя» — хранилищем фактов, мнений, эмоций, ассоциаций, как-то связанных с его опытом. Остальные участники называют какое-то слово или словосочетание, например «окно». Человек-«Википедия» в ответ на запрос дает «поисковую выдачу» — рассказывает что-то, что в его жизни, мыслях и ассоциациях связано с окном.
«Когда я жила в Королеве и ездила в Москву, было очень важно не попадать в окно в расписании электричек. Это напоминает мне об одной истории…»
«Окно обычно бывает квадратное. Я люблю квадраты. Кстати, квадрат Малевича…»
«Один мой друг собирал краудфандингом деньги на печать календаря с русскими наличниками…»
На любое слово, которое говорит Человек-«Википедия», можно в любой момент «кликнуть», тогда мы переходим на страницу этого слова. Например, так:
— Расписание!
— В последний раз жесткое расписание у меня было, когда я училась в школе. Мне регулярно снилось, что я встаю в семь утра, завтракаю и ухожу в школу, а потом би-бип — и оказывается, что это был сон, а я всё еще лежу в кровати! Еще мне недавно попалась на глаза статья, что стабильное расписание и строгие привычки бывают у великих людей, и вот что я хочу про это сказать…
— Величие!
— Дело «Нового величия»…
— Новое!
— Платьишко. Я недавно была в секонд-хенде, и…
Пусть один человек будет «Википедией» 3–5 минут, потом поменяйтесь.
Игры на откровенность
Шляпа
Эта игра позволяет поделиться с людьми тем, чем вы, возможно, никогда ни с кем не делились. Часто после этой игры участники испытывают облегчение.
Все пишут что-то, чем бы им хотелось поделиться, но они не решаются сказать это вслух, на листочках и кидают в шляпу. Листочки можно не подписывать. После этого шляпа идет по кругу, участники вытаскивают оттуда бумажки и зачитывают вслух. Если после того, как все бумажки будут прочитаны, кому-нибудь захочется признаться, что это он написал то или иное признание, он может это сделать и попросить сочувствия и обнимашек.
Озвучиваем контекст
Эта игра понимает лучше понять мотивацию окружающих, то, зачем они говорят что-то в процессе общения, а также отрефлексировать собственные мотивы.
Участники разбиваются на пары и разговаривают друг с другом 5–10 минут о чем угодно, но к каждой своей фразе добавляют: «Я говорю это, потому что я…» — и описывают свои переживания, желания и цели.
A: Привет! Как ты? Я говорю это, потому что хочу как-то начать разговор и не знаю, что еще сказать.
Б: Привет! У меня всё ок. Я говорю это, потому что это стандартный вежливый ответ и я не уверен, что тебе действительно интересно узнать, как у меня дела.
A: Я действительно хочу узнать, что сейчас происходит в твоей жизни и как ты себя чувствуешь. Я говорю это, потому что мне правда интересно.
Б: Я чувствую себя немного подавленно. Спасибо, что спросила! Я говорю это, потому что теперь чувствую себя достаточно безопасно и знаю, что тебе действительно интересно услышать ответ.
A: Да, я тоже сейчас немного расстроена. Я говорю это, потому что хочу тебя поддержать и потому что я и правда чувствую себя не очень.
Б: Кстати, ты слышала, что собираются снимать сериал по «Хранителям»? Я говорю это, потому что надеюсь нащупать какой-то общий интерес и почувствовать себя на одной волне с тобой.
А: Ничего себе! Не слышала. А есть что-то, что тебе хотелось бы изменить в оригинальном комиксе? Я говорю это, потому что опасаюсь, что разговор про кино станет скучным и поверхностным, и поэтому я задаю вопрос больше про тебя, чем про у кого какие любимые актеры.
Еще игры
А у тебя?
Игра для небольшой группы (4–6 человек). Она не требует так сильно открываться, но в процессе тоже можно узнать много нового и интересного о партнерах по игре.
Один из участников выходит из комнаты, а остальные выбирают предмет или идею, общую для всех. Это может быть что-то простое, например зубная щетка или кровать, или более абстрактное, например детские воспоминания или самооценка. Потом человек снова входит в комнату и пытается угадать, что было выбрано. Он задает всем по кругу или в свободном порядке единственный вопрос: «А у тебя?» — а отвечающий описывает загаданный предмет.
Например, группа загадала зубную щетку.
А: А у тебя?
Б: Зеленая.
А: А у тебя?
В: Грязная.
А: Это кастрюля?
Г: Нет. Продолжай угадывать.
Интересно загадывать что-то посложнее — например, «детство».
А: А у тебя?
Б: У меня оно было коротким и грустным, но я всё равно вспоминаю о нем с теплом.
Истории
Игра, позволяющая узнать интересные факты о собеседниках и потренироваться рассказывать о себе.
Общие правила
Аудитория
Некоторые игры рассчитаны на двоих человек, в другие можно играть в группе. Иногда проще разбиться на пары или мини-группы.
Выбирайте игры с оглядкой на аудиторию. Некоторые игры будут хорошо работать для людей без опыта, другие больше подойдут тем, у кого хорошая рефлексия и есть опыт участия в подобных мероприятиях. Также важно учитывать количество участников и то, насколько серьезно они настроены. Можно варьировать уровень серьезности подачи, менять правила, делать из двух игр одну и т. п.
Тайминг
Ограничение по времени делает большинство игр лучше, добавляя динамики и позволяя большему количеству людей побывать в активной роли. Важно, чтобы был человек, следящий за соблюдением тайминга, иначе игра потеряет структуру и может превратиться в обычный разговор.
Где можно поиграть?
Можно предложить игры друзьям на вечеринке или специально собрать компанию из желающих. В Москве организуют специальные мероприятия, посвященные authentic relating games в Москве, их иногда проводит Ольга Шустрякова. Поиграть в ARG на английском можно на занятии клуба английского языка Magic Joy Anticlub в библиотеке им. Достоевского.