вавилонская звезда что это
Шестиконечная звезда и ее значения
1 – Малая Азия, 6 тыс. до Р.Х.; 2 – Закавказье, 3 тыс. до Р.Х.; 3 – Древний Иран; 4 – Пиренеи, Средние века; 5 – Грузия, 10 век; Фактически можно сказать, что шестилучевая звезда один из древнейших символов, которыми пользуется человечество. Чаще всего в этот символ вкладывается идея взаимодействия/взаимопроникновения двух начал, каждое из которых символизирует один из двух треугольников, составляющих звезду. Это могут быть небесное и земное начало, мужское и женское, физическое или духовное. Шестиконечная звезда возникла в начале неолита, когда появились изображения зубчатых розеток с шестью знаками облаков, орошающих землю. Связи неба и земной растительности посвящены и шестичастные композиции, практически не изменявшиеся на протяжении 8 тысяч лет и переходившие от одного народа к другому.
6а. Треугольные элементы орнамента в Копетдагской цивилизации, Средняя Азия. Через 4 тысячи лет Пифагор назовет эту фигуру тетраксисом и придаст ей универсальный магический смысл. Если соединить вершины малых треугольников через одну, то получится шестиконечная звезда. 6б. Шестиконечная звезда северных славян, XI век. 6в. Поврежденная шестиконечная звезда с янтарем в золоте из святилища Священного леса. Найдена в 1987 г., хранится в Российской Академии наук. В индо-арийской культуре и шумерской клинописи треугольник, обращенный вершиной вниз, стал также обозначать понятие «женщина», а вершиной вверх – мужчина. В древнем Египте два скрещенных треугольника стали символом тайных знаний. Вскоре после своего появления в Индии гексаграмма стала там оберегом и получила название «печать Вишну». Согласно поверью, этой печатью можно было «запечатать» зло или беду и защититься от злых духов.
В Индии ее использовали задолго до того, как она появилась на Ближнем Востоке, свыше пяти тысяч лет назад. Разумеется, она не имела никакого отношения к иудаизму. В Индии она почиталась как символ сексуального союза между Кали (треугольник вершиной вниз) и Шивой (треугольник вершиной вверх), который считался сохраняющим жизнь.
на тибетском ковре, 1200 г. Совместное использование шестиконечной звезды и свастики очень распространено в индуизме, поскольку оба эти символа принадлежат древним ариям и использовались повсеместно.
В Египте и Финикии гексаграмма считалась символом равновесия материального и духовного начал, человеческого (треугольник, направленный концом вниз) и божественного (треугольник, обращенный концом вверх). Впоследствии это толкование перешло к каббалистам и средневековым европейским оккультистам.
В мифологии египтян существовала вера в первого бого-человека Гора, который после смерти воскрес и стал называться «Амсу». Шестиконечная звезда была первым знаком иероглифа «Амсу», а также являлась иероглифом «Земли душ». У древних славян этот символ принадлежал богу плодородия Велесу и назывался «звездой Велеса». Звезда возникла из двух переплетающихся равносторонних треугольников, символизирующих мужское (треугольник вершиной вверх) и женское (треугольник вершиной вниз) начала в Природе, из единства которых зарождается все живое.
бронзовая поясная пряжка, найденная в г.Серенске, 10 в.
Русская пуговица-«гирька». Древняя Русь (9 – 14 вв.). Оловянистая бронза. Дмитровский район Московской области. Декоративный узор на полушарии пуговицы – «Звезда Велеса»
Этот древнейший символ кельтов появился около VIII века и он является собирательным символом.
Сасанидский кувшин с шестиконечной звездой. В таких серебряных кувшинах, «запечатанных» шестиконечной звездой, древние персы хоронили демонов-джиннов. Начало I века н.э. Гексаграмма, наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой), была широко распространена среди евреев и неевреев. Так, орнамент на фризе синагоги в Кфар-Нахум (Капернаум) 2 – 3 вв. н.э. состоит из гексаграмм и свастик.
Шестиконечную звезду часто называют звездой Давида. Существуют легенда, что этот символ был изображен на щитах его воинов. Однако, по всей видимости, это является выдумкой. Гершом Шолем, эксперт в области еврейской мистики и один из основателей Еврейского университета в Иерусалиме, вскоре после того, как было принято решение об изображении шестиконечной звезды на национальном флаге Израиля, опубликовал статью, в которой писал: «Гексаграмма не является еврейским символом, и уж тем более не является символом иудаизма».
В XIII—XIV веках этим символом начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение. Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. В XIX столетии Маген Давид начинает продвигаться стремящимися к национальному определению еврейскими обществами как национальный символ. Постепенно звезда Давида принимается практически всеми общинами евреев, изображается на синагогах, книгах, печатях, документах, различных предметах культового и бытового назначения. В 1817 году звезда Давида становится элементом герба Ротшильдов.
герб Ротшильдов Гексаграммой подписывается поэт Генрих Гейне, имевший еврейское происхождение. Только с этой поры, христиане и мусульмане до того широко пользовавшиеся данной графемой стали воспринимать ее как еврейский знак. Таким образом, ассоциации гексаграммы с евреями имеет позднее и искусственное происхождение. Шестиконечная звезда ещё называется библейской или Вифлеемской звездой, ибо именно ее изображения традиционно помещались художниками средневековья и эпохи Возрождения на картинах, посвященных рождению Христа в Вифлееме и приходу к этому младенцу четырех волхвов.
В национал-патриотической среде существует однозначное заблуждение, что, дескать, шестиконечная звезда в православной традиции и в иудаизме суть один и тот же символ.
В Храме Христа Спасителя в Москве
Плиты пола церкви Михаила-архангела. Нижний Новгород, XIV век.
в Церкви Бориса и Гл:), cело Кидекша под Суздалем
пол в православном Храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
крест Свято-Троицкого храма в Санкт-Петербурге
Внутри Собора Василия Блаженного на Красной Площади
М. Васнецов «Бог САВАОФ», 1885 г. Роспись свода Владимирского собора в г. Киеве По сути все древние символы современными людьми воспринимаются превратно и часто наоборот, наизнанку, как скажем, та же свастика, приватизированная нацистами. Примеров тому много.
Христианская церковь в Эфиопии
декор колокольни армянской церкви XIII в. Сурб Саркис в г. Феодосии В сектантских учениях, восходящих к гностицизму гексаграмма толкуется как символ борьбы Бога и Дьявола. Гексаграмма украшает многие католические соборы и другие памятники архитектуры Европы.
Готический собор в Валенсии, Испания
Собор Булонской Богоматери, г.Булонь-Бьянкур, Париж.
кафедральный собор Поммере, Нормандия
склепы на католических кладбищах
кафедральный собор Святого Этьена в г.Мец, Лотарингия
Кафедральный собор Святого Петра, Мервилль, Норд
часовня в цитаделе Монтрой-сюр-мер, Па-де-Кале
собор Святого Андрея Первозванного, Инвернесс, Шотландия.
Базилика Санта Кроче, Флоренция, Италия XIV век.
герб римского папы Пия 10 Шестиконечные звёзды в раннее средневековье были известным атрибутом исламской архитектуры, часто использовались при оформлении мечетей.
ханская мечеть в Бахчисарае
на стенах мечети Ахмеда бин Тулуна
на стене мечети «Аль-Рефаи»
в одной из мечетей Египта
амулет «рука Фатимы»
на фасаде Музея декоративно-прикладного искусства Узбекистана, Ташкент Исламский мир довольно широко использовал 6-конечные звёзды в своей символике.
монета исламского Королевства Марокко в Северной Африке
Медаль «За мир», Марокко Средневековые европейские алхимики трактовали гексаграмму как символ всех возможных сочетаний из двух стихий (Земли, Огня, Воды, Воздуха), которых существует шесть. Верхний конец обозначал сочетание Огня и Воздуха, далее по часовой стрелке шли: Огонь и Вода, Вода и Воздух, Земля и Вода, Земля и Воздух, Земля и Огонь. Возможно, одно из самых первых планетарных изображений гексаграммы встречается на титульном листе книги врача-алхимика Иогана Даниэля Милиуса «Opus Medico-Chymicum», вышедшей в 1618 году во Франкфурте. Вокруг гексаграммы идут две латинские фразы: «Тайное станет явным и наоборот» и «Вода и Огонь искупит все».
В XVIII веке планетарная гексаграмма является уже общепринятым эзотерическим символом. Например, ее изображения встречаются в известном трактате «Тайные фигуры розенкрейцеров».
Гексаграмма расположена в центре эмблемы Теософского общества, в котором состояла Елена Блаватская, автор «Тайной доктрины».
герб города Руа, Уаз, Франция
флаг Северной Ирландии Шесть народов считают себя потомками древних кельтов и хранителями кельтской культуры и языков: жители Шотландии, Ирландии, Уэльса, Бретани, Корнуолла и острова Мэн. Хотя у современных кельтских народов нет общепринятого флага, один из наиболее распостранённых выглядит так:
Создатель этого флага Роберт Бертельер из Бретани. Другой флаг, на котором изображёны кельтский крест и 6 шестиконечных звёзд, которые символизируют 6 кельтских народов, создан Уиллемом Стюбхартом.
Посмотрев гербы многих дворянских родов Российской Империи, можно обнаружить, что шестиконечная звезда на них встречается очень часто.
герб рода Колычевых На могилах выдающихся русских деятелей культуры и искусства
Польские символы мы встречаем в гербах украинской и литовской знати. Очень часто одним из элементов личного или городского герба является шестиконечная звезда.
герб рода Тышкевичей
герб князей Василевских
на гербе украинского гетмана князя Дмитрия Вишневецкого (Байды)
Герб гетмана Ивана Мазепы 1687-1709гг
флаг Богдана Хмельницкого
на флагах украинского казачества, которое в симпатии к еврейству никак не заподозришь
отсюда же, наверное, и происходит герб Краснодара, основанного предками запорожских казаков-переселенцев Кроме того, долгое пребывание под властью Польши провинций Литвы и Украины, привело к распространению среди этих областей употребление знаков польской геральдики.
герб Буковины
Ещё несколько интересных примеров использования шестиконечной звезды
памятник героям обороны Сен-Дени во время прусской осады в 1870 г.
военный памятник в Шотландии
камея с профилем Николая I-го севрский фарфор, музей керамики, Севр, Франция
В качестве украшения. Дореволюционная открытка
эмблема Русского охотничьего общества
нагрудный знак офицера полиции США
Шотландские фунты стерлингов
шестиконечная звезда на гигантской писанке в музее украинской культуры в Канаде
вот такие изделия изготавливают почитатели славянского язычества Несмотря на то, что христиане и мусульмане уже в начале XX века стали отказываться от шестиконечной звезды, ее место в истории и культуре этих народов остается прежним.
Феномен Вифлеемской звезды с точки зрения астрономов
Яркие звезды красуются на верхушках рождественских елок по всему миру. Практически каждый знает о звезде, которая вела волхвов к яслям в маленьком городке Вифлеем, где родился Иисус. Вифлеемская звезда описана в Евангелии от Матфея в Новом Завете. Является ли эта звезда библейским вымыслом или же существовала на самом деле? Давайте взглянем на это с точки зрения астрономов.
Астрономический вопрос
Чтобы понять Вифлеемскую звезду, нам нужно думать, как думали три волхва. Ориентируясь по этой «звезде на востоке», они сначала прибыли в Иерусалим и сообщили царю Ироду о пророчестве: родился новый правитель израильского народа. Также нам нужно мыслить как царь Ирод, который спросил у трех волхвов, когда появилась звезда, потому что сам он и его двор, по всей видимости, не видели этой звезды в небе.
Эти события дают нам первую астрономическую загадку первого Рождества: как могли придворные мудрецы царя Ирода не знать о появлении такой яркой звезды и как она привела волхвов в Иерусалим?
Затем, чтобы дойти до Вифлеема, волхвы должны были отправиться прямо на юг от Иерусалима; «звезда на востоке» «двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где был младенец». И вот у нас вторая астрономическая загадка первого Рождества: как звезда «на востоке» могла привести волхвов на юг? Северная звезда приводила заблудших странников на север, так почему звезда на востоке не привела волхвов на восток?
Есть и третья часть загадки первого Рождества: как звезда, описанная Матфеем, двигалась «перед ними», а затем остановилась и повисла над яслями в Вифлееме, в которых якобы лежал младенец Иисус?
Чем могла быть «звезда на востоке»?
Любой астроном знает, что ни одна звезда не способна на такое. Ни комета, ни Юпитер, ни сверхновая, ни парад планет, ни что бы там ни было еще не может вести себя так в ночном небе. Можно было бы допустить, что слова Матфея описывают чудо, лежащее за пределами законов физики. Но Матфей тщательно подбирал слова и дважды написал «звезда на востоке», что позволяет предположить, что эти слова имели особое значение для читателей его Евангелия.
Можем ли мы найти другой объяснение, которое будет соответствовать словам Матфея и которое не потребует нарушения законов физики? Которое впишется в современный уклад астрономии? Как ни странно, ответ будет «да».
Астроном Майкл Молнар указывает, что «на востоке» — это буквальный перевод греческой фразы en te anatole, что было техническим термином, используемым в греческой математической астрологии 2000 лет назад. Он описывает, и очень конкретно, планету, которая поднимается над восточным горизонтом незадолго перед восходом Солнца. Спустя несколько моментов после появления планеты она исчезает в ярком свете Солнца в утреннем небе. Получается, никто не видит эту «звезду на востоке», если не взглянет на нее в определенный момент.
Теперь привнесем немного астрономии. В ходе человеческой жизни почти все звезды остаются на своих местах. Звезды загораются и гаснут каждую ночь, но не движутся относительно друг друга. Звезды Большой Медведицы появляются из года в год на одном и том же месте. Но планеты, Солнце и Луна отличаются от неподвижных звезд; по факту, слово «планета» произошло от греческого названия «блуждающей звезды».
Хотя планеты, Солнце и Луна движутся приблизительно по одному и тому же пути на фоне звезд, они движутся с разными скоростями, поэтому иногда закрывают друг друга. Когда Солнце закрывает планету, мы не можем видеть ее, но когда Солнце обгоняет планету, она снова появляется.
Теперь снова обратимся к астрологии. Когда планета появляется снова в утреннем небе незадолго до восхода Солнца, впервые за много месяцев, в течение которых она пряталась в сиянии светила, этот момент известен астрологам как гелиакический восход. Гелиакический восход — это особое первое появление планеты, и есть то, что греческие астрологи называли en te anatole. В частности, гелиакический восход Юпитера считался греческими астрологами важным событием для всех, кто родился в этот день.
Таким образом, «звезда на востоке» относится к астрономическому событию, которое было астрологически важным в контексте древнегреческой астрологии.
А как насчет неожиданной стоянки звезды над теми самыми яслями? Библейский аналог «зависшей звезды» происходит от греческого слова epano, которое тоже было важным для древних астрологов. Оно означает определенный момент, когда планета останавливает свое движение и начинает двигаться не в западном, а в восточном направлении. Это происходит, когда Земля, которая вращается вокруг Солнца быстрее Марса, Юпитера или Сатурна, догоняет другую планету.
Таким образом, редкое сочетание астрологических событий (нужная планета появилась перед Солнцем; Солнце было в нужном зодиакальном созвездии; ряд положений планет, важных для астрологов) позволило древнегреческим астрологам предположить, что в тот самый день родился воистину царь царей.
Волхвы, глядящие в небо
Молнар считает, что те самые волхвы, по сути, были очень мудрыми и математически подкованными астрологами. Они также знали о ветхозаветном пророчестве, что новый царь родится в семье Давида. Скорее всего, они наблюдали за небесами в течение многих лет, ожидая выравнивая объектов, которое предвестит рождение нового царя. Когда мощный набор астрологических предзнаменований был собран, волхвы решили, что настало время найти младенца.
Если волхвы Матфея на самом деле предприняли путешествие для поиска новорожденного царя, яркая звезда не могла их направлять; она только подсказала им, когда нужно отправляться в путь. И они не могли найти младенца в яслях. В конце концов, ребенку было уже 8 месяцев к тому времени, когда они разгадали астрологическое послание, которое, по их мнению, предвестило рождение будущего царя.
Знамение появилось 17 апреля 6 года до н. э. (с гелиакического восхода Юпитера в то утро, за которым к обеду его покрыла Луна в созвездии Овна) и продолжалось до 19 декабря 6 года до н. э. (когда Юпитер перестал двигаться на запад, на мгновение застыл и начал движение на восток относительно застывших на фоне звезд). За самое короткое время, которое понадобилось волхвам, чтобы достичь Вифлеема, младенец Иисус уже немного подрос.