возмещение по тсо что это
Возмещение денежных средств ТСП: правила возврата средств
Российское законодательство во многих случаях разрешает покупателю вернуть деньги за не подошедший товар или некачественно оказанную услугу. Способ возврата средств будет зависеть от способа оплаты. Если расчет с ТСП проводился в безналичном виде, то у процедуры возврата средств будут свои особенности. Рассказываем, что такое ТСП, как происходит процедура возмещения денежных средств клиентам и какие существуют правила для этого процесса.
Что такое ТСП
ТСП с точки зрения эквайринга — это предприятие, которое по договоренности с взяло на себя обязательство принимать банковские карты разных национальных и международных платежных систем для оплаты продаваемых им товаров или услуг. ТСП может быть как юридическое, так и физическое лицо — например, индивидуальный предприниматель.
Принцип работы: когда и где применяется
По закону подобный способ расчета обязаны применять любые ТСП, годовой оборот которых превышает 40 млн рублей. Однако он может быть актуален и для организаций с меньшим оборотом, поскольку значительно упрощает процесс расчета с покупателями, увеличивает скорость обслуживания, а следовательно — способствует росту выручки предприятия.
Райффайзенбанк предлагает услуги торгового эквайринга, обслуживания и прочие банковские услуги для бизнеса. Для клиентов банка доступна круглосуточная служба поддержки, дистанционное подключение услуг и возможность участия в программах лояльности.
Условия возврата денег на карту
Если покупатель решает вернуть товар, оплаченный банковской картой, то закон не позволяет выплатить ему сумму покупки наличными — возврат должен быть осуществлен тем же способом, которым была произведена покупка.
При возвращении товара в тот же день продавец может просто отменить проведение операции — в таком случае деньги автоматически вернутся на карту клиента. Если же после покупки прошло некоторое время, то процедура возврата будет выглядеть следующим образом.
Срок возврата денег на карту
Срок возврата денег на карту покупателя зависит от места приобретения, характеристик товара и установлен ГК РФ:
При отмене покупки в день ее совершения деньги поступают на карту в течение суток.
Как вернуть деньги если карта была закрыта
В случае, если у вашей карты истек срок действия или она заблокирована, вы можете получить деньги на свой счет или реквизиты другой принадлежащей вам банковской карты.
Для этого необходимо написать заявление и указать в нем реквизиты, на которые вы желаете получить возврат. Отказать продавец не имеет права. Письмо ЦБР от 1 августа 2011 г. № «О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты» определяет, что в случае недоступности банковской карты, с которой был произведен расчет, покупатель имеет право получить возврат любым иным способом, включая наличные.
Почему не возвращают наличные
Несмотря на наличие допущения в законодательстве, продавцы редко используют возврат наличными сумм оплаты товара, полученных через расчет банковской картой.
Но в исключительных случаях, например при отсутствии карты и открытых счетов в банке, получить возврат наличными можно.
Особенности подачи заявления в банк на отмену платежа
В спорных ситуациях, когда продавец отказывается вернуть деньги на счет, применима процедура оспаривания платежа — чарджбэк. Если вы вернули товар, но деньги так и не получили, вы можете обратиться в свой банк и написать заявление на оспаривание платежа по банковской карте. К заявлению необходимо приложить основания:
При наличии оснований, банк обратится к платежной системе, а та отправит претензию в банк продавца. После проверки обоснованности требования о возврате, банк продавца вернет деньги платёжной системе, далее они будут перечислены в ваш банк и зачислены на ваш счет.
Чарджбэк можно запросить, если деньги за одну покупку списались дважды, вы не получили товар, с карты списалось больше положенной стоимости за исключением ситуации с корректировкой курса валют при оплате товаров за границей, списание денег с вашей карты было незаконным — например, если отель или каршеринг списал деньги за нарушения, которых вы не допускали. Кроме этого можно оспорить ошибочный платеж — оплату по реквизитам с ошибкой. Если вы неверно ввели пару цифр и деньги списались, необходимо предоставить основание выполнение платежа — входящий документ на оплату с реквизитами, а также выписку по фактически проведенной операции.
Райффайзенбанк предлагает услуги торгового эквайринга, обслуживания и прочие банковские услуги для бизнеса. Для клиентов банка доступна круглосуточная служба поддержки, дистанционное подключение услуг и возможность участия в программах лояльности.
Новое в российском законодательстве (ежедневно)
30 декабря 2019 года
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С 1 января 2020 года вводится механизм компенсации расходов владельцев электросетей, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии потребителям
Возмещению подлежат фактические расходы владельца электросетей, утратившего статус территориальной сетевой организации (ТСО) на приобретение электроэнергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электроэнергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электроэнергии потребителям, с которыми до лишения статуса ТСО были заключены договоры технологического присоединения.
Данные расходы подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства. Расходы возмещаются по заявлению владельца электросетей.
Постановлением установлены требования к содержанию указанного заявления и прилагаемым к нему документам.
Компенсация подлежит выплате в течение 30 календарных дней со дня начала действия цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, при установлении которых органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов учтены в необходимой валовой выручке территориальной сетевой организации расходы, подлежащие компенсации владельцу объекта электросетевого хозяйства.
Постановление принято во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН».
Учет эквайринговых операций в «1С:Бухгалтерии 8»
Понятие и стороны договора эквайринга
Договор эквайринга заключается между кредитной организацией (банком-эквайером) и организацией (индивидуальным предпринимателем), реализующей товары (работы, услуги). Договор эквайринга представляет собой смешанную сделку, содержащую элементы договора банковского счета, аренды, посреднического договора и т. д.
Суть договора эквайринга заключается в том, что банк предоставляет организации или ИП возможность принимать от клиентов оплату при помощи платежных (пластиковых) карт. При этом платежные карты не обязательно должны быть выпущены этим же банком. Для приема к оплате пластиковых карт требуется специальное электронное программно-техническое устройство (POS-терминал), которое предоставляется банком и устанавливается на рабочее место кассира.
В зависимости от тех или иных условий в различных банках денежные средства, полученные от покупателя, могут зачисляться на счет организации в срок от 1 до 3 рабочих дней.
В рамках договора эквайринга денежные средства могут не только приниматься, но и выдаваться держателям банковских карт. Как правило, для этого используются банкоматы и специальные терминалы, обладающие функцией выдачи наличных денежных средств.
За услуги эквайринга банк взимает комиссию. Обычно, комиссия составляет определенный процент от суммы оплаты, принятой от клиента. Конкретный размер комиссии устанавливается банком индивидуально для каждой организации, с которой заключается договор. При определении размера такой комиссии банк учитывает обороты организации, сферу ее деятельности, регион и многие другие факторы.
В отдельных случаях (как правило, если средний оборот средств в организации небольшой) банки могут потребовать установления фиксированной арендной платы за использование своего оборудования вместо взимания процентов. Эта сумма закрепляется в договоре эквайринга.
Эквайринг позволяет привлечь больше клиентов, поскольку для многих из них возможность оплаты картой является преимуществом в силу своего удобства. Кроме того, используя безналичные оплаты, можно снизить затраты и издержки, связанные с движением наличных средств (например, затраты на инкассацию).
1С:ИТС
Подробнее о договоре эквайринга см. в справочнике «Договоры:условия, формы, налоги» в разделе «Юридическая поддержка».
Какие продавцы обязаны принимать к оплате платежные карты
В соответствии со статьей 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) по выбору потребителя обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) как путем наличных расчетов, так и путем использования национальных платежных инструментов.
Обязанность обеспечить возможность оплаты с использованием национальных платежных инструментов не распространяется на организации и ИП, у которых доходы от осуществления предпринимательской деятельности за прошлый год не превышают предельные значения, установленные для микропредприятий. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 01.08.2016) предельные значения для микропредприятий установлены в размере 120 млн руб.
1С:ИТС
Подробную информацию о порядке применения ККТ см. в справочнике «Контрольно-кассовая техника» в разделе «Юридическая поддержка».
Поддержка эквайринговых операций в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Чтобы учет эквайринговых операций стал доступен пользователю, ему потребуется включить соответствующую функциональность программы. Функциональность настраивается по одноименной гиперссылке из раздела Главное. На закладке Банк и касса необходимо установить флаг Платежные карты (рис. 1).
Эта функциональность активизирует возможность оплаты товаров и услуг покупателями не только с помощью платежных карт, но и за счет банковских кредитов.
Для включения возможности использования собственных и сторонних подарочных сертификатов на закладке Торговля следует установить флаг Подарочные сертификаты.
Рис. 1. Настройка функциональности программы
Оплата платежными картами (оплата с привлечением банковского кредита) может отражаться в учетной системе при помощи следующих документов:
Вид операции Оплата от покупателя предназначен для отражения оплаты, совершенной представителем контрагента с использованием платежной карты по договору в случае оптовой продажи. Общую сумму полученной оплаты, отраженной в документе Оплата платежной картой, можно распределить для отражения в учете по нескольким договорам или по нескольким документам расчетов.
Вид операции Розничная выручка предназначен для отражения сумм оплат по банковским картам, принятых за день неавтоматизированной торговой точкой (НТТ). Общую сумму полученной оплаты можно распределить для отражения в учете по разным ставкам НДС.
Документ Отчет о розничных продажах следует использовать для отражения оплат по банковским картам в автоматизированной розничной торговой точке (АТТ)
Для отражения сведений о банке-эквайере и договоре эквайринга в документах Оплата платежными картами и Отчеты о розничных продажах служит реквизит Вид оплаты, который заполняется из одноименного справочника.
Форма элемента справочника Вид оплаты зависит от выбранного реквизита Способ оплаты, который может принимать одно из следующих значений:
Начиная с версии 3.0.44.102 «1С:Бухгалтерии 8» в справочнике Виды оплат появилась возможность указывать размер комиссии банка в зависимости от суммы операций (выручки) за день.
Особенностью оплаты по банковским картам (а также с привлечением банковских кредитов) является то, что денежные средства за совершенные операции поступают в организацию не от покупателя, а от банка-эквайера (или от банка, выдавшего кредит), причем момент фактического поступления денежных средств на расчетный счет организации, как правило, отличается от момента оплаты покупателем. Иначе говоря, в момент такой оплаты происходит перенос задолженности розничного или оптового покупателя на взаиморасчеты с банком-эквайером (банком, выдавшим кредит). До фактического зачисления на расчетный счет организации денежных средств они учитываются на транзитном счете 57.03.
В соответствии с данными, указанными в справочнике Виды оплат, реквизит Сумма услуг будет заполняться автоматически, если документ Поступление на расчетный счет:
При ручном вводе документа Поступление на расчетный счет комиссию банка придется рассчитывать и указывать вручную.
Учет эквайринговых операций при общей системе налогообложения
Учет доходов и расходов при общей системе налогообложения (ОСНО) в «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается только методом начисления, поэтому сам по себе факт и способ получения оплаты от покупателя большого значения не имеют. При этом, если покупатель заранее оплачивает товары (работы, услуги) банковской картой, то в учете отражается получение аванса, что влечет за собой начисление НДС.
Рассмотрим пример, в котором оптовый покупатель расплачивается с организацией-продавцом банковской картой.
Пример 1
Документ Оплата платежной картой можно сформировать на основании документа Счет покупателю (кнопка Создать на основании). В этом случае потребуется вручную заполнить только поле Вид оплаты и скорректировать сумму платежа, все остальные реквизиты, включая табличную часть, будут заполнены автоматически (рис. 2).
Рис. 2. Оплата платежной картой
Создадим в справочнике Виды оплат новый элемент со способом оплаты Платежная карта и укажем наименование нового вида оплаты, нименование банка-эквайера и договор с ним (рис. 3).
Обращаем внимание, что договор с банком-эквайером имеет вид Прочее.
В соответствии с договором эквайринга укажем дифференцированные процентные ставки комиссии банка, которая, по условиям нашего примера, зависит от суммы операций за день.
В дальнейшем при выборе конкретного вида оплат из справочника Вид оплаты реквизиты Эквайер, Договор эквайринга и Счет расчетов в движениях документа Оплата платежной картой по регистрам учета будут заполняться автоматически. Их можно поменять, перейдя по гиперссылке, находящейся справа от поля выбора вида оплаты (см. рис. 2).
После проведения документа Оплата платежной картой сформируется следующая бухгалтерская проводка:
Для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт.
Итак, покупатель осуществил предоплату, хотя деньги на расчетный счет организации пока не поступили. Какой день считать днем оплаты? В письме ФНС России от 28.02.2006 № ММ-6-03/202@ разъясняется, что в целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ оплатой (частичной оплатой) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав признается получение денежных средств продавцом или прекращение обязательств иным способом, не противоречащим законодательству. В данном случае покупатель свои обязательства выполнил, а банк-эквайер выполняет только роль посредника, поэтому момент определения налоговой базы по НДС у продавца наступает при совершении предоплаты покупателем с использованием платежной карты, а не при зачислении денежных средств банком-эквайером на расчетный счет организации.
Документ Счет-фактура выданный на аванс можно зарегистрировать двумя способами:
Документ Счет-фактура выданный на аванс заполняется автоматически по данным документа-основания. После проведения документа сформируется бухгалтерская проводка:
Документ Счет-фактура выданный на аванс помимо движений по бухгалтерскому учету также формирует записи в специальные регистры для целей учета НДС.
Обращаем внимание, что дата документа Счет-фактура выданный на аванс будет соответствовать дате документа Оплата платежной картой.
Рис. 4. Поступление на расчетный счет от банка-эквайера
После проведения документа Поступление на расчетный счет сформируются следующие бухгалтерские проводки:
Соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт для счетов с признаком налогового учета (НУ).
Продажа товара оптовому покупателю отражается с помощью стандартного документа учетной системы Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи). Документ можно формировать на основании документа Счет покупателю. После проведения документа Реализация (акт, накладная) сформируются следующие бухгалтерские проводки:
Соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт для счетов с признаком налогового учета (НУ). Также формируются записи в специальные регистры для целей учета НДС.
Документ Счет-фактура выданный на реализацию автоматически создается по кнопке Выписать счет-фактуру, расположенной внизу документа Реализация (акт, накладная). При этом в форме документа-основания появляется гиперссылка на созданный счет-фактуру.
Последующая оплата покупателя регистрируется в программе документом Оплата платежной картой, после проведения которого задолженность покупателя переносится на взаиморасчеты с банком-эквайером. Ну а после фактического поступления денежных средств на расчетный счет продавца, зарегистрированного документом Поступление на расчетный счет, задолженность банка-эквайера погашается, о чем свидетельствует нулевое сальдо по счету 57.03.
Таким образом, порядок учета эквайринговых операций при ОСНО в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) представляет собой достаточно простую последовательность действий. Для целей исчисления НДС расчеты с покупателями, осуществленные посредством платежных карт, также не вызывают никаких дополнительных трудностей в учете.
1С:ИТС
О продаже через интернет-магазин товаров, оплаченных банковской картой, см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет».
Учет оплаты по подразделениям на счете 57.03 в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)
Организации, имеющие обособленные подразделения и использующие программу «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (ред. 3.0), могут вести учет хозяйственных операций, в том числе учет розничных продаж и оплату банковскими картами, в разрезе подразделений.
Рассмотрим пример, в котором организация осуществляет розничные продажи через головное и через обособленное подразделение организации и принимает оплату банковскими картами в рамках одного договора эквайринга.
Пример 2
Организация ООО «Интертрейд» занимается оптовой и розничной торговлей хозяйственными товарами, применяет ОСНО, является плательщиком НДС. ООО «Интертрейд» имеет обособленное подразделение в г. Клин, через которое также осуществляется розничная торговля. Организацией ООО «Интертрейд» заключен с банком «РФТ» договор эквайринга от 31.12.2015 № 32132. Вознаграждение банка-эквайера составляет 2 % от суммы поступившей выручки.
Чтобы организовать в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 учет по подразделениям на счете 57.03, рекомендуется для каждого подразделения создавать свои виды оплат со своим договором эквайринга. Для этого договор с банком-эквайером нужно формально разделить на два договора, каждый из которых предназначен для учета по конкретному подразделению (головному и обособленному). Введем в справочник Договоры два элемента с наименованиями:
Для отражения розничных продаж через автоматизированную торговую точку в программе служит документ Отчет о розничных продажах (раздел Продажи) с видом операции Розничный магазин. Документ позволяет регистрировать розничные продажи одновременно с приемом розничной выручки, в том числе оплаченной платежными картами, банковскими кредитами и подарочными сертификатами.
Сформируем документ Отчет о розничных продажах по головному подразделению. На закладке Товары укажем реализованные розничному покупателю за день товары и услуги: их номенклатурный состав, количество, цены и суммы.
Рис. 5. Безналичные оплаты по головному подразделению
После проведения документа Отчет о розничных продажах по головному подразделению, сформируются следующие бухгалтерские проводки:
Для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт для счетов с признаком налогового учета (НУ). Также формируется запись в регистр НДС продажи.
Аналогичным образом нужно создать документ Отчет о розничных продажах по обособленному подразделению, где указать соответствующий вид оплаты, например, Эквайринг РФТ обособленное подразделение Клин. В реквизитах этого вида оплаты должно быть указано соответствующее наименование договора с банком: Договор эквайринга №32132 (обособленное Клин) от 31.12.2015.
Зарегистрируем поступление денежных средств от банка-эквайера, относящееся к головному подразделению, документом Поступление на расчетный счет (рис. 6). В поле Договор следует выбрать значение: Договор эквайринга №32132 (головное) от 31.12.2015.
Рис. 6. Поступление на расчетный счет по головному подразделению
После проведения документа Поступление на расчетный счет сформируются следующие бухгалтерские проводки:
Соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт для счетов с признаком налогового учета (НУ).
Аналогичным образом нужно создать документ Поступление на расчетный счет по обособленному подразделению, где в поле Договор указать значение: Договор эквайринга №32132 (обособленное Клин) от 31.12.2015.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 57.03 (рис. 7) в разрезе подразделений и договоров показывает, что все взаиморасчеты с банком-эквайером отражены корректно.
Рис. 7. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 57.03
Аналитические обзоры
Конституционный суд разрешил вопрос о механизме компенсации затрат на содержание электрических сетей в случае отсутствия статуса ТСО у их владельцев
VEGAS LEX_КС РФ разрешил вопрос о механизме компенсации затрат на содержание электросетей_04.2019
25 апреля 2019 года принято Постановление Конституционного суда РФ № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН».
1. Суть вопроса
Абзац 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ[1] устанавливает, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики:
не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и,
по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. К тому же оно обязано оплачивать стоимость потерь, которые возникают на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг[2] устанавливает, что:
собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату;
указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии; в этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций;
потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ФЗ территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом № 35-ФЗ, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством РФ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
В соответствии с абзацем 3 пункта 24 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Введение (1) указанных выше критериев соответствия одновременно с (2) законодательным запретом на препятствование перетоку ресурса и взимание за это платы владельцами сети при отсутствии тарифа направлены на стимулирование передачи объектов сетевого хозяйства профессиональным участникам рынка, которые смогут качественно обслуживать подобные объекты и тем самым надлежащим образом обеспечить нужды потребителей в надежной поставке энергоресурсов, что нашло свое отражение в Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 511-р).
Таким образом, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства после утраты ими статуса территориальной сетевой организации обязаны как потребители электрической энергии продолжать эксплуатацию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6. Вдобавок они не вправе препятствовать перетоку через их объекты электросетевого хозяйства электрической энергии иным потребителям и требовать за это оплату[3].
Применение указанных норм в совокупности привело к ограничению имущественных прав собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям энергопринимающие устройства иных потребителей электрической энергии, препятствуя им в возмещении затрат на обеспечение перетока электрической энергии и в извлечении прибыли из указанной деятельности.
2. Резюме позиции Конституционного суда РФ
a. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности и устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Каждое лицо имеет право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами и одновременно.
Помимо этого, Конституция допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[4].
Нормативное регулирование отношений, связанных с оказанием субъектами электроэнергетики услуг потребителям электрической энергии, должно основываться на вытекающих из Конституции принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности)[5] вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников таких правоотношений.
b. Государственное регулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций, как подчеркивал в своих решениях Конституционный суд, призвано не только обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, но и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций – участников данных правоотношений[6].
Запрет требовать оплату за переток электрической энергии означает не только то, что собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, не могут получить доход от этой деятельности. Но также и то, что они не могут претендовать на возмещение расходов, которые они несут при ее осуществлении[7].
Такое понимание оспариваемого нормативного положения нашло отражение и в судебной практике (определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2017 года № АПЛ16-632, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июля 2017 года № А43-31392/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2018 года № Ф04-790/2018 и др.).
c. Если собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства утрачивают статус территориальных сетевых организаций, они больше не могут оказывать услуги по передаче электрической энергии на возмездной основе.
Прекращение данного права сопряжено с тем, что эти собственники (владельцы) утратили возможность осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и отвечают исключительно за переток электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным ее потребителям.
При этом деятельность собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства по обеспечению перетока электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, не предусматривающая в системе действующего правового регулирования получение от нее дохода как от предпринимательской или иной экономической деятельности, является одним из средств обеспечения передачи территориальными сетевыми организациями электрической энергии потребителям. Такой переток осуществляется в имеющих публичное значение интересах потребителей электрической энергии тогда, когда другие способы технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций технически невозможны или экономически для них не выгодны.
d. Конституционный суд в своих решениях подчеркивал, что такое правовое регулирование связано с публичной значимостью объектов электросетевого хозяйства, которые находятся в собственности (владении) территориальных сетевых организаций и потребителей электрической энергии, а также со спецификой их деятельности[8]. Делается это для защиты прав потребителей электрической энергии[9]: таким образом законодатель пытается предотвратить необоснованное повышение для них платы за электрическую энергию. Указанное – это реализация предписаний статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции.
Следовательно, оспариваемое нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не противоречит Конституции в той мере, в какой оно исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, получение дохода от деятельности по обеспечению перетока электрической энергии.
e. Собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства обеспечивают надлежащий переток электрической энергии ее потребителям, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства указанных собственников (владельцев). И это притом, что такая деятельность не может являться для них источником получения дохода. К тому же они несут затраты (расходы).
Так, Федеральным законом «Об электроэнергетике» на собственников возложена обязанность оплачивать стоимость потерь, возникающих при эксплуатации принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (абзац третий пункта 4 статьи 26). А это, в свою очередь, предполагает оплату ими стоимости потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в связи с перетоком электрической энергии иным ее потребителям.
В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих таким собственникам (владельцам) объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются ими в рамках заключенных договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии (пункт 129).
При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены их объекты электросетевого хозяйства (пункт 130).
Действующее законодательство наделяет владельца энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, правом опосредованного присоединения к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц по согласованию с соответствующей территориальной сетевой организацией и при условии соблюдения выданных ранее технических условий. При этом стороны такого опосредованного присоединения заключают соглашение о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, в котором, в частности, предусматривают порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств[10].
Это означает, что потребитель электрической энергии может согласиться на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств иного лица к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства этого потребителя электрической энергии, включив в соглашение о перераспределении мощности между сторонами опосредованного присоединения определенное положение. В частности, такое положение должно закреплять, что потери электрической энергии в его электрических сетях, связанные с перетоком через них электрической энергии иному лицу, возлагаются частично или в полном объеме на это лицо.
f. Однако если собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, заключившие договоры о технологическом присоединении с потребителями электрической энергии в качестве территориальных сетевых организаций, утратили этот статус, такие собственники (владельцы) в дальнейшем не вправе в одностороннем порядке расторгнуть названные договоры или изменить их существенные условия, в том числе в силу действия принципа однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. В результате такие собственники (владельцы) вынуждены самостоятельно оплачивать стоимость потерь электрической энергии, возникающих в связи с обеспечением ими ее перетока через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, договоры о технологическом присоединении с которыми они заключили в существенно иных экономических условиях.
Кроме несения расходов на оплату потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, собственники (владельцы) таких объектов, в силу возложенного на них статьей 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества, несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям.
g. Из абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» следует, что использование объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии к электрическим сетям, осуществляется не только для перетока электрической энергии в интересах данных потребителей. С помощью указанных объектов электросетевого хозяйства их собственники (владельцы) осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.
Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. При этом расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно.
Возложение данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности (преамбула и статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Препятствием для установления такого правового механизма не может служить положение абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», обязывающее собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства оплачивать стоимость потерь, возникающих при эксплуатации названных объектов, поскольку оно не исключает права собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства требовать в установленном порядке возмещения понесенных и оплаченных ими расходов на переток электрической энергии иным ее потребителям.
h. Таким образом, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не соответствует Конституции, ее преамбуле, статьям 8, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования законодатель исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (организации, которой установлен индивидуальный тариф на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии).
3. Последствия принятия Постановления Конституционного суда от 25 апреля 2019 года № 19-П
3.1. В контексте нормативно-правового регулирования
В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 25 апреля 2019 года Правительству Российской Федерации надлежит в срок не позднее 1 января 2020 года установить правовой механизм возмещения для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, указанных выше расходов.
При этом федеральный законодатель не лишен возможности внести соответствующие изменения в законодательное регулирование, руководствуясь Конституцией и с учетом правовых позиций Конституционного суда, изложенных в настоящем постановлении.
3.2. Для потребителей услуг по передаче электрической энергии и владельцев объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей
Постановление Конституционного суда от 25 апреля 2019 года с учетом пункта 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает, что исходя из значимости стабильного функционирования электроэнергетического хозяйства для экономики и обеспечения жизнедеятельности граждан, а также учитывая специфику регулирования размера платежей и порядка расчетов между участниками отношений в этой сфере, впредь до введения в действие названного выше правового механизма, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг подлежит применению в действующей редакции; при этом собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации электропринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
4. Резюме для смежных отраслей
Анализ подходов к правовому регулированию вопросов, связанных с обеспечением гарантий перетока энергоресурсов по сетям, позволяет утверждать, что сформулированный в законодательстве об электроэнергетике правовой подход, устанавливающий запрет на препятствование перетоку электрической энергии и взимание за это платы, закреплен также и в регулирующем смежные правоотношения (тепло, газ, вода) законодательстве, что подтверждается также и правоприменительной практикой.
Так, в Определении Верховного суда от 17 июня 2016 года № 306-ЭС16-6217 по делу № А65-12453/2015 указано, что суд апелляционной инстанции отменил судебный акт и отказал во взыскании с ответчика платы за пользование тепловодом, принадлежащим на праве собственности истцу. Суд пришел к выводу об отсутствии у истца права требования этой платы. При этом он руководствовался пунктами 5, 6 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и исходил из того, что ответчик получал тепловую энергию от энергоснабжающей организации через рассматриваемый участок тепловой сети, тариф на оплату услуг по передаче тепловой энергии для истца не установлен, что в совокупности исключает возможность получения истцом платы за рассматриваемое пользование его тепловыми сетями.
Применительно к газоснабжению в Определении Верховного суда от 22 ноября 2016 года
№ 308-ЭС16-14654 по делу № А53-23413/2015 указано, что истцу было отказано во взыскании расходов по причине отсутствия у него тарифа на услуги по транспортировке газа, учитывающего расходы на содержание и эксплуатацию сетей. По мнению судов, представленный истцом расчет расходов документально не обоснован, документы к заявленным расходам не относятся, а протяженность используемого ответчиками участка газопровода определена неверно. К тому же суды установили, что, помимо ответчиков, к газопроводу подключены иные потребители, при этом отсутствие их учета в расчете не пояснено.
При вынесении решения суды руководствовались Федеральным законом от 31 марта 1999 года
№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года № 162, Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 года № 411-э/7.
Что касается деятельности в сфере водоснабжения, часть 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ прямо предусматривает обязанность собственников и иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей не препятствовать транспортировке по их сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды и (или) сточных вод по таким сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей.
Таким образом, закрепленный в Постановлении Конституционного суда правовой подход, предусматривающий необходимость наличия юридических механизмов возмещения для собственника (владельца) объектов сетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей ресурсов, указанных выше расходов, может быть внедрен и в смежных сферах передачи энергоресурсов, например в сферах тепло-, водо- и газоснабжения.
[1] Далее – Закон № 35-ФЗ.
[2] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861; далее – Правила.
[3] Пункт 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и абзац первый пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
[5] Статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3.
[6] Определения от 4 октября 2012 года № 1813-О, от 20 декабря 2018 года № 3142-О и др.
[7] Запрет установлен пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
[8] Определения от 17 июля 2014 года № 1580-О и от 23 июня 2016 года № 1370-О.
[9] Определения от 23 июня 2015 года № 1463-О и от 23 ноября 2017 года № 2639-О.
[10] Пункты 40(4), 40(5), 40(7) и 40(8) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.