вариатор на снегоход что это
Отзывы о работе вариатора Арктик на снегоходе Буран
Технические характеристики вариаторов снегохода Буран
Вариатор ARCTIC
Вариатор АЛЬПИНА
Вариатор САФАРИ
Вариатор БАРС
Начало захвата ремня
Купить оригинальный вариатор Арктик очень просто, его легко отличить по надписи, отлитой на внешней крышке. Чистота обработки частей вариатора, отсутствие микротрещин, повышает доверие к качеству изделия. Крышка вариатора крепится шестью болтами м6 (разной длины), и снимается без труда. В центре крышки имеется отверстие, в котором виден торец неподвижного вала вариатора. В отверстие крышки запрессовано медно графитовое кольцо, обеспечивающее скольжение крышки по валу
Под крышкой установлена пружина (обычно окрашена в желтый цвет). Пружина выполнена из проволоки D 5 мм и имеет в высоту 11 см, а диаметр 52 мм
Сняв крышку и пружину, взгляду открывается средняя часть вариатора (крестовина)
Подвижный конус вариатора съемный. Его перемещение ограничивается другими деталями вариатора. На нем установлены четыре рабочих груза, которые работают по роликам крестовины, ролики в свою очередь работают на осях. Груза, так же установлены на осях, на концы осей надеты пластиковые фрикционные втулки. Втулки вместе с осями вставлены в пазы шкива, где фиксируются от выпадения шплинтами
Последней металлической деталью вариатора является неподвижный конус. В конус, с натягом ввинчена пустотелая труба, которая является валом вариатора. Внутренней частью, труба навинчивается на коленчатый вал двигателя. Внешняя часть, является рабочей поверхностью для подвижного шкива, крестовины и крышки вариатора
Фрикционные вкладыши вариатора Арктик имеют специфическую форму и от других снегоходов не подходят. Поэтому, приобретая вариатор лучше сразу купить ремкомплект фрикционных вкладышей для вариатора Арктик
Ремкомплект вариатора Арктик состоит из четырех квадратиков и восьми втулок
Рекомендация по установке вариатора Арктика, на снегоход Буран
Как установить вариатор Арктик на снегоход Буран.
Для правильной работы вариатора Арктика на снегоходе буран, необходимо выполнить регулировку взаимного расположения деталей. Данные, являются точными при применении ремня шириной 33мм, для работы с которым и рассчитан вариатор Арктика. Установив вариатор на двигатель, проверьте и отрегулируйте следующие величины.
Как отшлифовать конуса вариатора снегохода
Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместить ссылку на статью в сети интернет. Спасибо
Вариатор Арктика для снегохода Буран
Сравнение с другими вариаторами для Бурана
Вариатор Арктика получил множество положительных отзывов, в числе которых отмечают следующие преимущества, замеченные после установки:
На вариаторе установлены 4 подвижных груза, обеспечивающие равномерность сжатия вариатора (без перекосов), а пластиковые детали (втулки осей) изготовлены из антифрикционных материалов применяемых в авиации.
Все это, позволило вариатору «Arctik» работать практически бесшумно, в сравнении с ЦБР «Альпина» или «Сафари». Вариатор Arctic настроен таким образом, что представляет собой нечто среднее между вариаторами Сафари и Альпина.
Описание и технические характеристики
Новый вариатор»Арктик» был выпущен в 2014 году.
Устройство и принцип действия
Вариатор передает крутящий момент с подвижного полушкива на вал, в этом случае, когда осевое усилие от ремня превысит усилие пружины, подвижный полушкив с упором и фрикционными вкладышами, благодаря которым передается крутящий момент (осуществляется передача кинетической энергии) под нагрузкой грузиков будет перемещаться в сторону от неподвижного конуса, вариаторный ремень займет меньший диаметр, тем самым изменится передаточное число.
Требование безопасности
Во избежание отворачивания данного вариатора «Арктик» с вала не запускайте двигатель при снятом вариаторном ремне и кожухе вариатора.
Преимущества данного вариатора
Применение данного вариатора в сравнении с другими вариаторами на снегоходах, мотобуксировщиках, болотоходах и других видах техники дает следующие преимущества:
Как отличить подделку?
Купить оригинальный вариатор Арктик очень просто, его легко отличить по надписи, отлитой на внешней крышке.
Чистота обработки частей вариатора, отсутствие микротрещин, повышает доверие к качеству изделия у потенциальных покупателей.
Крышка вариатора крепится шестью болтами М6 (разной длины), и снимается без труда в отличие от поддельного Арктика.
В центре крышки имеется отверстие, в котором виден торец неподвижного вала вариатора.
В отверстие крышки запрессовано медно графитовое кольцо, обеспечивающее скольжение крышки по валу — контрафактные Арктики такого кольца часто не имеют, либо оно сделано из другого материала.
Рекомендация по установке вариатора Арктика на снегоход Буран
Перед установкой нового вариатора Арктика на снегоход Буран, или любого другого вариатора, рекомендуем обратить внимание на поверхности конусов работающих по вариаторному ремню. Если поверхности шершавые — отшлифуйте поверхности до зеркальной глади.
Зеркальные поверхности конусов имеют лучшее сцепление с вариаторным ремнем — ремень буксует по минимуму и легко передвигается по радиусу конусов. В то время как риски на шкивах препятствуют перемещению ремня — ремень перемещается по шкивам с «заеданиями». Вариатор с шершавыми конусами работает на 50% хуже, чем вариатор имеющий зеркальную шлифовку рабочих поверхностей. Примечание — на всех импортных вариаторах, поверхности конусов абсолютно гладкие. К сожалению, российские вариаторы имеют шершавую поверхность оставшуюся после обработки резцом станка, в процессе производства. И это замечание на сегодняшний день актуально для всех вариаторов РФ, даже тех, что установлены на технику с завода.
Возможные неисправности и методы их устранения
В процессе эксплуатации вариатора «Арктик» могут возникнуть неисправности «неполадки», вызванные износом деталей, нарушением регулировок и правил технического обслуживания.
При своевременной замене трущихся элементов, грузиков, роликов, фрикционных вкладышей, следует строго выполнять основные правила:
При выполнении данных рекомендаций вы увеличиваете срок службы данного изделия.
Позиция | Детали | Количество |
1 | Конус неподвижный | 1 |
2 | Конус подвижный | 1 |
3 | Пружина упора | 1 |
4 | Крышка | 1 |
5 | Упор | 1 |
6 | Грузик | 4 |
7 | Ролик | 4 |
8 | Ось грузика | 4 |
9 | Ось ролика | 4 |
10 | Вкладыш фрикционный | 4 |
11 | Пружина вкладыша фрикционного | 2 |
12 | Кольцо упорное | 4 |
13 | Гайка самоконтрящаяся | 4 |
14 | Втулка оси грузика | 8 |
Практика применения (отзывы)
Пропадает звон присущий работе вариатора Альпина, и клацанье грузов присущий работе вариатора Сафари. Arctic работает практически бесшумно, как вариаторы импортных снегоходов. Хорошая балансировка вариатора способствуют снижению общей вибрации снегохода. За счет полезной массы вариатора, снегоход более уверенно двигается в тяжелых условиях – масса вариатора помогает крутиться двигателю при резком увеличении нагрузки (заезд в снежный нанос), появляется ощущение что двигатель лучше тянет. Четыре рабочих груза обеспечивают равномерное давление — без перекосов на подвижный конус, благодаря чему, достигается хорошее сцепление ремня вариатора с рабочими поверхностями конусов. Ремень не проскальзывает под нагрузкой (не горит) и служит дольше. Обороты зажатия ремня чуть выше, чем у других вариаторов. Часто это идет на пользу, поскольку двигатель развивает большую мощность и снегоход легче трогается. Со временем пружина вариатора немного проседает, и зажатие ремня происходит на меньших оборотах.
Поделитесь своим опытом использования данного вариатора на снегоходе Буран.
ВАРИАТОР НА СНЕГОХОДЕ
Создание силовой передачи — главная трудность, возникающая перед каждым конструктором мотонарт. От того, насколько рационально будет осуществлена передача крутящего момента с коленчатого вала двигателя на ведущее колесо (барабан) гусеницы, зависят тяговые свойства машины. Общее передаточное отношение: двигатель — ведущее колесо движителя, достаточное для обеспечивания проходимости в самых тяжелых дорожных условиях, как показали расчеты, должно составить 1 ÷ 10.
Силовая передача (рис. 1) разделена на два самостоятельных участка. Первый позволяет изменять передаточное отношение между двигателем и промежуточным валом. Этот узел обычно либо мотоциклетная коробка передач, либо наиболее практичная конструкция — клиноременный вариатор.
Рис. 1. Схема силовой передачи мотонарт: 1 — лента гусеницы, 2 — снегозацеп, 3 — подкладка на внутренней стороне ленты, 4 — ведомая звездочка цепи бортовой передачи, 5 — паразитная звездочка, 6 — цепь бортовой передачи, 7 — ведущий вал, 8 — ведущее колесо гусеницы, 9 — ведущая звездочка бортовой передачи, 10 — ведомый вал вариатора, 11 — опора пружины ведомого шкива, 12 — направляющий штырь, 13 — подвижный диск ведомого шкива, 14 — неподвижный диск вариатора, 15 — клиновидный ремень, 16 — ведущий шкив вариатора, 17 — барабан колодочного тормоза, 18 — подвижный диск ведущего шкива вариатора, 19 — педаль тормоза, 20 — вал двигателя, 21 — двигатель, 22 — карбюратор, 23 — магнето, 24 — картер двигателя, 25 — выхлопной трубопровод двигателя, 26 — грузики автоматической регулировки, 27 — пружина подвижных кронштейнов катков, 28 — подвижные кронштейны, 29 — каток.
Второй участок силовой передачи имеет неизменяемое передаточное отношение. Он почти аналогичен для мотонарт всех типов. У этих машин, имеющих значительно меньшую инерцию, чем мотоцикл, переключение коробки перемены передач обычно сопровождается рывками и является основной причиной разрыва цепей.
Вариатор (рис. 2), представляющий собой бесступенчатую коробку скоростей, плавно, автоматически (без вмешательства водителя) изменяет передаточное отношение между ведущим и ведомым валами в зависимости от действующей на гусеницу нагрузки.
Рис. 2. Схема работы клиноременного вариатора: А — положение холостого хода, Б — положение максимальных оборотов. 1 — ведущий шкив вариатора, 2 — шариковый подшипник, 3 — клиновидный ремень, 4 — ведомый шкив вариатора.
Вариатор состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединяемых клиновидным ремнем, передающим усилие за счет трения. Каждый шкив включает неподвижный и подвижный в осевом направлении диски. В зависимости от количества оборотов двигателя диски благодаря наличию автоматического регулятора занимают относительно друг друга положение, соответствующее необходимому передаточному отношению при данной нагрузке.
При увеличении оборотов двигателя диски ведущего шкива сжимаются, расположенный между ними клиновидный ремень переходит на больший диаметр.
Ведущий шкив вариатора (рис. 3) установлен на выходном конце коленчатого вала двигателя и крепится на его конусном хвостовике с помощью шпонки, передающей крутящий момент от двигателя. Шкив затягивается на конусе законтривающимся болтом. Он также состоит из двух дисков, а также подшипника холостого хода (см. рис. 2) и механизма автоматического регулирования. Подвижный диск перемещается в осевом направлении по шлицам хвостовика неподвижного диска.
Рис. 3. Конструктивная схема работы ведущего шкива вариатора: А — положение холостого хода, Б — положение максимальной передачи. 1 — чашка центробежного регулятора, 2 — кронштейн, 3 — ось грузика, 4 — грузик, 5 — упорный фланец подвижного шкива, 6 — направляющая пружины, 7 — пружина, 8 — болт, 9 — внутренний шестигранник, 10 — упор чашки, 11 — шлицованный хвостовик, 12 — подвижный диск, 13 — неподвижный диск, 14 — клиновидный ремень, 15 — наружная обойма шарикоподшипника, 16 — внутренняя обойма, 17 — хвостовик коленчатого вала двигателя, 18 — направляющая пружины, 19 — шпонка крепления неподвижного диска, 20 — двигатель.
Их взаимное положение регулируют грузики, навешенные на осях кронштейнов, приваренных к кожуху. Цилиндрическая пружина постоянно стремится раздвинуть диски ведущего шкива и при вращении механизма уравновешивает осевую силу, возникающую от центробежных сил грузиков.
Ведомый шкив вариатора (рис. 4) также состоит из двух дисков. При этом неподвижный диск посажен на шлицы выходного вала (см. рис. 1) ведущей звездочки бортовой передачи. Этот диск имеет ступицу и шесть направляющих штырей, по которым в осевом направлении перемещается подвижный диск шкива. Направляющие штыри передают крутящий момент.
Рис. 4. Схема работы ведомого шкива клиноременного вариатора: А — положение максимальных оборотов, Б — положение холостого хода. 1 — подвижный шкив, 2 — направляющий штырь, 3 — втулка подвижного шкива, 4 — пружина, 5 — опора пружины, 6 — шайба, 7 — болт крепления, 8 — клиновидный ремень, 9 — неподвижный диск шкива, 10 — ступица неподвижного шкива, 11 — вал привода ведущей шестерни бортовой передачи.
Во время работы шкивы вариатора вращаются синхронно. Ведущий при увеличении оборотов двигателя смещается, и ремень вращается по большему диаметру, увеличивая передаточное отношение и соответственно скорость мотонарт. Ведомый же шкив раздвигается ремнем, описывающим меньшую окружность.
Наличие клиноременного вариатора позволяет регулировать скорость движения мотонарт только за счет изменения оборотов коленчатого вала двигателя, то есть изменением положения дроссельной заслонки карбюратора.
Технические особенности вариатора для снегоходов
Устройство вариатора для снегохода
Вариатор для снегохода состоит со следующих узлов:
Принцип работы вариатора заключается в согласовании вращения ведущего и ведомого шкивов при передаче мощности двигателя на приводящую цепь снегохода, так как при увеличении скорости прямо пропорционально возрастает и сопротивление снега транспортному средству.
Во время эксплуатации транспортного средства вариатор, изменяя в автоматическом режиме передаточное число между шкивами, уравнивает мощность нагрузки, возникающей на цепи снегохода, с мощностью, которую вырабатывает двигатель. А все ДВС свою мощность могут увеличивать только за счет большего расхода топлива и выдавать ее при этом большим числом оборотов коленчатого вала.
Между двумя шкивами натягивается клиноременная передача, которая и доводит крутящий момент, создаваемый двигателем, с коленчатого вала на коробку передач и дальше через нее на ведомую ось снегохода. Изменение передаточного числа в зависимости от повешения оборотов двигателя происходит из-за особого строения вариатора.
На холостом ходу двигателя подвижный ведущий клиновидный диск вариатора полностью разжат, и ремень практически лежит на валу. Поэтому ведущий шкив при этом имеет наименьший диаметр. Когда увеличиваются обороты двигателя, то подвижный диск сжимается центробежным регулятором и выталкивает ремень наверх, тем самым делая больше диаметр шкива.
Неисправности вариатора
Если даже лучший ремень более интенсивно изнашивается с одной стороны, то это означает, что поверхность соответствующего шкива или повреждена, или износилась. Устраняется неисправность заменой дефектной детали. Таким образом, проявляют себя также:
В этом случае дефектная деталь заменяется, муфту нужно отрегулировать, а крепление подтянуть.
Ремень при работе может проскальзывать и при этом ускорено, но равномерно стираться по трем причинам:
Износ пятнами на ремне может возникать из-за:
Вибрация снегохода во время его эксплуатации может возникать также из-за неисправностей в вариаторе:
Подбор ремней для популярных в России снегоходов
Лучший ремень для любой популярной модели снегохода тот, который имеет длину, ширину и угол клина, которые рассчитаны конструкторами вариатора и указаны в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. Эти характеристики такой расходной запчасти, как ремень, владелец транспортного средства должен знать, выбирая его.
Но резинотехнические изделия, сделанные из самых износостойких и прочных материалов с применением полимерных нитей, не будут отрабатывать свой положенный срок, если сам вариатор будет иметь дефекты и неисправности.
Технические особенности вариатора для снегоходов
Основная роль вариатора в трансмиссии снегохода – это плавно изменять частоту вращения вала коробки передач, который является одновременно его ведомым валом. Таким техническим решением при разгоне устройства обеспечивается оптимальная работа двигателя с максимальной реализацией его мощности при больших нагрузках.
Вторая не маловажная роль вариатора в снегоходе – это при непредвиденных нагрузках на ходовую часть (например, пеньки и камни под снегом при езде по целине) предохранять его коробку передач и коленчатый вал двигателя клиноременной передачей, которая способна демпфировать возникающие удары в трансмиссии за счет проскальзывания ремня в шкивах.
Устройство вариатора для снегохода
Вариатор для снегохода состоит со следующих узлов:
Принцип работы вариатора заключается в согласовании вращения ведущего и ведомого шкивов при передаче мощности двигателя на приводящую цепь снегохода, так как при увеличении скорости прямо пропорционально возрастает и сопротивление снега транспортному средству.
Во время эксплуатации транспортного средства вариатор, изменяя в автоматическом режиме передаточное число между шкивами, уравнивает мощность нагрузки, возникающей на цепи снегохода, с мощностью, которую вырабатывает двигатель. А все ДВС свою мощность могут увеличивать только за счет большего расхода топлива и выдавать ее при этом большим числом оборотов коленчатого вала.
Между двумя шкивами натягивается клиноременная передача, которая и доводит крутящий момент, создаваемый двигателем, с коленчатого вала на коробку передач и дальше через нее на ведомую ось снегохода. Изменение передаточного числа в зависимости от повешения оборотов двигателя происходит из-за особого строения вариатора.
На холостом ходу двигателя подвижный ведущий клиновидный диск вариатора полностью разжат, и ремень практически лежит на валу. Поэтому ведущий шкив при этом имеет наименьший диаметр. Когда увеличиваются обороты двигателя, то подвижный диск сжимается центробежным регулятором и выталкивает ремень наверх, тем самым делая больше диаметр шкива.
С подвижным диском ведомого шкива все происходит с точностью до наоборот: при холостом ходу клиновидный ремень входит в сцепление с пазами сжатого шкива сверху, а при увеличении оборотов – опускается вниз к валу, потому что подвижный диск ведомого шкива разжимается нагрузочно-кулачковой муфтой. Таким образом, при максимальных оборотах двигателя передаточное число с ведущего на ведомый вал вариатора будет максимальным.
Неисправности вариатора
Износ и дефекты ремней, которые возникают в процессе эксплуатации – это лучший индикатор не только неисправностей вариаторов для снегоходов, но и КП, двигателя и ходовой части устройства.
Если даже лучший ремень более интенсивно изнашивается с одной стороны, то это означает, что поверхность соответствующего шкива или повреждена, или износилась. Устраняется неисправность заменой дефектной детали. Таким образом, проявляют себя также:
В этом случае дефектная деталь заменяется, муфту нужно отрегулировать, а крепление подтянуть.
Ремень при работе может проскальзывать и при этом ускорено, но равномерно стираться по трем причинам:
Износ пятнами на ремне может возникать из-за:
Вибрация снегохода во время его эксплуатации может возникать также из-за неисправностей в вариаторе:
Несоосность шкивов вариатора и биение ведущего шкива может во время работы вариатора под нагрузкой вырывать материал с боков ремня или даже скручивать и растрепывать его. Лучший способ устранения такой неисправности – это замена ведущего шкива и тщательная регулировка вариатора.
Подбор ремней для популярных в России снегоходов
Лучший ремень для любой популярной модели снегохода тот, который имеет длину, ширину и угол клина, которые рассчитаны конструкторами вариатора и указаны в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. Эти характеристики такой расходной запчасти, как ремень, владелец транспортного средства должен знать, выбирая его.
Естественно, что долговечность и уверенная работа ремня в вариаторе снегохода также зависит и от резинотехнического материала, из которого он сделан. Кроме оригинальных изделий, для снегохода «Буран», например, подходят РТИ от чешской Rubenа ArtiCa и от WORLD MOTORS. Для снегоходов фирмы Yamaha, кроме оригинальных изделий, подходят РТИ от известных производителей Gates и Carlise. Да, собственно, все ремни для популярных снегоходов выпускаются со стандартными техническими характеристиками, которые зависят от мощности транспортного средства и межосевого расстояния между шкивами вариатора.
Но резинотехнические изделия, сделанные из самых износостойких и прочных материалов с применением полимерных нитей, не будут отрабатывать свой положенный срок, если сам вариатор будет иметь дефекты и неисправности.