в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя

Педагогика

в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя

в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя Домашняяв чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя Карта сайтав чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя Избранное
в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя Студентамв чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя Шпаргалкив чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя Словарик
в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителяА знаете ли Вы, что такое « » в педагогике?

Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя

Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я.С. Турбовского. Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.

Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.

Диагностическая методика изучения инновационных процессов предусматривает:

• систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей, формирующихся на основе преодоления реальных трудностей педагогической деятельности;

• поиск путей, концепций, технологий передового педагогического опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;

• выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения педагогических инноваций (показ, описание, открытые занятия, изучение литературы, подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).

Источник

В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Смысл первой причины состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; смысл второй причины заключается в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом, отношении.

Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.

Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя. Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я.С. Турбовского [1]. Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.

Источник

Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя

Проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я.С. Турбовского.

Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.

Диагностическая методика изучения инновационных процессов включает:

Практическая работа по диагностическому изучению педагогических инноваций включает в себя несколько этапов.

На втором этапе с учетом конкретных данных первого этапа проводится планирование и реализация планов работы по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации. Материалы диагностики берутся в основу планирования методической работы школы, работы предметно-методической комиссии, индивидуальной методической работы учителя.

На третьем этапе подводятся итоги работы и повторное диагностирование. Задача данного этапа состоит в том, чтобы направить деятельность учителя на определение конечных и промежуточных результатов работы; на анализ изменений, произошедших внутри педагогического коллектива; на анализ и оценку работы методических объединений и комиссий.

Опыт показывает, что диагностический подход позволяет по-новому строить работу по повышению квалификации учителей, влиять на устойчивость результатов работы.

Успешное использование диагностической методики зависит от направленности на инновационную деятельность, на развитие педагогического творчества и инициативы.

Источник

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Смотреть картинку в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Картинка про в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя. Фото в чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя

Рубрика: 1. Общая педагогика

Статья просмотрена: 7919 раз

Библиографическое описание:

Трифонова, С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности / С. А. Трифонова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1338/ (дата обращения: 08.12.2021).

«Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз, «gnosis» – знание. В античном мире диагностиками назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика – уже медицинское понятие, означающее распознавание болезни. В ХХ веке это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях» [2, с. 6].

В общем смысле диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания – диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу [3, с. 43].

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. Ученый определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации [5, с. 7].

В настоящее время существуют различные определения педагогической диагностики.

И.П. Подласый рассматривает педагогическую диагностику как «исследовательскую процедуру, направленную на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс [7, с.122].

В.И. Загвязинский дает следующее определение педагогической диагностике: «Процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов» [4, с. 52].

Н.М. Борытко под педагогической диагностикой понимает «деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса» [1, с. 10].

В.Г. Максимов рассматривает педагогическую диагностику как практику выявления качества педагогической деятельности, причин ее успехов или неудач [6, с. 43].

Таким образом, можно определить педагогическую диагностику формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как исследовательскую процедуру, направленную на выявление и оценку уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет. В нашем случае предметом диагностики выступает готовность педагогов к реализации инновационной деятельности.

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить функции диагностики формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Первая функция – функция обратной связи, суть которой заключается в том, что диагностические данные служат главной информацией для анализа имеющегося уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и конструирования процесса формирования данной готовности. Ко второй функции мы относим функцию оценки уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, которая заключается в сравнении и сопоставлении достигнутых результатов в процессе формирования готовности с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности. Третьей функцией, на наш взгляд, является конструктивная функция, обеспечивающая основу для дальнейшей работы в формировании готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Данная функция позволяет корректировать ход процесса формирования готовности, прогнозировать результаты работы, формировать умения, навыки и личностные качества педагогов, необходимые для реализации инновационной деятельности. Информационная функция – четвертая функция педагогической диагностики – заключается в проведении открытой исследовательской процедуры, доведении результатов диагностики до сведения педагогов, что позволит повысить активность участников исследования в процессе формирования готовности к реализации инновационной деятельности, обнаружив позитивные изменения или снижение показателей. Пятая функция – управленческая, она связана с основными этапами управления формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и обеспечивает проведение диагностики в процессе формирования данной готовности.

Для эффективной реализации функций педагогической диагностики необходим оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в условиях современной школы.

При выделении критериев готовности педагогов к реализации инновационной деятельности мы учитывали следующие требования: критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве.

Рассматривая готовность педагогов к реализации инновационной деятельности как единство её компонентов: знаниевого, практического и личностного, мы оцениваем её сформированность по следующим критериям: методологический, технологический и рефлексивный. Показатели данных критериев представлены в таблице 1.

Критерии готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Структурные компоненты готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Критерии формирования готовности педагогов

Владение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами, овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии.

Владение технологиями, способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности и степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности.

Отношение педагога к инновационной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; способность анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности.

Показатели критериев готовности


Инновационный стиль мышления.

Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности.

    Способность к саморазвитию;

    Способность к самоанализу инновационной деятельности.

На основе данных критериев и показателей выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации инновационной деятельности: низкий, достаточный и высокий.

Готовность педагогов к реализации инновационной деятельности низкого уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

Достаточный уровень готовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

С целью проведения эффективной диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности был подобран оценочно-критериальный инструментарий диагностики таким образом, что позволил оценить уровень готовности не только по каждому критерию, но и по каждому показателю. Оценочно-критериальный инструментарий нашей диагностики представлен в таблице 2.

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики

готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Диагностический инструментарий

Методологическая культура;

Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

    Самооценка методологической культуры учителя


    Инновационный стиль мышления.


    Опросник «Стиль мышления»


    Тест «Ваш творческий потенциал»

Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности.

    Карта педагогической оценки способностей педагогов к инновационной деятельности

Способность к саморазвитию

    Анкета по выявлению способностей к саморазвитию


    Способность к самоанализу инновационной деятельности.


    Методика определения индивидуальной меры рефлексивности;

    Методика оценки учителем рефлексивных способностей.


Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.
Литература:


Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания / Н.К.Голубев, Б.П. Битинас. – М.: Педагогика, 1989. – 158 с.

Похожие статьи

Подготовка к исследовательской деятельности будущего.

Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения. Для педагога профессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности.

Структура готовности педагогов к реализации инновационной.

Еще в 80-е годы ХХ века ряд ученых считали важным аспектом подготовки педагога к инновационной деятельности, обеспечение инновационной готовности. В настоящее время феномен готовности к инновационной деятельности активно исследуется Н.Б. Березанской.

Модель формирования готовности учителя к организации.

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся.

Исследовательская компетентность как основной компонент.

– педсовет «Исследовательская деятельность педагога: возможности, трудности, перспективы»; – двухгодичный обучающий семинар «Организация и руководство исследовательской деятельностью дошкольников».

Организационно-психологическое сопровождение развития.

Объект исследования: процесс развития исследовательской компетентности педагога современной школы.

– цель сопровождения — развитие целостной и интегративной способности педагога к исследовательской деятельности; методологически обоснованные

Педагогическая диагностика в инновационном процессе.

педагогическая диагностика, учебно-воспитательный процесс, образовательная деятельность, педагогическая деятельность, качество образования, личностно-ориентированное образование.

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике.

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба.

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационность относится к выражению педагогической системы не только по его дидактическому построению, но и общественно значимым результатам и духовному облику педагога [1.

Организация учебноисследовательской и проектной.

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Похожие статьи

Подготовка к исследовательской деятельности будущего.

Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения. Для педагога профессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности.

Структура готовности педагогов к реализации инновационной.

Еще в 80-е годы ХХ века ряд ученых считали важным аспектом подготовки педагога к инновационной деятельности, обеспечение инновационной готовности. В настоящее время феномен готовности к инновационной деятельности активно исследуется Н.Б. Березанской.

Модель формирования готовности учителя к организации.

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся.

Исследовательская компетентность как основной компонент.

– педсовет «Исследовательская деятельность педагога: возможности, трудности, перспективы»; – двухгодичный обучающий семинар «Организация и руководство исследовательской деятельностью дошкольников».

Организационно-психологическое сопровождение развития.

Объект исследования: процесс развития исследовательской компетентности педагога современной школы.

– цель сопровождения — развитие целостной и интегративной способности педагога к исследовательской деятельности; методологически обоснованные

Педагогическая диагностика в инновационном процессе.

педагогическая диагностика, учебно-воспитательный процесс, образовательная деятельность, педагогическая деятельность, качество образования, личностно-ориентированное образование.

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике.

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба.

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационность относится к выражению педагогической системы не только по его дидактическому построению, но и общественно значимым результатам и духовному облику педагога [1.

Организация учебноисследовательской и проектной.

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *