варфрейм что это в дизайне
Как не запутаться при общении с веб-дизайнером
разбираем разницу между прототипами, макетами и вайрфреймами
Андрей Батурин
В веб-дизайне есть много профессиональных терминов, но особую путаницу у заказчиков и даже разработчиков, не знакомых с дизайном, вызывают понятия вайрфрейм, мокап и прототип. Нередко считают, что это одно и то же, и из-за этого при общении с дизайнером возникает недопонимание. Чтобы вы могли избежать такого недопонимания в будущем, мы подробно разберем особенности каждого из этих понятий.
И прототип, и варфрейм, и мокап — это все финальные варианты будущего сайта. Но в чем же тогда их отличие? В том, что они показывают проект с разных сторон. Сейчас расскажем подробнее.
Мокап
Мокап (mockup) — это в дословном переводе “макет”. Представляет собой не сильно детализированный набросок дизайна.
Вот его основные характеристики:
Мокап используют, когда нужно быстро согласовать с заказчиком визуальную часть будущего сайта, так как создать мокап можно относительно быстро. Также он помогает получить фидбек заказчика и его пожелания по дизайну.
Вайрфрейм
Вайрфрейм (от англ. Wireframe) — это, по сути, тот же мокап, только в черно-белом виде и с упором не на визуальную составляющую, а на структуру и содержание. Его создают на начальном этапе работы над проектом, чтобы составить общую картину будущего проекта.
Если проводить аналогию, то вайрфрейм можно назвать детализированной картой города, где указаны все улицы, заведения, схемы движения. Но эта карта черно-белая и без иллюстраций. Она нужна, чтобы человек мог подробно разобрать структуру города, но она не подходит, чтобы он мог насладиться его красотой.
Главный принцип здесь — упрощенность. Не нужно зацикливаться на визуальных деталях и отрисовывать каждую кнопку и иконку (как это, например, делают в мокапе). Лучше сосредоточиться на деталях структуры и расположения элементов.
Разработка варфрейма — ключевой этап создания дизайна, так как от него затем отталкиваются и другие участники процесса: разработчики, SEO-шники, копирайтеры и т.д. Wireframe плохо подходит для этапа тестирования, однако очень полезен как инструкция для разработчиков.
Прототипы
Прототип — это, если упрощать, сверстанная версия мокапа. То есть, мокап, на который наложили функционал сайта, и в котором пользователь уже может покликать кнопки и выполнить некоторые действия, чтобы посмотреть, как все работает.
Разработка прототипа — затратный процесс в плане ресурсов: он отнимает много времени у дизайнеров и верстальщиков. Однако это отличная возможность протестировать удобство сайта, в том числе, еще до начала программирования, чтобы довести до ума логику интерфейса и пользовательский путь.
Какую форму дизайна использовать в работе
Не обязательно при работе над одним проектом разрабатывать поочередно вайрфреймы, мокапы, а затем и прототипы. В некоторых случаях можно обойтись и одним-двумя форматами.
Выбор зависит от следующих условий:
Учитывая эти условия, вы можете выбрать для себя оптимальный вариант взаимодействия с заказчиками и членами команды при разработке дизайна.
— Обобщая, можно сделать вывод, что вайрфрейм — это черно-белое отображение структуры сайта; мокап — это визуализация дизайна сайта, а прототип — это рабочий вариант сайта для тестирования функционала.
Закажите дизайн сайта в нашей студии
Не стыдно спросить: что такое вайрфрейм, мокап и прототип
Цифровые продукты не рождаются из воздуха по щелчку — их планируют, визуализируют в макете и только потом собирают в рабочую версию. В этом процессе постоянно всплывают понятия «вайрфрейм», «мокап», «прототип» — у них похожий смысл, поэтому их легко спутать.
Чтобы разобраться, мы поговорили с UX/UI-дизайнером Олей Черненькой. И по ее видению составили Q&A-гайд, который объяснит разницу между этими понятиями.
Зачем нужны макеты?
Дизайн-процесс — штука гибкая и зависит от сложности продукта, размера команды, которая над ним работает, и сроков. Я могу рассказать только то, что вижу со своей позиции — дизайнера-фрилансера, который сам отвечает за этапы подготовки финальной версии продукта.
С макета начинается разработка любого веб-продукта. Он демонстрирует, что, где и как будет расположено, какого цвета будут кнопки и главное — как все это будет работать.
В UX-дизайне есть несколько видов макетов: вайрфрейм, мокап и прототип. Они показывают, как будет выглядеть будущий продукт с трех точек зрения — структуры, визуальной концепции и функциональности соответственно. Их разрабатывают последовательно.
Если создаешь очень простой продукт с единственным возможным пользовательским сценарием (например, лендинг), можно ограничиться только мокапом или вайрфреймом + мокапом. Но в остальных случаях проектирование проходит все три стадии.
Что такое вайрфрейм?
Вайрфрейм — это грубый набросок структуры продукта. Он позволяет быстро зафиксировать идею того, как все будет устроено, и не требует большого количества времени на отрисовку. По сути, это ориентир для команды, схема продукта — структура, на которую потом будут наращивать «мясо».
Чтобы сделать вайрфрейм, нужно знать цель и целевую аудиторию продукта, его конкурентов. Для простых проектов этого будет достаточно, а для сложных — понадобится техническое задание со списком необходимых функций.
Вайрфрейм — это просто формат отображения информации. Можно сделать вайрфрейм для пути пользователя, для одной или всех существующих страниц. Причем степень детализации может быть разной:
— низкодетализированный вайрфрейм можно сделать даже на первом брейншторме с командой, набросав быстый скетч от руки. Но в этом случае без дополнительной презентации разобраться, что к чему, не сможет никто, кроме автора вайрфрейма.
— высокодетализированный вайрфрейм — это уже более подробный план, с подписями-пояснениями, что значит каждый элемент. Такой вайрфрейм уже можно показывать клиенту, и дополнительная презентация не нужна.
Время создания: низкодетализированный можно нарисовать за несколько минут, высокодетализированный — за 1-2 дня.
Где создается: для низкой детализации достаточно бумаги и карандаша, для высокой — любого графического или векторного редактора (Sketch, Figma).
Что такое мокап?
Мокап — это дизайн-концепция продукта. Здесь упор идет на визуальную часть: мы нанизываем дизайн на утвержденную структуру (вайрфрейм). Мокап нужен для того, чтобы утвердить дизайн продукта с клиентом или провести фокус-группу для выбора лучшего варианта дизайна.
Мокап можно презентовать как статичный макет в формате JPG или как макет, сделанный с помощью InVision, Sketch Cloud, Figma Preview Mode.
Эти инструменты позволяют фиксировать элементы (например, хедер) при скролле и смотреть макет через браузер, что придает ему больше реалистичности. Еще с помощью программ можно показать, как дизайн будет выглядеть на носителе, и добавить анимацию — так картинка получается более сочной. Обычно именно такие мокапы презентуют клиенту и выкладывают на дрибббле или бихансе.
Дизайнер может использовать для мокапа иллюстрации, близкие по стилю, а после утверждения с клиентом — обратиться к иллюстратору или подключить его в процессе работы и утверждать мокап с готовым вижуалом. Простую анимацию можно сделать своими силами, я использую для этого программу Principle. Для более сложной — придется привлечь моушн-дизайнера.
Время создания: первая страница занимает 2-4 дня. Дальше — когда уже знаешь, в какой стилистике работать — процесс идет быстрее.
Где создается: Sketch, Figma, Adobe XD.
Что такое прототип?
Прототип — это интерактивная модель продукта. В отличие от вайрфрейма и мокапа, он кликабельный. Прототип показывает не только как будет выглядеть конечный продукт, но и как он будет работать.
Прототип нужен, чтобы протестировать функциональность продукта и исправить ошибки, прежде чем отдавать проект в разработку.
Время создания: если дизайн-концепция готова, остается только пролинковать страницы — на это уходит 1-2 дня. Иногда этап мокапа пропускают и делают прототип на основе детализированных вайрфреймов.
Где создается: Sketch, Figma, Adobe XD, Invision.
Лайф/тайм-сейверы в разработке макетов
#1. Задавай вопросы на старте. Если на этапе постановки задачи понимаешь, что чего-то не понимаешь, — не стесняйся, спрашивай. Лучше уточнить в самом начале, чем потратить время, сделать неправильно — и вернуться в исходную точку.
#2. Общайся с командой в процессе работы. Не закрывайся — держи коллег по проекту в курсе, показывай сырые макеты, обсуждай спорные моменты. Так будет меньше шансов отклониться от общего видения продукта.
#3. Думай о цели макета. На каждом этапе она своя. Цель вайрфрейма, например, — быстро (и это ключевое слово) зафиксировать идею. Не трать время на отрисовку кнопочек, красота здесь не так важна. Плюс, чем дольше работаешь над каким-то решением (даже если оно не самое удачное), тем сильнее к нему привязываешься — и тем сложнее будет от него отказаться.
Вайрфреймы, прототипы и мокапы
В работе UX-проектировщика часто встречаются слова wireframe, prototype и mockup. Опытные коллеги, конечно, в курсе, чем отличается одно от другого и для чего используется. А для новичков и непросвещённых разработчиков и менеджеров мы перевели ту часть статьи Wireframing, Prototyping, Mockuping — What’s the Difference, где всё это объясняется.
Попытки перевести wireframe и mockup породили уже, наверное, дюжину терминов разной адекватности и распространённости. Мы это учли и в статье ограничились простыми «вайрфрейм» и «мокап», чтобы каждый подставил такие русификации, какие заведены у него в компании.
Wireframe
Что такое вайрфрейм?
Вайрфрейм — это низко детализированное представление дизайна. Он чётко должен показывать:
Вайрфрейм — не просто бессмысленный набор серых блоков, хотя это выглядит именно так. Считайте это скелетом вашего дизайна и запомните, что в вайрфрейме должны быть представлены все важные элементы конечного продукта.
«Представлены» — это ключевое слово, которое поможет вам найти правильный баланс между уровнем детализации и скоростью создания. Нельзя уходить в детали, но с другой стороны, нужно создать цельное представление конечного дизайна и не пропустить ни одного важного элемента. Вы описываете фронт работ по проекту для всех задействованных лиц: разработчиков, дизайнеров, копирайтеров, менеджеров — всем им нужен хорошо сработанный вайрфрейм. По сути, вы создаёте карту города. Каждая улица должна на ней быть, но в очень упрощённом виде. Смотря на карту, вы можете оценить планирование города, но не можете увидеть его красоту.
Вайрфреймы должны создаваться быстро и большую часть этого времени следует провести за обсуждениями с командой и размышлениями. Само таскание серых блоков по экрану должно занимать минимум времени.
Внешний вид должен быть эстетичным, но очень простым. Чёрно-серо-белый — типичная палитра вайрфрейма (вы можете добавить синий, чтобы обозначить ссылки).
Если, например, выбор пиктограмм или загрузка картинок занимает слишком много времени, их можно заменить заглушками — накрест перечёркнутыми прямоугольниками с соответствующим описанием. Мы склонны полагать, что вайрфрейм даёт неполное представление о конечном результате.
Запомните, хороший вайрфрейм ложится в основу чистового дизайна и определяет направление работы для всей команды.
Когда использовать вайрфреймы?
Обычно вайрфреймы используются как документация по проекту. Так как они показывают взаимодействие пользователя с интерфейсом в отдельных статичных моментах, их нужно сопровождать текстовыми комментариями: как короткими пояснениями, так и комплексной технической документацией, при необходимости.
Однако они могут использоваться менее формальным способом. Так как они просты и быстро создаются, они, как зарисовки, хорошо подходят для обсуждения внутри команды. Если разработчики спрашивают, как что-то должно быть сделано, ответ может быть дан в виде быстро сделанного вайрфрейма.
Вайрфреймы сложно приспособить для юзабилити-тестирования, хотя они могут пригодиться для получения отзывов во время начального «партизанского» исследования, когда вам срочно требуется озарение и вас не беспокоит методологическая чистота.
В общем процессе дизайна вайрфреймы могут быть неожиданно эффективны и, хоть в последние годы о них отзывались не очень, они остаются важным начальным этапом сложных проектов.
Prototype
Что такое прототип?
Прототип, часто путаемый с вайрфреймом, — это средне или высоко детализированное представление конечного продукта, которое имитирует взаимодействие пользователя с интерфейсом. Он должен позволять пользователю:
Прототип — это имитация взаимодействия пользователя с интерфейсом конечного продукта. Он может не выглядеть в точности как конечный продукт, но определённо не должен быть наброском в оттенках серого. Взаимодействия должны быть аккуратно смоделированы и быть максимально похожими на то, что будет в конечном продукте. Связь между интерфейсом (фронтендом) и бэкендом обычно опускают для сокращения издержек и ускорения процесса.
Когда использовать прототип?
Потенциал прототипов полностью раскрывается при пользовательском тестировании. С помощью этой имитации можно получить много материала для улучшения юзабилити ещё до фактического начала разработки.
Прототипы обычно не очень подходят для документации, так как понять работу интерфейса можно только в процессе взаимодействия с прототипом. С другой стороны, прототип — это наиболее привлекательная форма документирования дизайна, так как интерфейс представляется как есть.
Учтите, что прототипирование — это довольно дорогостоящая и длительная форма разработки и обсуждения дизайна. Я рекомендую создавать прототипы, которые потом можно повторно использовать при разработке (да, это значит, что вам придётся кодить HTML, CSS и, возможно, JS). Это особенно эффективно в относительно простых проектах.
Если всё сделано правильно, то в сочетании с юзабилити-тестированием прототипирование себя окупит.
Mockup (mock-up)
Что такое мокап?
Мокап — это средне или высоко детализированное статичное представление дизайна. Очень часто мокап — это черновик дизайна или даже фактический дизайн-макет. Хороший мокап:
Мокапы часто путают с вайрфреймами из-за названий таких программ как Mockingbird, Mockup Builder, Balsamiq Mockups.
Когда использовать мокап?
Мокапы очень хороши для получения одобрения от заинтересованных лиц, не вовлечённых в разработку. Благодаря визуальной природе мокап воспринимается легче, чем низко детализированные артефакты, и при этом создаётся быстрее прототипа. Они хороши для сбора отзывов, и их можно использовать в документации.
Вайрфреймы, прототипы и мокапы – в чем разница?
От редактора: несмотря на обширное использование слова «мокап» в англоязычной литературе и блогосфере, я предлагаю использовать более понятное и подходящее слово «макет» (или «дизайн-макет»).
Несколько лет назад я понял, что большинство моих друзей IT-шников, не дизайнеров называли результаты своей деятельности синонимичными понятиями. Они предполагают, что вайрфрейм, прототип и мокап — это одно и то же, выполненный из сероватых блоков набросок конкретной идеи.
Проблема такого упрощенного видения заключается в том, что они никогда не могут предвосхитить, чего ожидать от работы специалиста из области UX-дизайна, и легко могут запутаться. «По какой причине эта область не кликабельна?», «Я даже не понял, что мне нужно кликать мышкой именно тут», — такого рода комментарии раздражающе часто встречаются среди UX дизайн-проектов (User Experience Design — целью которого является дизайн взаимодействия с пользователем). Смешивания двух понятий — вайрфрейма и прототипа, – это все равно, что приравнивание архитектурного проекта (детализированный план будущего здания) и демонстрационного здания (который иногда строится без фронтальных стен).
Хотя вы, конечно, можете попробовать жить в таком здании (понимая, что вся его красота будет заключаться в прекрасном виде на великолепные рядом стоящие здания), но вам не удастся поселиться с комфортом на его наброске, который представляет собой лишь листок бумаги.
Демонстрационное здание и план дома – это различные способы коммуникации в архитектуре:
Аналогичное разделение может быть применено к вайрфреймам, прототипам и мокапам. Они выглядят по-разному, они передают информацию разного рода и служат разным целям.
Однако демонстрационное здание и план дома имеют нечто общее – они оба представляют финальный продукт, т.е. настоящий дом. И опять же именно такая же аналогия может быть применена для сравнения вайрфрэймов, прототипов и мокапов – все эти документы являются разными формами представления финального продукта.
Хотите верьте, хотите нет, но различия между прототипами, вайрфрэймами и мокапами – это первое, чему я старался обучить членов моей UX-команды.
Да, это действительно важно.
Давайте рассмотрим в деталях, что такое вайрфреймы, прототипы и мокапы, чтобы вы поняли идею, что используется в конкретных ситуациях.
Вайрфреймы (Wireframes)
1. Что такое вайрфрейм?
Вайрфрейм – это образ дизайна низкой точности. Он должен четко показывать:
Вайрфреймы не бессмысленный набор серых блоков, хотя он выглядит примерно так. Рассматривайте его как скелет вашего дизайна и помните, что вайрфреймы должны изображать каждую деталь финального продукта.
«Изображение» — здесь это ключевой термин, который поможет вам найти требуемую точность, удобный темп. Вы не можете показать слишком много деталей, но, с другой стороны, вы должны создать точный образ финального дизайн-продукта, не упускающего ни одной его важной детали. Вы прокладываете тропинку для целого проекта и людей, которые работают вместе с вами (разработчики, графические дизайнеры, копирайтеры, менеджеры проекта – им всем нужен хорошо сделанный вайрфрейм). По сути, вы создаете карту города. Каждая улица представлена на карте, но ее визуальное изображение упрощено. Вы можете прочувствовать архитектуру города, если посмотрите на карту, но не сможете воспринять его красоту.
Вайрфреймы нужно делать быстро и почти все остальное время тратить на общение с членами команды и … размышления. Среднее время на создание вайрфрэймов должно быть реально ограничено.
Визуализация должна быть построена по правилам эстетики, но сильно упрощена. Черный, серый и белый – это типичные цвета, которые вам понадобятся (разве что вы можете добавить синего в конкретные ссылки).
Если что-либо занимает слишком много времени на подготовку (например, выбор иконок, загрузка изображений), вы должны представить его в упрощенном виде (например, используя «заполнители» — прямоугольники, пересеченные линиями крест на крест для изображений, плюс подобающее описание). Мы обычно называем вайрфреймы данными низкой точности (lo-fi).
Запомните, хорошо созданный вайрфрейм изображает дизайн предельно точным образом и прокладывает дорогу для всей команды.
2. Когда использовать вайрфрэймы.
Вайрфреймы обычно используются как документация к проекту. Поскольку они являются статичным и фиксированным способом отображения интерфейса, их нужно соответствующе описать (от краткого пояснения, до сложной технической документации, если это необходимо).
Однако они могут быть использованы не по столь формальному назначению. Так как они удобны и просты в использовании, они полезны как быстрые наброски для внутренней коммуникации в команде. Если девелоперы спрашивают, как что-то должно быть выполнено, ответ можно представить как быстро выполненный вайрфрейм.
Имейте в виду следующее: UXpin – это старт-апы с реально быстрыми циклами разработки (выпуск каждые пару дней). Мы используем вайрфреймы для быстрой визуализации заданий (даже самых небольших!). Это уничтожает всякое недопонимание и это очень дешево.
Вайрфреймы редко используются как материал для тестирования, хотя они могут помочь получить обратную связь на начальном этапе исследования, в котором вы еще не заботитесь о методологической бедности воплощения, но уже пытаетесь получить быстрые результаты.
Вайрфреймы в контексте целостного дизайн-процесса могут быть удивительно эффективны и, не смотря на то, что за последние несколько лет они получили несколько негативных отзывов, по-прежнему незаменимы на начальных этапах комплексных проектов.
Прототипы
1. Что такое прототипы?
Прототип, который часто путается с вайрфреймом, — это середина на пути к высококачественному изображению финального продукта, стимулирующего взаимодействие с пользовательским интерфейсом.
Они должны позволить пользователю:
Прототип – это симуляция финального взаимодействия между пользователем и интерфейсом. Он может выглядеть не совсем так, как будет выглядеть финальный продукт, но очень похоже на него (определенно не сероватый набросок). Взаимодействия должны быть точно смоделированы и иметь значительное сходство с финальным опытом. Независимость между интерфейсом и механикой бэкенда обычно упускается для снижения затрат и ускорения цикла разработки.
2. Когда использовать прототип.
Прототипы используются в полной мере в тестировании пользователей. Такие симуляции финального взаимодействия формируют основу для качественных юзабилити-тестов еще до того, как начинается разработка.
Прототипы обычно не являются лучшей документацией, которую вы можете представить, поскольку они требуют он «читателя» некоторых усилий, чтобы понять интерфейс. С другой стороны, прототипы это наиболее привлекательная форма дизайн документации, так как интерфейс отчетливый, и простой.
Имейте в виду, что прототипирование достаточно дорогая и время-затратная форма дизайн коммуникации. Я бы предположил создание прототипов, которые могут быть использованы повторно в дальнейших разработках (это значит, что вы должны уметь писать HTML, CSS и, возможно, JS-код). Это особенно эффективно в относительно простых проектах.
Выполненные правильно, в сочетании с тестированием пользовательского интерфейса, прототипы могут показать себя с выгодной стороны.
Мокап
1. Что такое мокап?
Мокап – это середина на пути к высоко-точному, статичному дизайн-образу. Часто мокапы – это графические наброски или даже актуальный графический дизайн.
Хорошо сделанный мокап:
Мокапы часто путают с вайрфреймами из-за названий некоторых компаний, производящих программное обеспечение (видимо, речь идет о сервисах, подобных moqups.com — прим. ред.).
2. Когда использовать мокап.
Мокапы особенно полезны, если вы хотите добиться быстрого утверждения у стейкхолдера. Благодаря их визуальной натуре мокапам не сопротивляются из-за низкой точности исполнения и вместе с тем их гораздо быстрее создать, чем прототипы. Они хорошо подходят для получения обратной связи, и в контексте целого дизайн-проекта помогут в формировании большой главы финальной документации.
Резюме
Как начать?
Прежде чем вы выберите средство коммуникации в дизайн-процессе, вам нужно:
Это минимум. Теперь подумайте, какое решение будет наиболее подходящим в вашем случае, принимая во внимание ваш продукт и команду. Какое будет наилучшим для вас? Формализованная документация или быстрый набросок и дискуссия лицом к лицу? Достаточно ли у вас времени и денег для сложных изысканий в области пользовательского опыта или вы лишь собираетесь в ближайшее кафе с несколькими набросками для потенциальных клиентов?
Какие навыки у вас есть? Умеете ли писать код? Оценивая себя, членов команды и проект, вы должны понять, какое решение будет правильным.
Вы, конечно, можете создать все эти варианты и … во многих случаях вы так и сделаете! Не бойтесь делать этот шаг. Все они имеют значение и, выполненные хорошо, приблизят вас к потрясающему дизайну.