что арабы привнесли в мировую культуру

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами.

Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеис тических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой однако человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.

Насколько, однако, исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов».

Пока Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов — естественно, инструкций на все случаи жизни он оставить не мог. В связи с этим и возникли два течения в исламе: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины — означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону.

Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия.

В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы — персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. В жизни этих народов ислам сыграл огромную роль, изменяя их духовное обличье и создавая новую историческую эпоху. Таким образом возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная «мусульманская общность» — умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную специфическую мусульманскую ментальность, безотносительно их предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.

В соответствии с традицией — хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала весьма сильно поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба».

Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII—VIII вв. называют эпохой классицизма). Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи были завзятыми опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами и покровителями известных научных институтов — тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывавшие многие сотни тысяч томов религиозных и светских произведений.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего

Арабский язык и Коран — два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.

С начала своего развития, в классическую эпоху, в века блестящего развития (IX—XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII—XIV вв.) арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

Прежде всего следует учитывать, что в основе ислама лежала забота о правоверных в этом, земном мире, а различные научные дисциплины оказывали здесь существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология были весьма полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых Препятствий, к достижению ими высокого уровня.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах

выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094—1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.(«Созерцай мою красоту, и ты проникнешься пониманием»-написано на стенах крепости от имени самой крепости) Исламский строй ума включает в себя острое ощущение хрупкости мира, емкость мысли и действия, чувства ритма. Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма.

Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани.

Роберт Блифолт (историк): «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами».

Источник

Арабское наследие в современном мире

что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть фото что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть картинку что арабы привнесли в мировую культуру. Картинка про что арабы привнесли в мировую культуру. Фото что арабы привнесли в мировую культуру

Мир арабов в VII – XIII веках был настоящей космополитической цивилизацией, объединяющей большое количество народов, живших в Испании, Северной Африке, в древних землях Египта, Сирии, Месопотамии. Сплотил эти все народы ислам. Было заключено множество союзов, открылись новые торговые пути, земли. Связь между народами обеспечивал арабский язык. Именно там зародилась общая арабская культура.

Арабская цивилизация объединила не только мусульман, но и христиан и евреев. Её представителями стали арабы, африканцы, берберы, египтяне, потомки финикийцев и хананеев, а также другие народы. Они «плавились» в одном большом котле. Динамичная цивилизация внесла в мир замечательные достижения. Между VII и XIII веками в арабском мире процветали культура и обучение, что способствовало развитию искусства и наук. Арабская цивилизация сохранила библиотеки древних греков, римлян, византийцев. Те знания, которые получила средневековая Европа, были взяты из арабского мира.

Математика

Арабы внесли в цифру 0, что дало возможность решать сложные математические задачи. 0 стал усовершенствованием индуистской концепции. Также арабская десятичная система счисления облегчила курс математики. Большая роль арабов в разработке алгебры и тригонометрии, отцом которых считают Аль-Хорезми. Он нашёл более точный и всеобъемлющий метод точного деления земель, чтобы можно тщательнее соблюдать Коран. Арабские математические исследования стали проходить в европейских университетах. Арабы реформировали календарь, в результате этого за пять тысяч лет произошла погрешность лишь в 1 день.

Астрономия

Как и математика, астрономия в древнем арабском мире усовершенствовалась, опираясь на религию. В ней учитывалось точное время восходов и закатов Солнца. Это нужно было для определения Уразы (мусульманского поста) во время Рамадана. Средневековые арабские астрономы создали карты звёздного неба в обсерваториях в Пальмире и Мараге. Им удалось определить длину градуса.

Арабские учёные установили долготу и широту. Они исследовали относительные скорости света и звука. Аль-Бируни даже обсуждал теорию вращения Земли вокруг собственной оси ещё задолго до Галилея. Аль-Фазари, аль-Фергани, аз-Заркали занимались разработкой магнитного компаса и построения знаков Зодиака. Большое количество арабских астрономов в XIII веке работали в Мараге.

Медицина

Большие достижения были достигнуты арабами в медицине. За основу они взяли методы врачевания Древней Месопотамии и Древнего Египта. В IX веке был арабский врач Ар-Рази. Он работал в области заражений инфекциями. В Европе вплоть до XVI века пользовались работами «Китаб аль-Мансури».

Аль-Рази первым удалось диагностировать оспу и корь. Он провёл связь между этими болезнями и заражением. Арабский врач разработал ртутную мазь и хирургические нитки из кишечника животных. В Европе хорошо известен Авиценна (Ибн Сина). Он стал пионером в области психиатрии. Ибн Хатиб и Ибн Хатима в XIV веке сделали вывод, что чума распространяется посредством заражения. А другой арабский врач, Китабул Малики аль-Маглуси работал над концепцией капиллярной системы. Сириец Ибн ан-Нафис открыл принципы малого круга кровообращения. Арабы для лечения широко применяли травы.

Архитектура

Арабы своей архитектурой прославляли Ислам. В первую очередь они строили мечети и мавзолеи. Научившись у римлян строить арки, они развили этот стиль в своём строительстве, сделав его образцом архитектуры. В Дамаске находится Большая Мечеть, которую построили ещё в VIII веке. В её архитектуру прекрасно вписалась подковообразная арка. Остроконечные арки можно увидеть в старинных мечетях Каира.

Такой стиль был перенят европейскими зодчими, строивших соборы в Англии, Франции, Италии. Прекрасные мечети были построены в Иерусалиме, Мекке, Триполи, Каире, Дамаске, Константинополе. Кубические арабские переходные опоры под куполами были применены в строительстве соборов и дворцов в Палермо в XI и XII веках. Очень много архитектурных сооружений арабского заимствования находится в России. Они пришли туда с завоеваниями Тамерлана. Старинная красота поражает своей элегантностью.

Навигация и география

Хананеи разработали первые в мире навигационные карты, возможно, это они сделали одновременно с египтянами, открывшими Атлантический океан.

В IX веке средневековые арабы изобрели магнитную стрелку компаса. Самым известным географом арабского Средневековья был аль-Идриси. Этот учёный XII века жил на Сицилии. Он составил атлас мира, состоящий из семидесяти карт. Но не все территории были нанесены на них. В своё время атлас Идриси, Китабал-Руджари, был самым лучшим спутником путешественников.

Его использовал в своих путешествиях Ибн Баттута, который проехал на лошадях, верблюдах и парусных кораблях более 75 тысяч миль. Он изучал Турцию, Болгарию, Россию, Персию, среднеазиатские страны. Ибн Баттута провёл несколько лет в Индии, а затем был послом в Китае.

Известный арабский путешественник написал о своих поездках книгу «Рихла». В ней он описал социальные условия, экономику, политику стран, которые посетил. Другой араб, Хасан аль-Ваззан, ставший христианином, получившим имя Лев Африканский, написал книгу о своих путешествиях по Африке.

Его труд перевели на несколько языков. Два столетия работы Льва Африканского считались самыми авторитетными исследованиями Африки.

что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть фото что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть картинку что арабы привнесли в мировую культуру. Картинка про что арабы привнесли в мировую культуру. Фото что арабы привнесли в мировую культуру

Садоводство

Арабы очень любили землю. Они считали её источником жизни и даром Аллаха. Основателем ботаники считается живший в XII веке Ибн аль-Аввам. Он написал справочник, в который вошли более 500 различных растений. Учёным был описан метод прививки, кондиционирования почвы, лечения больных растений. Арабы внесли большой вклад в производство пищевых продуктов.

Им удалось прививать лозу, что стало основой в дальнейшем виноградарства в Европе. Арабы перевезли хлопок на европейский рынок из Египта. Кофе тоже пришёл в Европу из арабского мира. Арабы подарили миру разнообразные цветы и травы, из которых делались духи. Многие продукты питания, например, такие как рис, цитрусовые и другие, попали на европейскую кухню от арабов через восточные торговые караваны. Косметика, которую стали использовать европейки, тоже пришла к ним из арабского мира.

Разные науки

Большой вклад арабы внесли в инженерное дело, например, это были водяное колесо, цистерны, ирригация, водяные колодцы на фиксированных уровнях, водяные часы. Аль-Хайсам (Альхазен) описал оптические иллюзии, такие как радуга и миражи, что дало толчок к появлению фотографических инструментов. Велик вклад арабских учёных и в другие науки: физику, анатомию, химию.

Ремёсла

Малые художественные произведения были подняты арабами на высокий уровень. Их стеклянная посуда, керамика, текстиль прославились на весь мир. Стены зданий арабские мастера покрывали сложной мозаикой, плиткой, резьбой. В Европе очень любили сирийские мензурки и изделия из горного хрусталя. В Валенсии использовали мавританские обжиговые печи.

Каллиграфия

Арабская каллиграфия – настоящий вид искусства. Ею украшены все мечети. Очень красив и арабский язык. На нём написано большое количество поэтических и драматических произведений. Арабы очень много переводили на свой язык трудов учёных и философов древнего мира, таких как Аристотель, Платон, Гиппократ и других. «Тысяча и одна ночь» и «Рубайят» Омара Хайяма – самые любимые произведения арабской литературы. Арабами была разработана система историографии.

Музыка

Большое количество музыкальных инструментов пришло к нам из арабского мира, это арфа, лира, цитра, барабаны, флейта, гобой, тамбурин. Некоторые из них стали прародителями известных ныне инструментов, таких как гитара и мандолина. Волынка тоже была завезена в Европу из Палестины. Её привезли британские военные. Арабские лады звучат в музыкальных произведениях.

Философия

Прославились на весь мир и арабские философы, открывшие заново для мира труды Аристотеля и Платона. Они пытались найти ответы на вопросы сотворения Вселенной. Самыми известными из них стали Авиценна и Ибн Хальдун. Их мысли были сформированы многими древними цивилизациями – Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Индии, Византии, Египта и других. Из арабской культуры родились три самые распространённые религии – Ислам, Христианство, Иудаизм.

Источник

Что полезного дали миру арабы?

Цифры современной десятичной системы носят название арабских, поскольку европейцы заимствовали их у арабов. И хотя, по всей вероятности, их родина — южная Индия — есть вещи, за которые нам можно быть благодарными арабскому миру.

Кофе распространился по миру ислама как приемлемый заменитель алкоголя, который запрещен для мусульман Кораном. В 1645 году через Йемен и Турцию кофе прибыл в Венецию, а уже через пять лет в Лондоне открылась первая в Европе кофейня. Ее владельцем был турок.

Шахматы пришли из Персии. Об арабских корнях рассказывает даже само название. В переводе с персидского «шах мат» означает «шах умер».

Моющие средства были известны еще шумерам и вавилонянам, но лишь мусульмане регулярно экспериментировали с продуктом. Они смешали растительные масла с щелочью и ароматическими соединениями.

Техника ткачества развивалась быстрее всех в арабских странах. Первые ковры соткали кочевые народы, но именно арабские мастера из Персии и Турции изготовляли ковры, которые по сей день считаются лучшими в мире.

В 852 году инженер и поэт Аббасу ибн Фирнасу оснастил свой плащ дощечками и спрыгнул с крыши храма. Он не погиб, потому что плащ задержал падение. Это был прототип парашюта.

Инженер аль-Джазари, живший в XII веке, изобрел устройство, отвечающее за превращение ротационного движения в линейное — коленчатый вал. Также он изобрел замок с кодом и механические часы. Некоторые называют его праотцом робототехники.

Скальпели, пилы, щипцы, ножницы — плод необычной фантазии арабского медика аль-Захрави. Многие из этих крайне полезных в медицине предметов не изменились со времен изобретения, а это более тысячи лет назад. Мусульманским лекарям принадлежит авторство медицинских капсул, анестетиков и описание процесса кровообращения.

Первые ветряные мельницы появились в мусульманских странах, большую часть которых занимали пустыни, в 634 году.

Согласно легенде, авторучка появилась после того, как один капризный арабский султан потребовал пишущий предмет, который бы не пачкал его прекрасные одеяния и золотые руки. И вскоре напуганные подданные преподнесли ему нечто похожее на авторучку. Историки считают, что первый прототип авторучки появился в 953 году у мусульман.

Восточные сладости часто кажутся нам излишне сладкими. Однако в этом есть своя мудрость: таких сладостей не съешь много! В Европе нуга, рахат лукум, халва, козинаки и пахлава появились в XVII-XVIII веках. Они были большой редкостью, и их подавали в самых богатых домах как изысканные деликатесы.

На Востоке все виды сладостей называются «халяуа». Это арабское слово в переводе означает «сладости». Часто их давали в качестве бесплатного угощения от гостеприимного дома.

Источник

Арабская культура

что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть фото что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть картинку что арабы привнесли в мировую культуру. Картинка про что арабы привнесли в мировую культуру. Фото что арабы привнесли в мировую культуру

что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть фото что арабы привнесли в мировую культуру. Смотреть картинку что арабы привнесли в мировую культуру. Картинка про что арабы привнесли в мировую культуру. Фото что арабы привнесли в мировую культуру

Арабская культура – это культура созданная арабами и другими народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в средние века. Основной внешний признак этой культуры – арабский язык. Она первоначально сложилась в Западной, Центральной и Северной Аравии. Предшественницей арабской культуры была древняя культура Южной Аравии, население которой говорило на сабейском языке и создало свою письменность. Наряду с культурой арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака древняя культура Южной Аравии оказала значительное влияние на арабскую культуру в период ее возникновения. Около IV века северные арабы создали свое буквенное письмо, которое было одной из разновидностью арамейской скорописи.

После образования Арабского Халифата средством культурного и политического общения по всей территории мусульманского государства стал арабский язык. Арабы и другие народы, вошедшие в состав Халифата создали уникальную высокоразвитую культуру, которая оказала значительное влияние на другие страны (в частности, Западную Европу) и явилась крупным вкладом в мировую культуру.

Идеологической основой религиозных, философских и исторических наук являлся ислам. Арабская историография (ибн Исхак, ибн Хишам, ат-Табари, аль-Балазури, ибн Сад) развивалась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммада.

Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшие новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенствованные типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно-прикладного искусства. К выдающимся памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса /692/ и культовое здание Куббат ас-Сахра /688/ в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоративными мозаиками /VIII в./, мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепленные военные лагери Каср-аль-Хайр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развивалось зодчество и декоративно-прикладное искусство. В Магрибе и на Пиренейском полуострове сложилось мавританское искусство, давшее замечательные памятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе /7-9 вв./ и в Кордове /8-10 вв./, Альгамбра в Гранаде /середина 13 — начало 14 вв./). Значительные успехи были достигнуты в градостроительстве; был создан новый тип «круглого города» (Багдад), улучшено водоснабжение, особенно в Каире и Кордове.

Крестовые походы /11-13 вв./, монгольское нашествие /13 в./ сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением производства и культуры. Но в арабских странах Африки и на Пиренейском полуострове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в средневековой Европе. Очагами этой культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Астрономические сочинения испанских арабов стали основой европейской астрономии. Еще одно достижение арабской культуры этого периода – историко-социологическая теория арабского историка ибн Халдуна /1332-1406/. Наблюдалось также значительное развитие художественной литературы и особенно мавританского искусства (испано-мавританская керамика).

По материалам: Историческая энциклопедия. — М., Издательство «Советская энциклопедия», 1973-1982.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *