валюта сдр что это
Что такое специальные права заимствования
Специальные права заимствования (СПЗ, Special Drawing Rights, SDR, СДР) – условная расчетная единица Международного валютного фонда, используемая при расчетах между странами и для предоставления кредитов. СПЗ представляют собой сумму резервных платежей государств в резервной системе.
Основной причиной создания СПЗ в 1969 году стала следующая. Страны — участницы МВФ в соответствии с международными соглашениями делают взносы, которые составляют резерв в определенных долях. Однако этих средств оказывается недостаточно для обеспечения международных финансовых взаимоотношений.
Согласно Бреттон-Вудской валютной системе, резервной валютой должен был быть доллар США. Но в обороте требовалось слишком большое количество валюты, выпуск на рынок которой подорвал бы доверие к ней. Это противоречие получило название «парадокс Триффина» — в честь американского экономиста Роберта Триффина, впервые исследовавшего данное явление в 1960-х годах.
В результате было принято решение выпустить в обращение специальную условную единицу. Эмиссия производится следующим образом: МВФ выделяет каждой стране-участнице определенный объем СПЗ пропорционально квоте в фонде. Расчет этой квоты основывается на валовом национальном продукте государства. При этом члены МВФ обязуются поддержать свои СПЗ всеми доходами и возможностями заимствования правительства, а также принимать их в обмен на золото или конвертируемые валюты.
Первоначально при выпуске цена 1 единицы СПЗ была приравнена к 1 доллару США, который, в свою очередь, должен был обеспечиваться золотом по курсу 37 долларов за тройскую унцию. Переход на плавающие курсы большинства валют развитых стран привел к тому, что цена СПЗ стала определяться исходя из стоимости корзины валют, которая пересматривается раз в пять лет. В 2012 году в нее входят 41,9% долларов США, 37,4% евро, 11,3% британских фунтов стерлингов и 9,4% японских иен.
Несмотря на то что СПЗ не могут использоваться компаниями и частными лицами и применяются исключительно при межгосударственных расчетах, этот инструмент получил самостоятельный международный код на валютном рынке – XDR. На 2012 год общий объем СПЗ, находящихся в обращении, превышает 20 трлн единиц.
В то же время необходимо понимать, что сами по себе СПЗ не могут быть использованы непосредственно для международных финансовых операций, например для поддержки курса нацвалюты. Для этого СПЗ необходимо предварительно конвертировать в ту или иную валюту или золото.
Официальный курс этой международной расчетной единицы ежедневно фиксируется Банком России. На весну 2012 года он колеблется в пределах 45,00—45,50 рубля.
Активно используется в финансовых оценках и расчетах в международном почтовом обмене. С января 2014 фиксированный почтовый курс такой: 1 СПЗ = 48,12 рубля.
Что такое специальные права заимствования (СПЗ, СДР, SDR)
Special Drawing Rights или сокращённо SDR это некий аналог международной валюты созданный Международным валютным фондом для проведения взаиморасчётов между странами (членами МВФ) и предоставления кредитов в рамках экономической помощи.
Предпосылки создания SDR
Необходимость создания СПЗ была обусловлена противоречием назревшим в результате практического осуществления решения принятого в рамках Бреттон-Вудской конференции (1944 год) о том, чтобы сделать доллар США мировой резервной валютой. Если в двух словах, то суть этого противоречия состояла в том, что доллар просто не справлялся с возложенными на него функциями.
Для обеспечения банков всех стран необходимым количеством долларов, потребовалось бы такое их количество, которое подорвало бы в итоге доверие к ним. Это противоречие именуется — дилеммой Триффина (в честь Роберта Триффина впервые поднявшего эту проблему).
В итоге, в 1969 году МВФ эмитировал SDR — искусственную расчётно-платёжную единицу призванную устранить парадокс Триффина и облегчить осуществление взаиморасчётов между МВФ и странами-участниками.
Специальные права заимствования (SDR) существуют только в безналичной форме и имеют специфическую природу не позволяющую назвать их ни валютой (в чистом виде), ни долговыми обязательствами.
В настоящее время СПЗ используются не только в рамках взаимоотношений МВФ со странами-участницами. Помимо этого их используют и, так называемые, сторонние держатели СПЗ. В данном случае, они в основном применяются в качестве единицы для выражения цен, тарифов и т. п.
Как рассчитывается стоимость СПЗ
Изначально (в 1969 году) одна единица СПЗ приравнивалась к одному доллару США, который, в свою очередь, имел жёсткую привязку к золоту (за один доллар давали 1/35 тройской унции или 0,888671 грамма золота). Но после того, как США в 1971 году, в одностороннем порядке отказались от золотого обеспечения доллара, для расчёта СДР начали использовать курсы шестнадцати мировых валют. С 1981 года число базовых валют сократили до пяти: доллара, дойчмарки, французского франка, фунта стерлингов и йены. Затем, после введения евро, число этих валют сократилось до четырёх (марка и франк перешли в евро). Ну а с 2016 года, СДР снова стали рассчитывать на базе курсов пяти валют, на этот раз было решено добавить к ним китайский юань.
Сегодня для расчёта стоимости специальных прав заимствования используются установленные на Лондонской бирже курсы ведущих валют мира. В настоящее время это: доллар США, евро, китайский юань, японская йена и британский фунт. При этом влияние каждой из этих валют определяется согласно следующему ряду факторов:
В настоящее время состав валют для расчёта СДР такой:
Период | USD | EUR | CNY | JPY | GBP |
---|---|---|---|---|---|
2016–2020 | 41.73% | 30.93% | 10.92% | 8.33% | 8.09% |
МВФ периодически (раз в пять лет) пересматривает актуальность корзины валют и долю каждой из них для расчёта SDR. Итоговая (расчётная) стоимость СПЗ выражается в долларах США. Официальный курс специальных прав заимствования рассчитывается ежедневно и публикуется на официальном сайте МВФ:
Текущее значение курса можно всегда найти по адресу: https://www.imf.org/external/np/fin/data/rms_sdrv.aspx
Распределение СПЗ
Международный валютный фонд производит распределение СПЗ между странами-участниками в соответствии с той квотой, которая определена для каждой из них. Таким образом страны члены МВФ получают в своё распоряжение международный резервный актив, который впоследствии можно использовать как во взаиморасчётах между друг другом, так и для выплаты процентов и погашения кредитов выданных МВФ.
Обращение СПЗ организовано таким образом, что оно, по сути, является самофинансирующимся. Суть в том, что если государство имеет авуары в СПЗ превышающие ту сумму СПЗ, которая ей была выделена при распределении, то оно получает проценты (на величину избытка авуаров). А если, наоборот, распределённая сумма СПЗ превышает размер авуаров страны в них, то страна платит процент (на величину недостачи авуаров).
Размер процентной ставки по специальным правам заимствования рассчитывается исходя из процентных ставок по тем валютам (на рынке краткосрочных долговых финансовых инструментов), которые используются для расчёта их курсовой стоимости. Определение процентной ставки по СДР происходит каждую неделю.
Распределение СПЗ производится для пополнения существующих резервных активов государств членов МВФ и своей основной целью имеет поддержание мировой экономики в моменты спадов и кризисов. За всю историю такое распределение проводилось трижды:
Помимо этого, в 2009 году было ещё дополнительное распределение двадцати одного с половиной миллиарда СПЗ с целью исправить существующий дисбаланс или, если хотите, несправедливость, в результате которой более 1/5 стран участниц МВФ ни разу не получали подобного распределения (в силу того, что они присоединились к МВФ позже 1981 года.
Обеспечение ликвидности
Для поддержания должного уровня ликвидности необходимо наличие постоянного спроса и предложения. Предложение СПЗ возникает в тех случаях, когда государства участники МВФ желают продать часть своих активов в них, с целью корректировки состава имеющихся у них резервных средств. Спрос же зачастую продиктован необходимостью покупки СПЗ для выполнения перед МВФ своих обязательств (например — погашения кредита).
На рынке СПЗ имеет место ряд добровольных договорённостей между странами-членами о купле/продаже. В рамках этих договорённостей были установлены лимиты на покупку (продажу) для каждой из стран. В настоящее время, после последнего распределения СПЗ в 2009 году, существует тридцать две договорённости подобного рода.
Кроме этого, в том случае, если добровольных договорённостей будет недостаточно для поддержания необходимого уровня ликвидности СПЗ, Международный валютный фонд оставляет за собой право назначать покупателей в виде стран занимающих достаточно прочные позиции в мире. Покупка производится в пределах установленных лимитов за свободно конвертируемую валюту у стран занимающих, по мнению МВФ, более слабые позиции.
Таким образом Международный валютный фонд выступает гарантом ликвидности СПЗ и сохранения за ними статуса международного резервного актива.
Понятие и сущность СДР
Если взглянуть на структуру резервов Центрального Банка, то можно обнаружить, что часть резервов хранится в специальных правах заимствования или СДР. Сути и предназначению СДР и посвящена эта статья.
Понятие СДР
СДР — это потенциальное право на часть денег Международного валютного фонда. Нередко СДР еще называют синтетической валютой.
При вступлении в МВФ каждая страна делает взнос. Фонд в свою очередь выпускает СДР и распределяет их между странами пропорционально их взносам. В этот момент фактически происходит обмен части внесенных денег на СДР. По окончании этих операций у страны на счетах оказываются эти самые СДР.
Если стране потребуются деньги, то она может продать часть СДР другой стране или непосредственно Фонду, получив назад доллары (или другую валюту). Выходит, что СДР — это потенциальное право забрать часть своего взноса из фонда МВФ.
Это право является потенциальным, потому что страна может обменять СДР, только если у фонда есть в наличии свободные денежные средства.
Как устанавливается курс СДР?
Мы говорили, что страна может обменять СДР на доллары. Невольно возникает вопрос, по какому курсу это можно сделать? В этом случае СДР лучше представлять себе как «корзину» из четырех резервных валют (доллар США, иена, фунт стерлингов и евро), в которую каждая из них входит в определенном количестве. Таким образом, обменный курс СДР на доллары в точности равен стоимости в долларах вот такой «корзины» из валют.
Зачем нужны СДР?
Сегодня СДР в основном используются в качестве расчетной валюты МВФ и международной резервной валюты. Например, если Фонд выдает кредит какой-то стране, то номинирует он его в СДР и, соответственно, требует обратно его тоже в СДР — в этом и состоит расчетная функция. Кроме того, СДР во многих странах используется в качестве резервной валюты. Как видим, применение этой валюты сегодня крайне ограничено, однако так было не всегда.
Когда создавалась эта валюта, у нее было совсем другое предназначение. Она должна была поддержать систему фиксированных обменных курсов и золотой стандарт, так называемую бреттон-вудскую систему. Как мы знаем из истории, эти цели не были достигнуты, и после отмены золотого стандарта роль СДР стала значительно менее важной.
Если заглядывать в будущее, то некоторые прочат, что СДР как раз может стать именно той мировой резервной валютой, которой сейчас как раз не хватает мировой экономике для стабильности. Но пока это лишь мысли вслух, не более того.
Резюме
Специальные права заимствования — синтетическая валюта МВФ, которая представляет собой потенциальное право на часть внесенных в фонд денег. Используется СДР для взаиморасчетов между странами-участницами этой организации, а также в качестве резервной валюты.
Как расшифровывается СДР?
СДР расшифровывается как специальные права заимствования. Возникает резонный вопрос: почему СДР, ведь аббревиатура словосочетания «специальные права заимствования» должна быть СПЗ? Так произошло, потому что по-английски специальные права заимствования — Special Drawing Rights. Аббревиатура этого названия и есть SDR, что по-русски звучит как СДР.
У мирового правительства тоже есть своя валюта. Её пустят в ход 23 августа
В своём небольшом расследовании доктор экономических наук, глава Русского экономического общества Валентин Катасонов показывает, как невинный финансовый инструмент «Специальные права заимствования» постепенно становится официальной валютой нового мирового правительства.
Монеточка-выручалочка глобалистов
Еще в 2020 году в Международном валютном фонде (МВФ) и вокруг него начались активные разговоры о том, что Фонду надо провести выпуск большой партии СДР. Под этой аббревиатурой скрывается англоязычный термин – Special Drawing Rights (SDR, специальные права заимствования). Это наднациональные безналичные деньги, которые имеет право эмитировать только МВФ; они могут использоваться лишь для очень специальных целей.
Решение о создании такой валюты «ограниченного пользования» было принято ещё в далёком 1969 году, а первую партию выпустили 1 января 1970 года – больше полувека назад. Потом было ещё несколько эмиссий, и в общей сложности в начале 1970-х годов в мире существовало 9,3 млрд единиц SDR.
СДР распределяются между государствами пропорционально их долям в капитале Фонда и размещаются на специальных счетах стран-членов. Эти «деньги» входят в состав национальных международных резервов, могут перемещаться со счёта на счёт стран-членов МВФ в результате покупок других валют из международных резервов или в результате предоставления взаимных кредитов. Для осуществления обычных торговых сделок или инвестиций SDR на данный момент использоваться не могут.
В момент рождения СДР эту валюту приравняли к доллару США (1 SDR = 1$) и окрестили «бумажным золотом». Более того, ожидалось, что на смену золотодолларовому стандарту придёт стандарт, основанный на СДР. Но этого не произошло. В 1976 году на Ямайской конференции было принято решение о демонетизации золота (лишении золота статуса денег) и об установлении бумажно-долларового стандарта. Американский доллар был провозглашен властителем валютно-финансового мира. А как определяется курс SDR сейчас, я не так давно писал на Царьграде.
Про SDR вроде бы забыли. Правда, в 1979-81 гг. были проведены ещё эмиссии на общую сумму 12 млрд. СДР, но они погоды не делали. Но спустя почти три десятилетия МВФ опять провел две эмиссии – в августе и сентябре 2009 года на общую сумму 182,7 млрд СДР – в разы больше, чем за весь период существования этой квазивалюты!
Сам Фонд и эксперты комментировали такую гигантскую эмиссию тем, что надо было срочно гасить пожар мирового финансового кризиса 2008-09 гг. Возможности отдельных государств были исчерпаны, и тогда мировые финансовые власти и вспомнили о такой «палочке», вернее «монеточке-выручалочке» (хотя в физическом виде эта валюта не выпускается), как SDR.
Десятилетие кризиса МВФ
Ресурсная база МВФ во втором десятилетии нынешнего века не выглядела очень уж мощной, она могла оказаться недостаточной для того, чтобы загасить пожар следующего мирового кризиса. Шли обсуждения о необходимости реформирования Фонда путем увеличения взносов стран-членов в его капитал при одновременном изменении квот государств в этом капитале. Целый ряд стран существенно укрепили свои позиции в мировой экономике и, естественно, требовали увеличения своих квот, а с ними и увеличения своей доли в голосах). Прежде всего это страны группы БРИКС. Традиционные мировые лидеры, и в первую очередь США, разумеется, не желали такого пересмотра, т.к. опасались утраты своего контроля над Фондом. В настоящее время США имеют долю в голосах, равную 16,51%, что позволяет им использовать такой важнейший инструмент управления, как право вето – для него необходимо иметь не менее 15% голосов. Таким образом, Соединённые Штаты могут заблокировать любое важное для планеты финансовое решение – неплохое подспорье к эмиссии резервной валюты и военному доминированию!
Реформа Фонда зашла в тупик. И тут родился альтернативный, компромиссный вариант укрепления ресурсной базы Фонда – с помощью масштабной эмиссии «бумажного золота». Конечно, многие развивающиеся страны хотели бы, чтобы масштабная эмиссия SDR была проведена одновременно с пересмотром квот в их пользу. Но Запад упирался. В конце концов, развивающиеся страны стали соглашаться на эмиссию даже без пересмотра квот. Но тут неожиданно начал сопротивляться главный акционер Фонда – США. Президент Дональд Трамп посчитал, что масштабная эмиссия СДР усилит такие страны, как Китай, Россия, Иран и им подобные, т.е. страны с антиамериканской внешней политикой. В общем, в истекшем десятилетии разговоров о возможной эмиссии было много, но все они оказались пустыми.
Привить любой ценой
Дело сдвинулось с мертвой точки в 2020 году. Толчок был дан пандемией COVID-19 и последовавшим за ней мировым экономическим кризисом. Это подстегнуло переговоры по масштабной эмиссии СДР Фондом. В конце прошлого года на выборах президента США победил Джо Байден, а он, в отличие от Трампа, не возражал против расширения ресурсной базы МВФ за счет масштабного выпуска международной «валюты».
В конце 2020 года в пользу выпуска «бумажного золота» добавился ещё один аргумент, весьма далекий от финансов. Всемирной организацией здравоохранения был провозглашён курс на всеобщую вакцинацию. Но привить от вируса 80% населения Земли – дело очень недешёвое.
Конечно, у богатых стран Запада, особенно тех, у которых работают на полную мощность «печатные станки» Центробанков (ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии и др.), таких проблем нет. Но вот странам третьего мира, особенно наиболее бедным, эту задачу решить крайне сложно. МВФ, конечно, пытался и пытается «помочь» таким странам путем навязывания кредитов. Но последние уже почти не реагируют на бесплатный сыр в мышеловке.
Итак, надо привить сотни миллионов, а может быть, даже миллиард человек в странах, где на это нет денег ни в карманах граждан, ни в государственной казне. План ВОЗ (и стоящей за ней мировой закулисы) может сорваться.
Нет денег – нет здоровья
Чтобы не быть голословным, приведу данные по вакцинации по отдельным странам на 2 августа этого года (доля полностью вакцинированных в общей численности населения, %; в скобах – доля получивших хотя бы одну дозу вакцины в общей численности населения, %):
Как говорится, почувствуйте разницу между «богатым Севером» и «нищим Югом». Нет денег – пожалуйста, умирайте от коронавируса на здоровье (хотя, конечно, польза прививок не так уж очевидна). Стран, где полная вакцинация до сих пор не дотягивает до одного процента, очень много. Уже более года страны «богатого Севера» (прежде всего, G7) обсуждают вопрос о том, что надо бы скинуться и помочь «бедному Югу» провести всеобщую вакцинацию. В МВФ и странах G7 даже подсчитали, сколько надо собрать денег для такой «гуманитарной помощи», – около 100 млрд долларов. Но так ни до чего и не договорились. Поэтому решили, что самый безболезненный способ помочь «бедному Югу» – санкционировать эмиссию и распределение SDR.
Сами эмитировали – сами поделили
В начале июня на очередном ежегодном саммите G7 в Англии его участники дали окончательную отмашку на подготовку эмиссии СДР Фондом. Была определена и точная сумма – эквивалент 650 млрд долларов США. Точную дату не определили, но обязались прокрутить операцию до конца лета 2021 года.
Колеса бюрократической машины МВФ быстро закрутились. И вот в понедельник 2 августа Совет управляющих Фонда одобрил выделение СДР в размере 650 миллиардов долларов. Распределение указанной суммы между странами согласно их квотам запланировано на 23 августа. Эксперты уже подсчитали, как примерно будет выглядеть распределение. Сумма, эквивалентная 375–400 млрд долл., достанется богатым («экономически развитым») странам. Всем остальным – 250–275 млрд долл. При этом страны с низким уровнем дохода («беднейшие» страны) получат лишь 21 млрд, или около 3% общего объёма эмиссии СДР.
Скриншот: Оксфордский комитет помощи голодающим (Oxfam.org)
О том, что эмиссия СДР в размере, эквивалентном 650 миллиардам долларов, не решит в полном объеме проблему всеобщей вакцинации, говорили при закрытых дверях и на последнем саммите G7. Там звучали призывы к тому, чтобы богатые страны, которые в результате распределения СДР получат около 400 млрд долл., пожертвовали из этой суммы хотя бы четверть для помощи бедным и беднейшим странам на срочную ликвидацию последствий пандемии, то есть на полную вакцинацию населения таких стран. Однако призыв так и остался призывом: никаких конкретных договоренностей по мобилизации ста миллиардов достигнуто не было. Идеологи всеобщей вакцинации назвали это вопиющим проявлением «национальных эгоизмов».
И после саммита G7, и после окончательного решения Совета управляющих Фонда об эмиссии СДР вопрос о том, где изыскать недостающие 100 млрд долларов, сохраняется. Некоторые наблюдатели отмечают, что даже когда 23 августа 190 стран-членов Фонда получат на свои счета причитающиеся им суммы СДР, проблема дефицита средств для вакцинации бедных и беднейших стран может сохраняться.
Фонд станет Банком, а SDR – полноценной валютой?
Некоторые эксперты внимательно следят за планами эмиссии СДР и приходят к выводу, что в правительствах стран G7 и в самом Фонде параллельно обсуждается вопрос о возможной радикальной реформе МВФ. Известное издание The Daily Reckoning опубликовало статью под названием «Великая перезагрузка у порога» (The Great Reset Is Here). Ее автор – Джим Рикардс (Jim Rickards) – экономист, юрист, человек хорошо известный в мире финансов. Он был главным правительственным переговорщиком в момент спасения хедж-гиганта Long Term Capital Management в 1998 году. Также Рикардс – автор нашумевшей книги «Дорога к гибели: секретный план глобальной элиты по организации следующего финансового кризиса» (The Road to Ruin: The Global Elites’ Secret Plan for the Next Financial Crisis), которая увидела свет в 2016 году. В настоящее время – главный управляющий директор по рыночной разведке в консалтинговой фирме Omnis, Inc.
Джим Рикардс – человек очень информированный. Он утверждает, что уже после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. многим стало ясно, что Ямайская валютно-финансовая система, основанная на бумажном долларе, долго не проживет, что надо готовить альтернативу доллару США. И такой альтернативой может и должна стать полузабытая валюта под названием «СДР». При этом Международный валютный фонд как эмитент СДР следует преобразовать во Всемирный Центральный банк. Это очень напоминает то, что предлагал в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции глава английской делегации известный экономист Джон Мейнард Кейнс. Он хотел сделать главной валютой наднациональную денежную единицу «банкор», эмитировать которую должна Международная клиринговая палата – прототип Всемирного Центробанка. Тогда вариант Кейнса был отвергнут в пользу американского варианта золотодолларового стандарта.
Но идея Кейнса никогда не умирала.
Своеобразным вариантом «банкора» и стала денежная единица «СДР». Джим Рикардс отмечает, что после финансового кризиса 2008-2009 гг. в Фонде началась подготовка к замене доллара «бумажным золотом»:
07.01.2011 МВФ выпустил генеральный план по замене долларов на СДР. Он включал в себя создание рынка облигаций СДР, дилеров СДР и вспомогательных механизмов, таких как операции РЕПО, деривативы, каналы расчетов и клиринга, а также весь аппарат ликвидного рынка облигаций.
Напомню, что исполнительным директором МВФ тогда был Доминик Стросс-Кан. Он активно поддерживал проект перехода от доллара к СДР, за что и поплатился – получил набор странных обвинений сексуального характера, которые, как я предполагаю, были инспирированы сторонниками сохранения бумажно-долларового стандарта (главными акционерами ФРС США). Десять лет назад, в мае 2011 года, он лишился поста исполнительного директора Фонда, против него началось расследование.
Государства больше не нужны
По мнению Джима Рикардса, в ближайшее время в Фонде может начаться реформирование порядка распределения эмитируемых СДР. Новые транши «бумажного золота» будут распределяться не только между странами-членами: часть эмиссий придётся на такие международные организации, как Всемирный банк и ООН – а они, в свою очередь, направят полученные деньги на вакцинацию, борьбу с пандемиями, климатическими изменениями и на другие цели. Решения о распределении денег будут принимать чиновники, не подотчетные национальным государствам. Вот фрагмент высказываний Джима Рикардса на эту тему:
В следующие несколько лет мы увидим выпуск СДР для международных организаций, таких как ООН и Всемирный банк, которые будут потрачены на инфраструктуру по изменению климата и другие любимые проекты элит без надзора со стороны каких-либо демократически избранных органов.
Рассуждения Джима Рикардса о планах эмиссии СДР Международным валютным фондом приводят к следующим, не очень радостным выводам.
Первое. Планируемая эмиссия на сумму, эквивалентную 650 млрд долларов – лишь первый шаг. За ним последуют ещё более масштабные выпуски СДР Начинается постепенное, не афишируемое замещение доллара США наднациональной валютой «СДР».
Второе. Международный валютный фонд будет постепенно эмансипироваться от влияния стран-членов и трансформироваться во Всемирный Центральный банк, главной функцией которого станет эмиссия наднациональной валюты.
Третье. Параллельно с созданием Всемирного ЦБ (ВЦБ) будет происходить создание мирового правительства, которое будет получать наднациональную валюту от ВЦБ. Деньги будут направляться на реализацию проектов, охватываемых планом «Великой перезагрузки».
Четвертое. Мировое правительство уже создается на базе ООН и его специализированных органов. Пилотным проектом является всемирная вакцинация. Управление данным проектом осуществляет ВОЗ – специализированный орган ООН, который вышел из-под контроля суверенных государств. Теперь, наоборот, суверенные государства, члены ООН оказались под контролем ВОЗ и стоящих за ней сил, навязывающих человечеству план «Великой перезагрузки». Завтра такие же метаморфозы могут произойти и с другими специализированным органами и всей ООН в целом.
В кратком виде схема выглядит так.
Сейчас мы находимся между пятым и шестым этапами этого увлекательного процесса. Многие ли доживут до восьмого – зависит от того, насколько активно закулиса будет проводить свой план оптимизации численности населения через экономические и эпидемиологические рычаги.