валовый сбор фрахта что это
Страхование ответственности экспедитора
Функциональные обязанности экспедитора заключаются в эффективной организации перевозок грузов от имени грузоотправителей. Для любого собственника груза дополнительным плюсом в выборе экспедитора служат его гарантии в том, что при неисполнении взятого на себя обязательства, экспедитором полностью возмещается нанесенный ущерб грузоотправителю (грузовладельцу, агенту линии).
Ответственность экспедитора
Ответственность экспедитора слагается из ответственности за собственные профессиональные ошибки и ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей контрагентами, участвующими в перевозочном процессе. Страхование ответственности экспедитора направлено на комплексное решение этих вопросов. Данное страхование покрывает любые претензии против профессиональной деятельности экспедитора, предъявленными третьими лицами, понесшими убытки в связи с деятельностью экспедитора.
Страхование ответственности экспедитора относится к следующим видам деятельности страхователя:
Экспедиторы, несущие ответственность по договору страхования за своих субподрядчиков называются экспедиторами-перевозчиками или Принципалами. Агентами называются экспедиторы, несущие ответственность по договору страхования только за свои профессиональные упущения и ошибки, а также за оптимальный выбор грузоперевозчика.
К ответственности экспедитора можно отнести:
Страхование ответственности экспедитора может покрывать не только утрату и повреждение груза, но также и косвенные убытки, связанные с этими страховыми случаями. Определяется размер ответственности исходя из положений международных конвенций, например:
Необходимо учитывать, что предварительная переписка и переговоры в ряде юрисдикций рассматриваются как неотъемлемая часть договора страхования.
Стоимость страхования экспедитора
Для расчета стоимости страхования (страховой премии) ответственности экспедитора берутся во внимание следующие факторы:
Базой в расчете страхового платежа может выступать либо сумма всех выставленных экспедитором счетов к оплате за предоставленные услуги (валовый сбор фрахта), либо в случае однотипных услуг экспедитора – общее количество перевозимого груза. Выражается такое количество в TEUs (двадцатифунтовых контейнерах).
Что же касается лимитов ответственности, то они определяются договором страхования между страховщиком и экспедитором (страхователем). Зависят напрямую от степени риска и характера профессиональной деятельности экспедитора.
Субподрядчики
Договор страхования ответственности экспедитора обеспечивает страховое покрытие как упущений и ошибочных действий экспедитора, так и действий привлеченных к грузоперевозке субподрядчиков. Положительный момент данного страхования в том, что им допускается полное покрытие ответственности экспедитора.
Однако не стоит думать, что в случае наступления страхового события регресс против субподрядчиков-контрагентов гарантирован. Компания субподрядчика может оспорить в суде регрессные требования экспедитора. Поэтому важным условием в страховании ответственности экспедитора является привлечение к перевозочному процессу застрахованных субподрядчиков.
Договора субподряда следует заключать на условиях, при которых экспедитор может предъявить регрессный иск перевозчику, по вине которого наступил страховой случай и грузоотправитель понес убытки.
Страхование ответственности или страхование груза?
Страхование ответственности экспедитора не заменяет собой страхование грузов. Ответственность экспедитора намного ниже стоимости поврежденных или утраченных грузов, к тому же ответственность экспедиторов достаточно ограничена в транспортном процессе. Поэтому, чтобы собственнику груза иметь полную гарантию в возмещении убытков в случае его кражи или повреждения, груз следует застраховать.
Что такое фрахт: разновидности и особенности
Перевозка грузов является неотъемлемой частью любой внешнеэкономической торговой сделки. Поэтому у компаний, которые ведут международную коммерческую деятельность, периодически возникает резонный вопрос о том, каким видам грузоперевозок отдать предпочтение, чтобы успешно доставить продукцию из другой страны. От выбранного способа зависит не только стоимость поставки товара, но и безопасность его безопасность в пути. Поэтому предприниматели, которые ведут международную торговую деятельность, должны разобраться во всех тонкостях транспортировки товаров.
В первую очередь необходимо понять, что такое фрахт в грузоперевозках. Бизнесмен должен знать, как рассчитывается ставка фрахта, ведь от этого зависит конечная стоимость транспортировки товара. Кроме того, необходимо изучить и другие вопросы, связанные с международной перевозкой продукции. Это позволит избежать проблем и трений между контрагентами.
Что это такое?
Фрахт – это плата за транспортировку товара, обусловленная заключённым контрактом или международными законами. Для осуществления перевозки товара от поставщика к заказчику нужно, чтобы контрагенты заключили фрахтовой договор. Он регулирует условия найма авиатранспорта или морского судна между фрахтователем и фрахтовщиком. При этом фрахтователь обязуется оплатить услуги транспортной компании, а фрахтовщик берёт на себя ответственность, связанную с доставкой груза к указанному в контракте пункту назначения.
Фрахт – это не только оплата транспортировки товара морским или воздушным транспортом, но и сам груз, перевозимый на зафрахтованном судне. Кроме того, этот термин также применим и к самому договору поставки.
Морской фрахт
Испокон веков люди используют морские пути для перемещения грузов между странами, островами и континентами. Более того, раньше это был единственный способ поставлять товары некоторым другим государствам. Но и сейчас, когда появились более быстрые способы транспортировать грузы, морские перевозки не теряют своей актуальности. Поэтому компаниям, которые ведут международную коммерческую деятельность, необходимо узнать о том, что такое морской фрахт.
Итак, это платёж за транспортировку груза по морю. Чтобы рассчитать ставку фрахта, необходимо понять, какие составляющие входят в стоимость. Обычно, речь идёт о таких издержках:
Всё это входит в окончательную стоимость данного вида фрахтования.
Многие транспортно-экспедиторские компании помимо основных услуг, связанных с перевозкой груза, предлагают клиентам дополнительный сервис. В него могут входить такие услуги:
Что касается условий фрахтовой погрузки, то они включают общепринятые термины, которые указывают на того, кто оплачивает погрузку и разгрузку товара. К этим терминам относятся:
Преимущества
Перевозка груза морем обладает рядом преимуществом. К ним можно отнести:
Недостатки
Фрахт морской обладает не только преимуществами, но и недостатками. К минусам перевозки товара морскими путями можно отнести:
Авиафрахт
В отличие от перевозок по воде, которые существуют сотни лет, транспортировка грузов воздушными путями появилась сравнительно недавно. Но она успела завоевать огромную популярность. Поэтому компаниям, ведущим международную коммерческую деятельность, необходимо узнать о том, что такое авиационный фрахт.
Итак, авиафрахт – это расчёт за транспортировку груза воздушным транспортом. Здесь ставка фрахта рассчитывается с учётом таких критериев:
Авиаперевозчик, рассчитывая стоимость транспортировки груза воздушными путями, должен суммировать такие составляющие:
Две первые величины рассчитываются исходя из фактического веса поставляемого груза.
Преимущества
Фрахт судна воздушного обладает рядом преимуществ. К числу главных плюсов относится:
Недостатки
Есть у авиафрахта и минусы. К их числу можно отнести:
Предприниматель, который выбирает способ доставки заказанного груза, должен сразу решить, что для него в приоритете – скорость транспортировки или финансовая сторона вопроса.
Если заказ срочный, и для него важна скорость, то он выбирает авиафрахт. В том случае, если ему нужно сэкономить, то импортёр может зафрахтовать судно.
Видео
В данном видео вы узнаете больше информации о нюансах морского фрахта.
Страхование ответственности экспедитора
С каждым днем страховые услуги становятся все более востребованными. Большинство крупных компаний, занимающихся грузовыми перевозками, страхуют не только свой груз, но также ответственность экспедитора.
Это позволяет значительно снизить финансовые риски, а также избежать целого ряда всевозможных юридических проблем при повреждении груза.
Что это такое
На сегодняшний день страхование ответственности экспедитора является инструментом финансовой защиты организации, занимающейся транспортировкой грузов.
Благодаря данной страховой услуге можно свести к минимуму вероятность возникновения ущерба любой из сторон: клиента или же транспортной компании.
Также многие организации, которым требуются услуги по перевозке грузов, порой требуют наличие полиса рассматриваемого типа только за допуск к розыгрышу тендера на оказание услуг.
Страхование ответственности экспедитора имеет большое количество нюансов. Все их необходимо учитывать во избежание возникновения различного рода спорных ситуаций. Также важно знать, что действующее законодательство не в полной мере признает данный вид страхования.
Практика подобных дел ещё не полностью устоялась, и многие суды принимают решения на свое усмотрение:
Именно из-за данной несостыковки порой возникают различного рода конфликты. Особенно часто это случается, когда страховая компания после осуществления выплаты по страховому случаю пытается стребовать с виновного сумму ущерба.
Суд, в который обратится страхователь в подобной ситуации, может встать на любую из сторон. Судья может руководствоваться как Гражданским кодексом РФ, так и постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ.
Какие имеет особенности
Страхование рассматриваемого типа имеет множество различных особенностей. Самые важные связаны с величиной страховой премии.
Она зависит от следующих факторов:
Самой важной особенностью страхования рассматриваемого типа является то, что оно не обязательно. То есть наличие страхового полиса у экспедитора совершенно не обязательно для ведения деятельности рассматриваемого типа. Но многие компании требуют наличия подобной страховки.
Множество нюансов касается процесса возмещения ущерба. Данный момент регламентируется Федеральный Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности». Согласно ст. №7 данного закона, возмещение при нанесении грузу вреда должно быть полным.
То есть, из данной статьи вытекает обязанность экспедитора компенсировать клиенту не только ущерб, связанный с повреждением груза, но также ущерб, связанный с упущенной выгодой.
Данный момент является спорным, в судебной практике имеются самые разные решения касательно данного вопроса. Экспедитору очень важно знать, как именно подтвердить возникновение страхового случая.
Все зависит от конкретной ситуации, а также вида транспорта, используемого для транспортировки груза:
Для получения страховой выплаты при похищении груза необходимо наличие особой справки из МВД, подтверждающей возбуждение уголовного дела. При отсутствии данной справки выплата осуществлена попросту не будет.
То же касается всех остальных страховых случаев: обязательно требуется документальное обоснование происшествия. Так как ни одна страховая компания никогда не поверит своему страхователю на слово.
Один из самых сложных моментов, связанный со страховой услугой подобного типа, является следствием недоработанного законодательства и хитрости страховых компаний.
Многие СК оглашают в своих договорах, что экспедитор (страхователь) не имеет права принимать претензии от третьих лиц, если отсутствует письменное разрешение страховщика касательно конкретного случаях.
При этом согласно действующему законодательству предъявление претензий является непосредственным правом и даже обязанностью клиента.
Наличие подобного пункта в договоре страхования может негативно отразиться на репутации экспедитора, поэтому страхователю следует крайне внимательно читать условия.
Информацию о стоимости страхования ответственности перевозчика грузов вы можете найти в этой статье.
Условия договора
Основными составными частями договора страхования экспедиторской ответственности являются:
Все положения и условия договора страхования рассматриваемого типа имеют свои нюансы. Прежде чем подписать документ подобного типа, следует внимательно прочитать каждый раздел договора. Так как многие СК различными путями стараются добавить в него пункты, ущемляющие права клиента.
Раздел под названием «Общие положения» содержит основные понятия, которые фигурируют в договоре (Страховщик, Страхователь, Страховая премия и иное).
Также в данном пункте обозначаются случаи, когда страхование невозможно по различным причинам. В параграфе «Объекты страхования» присутствует развернутая информация касательно предмета страхования.
В рассматриваемом случае им является материальная ответственность экспедитора перед клиентом, а также в некоторых случаях – перед грузоперевозчиком. Раздел включает в себя перечень лиц, на которых распространяется действие договора рассматриваемого типа.
«Понятие страхового риска, страховые случаи» — перечисляется вся информация, касающаяся возникновения факта выплаты денежной компенсации.
Перечисляются и максимально подробно рассматриваются все случаи, являющиеся страховыми. В перечень убытков, подлежащих компенсации со стороны СК, входят повреждение груза, а также потерянная в результате повреждения груза прибыль.
Присутствует перечень факторов, являющихся основанием для отказа в выплате денежной компенсации страховой компании:
В разделе под названием «Страховая сумма (лимит), страховая премия» освещаются все вопросы, касающиеся денежной компенсации. Определяется точное значение используемых в тексте договора терминов.
Оговаривают величины сумм, которые будут обязательны к выплате в результате возникновения страхового случая. Обозначается величина страховой премии, которую обязуется оплатить страхователь при приобретении полиса.
Если страховой пакет предусматривает использование франшизы, то данный момент также отображается в рассматриваемом разделе.
В параграфе «Сроки страхования» отображается информация, касающаяся длительности действия договора рассматриваемого типа.
Очень важно помнить о том, что страховая услуга начинает действовать со дня, следующего за числом подписания рассматриваемого документа.
Очень внимательно следует ознакомиться с разделом, где освещаются моменты, являющиеся причиной расторжения договора страхования. Так как получение компенсации в результате их наступления становится попросту невозможно.
Судебная практика
Страхование экспедиторской ответственности ранее было не очень распространено на территории РФ. Потому судебная практика накопила ещё недостаточное количество различного рода прецедентов для беспроблемного разрешения спорных моментов.
Страховые компании стараются различными способами уклониться от выплаты страховой компенсации, не стесняясь при этом хитрить.
Иногда СК стараются через различные судебные инстанции добиться признания договора страхования недействительным.
Делается это следующим образом: страховщик сначала страхует ответственность экспедитора за нарушение договора, после чего ссылается на ничтожность соглашения (ст. №167, ст. 168 ГК РФ).
При этом указывается, что закон о страховании не содержит норм, предусматривающих страхование ответственности экспедитора за нарушение договора. Такие ситуации обычно решаются не в пользу страховой компании.
Арбитражные суды ссылаются на закон «О транспортной экспедиции» — в нем прямо сказано, что экспедитор не несет ответственности перед клиентом за:
Именно поэтому договор был заключен таким образом. Так как незапрещенные законом действия разрешены, то данный договор правомерен и признается действительным.
Но далеко не всегда суд находится на стороне страхователя. Именно поэтому стоит хорошо изучить судебную практику перед обращением в суд.
Страхование ответственности экспедитора в Росгосстрах
«Росгосстрах» сегодня осуществляет страхование логистических компаний. Данная организация предоставляет свои услуги по защите от следующих рисков:
Чтобы воспользоваться услугой рассматриваемого типа, необходимо отправить заявление установленного образца на электронную почту «Росгосстрах». Если необходимо страхование рисков таможенных, то следует обратиться лично в отдел логистического страхования.
Стоимость
Стоимость страхования зависит от многих факторов. Тем не менее, величина премии регулируется государством на законодательном уровне.
Если страхователь – юридическое лицо, то стоимость полиса экспедиторской ответственности составляет для него:
Годовой валовый сбор фрахта, руб. | Лимит ответственности за один случай, руб. | Обшей лимит ответственности, руб. | Страховая премия, руб. |
1 000 000 | 1 000 000 | 4 000 000 | 119 200 |
1 000 000 | 2 000 000 | 6 000 000 | 178 800 |
1 000 000 | 3 000 000 | 3 000 000 | 89 400 |
Страхование ответственности экспедитора на сегодняшний день является обязательным условием для работы со многими поставщиками. Данная страховая услуга позволяет существенно снизить риски финансовых потерь.
Про страхование профессиональной ответственности рассказывается тут.
Что такое страхование ответственности, узнайте по этой ссылке.
Видео: Страхование грузов на территории РФ
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Что такое фрахт в грузоперевозках и как рассчитывается его стоимость
Одним из способов транспортировки груза является фрахт. О том, как рассчитывается его стоимость, и о других нюансах процедуры расскажут специалисты компании «Калипсо»
Подробнее о понятии
Фрахт – термин с солидной историей. Он пришел из сферы морских грузоперевозок, где под ним понимали процесс транспортировки, плату за него или сам груз. Современные процессы глобализации существенно расширили область применения понятия. Многие интересуются, что такое фрахт в грузоперевозках и для каких видов транспорта он актуален.
Главное отличие фрахта от стандартной грузоперевозки в том, что оплата производится не за перемещение товара, а за пользование транспортом. Такой формат оправдывает себя при перевозке больших партий воздушными и морскими судами, автомобилями.
Особенности и условия фрахта
Чтобы доставить груз от поставщика к получателю, оформляется фрахтовый договор. Он заключается между фрахтовщиком и фрахтователем, оговаривает условия найма транспортного средства.
Условия процедуры устанавливаются договором и действующими положениями закона. Предметом договора выступает ТС, которое берет в аренду владелец груза.
Для морского фрахта важно соблюдать объем товара, указанный в договоре. Если фактический окажется больше указанного, возрастет и сумма к оплате. Если количество груза будет меньшим, судовладелец вправе рассчитывать на компенсацию упущенной выгоды.
Важно знать! Основанием для расчета размера фрахта являются ставки в месте погрузки. Они определяют стоимость перевозки товара данного типа и определенного количества. |
Из чего складывается сумма фрахта?
Стоимость фрахта рассчитывается в каждом случае индивидуально. Параметры зависят от многих факторов.
Длина маршрута. Чем дальше друг от друга находятся пункт отгрузки и доставки, тем дороже услуга.
Вида транспортного средства и его грузоподъемности.
Безопасность маршрута. Если он пересекает зоны гражданской нестабильности или боевых действий, цена доставки возрастает.
Оплата погрузочно-разгрузочных работ.
Особенности самого груза (опасный, требующий специальных условий).
Проход через каналы (в случае морского фрахта), за которые взимается дополнительная пошлина.
Виды фрахта, виды надбавок
Фрахт классифицируют по географии перевозки и по видам транспорта. В первом случае выделяют внутренний, внешний и межрегиональный. А, исходя из количества используемых ТС, говорят о перевозке на одном виде транспорта либо о мультимодальном варианте.
Для доставки товара между получателем и поставщиком заключается договор. Величина фрахта представляет собой сумму базовой ставки и надбавок. Ставку рассчитывают, основываясь на габаритах и типе груза.
К надбавкам относятся:
топливные расходы (корректируются ежемесячно в зависимости от колебания цен на рынке);
портовые расходы (оплачиваются в терминалах за обработку и такелажные работы);
плата за оформление документов в местах прибытия и отправления.
Что такое мертвый фрахт?
В случае, если отправитель не обеспечит минимальное количество груза, которое указано в договоре фрахтования, судовладелец вправе заявить о мертвом фрахте и рассчитать компенсацию упущенной выгоды. Подобная практика актуальная для морского фрахта.
Важно знать! Люмсун – процедура, когда сумма фрахта, выплачиваемая судовладельцу, не зависит от количества груза. Ситуация оговаривается в договоре отдельно.
Морской фрахт
Для морского фрахта подписывают договор, определяющий порядок найма судна при международной транспортировке. Существуют разные практики распределения ответственности и расходов между получателем и грузоотправителем. По типу обслуживания договор фрахтования бывает:
бербоут-чартер, когда судно предоставляется без экипажа;
тайм-чартер, если судно передается вместе с экипажем на установленный период.
Несмотря на долгие сроки доставки, морская перевозка востребована благодаря множеству преимуществ. С ее помощью можно доставлять крупногабаритные товары на большие расстояния. При соблюдении правила транспортировки она очень безопасна: груз доставляется целыми и сохранным.
Для ускорения такелажных работ в морской практике используют контейнеры. Емкости универсальны и в дальнейшем могут быть легко погружены на автотранспорт, ж\д состав или другое судно.
Доставка морем имеет и свои недостатки. Высока вероятность срыва сроков из-за погодных условий, что делает обязательную и срочную услугу невозможной. Из-за особенностей маршрутов не предоставляется доставка от двери к двери. В большинстве случаев морской фрахт предполагает мультимодальную перевозку с дальнейшим подвозом товара по суше.
Морской фрахт сопровождается следующими документами.
Коносамент. Определяет право собственности на груз.
Морская накладная. Подтверждает наличие договора о доставке груза в порт получения.
Упаковочный лист. Список перевозимых товаров с указанием товарных мест.
Штурманская расписка. Бумага, подтверждающая передачу товара грузоперевозчику.
Доковая расписка. Бумага, подтверждающая прибытие груза в порт для дальнейшей перевозки по воде.
Авиафрахт
Авиафрахт востребован во всем мире благодаря высокой скорости доставки. С помощью самолетов можно в рамках одного дня перемещать скоропортящиеся грузы. К преимуществам относят безопасность и возможность доставки практически в любую местность, где есть взлетная полоса. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и ограниченную грузоподъемность. Также самолетами не перевозят сыпучие, взрывоопасные или жидкие материалы.
Для авиафрахта характерно два вида надбавок: плата за безопасность и надбавка за топливо.
Процесс обязательно сопровождается пакетом документом. Стандартный комплект включает в себя следующие.
Авиагрузовая накладная – подтверждает факт заключения договора между перевозчиком и отправителем, содержит условия доставки.
Инвойс – список наименований товара с уточнением их количества и стоимости.
Упаковочный лист, – список товаров с детализацией по весу и габаритам.
Грузовой манифест – бумага, в которой задекларированы данные о грузе на конкретный рейс.
Советы и рекомендации специалиста
Оформление фрахта – процедура, в которой участвует несколько сторон. Правильно составить документацию, учесть все нюансы и форс-мажорные ситуации под силу только опытным юристам. Услуги таможенного брокера, который защитит ваши интересы в любой ситуации, предлагает компания «Калипсо».
Чтобы избежать потери времени, задержек на таможне, споров, придерживайтесь следующих правил:
четко прописывайте обязательства и ответственность сторон, а также условия их перехода;
указывайте достоверную информацию;
внимательно изучайте ответственность сторон в случае форс-мажора.
Вывод
Фрахт – стандартная практика при перевозке крупных партий товара. Оформить фрахтовый договор с учетом всех интересов грузодержателя поможет компания «Калипсо».