в чем сатира собачье сердце

Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

…вам нужно молчать и
слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь
приемлемым членом …общества.
М. Булгаков. Собачье сердце.

В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность1920-ых годов. К этому времени в России окончательно установилась власть Советов и потекла жизнь по новым законам. Свое отношение к этой жизни и людям, ее устанавливающим, пытались выразить многие русские писатели. Не стал исключением и М. Булгаков. В «Собачьем сердце» он показал свой взгляд на окружающую его действительность, выразил свое отношение ко всему происходящему.
Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их – слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной – заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Булгаков иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков – продукт эксперимента Преображенского и воспитания Швондера. Это славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, олицетворяет пролетариат – тот «материал», над которым производят опыты и которым манипулируют швондеры и ему подобные.
Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.
Этот субъект со временем, под воздействием Швондера, превращается в страшное существо, несущее опасность не только для профессора и его домочадцев, но и для всех, кто с ним сталкивается. Вспомним хотя бы машинистку Васнецову, которую Полиграф Полиграфович (в имени обозначена претензия героя на «красивость» и важность, на социальный статус) соблазнял, придумывая себе героическую биографию. А когда его ложь раскрылась, Шариков пытался шантажировать бедную девушку, запугивая ее тем, что он начальник и может уволить Васнецову с работы.
Так герой ведет себя с теми, кто слабее. С теми же, кто сильнее его, Шариков меняет «политику»: он лебезит, подстраивается, старается угодить или приспособиться. Так до некоторых пор герой вел себя в Филлипом Филлиповичем, но влияние Швондера тлетворно подействовало на этого «истинного представителя» пролетариата. Он становился все наглее, в Шарикове росло «классовое возмущение», и в итоге он даже предпринял попытку выселить профессора из его квартиры.
Тогда-то Преображенский и понял, что его творение выходит из-под его контроля: еще немного и Шарикова будет не остановить. Профессор решается на «обратную» операцию, которая, к счастью, прошла успешно: отвратительный Шариков вновь превращается в милого и лукавого пса Шарика.
Но объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Он пишет о том, что Шарик воспринимает Филлипа Филлиповича именно так: «Пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз».
Но обратим внимание, как ведет себя профессор во время операции и подготовки к ней: «загремело из операционной», «Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно». Что это? Просто азарт влюбленного в свое дело человека? Но вот Булгаков продолжает: «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану». Здесь профессор уподобляется какому-то садисту, варвару и даже хищнику: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками». И вот еще: «Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал…»
Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь. Так произошло и в финале повести Булгакова.
Но если в произведении профессор смог исправить свою ошибку, то в жизни этого не получилось и не могло получиться. То, что задумывали и осуществляли дворяне-интеллигенты как освободительную революцию, попав в руки пролетариата, приобрело совершенно чудовищные и варварские черты.
В своей повести Булгаков сатирически изображает это, надеясь на улучшение, прозрение, изменение. Но его произведение актуально до сих пор. Разве мало сегодня сильных мира сего, мнящих себя богами, имеющими право распоряжаться жизнями миллионов людей? Разве мало сейчас необразованности, невоспитанности, бескультурья, нагло лезущей во власть? Люди не учатся на ошибках своих предков, не хотят делать выводов из уроков истории. Это печально и страшно. И именно поэтому, я думаю, повесть Булгакова «Собачье сердце» будет актуальна всегда.

Источник

Сатира в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написан­ной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь об­щество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в тради­циях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, эле­менты антиутопии.

Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова «Со­бачье сердце». В основе сюжета лежит ироническая транс­формация библейской темы преображения, которая на стра­ницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преоб­раженским (фамилия героя становится говорящей) и докто­ром Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию че­ловеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные резуль­таты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, при­митивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Гротеск становится ведущим приемом создания сатири­ческого изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «на­следственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчи­вая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пи­шут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имею­щего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персо­наж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: «Вот. Член жилищного товари­щества, и жилплощадь мне полагается определенно в квар­тире номер пять у ответственного съемщика Преображен­ского в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков поду­мал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».

Противопоставление представителей интеллигенции ту­пой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравствен­ность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.

Не менее гротесково представлен в повести и председа­тель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунго­вая речь (с постоянными повторами) этого персонажа де­монстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швон­дер, — пришли к вам после общего собрания жильцов наше­го дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир до­ма». Несоответствие реальности с провозглашаемыми ло­зунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так да­лее. Крышка Калабухову!»

Прием раздвоения героя и фантасмагорического превра­щения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с тради­циями немецких романтиков, в произведениях которых со­единяются реальность и фантастика. Полученное простран­ство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богороди­цы), потоп в квартире и др.

Сатира позволяет писателю представить «шариковщину» как явление не только социального, но и морального плана, предупреждает о страшных последствиях научных и истори­ческих экспериментах по «улучшению» человека.

Источник

Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”

Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”.

Если сатирическое творчество Маяковского – это высмеи­вание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изобража­лась сама революция, большевики, советский строй. Такая ли­тература, естественно, могла появляться лишь в среде эмигра­ции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется “в стол”.

Из произведений этого последнего ряда наиболее

В этом – одна из особенностей

Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, “пере­одетая мужчиной”, и журналы в пользу германского пролета­риата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совер­шенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.

Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова – своего рода “торжествующая свинья”, и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных прин­ципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олице­творяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании.

Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делега­ции домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уве­ренностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комиче­ский эффект – служит и введение в произведение фантастиче­ского сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.

Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно да­леким от политики человеком, но советская действитель­ность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности – культуру и цивилизацию прежде всего, – рево­люция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом – одна из важнейших функций бул­гаковской сатиры.

Related posts:

Источник

Фантастика и сатира. в повести “Собачье сердце”

В “фантастической” прозе Михаила Булгакова (повести “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, ” Собачье сердце “) смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, Фантастика и сатира, грустное и смешное. Читателю по прочтении этих произведении зачастую делается вовсе не смешно после той картины российской действительности, которую рисует писатель. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом сочетается у Булгакова С невероятной выдумкой, фантастикой.

Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своим прямым делом. Разруха, по его мнению, происходит не в стране, а в головах у людей, когда они начинают хором распевать революционные песни, а не работают. Он решительно выступает против любого насилия и считает, что ласка – вот единственный способ, который возможен и даже необходим в обращении с живыми существами. Профессор говорит: “Террором ничего поделать нельзя…

Террор совершенно парализует нервную систему”.
И именно этот профессор-консерватор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира да и вообще желает посвятить себя только науке и ни в коем случае не ввязываться в политику, вдруг сам оказывается чуть ли не в роли революционера, правда, только в медицине.
Новый строй, исходя из марксистской теории, стремился из старого человеческого материала “сотворить” нового, революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому – председатель домового комитета Швондер, пытавшийся из Шарикова сделать “сознательного товарища”. Этот социальный эксперимент с треском проваливается: из алкоголика и уголовника невозможно получить высоконравственную, сознательную личность даже при помощи переписки Энгельса с Каутским (этой книжкой снабдил Шарикова для “просвещения” тот же Швондер).

Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается в буквальном смысле. слова “сотворить” человека, то есть берет на себя функции чуть ли не Бога, Впрочем, самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу, было наказано быстро и довольно жестоко: он в результате своего эксперимента сотворил отвратительного доносчика, алкоголика и демагога, который сумел превратить жизнь своего создателя в сущий ад.
Булгаков не жалеет ярких, сатирических красок при изображении этого по-своему типичного представителя “победившего класса” – пролетариата, потому что больше всего на свете писатель ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и страшен. С каждым днем он становится все агрессивнее, все наглее, особенно когда получает официальные документы й становится сов-служащим – заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Он уже не довольствуется тем, что душит бедных бездомных котов, он, почувствовав власть и безнаказанность, начинает “душить” людей.

Related posts:

Источник

Сатира 20-30-х годов XX века (по повести М. А. Булгакова л “Собачье сердце”)

Русские писатели-сатирики в 20-30-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они были наследниками русского реализма XIX века. Имя Михаила Булгакова стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как М. Зощенко, А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, А. Платонов.
Творчество Булгакова – великое явление русской художественной культуры XX века. Писатель пришел в литературу уже в годы Советской власти и испытал все сложности и противоречия советской действительности. Революция пронеслась разрушительным

Старый мир был разрушен до основания; пришло время строительства нового. А в центре грандиозной переделки был человек, поэтому почти все произведения советской литературы этого периода посвящены проблеме формирования новой личности, воспитания новой пролетарской морали.
В 1925 году М. Булгаков создает фантастическую повесть “Собачье сердце”, в которой отразились раздумья писателя о новой России и о новом человеке.
Итак, посмотрим на главных героев повести. Профессор Преображенский в лабораторных условиях осуществляет рискованный эксперимент, в ходе которого пересаживает

Но он не может понять, что для того, чтобы стать человеком, надо проделать путь долгого духовного развития, что требуется труд по развитию интеллекта, расширению кругозора, овладению знаниями.
Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни. Шариков гордится своим прошлым, гордится своей “образованностью”. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко – над теми, кому судьба дала и ум, и культуру, и щедрое сердце.
Шариков не исключение, это тип человека, который порожден победившей революцией, сделавшей ставку на агрессивность, бескультурье, поставившей социальное происхождение выше нравственного уровня личности. Да, новый строй держится не на фанатиках идеи (их всегда незначительное меньшинство), а на агрессивном, бескультурном мещанине, прекрасно к этому строю приспособившемся. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен.
Председатель домкома Швондер – духовный наставник Шарикова. Он идеолог нового строя, маленький “вождь”, “страж” режима. Швондер символизирует в повести партию, не просто сделавшую ставку на шариковых, но и состоящую из таких же шариковых, только успевших подняться по служебной лестнице.

Для Швондера профессор, живущий в большой квартире, – подозрительный и чуждый элемент. Зато Шариков – тот, кто достоин сочувствия, понимания и поддержки. Именно “с подачи” Швондера Шариков требует себе документы с пропиской, площадь, требует, чтобы его кормили, о нем заботились, его одевали, наконец, он требует “все поделить”, справедливо считая этот нехитрый лозунг главной идеей наступившего времени.

Шариков бесчинствует, хулиганит, даже пишет донос на профессора – и все это под прикрытием швондеровской морали, которая делает его неуязвимым и безнаказанным. Весь характер эпохи ведь в “вытеснении” шариковыми культуры, интеллигентности и заключался…
Выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Это крупный ученый-физиолог, который предстает как воплощение образованности и высокой культуры. Ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней.

По мнению Преображенского, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Но и эта философия Преображенского терпит крушение.
В повести “Собачье сердце” не только проявилось сатирическое и юмористическое мастерство Булгакова, но и показана философская концепция. По мнению автора “Собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях.
Можно с уверенностью сказать, что Михаил Булгаков стал одним из основоположников новой сатиры. В своих произведениях он клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты и в наши дни, защищал общечеловеческие идеалы.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *