в каком предложении что является союзным словом

Контрольный тест по типам сложноподчинённых предложений

9 класс

Вариант I

А1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложносочиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

ТЕСТ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

9 класс Вариант II

А1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

А2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.

2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.

4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

А5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.

2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.

2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!

4) Это произошло в то время, когда никого не было.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.

2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.

3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.

4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.

2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.

4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Скажи ему, что дома никого нет.

2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.

3) Каков привет, таков и ответ.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.

4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.

3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.

2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.

3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.

4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.

2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.

3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.

4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

Источник

Что такое «союзное слово»? Примеры

Союзное сло­во — это отно­си­тель­ное место­име­ние или наре­чие, кото­рые соеди­ня­ет глав­ную и при­да­точ­ную часть в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го предложения.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Между эти­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет связь в виде под­чи­ни­тель­ных сою­зов и союз­ных слов.

Сама слу­жеб­ная часть речи «союз» весь­ма огра­ни­че­на в выбо­ре средств свя­зи, поэто­му она при­вле­ка­ет, образ­но гово­ря, «на служ­бу» к себе дру­гие само­сто­я­тель­ные части речи, а именно:

Определение

Союзным сло­вом в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии могут быть сле­ду­ю­щие отно­си­тель­ные местоимения:

Примеры

Всех инте­ре­су­ет, какая будет пого­да в выход­ной день.

Все, кто молод, дай­те нам руки, в наши ряды, друзья!

Мы долж­ны быть бла­го­дар­ны при­ро­де за то, что она дает нам.

День, кото­ро­го все жда­ли, нако­нец наступил.

Я все вспо­ми­наю эту певи­цу, чей голос тро­гал слу­ша­те­лей до глу­би­ны души.

Сколько пом­ню себя, нико­гда не поз­во­лял себе тако­го опро­мет­чи­во­го шага.

В роли сою­зов могут исполь­зо­вать­ся отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия. Вот их перечень:

Никто не зна­ет, где пира­ты пря­чут свои сокровища.

В ту дав­нюю пору, когда мы жили в деревне, все каза­лось проще.

Я слу­шаю, как мур­лы­чет кош­ка у меня на коленях.

Никак не могу опре­де­лить, отку­да несет­ся этот надо­ед­ли­вый скрип.

На дво­ре, куда выхо­ди­ло окно моей ком­на­ты, цвел рос­кош­ный куст сирени

(куда — союз­ное сло­во, к нему мож­но задать вопрос чле­на пред­ло­же­ния, окно выхо­ди­ло куда? — куда, то есть во двор. Можно пере­фра­зи­ро­вать пред­ло­же­ние: во двор выхо­ди­ло окно моей ком­на­ты, сло­во «куда» = во двор, с сою­зом такую заме­ну не сде­ла­ешь, так как союз, как слу­жеб­ная часть речи не явля­ет­ся чле­ном предложения).

Я не знаю, зачем сюда при­нес­ли этот светильник.

Людям инте­рес­но, поче­му на этом месте воз­ник­ло это поселение.

Многие заду­мы­ва­ют­ся, отче­го ста­но­вит­ся так груст­но позд­ней осенью.

Как отличить союзное слово от союза?

Главным отли­чи­ем сою­за от союз­но­го сло­ва явля­ет­ся то, что союз как слу­жеб­ная часть речи не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Его мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния, и тогда оно ста­нет бес­со­юз­ным, а смысл пред­ло­же­ния не пострадает.

Союзное сло­во, выра­жен­ное сло­вом само­сто­я­тель­ной части речи место­име­ни­ем или наре­чи­ем, явля­ет­ся чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния. На него пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние, и изъ­ять союз­ное сло­во из пред­ло­же­ния, не нару­шив смысл сооб­ще­ния, невозможно.

Я знаю, что в этом лесу мно­го грибов.

Я знаю: в этом лесу мно­го грибов.

Мы зна­ем, что дала при­ро­да человеку.

А что дала при­ро­да?

Как види­те, сло­во «что» нель­зя опу­стить, не нару­шив смыс­ла высказывания.

Дала при­ро­да (что?) — что (допол­не­ние).

Местоимение «что» соот­но­сит­ся с име­нем суще­стви­тель­ным, кото­рое оно замещает.

Пищу, одеж­ду, сырье и мно­гое дру­гое дала при­ро­да человеку.

Придаточную часть с союз­ным сло­вом «что», в роли кото­ро­го высту­па­ет отно­си­тель­ное место­име­ние, мож­но пре­об­ра­зо­вать в само­сто­я­тель­ное вопро­си­тель­ное предложение:

Все ука­зан­ные при­зна­ки помо­гут отли­чить отно­си­тель­ное место­име­ние «что» в роли союз­но­го сло­ва от под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что».

Каким членом предложения бывает союзное слово?

Союзное сло­во, выра­жен­ное место­име­ни­ем или наре­чи­ем, может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством, реже — имен­ной частью сказуемого.

Сельчане не зна­ли, кто жил в этих местах в древности.

Было вид­но, какая сила скры­ва­ет­ся в бур­ном тече­нии реки.

Непонятно, сколь­ко дней при­дет­ся месить нога­ми это болото.

Выйдя на уют­ную лес­ную поля­ну, тури­сты сра­зу ста­ли решать, где рас­по­ло­жить кострище.

Интересно, каким дедуш­ка был в молодости.

Источник

В каком предложении что является союзным словом

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Союзные слова как средство связи в сложноподчинённых предложениях.

Постепенно в людях возникало уважение к человеку, (какому?) который обо всём говорил просто и смело.

Выл тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

Просто удивительно, сколько у вас при слабости здоровья энергии, знания дела.

Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. — Таня говорит: «Трава по ночам растёт». Это союз, так как мы его убрали, смысл и структура предложения от этого не изменились.

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например: Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. Заменили другим союзом.

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

например: Вспомни песни, что пел соловей. Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта. Союз.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта. Союзное слово.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Например: Я хорошо помню день, когда (союзное слово) мы встретились. Никто не знал, когда (союзное слово) он появился в нашем городе. Когда (союз) закончится метель, можно будет пойти погулять.

Источник

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др.а, но, да (в значении но), зато и др.или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что.В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др.Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому.В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

3) Союз можно заменить только другим союзом:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

в каком предложении что является союзным словом. Смотреть фото в каком предложении что является союзным словом. Смотреть картинку в каком предложении что является союзным словом. Картинка про в каком предложении что является союзным словом. Фото в каком предложении что является союзным словом

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *