в каком классе изучают что делать чернышевского
Урок по русской литературе для 10 класса по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Тема урока: И все хорошее будет лучше…(урок русской литературы в 10 классе по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Цель урока: Через критическое осмысление «Четвертого сна» Веры Павловны в романе «Что делать?», помочь учащимся систематизировать, обобщить и углубить изученные ранее знания. Пробудить интерес к актуальным проблемам, поднимаемым Н.Г.Чернышевским на страницах романа.
Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
В.Курочкин (перевод из Беранже)
Оборудования урока: Тексты романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», проектор, компьютер, презентация к уроку, фрагменты мультипликационного фильма по мотивам рассказа Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека», запись песни «Прекрасное далеко»
Учитель. Людям свойственно стремление заглянуть в будущее: за край сегодняшнего дня, за край собственной жизни, за горизонт эпохи. И почему-то всегда хочется верить, что там будет все хорошо, что будущее если не светло и прекрасно, то хотя бы отраднее, разумнее и лучше настоящего. Ребята, вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем говорить о будущем. И поможет нам в этом знаменитый роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Пользуясь случаем, давайте попросим наших гостей, присутствующих на уроке, рассказать, каким они представляли свое будущее, когда им было столько же лет, как вам сейчас. (Просьба рассказать о своем представлении будущего и ответить: все ли сбылось из того, о чем мечтали?)
Учитель. Скоро Новый год, и я не сомневаюсь, что каждый из вас ждет чуть ли не чуда в эту новогоднюю ночь. Раз – и все станет иначе. Ребята, а что вы будете загадывать на будущее в эту волшебную ночь? А как вы представляете будущее человечества?
Предполагаемые ответы учащихся
Учитель. Как я поняла, все мы мечтали и мечтаем об обыкновенном человеческом счастье: семья, дети, удачно выбранная профессия, материальное благосостояние. Мечты наши очень похожи друг на друга, значит, это для нас – идеальная жизнь, все мы стремимся в это идеальное общество. Как мало мы отличаемся от тех, кто отдален от нас лишь столетием! И наши предки придавали пришествию нового века огромное значение. Поколение с тревогой, с молитвенным экстазом ожидания входило в 20 век. Грядущее же, то самое, которое они торопили, теперь уже наша история, и в ней тесно переплелись высокие порывы духа и социальные бури, радость созидательного труда и войны, наши общие победы и жестокость, цинизм власть предержащих.
Ребята, а все ли исполнится из того, что вы желаете себе сегодня? Почему? А если вы очень точно рассчитаете каждый этап вашего жизненного пути?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. Значит, по-вашему, нельзя построить жизнь по теории?
Предполагаемые ответы учащихся. Нет, потому что жизнь она шире и сложнее. Она не укладывается в жесткую схему, в теорию, нельзя предугадать тысячи мелочей. Логически можно продумать 3-4, 10-20 вариантов, а жизнь подкинет 21-ый, сотый, тысячный…
Учитель. Как вы думаете, если бы появился человек, который предложил им четкую, ясную теорию построения счастливой жизни, нового общества, ухватились бы вы за нее, как за спасательный круг?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. В свое время поколению 60-70-х годов 19 века Г.Н.Чернышевский предложил стройную теорию: вот так можно построить рай на земле. Ему поверили и за ним последовали многие. Он был первым, кто в будущем России увидел контуры социалистического общества. Ребята, вы дома должны были прочитать главу из романа «Четвертый сон Веры Павловны». Расскажите об этом сне. Почему Н.Г.Чернышевский использовал форму сна?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. Какие принципы положил Чернышевский в это общество будущего?
Предполагаемые ответы учащихся.
-Власть принадлежит народу; все силы и средства общества направлены на созидательный труд.
-Люди – гармонично развитые личности. Творческий труд стал для них такой же потребностью, как и разумный отдых после труда.
-Экономика, культура, техника переживают могучий взлет. Человек, став господином природы, заботливо охраняет ее.
-Совместная жизнь в коллективе не только не приводит к обезличиванию человека, но и способствует всестороннему обогащению его личности.
-Задача воспитания молодежи является одной из главнейших, причем основное внимание уделяется трудовому воспитанию.
Учитель. Это хорошее общество? Не к установлению ли эти самых принципов стремимся мы в настоящее время?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель . Оказывается, революционера-демократа Н.Г.Чернышевского волновали проблемы вечные: человек и государство, человек и власть, право человека на счастье.
У меня к вам есть еще ряд вопросов по идейному содержанию «Четвертого сна».
— Зачем перед «Четвертым сном», рассказывающем о будущем, введен рассказ о Рахметове?
Предполагаемые ответы учащихся. Чернышевский говорит всем читателям: «вот какими могут быть обыкновенные люди и такими должны быть они, если хотят найти в жизни много счастья и наслаждения..». Рахметов – революционер, он знает, что делать и как делать. Для него человеческие отношения – не торг по принципу: «Ты – мне, я – тебе», а эстафета: «Ты – мне, я – другим». (Чтение фрагмента из статьи Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат», стр. 166, «Литература в 10 классе». Книга для учителя.)
Учитель. Почему во сне о будущем говорится о далеком прошлом?
Предполагаемые ответы учащихся. Автор хочет показать разное отношение к женщине в разные эпохи: в первобытном строе, в эпоху античности, в средневековье. Он считает, что общество будет только тогда свободным, когда свободу приобретет женщина.
Учитель. Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического мира?
Предполагаемые ответы учащихся. Революция. А далее – будущее.
Учитель. Ребята, как вы думаете, возможно ли такое государство? Почему?
Предполагаемые ответы учащихся. Нет. Люди разные, всех перевоспитать невозможно и т.д.
Учитель. Вспомните произведение Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека», которое я попросила вас прочитать. (Просмотр фрагмента из мультфильма). Какую истину узнал герой? Что послужило причиной превращения блаженного царства невинных и счастливых людей в мир жестокостей, порока и насилия?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. По Достоевскому «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты. Ни при каком устройстве общества вы не избегнете зла», Н.Г.Чернышевский считал, что человека можно исправить, перевоспитать. Вывод: Идеал общечеловеческой справедливой жизни не получился, потому что идеалы не выдумываются, а выстрадываются. Всем человечеством и для всего человечества.
А Чернышевский оказался, сам того не желая, лжепророком. Потому что мыслитель должен нести ответственность за последствия своих идей. Его последователи утопили страну в крови, насильно загоняя людей в рай. В этом великая трагедия Великой французской и Октябрьской революции.
Так что же, может не стоит задумываться о будущем? Может нам хватит и того, что есть на сегодняшний день: жизнь над пропастью, ожидание конца света, природных катаклизмов?
Предполагаемые ответы учащихся.
Ученик читает отрывок из романа о будущем.
Учитель. А как мы назовем наш сегодняшний урок?
Предполагаемые ответы учащихся.
Учитель. Ребята, все ваши названия раскрывают тему сегодняшнего урока. Спасибо. На этом урок наш не завершается, я оставляю его открытым, ответы на вопросы, заданные писателем вы будете искать всю свою жизнь, и я желаю вам быть всегда умными, проницательными и уверена, что «…все хорошее» в вашей жизни «…будет лучше…»
Урок литературы в 10 классе на тему:»РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРОБЛЕМАТИКА,».
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. Роман «Что делать?». Проблематика,
жанр, композиция. «Старый мир»
в изображении Чернышевского
Цели : познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».
1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.
2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?
3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?
II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).
Творческая история романа «Что делать?».
Прототипы романа
Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.
Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.
В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.
О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.
В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.
В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.
III. Лекция учителя (краткое изложение).
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.
Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин).
О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.
2. Каким изображает Чернышевский старый мир?
3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?
4. Что позволяет Верочке Розальской освободиться от гнетущего влияния семьи и стать «новым человеком»?
5. Что нового внес автор в изображение «старого мира»?
6. Покажите, как сочетается в изображении «старого мира» эзопова речь с открытым выражением авторского отношения к изображаемому?
Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.
Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья-приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».
Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой. Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».
1. Чтение романа до конца.
2. Сообщения учащихся о главных героях: Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахметове.
3. Индивидуальны е сообщения (или доклад) по темам :
1) Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»?
2) Размышления над афоризмами («Будущее светло и прекрасно»).
К изучению романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Разделы: Литература
Не секрет, что чтение не самое популярное занятие у современной молодёжи, тем более такой литературы, как «Былое и думы» А.Герцена, «Что делать?» Н.Чернышевского, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького. Как быть? Что делать? Спросить бы Чернышевского…
Считаю целесообразным изучение произведений адаптировать, насколько это возможно, к современным, понятным сегодняшним подросткам жизненным условиям. Приступая к изучению творчества того или иного писателя, его произведения, мы часто говорим: это современно, это своевременно. Я думаю, эти слова как нельзя лучше подходят к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Предлагаю вариант примерного изучения этого произведения при условии, что учащиеся предварительно с текстом незнакомы и на изучение романа выделяется не более трёх часов.
Урок 1. Новые люди.
В начале урока предлагаю учащимся найти решение проблемы. Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна. Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?
Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).
Юноши, выслушав «признания своих жён», отвечают на вопрос: что предпримете вы, оказавшись в таком положении? Ответы ребят любопытны, но на моих уроках ни разу не прозвучало близкое к тому, что совершил герой романа. Об этом мы и говорим дальше.
— Как вы оцениваете этот поступок?
В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»
— Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?
Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?
— Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (III, «Предисловие»)
Сообщение учащегося ( предварительная индивидуальная подготовка ). История создания произведения в условиях пребывания писателя в Петропавловской крепости, о необходимости выбора именно такой формы повествования.
Подводим итог этой части разговора: замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.
Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?
Сообщение учащегося. Новые люди. Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )
Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. [1] Вот некоторые тезисы: знание и труд как основа жизни новых людей; достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей;»разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.
Там же есть материал, который можно использовать для создания «Морального кодекса» героев Чернышевского:
— Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.
— А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.
— Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.
— Будь честен, и всё будет отлично.
— Полного счастья нет без полной независимости.
Сообщение учащегося «Моральный кодекс» героев Чернышевского» послужит своеобразным итогом урока.
По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях.
Домашнее задание: чтение главы 3, XXIX, «Особенный человек».
Уроки 2, 3. Особенный ли человек?
Основные вопросы для общей работы: Зачем Рахметов введён в роман? Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа? Есть ли ответ на него в самом романе?
Образ Рахметова.
Обобщаем сказанное: действительно ли Рахметов «особенный человек», «экземпляр очень редкой породы»?
Место и роль Рахметова в романе.
Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …
-Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?» ( гл.3, XXX )
При наличии времени можно выслушать все предположения учащихся. Возможно, кто-то приблизится к верному ответу. За неимением времени обращаемся сразу к главе 3, XXXI, «Беседа с проницательным читателем»
-«Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»- повторяет свой вопрос Н.Г.Чернышевский. Ответ, который даётся в этой главе, я пробую изобразить в рисунках.
В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.
Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.
Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…
-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.
Читаем отрывок из названной главы: «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»
-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?
Возвращаясь к образу Рахметова (глава «Особенный человек»), цитирую (или подготовленный ученик читает наизусть): А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»
В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый из вас? Ответы учеников любопытны: одни убеждены, что их место рядом с новыми людьми, другие склонны к более критичной самооценке, относя себя к большинству.
-А что надо делать для того, чтобы вырасти? Не забыли ли мы о названии романа? «Что делать?»
Кому же адресован вопрос? Да, проницательному читателю, просто читателю, то есть всем нам. Есть ли ответ на вопрос в самом романе?
-Чернышевский продолжает беседу с проницательным читателем:( выразительное чтение отрывка учеником) « Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!» ( гл.3, XXXI )
-Итак, развитие, рост, самосовершенствование, движение. Это своего рода программа деятельности для молодого поколения и эпохи Чернышевского, и сегодняшнего времени. Свои мысли о главном Н.Г.Чернышевский вложил в беседы с проницательным читателем, а также, используя « эзопов язык», в сны Веры Павловны Лопуховой.
Наши сны нам не подвластны, кажутся бессмысленными, обрывочными, часто абсурдными. Поэтому неудивительно, что таковы сны Веры Павловны. Попробуем объяснить один из них.
Сообщение учащегося «Второй сон Веры Павловны» ( предварительная подготовка с помощью учителя).
Пересказ сна. Почему из одной грязи родится пшеница белая, чистая, нежная, а из другой не родится?
Вывод: снова движение, труд, развитие.
— Последний в нашем разговоре вопрос: зачем развиваться, двигаться вперёд? Что ждёт нас впереди? Будущее. Для него и нужно работать, совершенствоваться, развиваться. Вот как об этом пишет Чернышевский (отрывок из 4-го сна Веры Павловны): «Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.» (гл.4,XVI).
Домашнее задание: творческая работа – отзыв о прочитанном (тему формулирует учащийся).