верно ли что у любого контента в интернете есть автор
5 мифов об авторском праве на контент в интернете
Миф №1. Контент, выложенный в свободный доступ, можно безвозмездно и без разрешения копировать, надо только указать имя автора и источник
«Мы не хотим присваивать заслуги других авторов, просто собираем различные материалы на своем ресурсе. Мы же берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем».
Звучит логично. Мы надеемся, что эта логика в будущем будет в законе. Пока же, к сожалению, это не так.
Busted! Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)!
— Где это написано? абз.2 п.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ
Если автор в явном виде не согласился на копирование своего материала, то использование этого материала будет незаконным и влечёт ответственность.
— И как сделать правильно?
Спросить разрешения у автора. При условии указания имени автора и источника публикации, как правило, все авторы согласны на копирование своих материалов.
— А если не удается выйти с автором на связь?
Включите в правила пользования сайтом раздел об урегулировании споров с авторами, в котором провозгласите свою добросовестность, приверженность принципам авторского права и готовность убрать материал по первому обращению автора. Скорее всего, это позволит вам избежать иска.
Миф №2. Права на контент в соцсети нельзя защитить
Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что аналогичная подборка материалов копируется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккунт в соцсети нет. Значит защита невозможна?
Busted! Аккаунт можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности (сложный объект, составное произведение и база данных) и получить соответствующую защиту.
— И как сделать правильно?
Защищать аккаунт как прямо поименованные в законе результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Варианты оформления прав и условия охраноспособности для страницы в соцсети представлены для наглядности в таблице:
Критерий
Сложный объект
Составное произведение
База данных
Характер деятельности по созданию РИД
нет требований к творчеству
обязателен творческий характер составительства
нет требований к творчеству
Требования к элементам РИД
должны быть отдельными охраняемыми РИД
могут быть неохраняемыми материалами
Статьи, расчеты, нормативные акты, судебные решения и иные подобные материалы, которые могут быть неохраняемыми материалами
Количество произведений (элементов)
Затраты на создание РИД
не обязательно подтверждать
не обязательно подтверждать
Обязательно подтвердить существенные финансовые, материальные, организационные или иные затраты. Презюмируется наличие затрат в случае наличия 10 000 информационных элементов.
Миф №3. Права на созданный работником контент автоматически возникают у компании
Поскольку сотрудник работает в компании по трудовому договору все созданные результаты считаются интеллектуальной собственностью самой компании. Следовательно, компания может передавать права на эти результаты своим заказчикам и получать за них деньги.
«Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили «хитрый» пункт, что всё созданное работником поступает в собственность компании. Это 100% гарантия!»
Busted! Это самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф.
Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может сама творить, это может делать только человек или коллектив авторов.
— Где это написано?
п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ
По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может стать первоначальным правообладателем авторских прав просто на основании закона. В США права на созданные сотрудниками творческие результаты «автоматически» становятся собственностью компании («эхо рабовладельческого строя»). В отечественном правопорядке, к сожалению или к счастью, так не происходит.
— И как сделать правильно?
Чтобы подтвердить свои права на программное обеспечение компания должна иметь документы, которые подтверждают основания перехода прав от собственных работников.
Для получения прав от сотрудников недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем «хитрый» пункт. Для действительности получения прав от работника необходимо четко и последовательно в отношении каждого результата готовить следующие документы:
(1) грамотный трудовой договор, в котором должны быть предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;
(2) формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (например, спецификация);
(3) служебное задание, по итогам выполнения которого должен быть получен результат;
(4) акт о передаче результата от работника работодателю;
(5) соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не совпадает с заработной платой.
— Нам не нужно столько бумаг и бюрократии, это непосильно для интернет-проекта!
Во-первых, все-таки это ваша интеллектуальная собственность и, возможно, самый ценный, а то и единственный актив, который есть в вашем проекте. Во-вторых, бумажную бюрократию можно автоматизировать и полностью перевести в электронную форму, используя различные программные решения для совместной работы сотрудников.
Миф №4. Надо всегда спрашивать разрешение автора при копировании материалов
«Мы свято чтим авторское право и хотим спрашивать разрешение на копирование материалов у всех авторов».
Busted! Совсем не обязательно. Закон предусматривает целый ряд случаев, в которых не надо запрашивать разрешение у автора при использовании его произведений.
— Где это написано?
Свободному использованию произведений посвящены ст.ст. 1273-1280 ГК РФ.
В частности, допускается без согласия автора цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
— А как сделать правильно?
Изучите полный список исключений, когда можно использовать произведения без согласия автора. Возможно, в вашем проекте эти исключения имеют существенное значение. Вы сможете сэкономить много времени на переговоры с авторами и денег на выплату авторских вознаграждений, воспользовавшись ограничениями закона.
Например, такой объект авторских прав как песни, почти никогда не требует получения согласия правообладателей на использование, достаточно просто выплатить авторское вознаграждение через Российское авторское общество (см. ст.ст. 1243, 1326 ГК РФ).
Миф №5. Автор всегда может потребовать компенсацию за использование его материалов
«За использование контента, который маркирован копирайтом (с), всегда надо выплачивать вознаграждение автору».
Busted! Во-первых, для бесплатного использования произведений также существуют исключения (см. миф №4). Во-вторых, далеко не весь контент охраняется авторским правом. Например, так называемые «продающие» и рекламные тексты, телепрограммы, прогнозы погоды и т.д., безусловно, являются результатами интеллектуальной деятельности, но они имеют мало шансов получить защиту в суде, поскольку не являются результатами творческими.
— Где это написано?
ст.ст. 1273-1280 ГК РФ (исключения), п.1 ст.1228 ГК РФ (обязательный творческий характер деятельности по созданию произведений).
— А как сделать правильно?
Критически оценивайте каждый материал, который хотите использовать. В случае сомнения можно посмотреть аналогичную судебную практику и проверить, получают ли данные объекты интеллектуальной собственности защиту в суде.
Выводы:
Практика показывает, что авторские права могут быть мощным инструментом для получения доходов в интернете, поэтому интеллектуальную собственность иногда называют нефтью XXI века. Однако обращаться с ней нужно весьма осторожно.
Интеллектуальная собственность – это не юридическая абстракция. Это реальный инструмент для легализации собственных доходов от использования контента в интернете. И пользоваться этим инструментом нужно грамотно, как для наращивания собственных возможностей для увеличения прибыли интернет-проектов, так и во избежание ответственности за нарушение прав третьих лиц.
Что такое контент сайта и с чем его едят
Выражение «контент сайта» кажется интуитивно понятным, но все-таки загадочным. Попробуем разобраться, что это такое.
Слово «контент» произошло от английского «content», что можно перевести как содержание, содержимое, информационное наполнение. Мне лично нравится термин «информационное наполнение», ибо на сайте кроме информации «для полезного чтения» есть еще много другой, возможно, не менее полезной информации, но пользователи Интернета в первую очередь интересуются именно полезной для чтения информацией – информационным наполнением сайта.
Чем наполнены (или, иными словами, заполнены) практически все сайты в интернете? На сайтах можно найти, в основном, тексты, аудио-файлы (те, которые можно слушать), видео, изображения или картинки, фото.
Контент сайта – это полезная информация, находящаяся на странице любого сайта (текст, картинки, фото, видео, аудио).
Говорят, что content is the king (контент — это король). Другими словами, в сети контент – это самая главная вещь, которая предопределяет как раз насколько популярен тот или иной ресурс, насколько много там читателей, подписчиков и так далее.
В общем, любой человек, который приходит в интернет, ищет там либо какую-нибудь полезную, интересующую его информацию, либо приходит за общением, то есть сам хочет высказаться, выложить то, что он считает полезным для себя и для других. И поэтому нужно обращать повышенное внимание именно на контент на своем сайте.
Контент уникальный и не уникальный
Рассмотрим подробнее каждый из этих четырех вариантов.
1 Авторский контент
Это может быть статья, собственное видео, файлы, аудио и т.д., написанные (сделанные) автором сайта.
Уникальность означает, что подобного контента нет больше нигде, не считая возможные перепосты, что в общем-то неплохо, так как позволяет контенту шире распространяться по сети. А вот что совсем плохо, так это возможные копирования контента, несанкционированные автором, с нарушениями авторских прав правообладателя.
2 Переводы
Есть сайты, которые публикуют переводы с других языков, то есть они не являются авторами контента.
В некотором роде подобные переводы являются все же уникальными, так как публикуется контент на другом языке. Однако ссылки на правообладателя, пусть даже из другой страны или вообще другой части нашего большого мира здесь будут очень полезны и уместны, чтобы читатели представляли, кто является настоящим автором публикуемого контента.
3 Заказной
Автор сайта (блога), который заказывает контент у других, обладает на него всеми правами и материал этот также уникален.
Тут получается, что контент создает один человек или группа лиц, а публикуется данный контент от имени того, кто сделал заказ на создание контента. При этом истинные «писатели», создатели контента будут никогда или почти никогда неизвестны пользователям Интернета.
Такое «безобразие», на самом деле, есть вполне нормальное явление, поскольку такое положение дел устраивает и «пишущих» настоящих авторов, и фигурирующих на сайтах и блогах «авторов» публикаций. В общем, все довольны и никто не считает себя ущемленным в правах.
4 Созданный пользователями
Это социальные сети, доски объявлений, форумы и другие сайты, где контент создают сами пользователи и выкладывают на данный ресурс.
На самом деле, если чуть глубже заглянуть под завесу соцсетей, то представленный там этакий «коллективный контент» довольно непрост, поскольку в нем весьма трудно отличить истину от выдумок, настоящие идеи от «прожектов» и т.п. Да и с авторством там непросто, хотя каждый отдельный пост каждого участника обсуждения – это часто вполне зрелая и откровенная позиция конкретного автора.
Не уникальный контент
Не уникальный контент — это скопированный материал, то есть, на сайте размещается контент из других ресурсов, соблюдая правила копирования, которые задает автор.
Соблюдение авторских прав – это, как правило, оставление ссылки на тот сайт или блог, откуда был скопирован представленный материал.
Рерайт
Кроме уникального и неуникального контента, есть нечто среднее между ними – и называется такой контент заимствованным из английского языка словом рерайт (от rewrite, звучит по-русски как «рерайт» — повторное написание текста).
Рерайт — это когда уникальный текст, ранее уже опубликованный, немного изменяется таким образом, чтобы с точки зрения поисковых систем он снова стал уникальным. При этом автор текста может остаться прежний, рерайт может сделать сам автор – это не то, что, может быть, подумалось сначала, будто кто-то таким образом «ворует» тексты, хотя и не без этого протекает жизнь в Интернете.
Однако структура текста и его смысл в тексте-рерайте остается практически таким же, каким он был в первоисточнике. Автор может идти на подобные «ухищрения» для того, чтобы иметь возможность изложить свой уникальный контент несколько раз на разных сайтах, блогах, в социальных сетях, и при этом не быть «наказанным» поисковыми системами за якобы «воровство» чужого контента. Поисковики могут не отличить «воровство» (в кавычках) контента у самого себя от воровства (уже без кавычек) контента чужими авторами.
Если сравнивать отдачу от уникального и не уникального контента, то, естественно, от уникального контента отдача будет в разы больше, и нужно стремиться к тому, чтобы на сайте был уникальный контент. Это очень важно! Здесь под «отдачей» мы понимаем привлечение внимания пользователей сети, оказание им информационных услуг за счет публикации уникального и полезного контента.
Способы создания контента
Перечисленные выше варианты создания контента можно условно разделить на два больших класса:
Как понятно уже из самого названия, авторский контент разрабатывается одним автором или небольшой командой людей, обладающими соответствующими навыками.
В то же время пользовательский контент, как правило, создается обычными пользователями, не претендующими на звание авторов контента, раз, и не претендующих на наличие в сети собственного уникального ресурса: блога, сайта, авторской странички в социальных сетях и тому подобное, – это два.
Авторский контент – это небольшая статья, заметка, публикация, крупная обзорная работа по какому-то вопросу, вообще большой и «многотомный» труд, если конечно, автор решил опубликовать данные работы именно в Интернете, а не в виде книги, традиционной брошюры и т.п.
Авторским контентом, кроме текста, может быть уникальное видео, снятое автором, нарисованная картина или небольшая опять же уникальная картинка, короткометражный или даже полноформатный фильм, видео с сопровождающим авторским текстом, аудио запись, в том числе «проговаривание» голосом текста, написанного самим автором.
Также есть и такой вид контента, как транскрибация – печать текста ранее записанного аудио (голосового) или видео формата. То есть преобразование информации из видео в аудио и текст, из текста в видео или аудио, из видео в аудио и т.п. – это тоже своего рода уникальный контент, представленный в разных форматах.
Авторский контент – это, конечно, музыка, стихи и песни. И вообще все виды известных жанров искусства, все виды научного и профессионального общения, все виды простого общения людей – это все есть уникальный контент, сохраненный в интернете для того, чтобы другие люди могли с ним познакомиться, оценить, воспользоваться им для своей работы и жизни.
Пользовательский контент по своим формам может быть аналогичным перечисленному выше. Но только пользовательский контент размещают не на личных сайтах, не в личных блогах, а на страницах социальных сетей. В остальном все выглядит аналогично – это тексты, видео, аудио, музыка, песни, слова, стихи и прочее.
Формат контента
Контент, как уже было частично перечислено выше, по формату может быть:
Многие сайты используют именно мультиформатный вариант, потому что он способствует тому, что информация подается в комфортном для пользователя варианте. Там, где удобно воспринимать в виде текста – предлагается текст. Где удобно слушать – там аудио. Где полезно посмотреть (ибо, порой, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать) – видео. И так далее.
Форма подачи контента
Формой для подачи контента, о чем также частично было сказано ранее, может быть:
Большой разницы между сайтом и блогом нет, но все-таки отличие имеется. Перечисленные три формы могут быть совмещены друг с другом.
Также не будем забывать про социальные сети, где есть иные формы представления контента, просто мы не рассматриваем эти формы в данной статье.
Тематический контент и нетематический
На одном и том же сайте контент может быть:
Тематический контент соответствует тематике сайта, а нетематический, наоборот, уходит в сторону от основного направления. Допустим, есть кулинарный сайт, на котором публикуются рецепты приготовления блюд. Если там публикуется статья о ремонте автомобилей, то, конечно, это нетематический материал. Поисковые системы хорошо умеют различать тематический контент и нетематический.
Довольно редко подобное случается, когда вместо кулинарных рецептов вдруг автор начинает писать про обслуживание автомобиля. Однако, авторы контента – это живые люди. И они могут просто написать одну-две истории из своей жизни, пусть даже из области, скажем, «как я прошлым летом ремонтировал автомобиль, вместо того, чтобы на нем ездить, как все остальные нормальные люди, которым повезло больше, чем мне», отнюдь не связанные с тематикой сайта. А почему бы и не написать? Ведь весь сайт принадлежит автору, и он сам вправе решать, что на нем публиковать.
В отличие от сайтов, где контент обычно стараются поддерживать строго по тематике, на блогах довольно часто можно встретить нетематический контент. Очень часто блог воспринимается самим блогером и читателями блога, как личный дневник блогера. Поэтому считается нормой соотношение 60-80% тематического материала на блоге и 40-20 % нетематического.
Например, на блоге о том, как делать качественные фотографии, могут быть материалы о путешествиях автора ресурса и какие-то другие материалы «не по теме». При этом статей на таком блоге о фотографиях желательно публиковать не менее 50-60 % от общего объема опубликованных там материалов.
Тип контента (по цели)
Контент сайта также может отличаться по цели публикации материалов. Например, имеет место следующая классификация типа контента:
1 Информационный — это такой контент, основная цель которого состоит в том, чтобы помочь людям решить их проблемы. Сюда можно отнести советы, уроки, обзоры, пошаговые инструкции, описание какой-то системы, программы и так далее.
Основная задача, которую должен решать контент на информационном сайте – это решение проблемы пользователя.
2 Развлекательный контент полезен для того, чтобы пользователи не заскучали. Сюда можно отнести опросы, конкурсы, квесты, марафоны, эстафеты, интервью с интересными людьми.
3 К продающему контенту относятся материалы, рекламирующие что-либо или «пиарящие» что-либо.
Реклама отличается от пиара. Пиар (от английского PR – сокращение Public Relations, что можно перевести как Связи с общественностью) — это привлечение внимания к чему-либо.
Можно пиарить, например, компанию, человека, бесплатный продукт (скажем, какой-то видео урок).
Реклама отличается от пиара тем, что она целевым образом направлена непосредственно на продажу чего-либо. Это могут быть, например, партнерские программы.
Иногда авторы сайта в начале статьи делают пометку «на правах рекламы», подчеркивая таким образом, что далее пойдет речь о пиаре или рекламе, о желании привлечь внимание к какому-то продукту или о рекомендации приобрести для себя какие-то продукты (информационные, а также реальные физические товары или услуги).
Очень важно авторам сайтов или блогов придерживаться цели создаваемого контента. Не хорошо, когда в одной и той же статье, например, есть некий набор советов, далее некие платные продукты, в том числе партнерские, а также некие попытки привлечь внимание к какой-то теме. И не удивительно, что такой материал обычно не имеет успеха.
Хотя в современном интернете совсем избежать «путаницы» целей контента не удается, поскольку сами поисковые системы, вернее их дочерние компании по рекламе товаров и услуг, самостоятельно с предварительного согласия авторов сайтов и блогов размещают на них свои коммерческие предложения. Но здесь пользователи должны понимать, что одно дело авторы контента сайтов и блогов – это те самые авторы, чьими публикациями мы «зачитываемся» или «засматриваемся» в Интернете, а другое дело – это поисковые системы со своими коммерческими рекламными блоками, включенными непосредственно внутрь контента авторов сайтов и блогов.
Получается, что у блогов и сайтов может быть несколько «хозяев»: реальные авторы публикаций и специальные рекламные компании поисковиков, облегчающим нам поиск информации в Интернете. Таковы сегодняшние реалии Интернета.
Где купить контент
На своем сайте необходимо все же, как мы выяснили выше, публиковать уникальный контент. Где же его взять?
Во-первых, основной способ «приобрести» уникальный контент – это его самостоятельно написать текст, нарисовать картину, снять видео, написать музыку, «обнажить душу» в стихах, сочинить рассказы, повести, романы и прочее, и прочее, и прочее.
Во-вторых, уникальный контент можно просто заказать другим людям, согласным на это. Например, заказы принимают так называемые «биржи контента», «магазины статей», «биржи копирайтинга» и тому подобные интернет площадки. На таких площадках зарегистрированы и ждут заказов те, кто готов за деньги или даже бесплатно («за идею», например, чтобы заработать себе репутацию на будущее) написать (создать) новый уникальный контент по заявке автора блога или сайта. Пожалуйста, можно и так поступить.
Разве что когда тексты или иной контент пишет (создает) один и тот же автор – эти тексты или видео (аудио, стихи, проза) будут иметь некий заметный со стороны «авторский стиль».
Тогда как заметки, написанные разными авторами, или того хуже, другие виды «искусства» (картинки, картины, видео и т.п.) от разных авторов и «художников» – такие «произведения» будут явно различаться по стилю. Хотя подобная стандартизация стиля, если так можно выразиться, в наше время уже не есть своего рода визитная карточка автора. Сейчас другое время, время активного наступления Интернета на все стороны нашей жизни. Что, в общем-то, совсем неплохо.
Контент. Что это такое простыми словами.
Здравствуйте, друзья! В моих предыдущих статьях часто встречалось это слово. Сегодня я вам расскажу про контент. Контент. Что это такое простыми словами? Каким он должен быть? Виды и источники контента.
Что такое контент простыми словами и каким он должен быть.
Само слово из английского языка (content) и буквально переводится как содержимое. От этого же слово произошло и слово контейнер. Это, если уж говорить про контент простыми словами, самое простое его определение.
В нашем случае контентом называется информационное содержание какого-либо интернет-ресурса. Это может быть как страница в соцсетях, так и свой сайт или канал на Ютубе. Главное и основное правило для всех интернет-ресурсов — это соответствие законам. Остальные правила также важны, но за их нарушение к ответственности вас не привлекут. Тем не менее если вы хотите зарабатывать в интернете при помощи своего ресурса, эти правила нужно соблюдать.
Виды контента
Для размещения разных видов контента оптимальным является свой сайт. Ещё раз скажу, что заработок на своём сайте, на мой взгляд, лучший способ заработка в интернете. Больший трафик и большую доходность принесёт связка сайт — канал на Ютубе.
Источники контента
К такому контенту нужно относиться с осторожностью. Ссылки в нём могут быть вредоносными либо уводить ваших посетителей на ресурсы прямых конкурентов. В связи с этим пользовательский контент нуждается в постоянных проверках. Тем не менее он представляет определённую ценность. Ценность состоит в его естественности, в показателях вовлечённости аудитории, в получении обратной связи.
Заключение
Думаю, что на вопрос «Контент, что это такое простыми словами?» я дал необходимые ответы.
Если вы решили зарабатывать в интернете при помощи своего ресурса, то его контент это очень важная составляющая вашего успеха. Надеюсь, что эта статья вам в этом вопросе помогла.