в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Равновесие монополии в долгосрочном периоде

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

В долгосрочном периоде объем и цена могут изменяться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста обусловлены следующими факторами:

• существованием отраслевых барьеров;

• действием эффектов от масштабов;

• особенностями спроса, изменениями его величины и элас­тичности.

Если монополист несет убытки, то в долгосрочном периоде он предпочтет закрыть производство и уйти из отрасли, а если получает экономическую прибыль, то благодаря существованию отраслевых барьеров он может сохранить ее. Если бы отрасль не была закрыта монополистическими барьерами, то приток новых фирм увеличил бы предложение, снизил равновесную цену и свел прибыль до нуля. Особенность монополии заключается в способности удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Издержки в долгосрочном периоде изменяются. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Логично было бы предположить, что он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так. Поскольку увеличение масштабов сопровождается для монополиста изменением не только издержек, но и величины спроса и предельного дохода, он готов наращивать масштаб ровно до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR = LМС (где LМС — долгосрочные предельные издержки). В результате в долгосрочном периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем эффективный выпуск. Это зависит, в частности, от соотношения функции спроса и функции долгосрочных средних издержек. Например, в случае с естественной монополией, когда кривая спроса пере­секает кривую долгосрочных средних издержек на понижательной части последней, соотношение спроса и долгосрочных издержек таково, что равновесный масштаб оказывается мень­ше оптимального (рис. 4.6)

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Рис. 4.6. Определение масштаба производства монополиста в долгосрочном периоде

В данной ситуации оптимальным является масштаб Q1, а максимизирующий прибыль масштаб монополиста — Qe.

В долгосрочном периоде спрос на продукцию монополиста и его ценовая эластичность могут измениться. Это значит, что прежним объемам будут соответствовать уже другие цены, а прежним ценам — другие масштабы выпуска. Так, если в долгосрочном периоде спрос станет более эластичным, кривые спроса и предельного дохода соответственно примут более пологий изгиб. При этом монополист, возможно, продолжит выпуск в прежнем объеме, но понизит цену или будет выпускать больше, чем раньше, а его цена не изменится. Это означает, что, в отличие от совершенной конкуренции, в монопольной отрасли нельзя построить кривую предложения, так как не существует, однозначной зависимости между рыночной ценой монополиста и монопольным выпуском.[Бондарь А.В.? Микроэкономика, с. 101-102].

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Оглавление

3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Рис. 1. Оптимум монополии

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.

Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».

Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.

Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Долгосрочное монопольное равновесие.

Совершенная конкуренция и эффективность.

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что1) первым способом обоснования эффективности конкурентного равновесия явл. равенство МС=Р. Каждый продавец стремится уравновесить предельные издержки с рыночной ценой с целью максимизации прибыли. Потребители, максимизирующие полезность, реагируют на рыночную цену, до уровня Р=MU. отсюда равновесная цена на с.к. рынке равна как ценности данного блага для потребителей, так и издержкам производства данного блага для производителей.

2)вторым способом явл. максимизация суммы излишка потребителя и излишка производителя. Любое отклонение от равновесного состояния ухудшает положение одного из экономических субъектов. Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно улучшить положение хотя бы одного из экономических субъектов, не ухудшив при этом положение другого. Такое состояние рынка называется эффективным по Парето. Эффективное использование ресурсов означает производство благ с наименьшими издержками. Производственная эффективность достигается в ситуации установления рыночного равновесия в долгосрочном периоде при min LAC.Точка а (точка отраслевого равновесия) отражает P=LMC=min LAC.

Долгосрочное монопольное равновесие.

Условие долгосрочного равновесия: MR=LMC(долгосрочные предельные издержки).

Фирма-монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если она сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее иных фирм.

Равновесие в условиях монополии может достигается как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек, так и при выпуске, превосходящем минимум.

Независимо от величины долгосрочного равновесного выпуска, монополист определяет размер фирмы, который соответствует этому объему производства. Начиная с точки долгосрочного равновесия, монополист может временно увеличить прибыль, повышая цены и сокращая объемы производства. Потребители реагируют на это падением спроса. Прибыль монополиста при более высоких ценах может оказаться меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия. В положении равновесия на монополизированном рынке исключаются наличие дефицита и перераспроизводства. Рынок будет сбалансирован. Однако не следует думать, что на рассматриваемом рынке не могут возникнуть указанные явления. Неравновесное положение может быть вызвано непредвиденными изменениями в спросе. Монополист вынужден в таких случаях балансировать рынок: ликвидировать перепроизводство путем сокращения объема выпускаемой продукции и (или) снижения цены; преодолевать дефицит путем повышения цены и (или) увеличения объема производства.

Источник

Поведение фирмы в условиях монополии и в условиях несовершенной конкуренции

Поведение фирмы в условиях чистой монополии

В современной экономической теории под чистой монополией принято понимать такую конкурирующую рыночную ситуацию, которая отвечает следующим признакам:

Исследуя поведение фирмы монополиста можно сделать следующие выводы:

1) монополист может определить какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль, однако монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить. Кривая спроса подскажет фирме предельную цену, которую примет покупатель;

2) если монополист назначит цену, он должен ограничить предложение тем объемом, который диктует ему потребительский спрос.

Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение и по объему выпуска и по цене. У монополиста нет своей кривой предложения независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть;

3) для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены. Предельный доход ( MR ) для него в отличии от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объема производства.

Предельный доход MR непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупный доход TR и предельный доход MR положителен и наоборот. Максимизируется совокупный доход TR при таком объеме производства, когда MR = 0, т. е. когда последняя произведенная единица продукта уже не может ничего добавить к общему доходу.

Точка пересечения кривых MR и MC – есть точка равновесия фирмы. Каждое общество стремится ограничить монополистические тенденции в экономике. Если бы рынок был совершенным, то равновесие находилось бы в точке Е1. На монополистическом рынке равновесие фирмы достигается в т. E, однако монополизируя свой доход фирма монополист создает дефицит продукции равный отрезку Qсов – Qe, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки, поэтому от т. е. проводим вертикаль до кривой спроса D, таким образом узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. При совершенной конкуренции выигрыш потребителя – это площадь треугольника AE1Pсов. При монополии выигрыш потребителя – это площадь треугольника AE2Pm, все остальное – это прибыль монополиста. С позиции потребителя – выпуск дополнительной единицы продукции – выгодно, так как снижается цена, но это не выгодно производителю. Например, фирма монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.

Фирма подберет сочетание цены и объема при это MR не равно цене, так как удешевляя цену каждой дополнительной единицы товара, фирма вынуждена снижать цены и на предыдущие единицы товара, этим ситуация отличается от совершенной конкуренции. Монополистическая прибыль трактуется как излишек над нормальной прибылью и часть выигрыша потребителя присваивается себе.

Площадь треугольника E2BE1 – потери потребителя от монополии – (MR > = MC )

Источник

Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Как было показано ранее, свободный вход на рынок и выход из него в условиях совершенной конкуренции приводит к тому, что у фирм исчезнет возможность получать прибыль сверх нормальной. Аналогичные силы действуют в условиях монополистической конкуренции, хотя они не настолько мощны, чтобы полностью ликвидировать возможность получения экономической прибыли или гарантировать каждой фирме нормальную прибыль.

Барьеры для входа на монополистически конкурентный рынок, как известно, низкие. Если экономическая прибыль краткосрочного периода существует, то можно ожидать, что действующие фирмы будут стремиться к экономии от масштаба производства, росту и другим решениям, увеличивающим прибыль и снижающим издержки. Новые фирмы, привлеченные прибылью выше нормальной, получат мотив для входа в отрасль. Достаточно высокий спрос, вход новых фирм и расширение сбыта уже существующими на рынке фирмами усиливают конкуренцию и ликвидируют возможность получения экономической прибыли. Когда спрос низок и не позволяет получать даже нормальную прибыль, одни фирмы покидают отрасль, другие стремятся стать более эффективными по издержкам, найти способы стимулирования потребительского спроса, чтобы обеспечить получение хотя бы нормальной прибыли. Важно отметить, что в монополистически конкурентной отрасли рыночные силы не столь мощны, чтобы заставить фирмы действовать в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает чтоВ долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически (рис.5.3).

Новые фирмы не имеют побудительных мотивов ко входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса D на рис.5.3 лишь касается кривой средних общих издержек (АТС), т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек (Р = АС).

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:

а) как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные издержки фирмы (Р > МС). Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода MR предельным издержкам МС, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены;

б) как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

Второе свойство (б) показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии: так как чистая монополия – единственный продавец продукции, не имеющей близких заменителей; она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде.

Рынки с монополистической конкуренцией характеризует то, что на них не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Превышение ценой предельных издержек в условиях равновесия в долгосрочном периоде указывает на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, производимые с теми же ресурсами.

В противоположность фирмам, действующим при совершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший объем производства. Производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем в условиях совершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции фирмы должны назначать более высокую цену по сравнению с конкурентной ценой в долгосрочном периоде, чтобы добиться нормальной прибыли.

Таким образом, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних общих издержек. Разница между уровнем выпуска в условиях монополистической конкуренции и эффективным объемом выпуска (min LATC) называется избыточной мощностью, ее наличие говорит о недостаточно эффективном использовании ресурсов.

В условиях монополистической конкуренции силы установления равновесия долгосрочного периода не так сильны, как в условиях совершенной конкуренции. Потому что, во-первых, некоторые фирмы могут создать и запатентовать продукт с уникальными свойствами, получив при этом преимущество над конкурентами на достаточно долгое время. Во-вторых, отдельные фирмы могут размещаться в географически выгодном для своего бизнеса месте, что позволит им устойчиво получать экономическую прибыль (мотели, станции техобслуживания, рестораны, торговые центры и т.д.). В-третьих, инновации и использование передовых технологий могут позволить фирме на долгое время получать конкурентное преимущество. Наконец, барьер для входа на рынок новых фирм может быть повышен за счет дополнительных финансовых инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и стимулированием сбыта. С другой стороны, условия, при которых фирма получает прибыль ниже нормальной, могут существовать долгое время. Поэтому рыночные силы в условиях монополистической конкуренции недостаточно велики, чтобы все время удерживать цены в соответствии с краткосрочными и долгосрочными средними издержками. Однако эти силы способны определять тенденцию ограничения прибыли и в долгосрочном периоде сдерживать потери монополистически конкурентных фирм.

Итак, монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции отличают два существенных обстоятельства:

1) наличие избыточных мощностей;

Изобразим это графически (рис.5.4).

Недогруженные производственные мощности, а также потребители, «наказанные» за эту недогрузку ценами, превышающими конкурентный уровень, составляют издержки монополистической конкуренции. К этим издержкам необходимо добавить затраты, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда, когда производитель стремится убедить потребителей в преимуществах своего товара, его отличиях от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынки изобилуют товарными знаками, брэндами известных и не очень компаний. Все они в борьбе за потребителя не скупятся на рекламу, разработку новых товаров и совершенствование уже выпускаемых.

в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Смотреть картинку в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Картинка про в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что. Фото в долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает что

Фирмы будут предпринимать усилия, чтобы улучшить свое положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде благодаря использованию неценовой конкуренции. Методами неценовой конкуренции являются:

— дифференциация продукта и его совершенствование;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *