что нужно для окончания аспирантуры
Как поступить в аспирантуру
Ежегодно Минобрнауки разрабатывает новые программы в образовательной сфере. Одновременно вчерашние студенты все чаще задают себе вопрос, можно ли поступить в аспирантуру после бакалавриата? В этой статье мы разберемся, что людям дает эта образовательная ступень, зачем люди ее оканчивают и какие аспекты поступления и обучения необходимо учесть.
Аспирантура: что это такое
Еще до 2013 года аспирантура была формой профессионального образования, которое получают после ВУЗа. Она предполагала подготовку работников, которые продолжают свою карьеру в научной деятельности. С 2013 года аспирантура развилась до 3-го уровня высшего профессионального образования.
Так, вчерашние студенты, которые посещали лекции и семинары, слабо представляют, что это учиться на аспиранта. Так, аспирантура не является привычной для студента формой обучения с лекциями, семинарами, курсовыми работами и т. д. Она представляет собой полноценную и самостоятельную форму получения знаний.
У многих возникает вопрос, как поступить в аспирантуру без проблем. Ну для начала студенту предстоит выбрать научное направление, наиболее актуальное и востребованное на рынке (или то, которое максимально по душе). Далее следует сформулировать тему, исследовать которую он планирует, и провести необходимый эксперимент, собрать и проанализировать данные, сравнить полученные результаты с теми, что уже были получены научными деятелями.
Завершение учебы в аспирантуре сопровождается подготовкой и защитой кандидатской диссертации в совете ВУЗа, правда предварительно придется защитить работу на заседании кафедры, где будут присутствовать преподаватели других кафедр и даже учебных заведений.
Как поступить в аспирантуру
Для того чтобы стать аспирантом необходимо завершить предыдущую ступень обучения, а именно специалитет или магистратуру. При этом красный диплом – условия далеко не обязательное. В аспирантуру могут податься студенты, завершившие адъюнктуру, аспирантуру по другому научному направлению, ординатуру, ассистентуру и т. д. В вышеперечисленных случаях поступление на бюджет невозможно.
На аспиранта также можно обучаться как очно, так и заочно.
Очная форма предполагает обучение в течение 3 лет. Заочное обучение также продолжается на год дольше (4 года). При этом при ней необходимо успевать совмещать работу и обучение.
Вы можете поступить в аспирантуру в Москве или другом городе на бюджет, целевой и платной основе.
Для поступления вам необходимо подготовить такие документы:
К индивидуальным достижениям также относится красный диплом, публикации и статьи в научных журналах, сертификаты об участии в семинарах и олимпиадах, наличие статуса стипендиата.
После сдачи документов необходимо сдать и вступительные экзамены: по специальности, иностранный язык, философия науки. По всем ним необходимо получить удовлетворительные баллы или пересдача будет только через год.
Важным этапом является беседа с научным руководителем, его рекомендация к поступлению сыграет свою положительную роль. А руководитель избирается из числа профессоров или докторов наук вашей кафедры. Вместе с ним определяется тема кандидатской, прописывается ее план и этапы проведения исследований аспиранта.
Аспирантура
Что такое аспирантура?
В этом разделе мы поговорим об учебе в аспирантуре. Аспирантура – это третий уровень высшего образования в России и первый этап на пути к академической карьере ученого.
Аспирантура в России действует не только в университетах, но и в различных специализированных научных организациях, научно-исследовательских центрах. По окончании аспирантуры, после защиты кандидатской диссертации выпускнику присуждается звание кандидата наук, что в Болонской системе образования эквивалентно степени PhD. Следующий этап – это степень доктора наук.
Российские университеты предлагают большое количество программ самых разных профилей, поэтому найти аспирантскую программу, которая подойдет именно тебе достаточно просто. Мы составили список самых привлекательных на сегодняшний день направлений от ведущих российских университетов.
Как поступить в аспирантуру в России?
Самую актуальную информацию о правилах поступления ты всегда можешь найти в подробном гиде – 5 шагов для поступления в российский университет.
Поступить в аспирантуру могут выпускники любых магистерских программ или российского специалитета. Абитуриенты должны иметь достаточно хорошие результаты по профильным предметам, а также успешно сдать вступительные экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.
Дальневосточный федеральный университет – это уникальный образовательный центр с ультрасовременным кампусом и основная площадка для коммуникаций. В 2020 году он начал работу по созданию Тихоокеанского квантового центра. Вскоре молодые ученые и аспиранты смогут вести здесь исследования над самыми актуальными вопросами фундаментальной физики. В структуру ДВФУ входят 9 научных школ. Обучение в них ведется по 300 образовательным программам. Среди них много и аспирантских: Биологические науки, Вычислительная математика, Исторические науки и археология, Клиническая медицина, Культурология, Математика и механика, Машиностроение, Психологические науки и другие.
Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет) был основан нобелевскими лауреатами П.Л. Капицей, Н.Н. Семеновым и Л.Д. Ландау. Сегодня это научный центр мирового уровня. МФТИ регулярно входит в несколько престижных международных рейтингов, в том числе топ-350 рейтинга лучших университетов мира QS, топ-300 рейтинга лучших университетов мира THE, топ-50 отраслевых рейтингов QS Physics & Astronomy и THE Physical sciences.
МФТИ готовит не только высококлассных специалистов в области физики, математики, химии, биологии и инженерии, которые трудоустраиваются в лидирующие российские и международные компании и для работы в новейших областях науки. Преподаватели университета – профессиональные исследователи, работающие над прорывными технологиями в междисциплинарных областях науки, лучшие в своих областях ученые и инженеры. Поэтому большое внимание уделяется поддержке академического трека внутри университета и привлечению молодых ученых для работы в лабораториях на кампусе МФТИ.
У университета много аспирантских программ: от квантовых технологий до исследований Арктики. Например, программа Астрофизика и звездная астрономия, аспиранты которой изучают физические системы различного масштаба, процессы их функционирования, физические, биофизические, физико-химические технологии, физическую экспертизу и мониторинг. Также МФТИ предлагает такие программы, как Молекулярная биология, в основе которой – исследование и использование биологических систем в различных целях, и Океанология, в рамках которой аспиранты изучают строение Земли и ее геосферы, месторождения полезных ископаемых, учатся проводить мониторинг и строить прогнозы развития, осваивают территориальное планирование, проектирование и прогнозирование.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» с 2014 года ведет подготовку аспирантов в 18 аспирантских школах по таким тематикам и направлениям, как: социология, менеджмент, экономика, право, политические науки, образование, психология, филологические науки, математика, технические науки, физика, компьютерные науки, искусство и дизайн, государственное и муниципальное управление, международные отношения и культурология. Все школы объединяют единые стандарты академических исследований, коллегиальная экспертиза аспирантской работы, дополнительные курсы, мастер классы, лекции ведущих российских и зарубежных исследователей, тревел-гранты и стажировки. Одна из востребованных программ аспирантуры – Методы и системы защиты информации, информационная безопасность. Ее особенностью является специализация в области разработки и применения математических моделей и методов для защиты данных. Выпускники программы работают в органах исполнительной власти, IT-подразделениях, госкорпорациях и финансовых учреждениях.
Осенью 2020 года в НИУ ВШЭ впервые стартовал единый трек обучения «магистратура – аспирантура». Студент этой программы начинает с обучения в магистратуре, защищает диплом и плавно переходит к работе над кандидатской диссертацией без отдельной процедуры поступления в аспирантуру. Экзамены при этом сдавать все равно необходимо. В НИУ ВШЭ очень внимательно подходят к индивидуальным планам обучения, это значит, что твоя магистерская программа будет заранее скорректирована с учетом дальнейшей учебы в аспирантуре.
© Depositphoto
Один из ведущих университетов России – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» – готовит специалистов в области металлургии, материаловедения, горного дела, нанотехнологий и IT-технологий. В 2018 году университет отметил 100-летний юбилей. Здесь действуют 9 факультетов и 51 кафедра. Для иностранных абитуриентов разработано более 220 программ. Среди них много аспирантских. Обучение в аспирантуре позволяет вести научную работу в составе международных исследовательских групп на базе современных лабораторий и проходить стажировки в международных университетах. Если ты интересуешься аспирантурой на английском языке, то рассмотри программы Материаловедение цветных металлов и сплавов и Физика конденсированного состояния и квантовые технологии.
Расположенный в Академгородке Новосибирский национальный исследовательский государственный университет считается неотъемлемой частью Сибирского отделения Российской академии наук. В структуру университета входят 13 факультетов, физико-математическая школа, высший колледж информатики, институт профессиональной переподготовки, научно-исследовательская часть и аспирантура. Студентам и аспирантам НГУ доступны 70 научно-исследовательских лабораторий и 48 научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Российской академии наук. Лаборатории университета известны своими разработками. Например, созданные в университете приборы контроля установлены на спутниках Глобальной навигационной спутниковой системы. НГУ активно сотрудничает с международными исследовательскими центрами и такими крупными компаниями, как Intel, HP и Parallels.
НГУ предлагает множество аспирантских программ. Среди них Биологические науки. В рамках данной программы идет специализация по молекулярной биологии, экологии, физиологии и генетике. Программа Информатика и вычислительная техника предполагает научную работу в направлении математического и программного обеспечения вычислительных машин, комплексов и сетей, а также моделирования и изучения численных методов. Несмотря на техническую направленность университета, здесь есть и гуманитарные аспирантские программы. Например, Исторические науки и археология с несколькими направлениями специализаций: отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, этнология и антропология. НГУ также предлагает англоязычные программы. Например, Физика элементарных частиц. Программа нацелена на подготовку специалистов в области астрофизики, космологии и физики элементарных частиц. Аспиранты изучают фундаментальные исследования возникновения и эволюции Вселенной.
Самый крупный образовательный центр за Уралом, Сибирский федеральный университет, демонстрирует постоянное активное развитие, расширяя свой профиль и добавляя новые дисциплины. Сегодня СФУ предлагает более 220 образовательных программ для иностранных абитуриентов, в том числе аспирантские. Например, можно поступить на англоязычную программу аспирантуры Биофизика. Программа предусматривает исследование живой природы и ее закономерностей, процессов функционирования; использование физических, инженерно-физических, физико-медицинских и природоохранительных технологий в хозяйственных и медицинских целях.
© Depositphoto
Обрати внимание на аспирантские программы Тюменского государственного университета. Ты можешь выбрать из таких направлений, как биологические науки, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, исторические науки и археология, культурология, математика и механика, науки о Земле, педагогические, психологические, социологические науки, физика и астрономия, философия, этика, религиоведение, химические науки, экономика, юриспруденция и языкознание и литературоведение.
Сейчас в России активно развивается международное партнерство с зарубежными университетами. Обрати внимание на программы двойных дипломов – они есть во многих образовательных организациях. Часть из них реализуется только на уровне бакалавриата и магистратуры, но есть и программы для аспирантов, такие как программы двойных дипломов Национального исследовательского Томского государственного университета.
Университет предлагает совместные программы с университетами-партнерами: можно одновременно получить болонскую степень PhD и российскую степень кандидата наук. Работать над диссертацией нужно будет попеременно с двумя разными научными руководителями. Такие программы действуют между ТГУ и Университетом Сарагосы (Биологические науки), Франкфуртским университетом Гете (Философия, этика и религиоведение) и Руанским университетом (Математика и механика).
О процессе обучения
Длительность программ аспирантуры может варьироваться в зависимости от предмета и формы обучения и в среднем занимает от 3 до 5 лет.
Научный руководитель играет особую роль в обучении аспиранта. Выбор будущего ментора – один из самых важных этапов при поступлении. Именно с ним ты готовишь тему будущей диссертации и под его руководством ведешь научно- исследовательскую работу на протяжении всей программы.
В начале обучения аспиранты выбирают научное направление и тему исследования для своей диссертации. Учеба в аспирантуре – это настоящая научная работа, которая требует очень много времени и внимания. Готовься быть постоянно на связи со своим научным руководителем и глубоко погружаться в чтение специализированной литературы.
Вступительные экзамены – это не единственная аттестация, которую нужно будет пройти во время обучения. Все аспиранты также сдают кандидатский минимум – обязательный этап для получения степени, который включает экзамены по трем предметам: история и философия науки, иностранный язык, специальная дисциплина (профильный предмет). К защите диссертации нужно также получить допуск, например, предоставить 2-3 публикации в научных журналах из списка Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Помимо кропотливой работы над собственными статьями и самой диссертацией, включая ее предзащиту и защиту, в программу аспирантуры входит также практическая и педагогическая деятельность. Например, если ты выберешь специализацию по физике, то будешь преподавать для студентов технических факультетов, вести собственные научные исследования и самое интересное – работать в лаборатории.
Поступая в российские университеты, аспиранты технических программ получают доступ к самым уникальным лабораториям и инновационному оборудованию, например суперкомпьютерам. Так, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого для написания исследовательских работ аспиранты могут обращаться в совместные образовательные центры университета и международных организаций и пользоваться их лабораториями. Например, Polytech-Siemens Research And Educational Center, Kawasaki-Polytech Industrial Robotics Sap Erp Center и Weatherford – Polytechniс International Research Center.
© Depositphoto
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина предоставляет аспирантам сразу 12 международных современных исследовательских лабораторий, возглавляемых зарубежными исследователями с мировым именем.
В Южно-Уральском государственном университете (национальном исследовательском университете) также действуют 12 международных лабораторий, в их работе активно задействованы иностранные аспиранты. Часть лабораторий была открыта совсем недавно. Например, лаборатории магнитных оксидных материалов, полициклических ароматических соединений и углеродных наноматериалов, прикладных полугрупповых исследований и лаборатория «Цифровая модель спортивного движения».
Карьера и дальнейшая академическая деятельность
После окончания аспирантуры ты получишь диплом и квалификацию «исследователь» или «преподаватель-исследователь». В результате успешной защиты диссертации тебе присваивают степень кандидата наук – первая ступень статуса ученого в России. Кандидаты в дальнейшем могут приступить к соисканию степени доктора наук – второй ступени статуса ученого. В России ее присуждают по итогам защиты докторской диссертации. При этом после окончания аспирантуры ты сможешь продолжить свою научную карьеру в ведущих международных университетах.
С каждым годом появляется все больше возможностей для работы и дальнейшего развития молодых ученых в России. Множество исследовательских центров и университетов поддерживают тесное научное сотрудничество с международными научными организациями и ведут амбициозные совместные проекты.
Аспирантура в России – это исключительная возможность погрузиться в инновационную научную среду и начать академическую карьеру.
Сколько стоит защитить кандидатскую
В 2017 году я защитил кандидатскую диссертацию. Готовил ее с 2013 года. Расскажу, сколько это стоило и как можно сэкономить, если делать все самому и честно.
Я буду отвлекаться на внутреннюю кухню: без нее нет смысла в голых цифрах. Вышло довольно длинно, но это все равно в 15 раз короче, чем моя диссертация.
О процессе
Чтобы стать кандидатом наук, нужно защитить диссертацию и доказать, что ты состоявшийся ученый. Сделать это можно в процессе обучения в аспирантуре либо прикрепившись к кафедре соискателем.
Я выбрал первый вариант и прошел такой путь:
Условно мой путь можно разделить на четыре этапа:
Если бы я выбрал путь соискателя, мне не нужно было бы ходить на занятия, сдавать зачеты и педагогическую практику.
Поступление
Для поступления в аспирантуру нужно сдать три экзамена: профильный, философию и иностранный язык. Еще нужно сдать реферат о том, чему посвящена диссертация. Подача документов бесплатная. Эти же три экзамена потом входят в кандидатский минимум.
Военнообязанным аспирантура дает отсрочку от армии на 4 года: 3 года на обучение плюс 1 год на защиту. Но это происходит только после официального зачисления. В период между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру есть 2—4 недели, когда могут официально призвать на службу. Часто приходится отстаивать свои права в суде и нанимать адвоката по военным делам. Я так судился, но это тема для отдельной статьи.
Исследование перед диссертацией
Чтобы определить нишу для диссертации, я решил изучить научные работы, которые уже написаны по этой теме. Строго говоря, можно было ничего не изучать и просто начать что-то писать. Но тогда велик шанс написать о чем-то, что в российской науке уже давно сделано. Некоторые диссертационные советы и научные руководители на это закрыли бы глаза, но я принципиально не хотел так делать.
У сервиса есть ограничения:
Скорость работы с их стороны удовлетворительная. Каждая страница загружается за 3 секунды, технических сбоев за два года я не обнаружил. На сайте есть пробный доступ на семь дней к первым 10% текстов диссертаций.
стоит удаленный доступ в РГБ на год
Я посчитал, что если буду ездить в РГБ и читать по 4 диссертации в день, то на транспорт и еду потрачу больше, чем на удаленный доступ. Если бы я жил не в Москве, у меня бы не было альтернатив — пришлось бы покупать доступ.
Статьи и участие в конференциях
Выдавать ли соискателю диплом кандидата наук, решает Высшая аттестационная комиссия ( ВАК ). Два обязательных требования ВАК для допуска к защите диссертации: наличие публикаций и выступления по теме исследования. Предполагается, что за несколько лет молодой ученый опубликует свои теоретические выводы в научных статьях, а о практических результатах расскажет на конференциях.
я потратил на срочную публикацию двух статей в журналах из списка ВАК
Чтобы не платить за срочность, я рекомендую подавать материалы за год до нужной вам даты выхода. После согласования статьи со стороны редакции она попадает в очередь из таких же трудов — в итоге публикация может выйти через 9 или 12 месяцев, это нормально (прямо как в Тинькофф-журнале, хе-хе). О таких вещах лучше узнавать в журнале заранее.
Еще помогает писать статьи в соавторстве с научным руководителем: степень доктора наук и его известность могут ускорить процесс.
Хищнические издания
Российские научные журналы должны очень тщательно относиться к своим материалам: не публиковать чушь, делать нормальную редактуру и в целом способствовать развитию науки. К сожалению, так работают не все.
В России встречается особый вид научных журналов — их называют хищническими. Они промышляют коммерческим изданием научных статей любого качества на любые темы.
Нерадивые или неопытные ученые приносят им свои труды, те без разговоров берут их в печать за деньги. Журнал выходит маленьким тиражом и оседает на полках библиотеки какого-нибудь университета. Никто эти публикации потом не читает, зато у ученого появляется строчка в достижениях: печатался там-то.
Если вы видите в Яндексе приглашение опубликоваться в журнале типа «Общие вопросы всяких разных наук» за небольшую плату и если у вас взяли статью без вопросов и изменений — это повод задуматься, стоит ли рисковать научной карьерой.
Помимо публикаций из списка ВАК желательно дополнительно выйти в изданиях, у которых есть российский индекс научного цитирования ( РИНЦ ), и зарегистрироваться в системе Science index в качестве автора. Тогда все ваши научные статьи и монографии будут аккумулироваться на одной странице — вот страница с моими публикациями. Часть из них можно прочитать здесь же, к остальным нужно покупать доступ. Справа от названия статьи — количество цитирований. Этот показатель важен для тех, кто профессионально занимается наукой.
Выход публикаций с регистрацией в РИНЦ можно совмещать с публичными выступлениями. Это выгодно и удобно: после конференций часто выходят сборники тезисов, которые регистрируются на elibrary.ru. В итоге удается выполнить сразу две рекомендации ВАК : и статью выпустить, и документально подтвердить публичную презентацию итогов исследования.
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».