в чем значение творчества глинки в истории русской музыки
Глинка Михаил Иванович
Михаил Глинка. Детство и юность
Занятия музыкой
Семья любила шумные баллы и праздники. Однажды Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и твердо решил научиться играть на музыкальных инструментах, стать музыкантом. В 1814 году один из крепостных начал давать ему уроки игры на фортепиано и скрипке, свои занятия музыкой Глинка продолжил в Петербурге, в благородном пансионе. Он познакомился с Александром Пушкиным, Антоном Дельвигом, вдохновленный творческой средой, Глинка не оставил творчество даже, поступив на службу, после поездки на Кавказ. Поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья.
Незадолго до восстания декабристов, Михаил Глинка побывал на Сенатской площади, но покинул место до начало мятежа.
В конце декабря 1825 года Глинка жил у родственников в Смоленске, где для своей племянницы написал вариацию на модный романс. Учитель Глинки отдал пьесу в печать, и он стал первым опубликованным произведением композитора. Позже Глинка впервые сочинил музыку для хора, а весной 1826 года увлекся поэзией Жуковского и написал два романса на его стихотворения «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».
Здоровье Михаила Глинки тем временем начало ухудшаться. В поиске более мягкого климата, он отправился жить в Италию и поселился в Милане. Любимым развлечением композитора был театр. Он много путешествовал по стране, занимался музыкой, позже жил в Берлине, где также писал романсы. В 1834 году Глинка вернулся в Россию поселился в доме у своего знакомого. В гостях в том доме бывала и Мария Иванова, будущая жена Михаила Глинки.
В 1836 году Глинка написал свою первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Ей хотели открыть новый сезон Петербургского Большого Театра, это была первая национальная опера. Николай I высоко оценил оперу и даже наградил Глинку памятным подарком.
Последние годы
В 1839 году Михаил Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Глинка был влюблён, ради Екатерины ему пришлось разъехаться с женой, так как она не давала развода. Керн, тем временем, тяжело заболела. Врачи рекомендовали ей уехать на юг России. Михаил Глинка хотел уехать вслед за ней и даже написал 12 романсов «Прощание с Петербургом», однако бракоразводный процесс с женой заставил его отказаться от первоначальных планов.
Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже путешествовать по Испании. Чувствовал себя Глинка уже плохо.
В 1851 году композитор вернулся в Петербург, где давал уроки музыки и работал над третьей оперой «Тарас Бульба». Но здоровье его ухудшалось, сил и вдохновения не было. Последние годы Михаил Глинка провел Берлине, где и скончался в 1857 году. Глинка был похоронен на лютеранском кладбище, через некоторое время прах композитора перевзели в Петербург, где он покоится на Тихвинском кладбище.
Художник: И. Репин, Государственная Третьяковская галерея
Произведения
Читайте также:
Композитор Глинка. Мнение Шостаковича
1 июня родился Михаил Иванович Глинка (1804—1857), творчество которого высоко ценили многие современники и потомки. Ниже приводятся некоторые мысли о значении Глинки, высказанные крупнейшим советским композитором Дмитрием Шостаковичем.
Мнение Дмитрия Шостаковича о творчестве Михаила Глинки
Значение Глинки для русской музыки
Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.
Чем дальше в глубь веков отходит от нас Глинка, тем отчетливее вырисовывается в исторической перспективе величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашего искусства. Подобно Пушкину, он обобщил в своем творчестве огромный и многообразный опыт русского народного искусства. Подобно Пушкину, он открыл новую прекрасную страницу в истории отечественной художественной культуры.
Глинка — первый в блестящей плеяде великих русских композиторов, создателей русской национальной школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины, выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры. В послеглинкинском русском музыкальном творчестве нет области, где так или иначе не сказалось бы живительное воздействие Глинки. И в наше советское время в полной мере остается в силе меткое определение роли бессмертной «Камаринской» в развитии русского симфонизма («как дуб в жёлуде»), данное Чайковским. Эту глубокую и верную мысль можно с полным основанием отнести и к русской опере, камерной — вокальной и инструментальной — музыке. Разве не от «Ивана Сусанина» берет свое начало русская классическая опера? А можно ли говорить о русской вокальной лирике, не поставив в качестве высших образцов такие глинкинские шедевры, как «Жаворонок», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье»?
Глинка и русская народная музыка
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975), русский советский композитор, классик русской и мировой музыки XX века. 15 симфоний, оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», «Игроки»; балеты «Болт», «Золотой век», «Светлый ручей»; 15 струнных квартетов; музыка к кинофильмам и другие произведения.
Когда задумываешься, в чем прежде всего проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, что явилось главным в той революции, которую он совершил в русской музыке, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве — о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью.
Глинка обладал абсолютно безошибочным композиторским слухом, направлявшим его пытливый ум на поиски правды в звуках. Вскормленный с детских лет народной песней, он глубоко понимал образную музыкальную речь своего народа, новаторски смело развивал ее замечательные мелодические богатства в своих сочинениях. Немногие произведения могут сравниться по богатству и красоте мелодий с произведениями Глинки. Сколько прекрасных, душевных мелодий рождено его щедрым талантом — в «Иване Сусанине» и «Руслане и Людмиле», в его неувядаемых симфонических произведениях, инструментальных пьесах и романсах! У него все поет, все дышит песенностью: даже второстепенные полифонические или украшающие элементы насквозь песенны.
Мелодии Глинки не только поют — они р а с с к а з ы в а ю т, они г о в о р я т. Глинка редко прибегал к цитированию народных напевов. Но почти все его темы глубоко народны по духу — они волнуют и захватывают вас жизненностью, поэтичностью, правдой выражения. В этом, я убежден, и заключается великая тайна искусства Глинки, «равно докладного и знатокам и народу». Глинка учит нас верному и глубокому пониманию народного искусства. Великий художник-патриот учит нас служению Родине, человечеству.
Композиторская техника Глинки
…Изучающий Глинку — а я не представляю себе музыканта, который не знает и не стремится познать его глубже и глубже, — не перестает изумляться несказанной красоте и силе его мелодики, мастерству полифонии, кристально чистому голосоведению, выразительному многообразию гармонических средств. Во всех жанрах музыкального творчества Глинка двинул искусство на много десятилетий вперед, открыв бескрайние дали, наметив ясные пути развития и совершенствования национальной русской музыки. Достаточно обратиться к партитурам Глинки, чтобы почувствовать неувядаемую молодость и мудрую зрелость его инструментаторского мастерства. Оркестр Глинки не устарел ни в чем. Его удивительные находки в использовании отдельных инструментов, в сочетании тембров, в создании живой «звучащей атмосферы» не утратили прелести новизны и для нашего времени. Вспомним неповторимое звуковое очарование танцев в «Иване Сусанине» и «Руслане», бесконечное тембровое богатство испанских увертюр, «Вальса-фантазии», не говоря уже о гениальнейшей «Камаринской». Рассматривая партитуры Глинки, слушая их живое звучание, в полной мере осознаешь справедливость слов Римского-Корсакова о том, что оркестровка есть творчество.
Влияние Глинки на русскую композиторскую школу
…Глинка — отец русской музыки. И русская музыка всегда гордилась и будет гордиться своим великим отцом. Оглядываясь назад, видишь, какие богатые плоды принесли нашему народу зерна, посеянные Глинкой. Как великолепно расцвела в лучах его великого гения русская музыка, давшая миру Даргомыжского, Мусоргского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Мясковского, целое поколение талантливейших композиторов советской эпохи. Долг советских музыкантов — глубоко и вдумчиво изучать творческое наследие Глинки, его мудрые заветы, его взыскательное мастерство.
Источник: Григорьев Л. Г., Платек Я. М. В мире музыки. Календарь 1974. М., 1974
В чем значение творчества глинки в истории русской музыки
2.1.1. Общая характеристика творчества
Рекомендуемая литература
Творчество Михаила Ивановича Глинки имело особое значение для развития русской культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Ещё при жизни композитора его имя было покрыто немеркнущей славой (Одоевский, Серов, Стасов). Он обладал интенсивным, самобытным талантом, в котором соединились начитанность и осведомлённость обо всей европейской музыке, уникальные творческие способности, дарование пианиста и вокалиста. Глинка обобщил в своём творчестве не только всё важное в музыкальном развитии России, начиная с XVII в., но и присоединил ко всему этому достижение современной европейской школы (Мейербер, Мендельсон, Лист, Шопен, Берлиоз). Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения.
Наследие:
– оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».
– симфонический жанр: «Увертюра-симфония» на две русские темы (неоконченная); «Арагонская хота», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский».
– камерно-вокальный жанр: более 70 романсов и песен.
– камерно-инструментальный жанр: соната для альта и фортепиано; «Патетическое трио», 2 струнных квартета и др. Для фортепиано: циклы вариаций, вальсы, мазурки, полонезы и др.
Истоки творчества:
Проблема народности в сознании Глинки была нераздельно связана с реалистическим методом творчества. И здесь, преодолевая бытовой реализм XVIII в., он пришёл к эстетическим принципам высокой типизации и поэтического обобщения явлений действительности.
а) классицизм.Величественная строгость и глубина мысли, стройность архитектоники, широта и монументальность музыкальных форм – влияние Генделя и Глюка.Изящество формы, мелодическое богатство, задушевный и тонкий лиризм – влияние Моцарта. Ораториальный стиль – от Гайдна. Симфонизм – влияние Бетховена.
б) романтизм. При всей «классичности» мышления Глинка был далёк от нормативной эстетики классицизма. Его привлекал новый строй чувств, раскрытый романтиками. Новое, романтическое мироощущение сближало его с Шопеном, Вебером, Берлиозом, Листом, Беллини. Однако его не коснулись крайности романтизма: романтический индивидуализм, скептицизм, мистическая отрешённость от «земных радостей». Его творчество исполнено здорового, цельного мироощущения. Самое важное связующее звено с эстетикой музыкального романтизма – горячее стремление романтиков к национальной характерности музыкального выражения.
Новое содержание искусства Глинки связано с новым понимаем народности. Высшей целью являлся показ типических черт духовного облика русского народа и его представителей. В своих произведениях Глинка раскрывает важнейшие стороны русского народного характера: героизм, любовь к родине, веру в светлые созидательные силы жизни. В них композитор запечатлел историю и эпос народа, его высокое нравственное достоинство, его воззрения на жизнь и природу. Как романтик Глинка раскрывает в своём творчестве лирическую тему. Также ярко претворил образы Востока.
Контрольные вопросы:
Вопросы для самостоятельной работы:
Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ
Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:
«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).
Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,
Творчество М.И.Глинки
Оперные произведения
М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:
Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.
Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.
Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.
Некоторые его характерные особенности:
Оперу «Руслан и Людмила» часто называют
После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.
Симфоническое творчество Глинки
Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:
«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».
Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:
В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).
Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.
Новаторство композитора
Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:
Вокальные произведения Глинки
Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.
Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).
Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:
Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:
Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки
(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).
Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:
Оркестровка у Глинки
Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:
Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:
«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».
Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.
Историческая роль композитора М.И.Глинки
Она заключается в том, что он:
Лекция X. Глинка в русской музыке
Глинку часто и справедливо называют «Пушкиным русской музыки». Как и Пушкин, он открывает «золотой век» русского музыкального искусства: содержание и художественный уровень созданных им произведений положили начало русской музыкальной классике. Как и Пушкин, Глинка исключительно широко отразил в своем творчестве современную ему действительность, дал новое воплощение народности и национальности в музыкальном искусстве, ввел во все музыкальные жанры принцип симфонического мышления. С Глинки начинается новый этап в связях профессионального музыкального искусства с народным творчеством. Музыкальный язык произведений Глинки, подобно языку Пушкина в литературе, был и остается до наших дней неисчерпаемым источником художественной выразительности. Творчество Глинки явилось толчком для интенсивного развития русской мысли о музыке, свидетельством чего является обширнейшая «глинкиана» не только дооктябрьская, но и, особенно, советская. Наконец, Глинка является родоначальником национальной русской школы пения.
* ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7, с. 104.)
* ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5, с. 555.)
Сопоставим хронологически достижения Глинки с развитием современной ему зарубежной музыки:
1836 год ознаменован в русской музыке появлением «Ивана Сусанина» Глинки. Это совпадает по времени с первой постановкой во Франции исторической оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера (закончена в 1835 году). Вряд ли нужны специальные комментарии для того, чтобы понять, насколько по своей идейно-эстетической направленности решение исторической темы в опере Глинки несоизмеримо выше. Напомним также, что в Италии, первой стране, прославившей оперное искусство, достижениями к этому времени являются оперы «Норма» (1831) и «Пуритане» (1835) В. Беллини, «Лючия» (1835) Г. Доницетти.
Уже эти сопоставления ярко свидетельствуют о том, что своими операми Глинка вывел мировое музыкальное искусство на небывалую, широкую дорогу, дав классическую основу двум основным типам оперной драматургии-эпическому и драматическому, с разнообразными возможностями их взаимопроникновения.
Взглянем с таких же позиций на соотношение других жанров в творчестве Глинки и его зарубежных современников и прежде всего инструментально-симфонических.
Это же свойственно и произведениям Глинки в других жанрах, в частности, в области романса. Напомним хотя бы такие шедевры его романсной лирики, как «Не искушай» (1825), балладу «Ночной смотр» (1836), цикл «Прощание с Петербургом» (1840), поражающий претворением многообразных интонационных истоков и жанровых вариантов. Примеры могут быть умножены, как могут быть умножены и сопоставления с зарубежной музыкой. Но и приведенных уже достаточно для того, чтобы составить общее представление о художественно-эстетических достижениях Глинки.
Современник Пушкина Глинка стал и современником «гоголевского» периода в русской литературе. Он был старшим современником Даргомыжского и встретился с некоторыми начинающими свой путь представителями будущей «Могучей кучки».
Интересно проследить в хронологической последовательности и постепенное расширение личных творческих контактов композитора с его наиболее значительными современниками * :
* ( См. главу 9 («Современники М. И. Глинки») в «Истории русской музыки», т. 1 (с. 277-392).)
О Глинке, его историческом значении, об отдельных произведениях и различных сторонах его музыкального стиля имеется огромная литература. Сводный список всех трудов о Глинке, написанных за период с 1822 по 1956 год включительно, содержится в сборнике, подготовленном Центральным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Глинка. М., 1958). Он включает в себя 3336 названий. Однако несколько ценнейших работ появилось и после 1956 года.
Еще при жизни Глинки, его музыка нашла отклик в статьях многих современников: Одоевского, Серова, Стасова, Лароша, Кюи, Неверова, Мельгунова, Сенковского и других. О Глинке писали Чайковский, Кашкин, Кругликов, Финдейзен.
Большую ценность представляют многочисленные высказывания композиторов о Глинке в письмах, в связи с различными вопросами музыкальной эстетики.
* ( См. об этом: Бронфин Е. Глинка в зарубежной музыкальной жизни и критике.- В кн.: М. И. Глинка. Под ред. Е. М. Гордеевой. М., 1958.)
* ( Асафьев Б. В. Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны.- Избр. труды, т. 5, с. 147.)
* ( См.: Протопопов Вл. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. М., 1961.)
** ( См. обзор литературы в кн.: Памяти Глинки. М., 1958, а так же главу 10 в учебнике «История русской музыки», т. 1.)
Изучение Глинки продолжается. Это обусловлено неизмеримым историческим значением его и для нашей современности.
* ( «Сов. музыка», 1954, № 6, с. 12.)
Что же создает эту неувядаемость музыки Глинки? Почему Глинку мы воспринимаем как эпоху в русской музыке? Почему так всемогуще не поддающееся времени воздействие его на русскую и зарубежную музыку? Ответ на эти вопросы надо искать, прежде всего, в таких качествах творчества Глинки, как подлинная демократичность, яркая национальность и высочайшее художественное мастерство.
Чтобы разобраться в этом конкретнее, обратимся за помощью к самому Глинке, раскрывающему в своих высказываниях понимание задач искусства, его природы и художественных возможностей. Эти высказывания сосредоточены, в основном, в нескольких его письмах 1840-1850-х годов и в записанных Серовым «Заметках об инструментовке». Приведем некоторые из них.
* ( Глинка М. И. Литературное наследие, т. 2. Л., 1953, с. 276.)
* ( Слова, записанные Серовым. См.: Серов А. Н. Избр. статьи, т. 1, с. 111.)
* ( Глинка М. И. Литературное наследие, т. 1. Л.-М., 1952, с. 349.)
«Все искусства, а следственно и музыка, требуют:
2) Формы. Forme значит красота, т. е. соразмерность частей для составления стройного целого.
Условные формы, как каноны, фуги, вальсы, кадрили и пр., все имеют историческую основу.
* ( Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 7. М., 1958, с. 41.)
* ( Глинка М. И. Литературное наследие, т. 2, с. 636.)
* ( Асафьев Б. В. Глинка.- Избр. труды, т. 1, с. 225.)
** ( Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 7, с. 15-16.)
*** ( Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 7, с. 64. О сущности «простоты» у Глинки в монографии Асафьева читаем следующие строки: «. Ее язык (материал), речь (интонация, ее свойства, ее качества), стиль, формы, голосоведение, ритмика так органически «сгармонизованы» и обусловлены содержанием сознания, так естественно едины и логически связаны, что определить существо дела можно в двух словах: какая простота. » (Избр. труды, т. 1, с. 147).)
* ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5, с. 557.)
Из отечественной музыки: русская крестьянская народная песня в различных ее жанровых проявлениях, украинские и белорусские народные песни, знаменная мелодика и кант, городская песня и бытовой романс, бытовавшая в России в начале XIX века танцевальная музыка различного типа.
Из зарубежного музыкального искусства: танцевальные жанры Польши, Испании, венская классика, ранний немецкий романтизм, итальянская опера (Россини, Беллини, Доницетти); музыка Берлиоза.
* ( Глинка М. И. Литературное наследие, т. 2, с. 274.)
Общеизвестен также интерес Глинки в самые последние годы жизни к музыке Глюка, Баха, Керубини.
* ( Асафьев трактует это как «. обрастание каждой попевки или интонационного комплекса подголосками-соидеями и метод расцветания идеи-образа показом ее в новых вариантах» (Асафьев Б. В. Глинка.- Избр. труды, т. 1, с. 179).)
Проникают в музыкальный тематизм Глинки и типичные для современной ему романтической музыки черты, проявляющиеся главным образом в гармонии (соприкасающейся с ранним шубертовским гармоническим языком) и в берлиозовски-красочных приемах оркестра, что больше всего сказалось в его Испанских увертюрах, то сверкающих, блестящих, то раскрывающих тонкие градации тембров, создающих совершеннейшую по выразительности музыкальную живописность.
* ( Асафьев Б. В. Глинка.- Избр. труды, т. 1, с. 137.)
Именно это «ощущение меры в форме» и «мудрый отбор средств выражения», при широте интонационных связей с различными явлениями общеевропейской культуры и в то же время с актуальной для своего времени национальной тематикой и кругом образов, обусловили значение творчества Глинки как классического, по своему совершенству, этапа в развитии русской музыки.
Остановимся на некоторых более частных моментах, связанных с проявлением закономерностей стиля Глинки.
* ( Серов А. Н. Избр. статьи, т. 1, с. 138.)
* ( Серов А. Н. Избр. статьи, т. 1, с. 133-134.)
Анализу музыкального стиля Глинки посвящено много теоретических исследований, и в каждом свой угол зрения, направленный то на одну, то на другую сторону глинкинской выразительности. Укажем, например, на книгу В. О. Беркова о гармонии Глинки (1948), на интереснейшие страницы о глинкинской мелодике в работах Мазеля, на монографию Протопопова, где большое внимание уделено специфике крупной формы у Глинки.
* ( Асафьев Б. В. Глинка.- Избр. труды, т. 1, с. 149.)
В истории русского искусства Глинка стал великим основоположником русской музыкальной классики, которая затем, опираясь на его традиции, широко развивается во второй половине XIX века.