в чем заключаются цели совместной игры воспитателя и детей
В чем заключаются цели совместной игры воспитателя и детей
Автор: Соловьева Елена Петровна
Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.
Прежде, чем подробно рассматривать понятие «совместная деятельность педагога и детей», необходимо уточнить значение понятия «деятельность». Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные, эмоциональные, волевые.
В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.
Схема развития деятельности:
— совместная деятельность с взрослым
— совместная деятельность с сверстниками
Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.
Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)
Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.
Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):
— Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
— Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
— Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
— Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.
К сождалению современные дошкольники имеют ряд особенностей, которые еще больше доказывают необходимость в совмесной деятельности детей и воспаитателя
1. У многих современных детей низкий уровень когнитивного ( cognitiо — «познание») развития
2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.
3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития
7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.
9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
Указанное выше требование ФГОС ДО знакомо всем современным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Однако, при организации совместной деятельности с детьми педагоги, допускают ряд ошибок, превращающих данную деятельность в «формально совместную». Например:
— в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;
— все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;
— вопросы, которые задает воспитатель, относятся к вопросам «закрытого» типа – предполагают ответ «да» или «нет»;
— совместное обсуждение отсутствует;
— выводы по результатам опытов делает взрослый;
— воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;
— на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.д.
Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.
1. Общая цель. Совместное выполнение задания.
2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.
3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.
4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.
Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:
Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:
1) Проведение круглого стола.
Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:
2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)
3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить. ”
Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:
В чем заключаются цели совместной игры воспитателя и детей
Лукьянчикова А.Г., инструктор по физической культуре
МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны
Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.
Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.
Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей
В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.
Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.
Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.
Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.
В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.
Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников
Надежда Кушниренко
Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников
Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников
Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком очень актуальна в современной образовательной практике дошкольной организации. Согласно требований ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнер – партнер. Перед педагогами поставлены принципиально новые приоритеты и задачи дошкольного образования, требующие от них перехода на новый уровень взаимодействия с воспитанниками и их родителями – уровень сотрудничества, совместной партнерской деятельности. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности требует существенной перестройки стиля поведения как взрослого, так и воспитанника. Учитывая это очень важно, чтобы каждый педагог понимал насколько важны кардинальные изменения в стиле взаимодействия с детьми.
В психологии выделяют два основных стиля отношений между людьми: авторитарный, связанный с доминирующим отношением над другими и демократический – с равноправием, взаимопомощью.
Говоря о партнерской позиции воспитателя следует отметить, что он придерживается демократического стиля взаимоотношений, а не авторитарного, присущего позиции учителя. Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, стремления что-то делать, не боясь, что получится не так, вызывает стремление к достижениям, способствует эмоциональному комфорту.
Очень важно соблюдать партнерское взаимодействие во время организованных форм обучения. Организуя занятия педагог тщательно продумывает структуру каждой его части. На разных этапах организованных форм обучения партнерская позиция воспитателя проявляется по разному. Приглашая детей на занятие, педагог не заставляет их, а обращает внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные предложения работы,непринужденно предлагает: «Дайте сегодня…», «Кто хочет – устраивайтесь удобнее», «Сейчас я буду… Кто хочет – присоединяйтесь». Воспитатель начиная заниматься с детьми, постепенно находит важные точки интереса для оставшихся детей и привлекает к ним их внимание. Таким образом, все дети постепенно включаются в деятельность, предложенную воспитателем. В начале занятия необходимо предложить несколько заданий (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечит выбор деятельности по интересам и возможностям. Наметив цель для совместного выполнения воспитатель, как равноправный участник взаимодействия, включается в деятельность на равных с детьми, предлагает разные способы реализации цели, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не дает инструкций, не контролирует действий, а побуждает детей к обсуждению замыслов, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы, своим примером поддерживает у детей желание получить результат.
В процессе деятельности педагогрешает развивающие задачи:
создает условия для самостоятельного получения детьми новых знаний, способов деятельности и т. п. ;
предлагает свои идеи или свой результат для детской критики ;
проявляет свою заинтересованность в полученных детьми результатах;
подключается к совместной оценке и интерпретации действий участников;
поддерживает и усиливает интерес детей к работе ровесников;
поощряет содержательное общение и провоцирует обсуждение проблем, которые возникают.
Для завершающего этапа занятия характерным является «открытый конец», то есть открытое временное завершения занятия. Оценивание взрослым действий детей может быть лишь опосредованным,как сопоставление результата с целью: что хотел сделать – то и получилось.
Каждый ребенок работает в своем темпе и сам решает когда он завершит свою работу, исследования. Объем работы каждый выбирает для себя сам. Дети, завершившие работу раньше, могут заняться другой интересной им деятельностью. Если ребенок не справился с работой в отведенное резервное время или хочет ее закончить позднее, он может сделать это во вторую половину дня или в последующие дни.
Партнерская форма взаимодействия невозможна без организации совместного рабочего пространства, а для этого необходимо приблизиться к ситуации «круглого стола», которая создает условия для равноправного участия в работе, обсуждения, исследования. Это может быть свободное размещение всех участников, в том числе взрослого, за реальным круглым столом, на ковре или около столов с материалами для работы, экспериментирования. Организация совместного рабочего пространства дает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цель, xод работы и результаты, обмениваться мыслями и открытиями. Дети свободно выбирают рабочие места, передвигаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер – взрослый всегда вместе с детьми – «в кругу».
Занятия в форме непринужденной совместной партнерской деятельности совсем не обозначают хаос и произвол как со стороны воспитателя, так и со стороны детей. Для воспитателя это обязательные спланированные действия, а дети принимают участие в занятии интересуясь предложениями взрослого, из стремления быть вместе с ровесниками.
Как показывает практика, в условиях добровольности к работе, предложенной взрослым, что строится на принципах партнерства, сразу присоединяется до 75% детей группы. Не надо волноваться, что некоторые дети не проявляют желания присоединиться к группе. В таком случае воспитатель напоминает детям,что существуют обязательные правила поведения в группе: «Не хочешь сегодня работать вместе со всеми, занимайся тихонько своим делом, но не мешай другим». Не стоит беспокоиться также, что ребенок, не работавший сегодня на занятии, чего-то не получит для своего развития, т. к. он удовлетворит пропущенное на других занятиях. Если воспитатель правильно подбирает содержание занятий, учитывая интересы дошкольников, сам эмоционально настроен на материал, который предлагает детям, то проблема участия детей в занятиях, как показывает практика, отсутствует.
Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Транспорт» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Транспорт» Возрастная группа: подготовительная к школе группа Вид (разновидности).
Конспект совместной деятельности педагога с детьми «О чем рассказывает одежда» Цель содействие становлению субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов моделирование содержательного обобщения Задачи.
Мастер-класс «Игрушка би-ба-бо как средство для организации совместной деятельности с дошкольниками» Игрушка би-ба-бо всегда удивляет и радует детей. С её помощью мне в доступной форме легче объяснять детям, что такое хорошо и что такое.
Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Огонек» г. Топки. Особенности организации занятий в форме.
Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими особенности в развитии В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся.
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии.
«Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности». Выступление на педагогическом совете Выступление воспитателя Шестаковой Татьяны Павловны на педагогическом совете № 1 «Организация НОД в форме совместной партнерской деятельности».
Статья «Открытость детского сада в организации проектной деятельности педагога». Подготовила: Шаронова Анастасия Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района» В основе новой концепции.
Технологическая карта организации совместной деятельности «Тайна мыльных пузырей» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Тайна мыльных.
Творческая группа «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ» Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога.
Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду
В настоящее время приобрела актуальность проблема снижения игровой активности детей, одной из причин которой является распад естественного пути формирования сюжетно-ролевой игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления о ней как о регламентированном процессе и не понимает до конца ее специфики. Другими словами, он не имеет представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приемами ее организации и не умеет играть с детьми разного возраста.
В современном детском саду чаще всего уделяется большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у дошкольников игры как деятельности.
Для того чтобы однажды возникнув, сюжетно-ролевая игра перешла у ребенка на более высокий уровень развития, ее необходимо грамотно организовать. Для этого воспитателю необходимо знать специфику организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в детском коллективе. А также от воспитателя требуется большое искусство, профессиональное мастерство и любовь к детям, основанная на знании психологии и педагогики детской игры.
В педагогической литературе по дошкольному воспитанию термин «руководство игрой» подразумевает совокупность приемов и методов, которые направлены на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
По мнению Е. И. Рзаевой, руководство сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста предполагает, что воспитатель оказывает влияние на расширение тематики этих игр, обогащает их содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Р. И. Рзаева обозначила следующие основные задачи руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование ее в целях воспитания, как детского коллектива, так и личности каждого отдельного ребенка.
Развитие сюжетно-ролевой игры как деятельности обозначает расширение спектра тематики детских игр и углубление их содержания. Одним из важнейших условий развития сюжетно ролевой игры выступает постоянное расширение знаний детей среднего дошкольного возраста об окружающем мире, обогащение их впечатлений.
Развитие сюжетно-ролевой игры проходит поэтапно. Средний дошкольный возраст относится ко второму этапу ее развития, когда воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить от одной роли к другой. К концу данного этапа, дети совместно с воспитателем могут развернуть своеобразную игру – придумывание, которая протекает в речевом плане. Самостоятельно дети могут придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывают друг с другом игровые замыслы. Особенность процесса формирования игровых умений на данном возрастном этапе заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнера. Он занимает позицию ребенка и, сохраняя естественность игры, играет вместе с ним.
Н. В. Краснощекова считает, что для того чтобы развивать сюжетно-ролевую игру у детей среднего дошкольного возраставоспитателю необходимо:
1) изучать интересы детей, выявлять их любимые игры. А также использовать темы игр, которые отражают общественные явления и события, окружающую бытовую жизнь людей;
2) воспитатель должен стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, которое способно увлечь ребенка, и определять предполагаемые роли и средства игровой организации;
3) привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий;
4) создавать воображаемые ситуации. Начало сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста всегда начинается с наделения окружающих предметов переносными значениями. Чем младше дети, тем в меньшей степени у них выражена потребность приблизить игровые предметы к реальным предметам. В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в оснащении игры предметами, значение которых более близко к реальному, «жизненному»;
5) при распределении ролей, воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы удовлетворить игровые потребности всех детей: предложить желаемую роль, установить очередность разыгрывания ролей различной степени активности. Также воспитателю нужно искать возможности для утверждения положения ребенка в детском коллективе посредством игровой роли;
6) воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы в начале игры создать интересную игровую ситуацию, используя различные методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Или в начале игры распределить главные роли между активными детьми, у которых хорошо развито творческое воображение;
7) воспитателю необходимо стремиться к сохранению игровой ситуации. В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивается самими играющими детьми.Воспитатель лишь помогает этому с помощью определенных методических приемов:
— в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию;
— старается обыграть любое дело детского коллектива;
— все меры педагогического воздействия осуществляет в игровом ключе, не разрушая при этом воображаемой ситуации;
8) необходимо, чтобы завершение сюжетно-ролевой игры вызвало у дошкольников положительное эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни детского коллектива все, то лучшее, что принесла с собой игра.
Как утверждают Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, особенно важным в плане развития и обогащения сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста, является умение воспитателя играть с детьми, т. е. его «игровая позиция».
Игровая позиция воспитателя представляет собой систему его устойчивых отношений к детям, которые проявляются одновременно в игровой роли, социальной функции и личностной позиции. Игровая позиция – это сложное образование, которое включает рефлексию, эмпатию, креативность и собственный игровой опыт воспитателя, являющийся совокупностью практически освоенных умений по оперированию элементами сюжетно-ролевой игры.
В основе игровойпозиции воспитателя лежат общие принципы игры:
— игровое равенство и др.
Игровая позиция воспитателя предполагает овладение им внутриигровым языком, который выражается в слове жесте, мимике и пластике. При этом игровая позиция обеспечивает включение воспитателя в совместную с детьми сюжетно-ролевую игру и создает условия для развития самостоятельной игры средних дошкольников.
Воспитатель может занимать позицию наблюдателя-консультанта, когда он целенаправленно наблюдает за ходом сюжетно-ролевой игры и оказывает детям необходимую помощь. Также воспитатель может стать координатором-режиссером, устанавливая игровые отношения между участниками сюжетно-ролевой игры. Наибольшего мастерства требует игровая позиция соигрока, когда воспитатель может обозначить себя в непосредственных игровых действиях в рамках игрового содержания, т. е. становится партнером детей по игре. Именно последняя игровая позиция воспитателя, позиция партнера в ходе игрового взаимодействия дошкольников считается важным условием успешной организации игровой деятельности, развитием и обогащением сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Н. Ф. Комарова по вопросу руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников выделяет приемы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное воздействие на сюжетно-ролевую игру детей дошкольного возраста осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей их жизни, обновления игровых материалов. Т. е. воспитатель непосредственно не вмешивается в игру. Это позволяет сохранить самостоятельность дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры и вместе с тем вызывает интерес к новой теме игры. А также обогащает содержание уже существующей сюжетно-ролевой игры.
К прямым приемам руководства сюжетно-ролевыми играми в среднем дошкольном возрасте относится ролевое участие воспитателя в игре, в сговоре детей, разъяснение и помощь, советы по ходу игры, предложение новой темы для игры. Перечисленные приемы дают возможность воспитателю целенаправленно оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Основным условием для использования этих приемов, является развитие и сохранение самостоятельности дошкольников в игре. Развитие самостоятельной игры детей среднего дошкольного возраста происходит быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения.
С. Л. Новоселова и Е. В. Зворыгина выработали комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой, представляющий собой систему педагогических воздействий, которые способствуют развитию самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод включает в себя следующие компоненты:
— планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта дошкольников;
— совместные (обучающие) игры воспитателя с детьми, которые направлены на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
— своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта дошкольников;
— активизирующее общение воспитателя с детьми, которое направлено на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду имеет свои особенности. К приемам прямого руководства необходимо отнести включение воспитателя в сюжетно-ролевую игру дошкольников, принятие на себя главной роли в игре и изредка – принятие второстепенных ролей. Также сюда можно отнести вступление воспитателя в ролевую беседу с детьми с целью активизации ролевого диалога.
К приемам косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста, прежде всего, относится обогащение их реального опыта в активной деятельности (экскурсии, наблюдения, беседы, поручения с целью расширения межличностных контактов детей, чтение художественной литературы и т. п.). Следующим приемом косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста, является организация воспитателем предметно-игровой среды (введение ролевых атрибутов, новых игрушек, изготовление детьми атрибутов для игры и пр.). Важным также является обогащение социального опыта детей среднего дошкольного возраста в повседневной жизни (экскурсии, наблюдения, беседы, создание воспитателем специальных ситуация, обучающих ребенка налаживать контакты с окружающими и т. д.). И наконец, таким приемом будет создание проблемной игровой ситуации с помощью:
— игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек и пр.);
— активизирующего общения педагога с детьми;
— привлечения в игру малоактивных детей.
Таким образом, развитие сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста происходит под воздействием окружающей жизни и влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы. Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры. Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста, воспитателю необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр. Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам установить, что руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста должно предполагать: комплексное и последовательное решение задач развития сюжетно-ролевой игры детей; своевременное обновление предметно-развивающей игровой среды; разнообразие и адекватность методов и приемов руководства сюжетно-ролевой игрой воспитанников.
Презентация «Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми дошкольного возраста» к педсовету «Театр и дети» Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской,.
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Азбука юного пешехода» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Азбука юного пешехода» старший дошкольный возраст (методическая разработка) автор: старший.
Конспект занятия в детском саду для детей среднего дошкольного возраста «Домашние животные» Тема занятия: На бабушкином дворе Цели: — знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека); — воспитывать бережное.
Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога. Задачи: 1. Развитие связной.
Организация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возраста Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные.
Особенности методики руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разные возрастные периоды При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление.
Отчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группе МКОУ «Охочевская СОШ» Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» в старшей группе. Провела: Воспитатель группы «Капитошка» Сабельникова.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду на современном этапе развития дошкольного образования Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, осуществляющей профессиональное психолого-педагогическое.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста У детей в возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место. Она развивает у ребёнка кругозор, мышление, фантазию, речь. У ребёнка.