в чем заключалось лицемерие фарисеев и книжников
В чем заключалось лицемерие фарисеев и книжников
По следам дискуссий
краткий конспект одноимённой дискуссии
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
1. Что такое лицемерие?
Словарь Ожегова: Лицемерие – это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью.
Американский толковый словарь: Лицемерие – это подделка убеждений, чувств, добродетелей, которыми человек не обладает. Неискренность.
II. УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ЛИЦЕМЕРИИ
1. Отношение Иисуса Христа к лицемерию
Иисус осуждал лицемерие. Давайте посмотрим, почему поведение лицемеров так не нравилось Иисусу Христу.
Матфея 6:2 «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».
Матфея 6:5 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Матфея 6:16 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Вопрос: Что общего в поведении вышеописанных лицемеров?
Ответ: Общей является цель, ради которой они так себя ведут:
«чтобы показаться перед людьми» (ст. 2),
«чтобы показаться перед людьми» (ст. 5),
«чтобы показаться людям постящимися» (ст. 16).
На самом деле их поведение является наигранным актом, за что Иисус и называет их лицемерами.
2. Учение Иисуса о книжниках и фарисеях.
А. Иисус называл книжников и фарисеев лицемерами.
Давайте посмотрим, почему. Прочтём Матфея 23:1-10.
Вопрос: В чём заключается лицемерие фарисеев и книжников?
Ответ: (1) Матфея 23:3 «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». (2) Матфея 23:5 «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди».
Б. Имена, которыми Иисус называет лицемерных фарисеев и книжников.
Прочтём Матфея 23:13-33 и перечислим имена, которые Иисус дал книжникам и фарисеям:
Вопрос №1: Сколько раз Иисус называет фарисеев лицемерами в этом отрывке.
Ответ: 7 раз Иисус назвал фарисеев лицемерами: в стихах 13, 14, 15, 23, 25, 27, 29.
Вопрос №2: В чём заключается лицемерие фарисеев и книжников, описанное в Матфея 23:13-33?
Ответ: стих 14 «лицемерно долго молитесь», стих 28 «по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Этой же теме посвящён отрывок из Марка 7:1-9. Прочитайте его и ответьте на вопрос: В чём заключается лицемерие книжников и фарисеев в этом отрывке.
Ответ: Марк 7:6-7 «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».
3. Предупреждение Иисуса книжникам, фарисеям и всем остальным лицемерам:
Матфея 23:13 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». => Иисус предупреждает лицемеров о том, что они не могут войти в Царство Небесное.
Матфея 23:33 «Как убежите вы от осуждения в геенну?» => Иисус предупреждает лицемеров о том, что они не могут избежать Ада.
Вопрос: Давайте подумаем, почему лицемеров ожидает такой страшный конец?
Ответ: Дело в том, что лицемерие является антонимом искренности, а без искреннего покаяния никто не может примириться с Богом посредством жертвы Иисуса Христа на кресте. Лицемер только делает вид, что он примирился, но на самом деле это ложь. Лицемер только делает вид, что он изменился, но на самом деле это ложь: он так и продолжает жить в своих грехах. А лжецы и грешники не наследуют Царства Божия.
4. Иисус предупреждает учеников об опасности лицемерия
Предупреждение ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской» в Матфея 16:5-12.
Вопрос №1: Что значит «фарисейская закваска»?
Ответ: Частичный ответ мы находим в Матфея 16:11-12 «…как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского».
Вопрос №2: В чём же состоит опасность учения фарисеев и саддукеев? То есть мы пытаемся глубже понять, что, по словам Иисуса, является фарисейской закваской?
Ответ: Ответ находим в параллельном месте в Евангелии от Луки: Лука 12:1 «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».
Вопрос №3: Что значит «беречься» закваски фарисейской? Как это понять и применить к своей жизни?
Ответ: Беречься закваски фарисейской – значит следить, чтобы самому не уподобиться лицемерию книжников и фарисеев. Следить, чтобы наши слова не расходились с нашими делами, чтобы мы были не только «слушателями», но и «исполнителями» слова Божия. Об этом же говорил Иисус в Матфея 7:21-28.
III. УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ О ЛИЦЕМЕРИИ
Апостолы предупреждают христиан, чтобы они не были лицемерами. Иными словами, чтобы мы не делали, должно быть сделано нелицемерно, ибо лицемерие противно характеру Иисуса Христа. И если Христос живёт в нас, то мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Какие же практические советы и наставления даются в посланиях апостолов для нас?
1. Наша любовь должна быть нелицемерной:
Иакова 3:17 «Любовь да будет непритворна».
Это значит, что любовь должна быть нелицемерной, искренней: 2 Коринфянам 6:6 «…в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви». 1 Тимофею 1:5 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». 1 Петра 1:22 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».
2. Наша вера должна быть нелицемерной:
2 Тимофею 1:5 «…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе».
1 Тимофею 1:5 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры».
3. Наша мудрость должна быть нелицемерной: Иакова 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
4. Наше поведение не должно быть лицемерным: Колоссянам 3:23-24 «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».
5. Наша жизнь не должна идти в разрез с нашим учением, как у фарисеев:
1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, ОБЛИЧАЮЩИЕ ЛИЦЕМЕРИЕ:
Иисус сказал, что если вы осуждаете человека за то же, что делаете сами, то вы – лицемер: Матфея 7:1-5 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
IV. ВОПРОС О ЛИЦЕМЕРИИ В ЦЕРКВИ.
Некоторые рассуждают следующим образом: «Я не хочу ходить в церковь (или: отказываюсь принять христианскую веру), потому что христиане – это огромная группа лицемеров, а я не хочу иметь ничего общего с лицемерами».
Что можно ответить такому человеку?
1. Если вы подняли разговор о лицемерии, то хочу вам прямо сказать, что вы первый из них. И если вы когда-нибудь найдёте совершенную церковь, то вы никогда к ней не присоединитесь, потому что вам не захочется, чтобы ваше лицемерие явно высветилось на фоне искренних и неподдельных людей.
2. Совершенных людей нет. Когда Иисус пришёл на землю, Он сказал, что «не здоровые нуждаются во враче, но больные». Церковь – это место для больных (мы говорим о духовных вещах) людей, где они могут найти Господа и получить духовное исцеление. Когда вы приходите в больницу, то вас почему-то не удивляет, что в ней много больных людей. Люди не вылечиваются в больницах мгновенно, они в них проходят курс лечения. Что касается верующих, то они не становятся совершенными во мгновение ока. Церковь – это место, где они преображаются в облик Христа. И им для этого требуется время.
3. Если вы считаете, что все христиане – лицемеры, то посмеем напомнить вам, что.
Во-первых, это заблуждение и запрещённый метод ведения дискуссии. Зачем обобщать? Разве вы знакомы со всеми христианами в мире, чтобы делать такое утверждение?
Во-вторых, не нужно забывать, что среди лицемерных христиан всё же встречаются и искренние. И отказываясь присоединиться к церкви, вы делаете хуже только себе, потому что лишаете себя возможности познакомиться и подружиться с искренними и неподдельными людьми.
В-третьих, с чего вы взяли, что среди индусов, буддистов, кришнаитов, мусульман и представителей других религий нет лицемеров? Лицемерие – универсальная черта человеческого характера.
4. Смотрите на Христа. Люди несовершенны. Мы все в той или иной мере являемся лицемерами. Только Иисус Христос является безгрешным. Поэтому нужно сравнивать себя не с окружающими, а с самим Господом. И это поможет каждому из нас снять с себя маску лицемерия и начать поступать во всём подобно Христу.
Руфь Бэл Грэм (жена международного евангелиста Билли Грэма) однажды поделилась историей. Студент колледжа из Индии по имени Раши однажды сказал ей: «Мне очень хочется поверить в Христа. Но мы никогда не встречали христианина, который бы во всём поступал бы как Христос». Ответ студенту был таков: «Мы не проповедуем христиан, мы проповедуем Иисуса Христа» (журнал «Решение», 10/2000, стр. 39).
Скачать статью в формате word
О любви читайте в статье «Грани любви»
О мудрости читайте в статье «Два вида мудрости»
О лжи читайте в статье «Ложь в свете Библии»
О неблагодарости читайте в статье «О Благодарности и неблагодарности»
О страхах читайте в статье «Кто чего боится?»
О непрощении читайте в статье «Библия о прощении»
О жадности читайте в статье «Жадность в свете Библии»
О невнимательности читайте в статье «Наблюдайте, как вы слушаете»
О лени читайте в статье «Работать или не работать?»
Об осуждении читайте в статье «О суде Божьем и человеческом»
О болтливости читайте в статье «Язык мой – враг мой»
Об одиночестве читайте в статье «Библия об одиночестве»
О депрессии читайте в статье «Библия о депрессии»
Об эгоизме читайте в статье «Эгоизм в свете Библии»
О терпении читайте в статье «Библия о терпении»
О совести читайте в статье «Совесть»
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Библия о лицемерии
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
1. Что такое лицемерие?
Словарь Ожегова: Лицемерие – это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью.
Лицемерие – это подделка убеждений, чувств, добродетелей, которыми человек не обладает. Неискренность.
II. УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О ЛИЦЕМЕРИИ
1. Отношение Иисуса Христа к лицемерию
Иисус осуждал лицемерие. Давайте посмотрим, почему поведение лицемеров так не нравилось Иисусу Христу.
Матфея 6:2 «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».
Матфея 6:5 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Матфея 6:16 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Вопрос: Что общего в поведении вышеописанных лицемеров?
Ответ: Общей является цель, ради которой они так себя ведут:
— «чтобы показаться перед людьми» (ст. 2),
— «чтобы показаться перед людьми» (ст. 5),
— «чтобы показаться людям постящимися» (ст. 16).
На самом деле их поведение является наигранным актом, за что Иисус и называет их лицемерами.
2. Учение Иисуса о книжниках и фарисеях.
А. Иисус называл книжников и фарисеев лицемерами.
Давайте посмотрим, почему. Прочтём Матфея 23:1-10.
Вопрос: В чём заключается лицемерие фарисеев и книжников?
Ответ: (1) Матфея 23:3 «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». (2) Матфея 23:5 «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди».
Вопрос №1: Сколько раз Иисус называет фарисеев лицемерами в этом отрывке.
Ответ: 7 раз Иисус назвал фарисеев лицемерами: в стихах 13, 14, 15, 23, 25, 27, 29.
Вопрос №2: В чём заключается лицемерие фарисеев и книжников, описанное в Матфея 23:13-33?
Ответ: стих 14 «лицемерно долго молитесь», стих 28 «по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Этой же теме посвящён отрывок из Марка 7:1-9. Прочитайте его и ответьте на вопрос: В чём заключается лицемерие книжников и фарисеев в этом отрывке.
Ответ: Марк 7:6-7 «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».
3. Предупреждение Иисуса книжникам, фарисеям и всем остальным лицемерам:
Матфея 23:13 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». => Иисус предупреждает лицемеров о том, что они не могут войти в Царство Небесное.
Матфея 23:33 «Как убежите вы от осуждения в геенну?» => Иисус предупреждает лицемеров о том, что они не могут избежать Ада.
Вопрос: Давайте подумаем, почему лицемеров ожидает такой страшный конец?
Ответ: Дело в том, что лицемерие является антонимом искренности, а без искреннего покаяния никто не может примириться с Богом посредством жертвы Иисуса Христа на кресте. Лицемер только делает вид, что он примирился, но на самом деле это ложь. Лицемер только делает вид, что он изменился, но на самом деле это ложь: он так и продолжает жить в своих грехах. А лжецы и грешники не наследуют Царства Божия.
4. Иисус предупреждает учеников об опасности лицемерия
Предупреждение ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской» в Матфея 16:5-12.
Вопрос №1: Что значит «фарисейская закваска»?
Ответ: Частичный ответ мы находим в Матфея 16:11-12 «…как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского».
Вопрос №2: В чём же состоит опасность учения фарисеев и саддукеев? То есть мы пытаемся глубже понять, что, по словам Иисуса, является фарисейской закваской?
Ответ: Ответ находим в параллельном месте в Евангелии от Луки: Лука 12:1 «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».
Вопрос №3: Что значит «беречься» закваски фарисейской? Как это понять и применить к своей жизни?
Ответ: Беречься закваски фарисейской – значит следить, чтобы самому не уподобиться лицемерию книжников и фарисеев. Следить, чтобы наши слова не расходились с нашими делами, чтобы мы были не только «слушателями», но и «исполнителями» слова Божия. Об этом же говорил Иисус в Матфея 7:21-28.
III. УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ О ЛИЦЕМЕРИИ
Апостолы предупреждают христиан, чтобы они не были лицемерами. Иными словами, чтобы мы не делали, должно быть сделано нелицемерно, ибо лицемерие противно характеру Иисуса Христа. И если Христос живёт в нас, то мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Какие же практические советы и наставления даются в посланиях апостолов для нас?
1. Наша любовь должна быть нелицемерной:
Иакова 3:17 «Любовь да будет непритворна».
Это значит, что любовь должна быть нелицемерной, искренней: 2 Коринфянам 6:6 «…в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви». 1 Тимофею 1:5 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». 1 Петра 1:22 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».
2. Наша вера должна быть нелицемерной:
2 Тимофею 1:5 «…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе».
1 Тимофею 1:5 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры».
3. Наша мудрость должна быть нелицемерной: Иакова 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
4. Наше поведение не должно быть лицемерным: Колоссянам 3:23-24 «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».
5. Наша жизнь не должна идти в разрез с нашим учением, как у фарисеев:
1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
Дополнительные места Священного Писания, обличающие лицемерие :
Иисус сказал, что если вы осуждаете человека за то же, что делаете сами, то вы – лицемер: Матфея 7:1-5 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
IV. ВОПРОС О ЛИЦЕМЕРИИ В ЦЕРКВИ.
Некоторые рассуждают следующим образом: «Я не хочу ходить в церковь (или: отказываюсь принять христианскую веру), потому что христиане – это огромная группа лицемеров, а я не хочу иметь ничего общего с лицемерами».
Что можно ответить такому человеку?
1. Если вы подняли разговор о лицемерии, то хочу вам прямо сказать, что вы первый из них. И если вы когда-нибудь найдёте совершенную церковь, то вы никогда к ней не присоединитесь, потому что вам не захочется, чтобы ваше лицемерие явно высветилось на фоне искренних и неподдельных людей.
2. Совершенных людей нет. Когда Иисус пришёл на землю, Он сказал, что «не здоровые нуждаются во враче, но больные». Церковь – это место для больных (мы говорим о духовных вещах) людей, где они могут найти Господа и получить духовное исцеление. Когда вы приходите в больницу, то вас почему-то не удивляет, что в ней много больных людей. Люди не вылечиваются в больницах мгновенно, они в них проходят курс лечения. Что касается верующих, то они не становятся совершенными во мгновение ока. Церковь – это место, где они преображаются в облик Христа. И им для этого требуется время.
3. Если вы считаете, что все христиане – лицемеры, то посмеем напомнить вам, что.
Во-первых, это заблуждение и запрещённый метод ведения дискуссии. Зачем обобщать? Разве вы знакомы со всеми христианами в мире, чтобы делать такое утверждение?
Во-вторых, не нужно забывать, что среди лицемерных христиан всё же встречаются и искренние. И отказываясь присоединиться к церкви, вы делаете хуже только себе, потому что лишаете себя возможности познакомиться и подружиться с искренними и неподдельными людьми.
В-третьих, с чего вы взяли, что среди индусов, буддистов, кришнаитов, мусульман и представителей других религий нет лицемеров? Лицемерие – универсальная черта человеческого характера.
Евангелие по Матфею 23:27
Толкования:
Анонимный комментарий
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты
Так скажи мне, лицемер, если так хорошо быть хорошим, то почему ты не хочешь быть на самом деле таким, каким лишь хочешь казаться? Если же так дурно быть плохим, то почему ты позволяешь себе быть таким, каким никогда не захотел бы казаться? Ведь тем, чем стыдно казаться, еще позорнее быть; а тем, чем приятно казаться, еще приятнее быть. Итак, либо будь тем, кем кажешься, либо кажись тем, кем являешься.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 27-28 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония
То, что Он показал под образом чаши и блюда в том, что они снаружи чисто вымыты, а внутри грязны, теперь Он показывает под образом гробов, потому что, как гробы снаружи побелены известью, украшены мрамором и золотом и раскрашены цветами, а внутри наполнены костями мертвых; так и развращенные учители, которые проповедуют одно, а делают другое, показывают свою чистоту в покрое одежды и смиренной речи, а внутри наполнены всякою мерзостью и похотью. Наконец, Он еще более ясно выражает это говоря: Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 27-28 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония
И это сравнение имеет такой же смысл, как и предыдущее. Фарисеи старались по внешнему поведению казаться благоприличными, как гробы окрашенные, то есть выбеленные известью и алебастром, но внутри были полны нечистоты, мертвых и гнилых дел.
Евфимий Зигабен
Горе вам, книжницы и фарисее, лицемеры, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвых и всякия нечистоты
Вапно – это известь, которой намазывают и красят стены. Нечистотой называет смрад.
Лопухин А.П.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 27-28 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония
Троицкие листки
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты