в чем заключалась реформа столыпина
Реформы Столыпина. Причины, этапы и цели проведения реформ
Содержание:
П.А. Столыпин – известный государственный деятель периода правления Николая II, министр внутренних дел, председатель Совета Министров, губернатор, премьер-министр, автор ряда реформ, существенно изменивших облик Российской империи.
Причины проведения реформ
Большинство проблем не были решены из-за нерешительности власти, отказа от радикальных мер. П.А. Столыпин нацелился на продолжение курса политики С.Ю.Витте.
Аграрная реформа: этапы и цели
Период реформирования: 1906 – 1911 гг.
Проект реформы имел базовую цель – укрепление монархии. Поскольку Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался он на поместное дворянство. Собственность помещиков реформатор называл неприкосновенной.
Идея реформы состояла в разрушении общины, сформированной в результате реформ 1860-1880-х годов. Столыпин стремился сформировать мощную прослойку зажиточного крестьянства. На момент начала реформы общинные крестьяне стали социальной базой для революционных процессов, направленных против власти. Крестьяне применяли активные формы протеста: захваты земель, поджоги. В процессе разрушения общины, Столыпин стремился выделить и поддержать зажиточных общинников, сделать их новой опорой монархии.
План состоял в том, что из общины выйдут состоятельные, «крепкие» собственники-крестьяне, которые станут новой социальной опорой. В реальности из общины вышли и наиболее бедные крестьяне, которые хотели просто изменить образ жизни, место жительства. Они, преимущественно, продавали все, что имели зажиточным крестьянам или общине, поэтому часть земель вернулась в общинное пользование.
*Чересполосица – владение землями, «полосами», расположенными в разных местах. Это вызвано тем, что при делении земель в общине учитывали не только размер участка, но и качество земель, получить земли можно было в разных, не соединенных местах. Крестьянин по факту выхода из общины закрепил за собой эти «полосы» в разных местах.
Что удалось Столыпину?
Цель изменений
Итоги
Из общины удалось вывести около 22% крестьян
Борьба с социальной напряженностью в обществе
Некоторые действия (например, переселенческая политика) создали дополнительное социальное напряжение
Формирование новой опоры для монархии из зажиточных крестьян
Между зажиточными и бедняками наметился конфликт
Повышение производительности крестьянского труда
Производительность труда и урожайность выросли
Военная реформа: 1906-1907 гг.
Планы по модернизации армии были предприняты после неудачи в русско-японской войне. Основной шаг – создание нового Воинского устава. Основные шаги реформы:
Какие реформы еще планировал Столыпин?
Помимо реформ, по инициативе Столыпина началось массовое строительство железных дорог, приняты законы в социальной сфере (компенсационные выплаты семьям, утративших кормильца).
Реформы Столыпина. Кратко
Столыпин (1862-1911)
Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.
Причины реформ Столыпина
— Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
— Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
— В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства
Проблемы России в начале ХХ века
Реформы Столыпина. Кратко
— Аграрная реформа
— Реформа судопроизводства
— Реформа местного самоуправления в Западных губерниях
Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.
Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.
Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)
Аграрная реформа
Методы
Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.
Итоги
Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»
Реформы Столыпина в датах
Петр Столыпин: реформы Столыпина и их итоги кратко, аграрная реформа
Петр Столыпин – государственный деятель времен Российской империи, министр внутренних дел и председатель Совета министров.
Наиболее известен как реформатор, сыгравший существенную роль в подавлении революции 1905–1907 годов, и автор аграрной реформы.
Петр Столыпин: биография и государственная служба
Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14 апреля) 1862 года в дворянской семье, известной еще с XVI века. Известно, что будущий министр по деду приходился троюродным братом поэту и писателю Михаилу Лермонтову.
Окончив гимназию, 19-летний Столыпин переехал в Санкт-Петербург, где стал изучать агрономию в Императорском университете. Одним из его преподавателей был ученый-химик Дмитрий Менделеев.
Гимназист Петр Столыпин в 1876 году. Википедия
Еще будучи студентом, 22-летний Петр женился на фрейлине императрицы Александры Федоровны – Ольге Нейдгарт. Брак оказался счастливым, у супругов родились пять дочерей и один сын.
Ольга Нейдгарт. Снимок 1900-х годов. Википедия
После окончания Столыпин постепенно делает блестящую карьеру и поступает на службу в Министерство внутренних дел, которое отправляет его в город Ковно (нынешний Каунас в Латвии) на должность главы дворянства – члена комиссии, осуществляющей власть в уезде. На месте службы Столыпин взял под контроль местную жизнь и увеличение производительности крестьянских хозяйств.
В окружении семьи. Getty Images
Затем его назначают губернатором Гродно, где Столыпин приступил к реформам по просвещению крестьянства, улучшению орудий сельского хозяйства, использованию удобрений.
Петр Аркадьевич Столыпин. РИА Новости
Находились и те, кто критиковал нововведения губернатора, объясняя, что крестьянам образование ни к чему – оно должно быть доступно обеспеченным классам, а не массе.
В дальнейшем его успехи были отмечены очередным повышением по службе, и Столыпин стал губернатором Саратовской губернии, которая в те времена считалась зажиточной местностью.
Именно на этой службе губернатор встретил события Первой русской революции 1905–1907 годов, к которой привели повсеместная бедность, низкий уровень гражданских свобод и неудачи в войне с Японией.
В борьбе с народными волнениями Столыпин использовал все возможные средства – от дара убеждения до расправ с восставшими крестьянами силами военных и казаков.
Благодаря действиям молодого саратовского главы волнения в губернии постепенно угасли, что не осталось без внимания императора Николая II.
В апреле 1906 года император вызвал губернатора в Царское Село, где сообщил, что впечатлен его действиями и назначает Столыпина министром внутренних дел.
Два его предшественника на этом посту – Сипягин и Плеве – были лишены жизни революционерами. Столыпину пришлось повиноваться приказу царя.
Реформы Столыпина: кратко
Заняв должность министра внутренних дел, Столыпин через два с половиной месяца становится еще и председателем Совета министров – редкая по скорости карьера для царского чиновника.
Заняв пост премьер-министра, Столыпин стал бороться с проявлениями революционного движения в России, вводить жесткое подавление любых стачек, волнений и демонстраций.
В то же время министр был убежден, что одной лишь силой проблему не решить, и разработал комплекс реформ, которые должны были снизить напряжение в обществе, но сохранить монархическую форму правления.
Главная и самая известная реформа Столыпина была призвана решить сельский вопрос и повысить производительность труда крестьян.
Крестьяне Белгородского уезда. 1905 г. РИА Новости
После отмены крепостного права численность крестьян выросла, а потому земельные наделы на душу населения сократились. Производительность труда же оставалась крайне низкой.
Причиной тому были устаревшие орудия труда. Земля же не принадлежала крестьянам, а находилась во владении общины, которая распределяла наделы в зависимости от размера семей. Община несла перед государством ответственность за выплату в казну налогов и податей.
В ходе реформы произошли следующие изменения:
крестьянин получал право продавать, закладывать или передавать свои наделы по наследству;
крестьянин мог получить ссуду под залог земли сроком до 55,5 лет для покупки земли у помещика;
льготное кредитование крестьян под залог земли;
государство стимулировало крестьян переселяться на казенные необжитые земли Урала, Сибири и Дальнего Востока.
По итогам реформы 21% крестьян сумел выйти из общины, выросло число сельских предпринимателей (кулаков), за счет применения новой техники увеличилось сельскохозяйственное производство.
При этом из-за выхода крестьян из общины выросло число нищих и босяков, которые отправлялись на заработки в города. Возникли противоречия между крестьянами, оставшимися в общине и вышедшими из нее, а часть крестьян, переселившихся на Урал и в Сибирь, вернулась обратно.
Сам Столыпин закладывал на реализацию реформы не менее 20 лет, однако критиковать ее начали сразу после принятия. Увидеть ее итоги не довелось ни самому реформатору, ни его современникам.
После неудачного опыта Русско-японской войны Столыпин осознал необходимость преобразований в военной сфере:
улучшенное оснащение вооруженных сил, повышение дальнобойности и скорострельности оружия;
введение всеобщей воинской повинности. Исключение действовало для духовенства, иностранцев и некоторых других категорий граждан, сокращен срок службы;
увеличение финансирования на содержание и переоснащение армии;
улучшение системы подготовки офицерского состава, введение автомобильных, железнодорожных, воздухоплавательных военных школ;
развитие кораблестроения и флота.
Русско-японская война. Переправа русской армии через реку Хуанхе в Китае. РИА Новости
Итогом военной реформы стало увеличение численности войск и качества вооружения. Управление армией и флотом упростилось – это позволило более четко координировать действия вооруженных сил.
Модернизация технически отсталого государства была невозможной без приобщения населения хотя бы к элементарным знаниям. Основной целью столыпинских реформ в области образования было введение обязательных бесплатных школ для народа. Столыпину удалось добиться увеличения финансирования на нужды образования с 9 до 35 миллионов рублей.
Ученик Петербургского коммерческого училища (слева) и ученик частной гимназии (справа). РИА Новости
В 1908 году Министерство народного просвещения подготовило законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Закон подразумевал бесплатное обучение детей обоего пола.
Также был создан новый Университетский устав, появилась возможность выбирать ректора, возникли правила функционирования студенческих объединений. В годы реформы правительство финансировало научные экспедиции, исследования и музеи.
Итоги реформы образования:
Как и в случае с аграрной реформой, Столыпину просто не хватило времени довести реформу до конца. Однако многие положения были реализованы после прихода советской власти, например, обязательное бесплатное начальное образование.
Покушение на Столыпина
В период с 1905 по 1911 годы на Столыпина было совершено 11 покушений, последнее из которых стало для политика роковым.
1 (14) сентября 1911 года Столыпин вместе с Николаем II смотрел спектакль «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. К тому моменту начальник охранного отделения Киева получил от секретного осведомителя Дмитрия Богрова информацию, что в городе готовится покушение на крупного чиновника. Богров по пропуску, выданному начальником охраны, проник в театр и во время второго антракта выпустил в министра две пули.
Дмитрий Богров. РИА Новости
Следующие три дня врачи пытались спасти Столыпина, но 5 сентября его не стало.
В завещании министра было сказано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Пожелание было исполнено, и Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре.
Могила Петра Столыпина в Киево-Печерской лавре. Википедия
РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА
Комплекс широких мер, проводимых российским правительством под руководством премьер-министра П.А. Столыпина (1906-1911) и затронувших различные области русской жизни.
Третьеиюньская политическая система
С революцией Столыпин боролся совершенно беспощадно и к середине 1907 года добился «успокоения». Этот успех он ознаменовал пересмотром избирательного закона в Государственную Думу, что можно рассматривать как начало последовательной политики реформ (хотя от репрессивных мер, направленных на поддержание порядка, Столыпин тоже отказываться не собирался). Дело в том, что в отличие от многих других представителей власти, Столыпин был уверен в необходимости сохранить думу с законодательными функциями, определенными знаменитым Манифестом, подписанным Николаем II 17 октября 1905 года. В ее существовании глава правительства видел серьезный фактор стабилизации, средство, отвлекающее массы от стремлений изменить существующий порядок революционным путем. В то же время I и II думы, избиравшиеся на основе избирательного закона, данного в разгар революции, носили демократический, оппозиционный характер: в них было много представителей крестьянства, с одной стороны, и представителей либеральной интеллигенции, с другой. Обе эти думы в равной степени противостояли власти и не успокаивали, а будоражили страну. Столыпин же стремился создать послушную думу, что ему и удалось сделать с помощью нового избирательного закона, утвержденного царем 3 июня 1907 года (определяющую роль в его разработке сыграл один из ближайших сотрудников Столыпина С.Е. Крыжановский).
Аграрная реформа
Для того, чтобы подтолкнуть крестьян на создание самостоятельных хозяйств, Столыпин резко активизировал деятельность Крестьянского банка, созданного еще в 1883 году. На протяжении долгого времени банк давал крестьянам-общинникам ссуды для покупки земель под довольно большой процент; на эту операцию крестьяне шли без особой охоты. Теперь же банк стал действовать иначе: с 1906 года он начал массовую скупку помещичьих земель. Позиция Столыпина в этом вопросе была предельно ясна: конфисковывать помещичьи земли он не собирался, но если сами хозяева их, в силу тех или иных причин, продавали, то государство шло на то, чтобы помочь их купить именно крестьянам и, прежде всего, зажиточным. Получив в свое распоряжение грандиозный земельный фонд – только в 1906-1907 годах он скупил у помещиков около 2,7 млн. десятин земли – банк дробил эти земли на отдельные участки и продавал их крестьянам на льготных условиях, предоставляя значительные ссуды. При этом всячески поощрялось создание именно отрубных и, особенно, хуторских хозяйств. Так, если от сельских обществ при покупке ими земли требовались значительные денежные суммы, то отрубники должны были сразу же заплатить всего 5% стоимости, а хуторянам ссуда выдавалась в размере всей стоимости земли и на достаточно долгий срок. И все же хуторские хозяйства создавались российским крестьянством неохотно и в небольшом количестве.
Неосуществленные реформы
Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения). Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить «крепких хозяев» в том, что власть искренно протягивает им руку. Если реформа просвещения, которая должна была облегчить детям крестьян доступ ко всем уровням образования, находилась в стадии разработки, то реформа местного управления была, по сути, подготовлена и ждала лишь законодательного подтверждения. Смысл этой реформы заключался, прежде всего, в том, чтобы заставить поместное дворянство, которое при Александре III получило практически полный контроль над управлением крестьянами (через земских начальников), пойти на сотрудничество с зажиточным крестьянством. В ходе этой реформы предполагалось, прежде всего, преобразовать волость, включив в состав этой мелкой административно-территориальной единицы не только крестьянские земли, как раньше, но и помещичьи имения. Управление в волости переходило в ведение волостного земства, которое выбиралось на основе умеренного имущественного ценза; соответственно, в его состав должны были войти как помещики, так и крестьяне-единоличники. Именно этому органу, в котором за один стол усаживались поместные хозяева и хозяева-крестьяне, предстояло решать местные проблемы. Центр административного управления переносился при этом в уезд; возглавлявший его уездный начальник назначался правительством. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству.
Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских «прав и привилегий» против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в «уничтожении сословности и демократизации местного уклада», в разрушении исторически сложившейся – то есть, продворянской – системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичным и, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе: 1 сентября 1911 года этот замечательный во многих отношениях государственный деятель был убит террористом. Реформы его так и остались незавершенными.
Реформы Столыпина
Всего получено оценок: 2229.
Всего получено оценок: 2229.
Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.
Причины проведения реформ
К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа революционных организаций.
Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).
Отразим в таблице реформы Столыпина.
Реформа
Решить крестьянский вопрос (проблему малоземелья крестьян)
Введение земств в западных губерниях
Введено обязательное начальное образование
Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя
Учреждение военно-полевых судов
Аграрная реформа
Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:
Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству. Здесь важно запомнить такие термины, как отруб – земля на территории общины, хутор – земля за пределами общины.
которые читают вместе с этой
Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привлечь крестьян Столыпин разработал ряд условий: они освобождались от налогов на 5 лет, мужчины освобождались от военной службы, получали пособие в 200 рублей, а земля давалась в собственность.
Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.
Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков (зажиточных крестьян) и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.
Рис. 2. Столыпинский вагон.
Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.
Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.
Военная реформа
Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.
Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки. Его знаменитая фраза: “Успокоение и реформы, или дайте России 20 лет спокойствие внутреннего и внешнего…”
Иные реформы Столыпина
В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.
Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.
В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а также установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.
Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.