в чем заключалась функция древнейших египетских кукол
Теория и практика игры
Кто из ученых заложил основы классификации игры?
Кто из ученых впервые в педагогике поставил вопрос о связи игры с трудом?
Назовите цель проведения народных праздников в детском саду
+ Ознакомление детей с существующими традициями своего народа.
Развитие творческих способностей детей
Знакомство детей с нормами и правилами общественной жизни
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Знакомство с предметами и явлениями
+ Способ познания окружающего мира
Через какой вид игр дети решают умственные задачи?
Какой из перечисленных видов игр относиться к играм со строительным материалом?
Что из перечисленного является основой сюжетно-ролевой игры?
Из каких структурных компонентов состоит сюжетно-ролевая игра?
Укажите вид игры, не относящейся к творческим играм детей:
Что из перечисленного является примером театрализованных игр
Подвижная игра «Горелки»
+ Игра по сказке «Теремок»
Игра «Построим комнату для куклы Кати»
Назовите вид игры, в котором дети разыгрывают в лицах литературные произведения.
Со строительным материалом
Какой возраст считается периодом расцвета игры- фантазирования?
Младший дошкольный возраст
+ Старший дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Кто из ученых относит игры-драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка?
С какого возраста с детьми можно организовывать театрализованные игры?
Виды театрализованных игр?
Игра малой подвижности
Какие куклы являются прототипом современных манекенов?
В чем заключалась функция древнейших египетских кукол?
Они дарились ребенку в день его рождения
+Служили погребальными дарами
Предназначались для игр детей
Какие особенности вы видите в театрализованной игре?
Не требуется никакой атрибутики
Дополнительная подготовка детей не осуществляется
Что позволяет совершенствовать работа с куклой?
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
От Древнего Египта до языческой Руси: История кукол, которые должны были защищать людей от напастей
В доисторические времена куклы совершенно не считались детскими игрушками, а служили одним из атрибутов для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Представители разных народов с целью самосохранения вынуждены был защищать себя и свой род от болезней и напастей, а жилище от злых духов, привлекать к себе удачу, благополучие, здоровье. В каждой стране были свои для этого секреты, но у многих народов таким оберегом служила кукла, называемая Берегиней.
Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации
История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.
Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.
Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.
Одна из известных древних африканских кукол — акуаба, являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.
На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.
Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.
Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.
Чтобы успевать по хозяйству, женщины, делая из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек, приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».
При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.
Зерновушка имеющая несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка — считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.
На сегодняшний день тряпичная кукла вновь переживает свое возрождение, так как этническая или генетическая память людей начала бунтовать против полиуретановых кукол массового производства.
Винтажные, антикварные, коллекционные куклы,
наперстки, ложки, колокольчики
Какова же история кукол?
А что касается кукол, изготовленные мастерами, первые относятся к 20 веку до нашей эры и найдены они были в Египте. Куклы были вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском. Куклы, обнаруженные в Древнем Египте, относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и скругленные в нижней части туловища. Древнейших египетских кукол можно разделить на три категории: куклы для шествий и церемоний; куклы религиозно-сакрального назначения (объекты поклонения); куклы-игрушки. К числу последних относятся характерные куклы в виде расширяющихся книзу деревянных сосудов с волосами из нитей бус и укороченными руками. Именно такая кукла из детского захоронения, относящаяся к II тыс. до н.э., экспонируется в Британском музее.
Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4веке до н.э. Большинство греческих кукол были сделаны из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите. Это означало, что девушки прощаются со своим детством.
Популярным товаром были куклы на рынке Древнего Рима. Из саркофага императрицы Марии, жены императора Гонориуса (384-423 г.н.э.), была извлечена великолепная кукла из слоновой кости. В Древнем Риме кукла-игрушка называлась pupa, что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском pupattola — «кукла», pupazzo — «театральная кукла-марионетка». В немецком языке «кукла» — Puppe, в румынском —pepusce, в молдавском — «пэпуша», английское puppet означает «театральная кукла», «марионетка», даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением немецкому названию куклы.
Стилистически все куклы-игрушки Средних веков схожи. Вне зависимости от происхождения они часто бесформенны, предельно аскетичны, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости. Куклы-игрушки создавались мастерами-ремесленниками — столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы — творение пекарей и кондитеров), причем исключительно в домашних условиях.
Примерно на рубеже XV–XVI вв. кукол стали одевать. Если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла, или рисовалась), то теперь ее делали отдельно по подобию человеческой. По преданию, такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира. О куклах эпохи Возрождения сохранилось множество свидетельств, причем как в виде самих кукол (например, очаровательная деревянная, с покрытием из композитного материала кукла-младенец с закутанными ножками в головном уборе и расписанных одеждах из музеев Ватикана), так и их литературных и живописных образов. К 1503 г. относятся записи семьи Борромеи из итальянского города Варезе, где среди прочих расходов указаны и очень значительные суммы, потраченные на «искусной работы» pigotta — кукол. Куклы Борромеи составили основу самой богатой европейской коллекции, которая, в свою очередь, положила начало одному из крупнейших кукольных собраний мира — Музею кукол в Варезе.
Кукольное производство в Европе появилось еще в Средние века. В XIV в. во Франции стали изготавливать деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол на заказ и наряжали их в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции (fashion dolls). Речь идет о дорогих куклах. Так куклы стали играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих кукол называли пандорами, причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов — для большого и малого выхода. Пандоры способствовали распространению вкусов законодателя мод — Парижа. Одновременно они исполняли роль игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Но даже в качестве игрушки пандоры служили утехой скорее взрослым, чем детям.
Едва ли не самое раннее упоминание о пандоре относится к 1391 г., когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными новинками. Косвенным свидетельством бытования пандор уже в начале XV в. (они назывались la Piavola di Franza — французская кукла) служит вывеска модной лавочки в Венеции, существующей и поныне.
В 1453 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».
Буквально все королевские дома Европы были обладателями таких модных кукол. В начале XVIII в. в одной из лондонских газет появилось объявление, что «на Кинг-стрит в Ковент-Гарден будет выставлена французская кукла, одетая по моде этого года». В 1722 г. автор Коммерческого словаря Ж. Савари, давая определение слову «кукла», пишет: «Так называются в принципе все игрушки, произведенные фабрикантами игр, когда они имеют фигуру человека; эти игрушки находят большой спрос в Париже. Также термин обозначает те утонченно одетые и причесанные манекены, как мужские, так и женские, которые из Парижа отсылаются в иностранные государства, для того чтобы ознакомить их с модами французского двора, и даются в руки уже подросшим детям для их развлечения».
За 18 веком закрепилась слава эры механических кукол. Среди имен мастеров механических игрушек особенно выделяется имя французского кукольника Жака де Вакансона.
В 19 веке искусство кукол совершенствовалось. Всемирно известны куклы прошлого века, таких марок как «Жюмо», «Бру», «Кэммер и Райнхард», «Кестнер», «Саймон и Хальбиг».
Продолжателями их традиций стали ведущие современные компании – производители кукол: французская фирма «Мундиа», немецкая «Вальтерсхаузен». Эти компании выпускают специальные серии, воспроизводящие старинные куклы.
От Древнего Египта до языческой Руси: История кукол, которые должны были защищать людей от напастей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации
История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.
Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.
Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.
На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.
Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.
Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.
При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.
Зерновушка имеющая несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка — считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.
На сегодняшний день тряпичная кукла вновь переживает свое возрождение, так как этническая или генетическая память людей начала бунтовать против полиуретановых кукол массового производства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Летом я ездила в Египет без турфирм и ол инклюзива 🙂
То еще приключение. Экзотики через край: люди диковаты и не понимают английского, дорожное движение бешеное, еда странная, зато море горячее и так и кишит яркой живностью. А в Каирском музее куклы.
Целый зал кукол. Кукольная империя. Причем не просто схематичные ритуальные фигурки, а прекрасные создания с аккуратно расписанными лицами, подвижными суставами, а некоторые даже шарнирные. Скупые подписи к экспонатам (если они вообще были) не поясняли ничего, так что пришлось разбираться самой.
Эту красавицу я увидела первой, и поначалу приняла за гребень. Подпись гласила «Deceased doll». Эээ, что? Мертвая кукла? Кукла мертвеца?
Оказывается, ритуальная. Кукла-музыкальный инструмент. Ее густые волосы из глиняных бусин, нанизанных на нитку, бренчат и шуршат, и эти звуки задабривают и успокаивают богов. Применялась при погребении.
А вот остальные, с одеждой, шарнирами, инструментами — шабти (или ушебти). Естественно, они предназначались не для детей, потому что в древности такая естественная для нас идея «все лучшее — детям» еще не родилась. Это куклы —заместители живого человека в загробном мире.
Египтяне относились к загробному миру невероятно серьезно. Примерно как современные истовые христиане к вечной жизни. Только у христиан вроде бы нет четкого общепринятого плана чем следует заниматься в раю, а у египтян был — работать. Серьезно. Пахать после смерти, только на этот раз не на фараона, а на Осириса.
Загробный мир в представлении египтян был отражением земного, только без болезней и смерти. А раз так, то кто там за тебя работать будет, пока ты на земле? За этим в загробный мир и посылали шабти. И поэтому они так разнообразны: куклы-воины, каменотесы, носильщицы (видимо, популярная женская профессия. Вон их сколько с кувшинами на голове!), повара и моряки.
Для оживления шабти известны специальные заклинания. Звучало это примерно так «О мой шабти! Если мне поручат выполнить работу в царстве мертвых, а для тебя, как для исполняющего мои обязанности, возникнут препятствия, ты должен подробно доложить мне о каждом случае возделывания полей, затопления берегов или переноса песка с востока на запад. Ты должен сказать: «Вот я!»
Разъяснив хозяину задание, шабти наполняется жизнью, и выполняет работу. Вот бы и нам таких помощников, только в настоящей жизни, а не загробной, правда? Дал куколке задание, она и еды приготовила, и ковер пропылесосила, и за котом убрала 🙂
Эти куклы — крошечная часть всех сокровищ каирского музея. Там есть все, что все мы изучали на уроках истории: сфинксы, статуи, и даже фараоны собственной персоной. Египет — это не только пляжный отдых, но и источник удивительных и эстетических и академических впечатлений.