что будет вместо тц радуга на черкизовской
На Черкизовской появится ТРЦ площадью 150 000 кв.м
ТРЦ будет возведен на Амурской улице, где планируется ввод в эксплуатацию 215 тысяч кв.м недвижимости.
В составе ТПУ «Черкизово» на востоке Москвы будет построен торгово-развлекательный центр площадью около 150 000 кв.м. Как сообщают «Ведомости», проект принадлежит группе «Самфар» (бывшая группа «БИН») семьи Гуцериевых и Микаила Шишханова.
ТРЦ будет возведен на Амурской улице, где планируется ввод в эксплуатацию суммарно 215 тысяч кв.м недвижимости различного профиля. В состав комплекса войдут торговые площади на 120 000 кв.м, а также бизнес-центр и подземный паркинг.
По экспертным оценкам, объем инвестиций в строительство торгового центра рядом с метро «Черкизовская» составят около 300 миллионов долларов. Площадка находится на Щелковском шоссе, недалеко от станции Московского центрального кольца.
Ранее стало известно, что группа «Ташир» построит крупный МФК в ТПУ «Селигерская», а группа «Пионер» займется строительством недвижимости в ТПУ «Ботанический сад». До конца 2016 года инвесторы будут привлечены в проекты ТПУ «Парк Победы», «Технопарк», «Фонвизинская», «Пятницкое шоссе», «Павелецкая», «Дмитровская», «Ховрино» и «Тропарево».
В Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы сообщали, что ТПУ «Черкизовская» объединит потоки пассажиров МКЖД, метро и наземного общественного транспорта. ТПУ будет вводиться в эксплуатацию в два этапа. Первый предусматривает пешеходную наземную связь с южным и северными вестибюлями метро «Черкизовская». На втором этапе будет организована прямая пересадка в южный вестибюль станции метро через закрытый переход длиной 40 метров.
10 лет без «Черкизона»: что хотели построить на месте вещевого рынка
Государство намерено продать несколько земельных участков на Сиреневом бульваре, где до 2009–2010-х годов располагался знаменитый вещевой Черкизовский рынок. Соответствующий комментарии редакция «РБК-Недвижимости» получила в компании «Дом.РФ», в управлении которой находится девять федеральных земельных участков общей площадью 6,2 га бывшего Черкизовского рынка. «В отношении [этих] земельных участков проводятся работы по анализу градостроительных характеристик и иных ограничений использования. После определения градостроительных характеристик и возможного использования земельных участков будет рассмотрен вопрос о целесообразности проведения открытых аукционов по продаже или аренде земельных участков », — рассказали в «Дом.РФ».
Черкизовский рынок («Черкизон») — был крупнейшим (49 га) вещевым рынком в Москве в 1990–2000-х годах. Формальная причина закрытия рынка летом 2009 года — многочисленные нарушения правил продажи вещевой продукции, неформальная — рынок стал «серой» зоной, которую власти не могли контролировать.
На «Черкизоне», по оценкам Федерации мигрантов России, работали более 100 тыс. человек. Основная часть торговых площадей контролировалась группой АСТ Тельмана Исмаилова. В 2009 году большая часть находившейся на рынке продукции была конфискована и содержалась на складах на территории бывшего рынка, а позднее была уничтожена. Некоторое время торговцы пытались забрать вещи (100 тыс. тонн) с «Черкизона», не раз склады с контрафактом поджигали неизвестные. В 2010 году павильоны Черкизовского рынка снесли.
С тех пор ежегодно земельный участок между Щелковским шоссе, Сиреневым бульваром, Измайловским проездом и Измайловским шоссе в Москве привлекал внимание крупных девелоперов и застройщиков. Здесь планировалось построить и жилье, и мебельный гипермаркет, и стадион.
В дайджесте «РБК-Недвижимости» вспоминаем обо всех идеях использования земель «Черкизона».
Стадион «Сталинец»
В 2009 году московские власти планировали на месте «Черкизона» восстановить снесенный в 1960-х годах стадион «Сталинец». «Кроме того, там планируется построить дома для преподавательского состава [Российского государственного университета физической культуры], общежитие для студентов, гостиницу для студентов заочного обучения», — говорилось в сообщении РБК в 2009 году.
Огромный жилой квартал
Детский сад и школа
Еще одно идеей для застройки земель бывшего «Черкизона» было возведение детсада и школы. С таким предложением в 2010 году выступила префектура Восточного административного округа Москвы. Как тогда рассказали в префектуре, дошкольное учреждение появится за стадионом «Спартак» на месте, где сейчас стоят контейнеры бывшего Черкизовского рынка. В перспективе там же построят и новую школу для детей района Измайлово.
Музейное хранилище и хоккейный центр ЦСКА
Спортивно-офисный кластер
В 2014 году на территории бывшего Черкизовского рынка хотели построить спортивно-офисный кластер. Как сообщил журналистам в то время заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, эта площадка оптимальна для строительства, поскольку удачно расположена с точки зрения транспортных связей. Часть данной территории принадлежала Российскому государственному университету физической культуры, спорта и туризма, специалисты которого с целью развития своих земель и подготовили данный инвестпроект. «Они планируют построить спортивные сооружения и офисные здания. Мы уже проводили несколько совместных совещаний, теперь в планах — разработать проект планировки. Постараемся принять все нужные градостроительные решения за этот год», — заявил тогда Хуснуллин.
В 2016 году СМИ узнали о планах IKEA построить «Мегу» на месте Черкизовского рынка. По данным «Коммерсанта», IKEA вела переговоры и рассматривала под свой молл один из участков на Сиреневом бульваре, где до 2009 года находилась часть Черкизовского рынка.
«Небольшой участок жилья»
В 2016 году московские власти заявили о возможности строительства на территории бывшего Черкизовского рынка «небольшого участка жилья». Речь шла о застройке участка 66,5 га по адресу Сиреневый бульвар, вл. 4. В 2009 году Высший арбитражный суд признал эту землю федеральной собственностью, она была предоставлена Российской государственной академии физической культуры. До 2016 года вид разрешенного использования для этой земли был ограничен: она предназначена только «для размещения объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования». Ее кадастровая оценка в 2016 году составляла 8,56 млрд руб.
Жилье по программе реновации
На месте бывшего Черкизовского рынка в Москве появится современный жилой квартал по программе реновации, заявили московские власти в 2017 году. «На месте бывшего «Черкизона» появится один из лучших районов Москвы с благоустроенным парком. А транспортную доступность здесь обеспечат станции метро и МЦК», — говорил Марат Хуснуллин. В рамках создания квартала власти также были намерены благоустроить территорию Российского государственного университета физической культуры. В октябре 2017 года власти России передали Москве участок площадью около 24 га на месте Сиреневого бульвара для комплексного освоения, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство.
Встретимся на вокзале: железнодорожные станции Москвы хотят превратить в торгово-развлекательные центры
Никита Миронов
В конце весны 2021 года на востоке Москвы планируется открыть новый вокзал — Восточный. Он станет первым железнодорожным вокзалом, построенным в столице за последние 100 лет. Новый вокзал будет частью крупного транспортного узла около станции метро «Черкизовская». Об этом заявил заммэра столицы Андрей Бочкарев. Между тем все старые вокзалы планируется переформатировать. Что планируется сделать? Как изменятся привычные нам здания?
Московские вокзалы хотят переформатировать. Там появятся магазины, кафе, отели и даже фитнес-центры. А вот хаотично разбросанных ларьков не будет. РЖД готовят единый стандарт, которому будут следовать все вокзалы. Об этом заявил заместитель гендиректора компании Александр Плутник.
— Мы изучали мировой опыт организации вокзальных комплексов. Везде есть торговля, но на любом вокзале эти объекты являются стационарными. Причем они выглядят так, что вы не понимаете, что находитесь на вокзале, — пояснил Плутник. — И такого качества коллеги добиваются за счет того, что они в свое время сделали стандарты, которые основаны на большом количестве сложных элементов.
Плутник признает, что сейчас на вокзалах не все идеально.
— Там должны быть разные места притяжения. Не только для прибывающих и отправляющихся пассажиров, но чтобы любой горожанин мог зайти на вокзал пообедать. Вокзал для всех — это городская доминанта, важная часть городской инфраструктуры, — пояснил Плутник.
По его словам, компания хочет привлечь на вокзалы даже сетевые магазины одежды. Приветствуют в компании и появление на вокзалах фитнес-центров.
— Мне кажется, что идея хорошая, на вокзале должны быть все городские удобства. Если там будут спортивные центры, коворкинги, отели — это только добавит ценности месту, — сказал Плутник.
Ларьки уходят. Придут ли рестораны?
— Переформатировать столичные вокзалы начали 10 лет назад, в этом году юбилей, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — Начали с Ярославского, где снесли рынок и киоски с беляшами. На их месте разбили сквер со скамейками и даже установили фонтан. Начали приглашать сюда сетевые кафе. Но гламура так и не получилось. Вокзал остался вокзалом.
Как считает маркетолог Андрей Журавский, все дело в публике.
— Более 90 процентов людей, которые бывают на вокзалах, — это жители регионов. Многие из них — внутренние маятниковые мигранты, которые ездят в Москву из области на работу. Доходы их относительно невелики, плюс ездят они зарабатывать, а не тратить. Если кому-то и нужно купить перекус, то он, как правило, идет не в сетевой фастфуд, а берет что-то в ларьке по дороге: так быстрее и дешевле, — пояснил эксперт. — Неудивительно, что сетевые рестораны — даже недорогие — не выдерживают конкуренции с ларечниками.
Железнодорожники тем не менее пытаются ситуацию изменить. Компания, в частности, занялась созданием нового архитектурного облика объектов нестационарной торговли и услуг.
В январе этого года договоры с арендаторами нестационарных точек на вокзалах в Москве и области расторгли. Хочешь сохранить бизнес — организуй точку в новом формате.
— Дело хорошее, но «новый формат» — это всегда затраты. Если учесть, что аренда площадей на вокзалах и так дорогая из-за огромной проходимости места, то по сути идет вытеснение ларечников экономическими методами, — пояснил Андрей Журавский.
В компании этого и не скрывают:
— Мы хотим, чтобы приходили серьезные инвесторы, были качественные кафе и рестораны. Доход от аренды в этой части вторичен, нам важен комфорт для пассажиров, — заявил Александр Плутник.
По его словам, предлагать часть объектов для торговли на вокзалах по новым стандартам компании начнут уже весной этого года.
— В целом в этом году вся работа по стандартам будет завершена, — уточнил он.
— С точки зрения организации городского пространства, это революция, — считает Григорий Мельник. — Но скорее в стиле Петра I, который рубил боярам бороды. Вокзалы хотят превратить в торгово-развлекательные комплексы, где все чисто и красиво. Я очень надеюсь, что все произойдет примерно как с МЦК и МЦД. Казалось бы — те же электрички, но ощущение совершенно другое: минус бомжи, чистота, значительно меньше коробейников. Просто другой уровень! Но вот удастся ли его достичь на вокзалах — большой вопрос.
Как пояснил Андрей Журавский, превратить вокзалы в ТРЦ будет крайне непросто.
— Возьмем один из самых крупных — Курский. Его буквально загораживает огромный торговый центр «Атриум», где тоже и бутики, и рестораны, и кафе, и вообще весь тот набор товаров и услуг, который планируется организовать на вокзале, — рассуждает эксперт. — И вот у жителя Москвы выбор: пойти в «Атриум» или пойти на Курский вокзал. Нетрудно догадаться, что он выберет. Если же переформатировать вокзал с расчетом исключительно на пассажиров, которые туда в любом случае придут, то можно вообще практически ничего не делать. Сама жизнь или, если хотите, рыночные механизмы, уже все сделала.
Как пояснил эксперт, есть проблемы и с другими вокзалами. Возле Киевского, как известно, разместился ТЦ «Европейский». И как вокзал справится с этим мощным конкурентом — неясно.
— Возле Павелецкого в этом году хотят завершить долгострой — подземный торговый центр «Павелецкая Плаза», — рассказывает Андрей Журавский. — Там около 80 тысяч квадратных метров площадей — под модную одежду и обувь, рестораны, парфюмерию и косметику. Что всем этим новым современным площадям сможет противопоставить Павелецкий вокзал? Ходят слухи, что целое крыло вокзала отдадут под фуд-молл «Депо-2», но в перспективах этого проекта я не уверен. Туманно будущее Савеловского. Рядом с ним — огромный торговый комплекс с электроникой и аутлетами модных брендов. С одной стороны, это даже хорошо — комплекс генерирует людской трафик. С другой стороны, Савеловский должен открыть такие торговые точки или рестораны, которых в торговом комплексе нет. Какие — непонятно. Пока все, что удалось сделать, — это открыть на вокзале фастфуд.
Фото: Telegram / Дептранс Москвы
Григорий Мельник считает, что задумываться о переформатировании вокзалов было нужно раньше, еще в 1990-е и начале 2000-х.
— И согласовывать свои планы с командой прошлого мэра, которая отдала под коммерческую застройку площади перед многими железнодорожными вокзалами, — считает эксперт.
Андрей Журавский считает, что не все потеряно.
— На Комсомольской площади, где Ярославский, Ленинградский и Казанский вокзалы, торговые площади есть с советских времен, но они для такого трафика людей просто мизерны, — убежден эксперт. — Поэтому развивать торговлю и услуги на трех вокзалах вполне реально. Хорошие перспективы и у Белорусского вокзала. Там сейчас строится большой транспортно-пересадочный узел для МЦД, а значит, трафик пассажиров может даже вырасти. Между тем, от строительства подземного торгового центра, задуманного еще в 2000-е, московские власти отказались. Так что конкурентов у «вокзальной торговли» будет немного. Другой вопрос, хватит ли там свободных площадей: вокзал относительно небольшой.
Также, считает эксперт, хороши перспективы у Рижского вокзала.
— Пассажиропоток там мизерный, а вот свободные площади есть, — пояснил Журавский.
Поработал — тягай железо
Григорий Мельник считает, что на железнодорожных вокзалах будут весьма перспективны коворкинги — офисные площади для кратковременной аренды.
— До всех вокзалов легко добираться, а потом от них не нужно никуда идти или ехать. Прибыл и работай, — пояснил эксперт. — В коворкингах на вокзалах крайне удобно организовывать бизнес-встречи и собеседования, потому что всем участникам, опять же, очень удобно добираться. Другой вопрос, что офисное пространство должно быть максимально комфортным и ничем даже близко не напоминать зал ожидания.
Мельник напомнил, что еще в 2012 году на Павелецком вокзале открывали коворкинг.
— Там было довольно уютно. Приходишь и арендуешь рабочее место: стол, стул, компьютер. Был зал для переговоров и кухня, где можно разогреть обед. Я сам там работал, — пояснил эксперт. — Но спустя какое-то время коворкинг закрылся.
По мнению экспертов, весьма перспективна и идея открыть на вокзалах и фитнес-центры.
— Эта инициатива перспективна прежде всего для железнодорожных комплексов двух столиц и городов-миллионников, — считает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. — Это позволит людям в поездках проводить с пользой время, повысит их вовлеченность в занятия физкультурой, поможет самим железнодорожникам быть в форме.
По мнению эксперта, для реализации подобных проектов крупные сетевые операторы фитнес-индустрии обладают всеми необходимыми ресурсами.
Директор по операционной деятельности крупной сети фитнес-клубов Ирина Троска также считает, что инициатива железнодорожников весьма интересна.
— Если будут созданы условия для удобного и выгодного захода сетевого фитнеса в инфраструктуру, мы с удовольствием поддержим начинание. Основное — понять, какие требования будут предъявляться к операторам, — отметила Ирина.
Логичнее всего, по ее мнению, организовывать на вокзалах фитнес-клубы небольшого формата с минимальным количеством персонала.
— Такие залы можно открыть на франчайзинговой основе. У нас есть разработки, которые могут отлично встроиться в новую архитектуру пространства вокзальных комплексов, — заявила Троска.
Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы, считает, что у московских вокзалов хорошие перспективы.
— У нас, как и в Европе, стало расти значение локальных железных дорог. Люди начали регулярно ездить на электричках в центр на работу, а быстрый ритм диктует свои правила. Утром по пути хочется перекусить, выпить кофе-чай, вечером — заскочить за покупками, ведь в свой населенный пункт порой возвращаешься, когда местные магазины уже закрыты. Логичнее сделать покупки на вокзале.
КАК У НИХ
Во всех крупных европейских городах железнодорожные вокзалы, находящиеся в центре города, становятся «объектами смешанного использования». Урбанисты даже придумали специальный термин — mixed used. Типичный пример — вокзал Милана. Это огромное здание, которое имеет много лишних площадей. Там и размещаются продуктовые магазины, кафе, бутики. Похожим образом организованы Gare du Nord — Северный железнодорожный вокзал Парижа, а также Victoria Station — один из крупнейших вокзалов Лондона. В последние годы, впрочем, в крупных городах вокзалы стараются выносить на окраины города и строить их более компактными — исключительно для пассажиров. А вся коммерческая составляющая строится уже в непосредственной близости от них.
РЕПЛИКА
Архитекторам нужно сильно постараться
Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики:
—Москва пытается реализовать успешный мировой опыт. Во всем цивилизованном мире исторические здания вокзалов приспосабливают для торговли и услуг. В Москве, считаю, в этом направлении предстоит большая работа. Нужны длительные и серьезные усилия архитекторов, дизайнеров и других специалистов, которые позволят превратить вокзал в центр общественной жизни.
Причем не для транзитных пассажиров, а для местных жителей. Ну вот скажите сейчас человеку, живущему на Садовом кольце: «Пойдем, пообедаем на Курский!» Он наверняка как минимум удивится. Ведь вокзал в представлении большинства москвичей не самое уютное место, где хватает не самой приличной публики. Вот это представление и предстоит сломать, что, я думаю, будет сделать крайне непросто. Есть и обратное опасение, что вокзалы превратятся в обычные торговые центры, как, например, произошло со «Щелковским», который стал «Центральным». Там вокзал, по сути, просто пристройка к огромному ТЦ. Но с железнодорожными вокзалами, уверяю вас, такого не произойдет. Во-первых, трафик пассажиров на них в сотни раз больше, чем на вокзале для автобусов. И всех этих пассажиров нужно где-то обслуживать.
Во-вторых, бизнес по перевозке людей — а вокзал часть этого бизнеса — существенно выгоднее, чем сдача помещений в аренду под кафе или магазины. Вряд ли РЖД поступится интересами пассажиров.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Самый загруженный вокзал Москвы — Ярославский. В прошлом году, по данным РЖД, он принял почти 72 миллиона пригородных пассажиров и 6,8 миллиона пассажиров поездов дальнего следования. На втором месте — Курский вокзал (58,3 и 12,8 миллиона пассажиров соответственно). Замыкает тройку лидеров Казанский вокзал: 33,5 миллиона пассажиров электричек, 16,3 миллиона пассажиров поездов дальнего следования.
ТЦ у метро Черкизовская, сносят?
Был сегодня в «Белорусских колбасах».
Из разговора с продавцом узнал,
что это здание собираются сносить.
Арендаторы будут работать до 20 апреля. Кто нибудь знает, что там будет?
Поиск в Тындексе, ничего не дал.
ТПУ Черкизово, куда переведут часть поездов с Курского вокзала, в том числе «Стрижи» в НиНо.
хз там не там, но есть инфа, что где то у черкизовской вокзал собираются воткнуть, то ли воткнули.. тут данные разнятся
Вроде как там будет храм
И что? Нах нам это знать?
Вчера в ТЦ «Мега Белая Дача» загорелись осенние декорации
Посетители без паники сначала начали топтать место возгорания, а после воспользовались огнетушителем. В результате пожар удалось устранить
Около 50 человек устроили массовую драку со стрельбой в ТЦ «Тройка» в Москве
Потасовка произошла на Верхней Красносельской улице. По данным полиции, в ней участвовали иностранные граждане (какой именно страны, не сообщается)
Возбуждено уголовное дело о хулиганстве с применением оружия
Гости столицы ночуют на детской площадке
Или же ждут поезд домой на вокзале))
Магазины Москвы в 1959 году
В Москве открылся Восточный вокзал
Его построили в 2020–2021 годах в составе крупного транспортно-пересадочного узла «Черкизово», объединяющего станцию «Черкизовская» Сокольнической линии метро, станцию МЦК Локомотив и наземный городской транспорт.
На Восточный перевели 24 пары поездов дальнего следования с Курского вокзала, в том числе:
— поезда «Ласточка» и «Стриж», следующие по маршрутам Москва — Нижний Новгород и Москва — Иваново;
— транзитные поезда, следующие из Санкт-Петербурга и Мурманска в Адлер, Анапу, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Ейск, Кисловодск, Махачкалу, Новороссийск, Челябинск и другие города России.
Общая площадь комплекса составляет 9,6 тысячи квадратных метров, включая пассажирский терминал (4,2 тысячи квадратных метров) и две новые пассажирские платформы (5,4 тысячи квадратных метров) — островную и береговую. Это платформы с навесами на всю длину, защищающими пассажиров от дождя, снега и солнца. Интерьеры вокзала выполнены в светлых тонах с большим количеством открытых пространств и естественного освещения.
Новый вокзал имеет два выхода: в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона «РЖД Арена», а также в сторону Щелковского шоссе.
К услугам пассажиров Восточного вокзала — зал ожидания на 200 мест с USB-зарядками, зал приема делегаций, автоматические камеры хранения, универсальные билетные кассы, бизнес-зал, фуд-корт, комнаты матери и ребенка. Предусмотрены места для размещения банкоматов, вендинговых автоматов и автоматов по аренде внешних аккумуляторов с возможностью окончания аренды на других станциях.
Для родителей с колясками, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья оборудовали четыре эскалатора и три лифта.
Ожидается, что после открытия Восточного вокзала пассажиропоток транспортно-пересадочного узла «Черкизово» вырастет до 75 тысяч пассажиров в сутки, включая 24,5 тысячи пассажиров поездов дальнего следования.
Ответ на пост «Терпим»
У меня было день рождения, мне исполнилось тогда 19 лет. Пошли в ночной клуб с 2 друзьями, с мой девушкой и ее подругой. Выпивали, танцевали, все по программе, но вели себя адекватно. Моя девушка на тот момент пригласила меня потанцевать, проходя мимо задел какого-то кавказца плечом, хотя аккуратно уворачивался. А дело было в Казахстане в Караганде. Тот кавказоид начал на мена быковать, типа плечом его задел. Ну и я пошел. С друзьями, которых они до этого не видели. А друзья у меня здоровые казахи под 2 метра. А тот кто до меня докопался был метр с кепкой. Мы выходим, у входа толпа, обезьян штук 10 стоит. Я говорю, где этот гном? Тут тот растворился. И началось общение, типа кто что сделал, как что было. В итоге, мы зашли обратно и кавказцы просто к нам не подходили. Тогда я понял что они даже 3 парней боятся если против них 2 огромных казаха.
Терпим
Наверное в каждом крупном ТРЦ есть своя банда подростков, чаще кавказцев, которым нечем заняться, кроме как сутками сидеть в фудкорте или на крыльце, кидая надменные взгляды на проходящих мимо людей.
От них «вешаются» охранники, посетители и работники магазинов.
Но с паразитами ничего не сделать.
На видео очередные приключения такой компании в московском «Авиапарке». Особенно удивляет реакция бабки.
«Елисеевский» закрывают
Легендарный московский магазин «Елисеевский» в Москве закроется 11 апреля. Об этом сообщает журнал «Москвич» со ссылкой на пресс-службу гастрономической точки.
В декабре прошлого года гендиректор «Елисеевского» Наталья Харитонова заявляла, что магазин закрывать не будут. Последнее время управляющей компанией в магазине была сеть «Алые паруса», которую выставили на продажу в 2019 году. Сейчас представители гастронома рассказали, что он перестанет работать из‑за неисполнения Росреестром решения арбитражного суда о регистрации прав собственности ООО «Елисеевский магазин» на выкупленное помещение.
«Гастроном не может продолжать деятельность. Кроме того, „Елисеевский“ несет убытки, поскольку расторг контракт с сетью „Алые паруса“, а с новым оператором заключить его не может», — сказали в пресс-службе.
«Елисеевский» открыл купец Михаил Елисеев в 1901 году. В 1920-х годах получил название «Гастроном № 1». В советское время считался самым знаменитым продуктовым магазином в СССР и стал одной из главных достопримечательностей Москвы.
P.S. Вот интересно, что собираются делать с помещением. Интерьер действительно уникальный. Неужели владельцам проще угробить здание, чем снизить цену на аренду и найти-таки съёмщика помещения?
Мыло для души
В торговом центре на первом этаже открылся отдел мыла ручной работы. Торговала там сухонькая, сморщенная как финик, бабушка «божий одуванчик», от которой за километр несло порядочностью и отсутствием предпринимательской жилки.
Отдел крохотный — островок 2х2 метра — да и выбор товара был скудным. Местные, прожжённые бизнесом, владельцы бутиков посмеивались над свежеиспечённым коммерсантом, который водрузил на прилавок старые счёты и все ценники написал карандашом на простых тетрадных листах. Бабушка была типичным образцом торговки с блошиного рынка. Такие обычно продают старые книги, посуду и самодельные овощные «закрутки».
Но когда директора магазинчиков прогуливались мимо прилавка с мылом, они невольно присвистывали, завидев ценник.
Самый дешёвый кусочек мыла стоил пять тысяч, но зато давался пробник.
— Бабка-то с приветом походу, — смеялись они, попивая свой латте в местной кофейне и с высокомерной улыбкой поглядывая на терпеливо ожидающую покупателей женщину.
— А названия-то видели у мыла? — закатила глаза владелица косметического бутика.
— Ага, прям волшебница из страны Оз, — хихикнула дамочка из ювелирного в модном костюме и начала, передразнивая, перечислять: «Для храбрости», «Для юмора», «Для хорошего настроения»… Ну просто бог маркетинга!
— Ой, а я вчера видела — у неё табличка деревянная появилась и мелом написано: «Новинка! Мыло для успешности! Всего двадцать пять тысяч за пятьдесят грамм»
— Да ну?! Двадцать пять? За пятьдесят грамм? Совсем старая головой поехала, у меня матрас не каждый столько стоит. Ну ничего, сейчас месяц посидит, а как счёт за аренду придёт, так на пенсию и вернётся. Тоже мне, решила на старости лет в торговлю заявиться. Ещё бы свой канал запустила в интернете.
Они допили кофе и разошлись по своим точкам.
Прошла неделя. Счёты немолодой бизнесменши ни разу не отщёлкнули и десятки, все только разбирали бесплатные пробники, которые, кстати говоря, по размеру были не меньше, чем продаваемые куски.
Никто из директоров магазинов, разумеется, к своей коллеге не подходил, а вот их продавцы не стеснялись взять пару пробников.
Прошла ещё неделя и тут у бабушки сделали первую покупку. Все местные предприниматели выглядывали из-за своих витрин как бы невзначай, проверяя, сколько кружков передвинется на счётах. Каково же было их удивление, когда продавщица мыла выбила пятнадцать тысяч и вручила два невзрачных кусочка какой-то девушке, что без конца благодарила её.
В этот же день покупку совершила одна из работниц зала модного женского белья. Она попросила небольшой кусочек и хотела расплатиться кредитной картой, но торговка сказала, что не имеет терминала. В торговом центре как раз закрыли площадку с банкоматами на ремонт и девушка бегала по всем отделам, чтобы занять денег. Наконец, она дошла до своего директора.
— Алла Андреевна, можете пятнадцать тысяч мне авансом выдать? Я готова даже в свои выходные отрабатывать! — умоляла она, глядя на директрису щенячьими глазами.
— А тебе зачем так срочно, случилось чего?
— Нет-нет, просто мыло хочу купить.
— Мыло? — глаза у директрисы поползли на лоб.
— Ага, у тёти Вали, — показала она на «мыльный» островок.
— Вика, ты же умная девочка, зачем тебе мыло за пятнадцать тысяч?
— Да Вы просто не представляете, какое оно чудесное! Я попробовала бесплатно мыло для храбрости, и в выходные ездила прыгать с парашютом, а я ведь раньше даже квартиру боялась снимать на пятом этаже. А вчера, вообще, сама познакомилась с парнем, который мне всегда нравился, но я боялась, ведь он работает в крупной фирме, а я — обычный продавец, — она говорила это так легко и открыто, даже не давая себя перебить, и совершенно была не похожа на ту молчаливую замухрышку, которая пришла сюда работать год назад.
— Значит, в выходные будешь работать?
— Легко! Завтра и начну! — улыбалась Вика и параллельно пересчитывала в руке тысячные купюры, что получила от начальницы, — спасибо Вам большое, — раскланялась девушка и, выбежав из кабинета, помчалась к островку с мылом.
На следующий день у бабушки скопилась небольшая очередь — всего десять человек, но каждый уходил от неё минимум с двумя свёртками, а через пару дней у неё была замечена одна из директрис местного магазина одежды.
— Ты чего это вчера покупала у нашей пенсионерки? — в голосе соседки по секции слышался налёт желчи.
— Да так, решила вот попробовать. У меня тут знакомая покупала у неё мыло «для спокойствия». Говорит, что все зажимы рассосались и сон крепкий вернулся, решила тоже рискнуть.
— Для спокойствия взяла?
— Нет, для успешности — пока по скидке. В следующем месяце оно будет на десять процентов дороже, — она сказала это так дежурно, словно разговор шёл не о каком-то сомнительном мыле, а о золотых серёжках.
Через два дня в срочном порядке было созвано собрание «всех адекватных», которое состоялось на втором этаже в фуд-корте.
Осталось всего трое коммерсантов, не поддавшихся на странную «мыльную волну», они как хранители здравого смысла должны были обсудить ситуацию в целом и предпринять какие-то действия.
— Я вчера видела, как у этой тёти Вали, — словно пробуя горькое имя на вкус, морщилась хозяйка «женского белья», — закупался сам директор ТЦ.
— Славик? Да он даже возле самого дорогого моего матраса мордой водит! — возмутилась соседка по столику.
— Я тоже его видела. Лиза из обувного говорит, что он любовное мыло взял, якобы — жене на день рождения.
— Мне кажется, просто всем эту бабку жалко! Они же как бездомные котята — эти пенсионеры. В глаза посмотрит и слеза наворачивается! И никакое это мыло не волшебное.
— Точно!
— Согласна!
— Но для уверенности, чтобы всем доказать свою правоту, я взяла на нас на всех пробник. Называется: очищающее.
— А для чего оно? — с нескрываемым любопытством поинтересовалась матрасница.
— Понятия не имею. Просто — очищающее, должно быть, ничего особенного. А у меня проблемная кожа, не каждое мыло подойдёт, вот и выведем её на чистую воду.
— Классно придумано! Можно будет даже в прямом эфире всё снять и разоблачить эту шарлатанку.
— Ой, девчонки, вы такие молодцы, что всё так здорово придумали!
Мыло было разделено поровну — на троих. Следующая встреча была назначена через неделю. На ней должны были подвестись итоги и приняться решение.
Каждая из бизнесменш взяла по куску и уже вечером опробовала его на себе.
На следующий день директор магазина косметики сделала официальное объявление на утренней летучке: «С сегодняшнего дня я понижаю норму продаж на десять процентов, так как знаю, что выполнить её нереально, а значит получить премию — тоже». Все были поражены подобным заявлением. Никто никогда не получал премии в этом магазине, обычно не хватало пяти процентов, а тут — десять. Продавцы встретили объявление аплодисментами, а уже после обеда директор подошла к кассирше и дала ей два дня оплачиваемого отгула, которые она выпрашивала за свой счёт для похода к сыну на утренник.
В торговом зале матрасов тоже произошли изменения. Был отменён ряд штрафов, а продавцов, наконец, согласились официально трудоустроить. Торговый центр снова заполнили овации. И лишь третий магазин, чья хозяйка участвовала в собрании, не отличился новостями.
Спустя неделю была организованна новая встреча.
Открывала собрание Алла Андреевна из «нижнего белья».
— Ерунда, а не мыло — я вся чешусь от него, ничего не помогло, нужно её выводить на чистую воду! — ворчала она и показательно чесала предплечье.
— Алл, а ты точно мылом-то пользовалась? — посмеивались её коллеги.
— Конечно! Я вам что, врать буду?! — её брови возмущенно изогнулись.
— Просто дело в том, что это мыло не кожу очищает, — посмотрела ей в глаза матрасница, и в её взгляде что-то очень сильно изменилось.
— А что тогда? — голос у обвиняющей стороны заметно дрогнул.
— Душу. Я как начала умываться этим мылом, сразу почувствовала, сколько грязи внутри меня, и как она вымывается. Я, оказывается, такая стерва завистливая была, и даже вас, девчонки, терпеть не могла.
От подобных откровений у Аллы Андреевной отвисла челюсть.
— Вот-вот. И я как вспомню эти ощущения, когда на зарплате работников экономила, сразу в дрожь бросает. Каждый день голову этим мылом мою. Тётя Валя говорит, что главное — закреплять эффект делами. Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. И тут речь совсем не о деньгах, — включилась в разговор хозяйка магазина косметики.
— Да вы чего несёте! Вам же мозги промыли! — вскочила из-за стола Алла Андреевна.
— Мозги у нас действительно промылись, вернее, отмылись. Кстати говоря, тётя Валя сказала, что достаточно всего по пятьдесят грамм этого мыла, а дальше, если не сбавлять ход и самостоятельно не загрязняться мыслями и поступками, то можно вернуться к старому мылу и просто жить свободно. Поэтому мы купили по кусочку. Тебе, кстати, тоже взяли. Хочешь попробовать?
— Да идите вы! Я не копейки не дам за эту ерунду!
— А мы тебе в подарок!
— В подарок? — искренне удивилась начальница бутика. В торговом центре никто никогда никому не делал подарков. Даже на день рождения не скидывались.
— Ну да! А что такого? Нам будет приятно!
Обе закивали и протянули своей соседке небольшой яркий свёрток, перетянутый лентой.
— Но я ещё пробник не начала…
— Тогда начинай скорее. Тётя Валя говорит, что в следующем месяце съезжает.
— Как это съезжает?! — обрадовалась Алла Андреевна, но виду не подала.
— Да вот так, говорит, что мало ей здесь места, собирается магазин целый открыть. Нас на новоселье зовёт, пойдёшь с нами?
— Нет, — буркнула женщина и, схватив свёрток, отправилась домой.
Вечером она долго смотрела на кусок пробника, который так и лежал нераспакованным. Внутри неё кипели сомнения. Решившись, она намылила руки и быстро сполоснула их под водой, словно боясь обжечься неведомой химией. Спустя пять минут её охватил резкий приступ стыда. Она взяла телефон и набрала номер своей продавщицы Вики, что заняла у неё денег на мыло.
— Алло, Виктория, извини, что поздно. Слушай, я тут подумала, ты завтра и послезавтра отдохни, а то работаешь уже две недели без выходных, так и сломаться можно.
— А кто же будет работать?
— Я сама выйду, не переживай.
Сотрудница горячо поблагодарила за такой шанс, и, видимо, под воздействием мыла для храбрости выдала: «Знаете, я ведь увольняться хотела».
— Увольняться? — испугалась Алла Андреевна. Вика последнее время делала ей просто отличную выручку.
— Да. Но теперь вот задумалась. Спасибо, что позвонили, всего Вам хорошего.
Они попрощались, а хозяйка магазина, чувствуя, что произошло что-то невероятное, решила устроить себе банный день. Она наполнила ванну, зажгла ароматические свечи и развернула подарочный свёрток. Сегодня она планировала очиститься полностью.