в чем заключалась денежная реформа
Денежные реформы. Зачем проводятся, ждать ли новой
Денежная реформа – это изменения в области денежного обращения со стороны государства, призванные укрепить финансовую систему страны.
Мы пережили уже несколько денежных реформ. Разберемся, к чему они привели в итоге и возможно ли их повторение в ближайшее время.
💡 Причины проведения
Денежные реформы всегда проводятся государством, поскольку только у него есть такое право. Причины для их проведения могут быть разными, но к основным можно отнести:
Любая денежная реформа направлена на то, чтобы радикально устранить имеющиеся недостатки в финансовой сфере. В ходе преобразований возможно изъятие из обращения обесценившейся национальной валюты, изменение денежной единицы или переход от одной денежной системы к другой. При этом изменения касаются как наличного оборота, так и безналичных расчетов.
Огромную роль при проведении денежных реформ играет кредитно-денежная политика государства, регулирующая финансовую сферу, и меры по сохранению достигнутых результатов. В противном случае, даже успешно проведенная, на первый взгляд, реформа не гарантирует в дальнейшем устойчивости новой денежной единицы.
Существует несколько методов проведения денежных реформ. К наиболее мягким можно отнести девальвацию – понижение стоимости национальной валюты по отношению к твердым валютам развитых стран (доллару, евро и т. д.).
При глубокой инфляции в стране возможны деноминация и нуллификация денег. Деноминация – это изменение номинала денежной единицы, кратное десяти, с заменой всех денежных знаков на новые и пересчетом всех финансовых обязательств в стране (цен, тарифов, зарплат и т. д.).
Нуллификация – это аннулирование государством резко обесценившихся денег (как правило, вследствие гиперинфляции), объявление их недействительными и выпуск новых в меньшем количестве.
💰 Денежные реформы в СССР
За свою историю СССР пережил четыре крупных денежных реформы.
В 1922-24 гг.
Гражданская война и новая политическая повестка спровоцировали гиперинфляцию. В результате власти нарастили денежную эмиссию, как следствие – начался резкий дефицит бюджета, деньги обесценивались все быстрее, а доходы населения стремительно падали. За год до начала денежной реформы 100 000 совзнаков (банкноты, выпускаемые Народным комиссариатом финансов РСФСР) реально равнялись 1 дореволюционной копейке. Отдельной проблемой стояло то, что на тот момент среди населения в ходу были не только совзнаки, но и царские деньги, казначейские знаки 1917 года и т. д. Из-за обнищания многие начинали переходить на натуральный обмен.
Реформа проводилась в 1922-1924 гг. и представляла собой две последовательные деноминации и унификацию денежных средств. В 1922 году были выпущены новые государственные банкноты, начался обмен денег у населения. Один новый рубль стал равняться 10 000 любых прежних банкнот и купонов. Это позволило привести всю денежную массу к одной валюте, но не смогло достаточно укрепить новые рубли.
В следующем году произошел выпуск государственных банкнот образца 1923 года. При обмене новые денежные знаки приравняли к 100 рублям образца 1922 года или к 1 млн денежных знаков, выпущенных до 1922 года. Эти меры так же не помогли добиться желаемой стабилизации советской валюты.
В 1924 году государство выпустило советские золотые червонцы, которые обеспечивались золотом, драгметаллами и краткосрочными государственными обязательствами. Несмотря на название, содержание золота в червонце соответствовало 10 рублям царского выпуска. Таким образом, на рынке одновременно в ходу теперь были и червонцы, и рубли образца 1923 года. Летом 1924 года последние были изъяты у населения путем обмена на червонцы по курсу 50 000:1. В результате двухлетней реформы в итоге рубль деноминировался в 50 млрд раз.
В 1947 г.
К проведению реформы власти подтолкнули последствия Великой Отечественной войны. Старые деньги обесценились, а количество их на руках населения было слишком велико. К тому же власти хотели изменить торговую систему. Предполагалось отменить существующую карточную систему на продукты и промышленные товары, а также высокие цены по коммерческой торговле, введя вместо этого единые розничные государственные цены.
Реформа проводилась в виде деноминации с элементами конфискации. Обмен старых наличных денег на новые проводился из расчета 10:1 и только в течение одной недели. Тот, кто не успевал обменять наличность, оставался ни с чем. Для северных районов срок обмена был увеличен до двух недель.
Вклады в Сбербанке менялись 1:1 только при сумме до 3 000 рублей. Все, что выше, обменивалось по курсу 3:2.
В результате реформы объемы наличных денег на руках у граждан уменьшились в несколько раз. Осуществился переход к торговле по единым государственным ценам. После реформы в магазины было «выброшено» большое количество товаров, чтобы постараться избежать нездорового спроса и дефицита. Реформа и одновременное восстановление народного хозяйства привели к укреплению курса рубля.
К отрицательным последствиям реформы можно отнести обесценивание сбережений граждан – во многих случаях потери были очень существенными. Частная теневая экономика так же никуда не исчезла.
В 1961 г.
Данная реформа происходила в форме деноминации, хотя сегодня многие экономисты на деле считают ее девальвацией национальной валюты по отношению к твердым иностранным валютам и золоту. Целями реформы были укрепление рубля и упрощение денежного оборота.
Бумажные банкноты образца 1947 года и монеты, выпущенные в СССР, начиная с 1921 года обменивались на новые деньги по курсу 10:1. Обмен занял около трех месяцев. Перерасчет вкладов так же производился по курсу 10:1, причем автоматически – сберкассы делали все сами, без заявлений вкладчиков.
Результатами реформ стало кратное снижение цен в магазинах – как и номинал новых банкнот, цены уменьшились в 10 раз. При этом на колхозных рынках снижения стоимости на продукты не наблюдалось.
Новые бумажные деньги по размеру были меньше предыдущих, что действительно облегчило повседневные расчеты и позволило уменьшить их себестоимость при производстве.
К отрицательным последствиям реформы – как прямым, так и побочным – можно отнести стабильно высокие цены на импортные товары, которые оставались таковыми долгие годы. Уровень оплаты труда при этом – по сравнению со странами Восточной и Западной Европы – был невысоким.
Главным негативным последствием стало изменение официального золотого содержания (обеспечения) рубля. Номинал рубля вырос в 10 раз, но до реформы золотое обеспечение рубля составляло 0,2 г, а после реформы – 0,9 г.
В 1991 г.
Данную реформу также называют «павловской» по фамилии тогдашнего премьер-министра СССР.
Предполагалось, что реформа поможет избавиться от избыточной денежной массы на руках у населения, решить проблему дефицита товаров, теневой экономики и разросшейся спекуляции, уменьшить рост инфляции. Официальной же причиной реформы были объявлены фальшивые банкноты, якобы наводнившие рынок. При этом за несколько недель до проведения реформы властями декларировалось, что никаких реформ не предвидится.
Реформа касалась денежных знаков крупного номинала, проводилась в три дня и больше напоминала не обмен, а простую конфискацию денег у граждан. С 23 по 25 января в течение трех дней проводился обмен крупных банкнот достоинством в 50 и 100 рублей образца 1961 года, при этом разрешался обмен не более 1000 рублей на человека. Возможность обменять остальные сбережения рассматривалась специальными комиссиями, действовавшими до весны 1991 года. Хождение банкнот меньшего номинала старого образца (3, 5, 10 рублей) продолжалось.
В Сбербанке с вкладов можно было получить лишь 500 рублей новыми на одного вкладчика. Все остальные вклады в Сбербанке были заморожены. Деньги с замороженных счетов можно было снять лишь в 1992 году.
Последствия «павловской» реформы были крайне негативными. Население окончательно утратило доверие к национальной валюте и действиям Правительства. На рынке начался резкий рост цен на все товары. Денежную массу смогли уменьшить, но в борьбе с инфляцией это не помогло.
💸 Денежная реформа 1997-98 гг.
К данной реформе так же подтолкнули избыточная денежная масса, высокая инфляция и общий экономический кризис. Реформа происходила в форме деноминации, обмен старых денег на новые шел по курсу 1000:1. Обмен банкнот происходил плавно, вплоть до 2002 года.
Основной этап деноминации состоялся зимой 1998 года, а летом того же года Правительство объявило дефолт, после чего курс рубля резко рухнул вниз. С тех пор многие граждане стали связывать между собой деноминацию и дефолт, хотя это неправильно, и тогдашняя деноминация не стала причиной невозможности государства выполнять свои обязательства.
В долгосрочной перспективе реформа оказала, скорее, положительное влияние на экономику. Уже в 1999-2000 годах начался экономический рост (хотя неверно связывать его только с деноминацией), на рынке уменьшилась денежная масса, денежный оборот упростился, как и расчеты – наличные и безналичные.
В Советском союзе начался кризис разменной монеты вызванный обесцениванием бумажных денег.
Какими бы своими органами не клялись высокие чиновники, обещая, что кризиса (инфляции, денежной реформы и т.д.) не будет, но народ — там, где дело касается его кровно заработанного рубля, — зрит на аршин в землю.
Как только сталинское правительство взяло курс на индустриализацию (одновременно Григория Сокольникова, «отца» советского твердого рубля, убрали с поста наркома финансов), сразу стало ясно, что бумажных денег можно напечатать сколько угодно, а мелкая серебряная монета (10, 15, 20 копеек), она и при Сталине серебряная.
Трудящиеся переплавляли серебро в слитки. А сдачу мелочью не давали даже в трамваях. Частные торговцы на рынках указывали две цены: одну — в серебре, другую — в бумажках. Очереди в несколько сот человек выстраивались с раннего утра в сберкассах, чтобы разменять деньги. Серебряная монета производилась из ввозимого из-за границы сырья, и разменный кризис подрывал валютные планы советского руководства. Правительство не смогло остановить «серебряный прорыв» и в январе 1932 года приняло решение о выпуске никелевой и медной монеты взамен серебряной.
Уже в 1931 году в производство был запущен новый тип монет из никеля. Рисунки обеих сторон разработал художник А.Ф. Васютинский. Впервые на советских монетах появилось название государства — «Союз Советских Социалистических Республик». Перегруженность монетного поля элементами оформления — рисунками, надписями, линейными круговыми ободками — создавала трудности для производства. В результате из-за многочисленных подгравировок печатных штемпелей возникало множество мелких отличий и дефектов монет. Из-за этого тип медно-никелевых монет 31г. продержался только до 35 года, в котором рисунок обеих сторон 10, 15 и 20 коп. был упрощен.
Однако лицевая сторона сохраняла перегруженность мелкими деталями. Зато гербовая сторона приобрела ту классическую форму, которая долгое время была единой для советских монет всех достоинств. Кстати, к 35 году относится и первый выпуск монетовидных жетонов, предназначенных для похода в метрополитен через специальные кассы-турникеты. Чтобы население не путало жетоны с монетами, в середине кружка пробивалось круглое сквозное отверстие.
Что касается монет, то в 37 году число перевязей ленты вокруг колосьев герба уже было увеличено с семи до одиннадцати — по числу союзных республик.
1961 г.
1 января 1961 г. в СССР была проведена денежная реформа, в результате которой в стране было произведено изменение масштаба цен, укрупнение денежной единицы в десять раз и соответственно пересчёт цен и тарифов, ставок, окладов, пенсий, пособий и т. д.
В 1950-е гг. в условиях быстрого роста экономики в стране в больших объёмах возросли денежные обороты. В целях обеспечения организации денежного учёта 4 мая 1960 г. Совет Министров принял постановление об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен и замене находящихся в обращении денег новыми деньгами.
Установление нового масштаба цен позволяло решить ряд задач: дальнейшее повышение роли рубля в хозяйстве, облегчение учёта и расчётов, упрощение ведения кассового хозяйства, повышение доли металлической монеты в обороте, что, в свою очередь, открывало возможность более широкого применения механизмов в счётных операциях, автоматов в торговле и т. п.
Денежные знаки образца 1947 г. (обоих выпусков) с 1 апреля 1961 г. были изъяты из обращения после трёхмесячного периода обмена их на новые знаки образца 1961 г. по соотношению: 10 руб. образца 1947 г. за один рубль нового образца. Обменивалась в таком же соотношении и металлическая монета, за исключением мелких разменных монет в одну, две и три копейки, которые остались в обращении по номиналу.
Новые билеты Государственного банка (купюры 10, 25, 50 и 100 руб.) и казначейские билеты (три купюры в 1, 3 и 5 руб.) образца 1961 г. были введены в обращение с 1 января 1961 г. Герб Советского Союза и обозначение достоинства на всех купюрах остались такими же, как и на последних денежных знаках 1947 г., выпускавшихся с изменениями с 1957 г.
Все семь купюр были выполнены в уменьшенных форматах по сравнению с предыдущими выпусками (что облегчило пересчёт наличности при помощи счётных автоматов), с правосторонними купонами (чистыми полями). Эскизы лицевой стороны казначейских и банковских билетов СССР образца 1961 г. были выполнены художниками С. А. Поманским и Ю. А. Лукьяновым, а оборотной — И. И. Дубасовым.
В результате реформы курс доллара, составлявший до 1961 г. 1:4, был изменён не в 10 раз, как внутренние цены и зарплаты, а лишь в 4,44 раза и после реформы составил 90 копеек за 1 доллар. Точно также в 4,44 раза было повышено и золотое содержание рубля: если до реформы оно составляло 0,222168 г, то после реформы — 0,987412 г.
Деньги образца 1961 г. оказались наиболее долговечными за всю историю СССР: в неизменном виде они просуществовали вплоть до 23 января 1991 г., когда началась их замена на купюры новых образцов.
После 1961 года приобрести «предметы роскоши» стало намного труднее, в дефиците стали многие товары народного потребления и продукты. Сейчас нет точных доказательств того, стала ли реформа 1961 года толчком к распаду Советского Союза, или наоборот, помогла ему продержаться на плаву ещё 30 лет. Эксперты склоняются скорее к первому, поскольку страна стала сильно зависеть от импорта, а благосостояние граждан значительно понизилось.
Без оглядки на детали и не вдаваясь в подробности, достоинством можно назвать повышение использования монет, что снизило затраты на выпуск банкнот, имеющих значительно меньший ресурс. Немаловажным стало и уменьшение размера денег, это сократило расходы на бумагу и печать. И конечно же упростились расчёты, все суммы уменьшились до 10 раз.
1991 г.
Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990 год) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н.И.Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и Правительство отложило пересмотр цен.
Другим примером непоследовательности действий Правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре Правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет.
В конце 1990 года главой Правительства стал бывший министр финансов в Правительстве Н.И.Рыжкова В.С.Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК.
Чтобы остановить центробежные тенденции был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.
Вскоре В.С.Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. М.С. Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.
23 января 1991 года В.С.Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100 рублевых купюр. Новация заключалась в том, что, якобы, в основном только у спекулянтов были крупные купюры. Однако обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам.
К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.
Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. рублей, в марте – 8 млрд. рублей, а к апрелю уменьшился до 4 млрд. рублей.
Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами Правительства.
Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.
В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и рыночных цен. Одновременно Правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций, вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.
Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре 1991 года был начавшийся распад СССР и отказ бывших союзных республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.
В этих условиях Президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. рублей на содержание армии и государственного аппарата.
В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию.
Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 годов.
В условиях начавшегося развала СССР обмен денег носил хаотичный характер и вызвал огромное недовольство населения, создавшее Павлову дурную репутацию на долгие годы. В оправдание В.С.Павлова надо сказать, что ему приходилось действовать в условиях, когда время было упущено, и власть советского Правительства с каждым месяцем ослабевала. Ни в феврале, ни в июне 1991 года Верховный Совет СССР не дал ему запрашиваемых дополнительных полномочий, блокировал и тормозил практические действия Кабинета Министров СССР.
Между тем, именно в это время было подписано первое в истории Советского Союза генеральное соглашение Правительства и профсоюза об условиях труда, оплаты и о социальных гарантиях. Была проведена реформа розничных цен и тарифов со 100% опережающей компенсацией потерь реальных доходов и денежных накоплений населения. Она создала условия для увеличения доходов государственного бюджета от увеличения производства, потребления населением продовольствия и укрепления экономического потенциала села.
Были определены программы перестройки ТЭКа, металлургической, химической и многих других отраслей промышленности на базе прямых связей предприятий и регионов. Но было поздно. Если бы В.С.Павлов получил реальную власть на несколько лет раньше, то ему, как сильной личности, удалось бы несколько стабилизировать советскую экономику и сдержать развал СССР.
РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Денежная реформа 1993 года
С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы Правительства Российской Федерации с 1992 года заложена концепция количественной теории денег. Этим объясняется та легкость, с которой пошло Правительство России на либерализацию цен в 1992 году, не создав для этого соответствующих условий.
В этот период времени на состояние денежной системы в России стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 года во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 года Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года, банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение Правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось. Поэтому соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции во всех республиках бывшего Союза.
Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении расчетов.
Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов. Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными. Это усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.
В феврале 1993 года в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 года. Они не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но к середине 1993 года большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории Российской Федерации денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использования в России с 26 июля 1993 года только банкнот образца 1993 года.
Денежная реформа 1998 года
Замедление спада в экономике в 1996-1997 годах вызвало принятие Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 1000: 1.
Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте.
К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). Однако в середине августа 1998 года финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падение курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля.
Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам.
Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России.
Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.
На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Пройдя множество испытаний, включая дефолт, современный вид денежная система приобрела в результате деноминации 1998 года, и вполне успешно существует и по сей день
Глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков назвал цифровой рубль «высшей формой денег» в интервью RT. По его мнению, уже через два-три года цифровой рубль «плотно войдет в расчеты». В отличие от криптовалют, риски для держателей цифровых рублей минимальны, так как известен эмитент в лице Центробанка, отметил депутат Госдумы. По словам Аксакова, фактически это тот же рубль, но в цифровой форме.
«Цифровой рубль — это высшая форма денег на данном этапе. Осенью прошлого года Центробанк заявил о начале работы в данном направлении. В ближайшее время ЦБ выпустит сценарий развития цифровой валюты, а к осени, скорее всего, уже подготовит прототип цифрового рубля», — отметил депутат.
Ранее первый заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова называла цифровой рубль «абсолютно иным качеством платежей». По ее словам, национальная цифровая валюта позволит отслеживать всю цепочку транзакций.
Банк России планирует начать тестировать цифровой рубль в 2022 году. Для этого к концу текущего года будет представлен прототип платформы новой валюты. Летом Центробанк представит обновленную концепцию цифрового рубля, которая будет более удобной для банков.
Цифровой рубль — дополнительная форма российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России в цифровом виде. Цифровой рубль сочетает в себе свойства наличных и безналичных рублей. Как и безналичные деньги, цифровой рубль делает возможными дистанционные платежи и расчеты онлайн. С другой стороны, как и наличные, цифровой рубль может использоваться в офлайн-режиме — при отсутствии доступа к интернету.
Цифровой рубль станет доступен всем субъектам экономики — гражданам, бизнесу, участникам финансового рынка, государству. Подобно наличным и безналичным рублям, цифровой рубль будет выполнять все три функции денег: средство платежа, мера стоимости и средство сбережения. Все три формы российского рубля будут абсолютно равноценными: как сейчас 1 рубль наличными эквивалентен 1 безналичному рублю, так и 1 цифровой рубль будет эквивалентен каждому из них.
Китай открыто сказал, что цифровой юань заменит наличные деньги, а ЦБ РФ может надеяться на то, что цифровая «наличность» будет постепенно вытеснять обычную, и таким образом денежное обращение станет более контролируемым: путь любой денежной единицы можно будет отследить.
8 апреля в 11:00 пройдет Пресс-конференция «концепция цифрового рубля»
В пресс-конференции примут участие первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова и заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин.
Трансляция пресс-конференции будет доступна на сайте и официальных страницах Банка России в «ВКонтакте» и Facebook, а также на YouTube-канале Банка России.
Сжато, сумбурно, но как смог, так и получилось, кому надо тот найдет и освежит в памяти уроки истории.
Ничего не продаю и не рекламирую, плюсики можно не ставить, толку на них ноль. Если кто предложит бабки, не откажусь, но только в баксах, потерял я веру рупь.