в чем заключалась церковная реформа петра i

Глава 6. Церковная реформа Петра I

На рубеже XVII–XVIII вв. в жизни России и Церкви Российской произошли большие перемены, связанные с реформами первого русского императора Петра I. Чтобы лучше понять его деятельность, понять, что вдохновляло его на изменения в жизни страны, следует уделить внимание формированию его личности.

Формирование личности Петра I. Петр (родился в 1672 г.) был сыном царя Алексея Михайловича от его второго брака с Наталией Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Артамона Матвеева. Уже овдовевший царь Алексей очень дружил с боярином Матвеевым, который сочувственно относился ко всяким новшествам и пришедшим с Запада обычаям. В его. доме царь познакомился с Наталией Кирилловной, что по тем временам было необычным, так как русские боярышни жили очень замкнуто, в теремах. Брак царя Алексея с Наталией Кирилловной был счастлив, но продлился недолго. Царь Алексей скончался, когда их сыну Петру было четыре года. Несколько лет царствовал старший сын от первого брака Феодор (в 1676–1682), болезненный и слабый, а после его смерти наследниками остались два мальчика – младший сын Алексея от первого брака, болезненный и слабоумный Иван, и десятилетний Петр – здоровый, сильный, способный и живой. Бояре хотели видеть царем Петра, но его старшая сводная сестра царевна Софья сама хотела стать правительницей при больном и слабом Иване. Она подняла бунт московского войска – «стрельцов», пустив слух, что Нарышкины отравляют Ивана. Толпы стрельцов ворвались в Кремль. Напрасно Наталья Кирилловна вышла на крыльцо, ведя с собой обоих мальчиков-царевичей, напрасно пыталась она укрыть в церкви своих братьев – Нарышкиных. Вооруженная, ревущая, озлобленная толпа, как море, затопила Кремль, ворвалась во дворец. Убит был боярин Матвеев, воспитатель Натальи Кирилловны, растерзаны были оба ее брата.

Что пережил десятилетний Петр, видя все это? Известно только, что с этого дня у него осталось судорожное нервное движение в щеке.

Стрельцы добились, чтобы царями стали и Иван, и Петр, а по причине их малолетства правила бы Софья.

После стрелецкого мятежа царица Наталья Кирилловна не осталась жить в беспокойной Москве и переехала с Петром под Москву в село Преображенское. Это дало возможность Петру вырасти не в царском тереме с его строгими порядками и торжественными ритуалами, а в деревне, среди полей и лесов. С детства его любимыми игрушками были ружья, сабли и барабаны, а любимой забавой было играть в войну. Ребятишки сел Преображенского и соседнего Семеновского составляли полки царевича и назывались «потешными». Эти полки и составили затем основу императорской гвардии. Чтобы научить их военному строю, Петр позвал офицеров из находившегося недалеко московского поселения иностранцев – Немецкой слободы. В этой слободе Петр любил бывать и сам. Он научился там курить трубку, пить пиво и веселиться с простыми людьми. Это казалось ему гораздо привлекательнее, чем старинные порядки царского двора. Многому Петр научился от своих новых друзей: арифметике, геометрии, фортификации, корабельному делу, и это было ему интереснее, чем уроки грамоты по Псалтири, которые он получал дома.

Преобразования Петра I. Первые годы своего царствования Петр предоставил матери управлять государством, а сам продолжал увлекаться кораблестроением, видя в нем залог будущего могущества государства Российского. Он решил отправить в Европу «великое посольство», чтобы войти в союз с западными государствами, и сам отправился с этим посольством как простой человек под именем Петра Михайлова. Избегая торжественных встреч, он с жадностью осматривал крепости, заводы, верфи, типографии. В Голландии Петр несколько месяцев проработал простым рабочим на постройке корабля.

Путешествие Петра было прервано в 1697 г., потому что в Москве опять начался бунт стрельцов. Петр вернулся в Россию и очень жестоко подавил восстание. На этот раз царь не пощадил никого из стрельцов.

Семейная жизнь Петра проходила трудно. Он разошелся с первой женой, Евдокией, отправив ее в монастырь; мало занимался воспитанием сына Алексея. Потом женился второй раз на простой женщине, немке Екатерине, с которой был счастлив. У них было две дочери, одна из которых, Елизавета, впоследствии станет императрицей (в 1741 – 1762 гг.).

Царевич Алексей, когда вырос, не поддерживал реформы отца и мечтал о том, как он отменит их, когда сам станет императором. Ему удалось уехать за границу, но Петр вернул его и отдал под суд, жестокий и суровый. Царевич Алексей вскоре умер в заключении при невыясненных обстоятельствах (в 1719 году). При всей своей жестокости Петр был человеком верующим. Он любил читать и петь в храме. Однако характер его воспитания вдали от дворца и близость к протестантской среде наложили свой отпечаток на его отношение к обычаям русской старины и его понимание положения Церкви в государстве.

Россию он любил больше собственной жизни и на государственное дело смотрел, как на свой священный долг. Обращаясь к войскам своим перед знаменитой Полтавской битвой в 1709 г., Петр сказал:

– Воины, вы не за Петра сражаетесь, а за отечество, за веру православную, а о Петре знайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы Россия жила.

Петр хотел создать новое Российское государство с сильной государственной властью, которой бы были подчинены все стороны жизни общества, в том числе и духовная.

Каковы же были проведенные Петром реформы и как повлияли они на общественную жизнь?

Вернувшись из-за границы, Петр решил прежде всего изменить внешний вид российского дворянства и его быт. Боярам было приказано сбрить бороды и носить короткую европейскую одежду. Чтобы изменить семейные обычаи, Петр стал устраивать ассамблеи, то есть семейные собрания. Женщины должны были участвовать в них, одеваться в открытые платья западного образца, веселиться вместе с мужчинами, безо всяких церемоний.

Петр ввел военную повинность для всех сословий, и боярские сыновья должны были начинать службу простыми солдатами. Налоги тоже стали обязательными для всех классов. Все дворянские дети должны были учиться читать и писать. Перед поступлением на службу надо было держать экзамен, и неграмотным не позволялось жениться. Было устроено много школ – грамоты, иностранных языков, счетоводства, военного и морского дела.

Был упрощен использовавшийся в России алфавит. Вместо славянской кириллицы, которой продолжали печататься лишь церковные книги, был введен алфавит гражданский с упрощенной графикой. Этим алфавитом мы пользуемся до сих пор. Им стали печататься новые книги и первая в России газета. Изменен был и порядок счета времени – с 1700 г. Новый Год стал теперь, как и в Западной Европе, начинаться 1 января, а не 1 сентября, как это делалось раньше, следуя церковному календарю.

Москва перестала быть столицей, и ценой огромных трудов был создан город Санкт-Петербург (что по-немецки означает – город святого Петра), заложенный в 1703 г. в устье реки Невы, там, где она впадает в Финский залив. «Окном в Европу» назвал Петр свою новую столицу.

Все законы стали выходить от имени самого царя, который с 1721 г. стал именоваться Императором Всероссийским, а дела государственного управления велись коллегиями, то есть учреждениями, которые впоследствии стали называться министерствами. За тем, как они исполняют законы, должен был следить Правительствующий Сенат.

Церковная реформа. Петр не доверял архиереям-великороссам, видя в них приверженцев старины и противников его реформ. Когда в 1700 г. умер Патриарх Адриан, Царь не допустил избрания нового Патриарха. Вместо этого он добился назначения Местоблюстителя (Экзарха) Патриаршего Престола, которым стал выпускник Киевско-Могилянской Духовной Академии Стефан Яворский, незадолго до этого занявший кафедру митрополита Рязанского (ум. 1722). Однако он вскоре сошелся с великорусским духовенством, которое было недовольно нововведениями Петра, особенно после того как он насильно постриг свою жену в монахини и после суда над царевичем Алексеем, поддерживавшим близкие отношения со многими архиереями. Большое недовольство церковных людей вызвал приказ отбирать у церквей колокола, чтобы переливать их на пушки. Петр был противником монашества, считал монахов лентяями и старался сократить число монастырей. Послушников и молодых монахов стали брать на военную службу.

Но если с митрополитом Стефаном у Петра отношения не сложились, то в другом киевском ученом монахе – Феофане Прокоповиче – он нашел горячего сторонника своих преобразований как в государственных, так и в церковных делах. В 1716 г. Феофан вызывается в Санкт-Петербург, в 1718 г. он уже епископ Псковский, а с 1725 г. – архиепископ Новгородский (ум. 1736). Про Феофана говорили, что он «послушное перо Государя». Именно ему Петр и поручил дело проведения в России реформы церковного управления. Для этого в 1720 г. им был написан «Духовный регламент», выпущенный на следующий год от лица императора и подписанный всеми российскими архиереями и настоятелями крупных монастырей. Не все из подписавших поставили свои подписи по доброй воле. Многие пошли на это, боясь царского гнева и скорой расправы.

За образец нового строя церковного управления в России Петр и Феофан взяли церковный строй в протестантских государствах, где национальные Церкви были государственными, то есть входили в структуру государственного управления, а их должностные лица утверждались государственной властью. Так и в России от упраздняемых патриаршества и Освященного Собора вся церковная власть должна была теперь перейти к особой Духовной коллегии, которую составляли назначенные Государем одиннадцать членов из числа епископов и пресвитеров – монашествующих и представителей белого духовенства. При этом император объявлялся ее «крайним судией». Иными словами, во всех областях церковной жизни и управления ему принадлежало последнее слово.

Однако, когда 14 февраля 1721 г. состоялось открытие Духовной коллегии, Петр I пошел на то, чтобы она получила название Святейшего Правительствующего Синода.

Тем самым статус церковной власти в системе государственного управления повышался. Святейший Синод теперь приравнивался в правах к Сенату, и в отсутствие Государя их совместные решения имели силу решений верховной власти. При этом император имел в Синоде своего представителя – обер-прокурора, который должен был следить за тем, чтобы решения Синода соответствовали государственным законам страны. При этом с императором Синод сносился не непосредственно через своего президента (впоследствии – первенствующего члена), а через обер-прокурора. Если кратко охарактеризовать суть церковной реформы Петра I, нашедшей отражение в «Духовном регламенте» и в практическом осуществлении его положений, то следует сказать, что речь шла о полном подчинении миссии Церкви интересам самодержавного государства.

Хотя церковную реформу Петр I проводил по чуждым православной традиции протестантским образцам, тем не менее она имела и положительные последствия. К ним относится начало систематического богословского образования духовенства через исполнение требований «Духовного регламента» об открытии при архиерейских домах училищ и семинарий. В дальнейшем занятие церковной должности становилось невозможным без получения соответствующего образования. Правда, в указанные школы могли поступать, как правило, только дети духовенства, почему в дальнейшем специальные церковные учебные заведения – училища, семинарии и академии – получили названия духовных (то есть относящихся к духовному сословию).

Свои реформы Петру I приходилось проводить с известным упорством и жестокостью. Все сословия были недовольны ими по тем или иным причинам. Бояре возмущались, что им остригли бороды, заставили носить немецкое платье, учиться и служить. Крестьяне жаловались на тяжелые подати. Увеличилось число раскольников, так как некоторые видели в реформах Петра I измену православию.

Многих смущал сам вид царя. Все привыкли видеть московских государей внешне благочестивыми, соблюдающими русские обычаи, уважающими старину. Петр был совсем не похож на них: носил немецкий кафтан, сбрил бороду, курил трубку, работал, как простой мастеровой. Выбирая своих сотрудников, он не обращал внимание на их происхождение. И все же, несмотря на все недовольства и жертвы, нельзя не признавать величие Петра, сумевшего изменить за свое царствование ход истории страны, и сделал он это из любви к своей родине, так, как он ее понимал.

В 1724 г. поздней осенью Петра застигла буря в Балтийском море. Увидев издали погибавшее судно и тонущих матросов, Петр бросился их спасать и промерз в ледяной воде. Несколько недель он проболел, а 20 января 1725 г. скончался.

Святители Митрофан и Димитрий. Большинство тогдашних иерархов не сочувствовало реформам Петра I, но двое из них, оба потом прославленные как святые, понимали его стремления и сотрудничали с ним.

Святой Митрофан родился в 1623 г. во Владимирской епархии, был женат, до сорока лет был добрым семьянином. Овдовев, стал монахом и принял священство. В 1682 г. он был поставлен епископом Воронежским.

Когда Петр стал строить первый русский флот на реке Дон недалеко от Воронежа, епископ Митрофан как мог поддержал его. Он отдал ему все свои деньги «на ратное дело» и призывал народ помогать Петру в защите отечества. Он ясно различал нужные для страны реформы от слепого подражания «заграничному» и убеждал царя не ломать старого русского уклада жизни. Раз он отказался войти во дворец, так как его вход был украшен по тогдашнему европейскому обычаю статуями языческих божеств. Узнав об этом, Петр велел убрать статуи. Святитель Митрофан был известен своим милосердием и состраданием к нуждам народа. Царь Петр высоко ценил его советы. Когда в 1703 г. святитель умирал, царь навестил его и потом участвовал в его погребении.

Кроме св. Митрофана Петр в первые годы своего правления также нашел поддержку в своих начинаниях по укреплению Российского государства в лице таких архиереев, как митрополит Новгородский Иов, известный как покровитель образования и благотворитель, и епископ Холмогорский Афанасий, также поддержавший царя в деле строительства флота.

В этом ряду следует назвать и св. Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий происходил из благочестивой семьи казачьего сотника. Он родился в 1651 году. Обучался в Киевской академии. В восемнадцать лет он стал монахом. Первым местом его служения стал Чернигов, где он прославился как проповедник. Став в 1702 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, он много сделал для поднятия благочестия в народе, был обличителем раскола, следил за благоговейным совершением служб в церквах, писал поучения и устроил при своем доме училище для детей духовенства. Пользуясь восточными и западными источниками, он составил Четьи Минеи – собрание житий святых на все дни года. Этот труд он начал в 1684 г., отдав ему двадцать лет своей жизни. Скончался он в 1709 году.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Составьте словесный портрет Петра I, привлекая к этому и другую доступную вам историческую литературу.

2. Обсудите в классе следующий вопрос:

– Какие положительные и отрицательные последствия для России и Церкви Российской имели реформы Петра I?

Источник

Некоторые аспекты влияния церковной реформы Петра I на жизнь российского православия

Отношение исследователей к церковной реформе, проведенной Петром I, не одинаково. Данная тема вызывает разногласия среди ученых. В попытке дать свою оценку этим неоднозначным преобразованиям автор раскрывает суть реформы, а также анализирует ее влияние на Православную Церковь в России и на религиозные настроения людей того времени.

Введение

в чем заключалась церковная реформа петра i. Смотреть фото в чем заключалась церковная реформа петра i. Смотреть картинку в чем заключалась церковная реформа петра i. Картинка про в чем заключалась церковная реформа петра i. Фото в чем заключалась церковная реформа петра i

Мнения о том, какое влияние оказалацерковная реформа императора Петра I на жизнь Русской Православной Церкви, также существуют самые разные. Некоторые церковные деятели и исследователи отмечали положительную ее сторону, указывали на то, что она является движением в сторону церковной соборности. Первым об этом говорил сам идеолог реформы епископ Феофан (Прокопович). Другая же точка зрения заключается в том, что реформа имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и руководителем Церкви.

Изучению церковной реформы императора Петра I посвящена обширная историография; рассмотреть всю ее в рамках статьи не представляется возможным. В этой связи при ее написании использовались лишь некоторые из работ, авторы которых придерживались разных взглядов на проблему. Резко отрицательную оценку дает архиепископ Серафим (Соболев)[7], солидарен с ней и митрополит Иоанн (Снычев)[4], более взвешенные работы протоиерея Владислава Цыпина, И.К.Смолича, Н. Тальберга и даже написанная в условиях атеистической советской России книга Н.М. Никольского не содержат однозначных оценок[10; 8; 9; 5]. Определенный интерес представляет посвященное самодержавию исследование А. Боханова[3], краткая история России, написанная С. Г. Пушкаревым[6].

Из исторических источников, авторство которых принадлежит современникам императора Петра, были использованы два: «Слово на погребение Петра Великого» епископа Феофана (Прокоповича) и записи А.К. Нартова.

1. Разные взгляды на церковную реформу Петра I

Как писал И.К. Смолич, рассматривая оценки, которые давались петровской реформе в церковной жизни, «Феофан неоднократно подчеркивает, что Синод есть «соборное правительство» и, следовательно, больше, чем просто орган коллегиального управления. Уже в манифесте это выражение намеренно употреблено, чтобы вызвать у читающего ассоциации с церковными Соборами. В официальном учебнике русской церковной истории 1837 г. Святейший Синод прямо именуется «непрерывным Поместным Собором». В «Истории Русской Церкви» Филарета Гумилевского говорится: «Святейший Синод по составу своему то же, что законный церковный Собор». Уже в 1815 г. Филарет Дроздов, впоследствии митрополит, предпринял попытку представить Святейший Синод как олицетворение соборного принципа древней Церкви. В его сочинении «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной кафолической Церкви» сомневающемуся дается разъяснение, что каждый раз, когда в какой Церкви умирал патриарх, собирался в ней Собор, а по-гречески Синод, который и занимал место патриарха». Этот Собор обладал такой же властью, как патриарх. Когда Русская Церковь получила в качестве высшей инстанции своего управления Святейший Синод, она «ближе подошла к древнему образу священноначалия» [8; 97].

Однозначно отрицательные оценки деятельности первого Российского императора в церковном вопросе дают архиепископ Серафим (Соболев) и митрополит Иоанн (Снычев). По мнению архиепископа Серафима (Соболева), «вред от противоцерковных реформ Петра I не исчерпывался только тем, что протестантизм еще при нем стал сильно распространяться чрез умножение сект в русском обществе. Главное зло здесь заключалось в том, что Петр привил русскому народу протестантизм, имевший в себе самом великий соблазн и привлекательность, в силу чего он стал жить в России и после Петра. Протестантизм привлекателен тем, что, по-видимому, возвышает человеческую личность, так как дает перевес его разуму и свободе над авторитетом веры и обольщает независимостью и прогрессивностью своих начал. Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого просвещение русского народа не было в ведении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России» [7; 19].

2. Сущность церковной реформы императора Петра I

Идею реформы церковного управления в России первый Российский император, по всей видимости, привез из Европы. «О широком интересе Петра к церковной жизни Англии не только в ее официальной, но и в ее сектантской частях, сохранилось достаточно много свидетельств. Он беседовал с сами Кентерберийским и с другими англиканскими епископами все о церковных делах. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначили для Петра специальных богословов-консультантов. К ним присоединился и Оксфордский университет, назначивший консультанта со своей стороны. Вильгельм Оранский, получивший английскую корону, но воспитанный в левопротестантской духе, ссылаясь на пример родной ему Голландии и самой Англии, советовал Петру сделаться самому «главой религии», чтобы располагать полнотой монархической власти. Беседуя за границей о церковных вопросах Петр все же соблюдал большую осторожность, указывая собеседникам, что ими ведает в России высшая церковная власть. Общий вопрос о коллегиальном управлении интересовал его»[9; 548].

Как писал С.В. Пушкарев, «со своим утилитарно-практическим подходом ко всем жизненным вопросам и со своим стремлением тащить всех своих подданных на работу и на службу государству Петр не сочувственно и даже неприязненно относился к монашеству, тем более что в столь нелюбимых им «бородачах» он видел или чувствовал явную или скрытую оппозицию своим реформам. С 1700 года и до конца своего правления Петр систематически предпринимал ряд мер для того, чтобы ограничить и обезвредить монашество. В 1701 году управление монастырскими и епископскими вотчинами было изъято из рук духовных властей и передано в руки светских чиновников Монастырского приказа. На содержание же монахов и монахинь была положена ежегодная «дача» деньгами и хлебом. Велено было переписать монастыри и в них всех монахов и монахинь, и впредь никого в монахи вновь не постригать без царского указа; мужчин моложе 30 лет было вовсе запрещено постригать в монахи, а на «убылые места» велено было постригать в монахи преимущественно отставных солдат, старых и нетрудоспособных. Доходы с монастырских имений должны были употребляться на нужды благотворительности»[6; 257-258].

Согласно воспоминаниям А.К. Нартова, «Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив некоторых усильное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный Регламент и отдав, сказал им грозно: «Вы просите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящим сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот булатный патриарх!» Потом встав, пошел вон. После сего оставлено было прошение об избрании патриарха и учрежден святейший Синод.

«Феофан был одним из немногих современников Петра, знавших что и каким образом хотел сделать царь. Надо отдать должное тонкому чутью Феофана: он понимал Петра с полуслова, в известном смысле он даже забегал вперед, создавая таким образом у Петра впечатление, что перед ним человек, на которого можно положиться. Все это послужило причиной того, что Феофан получил задание разработать план реорганизации церковного управления» [8; 87].

Другой видный церковный деятель петровской эпохи, митрополит Стефан (Яворский), также не был однозначной личностью.

Ставший первым президентом Синода «митрополит Стефан практически не оказывал никакого влияния на ход синодальных дел, где всем распоряжался любимец императора Феофан. В 1722 г. Митрополит Стефан скончался. После его смерти должность президента была упразднена. Формально церковную иерархию возглавил первый вице-президент архиепископ Новгородский Феодосий, но, пока был жив император Петр, самым влиятельным в Синоде оставался архиепископ Феофан» [10; 27].

Как писал Н.М. Никольский, «Организация синода, как вскоре была наименована духовная коллегия, передает управление церковью всецело в руки государства. Имея широкий простор для выбора членов синода, императорская власть не представляет такого же простора синоду в замещении свободных кафедр. Синод только «свидетельствует» перед императором кандидатов, т.е. указывает их, но императорская власть вовсе не принимает на себя обязательства назначать именно тех лиц, которых указывает синод. Правда, синод сейчас же после учреждения добился упразднения Монастырского приказа и получил все те функции, которые ранее принадлежали последнему; но зато правительство приняло сейчас же меры, чтобы административно-хозяйственное управление синода стояло под строгим оком государства. Контроль был вверен обер-прокурору синода, светскому чиновнику, названному в официальной инструкции 1722 г. «оком государя и стряпчим по делам государственным». Он, подобно обер-прокурору сената, обязан был «смотреть накрепко, дабы синод свою должность хранил и во всех делах. истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял», «также должен накрепко смотреть, дабы синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал». В случае упущений или нарушений указов и регламентов обер-прокурор должен был предлагать синоду, «дабы исправили»; «а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и иное дело остановить, и немедленно нам (императору) донесть, если весьма нужное». Через обер-прокурора синод получал также все правительственные указы и распоряжения»[5; 194-195].

Как писал протоиерей Владислав Цыпин, «в отличие от Синода при Восточных патриархах, наш Синод не восполнял патриаршую власть, а заменял ее. Равным образом он заменял и Поместный Собор как высший орган церковной власти. Упразднение первосвятительского престола, равно как и исчезновение более чем на 200 лет Поместных Соборов из жизни Русской Церкви, явилось грубым нарушением 34-го апостольского правила, согласно которому «епископам всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения. Но и первый ничего не творит без рассуждения всех». Первенствующий член Синода, первое время со званием президента, ничем не отличаясь по своим правам от других его членов, лишь символически представлял первого епископа, первоиерарха, без разрешения которого в Церкви не должно твориться ничего такого, что превышало бы власть отдельных епископов. Не был Синод, состоящий всего лишь из нескольких архиереев и пресвитеров, и полноценной заменой Поместного Собора.

Еще одним печальным последствием реформы явилось подчинение церковного правительства светской верховной власти. Для членов Синода была составлена присяга: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей коллегии быти самого всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего». Эта присяга, противная каноническим началам Церкви, просуществовала до 1901 г., почти 200 лет. В «Духовном регламенте» недвусмысленно провозглашалось, что «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха установлено». Монарх же с помощью соблазнительной игры слов вместо традиционного наименования его «помазанником» именовался в «Регламенте» «христом Господним»» [10; 24].

«Синод представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской Церкви. Ему принадлежало право открытия новых кафедр, избрания иерархов и поставления их на вдовствующие кафедры. Он осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизировать святых угодников. Синод издавал Священное Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического суждения. Он имел право ходатайствовать перед высочайшей властью о нуждах Российской Православной Церкви. Как высшая церковная судебная власть, Синод являлся судом первой инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; он также представлял собой и аппеляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел, а также по делам о снятии сана с духовных лиц и об анафематствовании мирян. Наконец, Синод служил органом канонического общения Русской Церкви с автокефальными Православными Церквами, со Вселенским православием. В домовой церкви первенствующего члена Синода за богослужением возносились имена Восточных патриархов [10; 25].

По вопросу сношений с сенатом, Синод, в запросе императору написал, что «духовная коллегия имеет честь, силу и власть патриаршескую или едва ли не большую, понеже собор»; но Петр в 1722 году, отправляясь в персидский поход официально подчинил Синод сенату»[5; 196].

По оценке протоиерея Владислава Цыпина, «учреждением Святейшего Синода открывалась новая эпоха в истории Русской Церкви. В результате реформы Церковь утратила былую независимость от светской власти. Грубым нарушением 34-го правила святых апостолов явилось упразднение первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом. В петровской реформе коренятся причины многих недугов, омрачавших церковную жизнь двух прошедших столетий. Несомненна каноническая дефективность учрежденной при Петре системы управления. Реформа смутила церковную совесть иерархии, клира, народа. Тем не менее она была принята и законопослушным духовенством, и верующим народом. А значит, несмотря на ее каноническую ущербность, в ней не было усмотрено ничего такого, что извращало бы строй церковной жизни настолько, чтобы Русская Церковь выпала из кафолического единства Вселенского православия» [10; 27].

3. Влияние реформы на церковную жизнь в России

Как писал А. Боханов, «Петр не был провозвестником секулярных настроений в России; они практически существовали всегда. Но он стал первым царем, рассматривавшим «цареву службу» вне рамок «Божьего дела». В этом новом выражении государственной идеократической установки и проступала главная линия исторического разделения между Россией «до» и Россией «после» Петра. Новое «самочувствование власти» плохо, можно даже сказать, вообще не коррелировалось с традиционным государственным «самочувствованием» народной среды, что неизбежно вело, по словам Флоровского, к «поляризации душевного бытия России».

Христианский «модернизм» Петра не мог не отразиться и на внешних проявлениях священнического царского служения. В этой области он одновременно и учреждал нечто принципиально новое, и модифицировал устоявшиеся приемы. Когда в 1721 г. монарх принял титул императора, никакого церковного интронизационного ритуала в этом случае не последовало. Монарх как бы оставался раз и навсегда «поставленным царем», принявшим лишь новое обозначение. Церковный же обряд венчания на царство претерпел изменения, что и сказалось при короновании супруги императора Екатерины (1684-1727) в мае 1724 г. Главное новшество состояло в том, что отныне монарх начинал играть ключевую роль в церемонии. Если раньше корону на голову коронующемуся возлагал митрополит или патриарх, то теперь эта функция перешла к царю» [3; 245].

По несколько упрощенной оценке архиепископа Серафима (Соболева), «в итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие по началам протестантским обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрыть ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению» [7; 18-19].

В то же время «чтобы содействовать делу духовного образования, Петр I издал указ, по которому дети духовенства, не обучавшиеся в школах, не допускались к церковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в чины «гражданской службы», кроме «солдатского чина». Пока число регулярных духовных училищ было невелико, в качестве временной меры при архиерейских домах и больших монастырях было велено устраивать начальные «цифирные» школы, куда принимались дети из всех сословий, а все дети духовных лиц обязаны были проходить эти школы под угрозой принудительной солдатчины. «Духовный регламент» провозгласил обязательность обучения для детей священнослужителей и причетников. Необученные недоросли подлежали исключению из духовного сословия» [10; 35].

Самым великим творением русской духовной литературы петровской эпохи явились «четьи Минеи» святителя Димитрия, митрополита Ростовского [10; 38].

«О церковной реформе Петра высказывались разноречивые суждения. Самая глубокая оценка ее принадлежит митрополиту Московскому Филарету. По его словам, «Духовную коллегию, которую у протестанта перенял Петр. Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод»» [10; 28].

Заключение

Разные взгляды на проведенную императором Петром I церковную реформу показывают ее сложность и неоднозначность. Собственные взгляды авторов, ее изучавших, оказывают решающее влияние на те выводы, которые они делают.

Реформа оказала большое влияние на церковную жизнь в России. Рационализаторский взгляд на происходившие в ней процессы, непонимание ее сути приводили ко многим печальным последствиям, среди которых можно назвать попытки решать духовные вопросы полицейскими мерами, отход от православия многих представителей образованной части российского общества. В то же время были сделаны серьезные шаги по развитию церковного образования, миссионерства; в то же время реформа стала началом Синодального периода, последствия и итоги которого в целом сложно оценить положительно.

Список использованных источников и литературы

3. Боханов А. Самодержавие. М., 2002.

4. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. СПб., 2002.

5. Никольский Н. М. История Русской Церкви. М., 1988.

6. Пушкарев С.Г. Обзор Русской истории. Ставрополь, 1993.

7. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1992.

8. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996.

9. Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *