в чем заключается взаимосвязь в работе логопеда психолога воспитателя
Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя, музыкального, физкультурного руководителей и психолога ДОУ
Для реализации эффективного взаимодействия логопеда и воспитателей должны быть созданы необходимые условия. Это:
1. Хорошее знание программы, целей и задач коррекционной деятельности всеми педагогами.
2. Понимание каждым педагогом своих функций
3. Выработка единых требований при выполнении коррекционных задач.
4. Специальное образование, повышение квалификации через самообразование, методическую подготовку, курсы повышения квалификации.
5. В работе над речью детей перед воспитателем и логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребёнка. Вместе с тем функции логопеда и воспитателя должны быть достаточно определены и разграничены. Сотрудничество этих педагогов осуществляется в следующих направлениях:
2.) Коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически правильной речи и обучение грамоте.
3.) Работа с родителями.
Каждый из педагогов на этапе обследования реализует свою программу с учётом структуры дефекта и степени «продвижения» ребёнка. Эта программа корректируется и дополняется.
Воспитатель реализует общеразвивающие задачи и ряд коррекционных задач: исправляет недостатки развития сенсорной, эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы и ведёт работу над развитием общеречевых навыков. Направления обследования совпадают с направлениями работы в течение всего года.
-Развитие элементарных математических представлений;
-Развитие навыков изобразительной деятельности;
-Развитие моторной сферы;
-Развитие навыков самообслуживания и хозяйственной деятельности.
-Развитие игровой деятельности.
Музыкальный руководитель так же реализует общеразвивающие и коррекционные направления работы:
— Развитие певческих навыков;
-Развитие двигательных навыков;
-Развитие чувства ритма;
— Развитие умения слушать музыку, стремления овладевать музыкальной культурой.
— Воспитание усидчивости и самоконтроля.
Работа воспитателя по физической культуре подчиняется работе логопеда. Он проводит:
— Игры по развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
— Игры по развитию дыхания.
Задача психолога: развивать неречевые психические функции и операций мышления. Психолог вместе с логопедом проводит мероприятия по нормализации навыков общения ребёнка со взрослыми и детьми в семейной и внесемейной обстановке.
Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении
Вера Резникова
Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении
В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя – логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях,когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
• несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
• нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
• речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Работа логопедав рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Развитие звуковой стороны речи.
• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
• Формирование связной речи.
• Формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работапсихолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
• Развитие и коррекция высших психических функций.
. Активизация познавательной деятельности.
. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
. Развитие памяти, внимания, мышления.
. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
. Активизация отработанной лексики.
Считаем, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.
На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк. Педагог-психологобязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.
После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.
Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.
Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.
Можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи,позволяет решать ряд задач:
— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;
— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;
— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Логопед и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи, а коррекция высших психических функций этому способствует. Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
Педагог-психолог: Резникова В. А.
Конспект совместного коррекционного развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «Зима» Задачи: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного текста, выделять из группы родственных слов лишние,.
Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого.
Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате МБДОУ «ЦРР- Детский сад №1 с. Завьялово» Подготовила: педагог-психолог Нина Леонидовна.
Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате МБДОУ «ЦРР- Детский сад №1 с. Завьялово» Подготовила: педагог-психолог Нина Леонидовна.
Организация работы по поддержке детской инициативы в дошкольном учреждении В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развитие самостоятельности и инициативности.
План-конспект совместной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Путешествие в цветочный город» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Кинеля городского.
Презентация опыта работы педагога-психолога «Психологическая профилактика в дошкольном образовательном учреждении» Данное направление деятельности педагога-психолога направлено на всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогический.
Проект в рамках взаимодействия учителя-логопеда и педагога психолога «Театральная гостиная» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Полное название проекта: Проект в рамках взаимодействия учителя – логопеда и педагога психолога с детьми компенсирующей.
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога
Николаева Наталья
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя –логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья.
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
· несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
· нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
· речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
· Развитие звуковой стороны речи.
· Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
· Формирование связной речи.
· Формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
· Развитие и коррекция высших психических функций.
. Активизация познавательной деятельности.
. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
. Развитие памяти, внимания, мышления.
. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
. Активизация отработанной лексики.
Считаю, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.
На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк.
Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно).
Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.
После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.
Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.
Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.
В качестве примера приведу задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л]. Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее.
Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».
Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.
Также, в рамках занятия по развитию связной речи, логопед предлагает составить рассказ по серии сюжетных картинок, а психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, преследуя тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления и т. д.
Таким образом, можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:
— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;
— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;
— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.
Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.
Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.
Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха» Выполнение домашнего онлайн задания. Художественно-эстетическое развитие. Рисование методом тычка. «Мать-и-мачеха» Дополнение к прошлому.
Взаимодействие логопеда психолога и логопеда
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.
Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.
У детей с нарушениями речи при нормальном уровне развития интеллекта наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: недостаточное внимание, ребенок быстро отвлекается и переключается на другое занятие, он плохо запоминает информацию, истощаемость психических процессов, связная речь затруднена. Такие дети, как правило, либо излишне импульсивны и агрессивны, либо апатичны, заторможены и замкнуты. Наблюдается резкая смена настроения и другие негативные проявления.
Соответственно, помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается очевидная необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели
Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.
Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.
Задачи логопеда следующие:
Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.
Реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога-педагога в тех случаях, когда в основе сложностей воспитания и обучения детей лежат следующие проблемы:
Особенности планирования совместной работы
Сотрудничество логопеда и психолога лучше начинать как можно раньше – еще до комплектования логопедических групп.
Уже при проведении обследования происходит выявление детей с речевыми нарушениями и психологическими проблемами. Педагог-психолог должен присутствовать на заседании ПМПк для разъяснения какой-либо ситуации по конкретному ребенку, требующей компетенции психолога, а также для наблюдения за детьми в новой для них ситуации. На этом этапе диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает представление о фактическом уровне развития интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка.
Затем проводится совместное совещание, в ходе которого логопед и психолог обсуждают основные рабочие моменты, а также составляют план совместной работы на весь год. Важным этапом является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать оба специалиста.
В частности, задания для развития внимания и памяти могут составляться на основе материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В качестве примера можно взять задание из картотеки на автоматизацию звука [Ш]. Задача заключается в том, чтобы найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
Пример: шапка, шуба, шарф, рубашка, шмель. Лишнее слово – шмель, потому что это насекомое, а все остальные слова – это предметы одежды. Кроме того, у детей вызывают большой интерес задания, в которых необходимо устранить ошибки в построении предложений.
К примеру, дети должны исправить ошибки в предложениях, выделяя звук Л: «Салат торчал из вилки». «Вода пила слона». «Елка ходила около косули» и т.д.
Что необходимо учитывать в совместной работе
Основу организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога определяют следующие принципы:
Другой вопрос касается функционала каждого специалиста, который часто может совпадать, несмотря на свои задачи, которые есть как у логопеда, так и у психолога.
Одна из таких смежных областей – это развитие познавательной сферы, которым занимаются оба специалиста. И может сложиться такая ситуация, когда этому вопросу не будет уделяться достаточного внимания по причине того, что один специалист будет думать, что данный вопрос решает его коллега. Может быть и обратная ситуация, когда логопед и психолог уделяет повышенное внимание развитию познавательной сферы, что идет во вред их основным задачам и обязанностям.
Подобные ситуации случаются только тогда, когда нет отлаженного взаимодействия между двумя специалистами. Если же они четко наметили план совместной работы, то такие ошибки исключены.
И логопед, и психолог занимаются развитием речевых и высших психических функций, но каждый со своей стороны. Задача логопеда – развивать речь с использованием приемов активизации памяти, мышления и внимания. Он может использовать элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог тоже воспринимает речь как средство интеллектуального развития, и помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на логопедических занятиях.