в чем заключается успешность программ дошкольного образования детей
О методиках, технологиях и программах дошкольного образования
Сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят
К сожалению, многим родителям большую часть времени сегодня приходится посвящать не воспитанию своих детей, а работе. Именно поэтому основную «тяжесть» воспитательного процесса они вынуждены перекладывать на плечи воспитателей дошкольных учреждений, где дети проводят по 8-10 часов в сутки (в будние дни) – то есть, практически все время бодрствования.
Детский сад – первая образовательная организация в жизни детей, где они учатся жить в социуме. Именно здесь дети получают первые навыки самостоятельного контакта, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Здесь они приобретают новые знания и навыки, учатся самостоятельности и осваивают основы саморегуляции. Здесь малышам приходится впервые договариваться с другими детьми, чтобы, например, получить желанную игрушку, что способствует коммуникативному развитию ребенка и его стремлению находить общий язык с посторонними людьми.
Другими словами, в современном обществе на работников дошкольных учреждений возлагается очень важная миссия. Во многом именно они отвечают за:
Отметим, что сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят:
Идеальная «модель» выпускника ДОУ должна включать в себя следующие параметры:
В зависимости от используемой в ДОУ программы развития детей «модель» выпускника может быть дополнена другими характеристиками, соответствующими специфики образовательной организации.
Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.
Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.
Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.
То есть, если программа дошкольного образования является всего лишь документом, где прописано к чему нужно стремиться, то методики и технологии представляют собой реальный инструмент, позволяющий добиться прописанных в программе целей. При этом нужно понимать, что методики носят скорее теоретический характер, в то время как технологии имеют практическое происхождение. Практически все существующие на сегодняшний день технологии разработаны воспитателями и педагогами на основе собственного опыта воспитания и обучения детей.
Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».
Через учебники к единой системе воспитания и обучения
Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.
Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества. Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала. Методические пояснения дают ясное и правильное направление для всех учреждений в решении часто повторяющихся ошибок в работе с детьми, а также помогают воспитателям лучше понять их задачи и приемы передачи знаний.
Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее. Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям. При этом в учебники, используемые для подготовки новых специалистов, регулярно вносятся изменения, дополнения, полученные методистами министерства в результате проверок, работе над ошибками и передачи полезного опыта.
Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Светлана Владимировна Федулова
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Консультация для педагогов
«Современное качество дошкольного образования:
критерии и показатели результативности»
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием». А. Дистервег
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Образовательном стандарте нового поколения, профессиональном стандарте педагога.
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.
Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.
Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое,личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования,выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:
Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
Создание современного, предметно-развивающего пространства;
Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
Успешная и безболезненная адаптация;
Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
проследить динамику развития каждого ребёнка;
оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ:
• видение современных задач дошкольного образования;
• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
• способность к самообразованию.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое?
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей –это эффективное обучение детей:
— обучение без утомления;
— сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
— поддержание желания учиться;
Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ,родителями:
— успешное выполнение ими всех учебных программ;
— оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
— поддержание интереса детей к учебному процессу;
— успешное развитие детей в процессе их обучения;
— сохранение психического и физического здоровья детей;
— рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
— обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Таким образом,вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).
А как оценить «качество деятельности педагога ДОУ» и каковы критерии оценки этой деятельности?
Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.
Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.
Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования,по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:
Научно –методическая работа:
• использование современных образовательных технологий,
• участие в методической работе,
• участие в конкурсах профмастерства,
• наличие публикаций педагога,
• наличие портфолио педагога,
Организация работы по взаимодействию с социомом:
• взаимодействие педагога с родителями,
• взаимодействие с социумом,
• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.
Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.
Кодекс деятельности успешного воспитателя:
В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:
• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя
• Творчество – отличительная черта
• Здоровый образ жизни – основа существования
• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя
• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения
• Профессиональная компетентность – дело чести
Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога.Вы можете видеть их на экране:
«Принцип фейерверка: Раскрой себя!» Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
«Принцип успеха»: Реализуй себя!
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.
Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь,приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ.». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.
Итак,перед вами модель воспитателя 21 века:
• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагогаДОУ относятся представленные на экране:
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.
Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:
• разработаны единые показатели и критерии оценки;
• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.
А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:
• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.
• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.
• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.
2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013
Понятие «успешность ребенка» в контексте реализации ФГОС до
Елена Ермилова
Понятие «успешность ребенка» в контексте реализации ФГОС до
На современном этапе развития системы образования проблема успешности дошкольников считается приоритетной.
Согласно указу Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (1) и утвержденному государственному национальному проекту «Образование» (4) в России происходит социальное обновление образовательной системы. В перечне национального проекта «Образование» имеется федеральный проект «Успех каждого ребенка», который активно реализуется и в дошкольной образовательной организации.
На современном этапе развития системы дошкольного образования возрос интерес к проблеме развития детской личности. Современное общество выдвигает качественно новые требования к самосознанию растущего ребенка. Главными принципами дошкольной организации считаются создание условий для повышения его доступности, качества и действенности, успешности дошкольника, при котором сохраняются лучшие традиции и накопленный опыт дошкольного образования по разным направлениям деятельности. Иначе говоря, дошкольное образование при переходе на новый качественный уровень, а также успешная реализация проекта «Успех каждого ребенка» не может происходить без разработки современных стратегий и подходов к воспитанию и развитию дошкольников.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества дошкольной образовательной организации с дополнительным образованием, а также разработки современных стратегий и подходов к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
A.C.Белкин утверждает, что в процессе реализации федерального проекта, который помогает детям дошкольного возраста стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом формирования личности ребенка-дошкольника, развития способностей и выявление талантов, всеобщности, направленной на самоопределение, а также дети дошкольного возраста приобретают необходимые навыки. Дошкольники начинают внимательнее относиться друг к другу, руководствуясь при этом не столько личными мотивами, сколько определёнными нормами).
Белкин A.C. рассматривает успех с психологической точки зрения. Он считает, что успех – это «переживание состояния удовлетворения, радости от достигнутого результата деятельности личности, совпадающего с планируемым, ожидаемым результатом, иначе говоря, с уровнем притязаний, или превосходящим его»).
A.A. Андреева рассматривает успех, как один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. По его мнению, этот процесс дает дошкольнику возможность поверить в себя и свои способности; избежать ошибок; поддерживает дошкольника при неудачах. А. А. Андреева утверждает, что для формирования успешности дошкольника, педагогам и родителям необходимо изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Взрослые должны обращать внимание не только на ошибки и плохое поведение дошкольников, но и сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает).
К. Абульханова-Славская считает, что в качестве субъекта личность творит, создает самое себя, становясь автором собственных изменений и преобразований. В результате этих изменений личностная активность человека проявляется в возникновении собственного отношения к деятельности, “создание собственного стиля её осуществления”. Деятельность приобретает для личности особую ценность, которая выражается в возможности самовыразиться, проявить свои способности и творчество, а основной потребностью индивидуальности становится потребность выразить себя в деятельности).
По мнению отечественных исследователей, в том числе Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, C.Л. Рубинштейна, раскрытие внутренних возможностей человека происходит в разных видах деятельности. Особое место в их ряду занимает творчество, продуктивная деятельность (15, с. 78).
Важность развития для становления личности и успешности в деятельности подчеркивается в работах Ю. Д. Гучевой, И. П. Калошиной, П. П. Крамар, Я. Д. Понамарева, A.Г. Шумилина. Общим для них является признание творческой деятельности не только как процесса создания нового, но и как способа самореализации индивидуальности, её самовыражения и максимальное развитие).
В исследовании T.A.Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников).
Как полагает B.C.Мухина, успешностьв деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив,понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе).
Анализируя психолого-педагогическую литературу, разные научные теории, подходы и концепции можно утверждать, что в педагогике понятие «успешность» ученые рассматривают в двух направлениях. Первое направление психолого-педагогическое. Представители данного направления понятие «успех» и «успешность» определяют как особые эмоциональные состояния дошкольника, которые отображают его личное отношение, переживание, к деятельности или ее результату. Это направление поддерживают A.C. Белкин, Г. Д. Кириллова, И. А. Ларионова, C.Д. Поляков, B.B. Сериков, Н. Е. Щуркова и др.
Второе направление связано с рассмотрением успешности обучения в ракурсе проблемы результативности, эффективности обучения, качества образования. Изучением этого направления занимаются Ю. K. Бабанский, B.B. Давыдов, B.B. Краевский, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и другие.
Анализ разнообразных подходов к проблеме успешности дошкольников в деятельности и общении дал нам возможность выделить такие качественные показатели состояния успешности, как познавательную активность, самостоятельность и креативность.
Можно отметить, что преимущества национального проекта «Успех каждого ребенка», который является потенциалом для выявления успешных детей, а также оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым дошкольникам, поднимая их на новый уровень индивидуального развития, с учетом индивидуальных потребностей и интересов. Анализ доказывает, что современные дошкольники обладают очень высоким потенциалом и только у педагога, мастера, наставника больше возможностей по раскрытию данного потенциала, таким образом, поднимая дошкольное образование на высокий уровень. Реализации проекта «Успех каждого ребенка», несомненно, является важным шагом в развитии сферы образования. За короткое время были достигнуты определенные успехи и реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» в этом исследовании.
Таким образом, под успешностью в нашем исследовании будем понимать качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в разных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей.
Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.
Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.
Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.
Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.
Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.