что нужно сделать с данными в первую очередь тест
Кабинет Информатики
«Искусственный интеллект в образовании»
9-11 класс
Шаг 1. Этап 1. Учим ИИ узнавать цифры и распознавать, что относится к математике, а что нет
Как и человеку, искусственному интеллекту необходимы данные для обучения.
Представьте, как ребенок учит буквы: он часто видит их в книжках и вывесках, рассматривает азбуку или кубики, и каждый раз ему говорят, что за букву он видит. После многократных повторений ребенок постепенно запоминает значение символов. Примерно так же обучают искусственный интеллект для того, чтобы он научился узнавать какие-то символы, например, цифры.
Задача ученика: много раз показать ИИ математические символы (цифры, знаки, выражения и т.д.) и научить ИИ отличать их от всех прочих.
ИИ распознает, что относится к математике, а что нет
В данной задаче, как и в жизни, нет единственно правильного решения, т.к. некоторые символы могут относиться и не относиться к математике. Например, время на электронных часах или градусы.
Шаг 1. Этап 2. Проверка
Иногда искусственный интеллект не может научиться с первого раза и ошибается. Для того, чтобы найти ошибки, указать на них и помочь искусственному интеллекту обучиться лучше, нужна человеческая помощь. Во время обучения искусственного интеллекта алгоритму недостаточно только исходных данных, которые он получает от человека. Во время работы может потребоваться их корректировка. Это означает, что человек должен проанализировать промежуточные результаты работы алгоритма и сообщить, в каких случаях он отработал верно, а в каких нет. Таким образом, алгоритм подстроится под решение задачи более точно.
Задача ученика: посмотреть на первые результаты работы искусственного интеллекта и сделать такую корректировку.
ИИ распознает, что относится к математике, а что нет
Шаг 2. Этап 1. Загрузка правил
Кроме распознавания каждого отдельного символа, необходимо уметь собирать все прочитанные символы в осмысленную запись. Для этого алгоритм должен знать, по каким именно правилам строится математическая запись. Эти правила должны быть заложены в алгоритм; только тогда он сможет проверять правильность прочитанных выражений.
Задача ученика: подключить ИИ к базам данных, где собраны правила математики.
Шаг 2. Этап 2. Нахождение и подсчет ошибок
После того, как машина научится проверять разные математические выражения на ошибки, нам необходимо сообщить ей, что делать с этой информацией дальше. Мы должны загрузить в нашу программу конкретные инструкции о том, как поступать при обнаружении ошибки. Программа должна не просто фиксировать ошибки, но и вести их учет: подсчитывать, сколько раз ошибся ученик при выполнении задания.
Задача ученика: написать алгоритм, который научит ИИ находить ошибки с помощью правил математики и считать количество сделанных ошибок.
Шаг 3. Этап 1. Подготовка выводов
Шаг 3. Этап 2. Составление индивидуальных заданий
При наличии большого количества данных о результатах выполнения разных работ ученика, программа может предсказать, какие именно задания будут для него в будущем самыми полезными, ведь она «помнит» и «знает», какие именно типы заданий вызвали у него в прошлом больше всего проблем. Даже по результатам одной работы можно сделать вывод о том, в каких именно заданиях ученик сделал больше всего ошибок, а с какими он справляется хорошо. Если результаты ученика высокие, программа может подобрать для него более сложные упражнения, а если ошибок много, то сложность упражнений на данное правило повышать не следует, лучше дать задания попроще.
Задача ученика: подготовить для ИИ алгоритм выбора сложности заданий. Это необходимо для составления персонального теста ученику на основе выводов ИИ по каждой из его работ.
Автоматизация тестирования с нуля. Часть 1
Добрый день, уважаемые читатели.
Хочу рассказать об опыте построения системы автоматизации тестирования, когда на проекте или совсем нет тестирования, или ее степень минимальная.
Надеюсь статьи будет полезна начинающим автотестерам.
Когда делать автотесты?
Краткий ответ — как можно раньше.
А полный будет раскрыть ниже. В любом случае, когда проект работает 3 года, и все проверялось вручную, жить становится очень монотонно. И парк из 5000 сценариев автоматизировать за месяц-два проблематично. Как правило в таких проектах придется начинать прорабатывать сценарии заново. Потому что это окажется быстрее. И не факт, что старые получится автоматизировать без существенных изменений.
Почему?
Потому что автотетсы:
Накопленные сценарии
Чем больше парк автоматизированных сценариев, там больше вероятность найти регрессию, особенно если при каждом запуске данные изменяются.
Если автотест проходил стабильно и на какой-то ветке упал, то или меняли требования, или баг, или инфраструктура подвела.
Непредвзятость
Если меняли требования — автотест должен отправиться на переделку вместе с переделкой основного функционала. Именно поэтому тестировщики принимают участи в согласовании ТЗ.
Если прогон теста автоматически линкуется к задаче, то никто не сможет сказать, что это не тестировалось. Или наоборот, сможет. В общем проблем точно становится меньше.
Скорость
Если каждый тест удовлетворяет занудным условиям:
Предусловие — Тест — Постусловие
То такие тесты легко автоматизировать.
А потом легко распараллелить. Потому что они получаются независимыми.
Количество потоков — сколько выдержат тестовые сервера и чтобы не мешать другим.
Второй момент это сама по себе скорость. В ручном режиме прокликать создание товара, его поиск и покупку в интернет магазине это 5 минут. 4 браузера. Итого 20 минут. На всего лишь одном небольшом сценарии.
Автотест по этому сценарию проходит за 1,5 минуты. Но на 8 браузерах. (Последняя и предпоследняя версии каждого браузера).
С чего начать?
С пользовательских сценариев.
Ценность атомарных тестов все время падает, особенно на микросервисах. И вообще, в идеальном мире это зона ответственности программиста. Такие ошибки должны быть обнаружены на этапе юнит-тестирования.
QA должен работать от user story. Потому что программист обычно и не знает ее, и не хочет знать.
Соответственно логика 1 тест — 1 пользовательский кейс (бизнес сценарий) наиболее приближена к реальности.
Есть конечно сложности с подготовкой данных, например в случае интернет-магазина процесс оплаты картой требует наличия вещей в корзине, и или данных для нового пользователя, или данных авторизации существующего.
Да, иногда предусловия занимают больше времени, чем тест, но при переиспользовании сценариев сложности не несет.
Какие сценарии автоматизировать
Наименее подверженные изменениям в ближайшей перспективе. Чтобы автоматизация хоть сколько-то прожила.
Или наиболее часто используемые. Есть смысл помогать ручному тестированию в генерации тестовых данных. Например в доске объявлений есть смысл автоматизировать создание объявлений, т.к. далее любой сценарий требует созданного объявления.
Что конкретно делать?
Обычно в проектах есть
Поэтому предлагаю заняться Бэкэндом и Фронтом.
Выбираем сценарий
Допустим, у нас есть интернет-магазин.
Есть админка, есть клиентский и админский фронт.
Есть API, которое все это обслуживает.
С чего начать автоматизацию?
Есть клиенты, есть сотрудники.
У клиента первый кейс — просмотр и поиск товара, добавление его в корзину, и оформление.
У сотрудника самый распространенный кейс — добавление карточки товара.
Какой кейс автоматизируем первым? И как?
Самое важное для магазина — продажи.
Поэтому клиентская история наиболее важна для бизнеса. Поэтому найти товар, поместить в корзину и завершить оформление с любым способом оплаты это первое, что нужно сделать.
По API. Но без фронта. Тут можно поспорить, но скорее всего дизайн поменяется 2-3 раза еще, а вот бэкэнд вряд ли. Так что на 1 этапе придется интерфейс проверять вручную.
Далее сделать проверки на API редактирования карточки товара и ее фронт.
И вернуться к клиентскому. На этом этапе уже будет статистика наиболее частых действий пользователей, и наиболее частых путей клиента. Да, Яндекс Метрика и Вебвизор помогают и тестировщикам.
Нет никакого смысла на первом этапе проверять, работает ли функция оплаты на счет фирмы через сгенерированную платежку, если этой функцией пользуется 0,5% посетителей. Конечно можно задать менеджеру вопрос зачем это тут нужно, но тут не об этом.
Допустим у нас 40% человек платят на сайте картой, 30% наличкой, 20% наложенным платежом и 10% все остальные способы.
Какой тип оплаты будем проверять первым? Конечно картой.
То есть мы должны четко представлять, какой сценарий самый важный для бизнеса в данный момент. И его качество обеспечивать в первую очередь.
Постусловия
Мы насоздавали всего-всего в тестах. Намусорили. Надо бы за собой убрать. Нужно заранее предусмотреть, в каких тестах мы будем за собой убирать, а в каких — нет.
Если товар можно оставить в магазине, и ничего страшного не произойдет, то добавление прав администратора обычному пользователю нужно вернуть. А то следующий тест, связанный с правами может упасть. Или хуже — пройти позитивно, хотя должен был упасть.
Странности
Есть странный подход, когда автоматизируют сценарии, в которых пользователи находили баг. Обычно это очень экзотические сценарии, и тратить ресурс на них нет смысла. Была ситуация когда сломался функционал обновления данных банка-контрагента. Сбоила синхронизация со справочником БИК.
То есть новый БИК не обновлялся. Но новый банк заводился нормально.
Есть ли смысл автоматизировать этот сценарий? Если контрагенты меняются каждый день — может быть. И тогда это была недоработка планирования.
Если это делается 5-6 раз в год, то может лучше более приоритетной задачей заняться?
Что будет дальше?
В следующей статье я расскажу как быстро начать тестировать API, встроить эти тесты в релизы, распараллелить тесты, как подбирать данные для тестов и что нам это даст.
Напомню про эффект пестицида, и как его свети к минимуму.
Технологии: Java + maven + testng + allure + RestAssured + Pict.
Что нужно сделать с данными в первую очередь тест
Ситуация: вам необходимо производить тестирование приложения, которое очень часто обновляется с минимальными изменениями (примерно раз в 2 дня или чаще). Как бы вы тестировали данное приложение, чтобы минимизировать свои трудозатраты?
Ситуация: вам необходимо протестировать кнопку “старт” в веб-приложении, кнопка находиться на 3-ей по счёту странице, начиная со стартовой? Как вы будете тестировать этот функционал?
Ситуация: Есть проект, для которого написано 500 тестов. Приходит заказчик и говорит, что хочет продать продукт и должен быть уверенным, что он рабочий. И хочет, чтобы вы прогнали все эти тесты. Как вы оцените трудозатраты (кол-во дней/часов) и как будет общаться с заказчиком по этому поводу?
Ситуация: Вы попали на новый проект и вы единственный тестировщик на нём. С чего вы начнёте в первую очередь?
Ситуация: У вас есть приложение, которое вычисляет среднее значение оценок студента. Какие входные параметры нам необходимо будет проверять?
Давеча проходил тут интервью)
И была задачка, как считаете правильно на нее отвечать?)
Добрый день.
Представьте ситуацию:
К вам приходит менеджер и говорит, что он придумал, а разработчик уже написал новый сервис, который называется «Сервис деления». Это веб-сервис, менеджер дает вам ссылку-url, вы открываете её в браузере. Всё, что вы видите — это 2 текстовых поля для ввода и кнопка. Менеджер объясняет, что по его задумке пользователи будут приходить на эту страницу, вводить в поля числа и по нажатию на кнопку первое число будет делиться на второе. Результат будет выдаваться во всплывающем окне. Менеджер уточняет, что результат будет округляться до второго знака после запятой / до сотой части числа (то есть, длинный хвост превратится в 2 знака).
Больше про сервис нам НИЧЕГО не известно!
Что делать при положительном тесте на коронавирус?
Эксперт сайта, врач общей практики, два высших медицинских образования, стаж работы 37 лет. Реальное лицо, готовое отвечать на поступающие вопросы. Подробнее.
Пандемия COVID-19 бушует на планете уже около года. А у населения по-прежнему много вопросов, как и в начале бедствия. Главный из них: что делать дальше, если был получен положительный тест на ковид?
Редакция сайта LechuGuru.com собрала имеющуюся по этой теме информацию и обобщила. Результатом работы стали универсальные рекомендации по алгоритму действий при первом положительном тесте на короновирус. В них учтены последние требования Роспотребнадзора и советы медиков.
Что делать, если пришел положительный тест на COVID-19
При положительном тесте на вирус SARS-CoV-2 всякого вида самодеятельность исключается. Три первых шага регламентированы разными документами. Это:
Внимание: члены семьи, проживающие совместно с заразившимся, также уходят на самоизоляцию, т.к. относятся к контактам 1 уровня.
Можно немного отклониться от шаблона, если есть уверенность, что негде было заразиться. В этом случае дальнейшие шаги следующие:
Последующие действия зависят от врача, который должен посетить инфицированного пациента. Он определяет тяжесть клинических симптомов, на основании чего принимает решение забрать его в стационар или оставить на амбулаторном лечении.
Больному только остается выполнять правила карантина:
Порядок действий при заболевании детей
Если мазок на коронавирус оказался положительным у ребенка, порядок действий такой же, как и у взрослого. Только вместо работы нужно делать звонок в школу и вместо больничного переход на дистанционное обучение, если симптомы относят к легким клиническим.
Может ли быть положительный результат без наличия симптомов
Все чаще у чувствующего себя здоровым человека результат на коронавирус первично положительный, что значит для сдавшего положительный анализ одно: вирус SARS-CoV-2 внутрь организма заселился, носитель является разносчиком инфекции, а симптомов болезни нет. Подробности о бессимптомных больных можно посмотреть здесь.
Стоит ли сдавать повторный анализ
Если нет никакого желания находиться на больничном листе, бессимптомные больные могут попросить лечащего врача сделать повторный тест. Мотив простой: на исследования, проведенные по методу ПЦР, могли повлиять перекрестные реакции и инфекционные болезни. Поэтому результат может быть предположительный. Вероятность того, что итоги повторного тестирования будут другими, есть, но небольшая. Получить более точные результаты в таких случаях поможет экспресс-анализ на антитела.
Нужно ли идти в поликлинику или сидеть дома
Что делать, если подтвердился ковид: идти в поликлинику или сидеть дома? Ответ простой: с момента получения положительного теста сразу же начинается самоизоляция. Покидать пределы квартиры или дома запрещается. При нарушении предписания — штраф от 15,0 до 40,0 тыс. руб. Поэтому, никаких поликлиник. Бригада врачей в специальных костюмах сама приедет на дом.
Как получить больничный — куда обращаться?
Пандемия изменила порядок оформления больничных листков: они выписываются не после болезни, а вначале заболевания. В стационаре – лечащим врачом в день поступления пациента. При амбулаторном лечении – участковый врач во время посещения больного на дому.
Если по каким-либо причинам листок временной нетрудоспособности не выписан, можно позвонить в скорую помощь и попросить их выписать больничный. Врач скорой помощи имеет такое право. Условный минус такого решения проблемы – код болезни 03, который проставляется в таких случаях. Он не принимается во внимание страховыми компаниями при полисе от короновируса.
Внимание: Вся информация о больничном листе для инфицированных больных и контактов 1 уровня собрана в работе «Сколько держат на больничном с коронавирусом и как его оплачивают».
Советы врачей при получении положительного результата на коронавирус
Полученный положительный анализ на COVID-19 — не приговор. Накопленный опыт лечения больных с «короной» позволил снизить смертность, а с ней и уровень страхов. Население начинает воспринимать болезнь на уровне гриппа. Поэтому врачи советуют в первую очередь не паниковать. Во-вторую, выполнять некоторые рекомендации:
В заключение, если тест на коронавирус первично положительный, то еще раз напоминаем: для вас это означает самоизоляцию и выполнение всех правил карантина.
Гид по ручному тестированию приложений: преимущества, этапы и методологии
Детально разбираем то, как проводить ручное тестирование, когда оно лучше автоматизированного, что нужно уметь тестировщику и как он может построить свою карьеру от джуниора до тест- лида. Гид подготовлен совместно с руководителем отдела тестирования компании Agima Дариной Гордеевой.
Привет! Меня зовут Дарина Гордеева. Работаю в компании AGIMA руководителем отдела почти 3 года. В области тестирования и обеспечения качества более 6 лет. За это время прошла путь от джуниора до руководителя отдела, занимаясь тестированием железа, а также мобильных и веб-приложений, автоматизацией и настройкой процессов QA. Сегодня я расскажу вам про особенности, возможности и скрытые проблемы ручного тестирования.
Напомним, что любой читатель, воспользовавшийся промословом “Хабр” может получить скидку в 10 000 рублей на понравившийся курс, а самые усидчивые и внимательные могут собрать себе скидку в 25 000 рублей, разгадывая ребусы из материалов, подготовленных совместно с агентством Agima:
Оперативность, гибкость, возможность импровизации и другие плюсы
Сегодня есть множество фреймворков для тестирования, поддерживающих практически все существующие языки. Казалось бы — можно брать и автоматизировать. Но даже сейчас ручные тесты важны.
Одно из объяснений их необходимости заключается в том в том, что при ручном тестировании функционала мы можем гораздо быстрее получить информацию о состоянии продукта, который анализируем, о качестве разработки. Кроме того, при автоматизации предварительно разработанные кейсы часто приходится менять и актуализировать, а на написание автотестов требуется определённое время.
При этом в процессе разработки может прийти обратная связь от заказчика, когда он увидит в готовом продукте какую-то функцию, которую решит изменить до релиза — и, если вы уже подготовили для неё программные тесты, их придётся переписать. Обновление кейсов, автотестов и их проверка отнимут ценное время, которое можно было бы использовать на само обновление этой фичи.
Всё это означает, что главная цель ручных тестов — предварительно убедиться в том, что заявленный функционал работоспособен, не имеет ошибок и выдаёт ожидаемые, запланированные результаты. Без них нельзя быть уверенным в том, что можно работать дальше. Особенно это актуально для функций, на реализацию которых завязана последующая разработка. В таком случае возня с созданием автотестов на эти фичи становится блокирующим фактором для всей разработки продукта, сдвигая сроки и срывая дедлайны. Момент, когда кейсы придёт пора автоматизировать, всё равно рано или поздно наступит — но не стоит стремиться приблизить его искусственно в погоне за тотальным исключением ручного труда.
В дополнение к этому, на первых этапах разработки приложения автоматизация может оказаться довольно дорогой. Вам потребуется специалист, обладающий специфической квалификацией (и, возможно, не один). Постоянное поддержание тестов в актуальном состоянии требует затрат ресурсов вплоть до релиза фичи. А месяцы простоя, посвященные вылизыванию автотеста ударят по мотивации команды.
Если вы хотите регулярно добавлять новый функционал и успевать за действиями конкурентов, то перед тем, как создавать автотесты всегда проверяйте возможности продукта вручную. Просто потому что ручное тестирование ускоряет ваши процессы.
Это особенно актуально для мобильной разработки. Большинство таких проектов сегодня разрабатывается короткими спринтами, а значит фичи в них внедряются в ускоренном темпе. В подобных условиях ручное тестирование позволяет максимально оперативно давать команде обратную связь: сообщать о наличии багов — или радовать её тем, что всё окей и можно двигаться дальше. Провести серию автотестов вы сможете позже, покрыв с их помощью большие массивы кода. Ручное тестирование поможет подготовить кейсы для этой проверки.
Автотесты не позволяют проверить удобно ли использовать новые возможности приложения — проверка юзабилити всегда осуществляется вручную.
В ручных тестах можно импровизировать, создавая безумные сочетания действий, которые никогда не придут в голову пользователю, но могут быть совершены им случайно. Это позволяет создавать новые кейсы.
Новые кейсы появляются еще и потому, что тестировщик постоянно задает себе вопрос «а что, если?». Так он находит оригинальные способы взаимодействия с приложением — даже если их не было в базовых сценариях.
Проблемы ручного тестирования и их решения
Самый большой из недостатков ручного тестирования — человеческий фактор. Он, конечно, влияет на всё, происходящее в команде — и на работу участников, и на события, происходящие на стороне клиента. В случае QA причиной того, что тестировщик будет слабо погружен в процесс и пропустит потенциальную ошибку может стать всё что угодно — недостаток опыта, семейные проблемы или головная боль.
Один и тот же сценарий два тестировщика могут проверить разными способами. Что с этим делать? Важно, чтобы каждый непредусмотренный или отличающийся от ожидаемого результат был зафиксирован в виде кейса. Чтобы любой тестировщик мог проверить его, совершив тот же набор действий. Но и этого может быть мало — если кейс окажется недостаточно подробным, а тестировщик — не разберётся в описании. Гарантировать стопроцентное исключение человеческого фактора, конечно, невозможно — но можно постараться максимально снизить вероятность проблем, которые он вызывает.
Это тоже негативно сказывается на сроках поставки фичи в продакшн и трудозатратах: ведь теперь к периодически проводимым базовым кейсам и регрессии добавляются и “хитрые” кейсы, придуманные тестировщиками в процессе.
Усугубляет ситуацию вероятность того, что часть встреченных багов ещё не будет иметь строгого описания потому что причины их возникновения пока не понятны. Как бороться с такими повторными тестированиями? Либо найти уже источник ошибки и устранить его, либо — всё таки автоматизировать прохождение проблемных кейсов — в этом случае переход к программным тестам будет вполне оправдан как с точки зрения времени, так и финансово. (Нет, это не противоречит вышесказанному — потому что такие ситуации возникают уже в ходе активной разработки и к этому времени вы уже в любом случае развернёте процессы автотестирования).
В любом случае — появление первых кейсов, нуждающихся в регрессивных тестах или релиз второй версии приложения и соответствующее этим событиям масштабирование команды — тот момент, когда автоматизация станет актуальна (но не исключит ручное тестирование новых возможностей). На этом этапе автоматизация уже начнёт экономить время: разработчик сможет сам, ещё до передачи QA-отделу запустить регресс-тесты новой фичи, чтобы убедиться, что она не ломает существующий функционал, а тестировщику не придётся лишний раз проходить по набившим оскомину базовым кейсам. Ещё одно преимущество внедрения автотестов на этом этапе — их можно запускать по определённому расписанию — каждую ночь, в дни окончания спринтов или при публикации новых сборок приложения.
Резюмируем: ручное тестирование даёт большое преимущество по скорости и трудозатратам на первых этапах, а по мере разрастания приложения и появления большого количества регрессивных тестов оно переходит в разряд “оперативного тестирования” новых фич в рамках отдельного спринта. Оно будет актуально и при необходимости срочно проверить как приложение отреагирует на изменение операционной системы или обновление окружения.
Этапы тестирования: что, когда и как
Если смотреть на процесс разработки в целом и на тестирование как на одну из его частей, то при грамотном планировании вы всегда будете понимать что и когда будет готово. Это позволит лучше планировать время тех или иных действий — поскольку одни события логично следуют за другими и у вас есть возможность выстраивать их в цепочки на основании своих ожиданий.
Тестировщик появляется в процессе создания приложения уже на ранних этапах. Вот у клиента появляется некая идея, бизнес-аналитики собирают из этого требования — а тестировщики уже в этот момент приступают к работе, проверяя эти требования.
Как это происходит? Они задают вопросы по предполагаемому функционалу. Пытаются представить, как будет выглядеть приложение, когда оно будет реализовано. Если речь идёт о новой фиче в уже существующем продукте — разбираются, как она будет взаимодействовать с существующим функционалом. После того, как разработчики провели оценку трудозатратности идей клиента и определили сколько потребуется времени на их реализацию.
После этого начинается этап проектирования. Здесь появляется необходимость понять, как будут осуществляться переходы между экранами, валидироваться те или иные поля, как приложение или его отдельная функция вообще будет взаимодействовать с конечным пользователем. В случае с фичами важно разобраться и с тем, как они будут входить в архитектуру существующего приложения.
На этапе дизайна, когда создаётся карта переходов между экранами, тестировщик уточняет поведение отдельных элементов из которых они состоят и то, какими визуальными эффектами будут сопровождаться те или иные действия пользователя. Кроме этого тестировщик валидирует макеты на полноту, подтверждая, что они отображают всё, что нужно для реализации задуманного функционала. Нелишней будет и самостоятельная проверка макетов на соответствие гайдлайнам.
С началом разработки QA-специалисты сразу же приступают к написанию тест-кейсов. На разных этапах разработки они могут обладать различным уровнем детализации, но к её окончанию желательно обеспечить максимальное покрытие кейсами всего продукта, чтобы, получив сборку, можно было приступить к тестированию немедленно.
Первый шаг непосредственно тестирования — смоук-тест: оценка на то, что приложение или его новая часть вообще готовы к проверке. Смоук-тест — это проверка того, запускается ли приложение или конкретная функция в принципе.
Смоук-тест — быстрый способ убедиться, можем ли мы вообще начать функционально тестирование. Термин пришел от создателей плат и микросхем, которые для начала должны были убедиться не сгорит ли новая схема — отсюда и название: задымилась/не задымилась.
Это быстрый способ убедиться в том, что нам действительно сдали задачу и её можно принимать в работу, а не отправлять обратно программистам.
На примере формы авторизации смоук — это оценка того, можно ли залогиниться вообще, без уточнения того, валидны ли данные, вводимые в поля, работают ли дополнительные возможности вроде напоминания пароля и прочего. Если мы смогли авторизоваться в принципе — можно переходить к дальнейшей, углублённой проверке этого модуля: брать негативные кейсы, пограничные значения, оценивать соответствие установленным правилам валидации.
Следующий этап — проведение регресс-тестов. В ручном или автоматическом режиме проводится основной заранее запланированный массив тестов.
Регрессионное тестирование хорошо тем, что оно позволяет найти ошибки даже в тех местах, где раньше всё было в порядке. Это происходит благодаря тому что регресс — это оценка функционала на стандартный набор кейсов при внедрении каждого нового модуля и каждого изменения приложения. Ведь, когда разработчики добавляют новый функционал может быть повреждена текущая версия или новая фича может вступать в конфликт с уже существующими.
Например, добавление новых экранов, а значит и изменение навигации может нарушить функционирование меню или, как минимум — его отображение. С другой стороны неприятные сюрпризы может принести и глобальный рефакторинг кода приложения — после него тоже необходимо проводить регресс-тесты.
Проблемы могут вызвать и обновление используемой приложением библиотеки и изменение среды в которой оно работает. Чем чаще вы обновляете приложение — тем более важную роль играют регрессионные проверки. Не стоит ограничиваться однократной проверкой, проводимой, когда фича уже внедрена — проверяйте все изменения. Здесь вам поможет автоматизация регрессионного тестирования — просто потому что ручное регрессионное тестирование новой фичи, создававшейся всего неделю может занять две, а то и больше и отдел тестирования просто завязнет в этом.
Полная проверка, конечно, осуществляется когда release candidate с одной или несколькими фичами готов выкатываться в продакшн, но применять те или иные соответствующие кейсы на отдельных этапах разработки всё таки необходимо.
Завершается всё тестированием финальной сборки — release candidate. В него входят проверка бета-версии внутренними тестировщиками, бизнес-тестирование — оценка получившегося продукта самим клиентом и получение от него обратной связи, а также предложение определённой группе пользователей познакомиться с предрелизной альфа-версией приложения или его новых возможностей. После этого приложение готово к тому, чтобы его выкатили в продакшн.
Но на этом работа QA-специалиста не заканчивается — ему предстоит тестировать обновления приложения и их совместимость с более ранними версиями, составлять кейсы для проверки нововведений и, в случае необходимости, автоматизировать прохождение этих сценариев.
Параллельно с этим тестировщики участвуют в дальнейшем анализе статистики, собираемой аналитиками, мониторинге поведения приложения и того, как взаимодействуют с ним пользователи. Это позволяет не только увидеть живое использование результатов их работы, но и, порой, открыть для себя новые сценарии и неизвестные баги, вызывающие падения приложения.
Время ребуса: отгадайте его и десятипроцентная скидка на любой из курсов Skillbox ждёт вас прямо сейчас или проявите усидчивость и соберите ответы на все ребусы — эти скидки суммируются между собой (но ни с какими другими скидками на курсы Skillbox).
Однако, слишком медлить не стоит — промо работает до 30 августа 2018 года. Напомним, что тематика загадки — мобайл, а английские слова могут мешаться здесь с русскими, так что будьте внимательны! Отправьте заявку на курс, и когда с вами свяжется менеджер — назовите ему промослово, зашифрованное в ребусе (или — несколько!).
Формализация тестирования: тест-план, формат баг-репортов, отчётность
Для того, чтобы подготовиться к функциональному тестированию QA-инженер составляет тест-план. Это — документация, которая потребуется ему при тестировании продукта, список действий, которые ему нужно будет совершить. В тест-плане обозначаются сроки тестирования, описываются продукт или конкретная задача — для того, чтобы точно определить, что именно надо проверять. Детально описываются все основные тест-кейсы. Перечисляются виды тестирования, которые необходимы: функциональное и, например, нагрузочное. Описывается порядок автоматизации тех или иных кейсов и то, на каких этапах они будут автоматизированы.
Завершается тест-план описанием формата отчёта: нужно заранее объяснить, в каком виде будет предоставлен результат. Наиболее распространённым форматом отчёта является список тест кейсов со статусом их прохождения. Зная, насколько кейсы покрывают весь объём требований и прочитав отчёт, можно будет сделать вывод о текущем состоянии разработки приложения. Для этого достаточно будет посмотреть, сколько из них было успешно пройдено в той или иной сборке.
Финальной отмашкой, свидетельствующей о том, что продукт готов является статус “все требования покрыты кейсами, все кейсы пройдены успешно”.
Кроме того, в тест-плане формализуется формат отчёта по ошибкам. Это может быть баг-лист, список задач в трекере.
Задача тестировщика — предоставить наиболее полную информацию о качестве продукта всем участникам команды.
Что нужно знать и уметь, чтобы стать тестировщиком
В первую очередь тестировщик должен уметь думать и быть внимательным и усидчивым. Важен опыт — он позволяет накопить определённые наработки и закрепить знания процессов тестирования, превратив их в навыки.
Специалист по ручным тестам не обязательно должен уметь писать код и глубоко разбираться в архитектуре. Это никак не помешает ему проверять функционал и на прикладном уровне понимать принципы взаимодействия приложения и сервера.
Специалист по автоматизированному тестированию — это отдельная профессия, с абсолютно другим набором знаний. Качественное автотестирование — это не просто скрипты, но и понимание того, как приложение устроено изнутри, и специфические умения, вроде знания о том, как параллелить тесты или о том, как запускать их в облаке или на нескольких серверах. Только такой пул навыков позволяет с гордостью называть себя “автоматизатором с большой буквы”. Так что без знания языков, их фреймворков, принципов ООП и внимательной слежкой за развитием технологий настоящему автотестеру не обойтись.
Путь каждого тестировщика начинается с освоения теоретического базиса тестирования, получения первичных представлений о том, как приложение взаимодействует с сервером и со средой. Если эти знания есть, а вместе с ними человек обладает и очень серьёзным намерением учиться — он уже может считаться джуниор-тестировщиком. За группой таких новичков с горящими глазами закрепляется старший специалист — либо ведущий тестировщик, либо, если компания может себе это позволить — тренер, целенаправленно прокачивающий своих подопечных. Они объясняют джуниорам непонятные моменты и дают болевые задачи вроде прогонки фич по тест-кейсам. В процессе человек учится читать тест-кейсы и осваивает практические основы функционального тестирования. На этом этапе за джуниорами ещё нужно проверять качество проведённых ими тестов, проходя их вслед за ними.
Следующим шагом становится создание индивидуального (или коллективного, в зависимости от масштабов компании) плана по развитию, согласно которому начинающий тестировщик должен будет развиваться, осваивая новые знания и достигая определённых результатов за отведённые ему на это сроки. Именно это — путь к тому, чтобы стать специалистом миддл-уровня.
Миддл-тестировщик — это человек, который уже способен самостоятельно выполнять поставленные перед ним задачи, находить решения и вообще выполнять свою работу сознательно, а не слепо следуя установленным алгоритмам.
С развитием навыков тест-дизайна, познаний в функциональной и прикладной областях, а также освоении новых методик тестирования — которые теперь уже нужно развивать самостоятельно — происходит постепенная трансформация в ведущего специалиста. Теперь ему могут поручить ведение и поддержку таких же джуниоров, каким он сам раньше был.
Следующий уровень — это тест-лид. Он уже может управлять командой, в которую входят представители всех трёх предыдущих категорий, процессами которых он управляет и временем которых — распоряжается, в том числе участвуя в планировании глобальных процессов разработки, оценке трудозатрат и формировании бюджетов для своих команд.
Дальнейший вертикальный рост тим-лида — руководство отделом или переход в продук-менеджмент. Если же, человек стремится к новым знаниям, а не к новым административным позициям, то он может выбрать разработку, аналитику или такое направление, как DevOps, объединяющее в себе обязанности системного администратора, тестировщика и программиста.
Тестирование — лишь одна из многих областей мобильной разработки, которые мы рассматриваем в рамках курса “Fullstack-мобильный разработчик”. Сотрудничающие с нами профессионалы индустрии будут делиться с вами своим опытом и проверять ваши домашние задания, а итогом обучения может стать принятие на стажировку в крупную компанию. Приходите к нам учиться!