в чем заключается суверенитет государства
Государственный суверенитет
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государство решать вопросы внешнего и внутреннего характера, соблюдая при этом законодательство, нормы и принципы международного права.
Суверенитет (от фр. souverainete и англ. sovereignty – верховная власть) – это единство, независимость и целостность государства. Данное понятие означает неотъемлемое право каждой страны определять свой политико-юридический статус, самостоятельно выбирать путь экономического, социального и культурного развития.
Главенство верховной власти внутри страны складывается из следующих моментов:
Являясь одним из основополагающих качеств любой страны, суверенитет предполагает правовое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.
Историческая роль
В европейских странах понятие суверенитета сложилось в конце Средневековья, когда правящим элитам понадобилось отделить власть верховного правителя от влияния церковных лидеров. Государства утверждали свою независимость и приоритет национального светского руководства над престолом Римского Папы.
Признание суверенитета сыграло исторически определяющую роль в формировании стран, их объединении и преодолении феодальной раздробленности. Это понятие для государства имеет такое же значение, как и право на свободу для человека.
Возможность принимать решения, будучи независимым от внешних и внутренних посягательств – вот что означает государственный суверенитет для верховной власти.
Готовые работы на аналогичную тему
Французский мыслитель Ж. Боден считал это понятие напрямую связанным с личностью короля. В своем труде «Шесть книг о политическом сообществе» (1576 год), он определил суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными.
В России идею верховенства единого правителя впервые сформулировал волоцкий игумен Иосиф Санин. В сочинении «Просветитель» (1503 год) он написал о самодержавии московских государей, чья власть распространяется на всю страну и имеет безусловный приоритет над влиянием удельных князей.
Проблема государственного суверенитета в современном мире
В современном мире происходит глобальная переоценка понятия «государственный суверенитет». Например, сербская провинция Косово провозгласила свою независимость. И вопреки устоявшимся нормам международного права, многие государства ее признали. А желание абхазского народа самостоятельно определять свою жизнь привело к конфликту с руководством Грузии.
Реакция мирового сообщества на оба эти сложные противостояния противоречива. С одной стороны, международные институты, в том числе и ООН, признают право каждой нации на самоопределение. Но с другой стороны, нельзя игнорировать и тот факт, что и Косово, и Абхазия являются административно-территориальными частями суверенных государств. Возникает правовая коллизия, решение которой довольно сложно найти.
Суверенитет каждого государства сужается с усилением роли международных организаций и мирового сообщества. Отмечаются и страны, независимость которых ограничена или носит формальный характер. Правящие элиты там зависят от мощного влияния сверхдержав, непреклонно диктующих свою волю.
Принудительное ограничение суверенитета обычно возникает в результате войны, страна-победитель может предоставить высшую власть в побежденном государстве «марионеточному» правительству, лишенному права на принятие независимых решений по всем важнейшим вопросам. Добровольное ограничение суверенитета возможно, когда государства объединяются по собственной воле, делегируя часть своих прав руководству общей федерации или союза.
Иностранное государство или другая внешняя сила, нарушающая границы конкретной страны или принуждающая ее руководство принимать решения, не соответствующие национальным интересам, является нарушителем суверенитета.
Таким образом, государство от некого публично-правового союза можно отличить именно по данному признаку. Этот критерий делает каждую страну главным субъектом политических отношений, действующим в рамках мирового сообщества.
Основные принципы, на которых основывается государственный суверенитет:
Государственный суверенитет России
Статья 4 Конституции России определяет суверенитет нашей страны как верховенство и единство государственной власти, распространенные на всю территорию РФ.
Суверенной является только Россия, а республики, края и области, входящие в ее состав, обладают лишь комплексом полномочий в пределах своей компетенции.
Основные характеристики суверенитета Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее :
Территориальную целостность и неприкосновенность границ России гарантируют Вооруженные Силы. Защитой государственного суверенитета страны в рамках своих полномочий также занимаются дипломатические органы, министерства и ведомства, правоохранительные структуры.
Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;
2) ее прерогативы;
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.
Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..
Понятие государственного суверенитетатесносвязано спонятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.
Полезное
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь
Государственный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Юридическая энциклопедия
Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Выступая признаком… … Большой юридический словарь
Государственный суверенитет — (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;… … Википедия
государственный суверенитет — см. суверенитет. * * * см. Суверенитет … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. подчинение государства властям иностранных государств в сфере… … Энциклопедический словарь экономики и права
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Энциклопедия юриста
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см.: Суверенитет … Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Энциклопедический словарь экономики и права
Суверенитет как признак государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие суверенитета
Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.
Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.
Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи правовому государству, одним из основных является суверенитет.
Под суверенитетом понимают наивысшую, неограниченную власть государства по отношению ко всем лицам и организациям, которые действуют на территории данного государства.
Также многие ученые добавляют к данному определения и/или ставят в его основу независимость, то есть возможность вести свои внутренние дела и проводить внешнюю политику независимо от других государств и иных политически активных субъектов.
Суверенитет как признак государства
Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов.
Государственный суверенитет включает в себя несколько ключевых для любого государства понятий, таких как:
В случае вмешательства иностранного государства и/или его представителей во внутренние дела государства, нарушение его границ, то говорится о нарушении суверенитета. Нарушение суверенитета является признаком слабости данного политического образования, его неспособности защитить свои интересы и интересы своих граждан от влияния из вне.
Готовые работы на аналогичную тему
Суверенитет включает себя ряд следующих аспектов:
Суверенитет, являясь признаком государства, характеризует его как особого субъекта политических отношений, а так же как основной компонент политической системы общества.
В рамках теории конституционного права принято выделить три основных разновидности суверенитета, которые находят выражение в следующих положениях:
Государственный суверенитет
Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».
К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н. Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания я ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.
Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:
1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;
2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;
3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;
4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;
5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.
Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.
Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное — по отношению к государству, побежденному в войне.
Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности*.
Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.
Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.