в чем проявляется народовластие

Формы народовластия. Понятие и содержание народовластия

Понятие и содержание народовластия

Основы правового положения личности

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоот­ношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государст­ва, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадле­жит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.

В ст. 18 Конституции за­крепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейст­вующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законо­дательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюде­нию и защите прав и свобод человека и гражданина.

К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:

человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);

гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства или права изме­нить его);

равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.

Вопрос 3.Народовластие как основа конституционного строя

Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселе­ний и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответст­венность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти.

Элементы народовластия в РФ:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвен­ная) демократия.

Виды непосредственной демократии: 1) ре­ферендум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного; 4) прямого голосова­ния.

В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

2) фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Органы представительной демократии:

= высшие коллегиальные органы законода­тельной власти (Государственная Дума ФС РФ, пар­ламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе РФ, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия; 1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства; 2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Референдум как форма народовластия и его особенности

Высшим непосредственным выражением власти наро­данаряду со свободными выборами является референдум.Референдум — это способ принятия гражда­нами решений по наиболее важным вопросам государствен­ной и общественной жизни путем всеобщего голосования.

Референдум проводится на всей территории России на основе принципов:

В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на:

1) превентивный (дозаконодательный);

2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референ­думы: 1) обязательные; 2) факультативные.

в чем проявляется народовластие. Смотреть фото в чем проявляется народовластие. Смотреть картинку в чем проявляется народовластие. Картинка про в чем проявляется народовластие. Фото в чем проявляется народовластие

Виды референдума в зависимости от террито­рии:

= всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

= референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

= местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

Исключается проведение референдума:

a) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;

b) повторно в течение года после дня официального: обнародования результатов референдума с такой же по со­держанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Политическая система — совокупность институтов, ока­зывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся:

≈ государственные институты (парламент, правитель­ство и др.);

≈ общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.);

≈ иные (средства массовой информации и др.).

Общественные объединения

Важным элементом политической системы РФ являют­ся общественные объединения,посредством которых граж­дане принимают участие в решении государственных и об­щественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие:

» каждый имеет право на объединение, включая пра­во создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

» никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем;

» гарантируется свобода деятельности общественных объединений;

» запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

» общественные объединения равны перед законом.

Деятельность общественных объединений регулирует­ся федеральными законами.

1. создавать общественные объединения без предвари­тельного разрешения властей;

2. вступать в них на условиях соблюдения их уставов;

3. выходить из них беспрепятственно.

Учредителями общественного объединения (их дол­жно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объе­динения, формируют его руководящие и контрольные ор­ганы.

Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, изби­раться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.).

Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие уча­стие в его деятельности или отдельных акциях без обяза­тельного оформления своего участия, если иное не пре­дусмотрено уставом объединения.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет.

Право юридического лица приобретают только заре­гистрированные общественные объединения, а политичес­кие объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:

общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) имеждународные в Мин­юсте РФ;

межрегиональные(действующие на территории менее половины субъектов РФ) — в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;

региональные(действующие на территории одно­го субъекта РФ) и

местные (действующие в пределах тер­ритории муниципального образования) — в органе юсти­ции соответствующего субъекта РФ.

Основные виды общественных объединений:

= политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);

= массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);

= профессиональные союзы (представляют и защища­ют интересы своих членов во взаимоотношениях сгосудар­ственными органами, хозяйственными организациями и ины­ми объединениями);

= организации (женские, молодежные, детские, вете­ранов, инвалидов и др.);

= общества (научные, технические, культурные, спор­тивные и др.);

= союзы (творческие, ветеранские и др.);

Организационно-правовые формы общественных объе­динений:

* общественная организация — основанное на член­стве общественное объединение, созданное для защиты об­щих интересов и достижения уставных целей на основе со­вместной деятельности;

* общественное движение— состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объе­динение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участ­никами;

* общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не зап­рещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

* общественное учреждение — не имеющее член­ства общественное объединение, ставящее своей целью ока­зание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

* орган общественной самодеятельности — не име­ющее членства общественное объединение, целью которо­го является совместное решение социальных проблем, воз­никающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей нео­граниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей объединения.

Политические общественные объединения — обще­ственные организации и движения, в уставных целях кото­рых закреплены участие в выборах в органы власти, учас­тие в организации и деятельности этих органов. Полити­ческим не может быть признано общественное объеди­нение:

a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религи­озной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

b) созданное для реализации неполитических интере­сов;

c) преследующее цели извлечения прибыли и распределенияее между своими членами и (или) учредителями;

d) допускающее в соответствии со своим уставом при­надлежность к нему граждан только по профессионально­му, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежатьк политическим общественным объединениям, а так­же иностранных лиц;

e) неполитический характер которого специально ого­ворен федеральным законом.

Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе уч­редительных договоров и (или) уставов, образуя, таким об­разом, новые общественные объединения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Конституционные формы народовластия

Понятие и сущность конституционных основ народовластия

Народ, понимаемый в широком аспекте, не может являться субъектом конституционных правоотношений. Конституция РФ гарантирует политические права гражданам Российской Федерации. Только они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Также необходимо помнить о том, что общая правоспособность граждан Российской Федерации наступает с 18 лет.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации осуществляется не всем многонациональным народом страны, а строго определенной категорией граждан России.

Понятие народовластия связано не только с источником власти, но и с целями ее деятельности. Власть в Российской Федерации имеет публичный интерес, целью ее осуществления является общественное благо.

Прогрессивное значение теории народовластия как народного суверенитета проявилось в эпоху первых буржуазных революций. Она позволила передать суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть, и он вверялся одному человеку («монарху божьей милостью»). Теория народного суверенитета является основным условием демократии, так как народ не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом. Таким образом, существует прямая взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов.

Основой народовластия в западноевропейской правовой мысли выступает концепция «правления большинства». Данная концепция объясняет, как необходимо принимать решение при осуществлении выбора между различными мнениями. В соответствии с ней единственным критерием выбора является число голосов, отданное в пользу того или иного мнения. Любое мнение имеет свою ценность, но основой для принятия решения служит преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения. При этом победившая точка зрения может быть небесспорной.

Вызывает интерес реализация народовластия в Великобритании. Британская демократия никогда не отвечала критерию «правления народа». Теоретически в Великобритании принята модель представительной демократии, в рамках которой политическая власть концентрируется в руках «свободно избираемых членов палаты общин». При этом фактически ответственность за государственное управление находится в руках правительства, которое не делит право принятия решений ни с парламентом, ни с народом. Народовластие в современной Великобритании реализуется посредством существования правительства, способного учитывать общественное мнение в процессе принятия им решений, а гарантией ограничения бесконтрольной власти правительства, является установление ответственности правительства перед парламентом.

Реализация принципа народовластия в США имеет долгую историю. Несмотря на то, что изначально создание государства сопровождалось провозглашением принципа демократического устройства, сложно говорить о реальном народовластии в период становления данного государства. Всеобщее избирательное право сформировалось в США в результате принятия в течение двух столетий ряда поправок к Конституции США. В 1868 году Четырнадцатой поправкой был установлен возрастной ценз в 21 год для активного избирательного права, в 1870 году Пятнадцатой поправкой было запрещено ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. В 1920 году Девятнадцатая поправка распространила активное избирательное право на женщин, ранее не участвовавших в политической жизни государства. В 1964 году был отменен имущественный ценз при федеральных выборах (Двадцать четвертая поправка), а в 1971 году был снижен возрастной ценз на всех выборах до 18 лет (Двадцать шестая поправка).

Конституционно-правовое закрепление принципа народовластия имеется и в Основном законе Германии. В статье 20 Конституции ФРГ установлено, что «Вся государственная власть исходит от народа», а сама Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством.

Национальный суверенитет, гласит ч. 2 ст. 1 Конституции Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства, а в частях 1 и 2 ст. 1 Конституции Греции установлено, что народный суверенитет составляет основу политического режима, а вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции.

Преамбула Конституции Японии также устанавливает, что народ облечен суверенной властью, а сама государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ.

Непосредственная демократия в современном государстве

Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.

Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.

Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.

В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.

В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.

Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.

Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.

В США также активно используются формы непосредственной демократии, но в основном на уровне штатов и муниципальных образований. Так, в США нет прецедентов проведения федеральных референдумов. Отчасти такой референдум противоречил бы положениям Конституции США о полномочиях Конгресса, так как проведение референдума по данным вопросам будет означать вмешательство в работу парламента. Однако на уровне штатов референдум неоднократно применялся. Наиболее известен референдум в Калифорнии, проведенный в 2008 году по вопросу однополых браков. Данный референдум, известный также как «предложение 8» (номер поправки к Конституции Калифорнии) ставил на голосование положение, согласно которому брак определялся как «союз мужчины и женщины», исключая, тем самым, возможность однополых браков. За принятие поправки проголосовали 52,5%, однако в 2010 году данная поправка была отменена федеральным судом, чье решение было поддержано и апелляционной инстанцией.

Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.

В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.

В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.

Представительная демократия: юридическая природа и формы

Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом. Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров. Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

В Российской Федерации путем выборов формируются следующие органы власти: Президент РФ,

Государственная Дума, представительные органы субъектов федерации (как, например, Законодательное собрание Омской области) и муниципальных образований (как, например, Омский городской Совет), в большинстве случаев главы субъектов федерации и муниципальных образований.

Примером широкой реализации институтов представительной демократии являются Соединенные Штаты Америки, где выборными лицами могут являться не только депутаты законодательного органа, но и местные должностные лица, такие как мэр, мировой судья, прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены совета по образованию. Однако имеется и противовес институтам представительной демократии в лице Верховного Суда США и Сената США, которые слабо зависят от народа и могут в определенной степени сдерживают власть большинства. Так, в предыдущем параграфе описаны случаи отмены решений референдума как противоречащих федеральному законодательству.

Выборы в США являются прямыми и проводятся по мажоритарной избирательной системе. Единственным исключением являются выборы Президента США, которые относятся к категории косвенных, в ходе которых население голосует за выборщиков, а те, в свою очередь, уже выбирают Президента.

Представительным органом власти в США на федеральном уровне является Палата представителей. Сенат, несмотря на прямые выборы его членов населением, не является таковым в чистом виде, так как население в нем представлено не пропорционально численности. Сенат, прежде всего, представляет интересы штатов, в противовес интересам населения, представленного в Палате представителей. Президент США в силу специфики косвенной системы выборов также не относится к числу представительных органов. На пост Президента США в результате распределения голосов выборщиков может быть избран кандидат, за которого проголосовало меньшинство населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *