в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип разделения властей – это основополагающий принцип организации публичной власти, суть которого состоит в разделении ее на три относительно независимые, но подконтрольные друг другу ветви в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность принципа разделения властей

Принцип разделения властей – это основополагающая политическая теория и правовая доктрина, подразумевающая выделение таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная.

Принцип разделения властей ориентирован на достижение следующей цели: предотвратить узурпацию и монополизацию власти в рамках одного органа государственного управления. Отказ от принципа разделения властей неизбежно ведет к возникновению деспотии, нарушению свобод и прав человека и гражданина.

Принцип разделения властей обеспечивает равновесие власти в отдельных ее ветвях за счет применения специальных мер, именуемых системой сдержек и противовесов. Эти меры призваны обеспечить взаимное ограничение и взаимодействие полномочий органов различных ветвей власти. При этом эта система гарантирует независимость ветвей власти друг от друга в границах их полномочий. Компетенция каждой ветви власти носит самостоятельный характер и находится в подчинении только у законодательства. Разделение властей и не предусматривает их противостояния. Не допускается присвоение одной ветвью власти функций другой ветви власти, при этом ветви власти не обособлены друг от друга полностью, выступают в качестве взаимного дополнения, сохраняя согласованность и связь.

Каждая ветвь власти наделена определенной компетенцией. Законодательная власть призвана обеспечивать правовые основы, правовую организацию формы функционирования исполнительной власти.

Исполнительная власть обеспечивает реализацию норм права, функционирует в рамках закона. На органы исполнительной власти возложена ответственность перед законодательной ветвью власти, каждый гражданин наделен правом обжалования действий исполнительных органов власти в судебном порядке.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная ветвь власти обеспечивает охрану права, правовых устоев государства за счет осуществления правосудия. Правосудие является функцией, реализуемой только судебными органами, независимыми от других органов власти и действующими в соответствии с законодательством. Судебная ветвь власти не может присвоить себе функции исполнительной и законодательной власти, но реализует в их отношении правовой контроль. Судебная власть является сдерживающим фактором, призванным предотвращать нарушения законодательства исполнительными и представительными органами власти.

Специфика реализации принципа разделения властей в российском государстве

В российской правовой системе принцип разделения властей закреплен в статье 10 российской Конституции, принятой в 1993 году. Данный принцип формирует основы конституционного строя Российской Федерации. Советский период существования российского государства характеризуется критикой в отношении принципа разделения властей, однако современное российское государство ориентировано на применение данного принципа в качестве конституционной основы государственной власти.

Реализация принципа разделения властей на территории российского государства имеет свою специфику, обусловлена история развития государства, спецификой отношения населения к власти и так далее.

Принцип разделения властей на уровне Конституции Российской Федерации проявляется в следующих основных положениях:

Правовую основу реализации принципа разделения властей также формируют положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон обеспечивает сбалансированность полномочий органов государственной власти на уровне регионов.

Реализация принципа разделения властей в России существенно отклоняется от традиционного понимания данного принципа, что обусловлено усиленной позицией Президента в системе государственного управления. Формально российский Президент признается главой исполнительной власти, однако он наделен правом вето в отношении законов, принимаемых законодательной ветвью власти.

При формировании законодательной ветви власти верхняя палата Парламента составляется представителями исполнительной власти в лице глав субъектов Российской Федерации.

Судебная власть в России находится под влиянием Президента, который утверждает кандидатуры судей.

Еще одним особенным аспектом является формирование законопроектов органами исполнительной власти, которые после принятия этих законов представительными органами власти, будут обеспечивать их реализацию.

Российский принцип разделения властей полон аналогичными коллизиями, постепенно приводящими к утрате его сущности в рамках российской государственности. Российская власть характеризуется смешением полномочий и функций, хотя основной закон страны предусматривает четкое разделение ветвей власти. На сегодняшний день не существует объективных предпосылок, призванных обеспечить полноценную реализацию принципа разделения властей на территории России.

Источник

Принцип разделения властей

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Источник

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему «импичмента, т.е. об отстранении от должности. «Возбуждает» же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на «три власти» федеративное устройство является также способом децентрализации и «разделения» власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»

К органам и законодательной власти в Российской Федерации относятся:

— органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

— Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

— Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

— Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации;

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

— районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

6. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений

Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно. Юридические факты закрепляются и описываются в гипотезах правовых норм как определенные, потенциально возможные ситуации. В случае возникновения такой ситуации в реальной жизни наступают предусмотренные нормой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Классификация юридических фактов.

По правовым последствиям:

· правообразующие юридические факты;

· правоизменяющие юридические факты;

· правопрекращающие юридические факты.

По волевому критерию.

Юридические факты-деяния, выражаемые в виде действия или бездействия, которые являются обстоятельствами, наступление которых определяется сознанием и волей людей. Деяния можно разделить на:

Виды правомерных деяний:

6. Юридические факты как основание возникновения правоотношений

Источник

Разделение властей

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. [источник не указан 681 день]

Содержание

История

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой отдельные тела.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. [источник не указан 681 день] Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. [источник не указан 681 день]

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Индия

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Смотреть картинку в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Картинка про в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти. Фото в чем заключается сущность принципа разделения государственной власти

Статья 10 Конституции Российской Федерации [5] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Источник

Принцип разделения властей

Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Содержание

История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

СМИ как «четвёртая ветвь власти»

Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации, которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.

Ссылки

Литература

Диссертационные исследования

Книги

Полезное

Смотреть что такое «Принцип разделения властей» в других словарях:

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — (principle of distribution (division) of powers) условие и гарантия демократизма, признанный и сравнительно давно существующий в мировой практике принцип оценки власти, как сложного явления, имеющего ряд относительно самостоятельных и независимых … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Разделения властей теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

Разделения властей теория — («Разделения властей» теория, ) буржуазная политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной),… … Большая советская энциклопедия

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПРИНЦИП — (лат. principium основа, начало) принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви законодательную, исполнительную и судебную, создается… … Политологический словарь-справочник

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Юридическая энциклопедия

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

Принцип верховенства закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

Разделение властей — принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Разделение властей — политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… … Википедия

Разделение властей, теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *