в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики

1.3 Содержание социальной политики

Социальная область охватывает интересы людей, общества и государства и характеризуется отношениями в сфере производства и распределения, труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными при этом остаются региональные проблемы и межнациональные отношения.

Отношения в этой сфере развиваются под влиянием социальной политики как составной части внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике. Она регулирует отношения в обществе в интересах социальных групп и через интерес социальной группы, контролирующей власть. Она производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материального производства и духовной культуры общества. Ее главная задача – гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, созданием условий для решения жилищной проблемы, степенью удовлетворения спроса населения на количество и качество товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

Составным элементом социальной политики государства должна быть программа социальной защиты населения. Ее нельзя понимать лишь как наличие тех или иных выплат и льгот отдельным группам населения. Мировая практика позволяет говорить, что социальная защита – это система законов, экономических и социальных гарантий для нормальной жизнедеятельности всем социально-уязвимым слоям населения: пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, безработным. Простое увеличение пенсий и пособий, стипендий и других денежных выплат без обеспечения роста выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, т.е. без прироста товарной массы и налоговых поступлений у государства, неизбежно ведет к росту цен и углублению инфляции.

В этих условиях возрастает роль социального прогнозирования, которое должно охватывать все области человеческого взаимодействия. Только при тщательном изучении состояния социальной сферы, выявлении возможных тенденций изменений в ней социальная политика может стать реалистичной и эффективной.

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика должна быть своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект – социальные отношения в обществе. Это отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, этнических и демографических групп.

Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, экологическое, личностное. Среди характеристик проводимой государством социальной политики наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе, учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей. И, конечно же, социальная защищенность малоимущих слоев, пенсионеров, безработных, детей, беженцев. В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев, классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе. В этих условиях особенно важна адресная помощь наиболее нуждающимся группам населения: престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям. Наиболее перспективным, как показывает зарубежный опыт, является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи.

В современных российских условиях основными целями и приоритетами государственной социальной политики должны быть меры по стабилизации уровня жизни граждан России и недопущения дальнейшего обнищания населения страны. Реализация социальной политики требует принятия соответствующих законов и других нормативных документов, в которых и должны найти отражение конкретные пути, методы и механизмы решения важнейших социальных проблем населения. Важнейшим направлением работы остается выработка и осуществление мероприятий по смягчению диспропорций в оплате труда, сложившихся за годы реформ. Не менее важным является осуществление мер по сохранению относительно стабильной занятости и предотвращению роста безработицы. В социальный комплекс страны входит также система социальной защиты населения, здравоохранение, образование и культура, пенсионный и другие фонды, служба миграции, благотворительные организации.

Обычно в социальной политике выделяют научно-познавательный и практически-организационный компоненты.

Научно-познавательный компонент выступает как результат анализа и осмысления потребностей и тенденций развития, назревших в обществе, как оценка предшествующего курса социальной политики. Он также отражает уровень противоречий в социальной сфере общества. Это все призвано способствовать корректировке социальной политики или же ее кардинальному совершенствованию.

Практически-организационный компонент связан с непосредственным осуществлением основных задач социальной политики. И здесь многое зависит от уровня управленческой организационной работы служб социальной защиты и помощи. Напомню, что организаторская работа – это не что иное, как распорядительная деятельность органов управления социальной работой. Она включает подбор и расстановку кадров, совершенствование структур управления, стимулирование деятельности кадров, контроль за исполнением принимаемых решений и указаний вышестоящих структур управления.

Естественно, все эти действия в сфере социальной работы складываются из соединения усилий работников со всеми их хорошими и не очень хорошими качествами. Но практическая социальная работа – это не просто сумма действий определенных людей. Это взаимосвязанное образование на более высоком уровне нежели индивидуальная деятельность.

Известно, что социальная напряженность в обществе носит многосторонний характер. И это еще раз подтверждает необходимость четкой социальной ориентированности работников всех структур государственного управления. Сама социальная ориентированность – это профессиональное качество социального работника и выражается она в процессе практической деятельности через развитие теоретических положений в конкретных жизненных обстоятельствах. Естественно, что для этого необходимы не только широкий социально-политический кругозор, но и умение анализировать ситуации и способность к прогнозированию возможных вариантов развития социальных событий, к выявлению и использованию психологического и нравственного потенциала человека.

Социальная напряженность в обществе носит многообразный характер, что доказывает важность социальной ориентированности всех звеньев государственного управления, а не только структур социальной защиты.

Социальная ориентированность должна являться профессиональным качеством социального работника. И вырабатывается она в ходе практической деятельности в результате приложения теоретических знаний к конкретным жизненным явлениям.

Социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе. Только в этом случае она может иметь реальные результаты.

Источник

Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние

в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть картинку в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Картинка про в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть картинку в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Картинка про в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть картинку в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Картинка про в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть картинку в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Картинка про в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики

в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть картинку в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Картинка про в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики

Сущность социальной политики, ее принципы и функции.

Среди фак­торов, способствующих гармонизации интересов личности и об­щества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и сво­бод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и ин­тересов людей.

Рассмотрим понятия «политика» и «социальная политика»

• отношения между социальными группами, классами, госу­дарствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;

• система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;

• практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;

• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Любая общественная проблема приобретает или может приоб­рести политический характер, если ее решение затрагивает интере­сы больших социальных групп, классов и связано с использовани­ем государственной власти.

Социальная политика — это составная часть внутренней полити­ки государства, воплощенная в его социальных программах и социальной прак­тике, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения.

Эффективность социальной политики зависит от:

ü результатов эко­номической, хозяйственной деятельности общества, способности государства удовлетворять интересы и потреб­ности людей;

ü степени гуманности политики государства (чем она выше, тем нагляд­ней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направ­ленности общественного развития в стране).

Социальная политика основывается на системе принципов, выража­ющих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

• гуманизм, социальная справедливость;

• системность, непрерывность, преемственность;

• сбалансированность целей и возможностей реализации со­циальной политики (как по времени, так и по необходи­мым ресурсам);

• открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — нали­чие «обратной связи» органов управления с массами);

• демократизм выработки и реализации социальной полити­ки (открытое обсуждение проектов крупных социально-по­литических решений, всестороннее выявление обществен­ного мнения по основным вопросам социальных преобра­зований);

• действенный контроль общества над реализацией социаль­ной политики;

• адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрыва­ются в системе функций — относительно самостоятельных, но тес­но связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

• оптимальное разрешение общественных противоречий в со­циальной сфере, осуществление «диалога» между гражда­нами и государством;

• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

• социальная защита населения;

• управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, управление социальным развитием общества.

В структуре социальной политики выделяютдва относительно самостоя­тельных блока:

1) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни чле­нов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, при­емлемыми денежными доходами, расширение и укрепление мате­риальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его об­разование и культуру, создание системы гарантированных соци­альных условий для жизнедеятельности граждан;

в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Смотреть картинку в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Картинка про в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики. Фото в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики

2) собственно социальная политика (ее элементами являются по­литика в области социальной защиты населения и ее конкрет­ные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Рассмотрим проблемы, выделяемые в социальной политике.

1. В социальной политике государства исключительно важное мес­то занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-пси­хологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отно­шений делают эту ячейку общества важнейшим социальным ин­ститутом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

В то же время, со стороны государства пока далеко не достаточ­но внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семей в обстановке эко­номического кризиса из года в год обостряются. Так, например, сегодня наблюдается:

• разрушение нравственных представлений о браке и семье, падение социального престижа отцовства и материнства из-за погони за профессиональной и общественной карьерой, жизненными благами, чрезмерным материальным потребительством;

• восприятие детей определенной категорией матерей и отцов как препятствия к возможности вести аморальный образ жизни при увеличении количества нежелательных и беспризорных детей, сирот при живых родителях;

• деформация духовно-нравственных отношений между членами семьи (взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей; неготовность проявлять друг к другу доверие, доброжелательность, открытость, прощение, милосердие);

• изменение различных сторон и содержания семейного воспитания (отсутствие непосредственного общения родителей и детей, преемственности между традициями и обычаями старшего поколения и современными методами и средствами воспитания; деформация социальных ролей дедушки, бабушки, отца и матери, родственников);

• снижение социальной и педагогической культуры разных категорий родителей, особенно молодых;

• увеличение числа неполных семей. При этом все больше становится детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 г. таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 г. – 18,6%, в 2003 г. – 23,0%. Сегодня каждый четвертый ребенок внебрачный. В настоящее время в стране более 50 тысяч одиноких матерей.

2. Важное место в социальной политике занимают проблемы обес­печения социальной справедливости — это и реальное народовлас­тие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и соци­альные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, бо­лезни, инвалидности, отсутствия родительского попечения, нетрудоспособности по возрасту и др.

3. Одной из самых ярких проблем настоящего времени в социаль­ной политике стала проблема бедности.

Бедность — многостороннее социально-экономическое и пси­хологическое общественное явление. Бедность возникает в том слу­чае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Бедность — это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельнос­ти — жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворе­ние потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, сни­жает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благо­состояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в го­род.

В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окре­стных районов, а также за счет миграции жителей из села обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п.

4. Предметом особого внимания органов государственного управления, общественных структур становится про­блема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкла­ду, должен утвердиться принцип равной ответственности работо­дателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.

Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспо­собных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуж­дается в дальнейшем развитии и укреплении. Главенствующее значение при этом должны приобрести прин­ципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, со­циальной помощи и поддержки.

Главная цель социальной политики — гармонизация обществен­ных отношений, обеспечение политической стабильности и граж­данского согласия путем выработки и осуществления организаци­онно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.

Непреходящее значение имеют профессионализм кадров систе­мы социальной защиты, их способность правильно определять ак­туальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.

Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социаль­ной работы. Практика показывает, что учет интересов и потребностей соци­альных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, сле­довательно, и успешнее решаются.

На выполнение целей и задач социальной политики ориентиро­ван весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

• субъект социальной политики — государство, представлен­ное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

• политические партии, общественно-политические движе­ния и другие институты гражданского общества;

• объект социальной политики — социальные процессы в об­ществе во всем их содержательном многообразии и разно­образных формах проявления;

• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаи­модействие между субъектами и объектами социальной по­литики;

• предметно-политическая деятельность по решению задач со­циальной политики на различных стадиях, включая и оцен­ку эффективности реализации социальных программ.

При решении конкретных задач данная структура дополняется другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализа­ции социальной политики:

1) научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспек­тив развития конкретных социальных отношений;

2) определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных возможностей;

3) нормативно-правовое оформление избранного варианта реше­ния той или иной социальной проблемы — принятие законов и других норма­тивно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

4) административно-организационное и мотивационно-пропаган-дистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

5) контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.

В механизме реализации социальной политики можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: науч­но-познавательный и практически-организационный.

Научно-познавательный компонент социальной политики явля­ется результатом анализа и осмысления назревших в обществе по­требностей, тенденций развития социальных процессов. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев на­селения.

Практически-организационный компонент социальной политики государства — это непосредственное осуществление концептуаль­ных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность орга­нов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная по­литика государства, созвучная интересам народа, составляет важ­нейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уве­ренность в практических действиях.

Организаторская деятельность — это распорядительная деятель­ность управленческих органов, цель которой — рациональное раз­деление труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для каче­ственного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организаци­онным уровнем социальной работы, предполагает:

• глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

• подбор и расстановку кадров, создание или изменение орга­низационных структур в интересах решения стоящих задач;

• доведение до исполнителей задания, определение их функ­ций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

• разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулиро­вания труда;

• координацию усилий и действий структурных подразделе­ний и конкретных исполнителей, обеспечение целеустрем­ленности их деятельности;

• проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.

Вычленение в механизме социальной политики указанных двух ее компо­нентов, разумеется, носит условный характер. Оба компонента могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя уровень научной обоснованности социальной политики, фор­мулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию орга­низаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выпол­няет важную методологическую функцию в отношении социаль­ной работы в обществе в целом.

В то же время, социальная работа с ее разветвленной структу­рой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказыва­ет обратное, и притом активное, воздействие на социальную поли­тику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и соци­альной работы.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, на­деленных наряду с общими и неповторимо индивидуальными ка­чествами. Как и социальная практика, социальная работа не явля­ется просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ог­раниченному сочетанию системности и индивидуальности, диф­ференцированная социальная работа дополняет социальную по­литику государства, обогащая общество гуманистическими, духов­но-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как по­казывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориен­тированности кадров — обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непос­редственного, практического управления социальными процесса­ми на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной спра­ведливости в общественной жизни.

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфра­структуры.

Социальная ориентированность кадров предполагает:

• широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

• навыки социально-политического анализа ситуации и уме­ние на его основе обоснованно выбирать наиболее эффек­тивные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;

• умение прогнозировать и предвидеть варианты развития со­циальных процессов и учитывать их в практической дея­тельности;

• коммуникабельность и навыки работы с людьми, способ­ность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологическо­го и нравственного потенциала человека.

Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практичес­кой деятельности, путем уточнения и развития теоретических по­ложений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущнос­ти и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскры­вается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Со­циальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, под­вижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей сторо­ной в отношении социальной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *