в чем заключается содержание научно познавательного компонента социальной политики
1.3 Содержание социальной политики
Социальная область охватывает интересы людей, общества и государства и характеризуется отношениями в сфере производства и распределения, труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными при этом остаются региональные проблемы и межнациональные отношения.
Отношения в этой сфере развиваются под влиянием социальной политики как составной части внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике. Она регулирует отношения в обществе в интересах социальных групп и через интерес социальной группы, контролирующей власть. Она производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материального производства и духовной культуры общества. Ее главная задача – гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, созданием условий для решения жилищной проблемы, степенью удовлетворения спроса населения на количество и качество товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.
Составным элементом социальной политики государства должна быть программа социальной защиты населения. Ее нельзя понимать лишь как наличие тех или иных выплат и льгот отдельным группам населения. Мировая практика позволяет говорить, что социальная защита – это система законов, экономических и социальных гарантий для нормальной жизнедеятельности всем социально-уязвимым слоям населения: пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, безработным. Простое увеличение пенсий и пособий, стипендий и других денежных выплат без обеспечения роста выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, т.е. без прироста товарной массы и налоговых поступлений у государства, неизбежно ведет к росту цен и углублению инфляции.
В этих условиях возрастает роль социального прогнозирования, которое должно охватывать все области человеческого взаимодействия. Только при тщательном изучении состояния социальной сферы, выявлении возможных тенденций изменений в ней социальная политика может стать реалистичной и эффективной.
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика должна быть своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект – социальные отношения в обществе. Это отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, этнических и демографических групп.
Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.
Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, экологическое, личностное. Среди характеристик проводимой государством социальной политики наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе, учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей. И, конечно же, социальная защищенность малоимущих слоев, пенсионеров, безработных, детей, беженцев. В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев, классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе. В этих условиях особенно важна адресная помощь наиболее нуждающимся группам населения: престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям. Наиболее перспективным, как показывает зарубежный опыт, является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи.
В современных российских условиях основными целями и приоритетами государственной социальной политики должны быть меры по стабилизации уровня жизни граждан России и недопущения дальнейшего обнищания населения страны. Реализация социальной политики требует принятия соответствующих законов и других нормативных документов, в которых и должны найти отражение конкретные пути, методы и механизмы решения важнейших социальных проблем населения. Важнейшим направлением работы остается выработка и осуществление мероприятий по смягчению диспропорций в оплате труда, сложившихся за годы реформ. Не менее важным является осуществление мер по сохранению относительно стабильной занятости и предотвращению роста безработицы. В социальный комплекс страны входит также система социальной защиты населения, здравоохранение, образование и культура, пенсионный и другие фонды, служба миграции, благотворительные организации.
Обычно в социальной политике выделяют научно-познавательный и практически-организационный компоненты.
Научно-познавательный компонент выступает как результат анализа и осмысления потребностей и тенденций развития, назревших в обществе, как оценка предшествующего курса социальной политики. Он также отражает уровень противоречий в социальной сфере общества. Это все призвано способствовать корректировке социальной политики или же ее кардинальному совершенствованию.
Практически-организационный компонент связан с непосредственным осуществлением основных задач социальной политики. И здесь многое зависит от уровня управленческой организационной работы служб социальной защиты и помощи. Напомню, что организаторская работа – это не что иное, как распорядительная деятельность органов управления социальной работой. Она включает подбор и расстановку кадров, совершенствование структур управления, стимулирование деятельности кадров, контроль за исполнением принимаемых решений и указаний вышестоящих структур управления.
Естественно, все эти действия в сфере социальной работы складываются из соединения усилий работников со всеми их хорошими и не очень хорошими качествами. Но практическая социальная работа – это не просто сумма действий определенных людей. Это взаимосвязанное образование на более высоком уровне нежели индивидуальная деятельность.
Известно, что социальная напряженность в обществе носит многосторонний характер. И это еще раз подтверждает необходимость четкой социальной ориентированности работников всех структур государственного управления. Сама социальная ориентированность – это профессиональное качество социального работника и выражается она в процессе практической деятельности через развитие теоретических положений в конкретных жизненных обстоятельствах. Естественно, что для этого необходимы не только широкий социально-политический кругозор, но и умение анализировать ситуации и способность к прогнозированию возможных вариантов развития социальных событий, к выявлению и использованию психологического и нравственного потенциала человека.
Социальная напряженность в обществе носит многообразный характер, что доказывает важность социальной ориентированности всех звеньев государственного управления, а не только структур социальной защиты.
Социальная ориентированность должна являться профессиональным качеством социального работника. И вырабатывается она в ходе практической деятельности в результате приложения теоретических знаний к конкретным жизненным явлениям.
Социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе. Только в этом случае она может иметь реальные результаты.
Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние
Сущность социальной политики, ее принципы и функции.
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Рассмотрим понятия «политика» и «социальная политика»
• отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
• система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
• практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные качества.
Центральным субъектом политики является государство. Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и социальной практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения.
Эффективность социальной политики зависит от:
ü результатов экономической, хозяйственной деятельности общества, способности государства удовлетворять интересы и потребности людей;
ü степени гуманности политики государства (чем она выше, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития в стране).
Социальная политика основывается на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
• гуманизм, социальная справедливость;
• системность, непрерывность, преемственность;
• сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);
• демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
• адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, управление социальным развитием общества.
В структуре социальной политики выделяютдва относительно самостоятельных блока:
1) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
2) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Рассмотрим проблемы, выделяемые в социальной политике.
1. В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
В то же время, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семей в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются. Так, например, сегодня наблюдается:
• разрушение нравственных представлений о браке и семье, падение социального престижа отцовства и материнства из-за погони за профессиональной и общественной карьерой, жизненными благами, чрезмерным материальным потребительством;
• восприятие детей определенной категорией матерей и отцов как препятствия к возможности вести аморальный образ жизни при увеличении количества нежелательных и беспризорных детей, сирот при живых родителях;
• деформация духовно-нравственных отношений между членами семьи (взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей; неготовность проявлять друг к другу доверие, доброжелательность, открытость, прощение, милосердие);
• изменение различных сторон и содержания семейного воспитания (отсутствие непосредственного общения родителей и детей, преемственности между традициями и обычаями старшего поколения и современными методами и средствами воспитания; деформация социальных ролей дедушки, бабушки, отца и матери, родственников);
• снижение социальной и педагогической культуры разных категорий родителей, особенно молодых;
• увеличение числа неполных семей. При этом все больше становится детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 г. таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 г. – 18,6%, в 2003 г. – 23,0%. Сегодня каждый четвертый ребенок внебрачный. В настоящее время в стране более 50 тысяч одиноких матерей.
2. Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности, отсутствия родительского попечения, нетрудоспособности по возрасту и др.
3. Одной из самых ярких проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Бедность — это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности — жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в город.
В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции жителей из села обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п.
4. Предметом особого внимания органов государственного управления, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.
Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.
Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются.
На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
• субъект социальной политики — государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
• объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.
При решении конкретных задач данная структура дополняется другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.
Существует несколько технологических фаз механизма реализации социальной политики:
1) научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;
2) определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных возможностей;
3) нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие законов и других нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;
4) административно-организационное и мотивационно-пропаган-дистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;
5) контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.
В механизме реализации социальной политики можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный.
Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.
Практически-организационный компонент социальной политики государства — это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.
Организаторская деятельность — это распорядительная деятельность управленческих органов, цель которой — рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:
• глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;
• подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;
• доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;
• разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;
• координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;
• проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.
Вычленение в механизме социальной политики указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Оба компонента могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.
В то же время, социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и притом активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.
Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированная социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров — обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.
Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфраструктуры.
Социальная ориентированность кадров предполагает:
• широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;
• навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;
• умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;
• коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.
Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.
Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.