в чем заключается слуховая депривация
Психосоциальные аспекты нарушения слуха. Часть 7: Сенсорная депривация у детей
Мы продолжаем публикацию статьи “Психосоциальные аспекты нарушения слуха”. Начало смотрите здесь.
Источник: Psycho-social principles of hearing impairment. Max S. Chartrand. Перевод Т. Гвелесиани.
Сенсорная депривация у детей
Может показаться, что проблема детской тугоухости выходит за рамки деятельности обычного слухопротезиста. Однако мир меняется, и все больше аудиологов занимаются подбором слуховых аппаратов, объединяя эти две дисциплины (аудиологию и слухопротезирование). По мере роста числа детей с тугоухостью растет потребность в профессиональных слухопротезистах и реабилитологах. Кроме того, современная школьная программа требует, чтобы слухопротезист мог оказать помощь родителям, педагогам и другим специалистам в выявлении потребностей детей с нарушенным слухом.
Рассматривая детскую тугоухость, важно помнить, что, в отличие от взрослых, потерявших слух постлингвально, большинство детей страдают прелингвальной тугоухостью. Это означает, что усилия специалистов должны быть направлены не на восстановление уже сформировавшейся, но частично утраченной функции, а на развитие отсутствующей и требующей формирования слуховой функции. Мы называем этот процесс слуховой абилитацией. Поэтому в этой главе мы рассмотрим депривацию и развитие слуховой системы. Недавними исследованиями (Ruben, Rapin, 1980) установлено отрицательное влияние сенсорной депривации, вызванной хроническим средним отитом, сопровождающимся легкой и перемежающейся тугоухостью (в США в год выявляется до 10 млн. детей с этой патологией). Особый интерес представляют многочисленные исследования сенсорной депривации у животных, результаты которых могут быть перенесены на людей. Установлено, что бинауральная слуховая депривация приводит к серьезным проблемам в течение первых лет жизни ребенка, особенно в сферах речи, языка, успеваемости и психосоциальных навыков.
Например, когда новорожденных крысят временно лишали звуковых ощущений, в дальнейшем они были неспособны дифференцировать сложные звуковые сигналы и временные различия. Между тем, это два важнейших компонента, необходимых для развития понимания речи. В других исследованиях обнаружено, что у крыс ранняя слуховая депривация приводит к снижению слуховой чувствительности в два-три раза (Clopton, Winfield, 1976). Существуют доказательства структурных изменений в слуховых ядрах ствола головного мозга вследствие длительного отсутствия звуковой стимуляции (Webster, 1983). Монауральная депривация также приводит к нарушениям таких стволомозговых процессов, как локализация источников звука, выделение сигналов на фоне шума и подавление нежелательных звуков (Kirkwood, Kirkwood, 1983). Более того, перечисленные проблемы постоянно упоминаются взрослыми людьми с некорригированной односторонней тугоухостью или же теми, кто страдает двусторонней тугоухостью, но пользуется только одним слуховым аппаратом!
Обследуя детей с нарушенным слухом, Ross и соавт. (1991) пришли к следующему выводу:
“Полученные результаты свидетельствуют о наличии критического периода приобретения слуховых навыков. Тугоухость, развившаяся вследствие среднего отита, может привести к необратимым нарушениям обработки слуховой информации” (с. 8).
Это заключение было сделано в отношении детей с небольшим перемежающимся снижением слуха, вызванным хроническим секреторным средним отитом. Далее авторы переходят к детям, лишенным достаточного для общения слуха в первые годы своей жизни:
“…если слуховая система не получает некоторого критического количества звуковой информации в ранний период после рождения, в ней происходят структурные и физиологические изменения, навсегда ограничивающие ее исходный потенциал. Со всей ответственностью можно утверждать, что, чем раньше мы начнем лечение или коррекцию, тем больше шансов на уменьшение или устранение последствий слуховой сенсорной депривации” (там же).
Дети с нарушениями слуха подвержены ряду психосоциальных тенденций, зависящих от степени тугоухости и адекватности коррекции и абилитационного вмешательства. Как правило, встречаются следующие состояния:
В результате несвоевременное выявление нарушения слуха может привести к ложному диагнозу задержки умственного развития, частичного или легкого аутизма, неспособности к обучению и синдрома дефицита внимания (СДВ). В настоящее время прилагаются значительные усилия к повышению качества скрининга слуха у детей. Однако, как уже упоминалось, система школьного образования не готова к выявлению тугоухости и надлежащему вмешательству. Этим объясняется огромный разброс данных, касающихся числа детей с нарушениями слуха (от 16 до 30 на 1000)! Не секрет, что многие детские аудиологические программы отстают от современных технологических и абилитационных требований. Например, большинство программ по-прежнему поддерживает миф о монауральном слухопротезировании; в результате не многие дети пользуются слуховыми аппаратами бинаурально. Кроме того, при назначении слуховых аппаратов часто пользуются устаревшими “критериями отбора кандидатов”, основанными на произвольно выбранных порогах слышимости и показателях разборчивости речи (например, 35 дБ ПС, разборчивость в аппаратах >50% и т.д.). Между тем, существует множество исследований, свидетельствующих о том, что уже при повышении средних порогов слышимости до 16 дБ нарушается речевое и психосоциальное развитие, а вероятность остаться на второй год повышается в несколько раз по сравнению с нормально слышащими сверстниками (Quigley, 1978; Oyler и соавт., 1988).
Детям все еще крайне редко подбирают миниатюрные и физически более удобные слуховые аппараты, хотя стоимость переделки корпуса внутриушного аппарата ненамного превышает стоимость изготовления нового индивидуального вкладыша. Современные технологии, такие как измерения в реальном ухе, видеоотоскопия, электроакустический анализ и программируемые слуховые аппараты (широко используемые в частной практике), редко доступны детям в рамках государственных программ. Наконец, существует большое количество противников назначения слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов детям с полной глухотой, т.к. это якобы лишает их “выбора” быть глухими.
Я вовсе не отрицаю наличие многих хороших программ детского слухопротезирования, но, пройдя через все перипетии существующей системы, я не могу не отметить существенного отставания уровня оказываемой детям помощи от того, что может получить взрослый человек в частной клинике!
Педагоги, аудиологи и родители единогласно призывают:
“Пришла пора устранить это трагическое несоответствие в системе аудиологической помощи!”
Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.
Слуховая депривация. ВАЖНО ЗНАТЬ
Определение слуховой депривации: почему невылеченная потеря слуха вредна для вашего мозга
Этой ошибки лучше избегать, так как отказ от лечения нарушения слуха может привести к слуховой депривации, а со временем части вашего мозга, отвечающие за слух, могут сузиться или атрофироваться из-за недостаточного использования. Да, вы правильно прочитали: если не лечить потерю слуха, может произойти усыхание мозга.
Что такое слуховая депривация?
Слуховая депривация возникает, когда ваш мозг лишен звука, например, из-за отсутствия лечения потери слуха. Со временем ваш мозг теряет способность обрабатывать звук. Если не лечить, части мозга, обычно отвечающие за слух, «переключаются» на другие задачи. Эти части также имеют тенденцию сокращаться или атрофироваться. Это может затронуть любого человека с потерей слуха, а не только в тяжелых случаях.
Атрофия головного мозга от невылеченной потери слуха
Если вы слишком долго не лечите потерю слуха, слуховые части вашего мозга могут «переназначить» другие функции. Это может усложнить лечение потери слуха стандартными средствами лечения, например слуховыми аппаратами. Аудиологи называют это явление «используй или потеряй».
Используй или потеряй: потеря слуха и работа мозга
Поговорите с аудиологами о слухе, и вы снова и снова будете слышать одну фразу: используйте ее или потеряйте.
То есть вы можете «слышать» звуки чьей-то речи, но вашему мозгу будет сложно понять используемые слова. Некоторые люди могут чувствовать, что у них когнитивные нарушения, хотя на самом деле это просто потеря слуха.
Причины слуховой депривации
Почему важны два слуховых аппарата
Подробнее: Почему два слуховых аппарата лучше, чем один
Помните, что слуховые аппараты адаптированы к вашей уникальной потере слуха и намного сложнее, чем очки. Вам может потребоваться несколько визитов в офис, чтобы понять, как их правильно использовать. Кроме того, со временем ваш слух изменится, поэтому не забывайте записываться на прием к специалисту по слуховым аппаратам.
Регулировка слухового аппарата может занять некоторое время
Со слуховыми аппаратами требуется некоторое терпение. По словам Пулидо, в отличие от очков, которые можно использовать практически сразу после того, как вы их наденете, привыкание к восстановлению звука может быть более постепенным процессом. У всех все по-разному: некоторые люди акклиматизируются за дни или недели, а другим требуется больше времени.
Хорошие новости: со временем вы приспособитесь.
Предотвратить слуховую депривацию до ее начала
Уши – это двери в мозг
Аудиологический мир изменился – мы вступили в новую эру. Сведения о пластичности мозга, слуховой депривации и критических периодах развития речи сместили фокус нашего внимания с ушей на мозг. Конечно, необходимо понимать, как среднее ухо, улитка и слуховой нерв обрабатывают звуковые стимулы/колебания, однако еще важнее знать, как мозг интерпретирует лингвистические элементы. Ухо – это структура, улавливающая звук и направляющая слуховую информацию в мозг, но именно мозг занимается обработкой речи. Поэтому слух можно определить как восприятие мозгом звуковой информации.
Коррекция нарушений слуха поднялась на новый уровень. Теперь мы понимаем, что мозг – это конечная точка маршрута слуховой информации. Несмотря на то, что источник тугоухости почти всегда можно найти в структурах наружного, среднего или внутреннего уха, сам слух, то есть обработка и формирование осмысленного лингвистического послания, требует активного участия и взаимодействия многих областей мозга.
Двери в мозг: нарушение слуха связано не только с ушами
Почти 95% детей с нарушениями слуха появляются на свет в слышащих и, соответственно, говорящих семьях, поэтому наш разговор с этими семьями вполне может быть построен в соответствии с новыми знаниями. Аудиологи/сурдологи должны связать тугоухость, депривацию слухового нерва, пластичность мозга и развитие у ребенка грамотности с применением слуховых аппаратов и объяснить эту взаимосвязь семьям.
Обсуждение проблемы тугоухости начинается с понятия «звук». Звук – это событие, а не название или ярлык. Например, можно «видеть папу», но при этом не «слышать папу», если он активно не занят чем-то. Вы слышите, как папа ходит, смеется, разговаривает, печатает на компьютере или готовит. Вы слышите результат вовлечения папы в какое-либо действие или событие. Действие создает колебания. Эти колебания улавливаются «проводящими путями уха» и передаются в мозг в виде закодированной информации, которая будет воспринята как звук. Звук – это временное событие, а не пространственная метка.
Продолжая эту аналогию, можно представить тугоухость как препятствие в дверях. Она в той или иной степени не позволяет звуковой информации «пройти через дверь» и достичь мозга. Овладение речью, чтением и знаниями об окружающем мире требует наличия звуковой информации. Ее нехватка или отсутствие мешают ребенку научиться слушать, говорить, читать и налаживать социальные отношения. К счастью, у нас есть средство для того, чтобы прорваться сквозь эту дверь – технологии коррекции слуха.
Слуховые аппараты, кохлеарные импланты, устройства костного звукопроведения и дистанционные микрофоны созданы для того, чтобы открыть двери для слуховой информации, включая устную речь. Это обеспечит активацию, стимуляцию и развитие слуховых проводящих путей. Таким образом, единственная задача коррекционных технологий – доставить слуховую информацию в мозг. Слуховые и речевые возможности ребенка обеспечиваются не 16-ю тысячами (иногда намного меньше) волосковых клеток или 30-ю тысячами волокон слухового нерва, а ста миллиардами нейронов головного мозга, обрабатывающими сто триллионов команд в секунду. Доказано, что для оптимального развития слуха, устной речи и грамотности проблемы с «входной дверью» (ухом) должны быть диагностированы и технологически компенсированы как можно раньше.
Как только технологии прорвутся через «входную дверь» и доставят информацию в мозг ребенка, начинается этап стимуляции и обогащения мозга знаниями. Подбор аудиологом надлежащего «входного устройства» – первый шаг в создании нейронной сети и базы знаний ребенка. После этого ребенок должен пользоваться устройством не менее десяти часов в день, погрузившись в речевую среду семьи при участии специалиста по развитию слуха и речи. Постоянно напоминайте членам семьи, что для оптимального развития мозга необходимо разговаривать с ребенком, читать и петь для него на используемом в семье языке. Суть в том, чтобы как можно раньше обеспечить мозгу ребенка доступ к разборчивой речи и осмысленной слуховой информации. Это позволит развить и связать между собой области головного мозга, ответственные за устную речь, грамотность и интеллект. Слух – это шаг к познанию.
Развитие слуховых отделов мозга
Изучение процессов развития мозга показало, что сенсорная стимуляция слуховых центров имеет решающее значение для фактической организации слуховых проводящих путей. Знакомя родителей и воспитателей ребенка с понятием «дверей в мозг», вы тем самым даете им представление об основах неврологии. Под нейропластичностью подразумевается способность мозга расти, развиваться и менять структуру под воздействием внешней стимуляции. Наибольшая нейропластичность отмечается в течение первых трех с половиной лет жизни. Чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Быстрый рост мозга ребенка требует раннего вмешательства, включающего, как правило, подбор слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов в сочетании с индивидуальной программой развития слуховых навыков. Организация мозга напрямую зависит от чистоты и сохранности слуховой информации. Если некомпенсированная тугоухость «отфильтровывает» (частично или полностью) речевые звуки, мозг перестроится с учетом нехватки необходимой слуховой информации.
Фундаментальные научные исследования показывают, что если в ранние годы жизни ребенка мозг не имеет доступа к разборчивой речи, слуховая информация не координирует активность первичной и вторичной слуховой коры. Кроме того, при запоздалом (по завершении критического периода развития речи) начале слуховой стимуляции нарушаются функциональные связи и взаимодействие первичной и вторичной слуховой коры, что еще более усложняет процесс слухового обучения. Нарушение связей между первичной и вторичной слуховой корой оказывает значительное негативное воздействие на развитие слуха и устной речи. Если слуховые сигналы недостаточно эффективно передаются из первичной слуховой коры во вторичную, последняя не может передать информацию в другие области мозга для формирования смысловых слуховых образов. Этот процесс называют «нисходящая деградация». Профессор Андрей Крал из Высшей медицинской школы Ганновера (Германия) использует эту взаимосвязанную модель глухоты для объяснения межиндивидуальной вариабельности результатов кохлеарной имплантации.
Слуховая депривация
Доказательства важности слуховой нейронной cтимуляции
В отличие от глаз, мы не можем «закрыть» свои уши. Мозг детей с нормальным слухом подвергается слуховой стимуляции на протяжении 24-х часов ежедневно. Мозг детей с тугоухостью имеет доступ к звуку, только когда они носят свои слуховые аппараты или кохлеарные импланты – гораздо меньше 24-х часов. К сожалению, ни одно из современных устройств не предназначено для круглосуточного использования. Тем не менее наш мозг создан для непрерывной слуховой стимуляции, даже во сне. Родители детей с нарушенным слухом часто говорят, что их дети просят не снимать слуховые аппараты даже на время сна.
Еще одно доказательство важности слуха состоит в том, что внутреннее ухо полностью формируется к пятому месяцу после зачатия. Поэтому типично развивающийся человеческий плод потенциально может слышать на протяжении четырех месяцев, находясь в утробе матери. Профессор кафедры психологии Тихоокеанского лютеранского университета (Такома, штат Вашингтон) Кристина Мун с коллегами в ходе одного исследования обнаружили, что вскоре после рождения младенцы по-разному реагируют на знакомые и незнакомые гласные звуки. Таким образом, окружающая речь, например голос матери, который плод слышит, еще находясь в утробе, влияет на восприятие используемого в семье языка на фонетическом уровне.
Приблизительно в возрасте одного года, то есть через 16 месяцев интерактивного слушания (включая внутриутробный период), ребенок с нормальным слухом начинает произносить слова. Важно помнить, что необходимое «время слушания» нельзя произвольно сократить, поэтому те месяцы, в течение которых мозг ребенка не имел полноценного доступа к слуховой информации, должны быть восполнены. Мозгу необходим обширный слуховой опыт, чтобы подготовиться к восприятию речевых сигналов. Важно, чтобы младенцы слышали свои собственные вокализации, создавая положительную обратную связь, мотивирующую их к частому использованию голоса.
Слух и слушание – синонимы?
Слух и слушание – не одно и то же. Слух – это восприятие звуковой информации мозгом в результате поступления сигналов через «входную дверь» (ухо). С другой стороны, слушание – это целенаправленное внимание к слуховой информации, проявляющееся в активации префронтальной коры.
Перед тем как научиться (самостоятельно или с помощью окружающих) слушать, ребенок должен получить возможность слышать. В процессе слуховой и речевой терапии родители и специалисты применяют стратегии вмешательства, направленные на развитие и углубление слуховых, речевых и когнитивных навыков ребенка, с использованием правильно подобранных и запрограммированных аудиологом технических средств.
Чтобы мозг ребенка был одновременно слышащим и слушающим, нужно развивать внимание и рабочую память. Обучение должно происходить в акустически благоприятной обстановке. Надлежащая слуховая практика создает нейробиологическую основу не только для развития устной речи и грамотности, но и для соответствующих возрасту социальных и когнитивных навыков.
Необходимо развивать мозг
В отличие от других органов, к моменту рождения мозг развит не полностью – его развитие целиком зависит от окружающей среды. Поэтому в течение первых трех лет жизни речь родителей и взаимодействие с ними закладывают основы мышления и обучения.
Поскольку речь/информация лучше всего изучаются в социальном взаимодействии и разговоре с любящими людьми, именно родители обычно становятся первыми учителями своего ребенка: они учат его речи и знанию собственного дома. Поэтому с самого начала в семье должны пользоваться тем языком, которым ее члены лучше всего владеют, будь то английский, испанский, русский или жестовый. Только так можно обогатить мозг ребенка знаниями.
Ежедневно читайте вслух
Заключение
В данной статье предлагается описание нарушений слуха и технологий их коррекции, полезное для семей глухих и слабослышащих детей. Поскольку около 95% детей с нарушенным слухом рождаются в слышащих и говорящих семьях, большинство родителей считают слух и речь желательными результатами вмешательства. Важно помочь семьям понять, как достичь успехов в развитии этих навыков.
ДЕПРИВАЦИЯ: КАК РАЗРЫВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Лишение ребенка матери приводит к депривации – отсутствию эмоциональных и социальных навыков, а потом и к задержке развития. Почему возникает депривация и как можно помочь приемному ребенку восстановить свое психофизиологическое состояние?
Депривация – это неудовлетворенные потребности человека. В случае ребенка, живущего в детском доме, это лишение основных жизненных потребностей. В результате психической депривации у сирот формируются принципиально иные механизмы, чтобы приспособиться к жизни в детском доме. Но к жизни в обществе и правильному самоощущению, развитию личности ребенок неприспособлен.
«Психологическая депривация может приводить к личностным изменениям, серьезным поражениям интеллекта и характера», – отмечает психолог Наталия Мишанина, эксперт в сфере приемного родительства и социального сиротства.
В зависимости от испытываемых лишений психологи выделяют различные виды деприваций.
Материнская депривация. Малыш, оказавшийся в доме ребенка с самого рождения, лишается самого основного для полноценного психологического, социального и физиологического развития – материнской заботы и любви. Известно, что младенцы, переведенные в дом малютки, сначала, как и все дети, плачут и кричат – зовут маму. Но в какой-то момент этот плач прекращается. Психологи объясняют: ребенок осознает, что звать маму бесполезно, она не придет! Ребенок-сирота начинает вести себя совершенно иначе. Молчащий малыш – это ненормальная ситуация. Позже такие дети научаются и самостоятельно себя успокаивать и укачивать. В домах ребенка можно увидеть, как малыши в кроватках постоянно качаются – так они сами заменяют себе руки мамы, которые бы баюкали и успокаивали. Рядом нет взрослых, которые бы окружили ребенка теплом и любовью, ради которых бы он старался развиваться и расти. Развитие ребенка замирает.
Если ребенок более старшего возраста растет в атмосфере нелюбви, физического и эмоционального насилия – или в детском доме, или в семье – то он также может испытывать психологическую депривацию. Например, если ребенок живет с мамой, но недополучает заботу и любовь, также наблюдается задержка социально-псхиологического развития ребенка. Даже если ребенок живет в кризисных социальных условиях (например, семья бедна, в доме неубрано, часто не бывает достаточно еды), но при этом имеет постоянный физический телесный контакт с матерью, он не испытывает соматических расстройств. И наоборот, жизнь даже в самом лучшем детском доме, обеспечивающем полноценное питание и уход за детьми, приводит воспитанников к расстройствам и депривации.
Сенсорная депривация. «Такая депривация проявляется, когда ребёнку не хватает возможностей и стимулов для расширения представлений об окружающем мире, – поясняет психолог Наталия Мишанина. – Для развития ребенку необходимо создать определённые условия. Обедненная среда вредна. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, характерно резкое отставание в развитии, неразвитость речи, умственного развития и двигательных навыков».
Кстати, напомним, что подводники, космонавты, участники длительных северных экспедиций, спелеологи после возвращения нуждаются в восстановлении психического состояния, поскольку испытывают во время своей профессиональной деятельности (из-за ограниченного пространства и ограниченных возможностей в общении) значительные изменения во взаимоотношениях и работе мозга. А дети в детских домах постоянно живут в таком по сути замкнутом пространстве и обществе.
Познавательная и двигательная депривация. «Ребенок должен развиваться в условиях, где возможно его обучение и приобретение новых навыков, иначе он не постигает окружающий мир», – поясняет Наталия Мишанина. Недаром для малышей разрабатываются самые различные развивающие игрушки: движение предметов и игра с ними стимулирует маленького ребенка к двигательной активности. Движение важно и для ребенка постарше. Если ребенок ограничен в пространстве, ему не дают двигаться, запрещают бегать и прыгать, кричать и всячески проявлять свою активность и реализовывать накопившуюся энергию, он постепенно впадает в апатию или, наоборот, проявляет агрессивное поведение. Вспомним, что дети в ДДИ – домах для детей-инвалидов – постоянно живут в своих кроватках и лишены возможности двигаться и изучать внешний мир, такое «растительное» существование приводит к резкому снижению умственного развития, физическим недугам и даже летальным исходам.
Эмоциональная депривация. «Это один из самых тяжелых видов депривации – лишение ребёнка эмоционального контакта. Недостаточные эмоциональные контакты со взрослыми, прежде всего с мамой, мешают формированию личности ребенка», – замечает психолог. Стоит помнить, что постоянное нахождение в коллективе детского дома как раз не способствует эмоциональному развитию, потому что бесконечное обилие контактов с разными людьми не учит эмоциональным связям. Часто дети, живущие в детском доме, жалуются на невозможность остаться наедине с собой и своими мыслями. Это похоже на существование человека в местах заключения, заключенные вынуждены ходить строем, постоянно жить в коллективе, все (есть, спать, гулять) только по команде и с разрешения. «Дети, лишенные эмоциональных привязанностей и обладающие скудным эмоциональным поведением, не умеют правильно реагировать на заботу, ласку и душевное тепло, обращенное к ним, не знают, как правильно радоваться, часто уже во взрослом возрасте они не умеют строить эмоциональные отношения с другими людьми, им сложно любить и строить семью», – рассказывает Наталия Мишанина.
В чем может выражаться депривация?
Сниженное интеллектуальное развитие ребенка влияет на неразвитость процессов познания, слабое внимание и память, слабо развитое мышление, отставание в учебе.
Во взаимоотношениях со сверстниками ребенок с депривацией может не уметь играть и общаться: не замечать просьб или обид других детей, не уметь играть в ролевые или командрые игры. Часто такие дети вообще стремятся играть отдельно.
В нравственной сфере ребенок с депривацией может быть склонен к асоциальным поступкам, часто имеет сниженную ответственность, агрессивное поведение, у него отсутствует эмпатия – способность сопереживать и сочувствовать, не принимает моральные нормы общества.
Депривация приводит к тому, что ребенок не осваивает социальные роли и не понимает, как складываются взаимоотношения в обществе и различных социальных группах, а также не воспринимает себя как личность и как члена общества.
Ребенок с депривацией проявляет нарушения взаимодействия с социумом, отстутствие мотивации и целеустремленности, несамостоятельность, сниженную самооценку, повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, стресс и утомляемость.
В итоге воспитанники детских учреждений отличаются от своих ровесников, растущих в семье, специфическими психологическими чертами. В частности, они слабо ориентированы на будущее, имеют неразвитые эмоции, образ «Я» у таких детей плохо сформирован (им привычнее образ «МЫ»), ребенок не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, несмотря на постоянную жизнь в коллективе – не умеет строить границы, понимать людей, часто подвергается управлению (поскольку не умеет отстаивать свои интересы и защищаться), часо инфантилен и впадает в зависимости.
При этом ребенок все равно нуждается в семье, однако без опыта семейной жизни ребенку с депривацией нужно время для освоения новой жизненной ситуации. Приемные родители и другие члены семьи для него – чужие люди, процесс адаптации может затянуться и на годы.
Можно ли преодолеть последствия депривации?
Когда приемный ребёнок появится у вас в семье, создайте ему безопасные условия и безусловное принятие. Не торопите события. Дайте ребенку время «оттаять», присмотреться к вам, привыкнуть к обилию незнакомых ситуаций, правил, принципов жизни.
Ребенок будет испытывать чувство страха и недоверия, несмотря на всю вашу заботу. Это нормально. Пройдет время, прежде чем приемный ребенок научится испытывать доверие, радость, покой, благодарность, сочувствие, признательность.
Нужно будет дать ребенку то, чего он был лишен в период сиротства. Обеспечьте сенсорно богатое окружение, обучите необходимым бытовым и социальным навыкам, постепенно, без спешки и навязывания, учите его самым разным социальным ситуациям. Помогите научиться быть в социуме, взаимодействовать с разными людьми и ситуациями.
Постепенно вы станете для ребенка значимым взрослым, которому можно доверять. Позже придет дружба и, возможно, любовь. Не требуйте от ребенка любви, ему еще нужно очень долго этому учиться. Дарите ребенку свое время и внимание.