в чем заключается реакция дюма
Препаративные способы получения алканов
Нефть и природный газ как источники алканов имеют тот недостаток, что алканы выделяются при различных типах переработки в виде смеси. Выделение из таких смесей индивидуальных соединений представляет собой трудную задачу, особенно с ростом числа атомов углерода, так как при этом резко возрастает количество структурных изомеров, а различия в физических свойствах становятся все меньше.
Известные методы разделения, такие, как перегонка, экстракционная кристаллизация с мочевиной (образование клатратов с н-алканами), молекулярные сита (пропускают н-алканы), становятся неэффективными для тяжелых алканов. По этой причине для получения определенных алканов используются синтетические методы.
Препаративные методы получения алканов можно разделить на две большие группы: с сохранением углеродного скелета исходного соединения; с изменением углеродного скелета.
Синтезы с сохранением углеродного скелета
К этим способам относятся методы восстановления любых других классов органических соединений в алканы. Каждый класс требует специфических условий реакции и соответствующего восстановителя, все определяется реакционной способностью восстанавливаемой группы. Так, если алкены и алкины легко гидрируются каталитически (мелкораздробленные никель, платина, палладий), то магнийорганические соединения легко восстанавливаются уже от контакта с водой:
Более подробно реакции восстановления рассмотрены в последующих разделах.
Синтезы с изменением углеродного скелета
Взаимодействие алкилгалогенидов с металлическим натрием дает в качестве основного продукта алканы, побочного — алкены, с промежуточным образованием натрийалкила:
Помимо рекомбинации возможны β-распад, диспропорционирование. Исключительно высокая реакционная способность натрийорганических соединений затрудняет исследование механизма этой реакции и контроль процесса, особенно в случае низших алканов.
Препаративное значение реакция Вюрца имеет для получения симметричных алканов.
Реакция Кольбе (1849 г.) также позволяет получать симметричные алканы через промежуточное образование радикалов при электролизе натриевых или калиевых солей карбоновых кислот:
CH3COONa + NaOH → CH4 + Na2CO3
Этот удобный препаративный метод получения метана можно осуществлять и в школьной химической лаборатории.
Карта заданий для изучения реакции Дюма и Кольбе
Карта заданий для изучения реакции Дюма и Кольбе
Синтез Дюма: из солей карбоновых кислот сплавлением со щелочью получают алканы:
Реакция Кольбе : электролиз растворов солей карбоновых кислот:
1.И реакцией Дюма и реакцией Кольбе получают….
2.Для реакции Дюма используют вещества: ….
3.Реакция Кольбе сводится к ….
4.При электролизе раствора CH 3 COOH на катоде образуется …, а на аноде ….
Жан Батист Андре Дюма
Адольф Вильгельм Герман Кольбе
Внёс ряд усовершенствований в лабораторную аппаратуру; в частности, одним из первых применил обратный холодильник (1847).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-426688
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Именные реакции в органической химии очень часто носят имя исследователя, который открыл или исследовал такую реакцию. Нередко реакции называются двойными именами учёных.
Такое случалось, когда автор первого издания впервые открыл и исследовал реакцию, а второй учёный одновременно опубликовал точно такие же материалы.
Ниже приведён список именных химических реакций, которые чаще всего встречаются на экзаменах.
Именные реакции в органической химии для подготовки к ЕГЭ
Абитуриенту, поступающему на химический факультет, необходимо знать ряд именных реакций. Далее рассмотрим таблицу всех необходимых реакций для подготовки к сдаче ЕГЭ.
Реакция Вюрца
Основана на методе, в котором проходит синтез симметричных насыщенных углеводородов, в которых воздействует металлический натрий на моногалогенопроизводные углеводородов (чаще всего разновидность бромидов или иодидов). В результате получаем удвоенный углеродный скелет.
Реакция считается подходящей для получения симметричных алканов:
Реакция Вюрца-Фиттига
Разновидностью предыдущей реакции считается реакция Вюрца-Фиттига, в результате которой образуются ароматические углеводороды:
Реакция Дюма
Нагревание смеси соли карбоновой кислоты и гидроксида Na, при котором происходит отщепление группы COONa от молекулы соли:
Реакция Кольбе
Получение насыщенных углеводородов путём электролиза водных растворов калиевых или натриевых солей карбоновых кислот:
Синтез Густавсона
Результат отщепления двух атомов галогена от дигалогеналканов:
Магний возможно заменять цинком.
Синтез Лебедева
Процесс получения бутадиена из этанола:
Реакция Бутлерова
Процесс получения моносахаридов из формальдегида в слабощелочном водном растворе при наличии ионов металлов, к примеру кальция:
Реакция Коновалова
Механизм нитрования алифатического, алициклического и жирноароматического соединения разбавленного НNО3:
Эффект Хараша
Процесс присоединения бромоводорода при наличии перекиси. Реакция проходит вопреки правилу Марковникова:
Реакция Вагнера
Взаимодействие перманганата калия и холодного раствора воды – процесс мягкого окисления алкенов (образуется диол). Уравнение выглядит следующим образом:
Реакция Кучерова
Механизм, при котором получаются карбонильные соединения из алкинов при наличии соли ртути (II) в кислой водной среде. В результате гидратации получается енол, изомеризующийся в разновидность альдегида или кетона.
Реакция Зелинского
Способ тримеризации ацетилена. Процесс проходит во время пропускания ацетилена над активированным углем. Получается раствор бензола:
Реакция Зинина
Образование ароматического амина путем восстановления нитросоединений в растворах в щелочной и нейтральной среде:
Реакция Фриделя-Крафтса
Процесс алкилирования или ацилирования ароматического соединения при наличии катализатора кислотного характера, минеральной кислоты, окислов, катионообменной смолы.
Агентами алкилирования являются алкилгалогенид, олефин, спирт, сложный эфир; ацилирования — карбоновая кислота, её галогенангидрид и ангидрид.
Общий вид процесса:
C₆H₆ + R-Hal = [AlCl₃] => C₆H₅-R + Hhal.
Реакция Зелинского–Казанского
Получение бензола из циклогексана при температуре 420-480 0 С:
Реакция Прилежаева
Каталитическое окисление этилена с получением эпоксида. Автор реакции российский химик органик Н. А. Прилежаев.
Реакция происходит при температуре 200 0 С:
ДЮМА, ЖАН БАТИСТ АНДРЕ
ДЮМА, ЖАН БАТИСТ АНДРЕ (Dumas, Jean Baptiste André) (1800–1884), французский химик. Родился 14 июля 1800 в Але. Обучался аптекарскому делу, в 1816 отправился в Женеву, где работал помощником фармацевта в одной из аптек, имевшей лабораторию. Занимался в Женевском университете, увлекся химией и физиологией. В 1823 по совету А.Гумбольдта, который обратил внимание на молодого ученого, переехал в Париж. Работал препаратором в Политехнической школе, преподавал химию в лицее. В 1832 стал преемником Гей-Люссака в Сорбонне, оставался там до 1868. Одновременно работал в Политехнической школе (с 1835 в должности профессора), Центральной школе искусств и ремесел (1829–1952), Медицинской школе (с 1939). После февральской революции 1848 стал членом Национального собрания, затем министром земледелия и торговли. Был членом сената (1856), президентом муниципального совета Парижа (1859), начальником монетного двора (1868). После 1870 отошел от политической деятельности и целиком посвятил себя науке.
Работы Дюма относятся преимущественно к области органической химии. В 1826 он предложил способ определения плотности паров различных веществ. В 1827 определил состав ацетона и сложных эфиров; совместно с П.Булле высказал предположение, что этиловый спирт и его эфиры – это производные этилена. На этом основании ими была построена теория этерина, которую можно считать предшественницей теории радикалов. В 1837 Дюма и Либих в совместной статье определили органическую химию как химию сложных радикалов – групп атомов, остающихся неизменными в ходе химической реакции.
Следует отметить и такие труды Дюма, как получение метанола из мятного масла (1825), извлечение антрацена из каменноугольной смолы (1831), установление (совместно с Э.Пелиго) того факта, что жиры являются сложными эфирами. Кроме того, ученый занимался вопросами кроветворения, определения химического состава крови, борьбы с филлоксерой (вредителем виноградников).
Дюма – автор учебника по химической технологии Курс химии в приложении к ремеслам (Traité de chimie appliqueé aux arts, v. 1–8, 1828–1846) и выдержавших несколько изданий Лекций по химической философии, где изложено развитие химических теорий. В 1840 Дюма был избран членом Лондонского королевского общества, в 1880 – Берлинской академии наук, в 1845 – иностранным членом Петербургской академии наук. В 1859 стал президентом Французского химического общества.
Именные реакции в органической химии
ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
1. Реакция М.И. Коновалова
Если к моногалоген-замещённому углеводороду добавить металлический натрий, то образуется два моль галогенида натрия и радикалы углеводородов соединяются между собой, т. е. происходит увеличение углеродной цепи.
3. Реакция Кольбе – Шмидта
Получение углеводородов электролизом растворов солей карбоновых кислот (электрохимический метод).
Способ получения метана из ацетата натрия при сплавлении с твёрдой щёлочью.
Получение циклоалканов из дигалоген-замещённых.
6. Правило В.В. Марковникова
При присоединении галогенводорода к алкену (или алкину) водород присоединяется к более гидрированному (или гидрогенизированному) атому углерода, т. е. атому, при котором находится больше атомов водорода, а галоген – к менее гидрированному.
7. Правило А.М. Зайцева
При отщепление атома водорода в реакциях дегидрогалогенирования и дегидратации происходит преимущественно от наименее гидрированного (или гидрогенизированного) атома углерода.
Окисление алкенов перманганатом калия в слабощелочной среде, приводящее к образованию гликолей.
9. Реакция С.В. Лебедева
Одновременное дегидрирование и дегидратация этилового спирта в присутствии амфотерных оксидов с образование бутадиена-1,3.
10. Реакция М.Г. Кучерова
Гидратация ацетилена в присутствии солей ртути с образованием ацетальдегида.
11. Реакция Фриделя – Крафтса
Реакция получения гомологов бензола в присутствии хлорида алюминия.
12. Реакции Н.Д. Зелинского (получение бензола)
тримеризация ацетилена на активированном угле 3 C 2 H 2 = (акт. уголь) C 6 H 6
13. Реакция Вюрца – Фиттига
Взаимодействие натрия со смесью галогенбензола и галогеналкана с образованием толуола.
14. Реакция Сергеева – Удрисома – Кружалова
Получение фенола из бензола через кумол (Кумольный способ).
15. Реакция А.У. Уильямсон (синтез Вильямсона)
Получения простых эфиров алкилированием алкоголятов или фенолятов алкилгалогенидами.
16. Реакция К.С. Кирхгофа
Реакция превращения крахмала в глюкозу при каталитическом действии серной кислоты.
17. Реакция Н.Н. Зинина
Метод получения ароматических аминов (в том числе анилина) восстановлением нитросоединений.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-008596
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.