в чем заключается различие между научной новизной и теоретической значимостью
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Разделы научная новизна, теоретическая значимость не являются обязательными, они относятся к тем работам, в которых действительно получены новые для педагогической, психологической науки результаты. Как правило, эти разделы строятся в следующих формулировках: разработаны/составлены (например, основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о. ), определены (педагогические/психологические условия. ), выявлены (совокупность чего-либо), установлены (критерии) и т.д.
Научная новизна — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего научная новизна сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.).
Научная новизна может заключаться в уточнении данных о каком-либо психологическом феномене, в дополнении сведений о том или ином психическом явлении, процессе, в определении внутренних и внешних детерминант возникновения, развития и формировании психического образования; в определении структуры какого-либо процесса и критериев его оценки, в выявлении зависимости между исследуемыми переменными, а также в разработке средств влияния на развитие каких-либо свойств, качеств и т.д.
В квалификационных работах практически не ставится цель создания научной новизны. Так как студенту сложно открыть новое в науке. Новизна в данном случае, больше носит не объективный, а субъективный характер. То есть студент добывает новые для себя данные, получает новые сведения, устанавливает новые факты и закономерности, создает новые ситуации, адаптирует методику – в этом и просматривается новизна. Тем не менее, новизна должна быть более объективной. В чем же она может заключаться? Каковы ее параметры?
1. Изучение уже известного в науке явления, но на новом экспериментальном материале.
2. Получение результатов на другой выборке, в новых условиях.
3. Рассмотрение явления с точки зрения нового подхода.
4. Изучение известного в науке явления более совершенными методами.
5. Разработка новых программ и т.д.
НАПРИМЕР:
Тема: «Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка».
Научная новизна исследования состоит:
1) в рассмотрении родительских позиций во взаимодействии с другими позициями личности родителей;
2) в анализе родительских позиций как системы отношений родителя;
3) в выделении в качестве основного признака эффективности родительских позиций их адекватности;
4) в выявлении зависимости воспитательной практики семьи от адекватности родительских позиций;
5) в составлении технологии коррекции воспитательной практики родителей на основе формирования адекватных родительских позиций.
Тема: «Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством факультативного курса «Шаг к успеху»».
Научная новизна исследования состоит:
1) в обобщении и систематизации форм, методов и приемов работы психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности;
2) в составлении программы психолого-педагогического факультатива «Шаг к успеху», направленной на подготовку студентов к профессиональной деятельности.
В разделе «Практическая значимость» нужно указать область практического применения полученных результатов исследования, если она, разумеется, есть. Практическая значимость работы может состоять в разработке (составлении) системы работы, программы формирования/развития какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д.
НАПРИМЕР:
Тема: «Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка».
Практическая значимость исследованиясостоит в возможности применения составленной психолого-педагогической технологии в индивидуальном и семейном консультировании родителей. Она предназначена для гармонизации отношений между родителями, профилактики детско-родительских конфликтов и коррекции нарушений воспитательной практики в семьях подростков. Материалы исследования применимы в преподавании курсов «Психология семьи», «Педагогическая психология».
Тема: «Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством факультативного курса «Шаг к успеху»».
Практическая значимость исследования: составленная программа факультатива «Шаг к успеху» может быть использована в качестве средства психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности, педагогами-психологами и студентами при прохождении психолого-педагогической практики.
Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость
Исследования
Понятие «новизна» шире, оно включает и теоретическую значимость и количественные данные, характеризующие личность ученика и воспитателя в новых условиях деятельности. В разделе научная новизна должно говориться о том, какой научный «кирпичик» создан исследователем, а в разделе «теоретическая значимость» – в какую часть, в какое место «здания» педагогической или методической теории он положен. Критерий новизны характеризует содержательную сторону результата, новые теоретические положения, не известные ранее в педагогической науке и практике. Выделяют теоретическую новизну (концепция, гипотеза, терминология и т. д.) и практическую новизну (правило, рекомендации, требования, средство и т. д.). Уровень новизны характеризует место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.
Критерий теоретической значимости характеризует ценностную сторону результата, показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области воспитания и обучения, определяет вклад автора в развитие педагогической науки.
По мнению А. И. Кочетова, теоретическая новизна исследования включает формулировку концепции исследования, моделирование процесса или явления, структуры личности или коллектива, выявление особенностей и тенденций развития процесса или явления, определение показателей (обучаемости, воспитуемости, мотивов поведения), по которым определяется результативность работы, и условий, которые содействуют развитию личности. В теоретическую новизну входит формулировка особенностей и тенденций развития процесса или явления в результате поиска.
Критерий практической значимости характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности, методике преподавания, которые произошли посредством внедрения результатов исследования в практику. Практическая значимость указывает, что должно быть изменено в практике обучения и воспитания: какие новые методы, приемы, новые средства использовать, что изменить в руководстве школой, в подготовке кадров [4].
Теоретическая и практическая значимость являются одним из основных критериев качества педагогического исследования.
Вопросы и задания
1. Раскройте логику научно-педагогического исследования.
2. Как обосновать актуальность темы исследования?
3. В чем состоит сущность научной проблемы?
4. В чем заключается различие между объектом и предметом исследования?
5. Как соотносятся в педагогическом исследовании цель и задачи?
6. Что такое гипотеза?
7. Чем гипотеза отличается от концепции?
8. Какие требования предъявляются к гипотезе?
9. Какого варианта формулировки задач Вы придерживаетесь? Почему?
10. В чем заключается различие между научной новизной и теоретической значимостью?
11. Что характеризует критерий практической значимости научно-педагогического исследования?
12. Раскройте методологический аппарат в выбранной Вами теме курсовой работы.
13. Какие критерии, по вашему мнению, характеризуют качество научно-педагогического исследования?
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследовании (Дидактический аспект) [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М., 1982.
2. Введение в научное исследование по педагогике [Текст]: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2003. – 207 с.
5. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф 02 – Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
6. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией [Текст]: пособие для начинающего педагога-исследователя /А. М. Новиков. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. – 112 с.
7. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – С. 26 – 36.
8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования [Текст] / Я. Скалкова. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
9. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования [Текст]: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 93 – 110.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
На стадии завершения исследования возникает необходимость, подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают – научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению. Кратко остановимся на этих аспектах оценки результатов научного исследования.
Необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования и все его методологические характеристики. В первом приближении вопрос о научной новизне результатов исследования, как правило, возникает еще на стадии определения предмета исследования – необходимо обозначить, относительно чего будет получено такое знание.
Новое знание в виде предположения о нем выдвигается в гипотезе. Но вот завершен определенный этап исследования или выполнена вся работа в целом. Теперь, при осмыслении и оценке промежуточных и окончательных результатов, нужно дать конкретный ответ на вопрос о его научной новизне: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы. И здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в науку.
Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).
Нужно различать два способа представления научной новизны результатов исследования: описание новизны и ее содержательное изложение. Простое описание (упоминание) полученных исследователем научных результатов уместно в том случае, когда новые результаты входят в состав других характеристик исследования, например, защищаемых положений или заключения о теоретической значимости работы.
Приведем примеры описания научной новизны результатов исследования: «выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний», или «определена эффективность игровых приемов обучения, применяемых в контексте современной методики руководства детской изобразительной деятельностью». Для целей методологической рефлексии подобное описание может оказаться достаточным, поскольку оно в общем виде включает и содержание полученных новых результатов. Без самих результатов описание их было бы невозможно.
Для экспертизы качества исследовательской работы может потребоваться содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием, чтобы читатель мог ясно представить, в чем конкретно они состоят.
Приведем пример такого изложения: «Определены дидактические основания требований к всесторонней проверке усвоения теоретических знаний в общественных науках. К их числу относятся: а) конкретизированный перечень целей изучения теоретических знаний в общественных науках; б) типология теоретических знаний, обеспечивающая всестороннюю их проверку у учащихся; в) требование усвоения знаний до готовности их к творческому применению».
Следующие два критерия, определяют значимость результатов исследования для науки и практики.
Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.
Нередко определение новизны и теоретической значимости идут под одной рубрикой и, фактически, в лучшем случае дело сводится к научной новизне.
Подобный подход допустим только в том случае, если исследование носит явно выраженный теоретический характер. Более правильным будет сначала выделить положения, которые ранее отсутствовали в науке и получены исследователем в результате научного поиска, а затем показать их теоретическую значимость для дальнейшего развития науки.
Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.
Определяя значение проведенного исследования для практики, ученый отвечает на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?» Поэтому простое упоминание о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не дает представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой научной работы.
Критерий готовности результатов психолого-педагогического исследования к использованию и внедрению определяет степень этой готовности:
а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;
б) результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны психолого-педагогические указания, методические предписания;
в) результаты не готовы к внедрению.
Таковы основные требования к оценке результатов научно-педагогического исследования.
Защищаемые положения.У молодых исследователей часто возникают вопросы: Какие положения научной работы выносить на защиту? Как их правильно сформулировать? Сколько таких положений должно быть? Постараемся кратко дать на них ответы.
На защиту, как правило, выносятся те положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы. Они должны представлять собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит «в чистом виде» что-то спорное, не очевидное, что нуждается в защите и что, поэтому, нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями.
Такие положения содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности, критериях, требованиях, границах, функциях и т. п.
Таким образом, на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите.
Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для диссертационной работы их может быть не более 3–5, а для курсовой и дипломной работы не более 2 – 3.
Особенно важно обратить Ваше внимание на связь результатов исследования с такими его компонентами как цель, задачи, гипотеза и положения, выносимые на защиту.
К сожалению, достаточно часто в авторефератах, дипломных и курсовых работах можно встретить полное или частичное несоответствие между ними. В частности, полученные результаты в терминологическом и в содержательном плане резко отличаются от тех конкретных задач, которые были определены исследователем на начальном этапе своей работы.
Например, в задачах исследование провозглашается необходимость разработки методики проведения учебных занятий с использованием современных информационных средств обучения, а в теоретической и практической значимости результатов исследования речь уже идет о спроектированной автором информационной технологии обучения или о программе поэтапного внедрения в учебный процесс информационных средств.
Такие же несоответствия часто встречаются между сформулированной гипотезой и полученными научными результатами. В этом случае вполне обоснованно у рецензентов, официальных оппонентов, членов диссертационных советов, членов государственной аттестационной комиссии и других лиц при ознакомлении с научной работой, возникают вопросы: Удалось ли автору решить заявленные им задачи исследования? Подтверждена или опровергнута гипотеза исследования? Удалось ли автору достичь той цели, которую ставил перед собой, выбирая тему исследовательской работы?
Чтобы эти вопросы не возникали необходимо очень тщательно увязывать между собой все компоненты научного аппарата исследования, сверяя их с логикой научной работы.
Завершая обзор методологических характеристик компонентов психолого-педагогического исследования, еще раз подчеркнем, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования.
Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – один из аспектов ее изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. В определенном смысле предмет выступает как модель объекта.
Таким образом, перечисленные компоненты научного аппарата исследования составляют систему, элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно их дополнять. По степени согласованности этих элементов можно судить о качестве самой научной работы.
В этом случае система методологических характеристик выступает интегральным показателем ее качества. Взаимосвязь и взаимозависимость всех рассмотренных компонентов находит свое выражение в замысле, логике и методике проведения психолого-педагогического исследования. Об этом более подробно речь будет идти в следующих лекциях.
Изложенный в лекции материал не должен восприниматься как совокупность жестких предписаний, стесняющих свободу научного творчества. Методологические нормы, изложенные в ней – это не более чем азбука науки, то, без чего само творчество вряд ли возможно. Никто ведь не считает, что орфографические нормы или правила грамматики ограничивают творчество писателя. Чтобы писать, он должен знать азбуку. Выразить себя в науке можно, лишь овладев методологической грамотой.
Литература
1. В.В. Краевский. Методология педагогического исследования. – Самара: СамГПИ, 1994.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Что такое теоретическая и практическая значимость научной работы 1918
В статье о научной новизне мы говорили, что этот компонент делает работу достойной внимания. Но попробуем поставить более высокую цель. Пусть нашу работу не просто прочитают авторитетные ученые, а еще и используют ее основные результаты. Для достижения этого необходимо убедить аудиторию в наличии теоретической и практической значимости представленного исследования. Выясним, что это такое, чем они отличаются и как их обосновать.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость научной работы – это ее академическая ценность. По смыслу она близка к научной новизне. Только последняя в упрощенном понимании характеризуется соответствием критерию «чего не было в науке», а теоретическая значимость – «чего не было в науке и чего ей не хватало».
В зависимости от категории выполняемой работы, отличаются и требования к этому элементу. Это может быть
В более узком смысле теоретическую значимость результатов понимают как возможность пополнения общепризнанной базы знаний в выбранной сфере этими результатами. Проще говоря, если ваша работа обладает академической ценностью, ее выводы имеют шансы попасть на страницы учебников.
Практическая значимость
Практическая значимость – это прагматическая ценность исследования. Здесь уже недостаточно попасть на страницы отраслевой литературы. Практическая значимость работы означает, что ее результаты можно использовать на практике.
Понимание прагматической ценности отличается для технических, естественных и гуманитарных наук. Первые и вторые, как правило, имеют прикладной характер, и результаты исследований проще реализовать. Иногда для подтверждения практической значимости работы достаточно приложить акт внедрения.
В гуманитарных науках прагматическая ценность не так очевидна. Она может заключаться в:
Отличается и масштаб практической значимости. В курсовой или дипломной работе студента она может отсутствовать вовсе или сводиться к пользе для единственного предприятия, на котором автор проходил практику и получил необходимые материалы.
В статьях и диссертациях прагматическая ценность должна распространяться более широко – на всю отрасль или сферу жизни общества.
Где искать значимость, если идей не хватает
Если не получается сформулировать теоретическую и практическую значимость своего исследования, следует проанализировать результаты с точки зрения эффективности. Есть 3 основных направления:
По первому направлению в большей степени находится теоретическая значимость, по третьему – практическая. Под социальной эффективностью могут одновременно скрываться оба вида ценности исследования.
Удачные формулировки теоретической и практической ценности
Предлагаем ознакомиться с выдержками из научных работ. Анализируя примеры опытных коллег, вы быстрее научитесь формулировать теоретическую и практическую ценность своих работ.
Изложение теоретической и практической значимости данной работы – практически образцовое. Академическую ценность составляют две разработанные автором модели и предложенный им оригинальный метод оценки перфузии. Новизна сочетается с нужностью, а две отрасли – техническая и медицинская – пополняются принципиально новыми знаниями. Прагматическая ценность обоснована довольно грамотно. Автор не просто перечисляет значимые результаты, но и объясняет причины их ценности.
Нормативные рекомендации – достойный вариант обоснования практической значимости. К тому же для архитектурных наук они действительно имеют большую ценность. Усиливает впечатление предложение использовать результаты исследования для решения социальных задач национального проекта.
Наглядный пример того, как практическая значимость формулировалась через поиск социальной эффективности. Для медицинских наук это очень важно. Автор утверждает, что разработанные им методики улучшат качество жизни больных, повысят эффективность их лечения и не приведут к ухудшению состояния здоровья. Также он упоминает и о ценности результатов для врачей-онкологов, которым точно облегчит работу составленный алгоритм схем лечения.
В искусствоведении сформулировать теоретическую значимость значительно проще, чем практическую. Автор использовал возможности по максимуму: упомянул новые ракурсы исследования, расширение научных представлений об оперном театре, наметил дальнейшие направления работы. Практическая значимость не ограничилась использованием материалов работы для преподавания. Автор сумел найти ценность непосредственно для практиков театра, что ощутимо повысило ценность работы.
Этот пример показывает, как практическую значимость выражают через экономическую эффективность. Работа предлагает сочетание форматов занятости, позволяющее высвободить трудоспособность персонала. В целом, как подчеркивает автор, исследование поможет модернизировать систему управления персоналом.
Социологические науки дают возможность проводить исследования, имеющие одинаково ярко выраженные теоретическую и практическую ценность. Академическая значимость представлена ценными знаниями для социологии по крайне актуальному вопросу – нахождению баланса работы и родительства. Прагматическая значимость работы заключается в ее высоком потенциале для переориентации всей социальной политики в отношении работающих родителей.
Исследования в сфере языкознания позволяют получить результаты, теоретически значимые для множества смежных отраслей. Данная работа обогатила понятийный аппарат и методологический инструментарий нескольких наук и пограничных научных направлений. Новый подход к реконструкции гуманитарного знания – неожиданный результат для лингвистического исследования, а потому обещает революционные изменения в гуманитаристике в целом.
Применимость результатов для формальной реконструкции научных теорий – как раз тот случай, когда выявляется скрытая прагматическая ценность гуманитарного исследования. А когда философское исследование раскрывает процедуры, которые можно использовать в процессе автоматического моделирования теоретико-познавательной деятельности, это полностью меняет представления о философии. Подобный результат действительно имеет именно практическую ценность.
Юридические науки – самые «удобные» среди прочих гуманитарных в плане написания практически значимых работ. Рекомендации по внесению поправок в законодательство – беспроигрышный вариант, чем и воспользовался автор данной работы.
Теоретическая значимость данного исследования обеспечивается созданием научных основ для прикладного объекта исследования. Практическая ценность сводится к предложенным рекомендациям, значимость которых автор раскрывает через открывающиеся возможности для оптимизации работы геологов.
Также рекомендуем прочитать
Как выбрать тему научной статьи
Научное творчество – дело сугубо самостоятельное. Относится это и к выбору темы исследования. Некоторых молодых ученых на первых этапах направляют научные руководители. Но аспирантура быстро закончится – и подсказывать будет некому. Поэтому лучше сразу привыкать планировать исследования без посторонней помощи. Редакция журнала «Молодой ученый» поможет вам в выборе тем ваших будущих статей. Представляем 7 стратегий, успешно используемых на практике.
Вредные советы по написанию заключений
Цикл наших юмористических статей подходит к концу. Сегодня нашей мишенью станут заключения. Их отсутствие обычно не так бросается в глаза. Но при внимательном прочтении их наличие и качество довольно наглядно характеризуют научный уровень автора.
Как придумать хорошее название для научной статьи
Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.