в чем заключается работа звукорежиссера в театре

Театр vs звукорежиссура. Интервью с Аллой Соловей

Ленинградский Большой театр кукол

Я беседую со своей давнишней знакомой, звукорежиссёром Аллой Соловей, когда-то известной в рок-кругах, а в середине девяностых признанной одной из пятисот политиков Санкт-Петербурга.

Лена Карцева: Расскажи, как ты работала в театре. У вас там была студия звукозаписи?

Алла Соловей: Студия была в Большом театре кукол, но не имела звукоизоляции. Огромный репетиционный зал, несколько окон выходили на трамвайную линию на улице Некрасова, шумно, поэтому писать качественно, как в студиях Дома радио, мы не могли. Спектакли вели из радиобудки. Я нарочно говорю не радиоложа, как полагается, а будка, потому что 2 квадратных метра и окно в виде дырки, через которую слушают звукорежиссёры, больше напоминает собачью будку, за спиной впритык мощные ламповые усилители, которые по нормам должны отстоять от человека на несколько метров, а мы спинки грели, что вредно для здоровья. В ТЮЗе у нас была настоящая ложа в зрительном зале. Ещё такую же ложу я видела у своих коллег в Театре Музыкальной комедии. В других театрах бывало и хуже, сидит звукооператор в будке за стеклом, как в своё время в Большом драматическом театре им. М. Горького, ничего не слышит, ведёт спектакль по команде помрежа через трансляцию и по партитуре, где расписано, на каком уровне надо выставить микшер — регулятор громкости. Это уже не звукорежиссура, а издёвка. Но так у них было, в одном из лучших театров страны. Мы же вели спектакли, как на радио прямой эфир, ошибиться нельзя, постоянное напряжение, сравнимое с работой авиадиспетчера, с той только разницей, что в театре от твоей ошибки зрителю ни жарко, ни холодно. В худшем случае помощник режиссёра напишет докладную, что где-то перетишили или перегромчили, или поздно дали музыку. Но со мной такого практически не случалось. Мой муж говорил, когда кому-то из моих коллег предъявляли претензии по звуку: «Жертв нет? Никто не умер? Самолёты и то падают. »

Лена Карцева: Твой муж был остроумный. Он тоже звукорежиссёр?

Алла Соловей: Он асс! Лучший по профессии в 70-х годах, имел грамоту от Управления культуры. У нашего театра был самый лучший звук в городе. С мужем у нас был профессиональный тандем — лучший радиоинженер он, а я лучший звукорежиссёр. В студии муж подключил пульт звукозаписи, установил профессиональные венгерские магнитофоны STM стерео и моно для магнитной записи, цифровой ещё не было. А в радиоложе, или в радиобудке, фонограмму спектакля воспроизводили с отечественных магнитофонов МЭЗ-28. Мини-диски начали использовать в театрах в конце 90-х.
Если у плёнки были склейки, а без них никак, то бывало, что они расклеивалась, потому что высыхал клей на ацетоне. Если это происходило во время спектакля, нужно было стоя доить плёнку на пол, чтобы не останавливать музыку и не срывать спектакль, в животе на нервной почве спазмы, тебя трясёт. Потом в короткую паузу нужно оборвать плёнку, зарядить её на другую бобышку, чтобы продолжить спектакль, после спектакля сматываешь плёнку, чтобы не повредить, назад, склеиваешь. В общем, нервотрёпка. До сих пор снится этот кошмар! Позднее появились скотчи, склейки стали понадёжней.
Наша радиоложа была оборудована самым современным пультом, установленным ИРПА (Институт радиоприёма и акустики). У мужа были надёжные связи с инженерами этого института, и лучшая техника поступала в первую очередь в тот театр, где он работал: сначала в Ленинградский ТЮЗ, потом в БТК. Даже московские театры, где мы гастролировали, не имели такого качественного звукового оснащения, как у нас. Например, в московских театрах им. Ленинского комсомола и им. Маяковского, где мы гастролировали, пульты звукорежиссёра были очень убогонькие. Напомню, это был конец 60-х и все 70-е годы.
Многому в профессии я научилась у своего мужа. Мы с ним в двух театрах работали. В ТЮЗе познакомились, сблизились, потом разошлись, я уволилась, потом опять сошлись, и тогда он уволился из ТЮЗа. После этого мы поженились и вот тогда, уже как супруги, стали работать вместе в Большом театре кукол.

Лена Карцева: Ну, вы даёте! Разошлись — сошлись. Как у вас всё сложно и весело.

Алла Соловей: Да, много раз расходились, дважды женились. Муж говорил: «Чёрт не одну пару сапог стёр, пока нас свёл». А я бы добавила от себя: «Связался чёрт с младенцем».

Лена Карцева: Это кто же из вас чёрт?

Алла Соловей: Суди сама: я от него уходила, а потом увольнялась с работы.

Лена Карцева: Не жалеешь, что ушла из театра?

Алла Соловей: Нет. Иначе не было бы движения вперёд, развития, встреч с новыми интересными людьми, профессионального роста. Театр это болото, ведёшь одни и те же спектакли по 20, 40, 100 раз, оскомину набило. А я ушла на Ленинградское радио. Радио, телевидение — там жизнь кипит, бурлит… Я всегда говорила своим студентам-практикантам: идите на телестудию или радио, там вы будете главные в профессии, особенно на радио звук — это всё. На ТВ, конечно, важнее картинка, звук на втором месте, как и в кино. А в театре вы — обслуга, радисты.

Лена Карцева: Почему радисты? Это же на кораблях радисты.

Алла Соловей: Раньше в театрах были должности радистов, название звукорежиссёры и звукооператоры ввели в штатное расписание позднее, годах в 80-х, и то не во всех театрах. Звучит красиво, будто бы ты режиссёр звука. Но в театре ты не режиссёр своего звука, а исполнитель той партитуры, которую дал режиссёр-постановщик спектакля: где тихо, где громче, и никакой самодеятельности. Прерогатива режиссёра-постановщика не позволит удовлетворить ваши позывы к творчеству при музыкальном оформлении спектакля. Волеизъявление звукорежиссёра в театре неуместно. Даже если вы предложите что-то реально дельное, режиссёр отвергнет ваше начинание. И не удивляйтесь, если на следующей репетиции постановщик потребует исполнить ваш вчерашний вариант, выдавая его за свой собственный. Такова природа режиссуры. Это как правило. Но бывают исключения.
Единственный режиссёр, с которым я работала, Виктор Борисович Сударушкин как истинный демократ позволял предлагать свои решения не только по звуку, но и актёрам-кукольникам. Поэтому работать с ним для меня было удовольствием. Что касается актёров, по-моему, такая демократия их только развратила и привела к тому, что некоторые вообразили себя полноценными режиссёрами и стали мечтать о кресле главного.
Так что звукорежиссуры в театрах не существует, как и звукорежиссёров, а так, одни радисты, воспроизводящие фонограмму.

Лена Карцева: А на телевидении интересней?

Алла Соловей: Конечно! На телецентр меня приятельница переманила, там очень требовался инженер в звукоцех на очень ответственный репортажный участок. Работа инженера была для меня, как семечки. Телемост Ленинград — Бостон с Владимиром Познером помнишь? Мы тогда пересеклись с тобой, на телевидении это было один раз.

Лена Карцева: Помню. Мы тогда здорово попотели. А тебе даже благодарность в приказе объявили за большой личный вклад по обеспечению и обслуживанию телемоста.

Алла Соловей: Я не видела приказа, мне ничего не сказали, лишь через 10 лет, когда в руках оказалась моя трудовая книжка, я увидела эту запись. Приятно было хоть и с запозданием узнать, что твой труд заметили и оценили.

Лена Карцева: Лучше бы оценили в деньгах, сразу бы заметила.

Лена Карцева: Погоди, я не поняла. На радио звукорежиссёры пишут так, что вас, театральных радистов, это качество не устраивает?

Алла Соловей: Да, если радийные звукорежиссёры не добросовестны и пишут халтуру, а театр это для них халтура, то и за качеством особо не гонятся. Бывало, что копию снимает звукооператор в стельку, а какие звукооператоры на радио халтурщики, я уже рассказывала, и нам приносят нечто непотребное. И работаем мы с такой фонограммой, мучаемся до естественного конца спектакля, пока он не умрёт и его не спишут.

Лена Карцева: А вы могли бы им вернуть этот брак?

Алла Соловей: Не можем, уже всё заплачено, денежки поделены. Дирекции было выгодно тратить бюджетные деньги на дорогостоящие записи в Доме радио или в Доме музыки, чтобы получать откаты. Мы могли делать записи не хуже, но тогда не будет откатов да ещё придётся нам платить сверхурочные, а для дирекции такое немыслимо.

Лена Карцева: Откуда тебе известно, что брали откаты?

Алла Соловей: Мой муж был в курсе всего, о чём говорилось в кабинете директора. В своё время, когда он монтировал местную трансляцию, в кабинете директора установил микрофончик.

Лена Карцева: Жучок?

Алла Соловей: В 70-х годах жучков в широком употреблении не было. Хотя, как знать… Может, и жучок… Ведь у Соловья были связи с инженерами ИРПА, которые его снабжали за бутылку водки всякими новинками и информацией. Но мне муж говорил, что это был обычный микрофон. Когда ему хотелось что-то подслушать, он забегал в нашу радиоложу, где стояли мощные усилители трансляции, подключал наушники и прямо с предварительного усилителя снимал сигнал, то есть слушал, о чём и с кем ведёт беседу директриса.

Лена Карцева: Ну, он и шпион!

Алла Соловей: Так делают многие радисты, не он это придумал. С технарями не шути… За наш бесплатный труд, за оклад в 100 рублей! А как мы делали черновые записи для репетиций… Не хуже, чем на радио.
Дирекции, администрации, режиссёру было не до таких мелочей, как бракованная запись из Дома радио, им бы вовремя спектакль выпустить. А нас, радистов, не больно-то и слушать хотели. Да и кроме наших профессиональных ушей, брак по звуку мало кому понятен: что-то там дребезжит, ну и что? Когда я вела спектакли, каждую минуту, если не секунду, микшировала и корректировала фонограмму, чтобы приблизить звучание к более-менее приемлемому, комфортному для ушей зрителей и актёров. А остальные наши звукооператоры вели спектакли так: выставят регулятор уровня и сидят вяжут или читают.

Лена Карцева: А разве так можно?

Алла Соловей: Для халтурщиков всё можно. На телевидении на вещании так тоже часто работают: выставят микшер на каком-то уровне и пошли чай пить. Поэтому и звук часто из телевизора идёт то громко, то тихо.

Лена Карцева: Я замечала. Приходится дома всё время пультиком работать вместо ленивых звукорежиссёров на телевещании.

Алла Соловей: На телевидении и на радио особенно звукорежиссёры — это привилегированный класс. Не знаю, как сейчас, но в наше советское время они были отдельным цехом, который подчинялся Комитету по телерадиовещанию, в то время как звукооператоры и технический персонал Ленрадиотелецентру. У нас были разные начальники и отделы кадров. В работе это выглядело так: аппаратуру (пульт, магнитофоны, микрофоны) настраивали к записи инженеры и техники. Звукорежиссёр являлся в студию за 5-10 минут до начала записи на всё готовенькое, настраивал свои драгоценные ушки и руководил записью — звукооператором за магнитофонами и теми, кто в студии пыхтел, потел — актёрами или выступающими. Актёры пикнуть не смели, если им скажут, что нужно переписать, слушались звукорежиссёра безоговорочно. В театре те же самые актёры с радистами не церемонятся, бывают грубы и сами любят указывать, где им тихо, а где им громко. Звукорежиссёр отвечал за качество записи. Если его не устраивало звучание, под рукой всегда были инженеры, готовы выполнить любое требование. Подержавшись за микшер, по окончании записи звукорежиссёр удалялся. Дальше он за фонограмму не отвечал, оставшуюся черновую работу делали звукооператоры и несли ответственность за монтаж и хронометраж передачи. Звукорежиссёров вызывали только на так называемые высокохудожественные записи: оркестров, вокалистов, спектаклей. Остальные передачи, а их было гораздо больше, общественно-политические, спортивные, детские и прочие записывались звукооператорами в репортажных студиях: сам крутись за пультом и магнитофонами. Поэтому квалификация и опыт звукооператора 6 разряда, как у меня, была выше, чем у какого-нибудь звукорежиссёра радио или телевидения. Время показало, когда такая звукорежиссёрша, после того как их сократили на радио, пришла работать в театр и на первом же спектакле заявила, что не любит микшировать. Такой вот парадокс. В театре она, конечно, не задержалась.

Лена Карцева: Почему ты не перешла в звукорежиссёры, если у них работа полегче?

Алла Соловей: Мне намекал на это начальник звукорежиссёров, но я ответила, что стала очень уставать от громких звуков. Ведь мы на радио работаем под большим усилением звука, иначе нельзя — надо слышать малейшие шорохи, щелчки, бурчание в животе выступающего.

Лена Карцева: Как это бурчание? Ахахаха!

Алла Соловей: Артистам было не до смеха, когда звукорежиссёр останавливал запись и рекомендовал сходить в буфет перекусить, чтобы в животе не бурчало.

Лена Карцева: Так вот почему в нашем буфете всегда было полно приглашённых выступающих!

Алла Соловей: Просто хорошо кормили четвёртую власть. Шутка шуткой, но когда колонки стоят на расстоянии в 1,5-2 метра… Это не то, что в театре, когда громкоговорители где-то в зале и на сцене. При такой студийной громкости со временем развиваются профзаболевания, понижается слух, появляется гиперестезия — непереносимость громких звуков. Поэтому у звукорежиссёров по норме рабочий день не должен превышать четырёх часов.

Лена Карцева: Но звукооператоры работали полный восьмичасовой рабочий день!

Алла Соловей: Вот именно. И в этом тоже заключалась несправедливость. Поэтому я с лёгкостью и радостью перешла на телевидение на репортажный участок звукоцеха, где работы с громким звуком было поменьше, зато больше требовалось технического и организаторского опыта.

Лена Карцева: А также самоорганизации, на телевидении надо уметь крутиться, работать чётко, без промедления, без ошибок, дремать и расслабляться некогда.

Алла Соловей: Да, нужно быть многостаночником. Поэтому не всем это дано — быть настоящим телевизионщиком. Разгильдяем и лентяем там не место.
Помню, как я записывала спортивные передачи Кирилла Набутова. Никто из наших звукооператоров не желал с ним работать, потому что он был расхлябанный и недисциплинированный. Соответственно, материал для монтажа предоставлял такой, что приходилось мучиться, чтобы фонограмму допустили к эфиру. Он возьмёт у кого-то интервью, запишет с браком на кассету, а звукооператор потом делай из этого говна конфетку. Кирилл Викторович постоянно опаздывал на запись в репортажной студии, прибегал запыхавшийся, в оставшееся короткое время нужно было успеть записать его комментарий, смонтированное интервью и всё это подложить под музыку. Никто не хотел кувыркаться из-за шустрого Набутова, который знал, кому целовать ручки и дарить цветы, а перед кем можно не извиняться за опоздания.

Лена Карцева: А зачем ты соглашалась с ним работать?

Алла Соловей: Вот такая я безотказная. Трудностей не страшилась, поэтому у меня всегда всё получалось.

Лена Карцева: Всегда удавалось из говна сделать конфетку?

Алла Соловей: Не всегда. Корреспонденты нередко писали интервью с браком. Звукооператор делал заключение, что давать этот брак в эфир нельзя. Тогда корреспондент вынужден был бежать к высшему радийному руководству, убеждать его, что без этого интервью передача не передача, и тогда начальство брало на себя ответственность и писало бумагу, из которой следовало, что разрешается дать в эфир на один раз. Тебе не приходилось брать такие разрешения?

Лена Карцева: Я писала без брака.

Алла Соловей: Ну, молодец! А вот нынче даже звукооператоры везде плохо пишут звук, в том числе и в кино, если нет специального озвучивания. Чему их в институтах учат? У этих студентов столько понта! Насмотрелась я на них, когда они толпой ко мне на практику приходили!

Лена Карцева: Про студентов потом расскажешь. Давай сначала об актёрах.

Источник

Звукорежиссер

в чем заключается работа звукорежиссера в театре. Смотреть фото в чем заключается работа звукорежиссера в театре. Смотреть картинку в чем заключается работа звукорежиссера в театре. Картинка про в чем заключается работа звукорежиссера в театре. Фото в чем заключается работа звукорежиссера в театре

Звукорежиссер – это человек, занимающийся звуковым оформлением. Он может работать в театре, студии звукозаписи, на киностудии, телевидении, радио.

Если звукооператор отвечает только за качество звука, то работа звукорежиссера заключается в контроле звука в целом.

Содержание:

История профессии

Профессия звукорежиссер родилась примерно в то же время, когда возник кинематограф и появилась техника, способная записывать и воспроизводить разные звуки. Сейчас без этого специалиста невозможно представить себе современный мир, наполненный звуками. Его работа стала очень сложной и многогранной.

Особенности профессии

Работа звукорежиссером подходит тем, кто хочет творить, не выходя из дома. Не обязательно каждый день выезжать на место службы, даже сидя у себя в комнате можно принимать участие в создании музыкальных хитов или киношедевров.

Конечно, известными становятся единицы, но в любом случае звукорежиссёр занимается творческим и интересным делом, которое требует большого терпения.

Звукорежиссёр создает звукоряд (фонограмму), контролирует его качество, драматургию, соответствие сценарию и видению режиссера.

В кино звукорежиссер – это человек с хорошей фантазией. Ему нужно не только следить за озвучиванием фильма, но и имитировать звуки того, что происходит на экране: погоня, ветер, ливень, взрывы и т.д. В коллекции звукорежиссера есть множество готовых звуков, но иногда для их создания приходится использовать подручные материалы.

График работы звукорежиссёра часто ненормированный, приходится много общаться с разными людьми.

Обязанности

В обязанности звукорежиссера кинематографа входит контроль синхронности звука и изображения, монтаж звука, сведение звукоряда. Под его началом работают звукооператор, оператор микрофона, монтажёр.

Звукорежиссёр радио и телевидения отвечает не только за озвучку, но и за звуковое сопровождение передач, также он обеспечивает звук в прямых эфирах.

В театре, на концертах и шоу звукорежиссёр следит за своевременностью подачи звука и, если нужно, обеспечивает звуковые эффекты. Также он следит за расстановкой микрофонов.

Важные качества

Специалист по звуку должен иметь хорошие музыкальный слух и память, воображение, художественное чутье.

Также профессия звукорежиссер предполагает умение разбираться в технических устройствах.

Кроме того, потребуются:

Не лишними будут коммуникабельность и умение находить подход к людям.

Навыки и знания

Работа звукорежиссером требует знаний в области физики звука, понимания правил расстановки микрофонов. Также специалист должен разбираться в акустических особенностях помещений, инструментах и предметов, владеть специализированными компьютерными программами и техническим оборудованием.

От звукорежиссёра требуются знания о характеристиках музыкальной электроники: усилителей, компрессоров и т.д.

Перспективы и карьера

Новичкам в звукорежиссуре рекомендуется начинать работать в различных ивент-агентствах. Потом, набравшись опыта, можно устраиваться в звукозаписывающую студию или на телевидение и радио.

Карьерного роста как такового нет. Можно только менять одно место работы на другое, более престижное, или же открыть свою звукозаписывающую студию.

Обучение

Звукорежиссёрам не обязателен диплом, достаточно изучать различные программы для работы с аудио и иметь хороший слух, а все остальные навыки придут с опытом. Также можно посещать специализированные семинары и курсы. Но работать в этом случае поначалу придется на самой простой должности, например, быть ди-джеем в клубе или включать музыку на свадьбах.

Тем, кто хочет начать с большего, лучше получить соответствующий диплом университета. Желательно наличие музыкального образования.

Для самостоятельного обучения потребуются компьютер (ноутбук), качественный микрофон, хорошие наушники, колонки и много терпения. Нужно быть готовым к тому, что профессиональное оборудование обойдется очень дорого.

Источник

Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников как вид художественного творчества

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу звукорежиссуры театрализованных представлений и праздников и специфике данного вида художественного творчества. Автор уделяет внимание совместной творческой деятельности режиссера и звукорежиссера. Выявляет основные функции звукорежиссера праздников и представлений. Определяет особенности работы со звукорежиссерской группой. Статья выполнена в виде тезисов, и в большей своей части опирается на выводы самого автора, исходя из личного опыта работы.

ABSTRACT

The article is devoted to the issue of sound production of theatrical performances and holidays and the specifics of this type of art. The author pays attention to the joint creative activity of the Director and sound engineer. Identify the basic functions of a sound events and performances. Defines the features of working with a sound engineering group. The article is made in the form of abstracts, and for the most part is based on the conclusions of the author, based on personal experience.

Ключевые слова: звукорежиссура; режиссура театрализованных представлений и праздников; функции звукорежиссера; работа со звукорежиссерской группой.

Keywords: sound engineering; direction of theatrical performances and holidays; functions of sound engineer; work with sound engineering group.

Современные звукорежиссеры в первую очередь хорошо знакомы с техническими тонкостями этого процесса, знают все об акустике и физике звука. Как правило это люди, имеющие музыкальное образование.

«Для звукорежиссера хороший технический слух является одним из основополагающих профессиональных навыков. Именно он позволяет легко ориентироваться в виртуальном аудио пространстве, выявлять достоинства и недостатки звучания.» [5]

Сегодня сложно представить себе массовый праздник без масштабного звукотехнического комплекса, которым управляет человек за многокнопочным устройством, а то и вовсе делает это с планшета, находясь в любой точке праздничного пространства.

Профессионалы звукорежиссуры являются неотъемлемой частью режиссерско-постановочной группы театрализованных представлений и праздников.

В современном мире, в связи с развитием технического прогресса и стремительным изменением различных аудиовизуальных технологий, перед звукорежиссером театрализованных представлений и праздников остро встаёт вопрос не только знаний техники, но и поиска оригинальных звуковых решений воплощения сценического проекта.

Учитывая разнообразие массовых праздничных действ и специфику мест их проведения, хочется отметить сложность осуществления процесса озвучки этих пространств. Ведь кроме знания основ звукорежиссуры, здесь требуется еще и четкий математический расчет: технической мощности оборудования, количества техники, ее расположения (как сейчас это принято называть – инсталляции), логистики, монтажа оборудования, обслуживания и т.д. Все это заставляет современного звукорежиссера праздников и представлений изучать, анализировать, внимательно читать документацию и понимать названия перечня указанного оборудования в техническом райдере, самостоятельно уметь составлять техзадание для звукопрокатывающих компаний и субподрядчиков.

Работая как художник по созданию музыкальной драматургии праздничного проекта, звукорежиссер театрализованных представлений и праздников должен четко представлять звуковую партитуру своего замысла, ориентироваться в мире музыки, знать музыкальные термины и понятия (темп, ритм, интервал, аккорд и т.п.), понимать технологии звукозаписи фонограмм, создания оригинальных музыкальных произведений и миксов, использовать возможности спецэффектов и синтезированных звуков.

В работе с музыкальными коллективами и исполнителями звукорежиссер должен владеть не только способами размещения и подзвучки их в сценической плоскости, но и спецификой проведения репетиций, грамотно составлять график саундчеков, а также выполнять требования, указанные и заранее подтвержденные техническим райдером того или иного исполнителя.

Одним из важных вопросов озвучивания пространств является вопрос психологии восприятия звука, связанный с особенностями слухового аппарата и звуковых предпочтений зрительской аудитории. Определение контингента зрителя, дает звукорежиссеру четкое понимание отбора тех или иных технических параметров звукового оборудования, его правильного размещения и применения.

В каждом отдельном случае, для каждого творческого проекта происходит создание, можно так выразиться, индивидуального звукового пространства. В этом вопросе звукорежиссер театрализованных представлений и праздников опирается на профессиональный штат звукорежиссерской группы во главе с техническим директором проекта, звукорежиссерами площадок, звукорежиссером бэклайн (Backline) группы, звукотехниками, звукооператорами и т.д.

Учитывая то, что сейчас практически все праздники и представления не обходятся без озвучивания сценического пространства, необходимо ориентироваться в огромном информационном поле своей специализации и уметь выбирать необходимые ресурсы для своих задач.

Все это не простой, но очень увлекательный процесс работы над реализацией режиссерского замысла в сотворчестве с режиссером театрализованного представления или праздника.

Звукорежиссура как область творческой деятельности.

В практике театров, кино, радио и теле вещания, как и в интересующей нас области режиссуры праздников и представлений часто встречаются понятия «музыкальное оформление», «звуковое решение», «шумовое сопровождение», «музыкальная отбивка» и т.д.

Так или иначе все эти термины связаны с тремя основными понятиями звукорежиссуры: музыкальное, шумовое и звуко-техническое оформление. К музыкальному относится все разнообразие произведений и форм этого жанра. К шумовому отнесем все обилие звуков окружающего нас мира. К понятию звуко-техническому все то, что сейчас мы называем фонограммой. Сюда же стоит отнести и различные синтетические звуковые сэмплы и эффекты. И если музыка и шум существовали в режиссерском творчестве с тех самых пор как появился сам театр, то звуко-техническое оформление театральных действ появилось с появлением звукоинженерии и развитием, в первую очередь, технического прогресса. Именно соединение технических новинок и возможности усиления звучания, передачи звука посредством акустики и способы озвучивания больших пространств сначала упразднили целый штат шумового цеха закулисья, а в дальнейшем вытеснили из постановок и многочисленный оркестр, и хор, а следом за ними и огромный арсенал инструментов и звукоизвлекающих приспособлений.

С 30-х годов в постановках стали использовать микрофоны и звукоусиливающую технику. Сказать, что сразу это нашло положительные отклики и у режиссеров, и у зрителя – это фактически ввести читателя в заблуждение. В первую очередь это объясняет качество технических новинок того времени. Читая учебное пособие «Основы звукорежиссуры в театре» Ю.И.Козюренко [3, с.4], находишь этому подтверждение: «В 31 году при постановке во МХАТ «Мертвых душ» было решено усилить звучание оркестра с помощью микрофона. Станиславский принял это предложение более чем скептически: «Это чудовищно… Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души» и радио». Первая проба произвела на всех удручающее впечатление».

Но с дальнейшим развитием и усовершенствованием технической составляющей, стремительным появлением нового оборудования и популяризацией новых технологий озвучивания, стало ясным, что обновление не только упрощает сложившийся годами процесс звукового оформления, но и привносит новые приемы и расширяет творческие возможности режиссера.

Звукорежиссура, как уже говорилось выше, является неотъемлемой частью постановочного процесса. Режиссер и по сей день занимает в вопросе звукового решения первое место. Однако процесс озвучивания постановки напрямую связан со звукотехникой. Таким образом, с появлением новых технологий, появилась и новая творческая единица – звукорежиссер.

Теперь сложно себе представить любой из жанров аудио-визуальных искусств без инновационного технического комплекса. «Последние десятилетия характеризуются появлением новых цифровых технологий, послуживших основой для современных видов синтеза и обработки музыки и речи…» [1, с. 30]. Современные средства коммуникаций приводят нас к появлению новых технологий и развитию звукотехнических устройств, требующих тонкой настройки и обслуживания профессионалом высокого уровня. Поэтому стоит ли рассуждать о степени значимости современного звукорежиссера в постановочном процессе? С уверенностью нужно заявить о том, что звукорежиссер – это не только участник творческого процесса, это современный художник звукового оформления того или иного проекта. Успех которого напрямую зависит от профессионального уровня данной единицы творческого коллектива.

Изучая различные труды в области звукорежиссуры, можно с уверенностью заявить, что в последнее время стали появляться статьи, посвященные звукорежиссуре театрализованных представлений и праздников, авторы которых предпринимают попытку анализа и выявления специфики работы звукорежиссера на различных площадках праздничной индустрии. С другой стороны существует множество профессиональных образовательных программ и учебных планов, по которым готовят специалистов именно в этой области. На мой взгляд, звукорежиссер праздничной индустрии – это универсал в области звукорежиссуры, готовый к нестандартным решениям любых постановочных задач и постоянному поиску новых технологий.

На особенности развития этой профессии в первую очередь влияет развитие самого Театра масс: новые формы, жанры, новые нетрадиционные площадки. В ответ на это появляются новые звуковые решения, эксперименты в области обработки звука, расширение пространственного звучания (многоканальный звук), запись звуковых картин, создающих незабываемую атмосферу действия.

Основные функции звукорежиссера.

Звукорежиссер несет ответственность за весь звук в театрализованном представлении или празднике. Главная его задача – это создание звукового решения и всей звуковой партитуры режиссерского замысла, которая точно и полно раскроет идею происходящего, передаст характеры героев и их переживаний, создаст звуковую картину места действия и вызовет эмоциональный отклик у зрителя.

Звукорежиссер как композитор – сочиняет звук, как дирижер – безмолвно управляет звуком каждого исполнителя или звукового контента действия.

Определим основные функции звукорежиссера театрализованных представлений и праздников:

Особенности работы со звукорежиссерской группой в процессе подготовки и проведении театрализованных представлений и праздников.

Профессии режиссера и звукорежиссера созвучны в творческом процессе и многие понятия у них схожи. Например, есть понятие мизансцена в режиссуре, а в звукорежиссуре мизанфонирование пространства, т.е. расположение звука в пространстве. И если режиссер работает с исполнителем, то звукорежиссер работает со звуком. Режиссер создает художественный образ, звукорежиссер – звуковой образ. И у того и у другого есть понятия: драматургии, экспликации, замысла, темы и т.п. Так или иначе у этих двух профессий есть множество точек соприкосновения. А вот сам процесс работы над проектом – это единый сплав режиссерской и звукорежиссерской мысли, образа и технического воплощения.

Рассматривая вопрос коллективной работы режиссера и звукорежиссерской группы в процессе подготовки и проведении театрализованных представлений и праздников, необходимо разделить его на этапы.

Первый этап связан непосредственно с подготовительной работой. Это знакомство с режиссерским сценарием или экспликацией будущей работы. Утверждение плана подготовки. Формирование творческих групп. Утверждение смет. Подписание договора услуг.

На этой стадии работы режиссер все вопросы решает с техническим директором проекта и главным звукорежиссером.

Технический директор проекта – это новая должность в режиссерско-постановочной группе, человек, который отвечает за составление техзадания проекта и его реализацию.

«Застольный период» предусматривает внимательное изучение всей документации по проекту и установлению четких взаимоотношений между участниками режиссерско-постановочной группы.

Работу звукорежиссера над созданием звукового оформления можно поделить также на этапы:

студийный этап. Заключается в непосредственной работе над созданием звукового образа, в творческом контакте с режиссером и его замыслом, подборе необходимых фонограмм, создания оригинальных музыкальных композиций, записи фонограмм исполнителей и монтажа всего звукового ряда. Те или иные пункты могут дополняться или отсутствовать в связи с поставленной задачей. Длительность данного этапа определяется объемом работы и масштабом самого творческого проекта.

В практике современной режиссуры бывает и так, что работа с режиссером осуществляется дистанционно – в этом случае звукорежиссер прибегает к режиссерской документации и постановочному плану. В этом случае необходим четкий промежуточный контроль выполнения и внесение корректив, возникающих по ходу работы.

Работа режиссера и звукорежиссера – это единый, коллективный процесс по созданию художественного звукового образа. Именно поэтому так важно иметь непосредственный контакт с самим режиссером для выявления и уточнения идеи и задачи самого представления. На этом этапе студийной работы выявляются основные характеристики музыки для будущего представления, такие как характер, жанр, эпоха и сама тема.

Далее следует не менее важный процесс подготовительной работы, который заключается в подборе фонограмм, звуков и шумов. На этом этапе звукорежиссер выполняет поиск необходимых композиций, соответствующих теме, идее и задаче театрализованного представления. Как правило, у каждого звукорежиссера существует собственная база данных или фонотека, где находятся музыкальные треки различной тематики и жанров, которую звукорежиссер самостоятельно собирает в течение своей работы. Если же таковой не имеется или необходимые композиции отсутствуют в фонотеке, тогда звукорежиссер прибегает к поиску других источников, в том числе использует фонотеку интернет ресурсов. Профессиональный звукорежиссер часто предлагает создание новых фонограмм – в таком случае звукорежиссер работает непосредственно с композитором и аранжировщиком, производя запись созданной ими композиции.

Нередко в режиссерских праздничных проектах, принимает участие большое количество коллективов и исполнителей, в связи с отсутствием возможности проведения саундчека, появляется необходимость записи исполнителей и коллективов. На этом этапе необходимы знания технических характеристик микрофонов и специфические особенности человеческого голоса или инструмента. Здесь нет точных рекомендаций по записи, т.к. звуковой сигнал разных голосов и инструментов, принимаемый на разные микрофоны в разных акустических условиях будет требовать индивидуального подхода. Как правило, опытные звукорежиссеры производят корректировку звука, опираясь на акустические особенности помещения и микрофона, установленных в студии, практически не задумываясь, т.к. знают эти особенности.

Завершающим подготовительным этапом является монтаж и сведение фонограмм. Тут происходит сокращение или увеличение продолжительности звучания, исправление ошибок исполнителей при записи и непосредственное сведение музыкального трека. При монтаже очень важно не допустить появления различий в темпе, уровне и музыкальной окраске смонтированных фрагментов. Так же важно позаботиться о логическом музыкальном начале и окончании смонтированных фрагментов на тонике. Переходы при этом должны учитывать тональность произведения и его ритм. Переходить с одной фонограммы на другую на незавершенной музыкальной фразе совершенно недопустимо. К процессу монтажа следует подходить осторожно и аккуратно.

Осуществляется создание и прослушивание плей-листа совместно с режиссером праздника или представления.

«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Я бы сказал, что если спектакль немузыкален, не ритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка — величайшее искусство, искусство точное, искусство, которое учит нас тому, что ничтожные доли секунды, ничтожные изменения ритма рождают фальшь. Музыка как форма учит нас мастерству, музыка как содержание учит нас взволнованности, вдохновению. Музыка нас учит услышать то, что в нашем театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». [3, с.29]

Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в представлении и празднике, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения сценического действия.

«Звуковые мизансцены, звуковая перспектива, многоплановое звуковое изображение, панорамирование звука в стереофонии или трёхмерном электроакустическом пространстве — всё это, вкупе с фоноколористикой, с многочисленными тембральными красками, доступными только электроакустической передаче, делают звуковую картину не просто чем-то слышимым, но и зримым.». [2, с. 20]

Занимаясь музыкальной драматургией, звукорежиссер создает основные музыкальные части представления или праздника: музыкальный пролог и финал, лейтмотивные и фоновые композиции, музыкальные отбивки и акценты, музыкальные треки номеров и звуковые переходы, звуковые паузы и спецэффекты и т.д. Все сводится в единую звуковую партитуру с учетом темпо-ритма действия, эмоционального нарастания и стремления к звуковой кульминации, динамики звучания и оправданного затихания. Процесс подготовительного прогнозирования в каком месте действия наиболее точнее прозвучит тот или иной музыкальный материал, будет необходим тот или иной акцент, как призывно и ярко будет звучать финал в сравнении со всем плей-листом. Основной этап создания музыкальной драматургии связан с подготовительной работой над проектом.

Контроль – прослушивание материала и репетиции действия со звуком.

На этом этап студийной работы звукорежиссера завершается и звукорежиссер, со звукорежиссерской группой во главе с режиссером приступают к следующему этапу работы.

этапреализации проекта. На этом этапе к звукорежиссеру присоединяется вся звукорежиссерская группа (звукооператоры, звукотехники, монтеры, звукорежиссеры площадок и объектов праздничного пространства, ди-джеи, звукорежиссеры исполнителей и т.д.) Работая со звукорежиссерской группой важно знать всех ее участников и их функции.

Звукоинженер (sound engineer) разрабатывает схемы монтажа и производит монтаж звукового оборудования.

Звукорежиссер мониторной группы – полностью занимается вопросами озвучки и контроля звукового поля на сцене.

Оператор микрофонной группы — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе работы.

Механик – специалист по обслуживанию звуковой техники.

Количественный состав группы определяется с учетом особенности самого мероприятия, масштаба и количества озвучиваемых площадок, пространств и объектов действия.

Имея многоплощадочную структуру, праздничное пространство требует большое количество оборудования и несколько звукорежиссерских групп, которыми руководит главный звукорежиссер.

Весь процесс реализации начинается за несколько часов до начала самого представления, концерта или праздника и продолжается до тех пор, пока «последний провод» не будет убран со сценической площадки и заключается в управлении звуковыми аудиопотоками в процессе всего действия.

Логистика и монтаж звукового оборудования на сценической площадке, иначе говоря доставка и установка звукового комплекса, нередко осуществляются в ночь накануне события.

Звукорежиссер осуществляет полный контроль на этапе доставки и монтажа оборудования. Проверяет его состав и соответствие требованиями заказчика.

Звуковой комплекс – это набор звукотехнических систем, предназначенных для озвучивания помещений и площадок. В состав концертного комплекса входят устройства приема, воспроизведения, усиления и обработки этого звука, а так же линии управления, коммутации и связи. Все звуковые комплексы, независимо от размеров, всегда содержат в себе одни и те же основные функциональные элементы:

После того, как аппаратура расставлена и соединена, её необходимо настроить. Первоначально проводится частотная коррекция выходного сигнала с помощью звуковых процессоров, анализаторов и эквалайзеров. Важно отметить, что только после настройки общего выходного сигнала можно переходить к настройке микрофонов и музыкальных инструментов. Микрофоны настраиваются индивидуально для каждого действующего лица, будь то ведущий или исполнитель, т.к. каждый человек имеет свои голосовые характерные тембральные краски. И если одним микрофоном будут пользоваться несколько человек, то для каждого из них будет индивидуальное звучание при одной конфигурации, что приведет к низкокачественной передачи звука, а этого звукорежиссер допустить не может.

Важно учесть, что если на сцене одновременно находятся несколько человек с микрофонами, то необходимо производить настройку этих микрофонов вместе, чтобы избежать возвратов и убедиться в сбалансированном звучании всех действующих лиц. Далее осуществляется настройка инструментов, при наличии коллективов, групп и оркестров. Особую сложность на данном этапе представляет настройка мониторов.

Основная проблема, с которой сталкиваются звукорежиссеры, это нехватка уровня громкости для того или иного исполнителя или инструмента. Как правило, это связано с нарушением баланса либо с низкой мощностью аппаратуры.

Процесс настройки звукотехнического комплекса завершается минимум за полчаса до начала самого действа.

Все отрепетировать во время чека практически невозможно и большая часть праздника проходит в процессе непосредственной работы «здесь и сейчас». «Живой звук» под силу профессиональному звукорежиссеру, имеющему опыт работы с озвучиванием: игровых сцен, текстов ведущих, выступлений официальных лиц, самодеятельных и профессиональных коллективов и исполнителей. Результат – эмоциональный отклик зрителя на «живое звучание» и благодарные исполнители за комфортное звуковое поле ч сценическом пространстве.

Еще одна особенность звукорежиссуры театрализованных представлений и праздников – длительность происходящего: от нескольких часов до нескольких дней. Все это время звукорежиссерская группа – это единый организм, живущий в проекте.

Работа звукорежиссера завершается после того, как вся звукорежиссерская команда осуществит демонтаж оборудования и передаст в службу логистики. Этот процесс занимает несколько часов после окончания звучания последнего трека плей-листа и финального аккорда.

Таким образом, звукорежиссер – это человек, который проходит с режиссером все этапы подготовки и реализации проекта от и до.

Часто на праздничных площадках можно услышать голословные выпады режиссеров в адрес звуковиков, а ведь это абсолютно незаслуженно. Правильная постановка задач, объяснение режиссерского замысла, точное определение технических средств и совместный подготовительный этап позволит двум режиссерам (области праздника и звука) существовать комфортно в одном творческом пространстве. «Успех проведения мероприятия — ответственность обеих сторон». [6]

Многие режиссеры театрализованных представлений и праздников имеют постоянно действующую режиссерско-постановочную группу. Многолетнее сотрудничество режиссера и звукорежиссера оптимизирует подготовительный этап и позволяет осуществлять сложные постановочные задачи в короткие сроки.

Есть специалисты в данной структуре совмещающие обе профессии, «два в одном». Но по личному опыту, эти две емких по функциям и задачам специальности на проекте следует разделять, дабы не взвалить на себя непосильную ношу.

Понимание всего вышесказанного для режиссера театрализованных представлений и праздников является залогом успеха в творческом процессе работы со звукорежиссером.

Заключение.

Развитие техники и технологий в области звукорежиссуры открывает перед художниками звука огромные перспективы. Все это говорит о будущих проектах, способных бесконечно удивлять зрителя, и о возрастающих требованиях к профессиональному техническому уровню образования звукорежиссеров и режиссеров театрализованных представлений и праздников.

На данный момент существует множество тонкостей по настройке технического комплекса и созданию художественного акустического пространства. Но так или иначе, этими технологиями владеет только высококвалифицированный специалист в области звукорежиссуры. И работа на проектах с дилетантами или самозванцами обязательно приводит к неприятным последствиям: испортить эмоциональный фон восприятия и даже нанести вред здоровью.

Звукорежиссура сегодня – это увлекательный творческий процесс, который по праву относится к художественному виду деятельности в сфере театрального искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *