в чем заключается работа старшего воспитателя в детском саду
В чем заключается работа старшего воспитателя в детском саду
Если воспитатель в детском саду хочет профессионально расти, то ближайшая ступенька — это должность старшего воспитателя. Разбираемся, какие у него обязанности и что нужно сделать, чтобы получить эту должность.
Какие обязанности у старшего воспитателя
По сути старший воспитатель руководит работой всех остальных педагогов детского сада. То есть он настраивает весь педагогический процесс, начиная с планирования и заканчивая контролем.
Планирует и реализует планы. Старший воспитатель, опираясь на образовательную программу, принятую в детском саду, формирует планы на год, в том числе планы методической работы. Дальше старший воспитатель передает планирование в руки педагогов — они составляют маршруты на целый год для своей группы.
Контроль воспитателей. Причем контроль может быть текущим и итоговым. Это не значит, что старший воспитатель ходит по пятам и смотрит, как работают воспитатели. Он волен организовать процесс, как ему удобно: придумать формы отчетов и проверять их, приходить на открытые занятия, проводить наблюдение, приходить раз в месяц в группу.
Проводит мониторинг развития. Старший воспитатель отвечает за мониторинг на теоретическом уровне: ставит цель, подбирает методики оценки. Саму проверку проводят воспитатели, отдают результаты старшему воспитателю, а он составляет из них сводный отчет.
Проводит педсоветы и другие методические мероприятия. Старший воспитатель отвечает за участие педагогов и детей в разнообразных мероприятиях. Он следит за трендами года и принимает решение, исходя из них и пожеланий педагогов. Но, конечно, он делает это не один, а с помощью педагогов.
Руководит взаимодействием с родителями. С родителями можно проводить работу в разных форматах: консультировать, помогать с диагностикой развития детей, просвещать относительно проблемных и кризисных моментов в поведении ребенка. Обо всем этом изначально думает старший воспитатель, а затем координирует работу педагогов в этом направлении.
Оказывает методическую помощь и обучает сотрудников. Наставническая работа по-разному устроена в каждом конкретном детском саду. Можно выдавать педагогам пособия — по ним они научатся лучше взаимодействовать с детьми, создавать развивающую среду. А можно закрепить за каждым педагогом более опытного сотрудника, чтобы он обучал его лично и помогал освоиться в группе. Но всем процессом в итоге руководит старший воспитатель.
Как воспитателю получить эту должность
Чаще всего воспитатель работает на группе несколько лет, активно участвует в мероприятиях, пробует писать пособия или программы, а потом претендует на должность старшего воспитателя.
Старший воспитатель — это должность в детском саду, поэтому можно перевести сотрудника на нее приказом. Для этого не нужно увольнять педагога, а потом нанимать заново, хотя некоторые организации это практикуют.
В некоторых детских садах может не быть должности старшего воспитателя — вместо нее работает методист. Обязанности у него примерно те же и для занятия должности нужно также иметь педагогический опыт.
Профессиональная деятельность старшего воспитателя ДОУ
В качестве задач методической работы можно представить следующие: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
В настоящее время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Я обучаю педагогов самоанализу педагогической деятельности.
Всегда учитываю интересы и пожелания коллектива, поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговой штурм, дают наибольший результат. Например, в ходе педагогической встречи я сообщаю педагогам о том, что есть проблема, которую я одна разрешить не могу, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. При постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца, поэтому я всегда подвожу итог и даю рекомендации, алгоритм действий для воспитателей. При этом важно, что итоги встречи воспринимаются как совместно созданные, коллективные.
Самообразование одно из направлений моей деятельности как старшего воспитателя. Считаю, что мне необходимо первой определить над какой темой буду работать в этом году, а после интересоваться темами по самообразованию у педагогов. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на учебный год, в список включаю себя первой, и только потом всех педагогов. Самостоятельно полученные воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Это и есть система непрерывного самообразования.
В настоящее время я довольно хорошо информирована о всех инновациях в системе дошкольного образования. Я всегда анализирую то, что печатается, издается. При этом я не только оцениваю научную и методическую литературу, но и выбираю ее в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Создание образовательного пространства в нашем дошкольном образовательном учреждении во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.
Моя профессиональная деятельность строится на знании основ общей педагогики и возрастной психологии, дошкольной педагогики и детской психологии, коррекционной педагогики и специальной психологии, а также при организации своей работы я руководствуюсь образовательными программами дошкольного воспитания и основными методиками дошкольного обучения и воспитания. Знакомлюсь с новинками научно – методической литературы, методических пособий и периодических изданий.
Считаю,что основной функцией современного детского сада является целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.
Качество дошкольного образования полностью зависит от организации педагогического процесса в детском саду, при котором уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество работы в ДОУ взаимосвязано с качеством работы каждого воспитателя. Таким образом, уровень качества педагогической работы в ДОУ – это результат деятельности всего педагогического коллектива.
Основные направления моей профессиональной деятельности:
• Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
• Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников;
• Изучение личностных особенностей педагогов, в целях наилучшей организации воспитательно-образовательной работы;
• Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
• Координация взаимодействия ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
• Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников ДОУ в целом;
• Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы детского сада;
• Повышение уровня воспитательно-образовательной работы через повышение профессионального уровня воспитателей.
Важное направление в моей работе – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление методического кабинета ДОУ отвечает потребностям воспитателей и специалистов, оно направлено на оказание помощи в организации воспитательно-образовательного процесса, повышение педагогического мастерства, взаимодействие с родителями воспитанников.
В кабинете имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, иллюстрации, фотоматериалы, познавательные DVD диски, наглядные пособия и др. Для удобства пользования все материалы распределены по разделам.
Регулярно в методкабинете проводятся выставки. Практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы.Постоянно действующие выставки: «Внедрение ФГОС ДО», «В помощь воспитателю и специалисту»и эпизодические: «Организация и проведение прогулки в зимний период», «Правила дорожного движения», «Безопасное лето» и другие.
В мои обязанности входит изучение нормативно-правовой документации, проведение тематического, фронтального контроля, организация и подготовка к педсоветам, анкетирование педагогов, проведение самоанализа и т. д.
В соответствии с Приказом МДОУ сформирована аттестационная комиссия учреждения, я являюсь одним из ее членов. Заседание комиссии проводится для аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям.
Административная и педагогическая команда МДОУ разрабатывает и внедряет в течение учебного года: «Годовой комплексно-тематический план», «Годовой план работы», «Годовой учебный график», «План НОД», план работы на каждый месяц.
Залогом успеха в повышении эффективности моей деятельности как старшего воспитателяявляется выполнение основных управленческих функций: анализ, планирование, организация, контроль.
Совместная деятельность воспитателя с родителями «Одень куклу по сезону» ГБДОУ детский сад N-25 Калининского района Воспитатель:Любавская Ольга Николаевна Группа раннего возраста (1-1.5г.) «Гномики».
Консультация «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС до» Цель: Повышение эффективности образовательного процесса в ДОО на принципе признания каждого ребенка полноправным его участником. Задачи:.
Совместная деятельность воспитателя и детей «Первые шаги в математику» на ноябрь Подготовительная к школе группа НОЯБРЬ (продолжение) 1 неделя. 1. Дидакические игры «Часы», «Примеров много – ответ один». 2. Беседа «Ноябрь».
Совместная деятельность воспитателя с детьми «День космонавтики» Задачи: дать детям элементарные представления о первом космонавте, о Солнечной системе. Развивать внимание, память, любознательность. В.
Видео «Совместная деятельность воспитателя с детьми по воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости» Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из.
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Светлая Пасха» в средней группе Цель. Продолжать знакомить детей с историей своей страны, традициями, праздниками: дать элементарные знания о православном празднике Пасха.
Совместная деятельность воспитателя с детьми третьего года жизни на тему «Лошадка» Задачи. Познакомить с особенностями внешнего вида лошади. Знакомство с дымковской игрушкой – лошадкой. Обогащать активный и пассивный словарь.
Совместная трудовая деятельность воспитателя и детей в огороде Ребята,сегодня мы будем высаживать рассаду капусты и помидора на нашем огороде. Я вам покажу как это делать. Сначала делаем углубления. Затем.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155.
1.2. Старший воспитатель относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26.
1.3. Старший воспитатель непосредственно подчиняется заведующему. Работает по графику, утвержденному приказом руководителя.
1.4. Старший воспитатель работает по графику утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку – 36 часов в неделю.
1.5. Старший воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование с педагогическим стажем в области дошкольного образования не менее 2 лет.
1.6. В своей деятельности руководствуется:
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 223-ФЗ;
— Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
— Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
— Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;
— Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
— Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.
1.7. Старший воспитатель должен знать:
— Приоритетные направления развития образовательной системы РФ и города Красногорска;
— Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие дошкольную образовательную деятельность,
— Конвенцию ООН о правах ребенка;
— Устав и другие локальные акты организации;
— Правила по охране труда и пожарной безопасности;
— Инструкцию по охране жизни и здоровья детей,
— Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса;
— Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, физиологию и гигиену;
— Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
— Методы и формы проверки результатов деятельности воспитанников;
— Педагогическую этику; методы управления образовательными системами;
— Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
— Новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
— Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;
— Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— Технологию проведения процедуры мониторинга, методический инструментарий;
— Основы физиологии, гигиены;
— Основы экологии, социологии;
— Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием.
1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод старший воспитатель на вакантную должность по приказу заведующего.
2. Требования к квалификации
2.1. Старший воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
2.2. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:
— педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (в течении 5 лет);
— педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
— Имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
— Имеют установленную первую квалификационную категорию;
— Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
— Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
— Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
2.3. Старший воспитатель должен обладать основными компетенциями:
— в планировании, организации и контроле:
• Мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
• Мероприятий, направленных на формирование культуры и здоровья педагогического коллектива;
• Различных видов деятельности и общения воспитанников;
— Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
— в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками организации;
— в проектировании и реализации комплексного оснащения воспитательно-образовательного процесса, способствующего формированию компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной) и обеспечивающего многоаспектную поддержку игры воспитанников;
— в информационно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, которое позволит в электронной форме управлять образовательным процессом, проводить мониторинг, использовать интерактивные дидактические материалы и образовательные ресурсы и повысить качество обеспечения образовательного процесса;
— в организационно-методическом сопровождении основной общеобразовательной программы (методика организации групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников).
3. Должностные обязанности
3.1. Старший воспитатель обязан осуществлять:
— Методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогов-специалистов, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
— Координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды организации;
— Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
— Взаимосвязь и сотрудничество в работе МБДОУ д/с № 26, семьи и социума.
3.2. Старший воспитатель организует:
— Работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом детского сада;
— Интеграционное взаимодействие воспитателей и других специалистов для решения задач годового плана и образовательной программы;
— Внедрение педагогики партнерства для всех участников образовательного процесса;
— Групповые и тематические консультации, выставки, конкурсы;
— Работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов;
— Работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; по использованию образовательных ресурсов;
— Наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателями (специалистам) в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;
— Проведение совместных мероприятий со школой и другими социальными партнерами;
— Проверку результатов достижений воспитанниками (педагогическую диагностику, наблюдение):
• в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
• в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств;
— Обеспечение достаточного информационного поля для родителей о деятельности МБДОУ д/с № 26 с использованием различных ресурсов.
3.3. Принимать участие:
— в подборе кандидатов на должности воспитателей, младших воспитателей, педагогов-специалистов;
— в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
— в обеспечении соблюдения работниками МБДОУ д/с № 26 прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
— в формулировке социального заказа своей организации, выработке философии, определении целей МБДОУ д/с № 26;
— в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;
— в создании имиджа МБДОУ д/с № 26 среди социума;
— в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с детьми;
— в организации экспериментальной, исследовательской работы в организации;
— в развитии, эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива;
— в установлении связей и развитии сотрудничества с внешними партнерами (другие детские сады, школы, библиотеки, музеи и т.д.);
— в работе методических объединений в районе, городе.
3.4. Старший воспитатель планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:
— Уровня их квалификации;
— Удовлетворения информационных, учебно-методических и образовательных потребностей воспитателей и специалистов:
• Оказание помощи в самообразовании;
• Методической помощи (в первую очередь начинающим) в применении в работе с детьми деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей, в т.ч. объединение детей для общего дела;
— Учета тендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
— Обеспечения преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
— Ознакомления педагогов с достижениями современной педагогической теории и практики;
— Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка; организации совместной деятельности детей и родителей;
— Оказания помощи при подготовке к процессу аттестации педагогов;
— Организация обмена опытом работы среди педагогов МБДОУ д/с № 26 с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).
3.5. Старший воспитатель проводить постоянный разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.
3.6. Старший воспитатель способствует:
— Обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогов, развитию их творческих инициатив;
— Обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту, стандарту качества дошкольного образования и превышающего средние показатели по Красногорску;
— Созданию развивающей образовательной среды, обеспечивающей: духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей, их родителей и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
3.7. Старший воспитатель содействует:
— Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;
— Формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;
— Непрерывному профессиональному развитию и росту педагогических работников;
— Выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
3.8. Старший воспитатель осуществляет контроль за работой воспитателей и педагогов:
— По соблюдению прав и свобод воспитанников, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса; по планированию и выполнению воспитательно-образовательной работы;
— По организации и проведению в группах непосредственно образовательной деятельности детей, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;
— По выполнению годового плана работы организации и решений, принятых на заседаниях педсоветов;
3.9. Старший воспитатель вносит личный вклад на основе организации методической и консультативной помощи педагогам и родителям в повышение качества образования и обеспечение стабильных результатов освоения воспитанниками общеобразовательных программ и показателей динамики их достижений; в обеспечение результативности участия детей в конкурсах детского творчества и соревнованиях различного уровня.
3.10. Старший воспитатель ведет в установленном порядке документацию, своевременно представляет заведующему необходимые данные (в соответствии с номенклатурой дел организации).
3.11. Старший воспитатель соблюдает:
— Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
— Требования охраны жизни и здоровья воспитанников;
— Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.
4.1. Старший воспитатель имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и другими локальными актами организации.
4.2. Старший воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:
— Принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы, годового плана организации, должностных инструкций педагогов;
— Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
— Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
4.4. Проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком (это и право и обязанность).
5.1. Старший воспитатель несет персональную ответственность:
— За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Устава организации и других локальных актов МБДОУ д/с № 26 старший воспитатель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.