в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Мальчик у Христа на ёлке читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Произведение «Мальчик у Христа на ёлке» создано Фёдором Михайловичем Достоевским в конце января, в 1876 году. Перед этим, автор рассказа, вместе с дочкой Любовью, посетил детскую ёлку. Затем Фёдор Михайлович побывал в Колонии для малолетних преступников. Перед Рождеством, в Санкт-Петербурге, он неоднократно встречал нищего мальчика, просившего подаяние («мальчика с ручкой»).

На основании всех этих впечатлений создан рождественский (святочный) рассказ.

Краткое содержание для читательского дневника

1) Рассказ начинается с трагической сцены.

2) Мальчик обнаружил, что его мама умерла.

3) Он даже пока не осознаёт это, но читатель всё понимает.

4) Начинаются скитания мальчика — его отовсюду гонят, ему не подают милостыню.

5) Ребёнок тянется к развлечениям, ему хочется лакомств.

6) В конце-концов он устал, уснул и попал на Небеса к Христу.

Главные герои

1) Мальчик – шестилетний мальчик-сирота, ещё не понявший, что у него умерла мама.

2) Мама – бедная женщина, умершая ещё совсем нестарой.

3) Автор – человек, который стал очевидцем самых горьких дней в жизни мальчика.

Главная мысль

Главной мыслью рассказа является то, что в светлый праздник Рождества Христова никто не должен страдать. Однако, богатые люди часто не замечают, что кто-то несчастен и голоден. Сам Христос позаботился о несчастном мальчике, забрав его на Небеса.

Чему учит

Произведение «Мальчик у Христа на ёлке» учит состраданию, любви и вниманию к своим ближним.

Пословицы

К данному рассказу подходят такие пословицы:

Отзыв

Содержание рассказа достаточно тяжёлое. Очень жаль мальчика, который в таком раннем возрасте остался без мамы. Ещё жаль его во время скитаний: он голодный, ему холодно и никто не помогает ему. Он маленький, ему хочется вкусных гостинцев и весёлых развлечений. Это так понятно. Однако, в финале, когда он засыпает и попадает на Небеса, к Христу — появляется надежда. Становится понятно, что лишь Господь может по-настоящему утешить и пожалеть.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 6 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Источник

в чём смысл фантастического финала рассказа мальчик у Христа на ёлке?

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик»

Источник

«Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского

Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

Источник

Рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке»: краткое содержание, главные герои, анализ, отзывы

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать – такая профессия.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему – легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Смотреть картинку в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Картинка про в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке. Фото в чем смысл рассказа мальчик у христа на елке

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

Источник

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Произведение Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» относится к жанру святочных рассказов. Здесь передана волшебная атмосфера города, которая так интересует главного героя.

Главным героем произведения является мальчик на вид «лет шести или даже менее». В рассказе не упоминается его имя. Безликость главного героя заставляет читателя задуматься о масштабах проблем, затронутых в произведении.

Портрет мальчика автор описывает с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «пальчики», «картузик», «халатик». Этот прием заставляет сразу же проникнуться читателя к маленькому герою.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Яркий украшенный рождественский город предстает перед мальчиком. Всевозможные игрушки, куклы, лошади, завлекающие своей красотой, не могут отвлечь мальчика от голода – «Господи, кабы покушать!».

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

Ненужный в этом чужом городе, подвергающийся безразличию со стороны горожан, он попадает к «Христу на елку». Именно здесь он обретает счастье – слышит голос мамы, летает, радуется и смеется. Обездоленные, никому не нужные дети в реальной жизни находят счастье только здесь.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Анализ 2

Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя», один из рассказов получит название «Мальчик у Христа на елке»,

Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.

Жанр произведения критики определяют, как «святочный рассказ», он особенно характерен для русской литературы того времени. Тут проявляются и основные характеристики данного жанра, он описывает доброе и чудесное событие, которое может изменить жизнь к лучшему, а также присутствие маленького мальчика, который напоминает о новорожденном Иисусе. События развиваются под Рождество, а все думают, что должен быть хороший конец.

Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.

Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.

В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.

То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.

Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.

Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.

Другие сочинения: ← Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского↑ ДругиеАнализ сказки Жуковского О царе Берендее →

Внеклассное мероприятие на тему «Рассказ Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Внеклассное мероприятие к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» на тему:

«Рассказ Ф. Достоевского

«Мальчик у Христа на ёлке»

. Совершенствовать навык выразительного чтения; разви­вать речь, мышление; пробудить в детях милосердие, сострадание.

I. Сообщение темы урока Учитель. (далее –У)

7 января мы будем праздновать Рождество Христово. Что это за праздник?

Дети. В этот день Бог пришел на землю, Он стал Человеком. У

. Кто может рассказать об основных событиях этого праздника? О Рождестве могут рассказать дети, заранее получившие задания. Дети. Незадолго до рождения Младенца Его родители должны были по приказу императора отправиться в город, где жили их предки, в Вифлеем. Дева Мария с Иосифом пришли в город вечером, когда мест в гостинице уже не осталось. И тогда они решили переночевать в пещере. В этой пещере и родился Иисус Христос. Когда родился Спаситель, была глубокая ночь, все спали, и ни­кто не знал, что совершилось. Не спали только пастухи, охранявшие в поле свои стада. Вдруг небо осветилось и им явился Ангел. Он ска­зал: «Не бойтесь, я пришел сообщить вам великую радость. Сейчас в Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос». Пастухи приш­ли в пещеру и поклонились Младенцу. В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе зажглась боль­шая звезда. Эту звезду увидели три мудреца, их еще называют волх­вами. Они поняли, что родился на земле Великий Царь. Мудрецы пошли за звездой и пришли к Младенцу. Они поклонились Христу и поднесли Ему дары.

. Празднование Рождества длится 11 дней. Эти дни называются святыми днями, или Святками. И этому времени писатели посвяща­ют особые рассказы, они называются святочными, потому что дей­ствие в этих рассказах происходит на Святках. Сегодня мы с вами прочитаем один из таких рассказов. Называется он «Мальчик у Хри­ста на елке», автор — великий русский писатель Федор Достоевский. Как вы думаете, какое настроение у этого рассказа? Дети Наверное, праздничное, потому что елка — это всегда праздник. Чтение учителем У

. Послушайте этот рассказ, а потом ответьте: какое же настрое­ние нам передал автор? Учитель читает рассказ. Дети В начале рассказа нам было очень грустно, потому что у маль­чика умерла мама. Потом, когда мальчик попал на елку, мы пора­довались за него. А в конце опять стало грустно — мальчик замерз в подъезде.

. Давайте прочитаем рассказ еще раз, но сначала выясним значе­ние незнакомых слов. Учащиеся с помощью учителя определяют значения слов, и учитель за­писывает их на доске. Мерещится — кажется. Нары — приспособление для сна из досок. Захворала — заболела. Халатник — бездельник. Ревматизм — болезнь, при которой болят мышцы и кости. Брюзжать — недовольно ворчать. Картуз — головной убор. Ставни — деревянные створки, которыми закрываются окна на ночь. Жутко — страшно. Чухонка — финка (национальность). Смрад — душный, зловонный воздух. Чтение и анализ Дети читают рассказ вслух по очереди. У

. Прочитайте, с чего начинается рассказ. Дети читают. — Чьи это слова? Дети Это слова автора. Он говорит, что сочинил эту историю, но ему кажется, что так было на самом деле.
У
. Что же представляется автору? Дети Ему представляется подвал, где живет маленький мальчик, он хочет есть.
У
. Чем занимается мальчик? Прочитайте. Дети «Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сун­дуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смо­тря, как он вылетает».
У
. Мальчик был голоден. Почему мама его не накормила? Дети. Она была больна.
У
. Как мальчик с мамой очутились в этом подвале? Прочитайте. Дети «Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала».
У
. Кто еще был в подвале? Дети Пьяница и старая няня, которая ворчала на мальчика.
У.
Что случилось потом? Дети Вечером мама мальчика умерла, ему стало страшно, он вышел на улицу.
У
. Прочитайте описание города, в котором жил мальчик раньше. Дети «Там, откудова он приехал…»
У
. Теперь прочитайте описание города, в котором теперь оказался мальчик. Дети «И какой здесь стук и гром…»
У
. Сравните эти два города. Какой город красивее? Дети Тот, в котором мальчик оказался сейчас, потому что в нем мно­го света, в окнах видны красивые комнаты, люди.
У
. Как вы думаете, какой город мальчику больше нравится и по­чему? Дети Его родной город, потому что ему там было сытно и тепло.
У
. Прочитайте, как об этом говорит автор. Дети «Но там было зато так тепло, и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать!»
У
. Что мальчик стал делать на улице? Дети. Он стал смотреть в окно дома.
У
. Что он там увидел? Прочитайте. Дети «Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната…»
У
. Почему мальчик убежал оттуда? Дети У него заболели пальчики.
У
. Что увидел мальчик в другом окне? Дети Там он увидел, как барыни дают всем приходящим с улицы пи­роги.
У.
Хорошо ли они поступают? Что случилось с мальчиком дальше? Дети Барыни не дали мальчику кусок пирога, а прогнали его.
У
. Можно ли сказать, что барыни добрые?
Дети
Нет, они не дали мальчику кусок пирога. Только одна барыня дала мальчику копейку.
У
. Помогла ли мальчику эта копейка? Дети Нет, он потерял ее.
У
. Что развеселило мальчика? Прочитайте. Дети «Стоят люди толпой и дивятся…»
У
. Мальчику так понравились куколки! Почему же он убежал от­туда? Дети Его обидел другой мальчик: ударил его и сорвал картуз.
У
. Что же случилось дальше? Дети Мальчик убежал в подворотню и спрятался там за дровами.
У
. Куда мальчик пошел дальше? Дети Кто-то обнял его в темноте и отвел на елку.
У.
Что увидел мальчик на елке? Прочитайте. Дети. «О, какая елка. »
У
. Что это была за елка? Дети Это была «Христова елка», на ней веселились души умерших детей.
У
. Прочитайте, что говорит автор об этих детях. Дети «И узнал он, что мальчики эти и девочки…»
У
. Кто еще, кроме детей, был на елке? Дети Сам Христос и матери детей.
У
. Чем же запомнился рассказ? Дети. Утром дворники нашли за дровами мертвого мальчика.
У
. Что пишет в заключение писатель? Дети читают. Как вы думаете, могло ли это произойти на самом деле? Дети отвечают. Эти события могли произойти на самом деле. Дети, которые на земле много страдали, получили награду на небе. Прочитайте рас­сказ еще раз и попытайтесь его разделить на две части в зависимости от настроения. Дети Первая часть грустная, до слов: «И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку». Вторая часть — радостная.
У
. Как же заканчивается рассказ: хорошо или плохо? Дети Хорошо — мальчик попал к Христу на елку и встретился с ма­мой. Плохо — мальчик замерз на улице.
У
. Да, мальчик замерз, но его душа попала к Богу, в Царство Не­бесное. Значит, мальчику в конце рассказа стало хорошо. Обычно святочные рассказы так и строились: сначала какое-нибудь горе, страдания, а потом все заканчивается хорошо. Как вы думаете, чему хотел научить нас автор? Дети Автор хотел, чтобы мы помогали бедным.
У
. Ребята, а мог бы этот рассказ закончиться по-другому? Чтобы мальчик не умирал? Дети Да, если бы ему кто-нибудь помог.
У
. Найдите в рассказе тех людей, которые могли помочь мальчику. Дети Старушка в подвале, барыни, полицейский на улице.
У
. Придумайте, что бы случилось, если бы кто-то из героев рас­сказа помог мальчику. Дети отвечают. — На Рождество случаются всякие чудеса, и сейчас вы окажетесь рядом с мальчиком на улице. Закройте глаза. Раз, два, три! Итак, вы оказались рядом с мальчиком. Что вы будете делать? Дети отвечают.
V. Итог урока
Учитель- Какой рассказ мы сегодня читали? Кто автор? Что вам запом­нилось из этого рассказа? Чему нас учит рассказ?

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *