в чем заключается правда раскольникова
Правда Раскольникова и правда Сони
Два центральных персонажа романа Ф.М. Достоевского – Родион Раскольников и Соня Мармеладова – спасают друг друга, дают шанс для новой жизни, не смотря на свою противоположность. Правда Раскольникова и правда Сони в романе “Преступление и наказание” – два совершенно разных взгляда на жизнь, но их союз необходимая составляющая сюжета.
Раскольников – заложник своей теории
Результат оказался ужасным: герой мучается от страха, мании преследования, ужасов, игры воображения и осознания собственной слабости. Он не может почивать на лаврах, как предполагал, убийство оказалось бессмысленным. Раскольников горд и самолюбив, не смотря на нищету и крайне отчаянное положение, он чувствует себя “наполеоном”. Его образованность и ум приводят героя к ужасной ошибке, от них больше вреда, чем пользы. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.
Соня – жертва, мученица
Образ Сонечки Мармеладовой – образ преступницы и мученицы одновременно. Она преступает моральный закон, переступает через себя, “убивает себя” в определённом смысле. Соне глубоко верующая девушка, но свой мученический путь она выбирает осознанно – торгует телом, чтобы прокормить семью. Соня практически неграмотна, она читает лишь Библию, её ум не засорён сложными теориями и философией нигилизма. Она не презирает общество за то, что вынуждена страдать – просто тихо несёт свой крест, верит и любит. В своей жизни она ориентируется на христианские законы, старается поступать так, как учит Евангелие. Соня не умеет выражать мысли так, как это делает Раскольников, но она чувствует его душу, видит в нём страдающего человека. Именно к Соне тянет Родиона, ей он открывается о своём чудовищном поступке.
Побеждает любовь
В жизни Раскольникова Соня – чистейший ангел, не смотря на свою прежнюю жизнь. Её “ссылка” – спасение от греха, которым она жила раньше. Она – связующее звено между простой счастливой жизнью и душевными муками Раскольникова. На каторге, после тяжёлой длительной болезни Раскольников наконец понимает, что правда Сони истинная, а его философия – заблуждение. Он принимает дорогу добра и находит в своём сердце место для любви.
Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой
Главными героями Романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» являются два персонажа — Родион Раскольников и Соня Мармеладова.
У этих героев много общего. Они молодые люди, живущие в столице. И Родион, и Соня живут в бедности, в крайней нужде. Молодому человеку пришлось бросить университет, так как он не мог платить за обучение. Он не имеет постоянной работы и перебивается временными заработками, но не всегда успешно. Родион Раскольников живет в маленькой комнате, однако он не всегда может вовремя заплатить за квартиру, что очень не нравится хозяйке. Обстоятельства жизни девушки еще хуже. Ее отец — алкоголик, который потерял работу и пропивает все деньги. Ее мачеха, Катерина Ивановна, страдает туберкулезом, поэтому она не может работать. Одна бедная Соня вынуждена содержать семью. Девушке пришлось стать проституткой, чтобы прокормить сводных братьев и сестер.
После содеянного герой серьезно заболел. Его стали мучить угрызения совести и, таким образом, его теория была опровергнута. Соня Мармеладова, когда узнала о мыслях героя, была удивлена. Она не могла принять то, что человек может распоряжаться жизнью другого. Девушка считала, что нужно помогать другим людям, отдавая всего себя. Так, Соня Мармеладова, продавая свое тело, смогла прокормить детей Катерины Ивановны. Девушке не нравилась ее работа, но она верила, что может когда-нибудь воскреснуть, реабилитироваться. Она так низко пала, потому что у нее не было иного выхода.
Родион Раскольников убивал других людей, а Соня Мармеладова убивала себя. Эти герои очень похожи своими жизненными обстоятельствами, но их взгляд на жизнь отличается принципиально. Родион Раскольников считал, что может пренебрегать чувствами других людей для достижения общественно полезных целей, а Соня Мармеладова придерживалась иного мнения. Девушка считала, что в мир нужно нести только свет и добро, быть человечным и милосердным, помогать ближним, жертвуя собой.
2 вариант
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» фигурируют два главных героя, вокруг которых развиваются основные события. Родион и Соня — довольно противоположные люди, Невзирая на это, они постоянно вытаскивают друг друга из различных ситуации, сами того не осознавая.
Раскольников ощущает себя высокоморальным человеком, который идет на преступления ради благой цели. Он убивает не для материальных ценностей, а для того, чтобы оправдать личную теорию. По мнению молодого человека, если определенная личность приносит окружающим страдания, то от нее нужно избавиться. Из-за чудовищного убеждения проливается кровь двух пожилых женщин.
После убийства процентщицы, парень рассказывает Мармеладовой, что сделал это для себя, просто так. Данное признание раскрывает его как человека, увязшего в собственном выдуманном мире. Там он чувствует себя главным, но вместе с тем, вынужден бороться с воображаемыми врагами, которые, как кажется герою, его преследуют.
Родион близок к тому, чтобы запутаться окончательно. Но любовь Сони спасает его. Раскольников видит в девушке чистого ангела. Мармеладова, в отличие от своего спутника, почти безграмотная, все, на что она способна — продавать свое тело. Девушка вынуждена это делать для содержания семьи.
Несмотря на столь гнусное занятие, Соня глубоко верующий человек. Порой, не понимая высказываний молодого парня, она гораздо лучше чувствует то, что происходит в его душе. Когда главный герой открывается перед ней, рассказывая о том, что подвигло его на тот ужасный поступок, то она совсем не осуждает его действия. Мармеладова оправдывает Родиона, понимая его страдания.
Оба персонажа могут считаться убийцами: один из них убивал людей физически, а другой губит себя морально. Когда Раскольников осознает, что не относится к высшему обществу, то признает ошибочность своей теории, теряя смысл жизни. Но Соня уговаривает его сдаться в полицию, дабы искупить вину. При этом она обещает быть рядом. Даже когда осужденного направляют в Сибирь, она едет за ним.
Благодаря любви героини, Раскольников постепенно оттаивает и видит в ней тоненькую нить, которая все еще связывает его со счастливой жизнью. Во время мук на каторге, он понимает, какую важную роль для него играет девушка и как она права. Он признает свое заблуждение и становится на тропу добра. Вследствие, Родион понимает, что любит Соню.
Сочинение-рассуждение
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский создает двух главных героев, около которых непосредственно и разворачивается основной сюжет. Сонечка и Родион – две противоположности, но, несмотря на различия во взглядах и темпераменте, они раз за разом помогают друг другу преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, хотя сами не осознают значимости в жизни чужого по крови человека.
Раскольников позиционирует себя как высокоморального человека, который совершает противозаконные влияния ради благих целей. Он идет на убийство не из-за проблем с финансами, а для оправдания личной и теории. Молодой человек твердо убежден, что личность, приносящая окружающим людям страдания, должна быть устранена. Чудовищное умозаключение толкает Родиона на убийство двух пожилых женщин.
Но если Раскольников совершал преступления ради конкретной цели, то Соня Мармеладова убивала себя за незначительную плату. Герои довольно похожи жизненными обстоятельствами, но отличаются взглядами на происходящее. Молодой человек способен пренебречь чувствами посторонних людей, в тоже время Сонечка не в состоянии этого сделать. Девушка уверена, что мир нужно освещать светлыми и добрыми делами – помогать близким и жертвуя собственными интересами – а для этого быть человечным и милосердным.
После совершения убийства старухи-процентщицы Родион говорит Соне, что совершил преступления просто так – для себя – и весомой причины для этого не было. Признание говорит о Раскольникове как о человеке, живущем в своем воображаемом мире, в котором он чувствует себя главным и борется с выдуманными преследующими его врагами.
Любовь Сони Мармеладовой помогает Родиону постепенно оттаять и увидеть в ней тонкую, едва заметную ниточку, связывающая его со счастьем. Муки во время каторги проявляют в сознании Раскольникова важность девушки в жизни. Молодой человек осознает правоту Сони и становится на путь исправления.
Сочинение: Правда Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
(367 слов) Родион Раскольников – самый неоднозначный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». На протяжении всего произведения мы наблюдаем за развитием героя, за его личностным ростом. И особенно любопытно то, как он оправдывает идеологическое убийство. В чем же заключается его правда?
Теория Раскольникова убеждает нас в существовании двух типов людей: тех, кто имеет власть и право творить историю, и тех, кто лишь подвергается влиянию и силе этих людей. Он делит общество на сильных мира сего и на простую серую массу, стадо, людей, живущих не той жизнью, что они выбрали, а той, что приходится. Многие из них не в состоянии влиять на свою судьбу и не могут предопределить свое «завтра», не имеют возможности бороться с несправедливой, тяжелой и полной невзгод и бед жизнью. Раскольников смело претендует на роль человека, способного вершить чужие и свою судьбы. Он избирает трудный путь, одолеваемый и полностью поглощенный мыслями о своей теории, он прибегает к насилию и совершает преступление против человечества и Бога – убийство.
В отличие от Сони, смирившейся со своей участью и смиренно несущей свой крест, Родион понимает, что недостойные люди имеют большую власть над беззащитными людьми, и что такой порядок вещей необходимо изменить. Оба героя, и Родион, и Соня, грешные люди, но Соня обременена семьей и хочет помочь своим родным и близким, потому как без нее они просто не выживут. Родион же, пусть и руководствуется желанием также помочь родным, все же самостоятельно выбирает путь убийцы. Тяжелые обстоятельства и жизненные трудности не вынуждают его совершить этот грех. Раскольников сам решает, что он «имеет право». Родион свято верит в свою теорию, в этом плане он чистый идеалист и даже фанатичный борец за справедливость. Он стремится к гармонии и совершенству, но при этом избирает путь саморазрушения.
Раскольников берет на себя в какой-то степени божественную роль, он хочет стать властителем собственной судьбы и судеб других, он стремится сказать «новое слово» и по этой причине совершает убийство. Оба героя одиноки, вынуждены страдать, несчастны. Соне в ее избранном пути помогает вера в Бога, она знает, что никакие беды и тяготы не могут служить поводом для такого тяжкого греха, как убийство. В дальнейшем Родион принимает позицию Сони, хотя и не без сомнений, но все же доверие к родственной душе побеждает, и Раскольников встает на долгий и тяжкий путь искупления.
Ответы по литературe для 11 класса. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских образов и мотивов в романе
Раскольников – заложник своей теории
Результат оказался ужасным: герой мучается от страха, мании преследования, ужасов, игры воображения и осознания собственной слабости. Он не может почивать на лаврах, как предполагал, убийство оказалось бессмысленным. Раскольников горд и самолюбив, не смотря на нищету и крайне отчаянное положение, он чувствует себя “наполеоном”.
Его образованность и ум приводят героя к ужасной ошибке, от них больше вреда, чем пользы. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.
Сочинение: Правда Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
(367 слов) Родион Раскольников – самый неоднозначный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». На протяжении всего произведения мы наблюдаем за развитием героя, за его личностным ростом. И особенно любопытно то, как он оправдывает идеологическое убийство. В чем же заключается его правда?
Теория Раскольникова убеждает нас в существовании двух типов людей: тех, кто имеет власть и право творить историю, и тех, кто лишь подвергается влиянию и силе этих людей. Он делит общество на сильных мира сего и на простую серую массу, стадо, людей, живущих не той жизнью, что они выбрали, а той, что приходится. Многие из них не в состоянии влиять на свою судьбу и не могут предопределить свое «завтра», не имеют возможности бороться с несправедливой, тяжелой и полной невзгод и бед жизнью. Раскольников смело претендует на роль человека, способного вершить чужие и свою судьбы. Он избирает трудный путь, одолеваемый и полностью поглощенный мыслями о своей теории, он прибегает к насилию и совершает преступление против человечества и Бога – убийство.
В отличие от Сони, смирившейся со своей участью и смиренно несущей свой крест, Родион понимает, что недостойные люди имеют большую власть над беззащитными людьми, и что такой порядок вещей необходимо изменить. Оба героя, и Родион, и Соня, грешные люди, но Соня обременена семьей и хочет помочь своим родным и близким, потому как без нее они просто не выживут. Родион же, пусть и руководствуется желанием также помочь родным, все же самостоятельно выбирает путь убийцы. Тяжелые обстоятельства и жизненные трудности не вынуждают его совершить этот грех. Раскольников сам решает, что он «имеет право». Родион свято верит в свою теорию, в этом плане он чистый идеалист и даже фанатичный борец за справедливость. Он стремится к гармонии и совершенству, но при этом избирает путь саморазрушения.
Раскольников берет на себя в какой-то степени божественную роль, он хочет стать властителем собственной судьбы и судеб других, он стремится сказать «новое слово» и по этой причине совершает убийство. Оба героя одиноки, вынуждены страдать, несчастны. Соне в ее избранном пути помогает вера в Бога, она знает, что никакие беды и тяготы не могут служить поводом для такого тяжкого греха, как убийство. В дальнейшем Родион принимает позицию Сони, хотя и не без сомнений, но все же доверие к родственной душе побеждает, и Раскольников встает на долгий и тяжкий путь искупления.
Автор: Анастасия Ретунская
Соня – жертва, мученица
Образ Сонечки Мармеладовой – образ преступницы и мученицы одновременно. Она преступает моральный закон, переступает через себя, “убивает себя” в определённом смысле. Соне глубоко верующая девушка, но свой мученический путь она выбирает осознанно – торгует телом, чтобы прокормить семью. Соня практически неграмотна, она читает лишь Библию, её ум не засорён сложными теориями и философией нигилизма. Она не презирает общество за то, что вынуждена страдать – просто тихо несёт свой крест, верит и любит. В своей жизни она ориентируется на христианские законы, старается поступать так, как учит Евангелие. Соня не умеет выражать мысли так, как это делает Раскольников, но она чувствует его душу, видит в нём страдающего человека. Именно к Соне тянет Родиона, ей он открывается о своём чудовищном поступке.
Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе
И сам он боится сознаться даже самому себе, что дело намного более сложное. Стараясь силой ума объяснить все, он не мог не увидеть в теории ненавистного ему Лужина продолжения собственной идеи. Да и в словах Свидригайлова о том, что они «одного поля ягоды», он увидел страшную правду о себе. Оказывается, просто самих намерений совершить добро мало. А если это добро должно осуществиться любой ценой, то оно превращается в свою противоположность.
Защищая Дуню, Соню, мать от Лужина, Свидригайлова и подобных, Раскольников оказался будто на их стороне. И это наиболее плохое наказание. Он не до конца понимает, почему наказывается, и просто выполняет просьбу Сони сознаться в преступлении. Может, Родион Раскольников надеялся, что ему будет легче, когда сознается. Но нет. Совесть и душа нормального человека не будут давать ему жить спокойно, и именно это самое страшное наказание.
Ведь от себя не убежишь. Родион Раскольников проникается сначала совсем не тем, в чем виновен на самом деле. Терпеливость и любовь Сони помогают ему понять, что настоящее наказание за преступление — это переживание разрушения морального закона в себе, осознание греха. И путь к моральному выздоровлению лежит через искупление.
Почему именно Соне доверился Раскольников. Соня — родственная душа, она так же переживает мучительный раскол из-за того, что переступила через моральный закон, как и Раскольников. Во-первых, ум подсказывает ему желание пробудить в нем горделивый протест вместо кротости, чтобы таким образом найти себе союзника по преступлению. Во-вторых, чувство подсказывает, что он не может держать в себе мучительное ощущение преступности. Перед таким выбором стоял Раскольников.
Когда Раскольников увидел взгляд Сони, наполненный любви и заботы, он сознался в преступлении, так как знал, ощущал, что она пожалеет его и поймет. Так был сделан выбор в пользу чувства.
Понимает ли Соня Раскольникова? На первый взгляд, да, так как старается понимать его страдание, пожалеть. Но вместе с тем и не понимает. Не понимает того объяснения, которое подает Раскольников о том, что он позволил себе «кровь по совести». Ее ценностные ориентиры христианские, и потому ей не приходит в голову, что можно отобрать у человека жизнь. Она точно знает: нельзя брать на себя функцию Бога, как знает, что жизнь человеческая — священна. Умственные выкладки Раскольникова просто вне христианских ценностей, которыми она руководствуется в жизни. 3. Почему Раскольников по совету Сони сознается в преступлении?
Героя замучило чувство разобщенности с людьми, и потому он любой ценой хочет приобщиться к человечеству. Соня советует сознаться в преступлении, хотя знает, что Раскольникова будет ждать каторга. Для нее очищение, прощение невозможно без искупления. Она считала, что необходимо ему принять страдание, чтобы заслужить прощение.
С образом Сони связана вера Достоевского в то, что мир спасет братское единство между людьми во имя Христа. В образе Сони писатель изображает народный вариант религиозной морали, которая руководит жизнью человека и общества. Вера — вот основа морали. Именно к ней обращается Раскольников на каторге. Так правда Сони побеждает, поскольку она является правдой гуманизма.
Если данное школьное сочинение на тему: Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Побеждает любовь
В жизни Раскольникова Соня – чистейший ангел, не смотря на свою прежнюю жизнь. Её “ссылка” – спасение от греха, которым она жила раньше. Она – связующее звено между простой счастливой жизнью и душевными муками Раскольникова. На каторге, после тяжёлой длительной болезни Раскольников наконец понимает, что правда Сони истинная, а его философия – заблуждение. Он принимает дорогу добра и находит в своём сердце место для любви.
Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения “Правда Раскольникова и правда Сони”.
banyaplus.ru
Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью.
И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи.
Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице».
Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав.
Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему. И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление.
И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.
«Преступление и наказание» 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
Рекомендуем прочесть: Образец жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела ст 157ук
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
«Две правды жизни (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)»
В одном из разговоров Раскольников спрашивает Сонечку напрямик: «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Соня с отвращением отводит этот вопрос, ссылаясь на неисповедимость Божьего промысла.
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»? 5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «.вечная Сонечка, пока мир стоит!».
Но этим не успокоить душевной боли Родиона Раскольникова, Здесь Достоевский ставит проблему: почему страдает человек и где оправдание этому страданию?
Сонечка оправдывает свои страдания прежде всего тем, что она спасает жизнь родным. Кроме того, Соня верит в бессмертие. И тут писатель затрагивает еще один важнейший вопрос: если есть бессмертие, следовательно, Бог существует? Однако, если есть Бог, то как он мог допустить слезы ребенка, все это море страдания человеческого?
Для Раскольникова это невозможно, поэтому все бессмысленно, а, значит, – и все дозволено.
По его теории, человек – сам Бог.
Однако без высшей Правды, без Бога, без морального критерия оценки человеческих поступков становится, по словам Мармеладова, «слишком зверино». Вот в этой обстановке, когда столько горя и нет сил помочь всем, всех утешить, Соня и Раскольников задают один и тот же вопрос: «Что же делать?» И каждый отвечает на него по-своему.Раскольников считает, что нужно взять «свободу и власть, а главное власть!
Над всей дрожащей тварью и всем муравейником! Вот удел!» Но обстоятельства, приведшие к такому выводу, оправдывают его. Герой хочет мстить за горе обездоленных – это уже схватка с веком, «кровь по совести», убийство «по справедливости», когда «одно крошечное преступление» загладится «тысячью добрых дел».
Правда Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
У главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова – своя правда жизни. Беспросветная бедность подтолкнула его к созданию ужасной теории, которая изменила всю его дальнейшую судьбу.
Раскольников – бедный студент, вынужденный бросить учебу из-за нехватки денег. Он живет в крошечной комнатке, стены и потолок которой давят на него, не дают вздохнуть полной грудью. Не случайно автор называет эту каморку гробом. Ежедневно Родион видит людей, которых нищета лишила всего человеческого. В этой части Петербурга нет места для нравственности, здешние жители давно потеряли надежду на какие-либо изменения.
Не только тесная комната, весь мрачный город давил на Раскольникова. Ему было душно и жарко здесь. Вся окраина Петербурга была заполнена нищими, безработными, бездомными и пьяницами. Всюду был слышен голодный детский плач и нецензурная лексика. Родиона в прямом смысле слова убивала эта социальная несправедливость, которая уничтожала тех, кому не посчастливилось родиться в нужное время и в нужном месте.
Сам Раскольников еле сводил концы с концами, получая никчемные денежные переводы от своей матери, которая сама жила впроголодь. Денег не хватало даже на еду, поэтому бедный студент уже не раз пользовался услугами старухи-процентщицы, закладывая самое дорогое, что у него было. Письмо матери о намерении Дуни «продать» себя нелюбимому, заносчивому Лужину, ради благополучия их семьи, подталкивает Раскольникова к окончательному решению. Жертва сестры стала последней каплей на чаше весов, где желание выбраться из нищеты боролось с нравственными законами.
Родион стал остро ощущать разницу между богатыми и бедными. Для себя он решил, что именно богатство первых и является причиной всех бед вторых. Не в силах больше мириться с окружающей несправедливостью, Родион создает теорию, которая должна, по его мнению, изменить мир к лучшему. Он был уверен, что ущемленные в своих правах люди станут счастливее, если ему удастся воплотить эту теорию в жизнь.
Позже Раскольников написал статью, в которой отобразил свои идеи. Он разделил всех людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». К первому типу относились обыкновенные люди, предназначение которых состояло в прислуживании представителям второго типа. Себя же Родион относил именно ко второму типу, к особенным людям, которые имеют право совершать даже преступления на пути к своей цели. По мнению Раскольникова, «право имеющие» сами решают, что им дозволено, а что нет. Им предначертана необыкновенная судьба, которая способна изменить будущее всего мира. Именно люди, относящиеся к этому типу, совершают великие открытия, руководят империями, вершат историю, двигают прогресс. Таким, как Наполеон, позволительно переступить через кровь, ради всеобщего блага. Приравнивая себя к нему, Раскольников дал и себе такое право. Именно поэтому он решил проверить свою теорию в действии, путем убийства бесполезной «твари» — старухи-процентщицы Алёны Ивановны.
Желая сделать мир лучше, главный герой становится убийцей. Однако содеянное зло не принесло никому пользы. Вместо ожидаемого облегчения, Родион начинает испытывать невыносимые муки совести. Преступление стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его эксперимент не удался, именно с этого моменты и начинается опровержение его жестокой теории.
Родион не сразу понимает, что его теория неправильна. Изначально он приходит к выводу, что не смог переступить через кровь, потому что просто относится к «тварям дрожащим». Он сломлен, и разочарован, но продолжает упорно верить в свою теорию. Он боится разувериться в своих идеях, ведь тогда убийство окажется совершенно бессмысленным.
Совершенное преступление отрезало Раскольникова от окружающих. Он боится быть пойманным, тщательно скрывает правду и прячется от чужих глаз. Теория, которая должна была изменить его жизнь к лучшему, сделала её просто невыносимой. Однако находясь в полнейшем одиночестве, трудно понять истину. Сознание Родиона не может самостоятельно выйти из рамок поглотившей его теории.
Он отчаянно мечется в поисках того, кто смог бы помочь облегчить его муки, и этим человеком становится Сонечка Мармеладова. Родион открылся ей, потому что она тоже была преступницей, преступившей нравственный закон. Однако Соня ни у кого не отнимала жизни, и никого не подвергала страданиям. Она принесла в жертву только себя саму, продавая собственное тело, для того чтобы не дать своим родным умереть от голода. Соня смогла сохранить свою чистую душу, несмотря на окружающие её грязь и пошлость. Именно её доброта, вера в людей и Бога оказались способны заставить Раскольникова отказаться от своей бесчеловечной теории.
Родион со временем начинает понимать то, что все люди имеют право на жизнь. Все они одинаковы, и все достойны быть счастливыми. А истинное предназначение человека заключается в том, чтобы помогать окружающим стать лучше.
Таким образом, жизнь победила теорию Раскольникова, его правда оказалась неверной. Родион отказался от своих идей, он пришёл к Богу. Наконец, ему стало понятно, что невозможно построить счастливое будущее на преступлениях, а теория, призывающая к уничтожению хотя бы одного человека, не имеет права на существование.