что нужно чтоб открыть магазин продуктов в поселке
Как открыть продуктовый магазин
Многие бизнесмены построили свое состояние на знании фундаментальных потребностей и психологии человека. К одной из таких потребностей относится питание, потому что человеку нужно есть каждый день. Чтобы войти на рынок продажи продуктов, решается несколько важных задач: подготовить нужные документы, найти площадь, найти оборудование, поставщиков и запустить свое дело. Теперь более детально остановимся на каждом моменте, т.к. качественный запуск бизнеса требует тщательной проработки всех деталей.
Перед тем, как начинать какие-либо действия, у вас должен быть подготовлен подробный бизнес-план со сроками окупаемости и нормами рентабельности.
Подготовка разрешительных документов
На данном этапе нужно быть готовым к сопротивлению бюрократии. Чтобы юридически подготовится к запуску собственного дела, собирается внушительный пакет документов. Это дело можно поручить юридической компании. Но, т.к. при запуске бизнеса каждый рубль находится на счету, разберемся с тем, как все это оформить самостоятельно. Ниже находится пошаговая инструкция по получению различных разрешительных документов:
После того, как данный пакет будет собран, можно ехать в Управление потребительского рынка. В течение месяца регулирующий орган выдаст разрешение на торговлю, если поданные документы не будут противоречить нормативным требованиям. Но на этом документная волокита не заканчивается. После получения разрешения:
— зарегистрировать контрольно-кассовое оборудование;
— оформить аттестацию рабочих мест;
— выполнить требования по наличию в зале: свидетельства о проверке весов, копий разрешительных лицензий на торговлю, книги жалоб, распечатанного закона РФ «О защите прав потребителей» и телефонов экстренных служб.
Размер бизнеса
Формат бизнеса зависит от места его расположения и объема инвестиций, которые вы готовы вложить. Можно выделить следующие виды продуктовых точек:
-продуктовые ларьки у вокзалов, рынков, заводов;
-средние магазины в спальных районах;
-супермаркеты в районах с интенсивным движением.
Ошибившись, выбрав слишком большой формат, можно столкнуться со следующими проблемами:
-плохой поток покупателей;
-лишний незанятый персонал;
-значительная стоимость аренды большой площади;
-порча продукции.
Продуктовый магазин в сельской местности
Чтобы раскрутить доходное дело, необязательно открывать торговлю в перенасыщенных конкуренцией районах города. Открытие точки в сельской местности может существенно сократить затраты. В первую очередь – за счет более низкой стоимости аренды помещения. Нанимая персонал, лучше подбирать сотрудника из числа местных жителей. Найти работу в селе очень сложно, поэтому местные жители будут очень рады трудоустройству, согласившись работать за оплату, которая ниже, чем за выполнение аналогичной работы в городе. Сотрудник может помочь сформировать ассортимент, но ежевечерний учет и приходованные товара лучше делать самостоятельно. Ассортиментная карта в сельском магазине должна содержать обязательный набор: мясо, крупы, молочные продукты, колбасы, хлеб, алкоголь. Дополнительно можно ввести отдел с промтоварами, в котором будут представлены:
Более точный ассортимент будет сформирован в процессе работы. Покупки сельских жителей не отличаются разнообразием, поэтому спрос достаточно предсказуем и относительно стабилен.
Финансовое планирование
На этапе бизнес-планирования очень внимательно оцениваются объемы финансирования проекта. В общую смету затрат обязательно закладываются дополнительно 10% непредвиденных расходов. Средний показатель рентабельности продуктовых магазинов небольшого формата по России составляет 20%. Именно на эту цифру следует опираться во время бизнес-планирования.
Нужно обязательно составить ассортиментную карту с занесением видов продукции, которые будут продаваться. При составлении ассортимента учитывается близость расположения детских садов, школ, предприятий, многоэтажных домов. После открытия ассортиментную карту придется корректировать, и вы постепенно отбросите все малооборачиваемые товары. В бизнес-плане прописывается стоимость аренды и ремонта (если необходим), средний чек, количество покупателей, стоимость оснащения, затраты на первоначальную закупку продуктов. Обязательно нужно определиться со сроком окупаемости бизнеса. Стоит также учесть, что многие поставщики готовы привезти продукты с отсрочкой платежа.
Выбор торговой площади
О выборе места торговли лучше позаботиться заранее, т.к. оно указывается еще при оформлении права торговать. Главная задача на данном этапе – это выбор местоположения. Особенности помещения находятся на втором плане. Удачно подобранное место позволит получит целый ряд конкурентных преимуществ. Эксперты рынка полагают, что удачное расположение бизнеса генерирует не менее 50% прибыли. Если место будет выбрано неудачно, то под угрозой может оказаться весь будущий бизнес. Оценивается ежедневный поток людей и наличие конкурентов. Также требуется проанализировать бизнес конкурентов – их цены, сервис, близость размещения. Нет смысла открывать свою точку возле продуктового супермаркета, который «задавит» вас своим ассортиментом и ценами. Оценивается также состав аудитории покупателей. В спальном районе нет смысла открывать большой супермаркет с внушительными счетами за аренду, которые не окупятся недостаточным товарооборотом. В таких местах можно открывать магазины смешанного типа, когда часть недорогих продуктов можно взять с полок, а остальную часть товаров подороже купить у прилавка. Важная задача – выбрать такой формат торговли, чтобы обеспечить высокий товарооборот. Большое количество залежавшегося товара снижает объем оборотных средств, прямым образов влияя на потенциальную прибыль. После того, как вы определились с местом, тщательно проинспектируйте всю площадь. Хорошо, если вы берете в аренду или покупаете помещение, которое уже спроектировано под торговлю. В противоположном случае придется заниматься перепланировкой зала, чтобы привести к его к ряду норм, которые выдвигает управление торговли. Договор аренды помещения заключается в долгосрочной перспективе с целью коррективного планирования расходов. Требуется предусмотреть приемлемые условия расторжения договора аренды в случае, если предприятие не выйдет на уровень ожидаемой доходности в запланированный срок.
Чтобы пройти проверку СЭС, помещение должно соответствовать ряду норм: должно оснащаться исправной электропроводкой, противопожарной системой, быть просторным и хорошо проветриваться. Более детально о требованиях к продуктовому магазину можно узнать в контролирующих органах. Если вы нашли место в современном торговом комплексе, то, как правило, волноваться по поводу соблюдения норм не стоит. Там уже все предусмотрено. Не зависимо от размера площади, помещение должно быть оснащено системой вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электричеством. Перед заключением договора аренды проверяются документы на коммуникации, чтобы в дальнейшем избежать проблем.
Поиск поставщиков
В качестве поставщиков могут выступать производители продуктов и оптовые компании. Человек, который идет в продуктовый магазин, жаждет увидеть хороший выбор. Но есть товарные группы, которые пользуются наибольшим спросом, учитывая географическое расположение. Выбор поставщиков следует делать, основываясь не только на ценовых предложениях. Сегодня большую часть ассортимента торговые фирмы доставляют с помощью cобственных логистических мощностей.
Как только вы откроетесь, к вам пойдет стремительный поток агентов, которые будут предлагать не только товар, но и оборудование, в котором будет храниться поставляемая им продукция. Таким образом можно бесплатно получить в пользование холодильники, морозильные камеры и даже стеллажи. Отдельное внимание уделяется покупке продуктов у фермеров. Натуральные овощи, фрукты и молоко всегда пользуются высоким спросом.
Закупка оборудования
Предоставленного оборудования торговыми представителями может быть недостаточно. Для торговли понадобятся холодильники, морозильные камеры, стеллажи, витрины. Чтобы рационально меблировать торговый зал, можно воспользоваться услугами компаний, которые разработают проект помещения с учетом ассортимента и требуемых агрегатов. На основе проекта закупаются нужные агрегаты и мебель. Многие поставщики и производители дают торговое оборудование в аренду, что может быть хорошим вариантом при ограниченном бюджете.
Кассовое оборудование (ККМ)
К открытию нужно позаботиться о покупке кассового аппарата с принтером чеков. Для удобства учета можно расширить систему сканером штрих-кодов товара и весами. Современное контрольно-кассовое оборудование значительно упрощает работу продавца и повышает ее эффективность. Это дает возможность наладить высокоточный контроль над товарным и денежным потоком. Все кассовое оборудование требуется зарегистрировать в ФНС. Также необходимо поставить его на учет в сервисном центре, который должен контролировать исправность ЭКЛЗ. Чтобы зарегистрировать ККМ, нужно:
Подбор персонала
Основа для открытия бизнеса создана. Теперь можно перейти к поиску персонала. Чтобы подобрать квалицированных продавцов, можно обратиться в центр занятости или кадровое агентство. Услуги последнего не бесплатные. Найти сотрудников можно и самостоятельно, поместив вакансию на сайте по поиску работы или газете. Прежде, чем набирать персонал, определяемся с графиком работы. Под рабочее время составляется расписание выхода продавцов на работу. Количество персонала и фонд оплаты труда упирается в затраты, заложенные вашим бизнес-планом.
Подбирая сотрудников, проверяем у них наличие санитарной книжки, что является обязательным для продуктовых точек. Также следует удостовериться в наличии разрешения на работу на территории государства. Опционально потребуется нанять персонал, который займется поддержанием чистоты в торговом зале. Эти обязанности можно делегировать продавцам-кассирам по предварительной договоренности. Необходимо четко очертить круг обязанностей работника и проверить у него наличие знаний работы с ККМ. Запомните, что с вероятностью 99% ваш магазин больше не увидит покупателя, которому нагрубили или были крайне неприветливы. Персонал – это лицо вашего предприятия. Продавцы должны встречать клиента с хорошим настроением и выглядеть опрятно.
Оформление и выкладка товара
За неимением опыта правильной выкладки товара на витринах можно воспользоваться услугами мерчендайзера. Для этого можно заключить договор на разовое обслуживание. В выставке товара могут принимать участие специалисты по мерчендайзингу от поставщиков продуктов. Принято, что смена выкладки не должна происходить часто.
Открытие
После того, как все разрешения на руках, персонал готов приступить к обязанностям, а продукты расставлены на полках, можно приступать к открытию. К этому событию нужно привлечь как можно больше людей, заблаговременно позаботившись о размещении рекламы о грядущем открытии нового продуктового магазина. Для этого можно разместить рекламу в местных газетах и журналах и раздать флаеры в районе расположения. В рекламе можно сообщить о скидках и подарках первым покупателям, а также о розыгрыше ценного приза. Проявите различные маркетинговые уловки, чтобы заинтересовать побольше людей. Чтобы придать событию торжественности и привлекательности, потребуется декорировать вход и, по желанию, торговый зал. Но не несмотря на даже самое помпезное открытие, главное впечатление клиента будет зависеть от уровня обслуживания и качества реализуемой продукции.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Что нужно чтоб открыть магазин продуктов в поселке
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление в качестве страхователя происходит на этапе регистрации юрлица.
Оформление
Со всеми сотрудниками нужно заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также следует провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
Рекомендации Роспотребнадзора
Ведомство разработало ряд рекомендаций для бизнеса в условиях работы в пандемию. Главное:
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Товары
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкогольной, табачной и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Для продажи табачных изделий нужно зарегистрироваться в системе обязательной маркировки «Честный знак»:
Для продажи любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Требования при хранении и реализации продукции:
—
Для управления продажами и складом подойдёт сервис «Моя торговля». Сервис работает с любыми онлайн-кассами, умеет печатать штрих-коды, этикетки и ценники. Вы сможете оформлять заказы и выставлять счета, отслеживать динамику продаж на торговых точках, вести учёт товарных остатков на удалённом складе и др.
Раздел 8
Клиенты и продажи
Анализ рынка
Проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы. Найдите бизнес, похожий на ваш, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются. В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Клиентская база
Чтобы клиент пришёл совершать покупку, он должен узнать о существовании и специфике бизнеса. Информацию о продуктах и услугах, способную заинтересовать аудиторию, можно подавать в разных форматах. Например, раздать листовки о вашем магазине в кафе, торговых центрах, кинотеатрах, предложить людям бесплатно поучаствовать в дегустации или подарить образцы продукции. В этой статье собраны формы и способы привлечения клиентов, которые можно использовать для любого бизнеса.
Маркетинговая стратегия
Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте только те рекламные каналы, которые подходят для продукта. Почитайте, как продвигать бизнес в Instagram, чем может быть полезен TikTok, зачем нужно настраивать контекстную рекламу. Пропишите сроки реализации стратегии, а также контрольные точки, по достижении которых команда будет сверять результаты работы. Отслеживайте прогресс раз в неделю, месяц или полгода.
Стратегия продаж
Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 12%. Зафиксируйте количество клиентов в сегменте, ежемесячные прямые затраты на продажи, доход с каждой линейки продукции, тактики продаж. Последние нужно выбрать в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.
—
Если хотите больше узнать о клиентах и их поведении, попробуйте мобильное приложение СберСоветник. Программа посчитает средний чек, покажет, сколько человек совершают покупки и как часто возвращаются. В приложении можно получить аналитику по основным бизнес-метрикам, оценить ёмкость ниши, сравнить показатели своего бизнеса с другими компаниями отрасли.
Бизнес план магазина в сельской местности
Магазин в сельской местности — насколько это выгодно финансово? Подобным вопросом задаются многие начинающие предприниматели, которые рассматривают небольшой населенный пункт как локацию для своего бизнеса.
Несмотря на некоторые риски и недостатки торговли в деревне, проект вполне жизнеспособен и может обеспечить владельцу стабильный доход.
Плюсы и минусы магазинного бизнеса в селе
Проект открытия собственного магазина в деревне может оказаться прибыльным или провальным в зависимости от выбранной стратегии действий и общей ситуации в селе. Если хотите понять, насколько оправданы инвестиции в бизнес, оцените его сильные и слабые стороны.
Преимущества идеи:
Теперь о недостатках:
Как открыть магазин в деревне
Большинство сельских магазинов уступают по масштабам и ассортименту городским торговым точкам. Чтобы сформировать оптимальный ассортимент, снизить количество торговых остатков и запустить проект с нуля, нужна грамотная стратегия действий.
Включите в бизнес-план следующие пункты:
Рассмотрим базовые пункты плана более подробно.
Анализ спроса и конкуренции
Несмотря на то, что сельские жители порой имеют весьма ограниченный доступ к товарам даже первой необходимости, прежде чем открывать магазин, выясните, насколько эта идея целесообразна в вашем населенном пункте.
Нужно учесть, где расположена ближайшая торговая точка, посетить ее. Изучите ассортимент, промониторьте цены, посмотрите, чего не хватает. Посетите другие магазины в деревне, поговорите с жителями (если вы живете в этом месте, то наверняка и так это знаете).
Помните, что ваша задача — стать лучше других магазинов. И хотя конкуренция среди сельских магазинов до сих пор остается низкой, бороться за покупателя придется даже в деревне. Конкурировать по цене довольно сложно, ведь поставщики предлагают всем товар по одним и тем же ценам; маленькому розничному магазину крайне сложно договориться о скидке. Торговая наценка также у всех примерно одинаковая. Значит, конкурировать проще всего за счет ассортимента; также имеет значение расположение магазина.
Определяем ассортимент товаров
Формируя ассортиментный ряд торговой точки в селе, ориентируйтесь на товары и продукты первой необходимости. Важно максимально угадать предпочтения и потребности жителей.
Если их запросы реализованы не в полном объеме, люди будут искать место, где можно купить все нужное сразу.
Включите в ассортимент следующие группы товаров:
Учтите, что большинство продуктов имеют ограниченные сроки реализации, поэтому половину товара берите на местном молокозаводе, а половину — у региональных поставщиков, которые фасуют молочку в тару длительного хранения.
Если помещение позволяет, оборудуйте отдел с промышленными товарами:
Также можно продавать текстиль: одежду, полотенца, постельное белье и т.п.
Если ваша ЦА — покупатели с детьми, можно сделать детский уголок, разместив там небольшие игрушки, книги, карандаши и тетрадки.
Поиск и ремонт подходящего помещения
Кроме удачного расположения магазина, к помещению есть ряд требований, заявленных контролирующими органами и санитарными нормами. Если хотите сэкономить на стартовых инвестициях, рассмотрите вариант аренды или покупки готового строения, у которого уже есть статус нежилого дома.
Хорошим решением является:
Требования к помещению:
Обратите внимание! В зависимости от подведенных коммуникаций системы могут быть как центральные, так и автономные.
Требование к территории:
Магазином может быть как отдельно стоящее здание, так и первый этаж дома. В некоторых случаях расположить магазин можно даже в жилом доме (но есть ряд исключений, прописанных в п 2.3 СП — туда входят крупные магазины, точки, работающие после 23.00, а также некоторые специализированные магазины).
У магазина должно быть как минимум 2 входа — для персонала и клиентов.
Закупка торгового оборудования
Комплект оборудования для сельмага мало чем отличается от торгового объекта, расположенного в городе.
Вам потребуются:
Обязательно оставить проходы между полками и стеллажами для свободного перемещения людей — от 200 см.
Совет! Если хотите сэкономить на стартовых инвестициях, рассмотрите возможность приобретения подержанного оборудования — это экономит до 40% средств.
Как вариант — ищите поставщиков, которые предлагают холодильное оборудование или витрины в бесплатную аренду под продукцию своего бренда. Это взаимовыгодное сотрудничество.
Учтите, что если реализуете скоропортящуюся продукцию, на стенах в 180 см от пола должна быть выложена керамическая плитка (180 сантиметров от пола), также для магазинов продуктов нужен водонепроницаемый пол и побеленный потолок.
Обязательно оформить в магазине уголок потребителя.
Оформление разрешительной документации
Юридическая сторона вопроса сельского магазина так же важна, как и в городе — проверять вас будут много и часто.
Пошаговый алгоритм действий:
Обратите внимание! Если планируете реализацию алкогольной продукции, потребуется лицензия.
При выборе правового статуса учитывайте ряд моментов. Оформить ИП проще и быстрее, и если не собираетесь торговать крепкими напитками — можно рассмотреть такой вариант.
Для тех предпринимателей, кто планирует в дальнейшем расширяться или рассчитывает получить лицензию на алкоголь, необходимо сразу регистрировать ООО. Это даст следующие преимущества:
В качестве формы налогообложения выбирайте УСН — по ставке 6% от дохода или 15% от разницы между вложениями и прибылью. Коды деятельности ОКВЭД указывайте в зависимости от планируемого ассортимента. Основной код 47.1 — Торговля розничная в неспециализированных магазинах.
Найм персонала
Скорее всего, вашими наемными работниками станут жители деревни. Подбирая персонал, отдавайте предпочтение следующим качествам соискателя:
Убедитесь, что у продавцов есть санитарные книжки — ответственность за их отсутствие ложится на владельца бизнеса, равно как и штрафные санкции.
Для бесперебойной работы небольшого магазина потребуется два продавца и уборщица. Функцию руководителя обычно берут на себя. Бухгалтерию лучше передать специалисту на аутсорс — это выгоднее, чем привлекать бухгалтера на ставку.
Сколько нужно вложить на старте
Чтобы запустить проект с нуля, потребуются вложения в следующие статьи (приблизительный расчет, в рублях):
Стартовые инвестиции в проект могут составить 560 000 рублей.
Расчёты рентабельности
При грамотно выбранном ассортименте и высоком качестве обслуживания средний по размерам магазин в месяц приносит владельцу доход порядка 450 000 рублей. Текущие расходы за тот же период времени составляют 250 000 плюс налоги. Расчетная чистая прибыль — 170 тысяч рублей.
Уровень рентабельности магазина достигает 25-30%, что является хорошим показателем. Период, в течение которого вложенные средства вернутся владельцу, зависит от качества продуктов и уровня обслуживания. В среднем срок возврата инвестиций варьируется в диапазоне от 8 до 12 месяцев.
Риски бизнеса
Негативными факторами, способными привести бизнес к банкротству, являются:
В условиях экономического кризиса и растущей инфляции собственный бизнес может стать реальной возможностью получать стабильный доход. Свой магазин в деревне — это шанс воплотить идею с небольшими вложениями.
Проанализируйте рынок, чтобы понять, насколько востребованной будет новая торговая точка, подберите оптимальный ассортимент с учетом спроса и платежеспособности потенциальных клиентов. Продуманный ассортимент и качественное обслуживание привлекут покупателей, а бизнес пойдет в гору.