в чем заключается правда антипыча
Открытый урок по литературе в 6-м классе. Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Разделы: Литература
I. Объяснение материала.
Вывод: этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.
— Все-таки Антипыч жив или умер? ( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».
— Как зовут Антипыча?
— Кого мы зовем по отчеству?
Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.
3) Беседа по раскрытию темы урока.
— Почему именно к Антипычу идут за советом?
Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.
— Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают «загадки» Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.
— Что же это за правда?
На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)
Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.
— Вместе напишем синквейн о правде.
Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)
— Сейчас мы с вами будем «вытаскивать» наружу правду из произведения «Кладовая солнца».
Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.
К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
— Определите его. Что это?
— Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)
В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.
Ведя борьбу за «правду», т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. («Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить».)
В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.
4) Отметки за урок прокомментировать.
II. Домашнее задание.
Вернемся к началу урока.
— О чем мы с вами сегодня беседовали?
— На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)
Проставьте пункты плана.
— Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)
Антипыч
История персонажа
Михаил Пришвин – советский писатель, воспевавший природу родной страны. Произведения литератора пронизаны любовью к флоре и фауне, к родному краю. В рассказе «Кладовая солнца» реальность совмещена со сказкой, а фольклорное описание природы соседствует с описанием жизни послевоенного периода.
История создания
В «Кладовой солнца» удивительным образом переплетаются вымысел и явь. Это очевидно на уровне языка, лексики и сюжета. Герои спасаются от неминуемой гибели с помощью природы. У читателей нет повода не поверить логике событий, ведь подобное случается и в жизни. Но сказочные лейтмотивы отсылают к изложениям былин и легенд.
Настя и Митраша
«Кладовая солнца»
Вся информация об Антипыче предоставлена автором в формате биографии и истории жизни охотника в лесу. Читатель не застает героя живым. Он был слишком стар, и никто не знал точный возраст старика. Рассказчик помнит этого персонажа живым и описывает как доброго и умного человека, способного прийти на выручку. Как и другие герои произведения, Антипыч слыл трудягой. Мужчина промышлял охотой и отпуском дров.
Антипыч (иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца»)
Сторожка охотника представляла собой ветхий домишко, куда часто захаживали местные охотники и просто знакомые, чтобы получить совет и послушать интересные истории. Бескорыстный старик помогал, как мог. Хозяйства он не имел. Создается впечатление, что Антипыч – герой вне времени, а его дом стал приютом для всех, кому нужна поддержка. Мудрые советы сопровождались пословицами и поговорками, которые становились понятны слушателям спустя время.
У Антипыча – своя правда. Герой верил, что действия человека должны быть бескорыстными. По этому завету он и жил, отзываясь на просьбы людей и существуя в гармонии с природой. Он берег окружающий мир и дорожил его дарами, которые позволяли выжить в диком лесу, ни в чем не нуждаясь. Свою правду мудрый охотник пытался донести и до других.
Логика Пришвина заключается в том, что каждый должен постичь правду самостоятельно, через определенный опыт и испытания, действия и ошибки. Правду определяет мотивация человека. Антипыч пропагандирует любовь, которую нельзя потерять в суровых испытаниях. В попытках выжить человек не должен становиться озлобленным зверем. Его главная цель – сохранить в себе чистое и правильное, что заложено природой.
«Кладовая солнца» была открыта для охотника, потому что он толково распоряжался ее сокровищами и не брал из нее больше, чем было нужно для жизни.
Главной целью жизни героя было полюбить природу и слиться с ней воедино. Беречь окружающий мир для него означало любить Родину.
Цитаты
В произведении мало цитат, которые могли бы охарактеризовать героев развернуто. Пришвин создает образы, рисуя их общими лексическими мазками. Сказочность персонажа просматривается в речевых оборотах, применяемых автором.
«. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч. »
Собаку спасло от гибели чутье и то, что всю жизнь она провела под крылом умелого охотника и сама могла находить пропитание.
Смерть героя становится печалью и для природы. Она как будто реагирует на его гибель громким плачем, предвещая страшные бои:
«. И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война. »
Урок в 6 классе по литературе » Правда Антипыча в сказке » Кладовая солнца»
Учитель: Кондраева Татьяна Николаевна
1.Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.Раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;
2. Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
3.Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышлени
1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Подготовка класса к работе.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся к осознанию мысли о связи человека с природой
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Вывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.
— Все-таки Антипыч жив или умер?
Как зовут Антипыча?
Кого мы зовем по отчеству?
Почему именно к Антипычу идут за советом? Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
2. Умер. Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал».
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли
3.Изучение нового учебного материала. Цель этапа: раскрыть изображение природы как одного из героев повествования; Что есть правда?
Что же это за правда?
На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)
Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.
Значит, какой человек Антипыч?
А Антипыч с разными лицами это кто?
Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы:
Каким одним словом можно назвать все эти перечисления?
Назовите слова одного корня к данному слову!
Какое оно для всех — солнце?
Вывод:
Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.М.М. Пришвин называл болота «кладовой солнца».
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.
К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
Это солнце!
Родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)
Солнце
Горячее солнце было матерью
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот?
Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча?
Учитель организует физминутку.
А что может взять у леса человек?
А конкретно наши герои?
Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.
Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей.
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,
5 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
Организует деятельность по применению новых знаний
1.Что такое богатство? Что мы понимаем под словом богатство?
2. А какое богатство досталось детям от родителей? А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? Когда люди становятся ближе друг к другу?Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?
В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.
Травке «нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя».
Что значит жить для себя?
Ведя борьбу за «правду», т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. («Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить»
Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?
Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.
В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
Для кого открыта «кладовая солнца»?
Была ли открыта «кладовая» для Антипыча?
Что значит овладеть правдой Антипыча?
Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой?
Драгоценности, золото, деньги.
Отношения между людьми любовь, дружба, взаимопонимание, мечта
Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.
У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.
Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.
Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Написать домашнее сочинение.
3.В чём смысл названия повести « Кладовая солнца?»
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Выделение и осознание усвоенного
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-862654
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русской литературы для 5 класса «Правда Антипыча»
Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель: (Обучающая) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
(Воспитательная) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
(Развивающая) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление.
Оборудование:
выставка книг М.М Пришвина и В Бианки
2. Роль Антипыча в произведении:
3.Антипыч продолжает жить.
Антипыч глазами Травки.
Мудрость и душа народная.
I. Объяснение материала .
1 ) Постановка проблемных вопросов:
В ывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.
— Все-таки Антипыч жив или умер? ( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».
— Кого мы зовем по отчеству? Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.
3) Беседа по раскрытию темы урока.
— Почему именно к Антипычу идут за советом? Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.
— Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
— Что же это за правда? Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту.
Сейчас мы с вами будем «вытаскивать» наружу правду из произведения «Кладовая солнца».
. Вывод : человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе. К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
— Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.)
— А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)
— Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа!
— Определите его. Что это? Это солнце!
— Почему , говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)
Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека.
— Что такое богатство? Что мы понимаем под словом «богатство»? Драгоценности, золото, деньги.
— А у вас есть богатство? Нет.
— А какое богатство досталось детям от родителей? Учащиеся перечисляют животных из произведения.
— А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.
— Так обладаете вы или нет богатством? Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.
— Что значит жить для себя? Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.
— Или: какие «повадки обычных зверей» увидел лось в Насте и «ее за человека не считает»? Повадки змеи. Настя «превращается» в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.
— Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом. Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом.
— Как меняется природа, когда «первые лучи солнца: осветили звонкую борину»? «:могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы», «:пение птиц посвящено восходу великого солнца:» , «Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост».
— В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? «:могущество великого Антипыча:», «:и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть», «:два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:»В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. ( Рассказы о собаках )
— Была ли открыта «кладовая» для Антипыча? Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.
4) Отметки за урок прокомментировать.
II. Домашнее задание.
Вернемся к началу урока. — О чем мы с вами сегодня беседовали?
— На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)
Проставьте пункты плана. Дома напишите сочинение по плану (тест).
Образ и характеристика Травки из рассказа Кладовая солнца Пришвина сочинение
Это большая рыжая собака. Под её глазами были черные полоски, из-за которых глаза казались большими. У Травки был светлый животик.
Вариант 2
Травка спасла Митрашу, вытащила его из болота, в очередной раз доказав не только свою преданность человеку, но и то, что она умный и чуткий друг. Ведь только благодаря ей мальчик Митраша смог выбраться из болота и спастись.
Теперь у Травки был хозяин, и жизнь ее получила смысл. Ведь было кому приносить зайцев с охоты, а Митраша в ответ заботился о собаке и любил ее, как прежде Антипыч.
Внешность у собаки была приметна: рыжая с «черным ремешком на спине», глаза у нее были большие, а пятна чуть ниже их создавали эффект очков.
Интересно то, что кличка собаки не однозначна. Как выделяет автор, ее кличка произошла от слова «затравка». Хозяин же нежно и ласково называл ее Затравушка или Затравка.
После того, как сторож Антипыч умер, другого сторожа так и не нашлось. Сторожка опустела. А Травке нужно было учиться жить для себя. Но уж очень тосковала она по Антипычу. Бывало, поймает она зайца, а не ест. Ждет, как в старые добрые времена, что придет Антипыч оценит ее улов и сам покормит своего питомца. Казалось, что весь лес напоминал травке о потери хозяина, подвывала она и ветру в скорби и печали. В лесу ее каждый день ожидала опасность — волк по кличке Старый Помещик. Это был самый старый волк в округе, которого в течение многих лет никто не мог поймать. Он тонко чувствовал собаку и часто следовал по ее следам.
Травушка является ключевым героем произведения, обретая в процессе повествования новую, любящую семью. В этой истории подчеркивает преданность животного своему хозяину, а значит и человек должен с любовью и добротой обращаться с животными.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Травки из рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Тема природы очень важна, конечно, в творчестве Лермонтова. Почему? Просто все поэты – очень восприимчивые к красоте природы люди, таким был и Михаил Юрьевич. Но важно, что в его стихах природа полна страстей
Действие происходит в неназванном государстве. Помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев – главный герой произведения. Он богат и глуп. У него много земли и крестьян.
Произведение повествует о жизни города Глупова, раскрывая на примере взаимоотношений его правителей и городских жителей противоречия между народом и властью.
Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом
С чего начинается Родина? Родина начинается с первого вздоха, с первого слова человека. С первой улыбки матери, с семьи, с уютного дома, с друзей. У каждого есть своя маленькая Родина, место, в которое всегда хочется вернуться
Зачем же надо было вылезать собаке так рано из теплого, належанного подвала и жалобно выть, отвечая деревьям?
Среди звуков стона, рычания, ворчания, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок.
Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч.
Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту, и старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет, все жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось — он никогда не умрет.
— Сколько тебе лет, Антипыч? — спрашивали мы. — Восемьдесят?
Думая, что он это шутит с нами, а сам хорошо знает, мы спрашивали:
— Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде: сколько же тебе лет?
— По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперед скажете мне, что есть правда, какая она, где живет и как ее найти.
Трудно было ответить нам.
— Ты, Антипыч, старше нас, — говорили мы, — и ты, наверно, сам лучше нас знаешь, где правда.
— Знаю, — усмехался Антипыч.
— Нет, пока жив я, сказать не могу, вы сами ищите. Ну, а как умирать буду, приезжайте, я вам тогда на ушко перешепну всю правду. Приезжайте!
— Хорошо, приедем. А вдруг не угадаем, когда надо, и ты без нас помрешь?
Дедушка прищурился по-своему, как он всегда щурился, когда хотел посмеяться и пошутить.
В хату вошла большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими, и ими она спрашивала: «Зачем позвал меня, хозяин?»
Травка и Антипыч
— Ну, будет, будет, — сказал он, успокаивая собаку и вытирая лицо рукавом.
Погладил ее по голове и сказал:
— Ну, будет, теперь ступай к себе.
Травка повернулась и вышла на двор.
К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик.
Михаил Пришвин – советский писатель, воспевавший природу родной страны. Произведения литератора пронизаны любовью к флоре и фауне, к родному краю. В рассказе «Кладовая солнца» реальность совмещена со сказкой, а фольклорное описание природы соседствует с описанием жизни послевоенного периода.
История создания
В «Кладовой солнца» удивительным образом переплетаются вымысел и явь. Это очевидно на уровне языка, лексики и сюжета. Герои спасаются от неминуемой гибели с помощью природы. У читателей нет повода не поверить логике событий, ведь подобное случается и в жизни. Но сказочные лейтмотивы отсылают к изложениям былин и легенд.
Настя и Митраша
«Кладовая солнца»
Вся информация об Антипыче предоставлена автором в формате биографии и истории жизни охотника в лесу. Читатель не застает героя живым. Он был слишком стар, и никто не знал точный возраст старика. Рассказчик помнит этого персонажа живым и описывает как доброго и умного человека, способного прийти на выручку. Как и другие герои произведения, Антипыч слыл трудягой. Мужчина промышлял охотой и отпуском дров.
Антипыч (иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца»)
Сторожка охотника представляла собой ветхий домишко, куда часто захаживали местные охотники и просто знакомые, чтобы получить совет и послушать интересные истории. Бескорыстный старик помогал, как мог. Хозяйства он не имел. Создается впечатление, что Антипыч – герой вне времени, а его дом стал приютом для всех, кому нужна поддержка. Мудрые советы сопровождались пословицами и поговорками, которые становились понятны слушателям спустя время.
У Антипыча – своя правда. Герой верил, что действия человека должны быть бескорыстными. По этому завету он и жил, отзываясь на просьбы людей и существуя в гармонии с природой. Он берег окружающий мир и дорожил его дарами, которые позволяли выжить в диком лесу, ни в чем не нуждаясь. Свою правду мудрый охотник пытался донести и до других.
Логика Пришвина заключается в том, что каждый должен постичь правду самостоятельно, через определенный опыт и испытания, действия и ошибки. Правду определяет мотивация человека. Антипыч пропагандирует любовь, которую нельзя потерять в суровых испытаниях. В попытках выжить человек не должен становиться озлобленным зверем. Его главная цель – сохранить в себе чистое и правильное, что заложено природой.
«Кладовая солнца» была открыта для охотника, потому что он толково распоряжался ее сокровищами и не брал из нее больше, чем было нужно для жизни.
Главной целью жизни героя было полюбить природу и слиться с ней воедино. Беречь окружающий мир для него означало любить Родину.
Цитаты
В произведении мало цитат, которые могли бы охарактеризовать героев развернуто. Пришвин создает образы, рисуя их общими лексическими мазками. Сказочность персонажа просматривается в речевых оборотах, применяемых автором.
«…И старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет, все жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось – он никогда не умрет», — так описывает Пришвин возраст Антипыча.
«. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч. »
Собаку спасло от гибели чутье и то, что всю жизнь она провела под крылом умелого охотника и сама могла находить пропитание.
Смерть героя становится печалью и для природы. Она как будто реагирует на его гибель громким плачем, предвещая страшные бои:
«. И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война. »