в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

Лекция по физической культуре «Страховка и самостраховка на уроках ФК»

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

— хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

— умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

— знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

— это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Источник

Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия Надежда Поликарпчук
Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений

Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся:

— знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

— правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

— не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

— при осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах (например, на брусьях) располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

— приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

— применение приёмов поддержки и помощи должно способствовать боле быстрому освоению движений и поэтому должно осуществляться ровно настолько, насколько это необходимо каждому конкретному занимающемуся для предотвращения падения или неудачного приземления.

К приёмам самостраховки относится умение вовремя прекратить выполнение упражнения или по ходу видоизменить его так, что это предотвратит срыв или облегчит его последствия, позволит избежать получение травмы.

Особенно важное значение самостраховка имеет на занятиях гимнастикой, где следует по возможности больше внимания уделять совершенствованию техники выполнения разнообразных кувырков, группировок после различных падений в разных условиях и положениях тела. Это может облегчить нежелательные последствия срывов, падений и не только при выполнении гимнастических упражнений, но и многих других.

При выполнении беговых упражнений, как правило, преобладают травмы нижних конечностей. Поэтому особое внимание следует обращать на правильную постановку стопы, учитывать характер покрытия или особенность грунта, рельефа местности в процесс кроссовых занятий и т. п.

При выполнении прыжковых упражнений необходимо помнить о том, что в момент приземления (наиболее травмоопасный момент) следует ноги держать полусогнутыми и напряжёнными с последующей обязательной группировкой.

С целью самостраховки и предупреждения травматизма во время занятий подвижными и спортивными играми следует, прежде всего, во время разминки хорошо подготовить к работе лучезапястные суставы и пальцы кистей рук, а также голеностопные и коленные суставы. Очень полезной для решения задачи предупреждения травматизма является специальная акробатическая подготовка, учитывающая особенности конкретной спортивной игры.

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр». подготовила старший воспитатель МКДОУ.

Влияние физических упражнений на организм ребенка Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи,.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с элементами физических упражнений «На помощь Витаминке!» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, физическая культура. Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для родителей «Влияние физических упражнений на свежем воздухе на самочувствие и здоровье дошкольника» Влияние физических упражнений на свежем воздухе на самочувствие и здоровье дошкольника Пребывание на открытом воздухе повышает обменные.

Основные формы и виды физических упражнений Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических способностей, укрепления.

Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте.

Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного.

Консультация для родителей «Презентация «Рекомендации логопеда при выполнении домашних заданий» Если проходит этап постановки звука уделяйте больше вниманию постановочным упражнениям и заданиям на развитие фонематического слуха. Правильно.

Выступление на педсовете «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений» Выступление на педсовете «Об осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений в режимных.

Источник

Применение приёмов страховки и самостраховки при выполнении

К скоростным и силовым упражнениям относятся те, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий промежуток времени. В качестве примера назовем такие упражнения, как прыжок вверх толчком обеих ног с места, прыжок в длину, бег на короткие дистанции, бросок двумя руками набивного мяча из-за головы, переворот в упор на высокой перекладине и др.

Для развития скоростно-силовых способностей чаще всего используют различного веса отягощения (штанга, гантели, пояс с песком, утяжеленные предметы, закрепляемые на верхних или нижних конечностях и др.), а также изменение условий выполнения упражнений (бег в гору, по песку, по ступенькам вверх и т. п.)

Основные правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений гласят необходимости:

♦ выполнять упражнения, соответствующие физической подготовленности организма;

♦ использовать отягощения в зависимости от возраста и уровня подготовленности;

♦ применять гантели, учебные штанги, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы, тренажеры в соответствии с ростом, весом, физической подготовленностью;

♦ систематически с помощью пульса и внешних признаков осуществлять самоконтроль за состоянием организма;

♦ рационально подбирать упражнения и режим их выполнения с целью равномерной работы основных мышечно-связочных групп.

При выполнении гимнастических упражнений следует помнить, что некоторые из них связаны с определенным риском. Наличие риска воспитывает такие положительные качества, как воля и стремление к победе, но риск не должен приводить к травмам, а тем более к несчастным случаям. Чтобы этого избежать, применяется страховка ученика, выполняющего упражнение, учителем или учащимися.

Самостраховка — очень важный элемент учебно-воспитательного процесса. Это способность ученика своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникать во время выполнения различных упражнений. Ученик может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы предотвратить травму или облегчить силу падения. На уроках гимнастики особое внимание следует обратить на освоение техники кувырков вперед и назад из любого положения. Это даст возможность во время неудачного соскока с гимнастического снаряда или падения облегчить приземление.

В ходе уроков легкой атлетики важно провести качественную подготовку основных мышечно-связочных групп. Опыт показывает, что во время занятий легкой атлетикой преобладают травмы нижних конечностей. Во время бега особое внимание следует обратить на правильную постановку стопы, приземляться в прыжках необходимо на согнутые в коленях ноги.

Во время учебных игр в баскетбол, ручной мяч, волейбол наиболее часто подвергаются ушибам кисти рук. Поэтому во время разминки необходимо хорошо разогреть лучезапястные суставы, пальцы, фаланги пальцев.

Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддержать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать ему упасть. В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

2)облегчить ученику выполнение упражнений;

3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы и дистанцию;

♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

♦ проверять исправность и крепления снарядов;

♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегу товарища;

♦ не скользить по канату при спуске;

♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методы педагогического воздействия 6 страница

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

Поэтому, исходя из сказанного и определения физической помо­щи, под страховкой будем понимать готовность педагога осуществить са­мые разнообразные приемы физической помощи для обеспечения безопас-

ности в процессе выполнения занимающимся двигательного действия (ре­шения двигательной задачи).

Анализ литературных источников, педагогические наблюдения, опрос преподавателей и тренеров позволяют констатировать, что уме­ния и навыки оказания физической помощи являются сложными про­фессионально-педагогическими компонентами мастерства педагогов, требующими от них максимальной концентрации внимания, наличия сформированных сенсорно-перцептивных составляющих действия, тон­ких дифференцировок мышечных усилий, предвидения возможных кри­тических ситуаций по особым признакам протекания движений, высо­кого уровня развития силовых и скоростно-силовых качеств и др.

Особенно важны эти умения и навыки для тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре.

В.Н. Морозов (1979) выделил следующие основные приемы физи­ческой помощи:

Прежде всего, все приемы физической помощи разделим на фуппы в зависимости от продолжительности оказания помощи занимающемуся. В этой связи можно выделить три фуппы действий педагога: 1) сопро­вождающие занимающегося в процессе выполнения всего упражнения (или даже комбинации); 2) отдельной его фазы (части) и 3) в те или иные моменты движения (рис. 16).

Во избежание возможных чисто терминологических недоразумений необходимо подчеркнуть, что выделенный классификационный при-

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

Рис. 16. Продолжение

Рис. 16. Классификация приемов физической помощи

знак предусматривает разделение приемов, прежде всего, исходя из со­отношения продолжительности процесса решения двигательной зада­чи (времени выполнения двигательного действия или их комбинации) и продолжительности приема оказания помощи, а не из собственно временных параметров длительности того или иного приема. Времен­ные характеристики приемов помощи при этом могут значительно ва­рьировать, поскольку они обусловлены продолжительностью процесса решения двигательной задачи.

Интересно отметить, что авторы, посвятившие свои работы систе­матизации и описанию приемов физической помощи (В.Н. Винокуров, 1970; МЛ. Попов, 1971,1977, 1979; В.Н. Морозов, 1979; В.Н. Курысь, 1994 и др.), не разрабатывали их классификации и, естественно, не выделяли тех или иных классификационных признаков. Однако в опи­сании систематизированных ими приемов легко обнаружить рассматри­ваемый и другие выделенные нами классификационные признаки.

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

Что же касается такого приема, как фиксация — длительная задер­жка учащегося педагогом в определенной части (точке) движения (В.Н. Морозов, 1979; В.Н. Курысь, 1994 и др.), то он может выступать и как прием первой группы (если двигательная задача состоит в освоении статического упражнения), и как прием третьей группы (если выделя­ется отдельный момент упражнения).

В зависимости от величины усилий, развиваемых педагогом в про­цессе оказания помощи, все приемы условно делятся на три группы:

1) приемы, выполняемые с минимальной величиной усилий;

2) приемы, выполняемые со значительной величиной усилий;

3) приемы, выполняемые с максимальной величиной усилий.

Такой классификационный признак, как скорость выполнения при­ема, дает основания для выделения: 1) медленных, 2) быстрых и 3) взрывных действий педагога.

Наличие сложных комбинированных приемов, различным образом сочетающих выделенные признаки действий педагога, убеждают в необ­ходимости серьезного отношения к двигательной и физической подго­товленности тренера и учителя по адаптивной физической культуре. Пе­дагог должен не только уметь тонко дифференцировать свои действия по временным и силовым параметрам, но и быть готовым к проявлению взрывных действий с проявлением максимальной величины усилий.

В практике известны случаи, когда при оказании физической помо­щи занимающемуся во время его срыва со спортивного снаряда трене­ры получали серьезные травмы (растяжения, вывихи и даже разрывы мышц), поскольку не были физически подготовлены к столь большим нагрузкам.

Таким образом, необходимо согласиться с В.Н. Курысем (1994), что физическая подготовленность педагога (тренера) является важней­шей частью его мастерства, а сам процесс физической подготовки дол­жен включать в себя «. процесс воздействия на физические качества, системы и функции его организма, построенный на основе исследова­ния техники двигательных действий тренера при оказании физической помощи и страховки обучаемого».

Возвращаясь к рассмотрению классификации приемов физической помощи, отметим, что важным классификационным признаком явля­ется направление приложения усилий педагога. В соответствии с этим признаком все приемы помощи разделены на четыре группы, в кото­рых усилия педагога направлены:

1) против действия силы тяжести;

2) в плоскости движения занимающегося;

3) перпендикулярно или под углом к плоскости движения занима­
ющегося и

4) с изменением направления усилий.

К первой и второй группам приемов могут быть отнесены подтал­кивание и поддержка, в которых помощь осуществляется при переме­щении спортсмена снизу вверх и сверху вниз соответственно.

Примером приема второй группы является проталкивание занима­ющегося в горизонтальном направлении при выполнении соскока сальто назад на перекладине, когда его полет осуществляется слишком близко к снаряду и возникает угроза удара ногами по грифу перекладины.

Типичными приемами третьей группы являются приемы выталки­вания или вытягивания спортсмена при выполнении соскоков с брусь­ев (у мужчин).

И, наконец, в качестве иллюстрации приемов четвертой группы может служить подкрутка, представляющая собой помощь занимающе­муся при выполнении поворотов.

Разумеется, необходимо иметь в виду условность выделенных групп, так как в практике, как правило, используются самые различные соче­тания приемов этих групп. Однако такое выделение позволяет охватить все многообразие конкретных действий педагога.

Значительное разнообразие спортивных снарядов и выполняемых на них двигательных действий привело к выводу о целесообразности выделения классификационного признака — положение педагога в про­цессе выполнения физической помощи, которое, в свою очередь, име­ет два основания: 1) наличие перемещений и 2) местонахождение пе­дагога.

Во-первых, основной прием оказания физической помощи может осуществляться: 1) без перемещения педагога; 2) с незначительным перемещением и 3) со значительными перемещениями. Конструктив­ные особенности снарядов, обусловливающие особенности выполняе­мых на них двигательных действий, приводят к тому, что основной прием оказания помощи может сочетаться с положением педагога на одном и том же месте, например, оказание помощи занимающемуся, находящемуся на кольцах; с незначительными его перемещениями (ока-

зание помощи занимающемуся на брусьях, перекладине и др. снаря­дах) и со значительными перемещениями тренера (оказание помощи при выполнении учащимся серии акробатических упражнений или уп­ражнений на бревне).

Во-вторых, педагог может осуществлять помощь занимающемуся, находясь: 1) на спортивном или вспомогательном снаряде (например, на батуте, брусьях и других снарядах); 2) на дополнительных приспо­соблениях — подставках к основному снаряду, приближающих педагога к месту выполнения занимающимся упражнения (на подставках к пере­кладине, брусьям, кольцам и другим снарядам); 3) вне снаряда (на полу или на страховочных матах). Причем, находясь на снаряде или приспособлениях-подставках, многие тренеры используют еще и до­полнительные фиксаторы (пояса), позволяющие облегчить им сохране­ние своего равновесия в процессе оказания помощи.

При оказании помощи занимающемуся при выполнении им слож­ных упражнений, связанных с риском, возможно привлечение допол­нительных преподавателей или обученных учащихся. В этой связи прием может осуществляться одним, двумя, тремя и более страхующими, ко­торые должны четко координировать свои действия.

В зависимости от того, к кому или к чему непосредственно прикла­дывает усилия педагог (от предмета управления), все приемы можно разделить на две крупные группы:

1) приемы приложения усилий к звеньям тела занимающегося;

2) приемы, в которых педагог управляет техническими средствами,
контактирующими в свою очередь со звеньями тела занимающегося.

Последняя группа приемов в зависимости от функционального на­значения управляемых педагогом технических средств делится также на две группы (подгруппы):

1) приемы управления техническими средствами, представляющи­
ми собой преобразователи усилий педагога, в процессе выполнения
упражнения занимающимися;

2) приемы запуска, управления режимом работы и остановки авто­
номных технических средств — тренажеров или вспомогательных при­
способлений.

В качестве примера приемов первой подгруппы приведем приемы управления в процессе выполнения упражнений занимающегося трена­жером — рамой А.А. Цомая (1966) или приемы управления подвижным подвесным поясом (В.Н. Курысь, 1994).

К приемам второй подгруппы относятся, например, приемы управ­ления императивными тренажерами, которые могут воздействовать на звенья тела занимающегося автономно от действий педагога, который лишь запускает и останавливает их работу или регулирует ее режим.

На технику выполнения приемов помощи с использованием техни­ческих средств влияет способ воздействия последних на занимающего­ся или характер связи, реализуемый техническими средствами. От ха­рактера этой связи зависит время передачи усилий тренажера на звенья тела учащегося, что необходимо учитывать при реализации того или иного приема.

В первую группу таких приемов могут быть отнесены приемы управ­ления техническими средствами, реализующими жесткую связь с зани­мающимися за счет рычагов, приспособлений—шин, роликов и т.п.

Во вторую группу могут быть включены приемы управления раз­личными рамами, с которыми занимающийся взаимодействует через полужесткие связи. В этом случае спортсмен фиксируется к раме, на­пример, с помощью авиационных амортизаторов.

Типичными приемами третьей группы являются действия педагога по управлению подвесными поясами (лонжами), реализующими гиб­кую связь с занимающимся. Данные приемы требуют освоения особой техники регулирования длины веревки и степени ее натяжения в про­цессе выполнения занимающимся упражнения.

В связи с внедрением в учебно-тренировочный процесс различных технических средств у педагогов появилась возможность регулировать скорость выполнения занимающимся упражнения в достаточно широ­ком диапазоне. Что и дало основание для рассмотрения еще одного клас­сификационного признака — влияние приемов физической помощи на скорость выполнения осваиваемого учащимися упражнения. В соответ­ствии с этим признаком можно выделить:

1) приемы, уменьшающие скорость выполнения упражнения (обес­
печивающие замедленное выполнение);

2) приемы, обеспечивающие выполнение упражнения с оптималь­
ной скоростью;

3) приемы, позволяющие увеличить скорость выполнения упраж­
нения (обеспечивающие ускоренное выполнение).

К приемам второй группы может быть отнесен прием, названный В.Н. Курысем (1994) обкруткой, если при этом действия педагога сопро­вождают занимающегося по всему упражнению или отдельной его фазе.

В качестве примера разработки нового приема физической помощи на основе рассмотренной классификации можно привести прием, условно названный тандотерпией(В.В. Певченков, 1998; С.П. Евсеев, В.Н. Илларионов, В.В. Певченков, 2000). Он предполагает освоение дви­гательных действий путем тренировки с принудительным (императив­ным) выполнением движений. Он объединяет способы обучения с по­мощью кинетотерапевта (когда больного держат за руки и подталкива­нием стимулируют движение, контролируя постановку ноги и помогая удерживать равновесие) и с помощью подвешивания в «воротниках» и корсетах различных конструкций.

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

Существенными недостатками этих способов является отсутствие эффективных средств механического принуждения к копированию боль­ным ребенком естественных навыков движения здорового человека, поскольку воздействие осуществляется лишь с помощью руки и словес­ных наставлений. Контролировать правильную постановку ноги очень трудно.

Для ребенка с умственной патологией данные способы малоэффек­тивны. Суть тандотерапии заключается в том, что больного принуждают повторять циклы естественных движений, которые передаются через механическую связь от соответствующей части тела обучающего здоро­вого человека — тандотерапевта (инструктора).

Другими словами, больной, находящийся перед тандотерапевтом, соединяется жесткой механической связью в единый тандем с после­дним (рис. 17). Руки, ноги, корпус и голова инструктора связаны с со­ответствующими частями тела ребенка. Любое движение, выполненное тандотерапевтом, за счет соответствующего механизма передачи дви­жения заставляет обучаемого выполнить аналогичное движение.

Варианты механической связи могут быть различными и использу­ются как вместе, так и в отдельности (в зависимости от того, каким движениям надо обучать). На рис.18 приведен пример связи пальцев руки инструктора и ребенка, а на рис.19,а,б вариант связи звеньев тан­дотерапевта со звеньями ребенка с помощью обычной изоленты.

Наиболее перспективными направлениями развития данной груп­пы умений и навыков являются приемы, основанные на использова­нии принципов тандотерапии, императивных тренажеров и приспособ-

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Смотреть картинку в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Картинка про в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия. Фото в чем заключается основная цель страховки при выполнении двигательного действия

Рис 20

лений-шин, распределяющих силу воздействия на звенья человека на максимально возможную площадь.

Данная классификация уже нашла практическое применение. Она была положена в основу экспериментальной методики формирования умений и навыков оказания физической помощи и страховки, в кото­рой, в частности, широко используются тренажеры—макеты тела чело­века (рис. 20.) с целью исключения опасных последствий возможных ошибок осваивающего эти сложные профессионально-педагогические умения и интенсификации данного процесса.

______________ Контрольные вопросы и задания___________

1. Дайте определение физической помощи как профессионально-педагогическому умению.

2. Как соотносятся между собой приемы физической помощи и стра­
ховки?

3. Какие приемы физической помощи вам известны?

4. Перечислите несколько классификационных признаков, по кото­
рым проводится разделение на группы приемов физической помощи.

5. Какие приемы физической помощи, оказываемой педагогом
с помощью технических средств, вам известны?

6. В чем суть приемов физической помощи, названных тандотерапией?

19.5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в
адаптивной физической культуре________________

Одной из центральных проблем обучения в адаптивной физической культуре является определение эталонной ориентировочной основы действия и представление ее в виде инструкции для обучаемых.

Эта проблема связана с необходимостью преодоления ряда трудно­стей, имеющих место и в обычной физической культуре. Причем теоре­тическая проработка подходов и технологий преодоления этих трудно­стей далека от завершения, как в теории и методике физической куль­туры, так и, тем более, в адаптивной физической культуре, где особен­ности занимающихся во много раз более разнообразны. К этим трудно­стям относятся:

1) трудности определения количества основных опорных точек
(ООТ) эталонной ориентировочной основы действия (ЭООД) и ин­
тервалов между ними;

2) трудности выявления информационной насыщенности («нагруз­
ки») и ее соотношения в каждой выделенной ООТ;

3) трудности словесного описания и последующего освоения именно
эндогенных ощущений, восприятий различных модельностей, представ­
лений, которые должны возникать у занимающихся в процессе выпол­
нения двигательных действий в каждой выделенной ООТ;

4) трудности определения словесных формул инструкции с описа­
нием ООТ, соразмерных с реальной скоростью выполнения двигатель­
ного действия;

5) трудности выявления и описания диапазона возможных (допус­
тимых) отклонений от оптимальной техники и двигательных ошибок;

6) трудности выделения и описания управляющих движений чело­
века, с помощью которых он выполняет двигательное действие (труд­
ности выделения и описания того, что конкретно должен и может сде­
лать занимающийся);

7) трудности обеспечения контроля за правильностью осуществления
управляющих движений занимающихся (обеспечения обратной связи).

и рекомендациями П.Я. Гальперина и Н.Н. Сачко о разделении (расчле­нении) действия (задания) на такие части, каждую из которых ученик может правильно выполнить с помощью имеющихся у него знаний и умений, — с другой. Этим, как считают авторы, снимается роковое значение вопроса новых нервно-мышечных координации для образова­ния новых «двигательных навыков»: отдельный отрезок такого задания уже не требует новых нервных механизмов, а сочетание этих отрезков намечает их внешняя организация, внешнее расположение ориенти­ров, подробно описанных в ООТ ЭООД.

Суть противоречия состоит в том, что степень расчленения действия на отдельные части имеет существенные биомеханические ограничения, обусловленные особенностями двигательных действий, используемых, в частности, в адаптивной физической культуре и рассмотренных ранее. Поэтому, естественно, часть действия, доступная занимающемуся с нару­шениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др. и удоб­ная им для освоения, не всегда может быть вычленена из всего действия без существенного изменения его структуры. Для преодоления этого про­тиворечия необходимо руководствоваться следующими правилами.

А) Количество ООТ и интервалы между ними должны обусловли­ваться особенностями занимающихся, имеющих те или иные отклоне­ния в состоянии здоровья и соответствующие им ограничения. Наи­большее количество ООТ (и, соответственно, минимизация интерва­лов между ними) должно быть выделено для лиц с тяжелыми пораже­ниями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др. В слу­чае если осваиваемое двигательное действие невозможно разделить на части, доступные для таких занимающихся, следует отказаться от этого действия и выбрать так называемое подводящее упражнение, сходное по структуре с осваиваемым.

Б) Если осваиваемое двигательное действие невозможно расчленить на части, доступные занимающимся адаптивной физической культурой, или его нельзя сформировать через систему подводящих упражнений, то необходимо создать искусственную управляющую среду с помощью рас­смотренных ранее тренажеров, способную не только оградить ученика от «опасных» отклонений от оптимальной техники, но и дополнить в необ­ходимых объемах недостающие компоненты его подготовленности (фи­зической, технической, теоретической, психологической и др.).

Вторая трудность формирования эталонной ориентировочной осно­вы действия — выявление информационной насыщенности («нагруз­ки») и ее соотношение в каждой выделенной ООТ — вытекает из про­тиворечия между сложностью (объемом, абстрактностью) информации, которую необходимо переработать ученику для выполнения действия, и традиционными формами ее представления для здоровых людей, с одной стороны, и невозможностью ее восприятия и переработки, преж­де всего, лицами с нарушениями сенсорных систем и интеллекта, с другой. Здесь следует выполнять следующие правила.

А) В каждой ООТ информационная «нагрузка» не должна превы­шать сведений об одной — двух операциях или элементах действия и (или) контроля.

Б) Информация о необходимых движениях и ощущениях должна быть распределена по возможности равномерно по каждой из выделен­ных ООТ. Акцент на ту или иную основную опорную точку должен быть обусловлен фазовой биомеханической структурой движений и возмож­ностями занимающихся.

В) Представляемая ученику информация должна ориентировать его на выполнение действия с опорой на сохранную сенсорную систему (системы), но с обязательным изложением сведений о мышечных ощу­щениях (для лиц с нарушениями сенсорных систем).

Г) Информация во всех выделенных ООТ должна включать сведе­ния как об управляющих движениях человека, так и о внешней обста­новке (той среде, в которой осуществляется двигательное действие).

Зрительный образ, возникающий у исполнителя большого оборота, не имеет ничего общего с описанными экзогенными представлениями. В частности, находясь в стойке на руках гимнаст видит свои руки (в ос­новном предплечья и кисти), гриф перекладины и пол (маты под снаря­дом). По мере вращения вокруг грифа перекладины спортсмен может наблюдать свои руки, стену спортзала, свои ноги (в момент сгибания в тазобедренных суставах при выполнении большого оборота назад) и вновь свои руки и гриф (когда он вновь оказывается в стойке на руках).

Таким образом, зрительные, вестибулярные, статодинамические, суставные и другие ощущения, целостное восприятие действий и усло-

вий, в которых оно осуществляется, возникающие у исполнителей и у наблюдателей, совершенно различны.

Именно поэтому в теории физической культуры рекомендуется формировать кинестезический (двигательный) образ способа решения двигательной задачи, основанный на ранее сформированных представ­лениях (накопленном двигательном опыте) и (или) на ощущениях, возникающих в попытках решить двигательную задачу частично (в под­водящих упражнениях) или целиком (М.М. Боген, 1985).

Нетрудно видеть, что достаточно большой «разрыв» между зритель­но-логическим и кинестезическим образами при попытках освоения новых двигательных действий приведет к неизбежности проб и оши­бок, необходимости переучиваний. Рекомендации по непременному сопровождению кинестезического образа громким проговариванием словесной формулы выполняемого элемента (М.М. Боген, 1985) не могут принципиально изменить ситуацию.

Для преодоления данной трудности формирования эталонной ори­ентировочной основы действия в адаптивной физической культуре не­обходимо руководствоваться следующими правилами.

А) При составлении инструкции с описанием ЭООД и последую­щем ее формировании и освоении всего действия необходимо предус­мотреть этап сенсорно-перцептивного обучения эндогенным ощущени­ям и целостному восприятию действия и условий, в которых оно осу­ществляется. Для этого после формирования зрительно-логического представления о действии необходимо создание условий, в которых за­нимающийся мог бы осваивать зрительные, вестибулярные, статодина-мические, суставные и другие ощущения и целостное восприятие дви­жений, как бы находясь «внутри исполнителя», а не только наблюдая его со стороны.

С этой целью могут быть использованы императивные и другие тре­нажеры, методы пассивных движений и физической помощи занимаю­щимся, имитационные упражнения, вариант полимодальной сенсор­ной «проводки» при формировании темпо-ритмовой структуры движе­ний (Н.П. Филатова с соавт., 2001) и другие приемы.

Б) Выделение этапа сенсорно-перцептивного обучения необходи­мо использовать не только для формирования сенсорно-перцептивной составляющей образа действия и условий, в которых оно осуществляет­ся, но и для составления и совершенствования словесных формул, опи­сывающих различные эндогенные ощущения и восприятия для конк­ретных ООТ эталонной ориентировочной основы действия.

Для этого необходимо постоянно стимулировать занимающихся к самоанализу собственных ощущений и восприятий, сопоставлению их с предлагаемыми в инструкции словесными формулами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *