в чем заключается образ божий в человеке

Человек — образ Божий

Человек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7; выделено нами. — Авт.).

В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный Дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью и познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец, и Он наделил нас способностью творить); и, в-четвертых, в свободе воли. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).

Бог дал нам дар любви, возможность любить, потому что Сам Он есть всесовершенная Любовь. В любом человеке есть образ Божий, можно сказать, что человек — это живая икона Бога, и мы должны видеть этот образ в каждом человеке, уважать и любить людей.

Человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела.

Дух — это высшее, духовное, Божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Человек отличается от животных тем, что в нем есть высшее, Божественное, бессмертное начало.

Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром. Оно взято из праха земного, у него тот же химический состав, что и у всей живой природы. Тело — вместилище естественных инстинктов, потребностей и желаний.

И, наконец, душа. Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремится к Богу, вся его природа — и душа, и тело — начинает подчиняться духу, одухотворяться; если же, наоборот, человек не помышляет о высшем, духовном, живет телесно-органическими потребностями, дух и душа начинают подчиняться, служить плоти.

Наше тело нуждается в том, чтобы мы заботились о нем: питали, одевали, оберегали его от опасностей, если надо — лечили. Однако больше всего человек должен заботиться о состоянии духа: ведь он выше тела. Как заботиться? Жить так, как говорит нам Господь, то есть по заповедям Его, любить Бога и людей и, конечно, молиться Богу. Молясь Богу, мы общаемся с Ним, приближаемся к Нему и получаем от Него Божественную благодать, духовную энергию, которая питает нашу душу.

в чем заключается образ божий в человеке. Смотреть фото в чем заключается образ божий в человеке. Смотреть картинку в чем заключается образ божий в человеке. Картинка про в чем заключается образ божий в человеке. Фото в чем заключается образ божий в человеке

Чтобы дух в нас был здоровый, нужно прежде всего регулярно приступать к Таинствам: исповеди, причастию. В Таинстве исповеди мы раскаиваемся перед Богом в наших грехах, просим у Него прощения и очищаемся от них, а в Таинстве причащения соединяемся с Самим Богом, принимая в себя Святые Дары. Таинство причащения питает и исцеляет наше духовное и телесное естество.

Источник

Образ Божий в человеке

Писание учит, что Бог сотворил человека по Своему образу (Быт 1:26−27, Быт 5:1, Быт 9:6, 1 Кор 11:7, Иак 3:9), так что люди походят на Бога как никакое иное из земных созданий. Особое достоинство человека состоит в том, что люди (мужчины и женщины) могут отражать в своей плоти святой образ Бога. Это именно то, для чего люди созданы, и в определенном смысле мы являемся людьми лишь в той степени, в какой мы исполняем это предназначение.

В книге Бытие (Быт 1:26−27) конкретно не говорится, в чем именно заключается образ Божий в человеке, однако контекст делает это совершенно ясным. Быт 1:1−25 представляет Бога как Личность: разумную (обладающую интеллектом и волей), творческую, способную управлять созданным Его миром, и совершенную (все, что создано Богом, прекрасно). Ясно, что образ Божий включает в себя все эти качества. Быт 1:28−30 повествуют, как Бог благословил созданных Им людей и поручил им управлять всем творением в качестве Его полномочных представителей. Таким образом, способность людей вступать в общение и взаимоотношения с Богом и с другими людьми выступает как еще одна грань Божьего образа.

Следовательно, образ Божий в человеке после его сотворения заключался в том, что: 1) он стал «душею» или «духом» (Быт 2:7), т.е. самосознающей личностью, обладающей богоподобной способностью к знанию, мышлению и действиям; 2) он стал существом с безупречной нравственностью — качеством, утраченным при грехопадении, но находящимся в процессе восстановления благодаря Христу (Еф 4:24, Кол 3:10); 3) он господствует над окружающей средой; 4) человек имеет тело, посредством которого воспринимает действительность, выражает себя и проявляет свою власть и 5) обладает данным ему Богом бессмертием.

Грехопадение исказило Божий образ не только в Адаме и Еве, но и во всех их потомках, т.е. во всем человеческом роде. Мы сохраняем образ Божий структурно, в том смысле, что мы сохранили свое человеческое естество, но оно не функционально, поскольку теперь мы являемся рабами греха, неспособными использовать свои силы для отражения в себе Божьей святости. Восстановление в нас образа Божьего начинается с возрождения, но лишь тогда, когда мы будем полностью освящены и прославлены, мы сможем в совершенстве отражать Божий образ в своих мыслях и делах, для чего, собственно, и было создано человечество и что реально исполнил в Своем человеческом естестве воплощенный Сын Божий (Ин 4:34, Ин 5:30, Ин 6:38, Ин 8:29:46).

дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,

в чем заключается образ божий в человеке. Смотреть фото в чем заключается образ божий в человеке. Смотреть картинку в чем заключается образ божий в человеке. Картинка про в чем заключается образ божий в человеке. Фото в чем заключается образ божий в человеке

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012

Источник

Образ и подобие Божии

О́браз Бо́жий – духов­ное осно­ва­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти, непо­сред­ственно сотво­рен­ное Богом и отра­жа­ю­щее такие свой­ства Творца, как разум­ность, сво­бода воли, бес­смер­тие, спо­соб­ность твор­че­ства и др. Образ Божий в чело­веке – сход­ство чело­века со своим Пер­во­об­ра­зом – Богом.

Духовно-твор­че­скую реа­ли­за­цию воз­мож­но­стей, пред­на­чер­тан­ных Обра­зом Божиим, отцы и учи­теля Церкви свя­зы­вают с поня­тием «подо­бие Божие», озна­ча­ю­щим сво­бод­ное и ответ­ствен­ное упо­доб­ле­ние чело­века Боже­ствен­ному совер­шен­ству. Образ Божий дает чело­веку воз­мож­ность обо́жения, но тре­бу­ется сво­бод­ная воля чело­ве­че­ской лич­но­сти, чтобы через синер­гию сво­боды и бла­го­дати, при реша­ю­щей роли бла­го­дати, реа­ли­зо­ва­лась эта воз­мож­ность.

Гре­хо­па­де­нием чело­ве­че­ство утра­тило черты бого­по­до­бия, оста­ва­ясь иска­жен­ным обра­зом Божиим. С целью вос­ста­но­вить пад­шего чело­века, обо­жить его, пришел на землю Спа­си­тель Иисус Хри­стос. Испол­не­ние Его запо­ве­дей (и дости­же­ние через это подо­бия Божия) предо­став­лено сво­бод­ной воле (черта образа Божия) чело­века – непри­кос­но­вен­ной и нена­ру­ши­мой даже Самим Твор­цом.

Чело­век, создан­ный по образу Бога, должен обре­сти подо­бие Ему – свя­тость. Если Бог есть Любовь, значит любя­щий упо­доб­ля­ется Богу; Бог мило­стив, мило­сер­дие упо­доб­ляет нас Богу; Смирен Гос­подь, и сми­рен­ный упо­доб­ля­ется Богу… Упо­до­биться Богу можно только с Его помо­щью в нашем отпав­шем от Бога состо­я­нии.

Из людей высшей сте­пени бого­по­до­бия достигла Пре­свя­тая Бого­ро­дица.

В каком случае поня­тия «образ Божий» и «подо­бие Божие» могут исполь­зо­ваться как сино­нимы?

Под обра­зом Божьим в чело­веке под­ра­зу­ме­ва­ются такие его осо­бен­но­сти, кото­рые отоб­ра­жают Боже­ствен­ные совер­шен­ства. Эти осо­бен­но­сти свой­ственны чело­веку по при­роде (по есте­ству). Среди них выде­ляют: обла­да­ние разу­мом, волей, спо­соб­но­стью любить, про­яв­лять спра­вед­ли­вость, мило­сер­дие и пр.

Смысл выра­же­ния «подо­бие Божье» исполь­зу­ется в бого­сло­вии, как пра­вило, в ином зна­че­нии. Упо­доб­ле­ние чело­века Богу выра­жа­ется в обре­те­нии доб­ро­де­тель­но­сти, свя­то­сти. Упо­доб­ле­ние Богу под­ра­зу­ме­вает рас­кры­тие черт образа Божьего, но такое рас­кры­тие, кото­рое соот­вет­ствует при­зва­нию и пред­на­зна­че­нию чело­века. Напри­мер, если чело­век исполь­зует разум и волю во зло — это не ведёт его к бого­упо­доб­ле­нию. Другое дело, если он направ­ляет их на добро.

Впро­чем, выра­же­ние «подо­бие Божье» может упо­треб­ляться (осмыс­ли­ваться) и в ином зна­че­нии, близ­ком по зна­че­нию к выра­же­нию «образ Божий». В этом осмыс­ле­нии: быть обра­зом Бога значит быть подоб­ным Ему. То есть, если мы гово­рим, что чело­век — образ Божий, под­ра­зу­ме­вая, что он отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Творца, то в этом же смысле может упо­треб­ляться и выра­же­ние: «чело­век подо­бен Богу» (подо­бен тем, что отоб­ра­жает в себе Боже­ствен­ные совер­шен­ства).

На стра­ни­цах Свя­щен­ного Писа­ния поня­тия «по образу» и «по подо­бию» встре­ча­ются вместе в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: сотво­рим чело­века по образу Нашему [и] по подо­бию Нашему» ( Быт.1:26 ).

«Ибо в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ).

игумен Ила­рион Алфеев:
Неко­то­рые Отцы Церкви отли­чают «образ» от «подо­бия», отме­чая, что образ – это то, что изна­чально вло­жено Твор­цом в чело­века, а подо­бие – то, чего пред­сто­яло достичь в резуль­тате доб­ро­де­тель­ной жизни: «выра­же­ние «по образу» озна­чает разум­ное и ода­рен­ное сво­бод­ной волей, а выра­же­ние «по подо­бию» озна­чает упо­доб­ле­ние через доб­ро­де­тель, насколько это воз­можно» (Иоанн Дамас­кин). Все свои спо­соб­но­сти чело­век должен реа­ли­зо­вать в «воз­де­лы­ва­нии» мира, в твор­че­стве, в доб­ро­де­тели, в любви, чтобы через это упо­до­биться Богу, ибо «предел доб­ро­де­тель­ной жизни есть упо­доб­ле­ние Богу», как гово­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский.
Максим Испо­вед­ник гово­рит в своих писа­ниях, что чело­век при­над­ле­жит двум мирам: с одной сто­роны, он взят из земли, то есть явля­ется как бы послед­ним звеном зем­ного твор­че­ства Божия, но, с другой сто­роны, Бог вдох­нул в него жизнь – причем не просто живот­ную жизнь, но то дыха­ние жизни, как гово­рится в Библии, кото­рое его делает спо­соб­ным познать Бога, полю­бить Его, при­слу­ши­ваться к Нему, вхо­дить в гар­мо­нию с Ним. И вот потому что чело­век был создан таким, он может все земное при­об­щить к духов­ному, и в конеч­ном итоге – к небес­ному и Боже­ствен­ному. Это задача чело­ве­че­ства.

свя­щен­ник Даниил Сысоев:
Все мы сотво­рены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похо­жими на Бога: Бог разу­мен, и чело­век обла­дает разу­мом; Бог сво­бо­ден, и чело­век обла­дает сво­бо­дой, волею; Бог обла­дает чув­ствами, чело­век тоже обла­дает ими; Бог обла­дает вла­стью над Все­лен­ной, и такая же власть дана чело­веку; Бог может тво­рить, и чело­век может тво­рить; Бог – Лич­ность, и мы – лич­но­сти. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обла­дает Словом, Слово Божие – это Хри­стос. И чело­век обла­дает сло­вес­ной спо­соб­но­стью – это то, что его отли­чает от всех живот­ных, живых существ на земле. Более того, бла­го­даря свой­ствам и спо­соб­но­сти власт­во­вать над Все­лен­ной, чело­век ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по при­роде своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У чело­века бес­смерт­ная душа, кото­рая ожив­ляет его смерт­ное тело, и она тоже сотво­рена по образу Божию.
Но что такое подо­бие? Подо­бие Божие – это сход­ство с Ним в Его жизни, нрав­ствен­ной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Свя­щен­ного Писа­ния, значит чело­век, кото­рый любит, поис­тине любит, упо­доб­ля­ется Богу. Бог есть мило­сер­дие, мило­серд­ный чело­век упо­доб­ля­ется Богу. Бог – кро­тость, крот­кий чело­век тоже упо­доб­ля­ется Богу. Смирен Гос­подь, и сми­рен­ный упо­доб­ля­ется Богу. Подо­бие заклю­ча­ется в том, что чело­век со вре­ме­нем может стать похо­жим на Бога не только по при­роде, но и по своей воле. Но это про­изой­дет не сразу, так как Бого­по­до­бие чело­века дости­га­ется со вре­ме­нем и в сотруд­ни­че­стве с Богом. Вот в этом глав­ная цель Бога Творца: чело­век, создан­ный по образу, должен обре­сти подо­бие.

Источник

По образу и подобию

Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.

в чем заключается образ божий в человеке. Смотреть фото в чем заключается образ божий в человеке. Смотреть картинку в чем заключается образ божий в человеке. Картинка про в чем заключается образ божий в человеке. Фото в чем заключается образ божий в человеке— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?

— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.

— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?

— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.

Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.

Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.

— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?

— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).

— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».

— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.

Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.

— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…

— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.

— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?

— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.

Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.

— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?

— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?

Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.

— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?

— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.

— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?

— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.

Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.

Источник

О образе и подобии Божиих в человеке

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 ), – таинственно совещался в Самом Себе и с Самим Собой Бог-Троица перед сотворением человека.

Человек – образ и подобие Бога. Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностью и славой. Так изображается солнце в смиренной капле воды. Существо человека, верховная его сила, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божия; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей подобием свойств Бога, Который, начертав всемогущей десницей Свое подобие на человеке, пребывает превыше всякого подобия и сравнения.

Какое же превосходное, исполненное многообразного достоинства, многообразной красоты, существо – человек?!

Для него создана Создателем вся видимая природа, вся она назначена в служение ему, вся она – его чудная обстановка.

Когда Создатель извлекал в бытие из ничтожества все прочие творения, довольствовался тем, что произносил Свое всемогущее повеление. Когда же восхотел завершить дело мироздания сотворением изящнейшего, совершеннейшего создания, Он предваряет сотворение совещанием.

Громадное вещество в его необозримом и неисчислимом разнообразии, созданное прежде человека, было – скажем утвердительно, потому что скажем справедливо – созданием приготовительным.

Так земной царь устраивает и украшает великолепный чертог для того, чтобы в нем поставить свое изображение.

Царь царей и Бог богов приготовляет всю видимую природу со всем ее убранством, со всем зримым нами изумительным великолепием. Потом в этот чертог поставляет, как конечную причину всего, Свой образ.

По окончании мироздания, перед созданием человека, Бог осматривает сотворенное Им и находит его удовлетворительным: «виде Бог, яко добра» ( Быт. 1:25 ).

По сотворении человека, снова Бог осматривает все сотворенное Им и уже находит творение Свое изящным, полным, совершенным: «и виде Бог вся, елико сотвори: и се добра зело» ( Быт. 1:31 ).

Человек! Пойми твое достоинство.

Взгляни на луга и нивы, на обширные реки, на беспредельные моря, на высокие горы, на роскошные древа, на всех зверей и скотов земных, на всех зверей и рыб, странствующих в пространствах воды, взгляни на звезды, на луну, на солнце, на небо: это все – для тебя, все назначено тебе в услужение.

Кроме видимого нами мира, есть еще мир не видимый телесными очами, несравненно превосходнейший видимого. И невидимый мир – для человека.

Как Господь почтил образ Свой! Какое предначертал ему высокое назначение! Видимый мир – только предуготовительное преддверие обители, несравненно великолепнейшей и пространнейшей. Здесь, как в преддверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтобы получить совершеннейшее сходство со своим всесвятейшим, всесовершеннейшим Подлинником, чтобы в красоте и изяществе этого сходства войти в тот чертог, в котором Подлинник присутствует непостижимо, как бы ограничивая Свою неограниченность, для явления Себя Своим возлюбленным, разумным тварям.

Образ Троицы-Бога – троица-человек.

Три лица в троице-человеке – три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностью, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым.

В Священном Писании и в писаниях святых Отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностью или силой словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль или слово и дух. Умом они называют сам источник, само начало и мыслей, и духовных ощущений. Духом, в частном значении, называется способность духовного ощущения. Нередко в Отеческих писаниях словесная сила или дух называются умом, нередко называются умами сотворенные духи. Целое получает имя от главной своей части.

Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.

Что – дух человека? – Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей.

Сердце человека отличается от сердца животных духом своим. Сердца животных имеют ощущения, зависящие от крови и нервов, не имеют ощущения духовного – этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека.

Нравственная сила человека – дух его.

Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.

Господь наименовал Дух Святой «Силою свыше» ( Лк. 24:49 ), «Духом Истины» ( Ин. 14, 17 ); Истина – Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека, истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.

Милосердый Господь украсил Свой образ и подобием Своим. Образ Бога – самое существо души, подобие – душевные свойства.

Был новосотворенный образ Божий – человек, подобно Богу, бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения.

Искусный художник сперва изображает форму, черты того лица, с которого снимает портрет. Изобразив с точностью эти черты, он дает лицу, самой одежде цвет и краски подлинника, тем усовершает сходство. Бог, сотворив Свой образ, украсил его Своим подобием: свойственно образу Божию иметь по всему сходство с Богом. Иначе образ был бы недостаточен, недостоин Бога, не выполнял своего назначения, не соответствовал ему.

Увы! Увы! Восплачьте небеса! Восплачь солнце, восплачьте, все светила, восплачь, земля, восплачьте, все твари небесные и земные! Восплачь, вся природа! Восплачьте святые Ангелы! Возрыдайте горько, неутешно! Облекитесь, как в одежду, в глубокую печаль! – Совершилось бедствие, бедствие, вполне достойное назваться бедствием: образ Божий пал.

Почтенный самовластием от Бога, как одним из ярких, живых цветов Богоподобия, обольщенный ангелом, уже падшим, он сообщился мысли и духу темным отца лжи и всякой злобы. Сообщение это осуществил действием: разъединением с волей Божией. Этим отогнал от себя Дух Божий, исказил Божественное подобие, сделал самый образ непотребным.

Расстройство образа и подобия удобно каждому усмотреть в себе. Красота подобия, состоящая из совокупности всех добродетелей, осквернена мрачными и смрадными страстями. Черты образа лишены своей правильности, своего взаимного согласия: мысль и дух борются между собой, выходят из повиновения уму, восстают против него. Сам он – в непрестанном недоумении, в омрачении страшном, закрывающем от него Бога и путь к Богу, святой, непогрешительный.

Ужасным мучением сопутствуется расстройство образа и подобия Божия. Если человек внимательно, в уединении, в течение значительного времени, постоянно будет смотреть в себя, то он убедится, что это мучение действует непрерывно – раскрывается и закрывается, смотря по тому, много или мало заглушает его развлечение.

Человек! Твои развлечения, твои увеселения – обличители живущей внутри тебя муки. Ты ищешь заглушить ее чашей шумных забав и непрерывного развлечения. Несчастный! Едва выпадет для тебя минута трезвения, как ты снова убеждаешься, что мука, которую ты старался уничтожить развлечением, живет в тебе. Развлечение служит для нее пищей, средством укрепления: отдохнув под сенью развлечения, мука просыпается с новыми силами. Она – свидетельство, живущее в самом человеке, свидетельствующее ему о его падении.

Печатью, свидетельством падения запечатлено тело человека. С самого рождения своего оно во вражде, в борьбе со всем окружающим и с самой живущей внутри него душой. Наветуют против него все стихии; наконец, утомленное внутренними и внешними бранями, поражаемое недугами, угнетаемое старостью, оно падает на косу смерти, хотя и сотворено бессмертным, рассыпается в прах.

И снова является величие образа Божия! Оно является в самом падении его, в способе, которым человек извлечен из падения.

Бог, одним из Лиц Своих, восприял на Себя образ Свой: вочеловечился; Собой извлек его из падения, восстановил в прежней славе, возвел к славе несравненно высшей, нежели та, которая была ему усвоена при сотворении.

В милости Своей праведен Господь. При искуплении Он возвеличил образ Свой более, нежели при создании: человек не сам себе изобрел падение, как изобрел его падший ангел, – привлечен в падение завистью, обманут злом, прикрывшимся личиной добра.

Все Лица Троицы-Бога участвуют в деле вочеловечения, каждое в свойстве Лица своего. Отец пребывает родившим и рождающим, Сын рождается, действует Дух Святой.

И здесь опять видно, какой точный образ – человек Бога. Принимает человечество Сын; чрез Него вся Троица-Бог вступает в общение с человеком. Мысль наша, чтобы сообщиться с человеками, облекается в звуки: невещественная – сопрягается с веществом; через посредство ее входит в общение дух, является ум.

Вочеловечился Сын – Божие Слово, Божия Истина. Истиной исправлена, очищена наша мысль, наш дух сделался способным к общению со Святым Духом. Святым Духом оживлен умерщвленный смертью вечной дух наш. Тогда ум вступил в познание и видение Отца.

Троица-человек исцеляется Троицей-Богом: Словом исцеляется мысль, переводится из области лжи, из области самообольщения, в область Истины, Духом Святым оживотворяется дух, переводится из ощущений плотских и душевных в ощущения духовные; уму является Отец – и ум соделывается умом Божиим. «Ум Христов имамы» ( 1Кор. 2, 16 ), – говорит Апостол.

До пришествия Святого Духа, человек, как мертвый духом, вопрошал: «Господи, покажи нам Отца» ( Ин. 14:8 ). По принятии Духа сыноположения, ощутив сыновство свое, ожив духом для Бога и спасения, от действия Святого Духа, он относится к Отцу, как к знаемому, как к Отцу: «Авва Отче» ( Рим. 8:15–16 )!

В купели крещения восставляется падший образ, человек рождается в жизнь вечную водой и духом. Отселе Дух, отступивши от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни, исцеляя покаянием повреждения, наносимые человеку грехом после крещения, и таким образом соделывая ему возможным спасение, посредством покаяния до последнего издыхания.

Красота подобия восстановляется Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовершается исполнением евангельских заповедей.

Образец этой красоты, полнота этой красоты – Богочеловек, Господь наш Иисус Христос.

«Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу» ( 1Кор. 11:1 ), – возвещает Апостол, призывая верных к восстановлению и усовершенствованию в себе Божественного подобия, указывая на Священнейший Образец совершенства новых человеков, воссозданных, обновленных искуплением. «Облецытеся Господем нашим Иисус Христом» ( Рим. 13:14 ).

Бог-Троица, при искуплении образа Своего – человека, дал такую возможность к преуспеянию в усовершенствовании подобия, что подобие обращается в соединении образа с Подлинником, бедной твари с всесовершенным Творцом ее.

Дивен, чуден образ Божий, тот образ, из которого светит, действует Бог! Тень Петра Апостола исцеляла! Солгавший перед ним пал внезапно мертвым, как солгавший перед Богом! Убрусцы и головные повязки Апостола Павла совершали знамения! Кости Елисея Пророка воскресили мертвеца, которого телу неосторожность погребателей допустила прикоснуться к давно покоившимся в гробе костям Духоносца!

Разумный образ Божий! Рассмотри: к какой славе, к какому совершенству, к какому величию ты призван, предназначен Богом!

Непостижимая премудрость Создателя предоставила тебе сделать из себя то, что пожелаешь сделать.

Разумный образ Божий! Неужели ты не захочешь пробыть достойным образом Божиим, захочешь исказить себя, уничтожишь подобие, превратишься в образ диавола, низойдешь к достоинству бессловесных?

Не всуе излил Бог свои блага, не напрасно совершил чудное мироздание, не тщетно почтил предварительным совещанием создание Своего образа, не безотчетливо Собой искупил его, когда он пал! Во всех дарах Своих Он потребует отчета. Он будет судить, как употреблены Его щедроты, как оценено Его вочеловечение, как оценена кровь Его, пролитая за нас при нашем искуплении.

Горе, горе тварям, пренебрегшим благодеяниями Бога, Создателя-Искупителя!

Огонь вечный, бездна огненная, зажженная давно, неугасимая, приготовленная для диавола и ангелов его, ожидает образы Божии, искаженные, сделавшиеся непотребными. Там они будут гореть вечно, не сгорать вечно!

Братия! Доколе мы странствуем на земле, доколе мы в преддверии к вечности – в этом видимом мире – постараемся привести в правильность черты образа Божия, напечатленного Богом на душах наших, дать оттенкам и цветам подобия красоту, живость, свежесть, и Бог, на испытании страшном, признает нас способными к вступлению в Его вечный, блаженный чертог, в Его вечный день, в Его вечные праздник и торжество.

Ободримся, маловерные! Подвигнемся, ленивые! Подобострастный нам человек, сперва в омрачении своем гнавший Церковь Божию, бывший противником, врагом Бога, столько исправил в себе, по обращении своем, Богоданный Божественный образ, столько усовершенствовал подобие, что с дерзновением возвещает о себе: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос!» ( Гал. 2:20 ).

Никто да не усомнится в истине этого гласа! Этот глас был столько преисполнен всесвятой Истины, столько содействовал ему Дух Святой, что на глас Павла воскресали мертвецы, демоны исходили из мучимых ими людей, умолкали бесовские прорицалища, враги Света Божия лишались света очей, язычники отвергли своих идолов, познали Христа – истинного Бога, и поклонились Ему. Аминь.

Тропари по Непорочных в субботу, гл. 5. Псалтирь с возследованием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *