в чем заключается нормативный подход к изучению морали
Кратко охарактеризуйте различные подходы к понятию морали
Понятие морали.
Мораль и этика.
Мораль-представляет собой особую форму обществ.сознания,а так же вид обществ.отношений.Мораль выступает как предмет спец.изучения этики.
Мораль-это соц.институт,состоящий из системы стандартов признанных и раздел. Членами культ.общества.Мораль это то,что должен делатьчеловек,чтобы соответств. Общесв. Нормам поведения.Этика-предст. Собой научную научную дисципл. Изучающую соц. Мораль.
В интересах бизнеса поступать мораьно так,как это рассматр. Как мотив и обоснов этического поведения.
Мораль и право.
В центре морал. И правового регулир. Наход. Основн. Вопросы соц.жизни. мораль и право оперируют некотор.общими принципами.
Право-предст.собой публич.институт трансформации мор.представл.в ясные правила соц.поведения и наложения наказат.за их нарушения.
Законопослушн.чнелов.не обязат.высоконравств..а правовое закрепл.какого либо порядка не оправд.его с мор.точ.зрен.
Взаимоотношения современного бизнеса и морали общества
Мораль осуществ. Регулятивное воздействие на поведение деят. Людей во всех без исключ.сферах обществ. Жизни.
Т.к.бизнес существ.в соц.сфере,бизнесм.дожны оцен.степень своих мор.действ.с точки зрен.самой мор.В интересах бизнеса поступ.мор. т.к.это рассматр.как мотив обоснов.этич.повед.
Кратко охарактеризуйте различные подходы к понятию морали.
1.Дескриптивный(описательный) предст.соц.наук.использ.этот метод как инструмент изучен.этики.
2.Концептуальный анализ.значение осн.этич.терминов таких как справедл.общест.благо.достоинство.
3.Прескиптивный(нормативный)- ставит перед собой задачу сформул.и доказ.истинность норм морали.
6. Дескриптивный подход и его особенностиПредставители социальных наук часто используют дескриптивный (описательный) подход как инструмент научного изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков., Примеры использования описательного подхода можно встретить в статьях и опросах, публикуемых в деловых газетах и журналах и отражающих мнения представителей высшего управленческого звена корпораций о морально допустимых и недопустимых поступках.
7. Концептуальный подход и его особенности
Концептуальный подход связан с концептуальным пониманием этики; в его рамках анализируются значения основных этических терминов, таких, как право, обязанность, справедливость, благо, достоинство, ответственность. Изучение понятия “мораль” и соотношение морального и аморального поведения составляют характерный для концептуального подхода класс проблем.
8. Прескриптивный подход и его особенности
Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.
9. Основные моральные принципы
Мораль. Функции, требования и принципы морали
Содержание:
Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.
Подходы к изучению морали
Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.
Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.
Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.
Выдвигаются 3 основания морали:
Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.
Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.
Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.
Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.
Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.
Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.
Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.
Долг – как относится индивид к социуму.
Функции морали
Функция | Содержание |
Мировоззренческая | – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе. |
Познавательная | – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества. |
Регулятивная | – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение. |
Оценочная | – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д. |
Воспитательная | – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение. |
Мотивационная | – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать. |
Контролирующая | – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести. |
Координационная | – взаимодействие людей в различных обстоятельствах. |
Интегрирующая | – единстве общества и целостности внутреннего мира человека. |
Моральные требования
Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)
Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.
Отличие морали от правовых норм
Моральные принципы
Принцип | Содержание |
Принцип Талиона | – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду. |
Принцип нравственности | – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос). |
Принцип золотой середины | – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями. |
Принцип наибольшего счастья | – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей. |
Принцип справедливости | –– каждый индивид имеет равные права в обществе. |
Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.
Различные подходы в изучении морали.
Представления о морали и теорию этики можно изучать и развивать с помощью разнообразных методов, но обычно выделяют 4 основных подхода:
1) дескриптивный (описательный);
Представители социальных наук часто используют первый, дескриптивный (описательный) подход как инструмент научного изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.
Сторонники третьего подхода (нормативного) ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ. Принципы нормативной этики обычно используются для аргументации той или иной точки зрения по поводу специфических этических проблем: абортов, голода, конфликтов интересов, жестокого отношения к животным, расовой и половой дискриминации. В ряде случаев система этических взглядов в какой-либо области получает несколько неверное название «прикладная этика».
Философский подход к изучению медицинской этики, этики инженеров, журналистов, адвокатов и этики бизнеса приводит к появлению отдельных областей знания, где общие этические принципы служат решению моральных проблем, характерных для определенной профессии. Эти же общие этические принципы применимы для решения вопросов, возникающих в межпрофессиональных сферах, т. е. в областях, выходящих за границы профессиональной этики. Так, с помощью принципа справедливости можно выявить и разрешить проблемы налогообложения, системы медицинского страхования, экологической ответственности, уголовного наказания и дискриминации.
Структура морали.
В структуре морали обычно выделяют 3 компонента: моральное сознание, моральное (нравственное) отношение и моральную деятельность.
В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.
Однако индивидуальное моральное сознание формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого является общество в целом. Хотя, видимо, следует признать, что различные социальные группы вносят неодинаковый вклад в его развитие.
Общественное моральное сознание также имеет свою структуру, включающую обыденное моральное и теоретическое моральное сознание. Первое стихийно возникло еще в первобытном обществе. По сути своей обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства. Теоретическое моральное сознание складывается с отделением умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи.
1. в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями.
2. нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями.
3. нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т. д. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, религии, нации.
3. Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.
Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например, поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен.
Функции морали.
Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций.
1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Однако оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Сущность оценочной функции морали заключается прежде всего в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т. д. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Наконец, необходимо отметить, что моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
2. Познавательная функция моралиподчинена функции регулирования поведения. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
3. Мировоззренческая функция морали заключается в том, что мировоззрение не только формируется на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.
5. Гуманизирующая функциязаключается в стремлении морали совершенствовать человека, а также в обязательности нравственных правил для всех людей.
6. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех функций, т.к. задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как известно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.
Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека.
Следует отметить, что выделение данных функций морали является достаточно условным, поскольку в реальности они тесно взаимосвязаны. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
Основные подходы к морали
Мораль – форма общественного сознания, культуры, связанная с обоснованием нормативных способов регуляции поведения человека в обществе через призму ценностей добра и зла и опирающаяся на совесть, силу общественного мнения, традиции.
Душа – готовность человека строить эмоционально позитивные отношения с другими людьми, способность человека жить чувствами других, в том числе и незнакомых для него людей, совокупность коммуникативно позитивных качеств. Этими качествами, например, являются сострадание, самопожертвование, бескорыстность, мягкость, деликатность, любезность и т.п. Важнейшим показателем душевной развитости человека является его мораль и нравственность.
Душевность тесно связана с духовностью. Вопрос о содержании и роли духовности в бытии человека почти столь же стар, как и само человечество. В этом нас убеждают, прежде всего, произведения искусства. По крайней мере, именно виллендорфские Венеры (первые искусственно созданные образцы женской красоты, найденные в местечке Виллендорф), многочисленные мифы и предания разных народов о силе духа, а также знаменитое библейское: «Не хлебом единым жив человек» (Евангелие от Матфея: 4.4.) говорят об исключительной важности духовности в жизнедеятельности общества.
Применительно к древнейшим произведениям искусства (наскальным рисункам, статуэткам первобытных Венер и т.п.) вопрос о причинах и мотивах их создания до сих пор является открытым, поскольку относительно природы мифологии как особого типа мировоззрения в наши дни существует несколько десятков концепций.
Истоки духовности в соответствии с религиозными, в частности, христианскими представлениями более ясны. По словам апостола Матфея, человек жив «всяким словом, исходящим из уст Божиих». В Священном писании достаточно обстоятельно аргументировалась идея производности духовности человека от его веры, а также о ее осуществлении в виде Логоса, или по версии авторов русского синоидального перевода текста Библии – слова (переводчик текста Библии на белорусский язык В.Семуха аналогичным образом перевел слово «логос»: “На пачатку было Слова, і слова было ў Бога, і Слова было Богам” ( Дабравесцьце Яна: 1.1)).
В соответствии с иудейско-христианской традицией именно духовность, прежде всего, вера, является основой человека. Она – и мера, и предпосылка в нем человеческого. Однако, не только в религии, но и в еще большей степени в философии были выработаны диалектические представления о соотношении души и духа, души и духа, душевности и духовности.
По мысли Аристотеля, душа – самый сложный для человеческого познания объект, знание о котором входит, как составная часть в любые разновидности знания о мире, человеке, месте человека в мире.
«Свеча на ветру», Владимир Донской, 2009 г.
Философы древнего мира поставили вопрос о бессмертии души, или, выражаясь на современном языке, наличия у нее особых, отсутствующих у материальных вещей свойств. Даже доказывая тезис о бессмертии души, философы, однако, в соответствии со своей рациональной и критической установкой, своим рефлексивным подходом обычно продуцировали и новые сомнения в ее бессмертии. В средневековой философии, при обсуждении вопроса о тройственности бытия Бога, было сформировано представление о том, что душа является вторичной по отношению к Духу даже в том случае, если носителем духа является отдельный человек.
В трансформированном виде такая трактовка сути духа и духовности нашла воплощение в философии Нового времени, в первую очередь, в одном из наиболее глубоких учениях о нем – философии Г. Гегеля.
Немецкий философ, во-первых, различал субъективный дух, или реализацию Абсолютной идеи в виде человека и человечества. Им выделялся, во-вторых, объективный дух и, в-третьих, абсолютный дух. Согласно Гегелю, субъективный дух или душа – всего лишь первая ступень развития духа. Субъективный дух, или душа человека для него состояла как из чувств, так и из мышления. Субъективный дух наделялся как теоретической, так и практической активностью. Его ядром в первом случае оказывалась такая более высокая по сравнению с чувствами и рассудком познавательная способность, как разум, а во втором случае свобода воли. Следовательно, по Гегелю, высшее состояние души, или ее разумное и свободное индивидуальное состояние является одновременно низшей ступенью развития духа, духовной культуры человечества.
Второй ступенью развития духа, по гегелевскому учению, являлся объективный дух. Он рассматривался немецким философом уже в качестве надиндивидуальной души человека, или, выражаясь образно, души человечества, как череды сменяющих друг друга поколений людей.
Формами реализации объективного духа, согласно Гегелю, являлись право, мораль и нравственность, способами существования которой, в свою очередь, были семья, государство и гражданское общество. Высшей точкой развития нравственности, согласно Гегелю, является государство, которое объединяет субъективные и объективные стороны духа в субстанцию народного духа. Наивысшей формой духа и духовности, согласно Гегелю, был Абсолютный дух, ступенями развития которого считались искусство, религияи философия.
Субъективный дух, по Гегелю, жил за счет формирования и развития ценности свободы. Питательной средой объективного духа была уже рефлексивная способность и сознательность общества. В мире Абсолютной идеи свобода и сознательность Гегелем увязывались и дополнялись высшими смыслами и идеалами красоты, веры, а также исчерпывающего и глубокого научно-философского знания. Способом существования Абсолютного духа для Гегеля было идеальное, или, выражаясь современным языком, информация-знание, востребованная и человеком, и обществом, и человечеством.
Гегелевское учение о духе и ступенях его развития позволяет диалектически преодолеть неоправданное противопоставление души и духа, глубже понять точки их соприкосновения и взаимопроникновения друг в друга. Оно к тому же обращает наше внимание на сложную структурную организацию духа и духовности,их важнейшие функции.
Если мораль, нравственность являются наряду с правом, высшей ступенькой развития душевности и первой ступенью духовности общества, то ее другими формами духовности являются искусство, религия и философия. Это –в наши дни необходимыеспособы порождения и воспроизведения духовности.
Общественное сознание как сложное явление представляет собой совокупность различных типов, сфер, уровней и форм. Одни из них формируются по преимуществу стихийно в процессе человеческой жизнедеятельности (общественная психология), другие специально создаются обученными для этого людьми – профессионалами (идеология). Одни скользят по поверхности явлений общественной жизни (обыденное сознание), другие пытаются выразить ее глубинную суть (теоретическое общественное сознание). Одни ограничивают горизонты человеческого ума (доиндустриальное, аграрное сознание), другие раскрывают перед ним неизвестные ранее перспективы (индустриальное, постиндустриальное сознание). Одни рассматривают общественное бытие через призму добра и зла, другие – с позиций прекрасного и безобразного и т.д., и т.п.
Рассмотрим более подробно выражающие содержание духовности такие формыобщественного сознания, как мораль, искусство и религия.
Добро и зло – наиболее общие моральные ценности, позволяющие характеризовать любые действия и поступки людей. Добро раскрывает положительное значение явлений жизни человека и общества с точки зрения их соответствия определенному человеческому идеалу. Зло характеризует несоответствие явлений жизни человека и общества идеалу, оно противостоит добру.
В рамках христианской духовности мораль своим источником имеет заповеди, открытые пророку Моисею. Повеления Бога предписывали человеку не только почитать «отца своего и мать свою», не красть, не убивать и не прелюбодействовать и т.д., но и не иметь другого Бога, кроме христианского, открывшего людям моральные законы жизни.
«Истина где-то посредине», Драчинский Владимир.
В современной науке происхождение морали связывают как с генетическими особенностями человека, так и с социальными условиями его жизни. Поведение человека определяется и генотипом, и культурой. В большинстве клеток человека как биологического существа присутствует двадцать три пары хромосом, из которых, например, X и Y-хромосомы определяют пол человеческого индивида. В хромосомах содержится около двадцати пяти тысяч генов.
В 1990 г. под руководством американского ученого, лауреата Нобелевской премии (1962 г.) Д. Уотсона, открывшего совместно с Ф. Криком и М. Уилкинсом структуру (двойную спираль) молекулы ДНК, был начат проект по расшифровке генома человека (“The Human Genome Project” (HGP)).
Ее название происходит от древнегреческого слова «этос». Первоначально этосом древние греки называли совместное жилище, местопребывание людей, а позже душевные качества человека. Древнегреческий философ Аристотель от существительного «этос» образовал прилагательное «этическое». С его помощью он обозначил особый класс душевных качеств человека, или, пользуясь современным языком, добродетелей. В соответствии со стандартами своего времени, важнейшими добродетелями человека древнегреческий мыслитель считал мужество и умеренность, щедрость, правдивость и т.п. Они занимали столь важное место в жизни человека и общества, что Аристотель посчитал даже возможным создать особую философскую науку о них, которую он и назвал этикой.
Перу Аристотеля принадлежат три работы, в названии которых использовано слово «этика»: «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». В них этика рассматривалась как практическая философия, наука о лежащих в основе добродетелей человека ценностях добраизла.
Мораль, ценности добра и зла, долга, чести, достоинства, счастья и т.д. и т.п. является объектом изучения этической науки. Ее предметом являются предельные основания морали, ее наиболее общие закономерности.
Этическое исследование морали показывает, что она – сложное социальное явление. Отличие морали от других форм общественного сознания состоит в ее ориентации на ценности добра и зла, которые, конечно, существуют в теснейшей связи со всеми видами и сторонами человеческой деятельности (экономической, социально-политической и т.п.), а также другими формами общественного сознания. В одних исторических условиях ценности морали и права, морали и искусства могут совпадать, в других существенно различаться. Например, во времена Платона и Аристотеля ценности красоты и добра для грека были внутренне едиными, что выражалось в таком принципе древнегреческой культуры, как калокагатия. Это означало, в частности, что доброе не может по определению быть безобразным и, наоборот. В наши дни связи добра и красоты стали более сложными. В философии морали было установлено, что мораль – не только идеальное, но и вполне вещественное явление, проявляющееся в нравах, или нравственности. В некоторых социально-исторических контекстах мораль и нравственность могут не только отличаться, но даже и противоречить друг друга. Это обстоятельство учитывается в этике и, например, уже Гегель четко различал понятия «мораль» и «нравственность». Мораль – форма общественного сознания, нравственность – практика человеческого поведения. Вместе с тем, даже если понятия морали и нравственности не отличать друг от друга, все равно никуда не уйти от существования особых моральных (нравственных) отношений, норм поведения людей.
В истории этики как философской науки были выработаны различные представления о предельных основаниях морали – натуралистическо-космологические, философско-теологические, антропологические, культурологические, социологические (табл. 4).
Основные подходы к морали: | · натуралистическо-космологический; | |
· антропологический; | ||
· культурологический; | ||
· социологический. |
1. Согласно натуралистическо-космологическому подходу, предельным основанием морали являются закономерности внешней природы, космоса.Его представителем был, например, А. Швейцер (1875–1965) – немецко-французский мыслитель. В работе «Учение о благоговении перед жизнью» (1962) в качестве предельного основания морали он рассматривал закономерности биологической жизни, не противопоставляя при этом ценность жизни человека ценностям жизни других существ. С этой точки зрения добром является благоговение (преклонение) перед жизнью, все, что способствует ее сохранению жизни, ее развитию, а уничтожающее жизнь и причиняющее ей вред является злом.
2. Антропологический подход исходит из того, что мораль выражает природу человека. Она включает в себя следующие типы этического мировоззрения – гедонизм, эвдемонизм, эгоизм, утилитаризм и др.
Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – этическое мировоззрение, согласно которому предельным основанием морали является получение человеком удовольствий, наслаждений. Отсюда задача этики – научить человека избегать страданий.Согласно Эпикуру, человек по своей природе стремится кудовольствиям, получение которых делает его счастливым. Особое значение древнегреческий философ придавал не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий от неумеренности при удовлетворении естественных и необходимых, а также естественных, но не необходимых потребностей. По его мнению, целью человеческого бытия является покой, атараксия. Родственным с гедонизмом этическим учением является утилитаризм.
Утилитаризм(от лат. utilitas – польза) – этическое мировоззрение, согласно которому пользавыступает критерием нравственных поступков.
Эвдемонизм(от греч. eudaimonia – счастье) – этическое мировоззрение, согласно которому предельным основанием морали является достижение счастья. Представителем эвдемонизма был, например,Дж. Локк, согласно которомустремление к счастью является естественным свойством человека. Счастье – все то, что удовлетворяет запросы духа, а несчастье – все то, что его расстраивает.
3. Культурологический подход выводит предельные основания морали из особенностей духовной природы человека и общества. Его известными представителями были субъективный идеалист И.Кант и объективный идеалист Г. Гегель.
Согласно И. Канту, мораль – проявление человеческой свободы, она – сфера всеобщего и необходимого, должного. Основными этическими работами И. Канта были «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797). В основе этики долга И. Канта лежало требование категорического императива, согласно которому поступать следует только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой можно рассчитывать на то, чтобы она стала всеобщим нравственным законом.
4. Социологический подход к морали не является однородным, он представлен и цивилизационными и формационными концепциями морали. Главной особенностью социологического подхода является выведение предельных оснований морали из закономерностей совместной, общественной жизни людей. Согласно представителю цивилизационного подхода, французскому мыслителю А. Сен-Симону (1760–1825), основная задача философов заключается в том, чтобы «постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляющих и правящих принять ее». По мнению представителей формационного подхода К. Маркса и Ф. Энгельса, «как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» и дело, следовательно, заключается не в природе человека, а в законах общественного бытия, которые обусловливают особенности морали как формы общественного сознания. В работе «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс подчеркивал, что «мораль всегда была классовой моралью, что …в морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс».
Выявляемые этикой как практической философий предельные основания свидетельствуют о том, что существуют разные стратегии определения сути нравственной душевности человека, а их знание – важное условие индивидуальной и межкультурной коммуникации в современном взаимосвязанном мире.
Мораль – высшая ступень развития душевности и первая ступень формирования человеческой духовности.
Другой ступенью формирования и развития человеческой духовности является искусство. Слово «искусство» в русском языке имеет два значения. Во-первых, оно обозначает практическую деятельность, производимую мастерски, умело и т.п. В этом случае данное понятие сближается с понятиями техники и технологии. Искусством, во-вторых, называют особую форму общественного сознания, специфический вид духовного освоения мира. В этом случае оно рассматривается как сложное социально-культурное явление, в которое входят живопись, музыка, театр, литературу и т.п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет