в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Смотреть фото в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Смотреть картинку в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Картинка про в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Фото в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников Наталья Колтунова
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Однако, в теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольниковобнаруживаются некоторые противоречия:

1. Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.

2. Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и молодежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.

3. Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.

Если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б. Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру,

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

Трудовое воспитание в системе экономического образования.

В дошкольном возрастетруд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольниковна основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их

• сказки, отражающие труд людей;

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Экономическое воспитание в семье

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Памятка для родителей

1. Рассказывайте детям о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Нескрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «а можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

3. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу»,почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей,которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т. д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги

7. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию

8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило — нет денег, нет и расходов.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования В настоящее время особенно остро встает проблема нравственного и патриотического воспитания. Государство пытается восстанавливать утраченное.

План по самообразованию на 2018–2019 учебный год «Экономическое воспитание дошкольников» Тема «Экономическое воспитание дошкольников» Цель : формировать у детей знания об элементарных экономических понятиях формировать основы.

Семинар-практикум для родителей по теме «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста Задачи: • Познакомить родителей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кудряшова Людмила Владимировна,старший воспитатель МБДОУ № 62 и №119 город Дзержинск,.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Презентация «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Экономическое воспитание обусловлено значимостью подготовки ребенка к реальной жизни в современном обществе, правильной ориентацией его.

Конспект занятия «Экономическое воспитание дошкольников. Экскурсия в супермаркет» Конспект «Экономическое воспитание дошкольников». Экскурсия в супермаркет. Форма проведения: экскурсия, беседа Ход занятия: I. Вводная.

Источник

Роль экономического воспитания ребенка в дошкольном возрасте

в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Смотреть фото в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Смотреть картинку в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Картинка про в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников. Фото в чем заключается необходимость изучения основ экономического воспитания для дошкольников

Дата публикации: 13.12.2020 2020-12-13

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, С. А. Роль экономического воспитания ребенка в дошкольном возрасте / С. А. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76396/ (дата обращения: 02.12.2021).

Работая с детьми дошкольниками педагог становится наблюдателем маленькой жизни, которая кипит, проявляясь в игровой деятельности. С детьми данного возраста особенно интересно общаться и работать, так как они «настоящие», не прячут свои эмоции и настоящие мысли под маской, как зачастую делают это дети более старшего возраста, например, школьники и взрослые. В своей статье я хочу поговорить об воспитании детей, но не просто воспитании, а о воспитании экономическом, которого так не хватает.

Постоянно изменяющаяся окружающая среда воздействует на подрастающее поколение иначе, чем это было хотя бы 10 лет назад. Современным детям следует осваивать абсолютно новую, современную картину мира, которая складывается из экономической, а также социологических составляющих. Начальный опыт в повседневных экономических событиях, накапливается у детей в детсадовском возрасте.

Давайте вспомним, все мы в детстве играли в сюжетную игру «монополию» или, другими словами, «магазин»? Примерно тогда, когда ребенок начинает интересоваться такой простой игрой, он впервые касается таких сложных проблем, связанных с экономикой. На это данном этапе ребенка занимают самые простейшие экономические вопросы, такие как: «Какой товар будет продаваться?» Размышления об актуальности и спросе предметов, находящихся в группе; «какова цена товара?» Здесь уже математические размышления; «кого заинтересует этот товар?» Размышления интересах потребителя.

Рассуждения о купле-продаже ориентирует детей на математические размышления, а также экономические. Если опытный педагог вовремя включается в игру, направляет детей мыслить более глобально, игра обретет не только развлекательный смысл, а превратится в дидактическую игру.

Актуальность вопроса об экономическом воспитании растет в ногу со временем. Современные условия развития общества подводит к большей необходимости включать детей в процесс понимания экономической жизни. [1,19] Проблема включения экономического образования в систему современного общего образования учитывается как одно из основных базовых направлений воспитания и обучения детей в ДОУ. Экономическое образование детей дошкольного возраста —является частью общей системы воспитания, это организованный педагогический процесс, направленный на формирование уважения чужого труда, бережного отношения к окружающему миру ценностей и еще одна из граней воспитательного процесса. Цель воспитания детей с экономическим мышлением, в первую очередь, развивающая. Очень важно вызвать интерес у детей к экономике и математическому размышлению. Не менее важна нравственная цель воспитания, являющая собой необходимость осознания детьми, насколько огромен окружающий их предметный мир, состоящий из духовных и материальных ценностей, являющимися неотъемлемыми частями общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей).

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится основой для последующей работы по их воспитанию [2,99].

Наша тема об экономическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста была затронута достаточно давно, в работах, конечно же, Я. А. Коменского в «Материнской школе», в которой автор говорит о получении необходимых знаний детей в возрасте от рождения до шести лет. В его работе решаются такие проблемы, как понимание вещей, приучение детей к деятельной жизни и постоянным занятиям [3,104]. Макаренко А. С. «Семейное хозяйство», и «Педагогическая поэма», пишет в своей книге о воспитании «будущего гражданина хозяина», а так же о том, что в семье очень важно говорить с детьми о профессиях родителей и их значимости в обществе. В работах М. Монтессори, которая в первую очередь говорит о самостоятельности как об основной составляющей развития детей. На современном этапе развития проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, которая предлагает развивать логическое мышление и познавательно- исследовательские умения, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые разбирают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями.

Началу развития воспитания в дошкольном возрасте помогают обыденные жизненные ситуации, в которых ребята знакомятся с различными экономическими понятиями. Проблема практикования экономического воспитания и образования дошкольников весьма неоднозначна, и в связи с этим возникает противоречие, между необходимостью повышения уровня развития экономической образованности детей и недостаточно совершенной системы занятий для дошкольников по развитию основных экономических представлениях [4,38].

Старший дошкольный возраст является значимым периодом для развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Педагогический интерес к проблеме позволяет заострить внимание на играх и вопросах детей, связанных с проявление интереса к экономике. Основной причиной детского интереса к экономическим проблемам становится инфильтрация экономики в жизни семьи, где ребенок сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего выставляются напоказ взрослыми, а иногда даже становятся главными проблемами в семье.

Более старшие дети активнее проявляют интерес к экономическим задачам: самостоятельный поход в магазин, понимание семейного бюджета, оборудовании квартиры, составлении меню и тому подобное. С ребенком, осознающим экономические понятия (такие как например, экономия, накопление средств, обмен) можно легко договориться о покупках или об отказе от необдуманных покупок. Как молодая мама, я вижу в экономическом воспитании огромный потенциальный заряд не только в отношениях ребенка с окружающим его миром, но и в развитии экономических способностей ребёнка. Специально продуманная система педагогической работы, ориентированная на формирование экономического сознания дошкольников, поможет детям вступить в современный мир без стрессовых ситуаций, научит стойко реагировать на возникающий проблемы и осознанно подходить к бытовым экономическим вопросам. Экономическое образование и воспитание способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям, и становлению начал ценностных ориентаций.

Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора [5,8].

Экономическое воспитание детей необходимо развивать комплексно — педагоги и воспитатели в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, не связанной с реальной жизнью, которая приводит детей к непонимаю и потере интереса. Важно ощущать, что чувствует ребенок. Дошкольный возраст — это чувственный период, в котором ребенок познает все через эмоциональный фон. В своей статье хочу перечислить методы экономического воспитания детей в ДОУ, которые помогут воспитателям и педагогам заинтересовать детей и приобщить экономическому началу:

Применяя эти методы и способы в познавательной и практической деятельности, педагог стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству.

Таким образом, экономика учит детей мыслить, производить расчеты (на уровне игры), планировать свои действия, ставить цели. Экономическое воспитание поможет родителям договариваться с детьми и распределять семейный бюджет вместе с детьми, что поможет взрослеющему ребенку лучше ориентироваться в будущем, во взрослой жизни.

Источник

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Экономическое воспитание начинается с самого раннего возраста — с двух лет.

Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Опыт показывает, многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

В современном мире тема актуальна, так как ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.

Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее — откуда они берутся, и самое последнее — куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей. Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда.

Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическимии этическими категориями: бережливость, честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях (менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т. д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Ребенок с первых.

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Консультация для педагогов и родителей «Экономическое воспитание дошкольников, как необходимый фактор современности» Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования.

Семинар-практикум для родителей по теме «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста Задачи: • Познакомить родителей.

Экономическое воспитание детей в ДОУ Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователями определены оптимальные педагогические.

Экономическое воспитание в семье Экономическое воспитание в семье Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. Первое, что важно помнить,.

Конспект занятия «Экономическое воспитание дошкольников. Экскурсия в супермаркет» Конспект «Экономическое воспитание дошкольников». Экскурсия в супермаркет. Форма проведения: экскурсия, беседа Ход занятия: I. Вводная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *