в чем заключается гуманизм звучания романа пушкина капитанская дочка
В чём заключается гуманизм звучания романа «Капитанская дочка»? (ЕГЭ по литературе)
В чём заключается гуманизм звучания романа “Капитанская дочка”? Чтобы ответить на этот вопрос, следует дать определение понятию “гуманизм”. Гуманизмом называется любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, человеколюбие. Так где же можно увидеть проявление гуманизма в таком недетском произведении, посвященном Пугачёвскому бунту? Как оказывается, гуманизм проявляется в положительных героях произведения, которые, несмотря на трудные времена, сумели сохранить в себе любовь к людям.
Таких героев, несмотря на масштаб произведения, не очень много. Ими являются Пётр Гринёв, Маша Миронова и Емельян Пугачёв. Начну с Петра Гринёва, главного героя повести. Пётр Гринёв — русский офицер, состоящий на службе в Белогорской крепости. Проявление гуманизма Гринёвым замечено уже в начале произведения. Пётр, проявляя заботу, милосердие, добродушие к незнакомому мужчине, который вывел заплутавшего Гринёва на дорогу, отдаёт ему свой заячий тулуп, дабы мужик не замёрз во время сильного снежного бурьяна.
После того, как крепость уже была захвачена, Пётр решает спасти Машу из рук Швабрина. Пётр Гринёв, рискуя своей жизнью, проявляет мужество и ответственность, вызволяя Машу из плена. Также гуманизм Гринёва проявляется в верности народу своего Отечества. Пётр мог спокойно перейти на сторону врага, как поступил Швабрин, но его слова, адресованные Пугачеву “Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу” говорят о том, что этот храбрый человек остался преданным людям своей отчизны.
Также гуманизм проявляет и сама Маша по отношению к Петру. Маша лечит Гринёва после травмы, полученной на дуэли. Девушка заботится о любимом человеке, тем самым показывая неравнодушие к проблемам Петра. Нельзя не упомянуть и об уважении к старшим. Маша не стала противоречить родителям Гринёва, когда они не дали благословение. Маша Миронова не пошла против воли родителей, ведь она дорожила советами старшего поколения.
Не обошёл стороной тему гуманизма и главный “предвестник беды” Емельян Пугачёв. На первый взгляд может показаться, что Пугачёв — безжалостный бунтарь, не имеющий в душе никаких приятных качеств. Но постепенно образ героя раскрывается и с другой стороны. Читатель узнаёт Пугачева как человека, способного на хорошие поступки. Проявление хороших поступков можно увидеть в Помиловании Гринёва. Казак отпустил Петра, узнав в нём барина, подарившего Пугачёву заячий тулуп, даже после слов Гринёва о верности своему Отечеству. Этим самым Пугачёв принимает положительные качества Петра, понимает его ситуацию и идёт барину навстречу.
Закончу своё повествование выводом о том, что герои, приведённые выше, несмотря на весомое количество жизненных проблем, не потеряли такое важное качество, как гуманизм. Даже Емельян Пугачёв, человек, устроивший бунт в Белогорской крепости, сумел сохранить в себе человеколюбие.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чём заключается гуманизм звучания романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? (ЕГЭ по литературе)
В основу романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» были положены настоящие исторические события — Пугачевский бунт. Несмотря на описание кровопролитного восстания, произведение не лишено человечности. Рассмотрим, в чем заключается гуманизм звучания романа А. С. Пушкина.
Во-первых, особое внимание стоит уделить эпиграфу произведения: «Береги честь смолоду».
Именно это наставление дает отец Гринёву, и оно является ключевым в романе. Петр Гринев, главный герой романа — человек чести, ему очень важно следовать моральным принципам, не нарушать их и быть гуманным. Ему противопоставлен Алексей Швабрин — бесчестный и подлый персонаж, что доказывают его поступки: «смертоубийство», за которое его перевели в Белогорскую крепость, оскорбления Маши Мироновой, ранение, нанесенное Гриневу в спину, присяга самозванцу. Поэтому судьба благоволит больше Петру Гриневу, нежели Швабрину, ведь в основе произведения лежат человечность и честь.
Во-вторых, даже человека, поднявшего крестьянский бунт, можно назвать гуманным. «Самозванец» пощадил Гринева, когда тот отказался ему присягать, в благодарность за заячий тулуп, за прямолинейность и верность принципам. «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов», — говорит «раскольник» Пугачёв. Помимо этого можно заметить, что Емельян Пугачёв ценит мнение каждого человека, на его советах все имеют право сказать что-то. Это вновь доказывает, что даже «самозванец» способен на человечные, добрые поступки.
В-третьих, одним самых важных эпизодов в романе является поездка Маши Мироновой в Петербург к императрице, чтобы доказать невиновность Гринёва и вернуть ему доброе имя. Благодаря её решительности, смелости и искренней любви герой был помилован. «Я приехала просить милости, а не правосудия», — говорит Маша императрице. Немаловажен образ Екатерины 2. Она внимательно выслушала Машу Миронову, не раскрывая своего статуса, а затем отпустила Гринева. Здесь вновь проявляется великодушие, гуманность героини, которая, выслушав речь Маши, помогла ей.
Таким образом, гуманизм звучания романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» заключается в том, что почти все персонажи здесь великодушны, способны совершать добрые дела. Даже главный «раскольник» произведения Емельян Пугачев оказывается гуманным и поступает по-честному.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина «Капитанская Дочка»
Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина «Капитанская Дочка»
В процессе работы над романтическим разбойником из романа «Дубровский» у Пушкина возникает замысел романа о пугачевском восстании. Александр Сергеевич погружается в изучение документов, работает в царских архивах.
Осенью 1833 года Пушкин посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, места, где произошло восстание Емельяна Пугачёва. Работает в местных архивах, разговаривает с очевидцами. Итогом исследования стал научный труд «История Пугачёва», который Николай Первый приказал назвать «История пугачевского бунта».
А в 1836 году Александр Сергеевич печатает роман «Капитанская дочка» в своем журнале «Современник» за три месяца до гибели. Это уже не исторический труд, а художественное произведение, где воссоздана яркая картина прошлого, показано влияние исторической эпохи на становление личности человека.
Емельян Пугачев участвовал в Семилетней войне 1756-го – 1763-го годов.
«Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? — сказал он наконец. — Наши светлые очи ничего не могут тут разобрать. Где мой обер-секретарь?»
В этом и мастерство Пушкина-художника: не отступая от истории, представить историческую личность как человека, близкого и понятного читателю, научить его гуманизму и доброте.
В романе переплетаются история государства и история человечества. Петр Гринёв представляет Емельяна Пугачёва – историческую личность – со своей точки зрения. Но автор сказал о бунтовщике и словами самого Емельяна Пугачева — вспомните его калмыцкую сказку об орле и вороне. Да, он будет питаться кровью, убивать людей ради свободы, которая, он понимает, никогда не будет достигнута при государственном строе.
Народ для Пушкина – это и мятежник Пугачёв, и семья Мироновых, отличающаяся верностью и преданностью, и преданный слуга Савельич, и Петр Андреевич Гринёв, на протяжении жизненного пути понявший, в чем заключается честь и благородство.
Емельян Пугачев спасает несколько раз главного героя: во время метели, перед казнью, освобождает Машу. Ему дороги искренние чувства чести, доброты и любви. Петр Андреевич дарит Емельяну Пугачёву за спасение во время метели заячий тулуп, Гринёв честно признается, что будет воевать против него, рассказывает ему о любви к Маше. И беглый каторжник, ненавистник дворян как гуманный человек оценивает это. Поэтому Гринев полюбил его:
Слов мало, но мы чувствуем глубокую взволнованность молодого человека.
История по Пушкину – некая сила, действующая независимо от людей, иногда враждебная им. Она разрушила мирный быт семьи Мироновых, но для главных героев, Петра Гринёва и Марии Мироновой, это стало благим потрясением, проверило на прочность их любовь.
Автор повести показал тесное сплетение индивидуальной жизни с общим историческим процессом.
Только исторические испытания выявляют истинный гуманизм человека. Честность и милосердие всегда будут вознаграждены, без них не может быть истории Отечества – в этом был убежден великий поэт и гуманист Александр Сергеевич Пушкин.
Класс: 8
Презентация к уроку
Базовый учебник: Учебник-хрестоматия в 2-х частях “Литература 8 класс”. М.: Просвещение, 2009(авторы: В.Я. Коровина).
Тип урока: обобщающий урок
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: знать содержание романа “Капитанская дочка”. Гринёв-жизненный путь героя, формирование характера (“Береги честь смолоду”). Маша Миронова-нравственная красота героини. Швабрин-антигерой. Значение образа Савельича в романе. Фольклорные мотивы в романе. Авторская позиция в “Капитанской дочке”. Композиция. Проблемы.
ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения, групповые, компьютерные, здоровьесберегающие.
МЕТОДЫ: аналитическая беседа, индивидуальные задания, объяснения учителя, работа со словарями, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа.
ФОРМЫ: коллективная, частично- групповая, индивидуальная, блиц-опрос, беседа, тестирование.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература-история- изобразительное искусство
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Психологическая установка. Мотивация
(Мобилизация внимания, дисциплина, приветствие)
II. Проверка домашнего задания
3) Рисунки обучающихся, комментарии.
II. Самостоятельное формулирование обучающимися темы. Целеполагание
Изучение какого произведения мы завершили?
Ответы учеников: Реалистический роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Сегодня завершающий урок по данной теме. Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?
Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина.
III. Проблемный вопрос.
В чём заключается гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина?
IV. Словарная работа. Работа со словарями.
(Гуманизм и историзм)
V. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
М.Ю. Лермонтов.
Учитель: О ком эти строки?
Ответы учеников: М. Ю. Лермонтов, 200-летний юбилей которого праздновали в этом году, сказал об А. С. Пушкине.
Учитель: Назовите годы жизни А. С. Пушкина.
Ответы учеников: 1799 – 1837
Учитель: Как связана биография А. С. Пушкина с историей Бельского края?
Ответы учеников (индивидуальное сообщение): 215 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина.
В 1603 г. Царь Василий Шуйский послал воеводой в Бельскую крепость Гаврилу Григорьевича Пушкина, предка знаменитого поэта. Поиски сведений о Гавриле Пушкине привели Александра Сергеевича в Погорелое городище около Ржева. В нашем городе А.С. Пушкин не бывал. Гаврилу Григорьевича поэт точно изобразил в трагедии “Борис Годунов”.
(Из книги Черкашиных А.А. и Л.А. “ Тысячелетнее древо А.С.Пушкина:корни и крона”.
Для Пушкина важно всё, что связано с историей, с предками, дедами.)
Учитель: Пушкин говорил: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.
Ответы учеников: особенно важно, жизнь в поэзии А.С.Пушкина и прозе изображена на таком высоком, исключительно гармоничном, идеальном уровне, что читать его произведения- одно удовольствие.
Назовите только те произведения, автором которых является А. С. Пушкин? (Проверьте себя)
Какие ещё произведения А.С.Пушкина вам известны?
Пушкин. написал “Капитанскую дочку”, решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь) .
Как вы понимаете смысл высказывания?
VII. Актуализация опорных знаний
Ответы учеников: Пушкин показывает жизнь во всей полноте, произведение указывает правильный путь в жизни, путь милосердия и любви к человеку.
Учитель : Надо сказать, что “Капитанская дочка” для многих талантливых людей является символом совершенного искусства.
Вспомните высказывания о произведении великих людей?
В.Г. Белинский писал: “Капитанская дочка”- нечто вроде “Онегина” в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.
1765 год— “Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу”
Учитель: Расскажите об истории создания А. С. Пушкина “Капитанская дочка?”
Ответы учеников : “Капитанская дочка” написана кратким, простым и точным языком. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести “Капитанская дочка”.В черновых вариантах появляется главный герой Шванович (или Шванвич ),Баширин, Валуев, но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринёв.
Учитель: Назовите жанр произведения.
Ответы учеников : “Капитанскую дочку” можно назвать и романом, и повестью.
Учитель: Сам Пушкин назвал “Капитанскую дочку” повестью.
Литературоведы относят произведение к реалистическому роману.
Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нём и одно, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. Ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.
— Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания?
Учитель : Какова авторская позиция в романе “Капитанская дочка?”
Ответы учеников : Пушкин и Гринёв. Существуют три точки зрения.
1. По мнению Гергия Александровича Лесскис, Гринёв-единственный положительный эпический герой.
2. Сторонников второй точки зрения много: от Белинского до М.И. Цветаевой.
Образ Гринёва- продолжение темы рядого человека, “ничтожного героя”. Главный герой –Пугачёв.
Учитель : Какова основная идея произведения А. С. Пушкина “ Капитанской дочки”?
Ответы учеников: При всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмиримо большую свободу.
Учитель: Какова тема произведения А. С. Пушкина “ Капитанской дочки”?
Ответы учеников: Темой “Капитанской дочки” является судьба двух молодых людей.
Учитель: Какова проблематика в Капитанской дочке?
Ответы учеников: Проблема чести, долга и милосердия; проблема личности в истории; проблема роли народа в истории; проблема власти; проблема семейных ценностей; проблема нравственного выбора.
— Какой смысл несут в себе эти строки? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?
Ответы учеников: Пословицей “Береги честь смолоду” писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о поступках и соотносить их с лучшими образцами.
Учитель:Как вы понимаете лексическое значение ЧЕСТЬ?(См. словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова)
Учитель: Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Какое значение господствует и применимо к образу главного героя
Учитель:От чьего лица ведётся повествование в “Капитанской дочке”?
Ответы учеников: Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.
Учитель: Вспомните главных героев произведения А.С. Пушкина? Охарактеризуйте.
Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.
Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.
VIII. Просмотр видиоролика.
IX. Закрепление изученного материала
Узнай героя по цитате?
1.“Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого” (Гринёв)
2. “Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.”(Пугачёв)
3. “А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею.” (Слова Маши Мироновой)
4. “Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг. ” (Швабрин)
5. “Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолиция, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели.(Маша Миронова)
Учитель: Почему же произведение о таких далёких событиях читается с неослабевающим интересом и не оставила вас равнодушными?
Ответы учеников: Вопросы, которые ставит и решает герой не устаревают; честь, благородство, любовь, верность – понятия вне времени. Уроки, усвоенные Гринёвым, становятся и нашим жизненным опытом.
Учитель: Как выразился гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка”?
Вывод: История помогает делать выводы, а литература указывает путь милосердия, любви к человеку.
IX. Рефлексивно-оценочный этап.
IX. На дом: написать сочинение по произведению А.С.Пушкина.
Гуманизм и историзм в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Гуманизм и историзм в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
П остичь суть произведения через внутренний мир героев; углубить понимание идейно-художественного богатства повести, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения.
Р азвивать умение определять жанр, тему, идею, проблематику, авторскую позицию, композицию произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления; развивать навыки работы с толковым словарём.
В оспитание милосердия, честности, способствовать становлению активной нравственной позиции; прививать любовь к русской литературе; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, формирование оценочного суждения.
Проверка домашнего задания
1) Конкурс “Мозговой штурм” (по группам).
1) Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2) Служил при графе? (Минихе)
3) Сколько было деревень и в какой губернии? (1, в Симбирской)
4) Сыну был пожалован в дядьки (стремянный Савельич)
5) Выучился Петруша грамоте (на 12 году)
7) Был нанят француз (мосье Бопре)
9) В Пруссии (солдатом)
11) Батюшка вошел на урок (географии)
12) В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
13) А Бопре (спал на кровати сном невинности)
14) Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные)
15) В Марье Ивановне я нашел (благоразумную и чувствительную девушку)
16) Швабрин сказал Гриневу: “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей. ” (пару серег);
3) Рисунки обучающихся, комментарии.
Самостоятельное формулирование обучающимися темы.
Изучение какого произведения мы завершили?
Реалистический роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Мы прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, можно сказать “духовное завещание”, которое было завершено 19 октября 1836 г.
Сегодня завершающий урок по данной теме. Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?
Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина.
В чём заключается гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина?
Словарная работа. Работа со словарями.
Фронтальный опрос. Индивидуальная работа
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
М.Ю. Лермонтов.
М. Ю. Лермонтов, 200-летний юбилей которого праздновали в этом году, сказал об А. С. Пушкине.
Назовите годы жизни А. С. Пушкина.
Как связана биография А. С. Пушкина с историей Бельского края?
Ответы учеников (индивидуальное сообщение).
215 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина.
В 1603 г. Царь Василий Шуйский послал воеводой в Бельскую крепость Гаврилу Григорьевича Пушкина, предка знаменитого поэта. Поиски сведений о Гавриле Пушкине привели Александра Сергеевича в Погорелое городище около Ржева. В нашем городе А.С. Пушкин не бывал. Гаврилу Григорьевича поэт точно изобразил в трагедии “Борис Годунов”.
(Из книги Черкашиных А.А. и Л.А. “Тысячелетнее древо А.С. Пушкина: корни и крона”.
Для Пушкина важно всё, что связано с историей, с предками, дедами.)
Пушкин говорил: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.
У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Его помнят все: взрослые и дети. Почему?
Особенно важно, жизнь в поэзии А.С.Пушкина и прозе изображена на таком высоком, исключительно гармоничном, идеальном уровне, что читать его произведения- одно удовольствие.
Назовите только те произведения, автором которых является А. С. Пушкин? (Проверьте себя)
Какие ещё произведения А.С.Пушкина вам известны?
Пушкин. написал “Капитанскую дочку”, решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь) .
Как вы понимаете смысл высказывания?
Актуализация опорных знаний
Пушкин показывает жизнь во всей полноте, произведение указывает правильный путь в жизни, путь милосердия и любви к человеку.
Надо сказать, что “Капитанская дочка” для многих талантливых людей является символом совершенного искусства.
Вспомните высказывания о произведении великих людей?
Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени, о котором рассказал Пушкин в своей повести. В какое время происходят события повести? Какие исторические события легли в основу повести?
Учитель : Расскажите об истории создания А. С. Пушкина “Капитанская дочка?”
“Капитанская дочка” написана кратким, простым и точным языком. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести “Капитанская дочка”.В черновых вариантах появляется главный герой Шванович (или Шванвич ),Баширин, Валуев, но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринёв.
Назовите жанр произведения.
“Капитанскую дочку” можно назвать и романом, и повестью.
Сам Пушкин назвал “Капитанскую дочку” повестью.
Литературоведы относят произведение к реалистическому роману.
Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нём и одно, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. Ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.
— Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания?
В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы о пугачёвском бунте, проехал по следующему маршруту: Тверь-Москва-Нижний Новгород- Казань- Симбирск- Оренбург- Уральск.
Какова авторская позиция в романе “Капитанская дочка?”
Пушкин и Гринёв. Существуют три точки зрения.
1. По мнению Гергия Александровича Лесскис, Гринёв-единственный положительный эпический герой.
2. Сторонников второй точки зрения много: от Белинского до М.И. Цветаевой.
Образ Гринёва- продолжение темы рядого человека, “ничтожного героя”. Главный герой –Пугачёв.
Какова основная идея произведения А. С. Пушкина “Капитанской дочки”?
При всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмиримо большую свободу.
Какова тема произведения А. С. Пушкина “Капитанской дочки”?
Темой “Капитанской дочки” является судьба двух молодых людей.
Какова проблематика в Капитанской дочке?
Проблема чести, долга и милосердия; проблема личности в истории; проблема роли народа в истории; проблема власти; проблема семейных ценностей; проблема нравственного выбора.
— Какой смысл несут в себе эти строки? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?
Пословицей “Береги честь смолоду” писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о поступках и соотносить их с лучшими образцами.
Как вы понимаете лексическое значение ЧЕСТЬ? (См. словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова)
Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Какое значение господствует и применимо к образу главного героя
Слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего подходит: достойные уважения и гордости моральные качества и принципы.
От чьего лица ведётся повествование в “Капитанской дочке”?
Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.
Вспомните главных героев произведения А.С. Пушкина? Охарактеризуйте.
Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.
Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.
Какова композиция? Назовите кульминацию.
Закрепление изученного материала
Узнай героя по цитате?
1. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого” (Гринёв)
2. “Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.”(Пугачёв)
3. “А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею.” (Слова Маши Мироновой)
4. “Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг. ” (Швабрин)
5. “Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолиция, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша Миронова)
Почему же произведение о таких далёких событиях читается с неослабевающим интересом и не оставила вас равнодушными?
Вопросы, которые ставит и решает герой не устаревают; честь, благородство, любовь, верность – понятия вне времени. Уроки, усвоенные Гринёвым, становятся и нашим жизненным опытом.
Как выразился гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка”?
История помогает делать выводы, а литература указывает путь милосердия, любви к человеку.
На дом: написать сочинение по произведению А.С.Пушкина.