в чем заключается главная цель любого социологического исследования ответ
Цели социологических исследований
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели социологических исследований отличаются по тому, к какому виду исследование относится. Существуют первичные и вторичные социологические исследования. Рассмотрим их особенности.
Цели пробного социологического исследования
Пробное исследование проводится в целях уточнения уже имеющейся проблемы, а также для определения цели, постановки ряда задач, выдвижения обоснованных гипотез. По сути, данное исследование является концептуальными относится к наиболее простым видам исследования. Его главная цель – получение «прикидочных», примерных данных о малоизученных проблемах.
Цели описательных и аналитических исследований
Данные исследования относятся по типу к более сложным, чем разведывательное и пилотажное, соответственной цели выделены наиболее фундаментальные и значимые.
Цели описательного исследования – описать структуру явления, а также его динамику на определенных временных этапах. Также еще одна цель – представить целостную картину изучаемого процесса и явления, при этом не выявляя причинно-следственных связей.
Цели аналитических исследований – выявление скрытых причин возникновения социального явления, а также предпосылки к его дальнейшему развитию.
Цели сплошных и выборочных социологических исследований
Сплошное исследование – это социологическое исследование, которое охватывает все единицы генеральной совокупности. Например, перепись населения. Соответственно, основная цель таких исследований – получить обобщенные данные о каком-либо объекте или явлении в наиболее крупных масштабах.
Готовые работы на аналогичную тему
Цели социального мониторинга
Еще один вид социологического исследования – мониторинг. Его цели разнятся в зависимости от того, на какой объект направлено исследование. В экологической сфере главная цель – предупреждение нежелательных отклонений по определенному ряду параметров.
В социологии и политике мониторинг преследует такие цели, как наблюдение и контроль за ходом развития какого-либо социально-политического явления или процесса, а также его прогнозирование. Помимо этого, социальный мониторинг также является достаточно многогранным. Так, проводят социологический мониторинг процесса получения образования. Цель – развитие новых образовательных технологий в России, которые были бы ориентированы на исследовательские учебные программы как средство освоения учебных предметов.
Таким образом, несмотря на разницу по уровню и направлению подготовки, все социологические исследования преследуют идентичные цели – получение наиболее достоверной информации об определенной сфере общественной жизни, или же о разных ее участниках (разных классах и слоях населения, разных категориях населения).
Цели и задачи социологического исследования
Решение социальной проблемы направлено на достижение тех или иных целей, среди которых можно назвать повышение эффективности и производительности труда, улучшение условий труда и быта коллектива предприятия (организации, учреждения), населения региона, области, города, села. Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию — теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.
Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном исследовании, прежде всего, решаются научные (основные) задачи. В практически ориентированном исследовании, практические задачи являются основными, а научные — неосновными.
Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т. д. При научной или практической ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же самые данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения. Но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.
Определение объекта и предмета исследования
Цели и задачи социологического исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение цели и задач социологического исследования
Цели и задачи исследования тесно взаимосвязаны между собой.
Цели исследования ориентируют исследователя на конечный результат, который может быть теоретико-познавательный или практически-прикладной. Задачи исследования формулируют вопросы, ответ на которые служит для реализации целей исследования.
Любое исследование, которое ориентировано на решение теоретических задач возможно продолжать дальше как прикладное.
Определение цели исследования дает возможность упорядочить научный поиск в виде решения задач: основных, частных и дополнительных. Основные и частные задачи исследования логически между собой связаны, из основных задач вытекают частные, являющиеся средством решения основных вопросов исследования.
Все исследование подчиняется поиску ответа на основной вопрос. При этом должны быть обеспечены надежность, максимальная обоснованность, устойчивость информации, которая относится к решению этих задач. Для этого необходимо выдвинуть ряд гипотез, взаимосвязанных между собой и относящихся к основным задачам, проверкой и перепроверкой исходных данных.
Цели социологического исследования
Целью исследования является конечный результат исследования в виде решения нескольких конкретных задач.
Основные цели могут формироваться как:
Готовые работы на аналогичную тему
Задачи социологического исследования
Задачи исследования – это совокупность рассматриваемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Количество задач зависит от целей исследования, степени изученности проблемы, потенций и возможностей исследователей проникнуть в суть проблемы.
Последовательность выдвижения задач теоретико-прикладного исследования:
Последовательность выдвижения задач практически-прикладного исследования:
Основные задачи исследования соответствуют его целевой установке, дополнительные задачи определяются для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез (возможно не связанных с данной проблемой), для решения методических вопросов и т.д.
При постановке дополнительных задач исследования используют контрольные операции, связанные с решением основных задач.
Цели социологических исследований
Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа ладение научными правилами, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям — потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря». Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза» («молчание моря»), может при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.
Вместе с тем проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Признание за социологическим исследованием статуса «одного из. » не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.
Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии. научной литературе понятие «методологии» имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий «Энциклопедический социологический словарь» определяет
Существуют и другие определения понятия «методология». Одним из самых простых является расшифровка этого греческого слова: метод — способ, прием; логос — закон, главное условие, принцип. В данном случае — это способ получения нового знания. Если рассматриваем такой подход, то главная задача методолога — показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создавая исследовательские программы, социолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических данных, следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим построениям, то и скорректировать теорию.
В научной литературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией. Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту; так тесно они взаимодействуют. Надо запомнить главные их признаки: теория дает объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как надо исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее
Социологическое исследование — это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.
Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.
Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.
И наконец, заключительный, четвертый этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Социологические исследования, их цель и задачи
Определение сущности, основных этапов и видов социологических исследований. Место и роль программы в социологическом исследовании. Формулирование целей и задач социологического исследования. Использование анкетирования и интервью в исследованиях.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.05.2015 |
Размер файла | 36,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Гуманитарный институт имени П. А. Столыпина»
Дисциплина: Исследование социально-экономических процессов
Выполнила: студентка V курса
заочного отделения экономического факультета
Проверил: Тютченко А. М.
Введение
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении.
В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· определить понятие социологического исследования;
· рассмотреть и охарактеризовать основные задачи социологического исследования.
Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данном реферате.
Понятие социологического исследования
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.
2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.
Программа социологического исследования
Место и роль программы в социологическом исследовании. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
— определение проблемы, объекта и предмета исследования;
— предварительный системный анализ объекта исследования;
— характеристику цели и задач исследования;
— определение стратегического плана исследования;
— составление плана выборки;
— описание методов сбора данных;
— описание схемы анализа данных.
Программа должна ответить на два основных вопроса:
— во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;
— во-вторых, как от полученных фактов, снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
Цели и задачи социологического исследования
Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.
При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.
Объект и предмет социологического исследования
Объект должен характеризоваться:
1. Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как:
а) отраслевая принадлежность;
б) профессиональная принадлежность;
в) возрастная принадлежность;
г) национальная принадлежность.
2. Пространственной ограниченностью.
3. Функциональной направленностью:
а) политическая направленность;
б) этническая направленность;
в) производственная направленность.
4. Временной ограниченностью.
5. Возможностями его количественного измерения.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.
Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных).
Системный анализ объекта исследования
Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится «заместителем» исследуемого объекта.
Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.
Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.
Выдвижение и проверка гипотез
Требования к гипотезе. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.
1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.
2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.
3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.
4. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи, имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.
5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.
Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных.
социологический исследование анкетирование программа
Массовый опрос. Анкетирование и интервью
К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.
Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой- исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый, респондент.
Виды вопросов. В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные.
Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды таких вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы.
Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой её части.
Цель контрольных вопросов- выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он даёт по той же теме, проблеме.
Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. Могут быть не связаны напрямую с темой опроса, но позволяют отвечающему высказаться на тему, наиболее актуальную, близкую для него.
В зависимости от того, что спрашивается, различают:
2. Вопросы о знании. Цель этих вопросов- в получении сведений, свидетельствующих об информированности респондента. Ответы помогают точнее выявить структуру установок и интересов, указывают на степень включённости индивида в коллектив.
3. Вопросы о мнении. Ответы на эти вопросы чаще всего содержат оценки. Мнения по сравнению со знаниями менее стабильны. Они сильнее обусловлены ситуацией и нередко зависят от личных переживаний и настроений. 4. Вопросы о мотивах. Исследование мотивов социального поведения предъявляет высокие требования к технике опроса и построения индикаторов. Опрашиваемым легче говорить о фактах, поведении, ситуациях, чем судить о мотивах поведения.
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет.
Как метод сбора информации интервью во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость.
Выделяют несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы.
Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами применяется для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура проблемы определена.
Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.
Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.
Делая вывод на основании вышеизложенного можно сказать, что были описаны основные принципы при подготовке и проведении социологического исследования. Изложены его основные цели и задачи, даны понятия объекта и предмета социологического исследования, приведены методы выборки респондентов из генеральной совокупности.
В зависимости от задач и условий проведения социологического исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления рекомендации по проведению и т. д.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.
Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.
Я думаю, что изложенный выше материал, несмотря на небольшой свой объём, позволил узнать, что такое социологическое исследование, для чего оно необходимо, ознакомиться с его основами.
1. Андреенков В. Г. Структура и процесс социологического исследования /В.Г. Андреенков, А.В. Кабыща. М.: 2001. С. 84-91.
2. Андрущенко В. П. Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И. Харьков. 2001. С. 48-65.
3. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. М.: 2011. с. 74.
4. Гречихин В. Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин. М.: 2000. С. 102-106.
5. Лытюньска К. Р. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже// Социологические исследования. 2006. №4. С. 50.
6. Осипова Г. В. Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В. М.: «Аспект-пресс». 2003. С. 63-70.
7. Фролов С. С. Основы социологии. М.: «Юрист». 2002. С. 50-52.
8. Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 2006. С. 70-73.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.
презентация [682,7 K], добавлен 11.04.2013
Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.
реферат [35,1 K], добавлен 22.07.2015
Системное изучение социальных процессов и явлений. Виды социологического исследования, типы анкет. Методы и процедуры сбора, обработки, анализа и обобщения фактов. Компьютерные программы для сетевых опросов, онлайн-интервью и интерактивного анкетирования.
реферат [592,0 K], добавлен 13.10.2015
Три взаимосвязанных уровня в структуре социологии: общесоциологическая, специальные социологические теории и социологические исследования. Интервью как вид социологического исследования. Место, организация и схема проведения интервью, типы вопросов.
реферат [16,7 K], добавлен 04.08.2009
реферат [23,9 K], добавлен 27.11.2010