в чем упрекнул фамусов чацкого
Фамусов и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова
Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами «В той комнате незначущая встреча. «(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем «незначащая»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.
В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело. подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой. «, когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.
Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»
Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя.
Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки.
Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».
А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума. »). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.
Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.
Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.
В чем упрекнул фамусов чацкого
Тестовые задания по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Кем был Фамусов?
+ А) Управляющим в казённом месте
Б) Офицером в отставке
В) Коллежским секретарём
2. Как звали Фамусова?
А) Акакий Акакиевич
В) Андрей Андреевич
+ Г) Павел Афанасьевич
3. Кем приходился Алексей Степанович Молчалин Фамусову?
А) Был его племянником
Б) Был его воспитанником
+ В) Был его секретарём
Г) Был его управляющим
4. Где начинаются события, происходящие в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
5. Из-за чего Софья не спала всю ночь в начале комедии А.С. Грибоедова?
Г) Из-за чтения романа
6. Где находился последние три года Чацкий?
В) Находился в ссылке
7. Каких достоинств не было у Чацкого в отличие от Молчалина по мнению Софьи?
А) Храбрость, честность, пылкость
+ Б) Альтруизм, чувствительность, робость
В) Страстность, смелость, бесстрашие
Г) Доброта, чувство юмора, сдержанность
8. Кому из персонажей комедии А.С. Грибоедова принадлежит высказывание «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
9. В чём упрекнул Фамусов Чацкого?
Б) В излишней настойчивости
В) В разгульном образе жизни
+ Г) В чрезмерной гордости
тест 10. Как добился чинов и богатства дядя Фамусова, которого он приводит в пример для подражания Чацкому?
+ Б) Прислуживал императрице
11. Как Чацкий называет век, который уходит в прошлое?
Б) Век сражений и потерь
+ В) Век покорности и страха
Г) Век изобретений и новшеств
12. Кем был Сергей Сергеевич Скалозуб?
А) Помощником императрицы
Б) Государственным чиновником
13. Кому из персонажей комедии принадлежат следующие слова: «А судьи кто? — За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима, сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма»?
14. В какой момент у Чацкого появились подозрения по поводу чувств Софьи к Молчалину?
А) Молчалин сам об этом признался ему
Б) При первой же встрече с Софьей и Молчалиным
+ В) Когда Молчалин упал с лошади
Г) Об этом проговорился Фамусов
15. Какую характеристику Загорецкому даёт Горич?
А) Душевный человек
Б) Скромный романтик
16. За что Молчалин получил благоволение Хлестовой?
+ Б) Хвалил её собачку
В) Приходился ей родственником
Г) Благодаря своему чувству юмора
17. Кто пустил слух о том, что Чацкий не в себе?
18. Кем Репетилов приходится Чацкому?
Б) Дальний родственник
В) Брат по отцовской линии
19. О чём Репетилов начал рассказывать Чацкому, как только встретил его?
А) О службе в армии
Б) О своей возлюбленной
Г) О том, как разбогател
тест-20. В чём был искренне убеждён Чацкий?
А) В том, что миром правит любовь
Б) Главное в человеке – скромность и услужливость
В) Будущее за Францией
+ Г) Обычаи русского народа лучше иностранных
21. Кем был муж Натальи Дмитриевны?
+ А) Военным в отставке
Г) Мелким чиновником
22. Чем княгиню заинтересовал Чацкий?
Б) Своим богатством
В) Своими путешествиями
+ Г) Тем, что не женат
23. Какая фамилия была у графини, приехавшей с внучкой на бал?
24. Что подарил Загорецкий Софье на балу?
+ Г) Билет на спектакль
25. В кого был влюблён Молчалин?
В) В известную актрису
Г) В внучку графини
26. Зачем Молчалин начал ухаживать за Софьей?
Б) Хочет ей отомстить
В) Из-за ненависти к Чацкому
+ Г) Чтобы укрепить своё положение
27. Где находилась Софья во время разговора Молчалина с Лизонькой?
28. Что завещал отец Молчалину?
Б) Большое поместье
+ В) Угождать всем людям
Г) Жить по законам совести и чести
29. Что Фамусов грозился сделать с дочерью после всех происшедших событий?
А) Посадить под замок
Б) Отправить в Сибирь
+ В) Отправить к тётке в Саратов
Г) Выдать замуж за Скалозуба
тест_30. О чём переживает Фамусов в конце комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
А) О разбитом сердце дочери
+ Б) Что скажет княгиня Мария Алексеевна
В) О том, что остался без секретаря
Г) О том, что не выдаст Софью замуж за Чацкого
Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»
диалог Фамусова и Чацкого) Что высмеивает и не принимает Чацкий в жизненных приоритетах Фамусова?
главные монологи II действия и всей комедии
монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…»
монолог Чацкого «А судьи кто?»
монолог Фамусова «Вот то-то все вы гордецы!»
монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»
монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…»
(2 действие, 1 явление)
-Первый монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…»
В этом монологе описывается привычный для Фамусова
распорядок дел на неделю. Становится понятно,
что служба в»казённом месте» не отнимает
у него времени, т. е. служит он без усердия,
или сама должность позволяет не прилагать к службе
никаких усилий.
Фамусов считает образцом для подражания человека,
который жил не для блага государства, а ради
собственной выгоды.
-Второй монолог «Вот то-то, все вы гордецы!»
2 действие, 2 явление,
В этом монологе Фамусов рассказывает «поучительную»,
с его точки зрения историю его дяди Максима Петровича,
который заслужил милость императрицы и нажил
огромное состояние не усердной службой,
а изображая шута при дворе.
Для Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть
себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь
даже притворством и лестью.
Фамусов советует Чацкому взять с него пример.
-Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…»
2 действие, 2 явление
Этот монолог является ответом на рассказ Фамусова
о ловком придворном Максиме Петровиче.
Чацкий сравнивает современную ему жизнь
(век нынешний) и жизнь прошлого столетия (век минувший).
Он поражён умением придворных выслуживаться
перед государями, льстить и раболепствовать.
Он рад, что в современном обществе это выглядит дико.
Но то факт, что Фамусов приводит Максима Петровича
в пример Чацкому, свидетельствует о том,
что Москва во многом сохраняет атмосферу
предыдущего столетия, века «покорности и страха»
— Следующий монолог Фамусова
«Вкус, батюшка, отменная манера»
Здесь обнажаются ценности фамусовского общества.
Фамусову кажется само собой разумеющимся,
что человека судят не по его заслугам, а по положению
в обществе, по роду его («по отцу и честь»)
Московских старичков он называет «канслерами в отставке»
по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются
(поспорят, пошумят и …разойдутся»)
Московских девушек он называет патриотками, потому
что они «к военным людям так и льнут».
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.