в чем упрекнул фамусов чацкого

Фамусов и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова

Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами «В той комнате незначущая встреча. «(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем «незначащая»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.

В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело. подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой. «, когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.

Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»

Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя.

Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:

При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки.

Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».

А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума. »). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.

Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.

Источник

В чем упрекнул фамусов чацкого

Тестовые задания по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Кем был Фамусов?

+ А) Управляющим в казённом месте

Б) Офицером в отставке

В) Коллежским секретарём

2. Как звали Фамусова?

А) Акакий Акакиевич

В) Андрей Андреевич

+ Г) Павел Афанасьевич

3. Кем приходился Алексей Степанович Молчалин Фамусову?

А) Был его племянником

Б) Был его воспитанником

+ В) Был его секретарём

Г) Был его управляющим

4. Где начинаются события, происходящие в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

5. Из-за чего Софья не спала всю ночь в начале комедии А.С. Грибоедова?

Г) Из-за чтения романа

6. Где находился последние три года Чацкий?

В) Находился в ссылке

7. Каких достоинств не было у Чацкого в отличие от Молчалина по мнению Софьи?

А) Храбрость, честность, пылкость

+ Б) Альтруизм, чувствительность, робость

В) Страстность, смелость, бесстрашие

Г) Доброта, чувство юмора, сдержанность

8. Кому из персонажей комедии А.С. Грибоедова принадлежит высказывание «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

9. В чём упрекнул Фамусов Чацкого?

Б) В излишней настойчивости

В) В разгульном образе жизни

+ Г) В чрезмерной гордости

тест 10. Как добился чинов и богатства дядя Фамусова, которого он приводит в пример для подражания Чацкому?

+ Б) Прислуживал императрице

11. Как Чацкий называет век, который уходит в прошлое?

Б) Век сражений и потерь

+ В) Век покорности и страха

Г) Век изобретений и новшеств

12. Кем был Сергей Сергеевич Скалозуб?

А) Помощником императрицы

Б) Государственным чиновником

13. Кому из персонажей комедии принадлежат следующие слова: «А судьи кто? — За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима, сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма»?

14. В какой момент у Чацкого появились подозрения по поводу чувств Софьи к Молчалину?

А) Молчалин сам об этом признался ему

Б) При первой же встрече с Софьей и Молчалиным

+ В) Когда Молчалин упал с лошади

Г) Об этом проговорился Фамусов

15. Какую характеристику Загорецкому даёт Горич?

А) Душевный человек

Б) Скромный романтик

16. За что Молчалин получил благоволение Хлестовой?

+ Б) Хвалил её собачку

В) Приходился ей родственником

Г) Благодаря своему чувству юмора

17. Кто пустил слух о том, что Чацкий не в себе?

18. Кем Репетилов приходится Чацкому?

Б) Дальний родственник

В) Брат по отцовской линии

19. О чём Репетилов начал рассказывать Чацкому, как только встретил его?

А) О службе в армии

Б) О своей возлюбленной

Г) О том, как разбогател

тест-20. В чём был искренне убеждён Чацкий?

А) В том, что миром правит любовь

Б) Главное в человеке – скромность и услужливость

В) Будущее за Францией

+ Г) Обычаи русского народа лучше иностранных

21. Кем был муж Натальи Дмитриевны?

+ А) Военным в отставке

Г) Мелким чиновником

22. Чем княгиню заинтересовал Чацкий?

Б) Своим богатством

В) Своими путешествиями

+ Г) Тем, что не женат

23. Какая фамилия была у графини, приехавшей с внучкой на бал?

24. Что подарил Загорецкий Софье на балу?

+ Г) Билет на спектакль

25. В кого был влюблён Молчалин?

В) В известную актрису

Г) В внучку графини

26. Зачем Молчалин начал ухаживать за Софьей?

Б) Хочет ей отомстить

В) Из-за ненависти к Чацкому

+ Г) Чтобы укрепить своё положение

27. Где находилась Софья во время разговора Молчалина с Лизонькой?

28. Что завещал отец Молчалину?

Б) Большое поместье

+ В) Угождать всем людям

Г) Жить по законам совести и чести

29. Что Фамусов грозился сделать с дочерью после всех происшедших событий?

А) Посадить под замок

Б) Отправить в Сибирь

+ В) Отправить к тётке в Саратов

Г) Выдать замуж за Скалозуба

тест_30. О чём переживает Фамусов в конце комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

А) О разбитом сердце дочери

+ Б) Что скажет княгиня Мария Алексеевна

В) О том, что остался без секретаря

Г) О том, что не выдаст Софью замуж за Чацкого

Источник

Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Источник

диалог Фамусова и Чацкого) Что высмеивает и не принимает Чацкий в жизненных приоритетах Фамусова?

главные монологи II действия и всей комедии

монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…»
монолог Чацкого «А судьи кто?»
монолог Фамусова «Вот то-то все вы гордецы!»
монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»
монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…»
(2 действие, 1 явление)

-Первый монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…»
В этом монологе описывается привычный для Фамусова
распорядок дел на неделю. Становится понятно,
что служба в»казённом месте» не отнимает
у него времени, т. е. служит он без усердия,
или сама должность позволяет не прилагать к службе
никаких усилий.

Фамусов считает образцом для подражания человека,
который жил не для блага государства, а ради
собственной выгоды.

-Второй монолог «Вот то-то, все вы гордецы!»
2 действие, 2 явление,
В этом монологе Фамусов рассказывает «поучительную»,
с его точки зрения историю его дяди Максима Петровича,
который заслужил милость императрицы и нажил
огромное состояние не усердной службой,
а изображая шута при дворе.
Для Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть
себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь
даже притворством и лестью.
Фамусов советует Чацкому взять с него пример.

-Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…»
2 действие, 2 явление

Этот монолог является ответом на рассказ Фамусова
о ловком придворном Максиме Петровиче.
Чацкий сравнивает современную ему жизнь
(век нынешний) и жизнь прошлого столетия (век минувший).
Он поражён умением придворных выслуживаться
перед государями, льстить и раболепствовать.
Он рад, что в современном обществе это выглядит дико.
Но то факт, что Фамусов приводит Максима Петровича
в пример Чацкому, свидетельствует о том,
что Москва во многом сохраняет атмосферу
предыдущего столетия, века «покорности и страха»

— Следующий монолог Фамусова
«Вкус, батюшка, отменная манера»
Здесь обнажаются ценности фамусовского общества.
Фамусову кажется само собой разумеющимся,
что человека судят не по его заслугам, а по положению
в обществе, по роду его («по отцу и честь»)

Московских старичков он называет «канслерами в отставке»
по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются
(поспорят, пошумят и …разойдутся»)
Московских девушек он называет патриотками, потому
что они «к военным людям так и льнут».

Источник

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *