в чем трагизм поэмы есенина черный человек
Трагизм поэмы есенина черный человек. Анализ стихотворения Есенина «Черный человек
Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.
История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.
Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.
Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.
Жанр – лироэпическая поэма.
Стихотворный размер – дольник.
Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.
Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.
Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.
Жанр, размер и композиция
Творение является обращением, посланием лирического героя к другу, которому он с самого начала сообщает о том, что «очень болен». В этой же форме написаны монологи мужчины в черном, в которых он обращается к автору письма. Таким методом Есенин показывает отношение к жизни двух персонажей. Композиция в поэме «Черный человек» диалогична, напоминает пьесу — представляет собой разговор двух действующих лиц, в котором вкраплены ремарки поэта, указывающие на то, что должно происходить на сцене во время беседы. Также есть пролог и эпилог: вступление (обращение к другу) и заключение (исчезновение гостя и развенчание миража). Основная часть делится на два действия.
Театральная композиция не типична для подобного рода произведений, ведь жанр, избранный Есениным, — лироэпическая поэма. Она показывает не только внутреннее состояние рассказчика, но и живописует его историю, то есть появляется вполне конкретный сюжет.
Произведение написано с помощью тонической системой стихосложения, основанной на равном числе ударений в строке. Размер поэмы «Черный человек» – дольники.
История создания
Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.
По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.
Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.
Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.
Нимб одиночества
В строках Есенин вспоминает и Дункан:
И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.
Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами…
Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.
Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.
“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.
Чёрный диалог
Разговор с чёрным человеком в концовке поэмы не ладится, герой недоволен его правдой и разъярён, после чего хватает трость и бьёт гостя в «морду, в переносицу».
Из поэмы явно видно, что последний год тяжело даётся поэту. Внешние и внутренние препятствия буквально мешают ему жить. Поэт не сдаётся, борется с ними, но один убитый страх рождает два других.
«Чёрный человек» — это реквием Есенина по самому себе и одна из последних попыток поэта освободиться от пут, которые не дают дышать полной грудью. Строки полные боли, страха и депрессии, но их надо читать, чтобы видеть Есенина в полном образе, без купюр и вырезок.
Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.
То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Черный человек, Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек Черный, черный…
«Слушай, слушай,- Бормочет он мне,- В книге много прекраснейших Мыслей и планов. Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране Снег до дьявола чист, И метели заводят Веселые прялки. Был человек тот авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки.
Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою».
«Счастье,- говорил он,- Есть ловкость ума и рук. Все неловкие души За несчастных всегда известны. Это ничего, Что много мук Приносят изломанные И лживые жесты.
В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек! Ты не смеешь этого! Ты ведь не на службе Живешь водолазовой. Что мне до жизни Скандального поэта. Пожалуйста, другим Читай и рассказывай».
Черный человек Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой. Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.
Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная… Тих покой перекрестка. Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой, И деревья, как всадники, Съехались в нашем саду.
Где-то плачет Ночная зловещая птица. Деревянные всадники Сеют копытливый стук. Вот опять этот черный На кресло мое садится, Приподняв свой цилиндр И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай!- Хрипит он, смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится.- Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей.
Композиция
Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.
В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.
Убийство двойника
Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест – бросить в привидевшегося черта что-нибудь – не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.
Поэт, стоящий в одиночестве перед разбитым зеркалом, предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.
Средства выразительности
Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”, горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”, а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.
Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.
Средства художественной выразительности
Усиление мрачной атмосферы произведения достигается повторами, особенно угнетающе действуют повторы слова «черный». Текст поэмы насыщен необычными метафорами и эпитетами:
Строфа, которая гласит: «Голова моя машет руками как птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь», вызвала много споров у знатоков творчества Есенина, связанных с особенностями его почерка при написании букв «г» и «ч». Вариант «на шее ночи» был отвергнут литературоведами после проведения текстологического анализа белового авторского экземпляра. Эти слова могут восприниматься как метафора, говорящая о суицидальных наклонностях. В тексте поэмы бросаются в глаза жаргонизмы и метафоричные олицетворения («деревья как съехавшиеся в сад всадники»; «метели, закручивающиеся как прялки»).
Популярные сегодня пересказы
«Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце». Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.
Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.
Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.
В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга. Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.
Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим», «тоска», «страх».
Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой». Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье. Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.
Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное. Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке. Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…
Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!
Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.
По произведению: «Чёрный человек»
По писателю: Есенин Сергей
Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»
Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.
Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму «Черный человек». первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.
Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».
Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.
Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.
Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.
Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина
Всего получено оценок: 121.
Всего получено оценок: 121.
Поэма “Чёрный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал её давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Чёрный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.
История создания – поэма была задумана поэтом ещё во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.
Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.
Композиция – поэма построена на диалогах и больше напоминает пьесу.
Жанр – лироэпическая поэма.
Стихотворный размер – дольник.
Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги
маячить… невмочь”.
Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.
Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.
Сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.
История создания
Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился ещё в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжёлый для восприятия. Есенин решил сократить поэму, но депрессивность и глубина страдания, воплощённые в поэтической форме, всё равно поражают.
По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у неё просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные ещё в Америке, и значительно сократить произведение.
Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждёт от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжёлый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Чёрного человека”, который был завершён в 1925 году.
Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.
Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает своё ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит этот человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви: кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.
“Чёрный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нём ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом поэма является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.
Композиция
Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал драматическую композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким чёрным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.
В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой приём, как вступление – в нём Есенин обращается к другу.
Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нём описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в поэме тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать своё настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.
Средства выразительности
Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.
Анализ поэмы «Черный человек» (С. А. Есенин)
Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.
История создания
1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.
Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.
Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.
Жанр, направление, размер
Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).
Размер стихотворения: дольник
Композиция
Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.
Поэма имеет 3 смысловые части.
Смысл названия
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.
Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.
Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.
Образы и символы
В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.
Есенин=лирический герой=черный человек?
Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.
Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).
Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».
Темы и проблемы
Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.
Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.
Двойничество. Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.
Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.
Постоянное притворство, игра на публику. Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
Пограничное состояние. Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.
Разочарование. Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».
Основная идея
Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.
Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.
Средства выразительности
Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.