в чем типичность образа манилова
Образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание, внешность, характер, портрет в цитатах
Манилов. Художник В. Андреев |
Помещик Манилов является одним из центральных героев поэмы «Мертвые души» Гоголя.
Ниже представлен цитатный образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера, портрет персонажа в цитатах.
Помещик Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Описание самого Манилова, а также его семьи и хозяйства можно найти во 2-ой главе поэмы.
Образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание, внешность, характер, портрет в цитатах
«. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. «
«. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. «
«. Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке. «
«. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!». «
«. в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. «
«. он [Чичиков] неизвестно отчего оглянулся назад. Манилов тоже неизвестно отчего оглянулся назад. «
«. служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «
«. Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. «
«. Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут. «
«. «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. «
«. Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает. «
«. Манилов так сконфузился и смешался, что только смотрел на него. «
Манилов является законопослушным гражданином:
«. не будет ли это предприятие [. ] эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. » (Манилов о том, что он боится закона)
«. если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. » (об общении с Маниловым)
«. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. «
«. все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина. «
«. все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. » (о планах и идеях Манилова)
«. Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь. «
«. Учитель [. ] хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение. «
«. Тут Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы». «
«. Чичиков уехал, сопровождаемый долго поклонами и маханьями платка приподымавшихся на цыпочках хозяев. » (о гостеприимстве Маниловых)
Характеристика Манилова
Помещик Манилов – яркий герой в галерее персонажей гоголевской поэмы. Прямая характеристика Манилова из “Мёртвых душ” занимает у автора всего один абзац, но дом, обстановка и диалоги героя с Чичиковым прорисовывают каждую чёрточку характера и натуры помещика с непревзойдённым мастерством.
Внешность Манилова
При описании Манилова автор использует ряд пословиц и искусно завуалированную иронию. Очень деликатно он рассказывает о внешности героя, намекая на то, что персонаж “никакой” и внешне и внутренне – “ни рыба – ни мясо”. Черты лица – приятны, сам он человек “видный”: белокур, голубоглаз, улыбчив. Одет Манилов добротно, создаёт впечатление благородного человека с приятными чертами лица. Гостеприимство, преходящее в манию – ещё одно из качеств, которые свойственны хозяину. Гоголь честно говорит о том, что в начале знакомства с таким человеком создаётся впечатление, что он “чрезвычайно приятен”, позже слащавость речей и перебор в желании понравиться берёт верх, спустя какое-то время собеседник думает “чёрт знает что” и стремится сбежать, чтобы не умереть от скуки.
Характер помещика
О натуре персонажа, мы узнаем ещё из первых строк “один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”. Этот человек не мог найти себя ни в чём (да и не искал). Автор не даёт Манилову имени, в отличие от других персонажей, давая понять типичность, обобщённость и полную безличность его образа. Если кто-то имел склонность к спорам, был увлечён карточными играми, охотой или чем-то другим, то Манилов не умел хорошо делать ничего, и не имел склонности совершенно ни к чему.
Помещик не мог сформулировать ни одной темы, на которую бы ему нравилось вести беседы, только что-то возвышенное, абстрактное, что невозможно высказать и обозначить словами. Авторская манера характеризовать персонажа через его речь очень гармонично раскрывает внутренний мир Манилова, на задний план уходят чрезмерные манеры и сладость выражений. Лень, однообразный образ жизни, болезненная мечтательность превратили его в пустого, бездеятельного типа, который может посоревноваться в умении тратить свою жизнь с любым трактирным гулякой. Результат один: стулья будут стоять годами и ожидать новой обивки, пруд превратится в болото, а беседка для раздумий зарастёт чертополохом. Неумение созидать, управлять, принимать решения привели к тому, что Манилов, добрый и просвещённый хозяин, ежедневно обкрадывается своими работниками. Мужики врут помещику, пьянствуют и смеются над ним. Домашние и дворовые работники воруют среди бела дня, спят до полудня, занимаются работой в такой же степени, как и их хозяин.
Жизненная позиция
Как любой ограниченный человек, Манилов попадает в полный ступор, когда встречается с чем-то новым. Интерес к “делам” ограничивается тем, что он печётся о законности каких-либо операций.Так произошло, когда Павел Иванович предложил ему сделку. Насколько она прибыльна, помещик не задумывается, это слишком низменная тема для такой возвышенной тонкой натуры, как он. Наш персонаж с радостью отдаёт Чичикову мёртвых душ, наслово верит гостю о законности такой операции, ликует оттого, что доставил удовольствие собеседнику.
Отношение к окружающим у хозяина имения настолько однообразное, что об умении разбираться в людях не может быть и речи. Вся верхушка, управляющая городом вместе с родственниками, жёнами и детьми, по его мнению, “преприятнейшие люди”.
На самом деле губернские чиновники – воры, мошенники, пьяницы и гуляки, но тот иллюзорный мир, в котором существует наш герой не допускает таких понятий. Помещик не видит дальше своего носа, живёт чужими убеждениями и мнениями. Основная проблема “маниловщины” в том, что счастье таких людей непоколебимо, их ничего не интересует и не расстраивает, они существуют в отдельной реальности и вполне довольны такой духовно нищей жизнью.
Образ Манилова
В своём произведении Гоголь ставит Манилова первым в череде помещиков, которых посещает Чичиков. Образ Манилова в поэме “Мёртвые души” на первый взгляд прост и безобиден, помещик не вызывает отвращения, не является гнусным и лживым мошенником. Но “маниловщина” – это пустословие, безликость, мечтательность, лень, бездеятельность. Это явление такое же разрушительное, как и другие пороки, “воспетые” автором поэмы.
Описание внешности и манер Манилова
Автор даёт не очень подробное описание внешности Манилова. Важно начать с того, что Гоголь даже не упоминает имени помещика, заостряя внимание на именах членов семьи Манилова. Он человек средних лет, приятной наружности: блондин с голубыми глазами, с приятными чертами – именно такое первое впечатление создаётся при виде персонажа.
Автор находит, что описывать человека, подобного Манилову, очень сложно, он настолько обычен и похож на всех остальных, что никаких особенных черт выделить не получается. Помещик хорошо одет, улыбчив, гостеприимен. Он романтичен, очень трогателен в своём отношении к жене. Сентиментальность персонажа вызывает приторность: он восторгается всем, что только приходит на ум, радуется без повода, витает в иллюзорном мире. Для героя характерна чрезмерная вежливость, мечтательность, множество планов, которые всегда будут планами и не более.
Жизненная позиция помещика
Манилов совершенно не разбирается в людях. Его деликатность, слащавость и нежная душевная натура не терпит правды жизни, мир нашего героя “прекрасен”, “замечателен”, “восхитителен”. Все окружающие одинаково “достойнейшие”, “преприятнейшие”, “образованнейшие”, “чрезвычайно порядочные”. Розовые очки он, по-видимому, никогда не снимает, искренне верит, что является просвещённым хозяином, что его имение процветает.
На самом же деле работники в доме обкрадывают хозяев, кутят за их счёт, обманывают и нещадно лгут им. Крестьяне давно поняли, что имеют дело с далёкими от настоящей жизни людьми, мужики смело отпрашиваются у Манилова на денёк, другой, чтобы попросту попьянствовать. Бесхозяйственность, лень Маниловых сквозит из всей обстановки дома: мебель в комнатах годами не обтянута, не куплено то, что является первоочередным для обстановки дома, беседка (построенная для дум и философствования) заброшена, сад не ухожен, везде не хватает законченности.
О чём говорит этот образ
Люди, подобные Манилову, опасны как социальное явление: жизнь движется без их участия, они не умеют созидать, их удел – возведение воздушных замком, томные размышления о смысле существования и полное бездействие. Гостеприимство, радость от появления гостя – не что иное, как возможность разнообразить своё скучнейшее существование, показать очередной спектакль “семейная идиллия”, не раз проигранный перед другими гостями.
Жизнь Маниловых – болото, в котором они медленно тонут, такие люди в какой-то момент остановились на определённом этапе, перестали развиваться. Всё, что умеет Манилов – словоблудие и пустые мечты, его душа давно перестала трудиться, она также мертва, как и души остальных помещиков. Нежелание думать, решать проблемы, двигаться вперёд привело к тому, что помещик отдаёт Чичикову покойных крестьян бесплатно, он готов услужить любому “прекрасному” человеку, не задумываясь о причинах и последствиях. Помещик доверчив, как ребёнок, он свято верен закону и искренне убеждён в порядочности окружающих.
Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»
Краткая характеристика Манилова из поэмы «Мертвые души» сводится к тому, что этот человек является представителем помещичьего дворянства, который отличается мечтательным, но бездеятельным нравом.
Примечательно, что автор наградил персонажа говорящей фамилией. Со временем имя героя стало нарицательным для ленивого прожектёра, а само такое отношение к жизни получило название «маниловщина».
Образ Манилова в поэме «Мертвые души»
Манилов – человек деловитый, сентиментальный. Поведение, внешность, включая приятные черты лица, обаяние этого героя настолько приятны, что кажутся приторными и становятся буквально отталкивающими.
За всей этой сахарной наружностью скрывается бездушие, черствость, ничтожность.
Мысли героя хаотичны и беспорядочны. Коснувшись одной темы, они тут же могут улетучиться в неизвестном направлении, уйти далеко от реальности.
Он не умеет думать о сегодняшнем дне и решать бытовые вопросы. Всю свою жизнь старается облечь в изысканные речевые формулировки.
Характеристика и описание портрета героя Манилова
Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.
Жизненные цели помещика
Герой не строит определенных планов. Все мечты его крайне расплывчаты и далеки от реальности – осуществить их не представляется возможным.
Одним из прожектов была задумка построить подземный тоннель и мост через пруд. В итоге не было сделано и капли из того, что нафантазировал помещик.
Герой не способен планировать собственную жизнь и принимать настоящие решения. Вместо реальных дел Манилов занимается словоблудием.
Однако есть в нем и хорошие черты – помещика можно охарактеризовать как хорошего семьянина, который искренне любит свою жену и своих детей, заботится об их настоящем и будущем.
Любимые занятия
Досуг Манилова ничем не заполнен. Большую часть времени он проводит в беседке с надписью «Храм уединенного размышления». Именно здесь герой предается своим фантазиям, мечтает, придумывает неосуществимые прожекты.
Также герой любит сидеть у себя в кабинете, размышлять и от безделья выстраивать «красивыми рядками» горки золы. Постоянно пребывая в своих мечтаниях, помещик никогда не выезжает на поля.
Описание кабинета Манилова
Кабинет помещика, как и вся его усадьба, очень точно характеризует личность героя. Внутреннее убранство подчеркивает особенности характера и привычки персонажа. Окна кабинета выходят на сторону леса. Неподалеку лежит книжка, заложенная закладкой на одной и той же странице, уже целых два года.
В целом, помещение выглядит приятно. Из мебели в ней: стол с книгой, четыре стула, кресло. Больше всего в кабинете было табаку кругом рассыпан пепел из табачной трубки.
Первое впечатление о герое
На первый взгляд, персонаж представляется обаятельным человеком. Благодаря своему безмерному добродушию герой видит во всех самое лучшее, а недостатки вовсе не обнаруживает или закрывает на них глаза.
Первое впечатление длится недолго. Вскоре общество Манилова становится для собеседника ужасно скучным. Дело в том, что герой не имеет собственной точки зрения, а только лишь произносит «медовые» фразы и мило улыбается.
В нем нет жизненной энергии, настоящих желаний, которые движут личностью, заставляют действовать. Таким образом, Манилов – это мертвая душа, серый, бесхарактерный человек, без определенных интересов.
Манера поведения и речь помещика
Манилов ведет себя очень гостеприимно. При этом герой настолько приятен в общении, что иногда это становится чрезмерным. Взгляд помещика словно источает сахар, а речи приторны до безобразия.
Манилов очень скучный собеседник, от него никогда невозможно услышать критики, возмущения, «заносчивого слова». В разговоре проявляются живые манеры героя, быстрая речь Манилова похожа на птичье щебетание, насыщенное любезностями.
Помещик отличается деликатностью и сердечностью в общении. Эти качества проявляются в ярких и напыщенных формах нескончаемого восторга («щи, но от чистого сердца»).
Среди любимых выражений героя присутствуют такие слова, как «позвольте», «любезная», «приятнейший», «препотченнейший», «милый». Кроме того, разговор Манилова насыщен местоимениями, междометиями и наречиями неопределенной формы: этакое, этак, какой-нибудь. Эти слова подчеркивают неопределенное отношение Манилова ко всему окружающему.
Речь героя не имеет смысла, она пуста и бесплодна. И все-таки господин Манилов – человек неразговорчивый, и свободное время предпочитает уделять размышлениям, нежели беседе.
Дети Манилова
У помещика есть двое детей – сыновья. Желая хоть как-то выделиться из серой массы, отец дал мальчикам необычные имена – старшего он назвал Фемистоклосом, младшему дал имя Алкид. Дети были еще маленькие – 7 и 6 лет соответственно. Образованием сыновей занимается учитель.
Старшему сыну Манилов прочит большое будущее – в силу невероятного остроумия мальчика ждет карьера дипломата. Говоря о способностях младшего сына, помещик ограничивается краткой характеристикой: «…Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…».
Взаимоотношения Манилова и Чичикова
В отличие от других помещиков, Манилов встречает Чичикова с большим радушием и гостеприимством, проявляя себя как заботливый и внимательный хозяин. Он во всем старается угодить Чичикову.
В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.
Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.
Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.
Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.
Отношение к хозяйству Манилова
Персонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.
Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.
Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.
Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.
Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.
Отношение к окружающим
Ко всем людям Манилов относится в равной степени доброжелательно и, как уже отмечалось ранее, в каждом человеке видит только положительные качества. По словам героя, все чиновники – замечательные люди во всех отношениях.
Помещик хорошо обращается с крестьянами, причем как со своими, так и с чужими. Манилов очень вежлив по отношению к учителю своих детей и даже к кучеру он обратился один раз на «вы». Манилов настолько доверчив и наивен, что не замечает лжи и обмана.
Со своими гостями помещик ведет себя очень гостеприимно и доброжелательно. Кроме того, за ним наблюдается заискивающее поведение в отношении тех людей, которые представляют для него определенный интерес (как, например, Чичиков).
Доброта, доверчивость, мягкость у Манилова сильно преувеличены и не сбалансированы критическим взглядом на жизнь.
Описание поместья Манилова
Это большая усадьба, принадлежащая помещику. К ней приписано более 200 крестьянских домов. Здесь имеются поля, лес, пруд, городской дом, беседка и клумбы. Хозяйство Манилова предоставлено само себе, а его крестьяне ведут праздный образ жизни. В усадьбе есть беседка для размышлений, где помещик время от времени предается мечтам и фантазиям.
Почему Манилов «мертвая душа»
Образ помещика является олицетворением человека, потерявшего собственную личность, не имеющего индивидуальности.
Манилов не имеет цели в жизни, это «мертвая душа», которая ничего не стоит даже в сравнении с таким подлецом, как Чичиков.
Заключение
В произведении красной линией подчеркивается духовная пустота и ничтожность Манилова, скрывающиеся за сахарной оболочкой героя и его усадьбой. Этого персонажа нельзя назвать отрицательным, но к числу положительных его также нельзя отнести. Он человек без имени отчества, который не имеет никакого значения для окружающего мира.
Героя можно охарактеризовать емкой цитатой из «Мертвых душ» «черт знает что такое». Манилов не может рассчитывать на возрождение, потому что внутри него пустота, которая не может возродиться или преобразиться. Мир этого героя состоит из ложных фантазий и является, по сути, бесплодной идиллией, ведущей в никуда.
Манилов — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Грёзы и реальность
Манилова можно назвать идеалистом. Явь и мечта не конфликтуют в его сознании. Он живёт в совершенном мире, не видит реальности, не замечает того, что вокруг. В его идеальной вселенной люди прекрасны и добры («препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «очень приятный», «достойный человек», «прелюбезная женщина», — так характеризует Манилов своих знакомых). При первой же встрече Чичиков мгновенно становится верным другом, и в фантазиях героя их дружбой когда-нибудь восхитится весь свет.
Ласковый обходительный приём, который ждал Павла Ивановича у Маниловых, может показаться лицемерным, но скоро становится ясно, что гостеприимный хозяин не притворяется. От Чичикова ему ничего не надо. Ни к чему обманывать гостя, льстить ему. Персонаж искренне верит в сильнейшую симпатию, которая между ними возникла, верит в реальность своих иллюзий и по-настоящему живёт лишь в своих фантазиях. Там за дружбу ставят памятники, а царь награждает орденами. Там с башни над усадьбой можно видеть Москву, а над живописным прудом воздвигнут мост, на котором стоят торговые лавки. Там всё прекрасно: и супруга, в которую он влюблён, как перед свадьбой, и дети, подающие большие надежды, и его усадьба, хозяйство, быт.
Дом и быт
Его дом открыт всем ветрам и крайне неуютен, но хозяину усадьбы, неряшливо распланированного и неухоженного сада всё представляется живописным и романтичным. Он порой вспоминает о комнате, в которой до сих пор нет мебели, о креслах, на которые не хватило обивочной ткани, но лишь на то мгновение, когда их заметил. Явь быстро снова сменяется в его сознании воображаемой идиллией.
В доме Маниловых долгожданного гостя потчуют только щами, но «от чистого сердца», что, по мнению хозяина, увеличивает ценность угощения, превращает его в настоящее пиршество.
Поместье
Маниловку найти оказалось не так просто. Вопреки названию, которому Чичиков поначалу придал форму «Заманиловка», вопреки манящему обаянию владельца, деревня располагалась дальше, и дорога к ней была запутаннее, чем полагал герой. Снова противоречие между ожидаемым и настоящим. Маниловка, по выражению Гоголя, «немногих могла заманить». Между серенькими (значит не новыми) избами не растёт ни одно деревце. Жизнь в деревне словно замерла. Чичиков, проезжая через неё, встречает лишь двух баб, тянущих драный бредень через пруд.
Помещик из Манилова никудышный. Вопрос о количестве умерших душ ставит его в тупик. Он зовёт приказчика, который тоже не сразу смог помочь. Люди, которые обеспечивают жизнь дворянской семьи и сами являются своеобразным капиталом, мечтателя-идеалиста не заботят.
Договор с Чичиковым
Перед Павлом Ивановичем нелёгкая задача — внедрить в иллюзорный, сотканный из воздушных мечтаний мир Манилова мысль о коммерческой сделке. Подать мошенничество таким образом, чтобы не исказить идеальной картины в голове собеседника. Опытный манипулятор справляется блестяще. Он понимает, что для живущего среди образов и красивых слов Манилова важны фразы, в которых грубая реальность приобретёт красивую форму. Именно такое высказывание, имеющее весьма далёкое отношение к делу, он и использует. Заворожённый звучанием громких, хоть и пустых, слов, мечтатель вмиг забывает о шокирующей сути сделки.
Вывод
Характеристика образа Манилова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.