в чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте
Социальная ситуация развития юношеского возраста
Социальная ситуация развития в юношестве определяется противоречием между биологической зрелостью и социальной незрелостью. В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: происходит не только количественное расширение диапазонов социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступления в брак. Перед каждым стоит задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.
Наряду с элементами взрослого статуса юноша все больше сохраняет определенную степень зависимости, которая идет из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юноши в семье и обществе и разноуровневая система требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.
Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив – «аффективный центр» жизни юноши.
Начало этого процесса относится к подростничеству, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, создает образы будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития.В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т. п. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не всегда оказывает ученику решающей помощи – отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.
З адача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.
Социальная ситуация развития в ранней юности – «порог» самостоятельной жизни. Юность – период выбора и построения жизненного пути, что, в первую очередь, обнаруживается в становлении профессиональных ориентаций и выборе профессии, в становлении близких отношений и формировании семьи. Юноша должен стать социальным индивидом, он должен присвоить внутреннее содержание взрослой жизни (а не внешние проявления, как подросток). Это требует постепенной внутренней перестройки при освоении различных систем общественных отношений (социальных институтов).
Социальная ситуация развития юношеского возраста
Социальная ситуация развития в юношестве определяется противоречием между биологической зрелостью и социальной незрелостью. В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: происходит не только количественное расширение диапазонов социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступления в брак. Перед каждым стоит задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.
Наряду с элементами взрослого статуса юноша все больше сохраняет определенную степень зависимости, которая идет из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юноши в семье и обществе и разноуровневая система требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики. Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив – «аффективный центр» жизни юноши.
Начало этого процесса относится к подростничеству, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, создает образы будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т. п. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не всегда оказывает ученику решающей помощи – отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.
Социальная ситуация развития в ранней юности – «порог» самостоятельной жизни. Юность – период выбора и построения жизненного пути, что, в первую очередь, обнаруживается в становлении профессиональных ориентаций и выборе профессии, в становлении близких отношений и формировании семьи. Юноша должен стать социальным индивидом, он должен присвоить внутреннее содержание взрослой жизни (а не внешние проявления, как подросток). Это требует постепенной внутренней перестройки при освоении различных систем общественных отношений (социальных институтов).
ВОПРОС 21. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте.
В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности.
Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.
И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.
Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.
Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.
Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым готовит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобретает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.
Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.
Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.
В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.
Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.
Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказываются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.
Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства. А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.
В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.
Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.
Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.
По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
Содержание психологической готовности к самоопределению:
1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);
3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.
Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.
Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.
В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.
Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий:
1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей.
2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.
3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.
Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
• осознание ценности общественно полезного труда;
• общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
• общая ориентировка в мире профессионального труда;
• выделение дальней профессиональной цели (мечты);
• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);
• знание о выбираемых целях;
• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.
Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».
В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте
В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий : получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.
Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития.
Поздняя юность характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и переход к самореализации.
Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности (Н.С. Пряжников).
осознание ценности общественно полезного труда;
общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
общая ориентировка в мире профессионального труда;
выделение дальней профессиональной цели (мечты);
согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);
знание о выбираемых целях;
знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.
Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):
— детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения);
— подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);
— практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).
Условия профессионального самоопределения
Объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).
Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители.
Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.
Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора (М.И. Губанова), профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования (Л. Дальберг).
Необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у учащегося способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их (Н.С. Пряжников).
Субъективные условия (возраст, уровень информированности, уровень притязаний).
Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.
Рекомендации по профессиональной ориентации учащихся (Е.И. Головаха):
Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда соответствовать важнейшим жизненным целям учащихся.
Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии, с будущими условиями труда.
Необходимо учитывать потребности школьников в специальной профориентационной информации.
Разъяснить непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности (склонности, темперамент), половые особенности.
Таким образом, выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции (М.Р. Гинзбург).
Задания для самостоятельной работы
Охарактеризовать социальную ситуацию развития в ранней юности.
Выделить сущность и психологические факторы профессионального самоопределения в ранней юности.
Указать этапы, условия профессионального самоопределения.
Сформулировать сущность профориентационной работы.