в чем своеобразие шукшинских чудиков
Образ чудика в рассказах Шукшина
Чудик — любимый героя Шукшина. Чудик — средоточие лучших черт русского народа. Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Творчество Василия Макаровича Шукшина традиционно относят к так называемой «деревенской» прозе. Действительно, место действия его рассказов — деревня, российская глубинка, а его герои — селяне, деревенские жители. Однако писатель не просто рисует нам определённый уклад жизни со своими традициями и обычаями. Перед нами проходит вереница образов, составляющих истинный русский национальный характер, прекрасный и цельный. Главный герой произведения В. М. Шукшина — чудик, чудаковатый простой человек, искренний и добрый. Окружающие чаще всего не понимают его и не принимают всерьёз.
Герой рассказа «Сапожки » — шофёр Сергей Духанин — купил жене в райцентре сапожки. Сама сцена их покупки раскрывает характер героя. Хамство и наглость продавщицы приводят его в растерянность и заставляют задуматься над целесообразностью покупки. Однако практичность проигрывает стремлению героя сделать приятное жене. Простому сельскому жителю свойственны нежность и забота, он философски размышляет: «Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт … Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! ». Испытывая дискомфорт и неуверенность от общения с продавщицей, Сергей всё же делает покупку. Товарищи тоже не поняли героя: «Ты что, офонарел? Это ж зимние. Она тебе велела такие купить? » Но больше всего Сергея страшила встреча с женой. Однако Клавдия нисколько не ругала мужа, а наоборот, переживала, что сапожки оказались ей малы. Взаимопонимание между супругами оказалось ценнее, чем дорогие сапожки. Герой внутренне переживает происходящее, что говорит о чувствительности его натуры: «Сергей, как обычно присев на маленькую кухонную табуретку, перед сном курил папиросу … курил, думал, еще раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как ему сейчас казалось, смысл. На душе было хорошо». Для героя рассказа очень важны нежность, человеческая теплота, сердечность, взаимопонимание.
Герой другого рассказа Шукшина «Чудик» не нашёл понимания ни у родных, ни у посторонних людей. Такое прозвище герой получил за свой чудаковатый, с точки зрения окружающих, характер, за свою непохожесть на других. Его переживания по поводу потерянной банкноты непонятны другим. Герой настолько искренен и бескорыстен, что не может даже помыслить взять чужое. Душевная теплота чудика не находит понимания и у работницы телеграфа, когда тот сочиняет тёплую телеграмму жене. Приехав к брату и расписав кроватку племянника, чудик наткнулся на сопротивление его жены. Стремление к красоте, желание сделать близким приятное оказываются не нужны родственникам. И только вернувшись домой в деревню и пробежавшись по лугу, герой снова ощущает внутреннюю свободу.
Герой рассказа «Микроскоп» — простой столяр Андрей Ерин. У него семья: жена и двое детей. Они живут скромно, но герой решается купить дорогой микроскоп. Вместе с сыном они долго сидели около него, «исследовали». В этом стремлении познавать окружающий мир у героя проявляются черты учёного. Казалось, что даже его жизнь изменилась. В ней появилась цель, смысл. Но Андрей не находит понимания у жены, для которой важнее материальные ценности. Зоя Ерина в конце концов сдаёт микроскоп в комиссионку. Герой Шукшина простоват и наивен. Окружающие считают его недалёким и непрактичным, человеком «не от мира сего». Но чудик — добрый, искренний, тонко чувствующий людей и окружающий мир человек, соединяющий в себе лучшие черты русского национального характера.
Сочинение: Образы «чудиков» в ранней прозе В. Шукшина
К сожалению, чаще всего эти добрые и веселые люди остаются в одиночестве, потому что окружающим чужда их пытливость и любознательность, а стремление бескорыстно помочь — даже страшно или, в лучшем случае, вызывает раздражение.
Мне очень нравятся рассказы В. Шукшина «Чудик», «Микроскоп», «Даешь сердце!», главные герои которых — эти самые «странные люди» со своим самобытным взглядом на мир.
Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдание и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам — ему не хватает элементарных знаний.
Вся беда в том, что шукшинские «чудики» с их безудержной фантазией, возвышенностью над бытовыми мелочами и извечным стремлением к правде и справедливости живут среди обычных людей, погруженных в обыденность и будничные проблемы. Это и является причиной их непонимания и недоверия к «странностям» любимых героев Шукшина. «Чудики» же сами часто осознают свою непохожесть и искренне огорчаются, если их действия воспринимаются неправильно.
Таков и Чудик из одноименного рассказа: доброжелательный и неловкий, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий. Его стремление помочь, сделать как лучше неизменно приносило ему неприятности: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные». Но мне, как и автору, Чудик и симпатичен именно его нежеланием (или неумением?) учиться «прозе жизни», его непониманием, как можно быть неискренним, не помогать друг другу. Чудик получает радость от самой жизни, а не от того, складывается ли она так, как ему хочется, или нет.
Таковы герои рассказов Шукшина. Они, если быть внимательным, и сегодня встречаются в нашей жизни, по-прежнему сталкиваясь с неприязнью, раздражительностью, непониманием. Но они всегда остаются верны себе и одним своим присутствием умеют преобразить окружающий мир, помочь увидеть необыкновенное, поверить в небывалое — на каждом своем шагу они совершают открытия, потому что искренне верят в торжество любви, добра и справедливости.[/sms]
Сочинение на тему “Чудики” В. М. Шукшина
Василий Макарович Шукшин – талантливый советский писатель, актер и кинорежиссер. Его талант – это умение просто и ярко рассказать историю повседневности, передать обыденные, но глубокие чувства.
Во всем многообразии его творчества выделяется один очень интересный тип героя – “чудик”. Писатель любил показывать различных персонажей с причудой в характере, которые, как он считал (и правильно), встречаются в жизни любого человека и общества.
“Чудики” Шукшина – это простые обыватели, они ведут свою скромную, неприглядную,
Таковы герои его рассказов “Миль пардон, мадам”, “Мастер”, “Микроскоп”, “Чудик” и многих других. Все они, эти герои, связаны непреодолимым желанием жить, радоваться мелочам, дарить бескорыстно добро другим людям. Они – настоящие взрослые дети, которые напоминают нам о счастье бытия.
Но больше всего, мне кажется, воплотил в себе образ чудаковатого человека Чудик, главный персонаж одноименного рассказа Шукшина. У Чудика есть семья, жена, которая явно имеет над ним власть. Но его это не сильно тревожит,
Чудик может показаться простым неудачником, но это далеко не так, ведь в нем живет столько доброты, отзывчивости, сколько может быть только в ребенке. Однако, люди этого совсем не ценят, они меркантильны, закрыты и чужды дружелюбному общению. Так, телеграфистка сводит на нет сердечное послание Чудика к своей жене, сосед в самолете самодовольно не хочет с ним разговаривать и отвергает советы.
И даже единственный родной по крови и духу человек, его брат, который влачит такое же существование, как и Чудик, не может победить ниоткуда разгоревшуюся ненависть своей жены к нему. Чудик еще не успел ничего сделать, но своей детской радостью и наивностью настроил ее против себя. И такая, казалось бы, невыносимая открытая злоба снохи все равно не убивает в Чудике тягу к жизни.
Возвращаясь домой, он, как дитя. босиком идем по лужам, радуется простому дождю. Это говорит об неиссякаемой душевной силе.
А вообще-то, говорит писатель, его зовут Василий Егорыч Князев, ему 39 лет, работает он киномехаником. Но упоминает об этом Шукшин в самом конце рассказа и как бы вскользь.
Делая акцент на том, что какие-то точные данные о человеке важны не так, как его характер, его чисто человеческие качества: доброта, сердечное тепло, отзывчивость, способность радоваться всему, невзирая на обиду и боль. Поэтому чудик – это тип человека, который, как я считаю, чрезвычайно необходим в любом обществе.
Related posts:
Сочинение на тему «Герои-чудики в рассказах Шукшина»
Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная теплота, искренность, любовь к людям.
Однажды Шукшин сказал: «Каждый настоящий писатель, конечно, психолог, но сам больной». Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты рассказы Шукшина.
Рассказы Шукшина короткие, понятные, интересные, в них много точных и красочных высказываний. Рассказы «Чудик» и «Срезал» входят в сборник «Беседы при ясной луне». Само название сборника говорит о некоей дружеской беседе о жизни, любви, природе. Рассказы Шукшина написаны простым разговорным языком, который передает особенности речи персонажей. В своих произведениях Шукшин продолжает традиции русской классической литературы: Толстого, Гоголя, Горького. Его герои из народа, простые люди, но в них есть какая-то изюминка.
Так Шукшин показывает нам новый тип героя. Это «чудик» (в сборнике даже есть рассказ с таким названием). Эти чудики похожи на героев Горького, но они ближе нам, потому что жили не так давно. Чудики Шукшина — это люди, которые создают «праздник души», живут просто, естественно, не делая другим зла. Окружающие воспринимают их как ненормальных, потому что они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый по-своему понимает, «как лучше». Им вот кажется, что так будет лучше, а другим людям — нет. Вот поэтому «чудиков» так и зовут. Таково, например, столкновение в рассказе «Чудик» главного героя с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика. А ведь он просто добрый и веселый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу, черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.
Но «чудики» могут быть не только добрыми. Например, главный герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин. Он недобрый, потому что ему всегда хочется унизить другого человека, особенно приезжего, показать, что тот дурак и т. д. Рассказ начинается с того, что Константин Иванович — городской интеллигент — приезжает в деревню. Он образованный человек, и это не нравится мужикам. Они зовут Глеба, потому что он среди них слывет самым ученым. Глеб же заранее хочет «срезать» городского гостя, то есть победить в их споре. Здесь Шукшин показывает, с одной стороны, надменность городского гостя, который считает, что приехал в глухую деревню, а с другой — злобу деревенского мужика, который хочет доказать, что он «тоже кое-что микитит». Обычная сначала беседа о последних достижениях науки превращается в выяснение отношений. Шукшин не вмешивается в происходящее. Он как будто бы один из слушателей спора — он просто передает его содержание нам. Но он смотрит на Глеба с грустной улыбкой, ведь эта злоба разрушает его самого.
В этом рассказе Шукшин показывает очень давнее противостояние интеллигенции и народа. Даже сейчас, когда есть телевизоры, компьютеры, оно сохранилось. Шукшин любит своего героя, он, вообще, любит всех своих героев, потому что они такие же простые люди, как и он. Но это не мешает ему указывать на их недостатки, показывать, что они делают что-то неправильно: мужики сами начинают обрывать Глеба, они уже и не рады, что завязался этот спор. В конце рассказа у всех остается какое-то неприятное впечатление от спора Глеба и Константина Ивановича. Ведь Глеба Капустина жалко. Вся цель его жизни — «срезать» проезжающих людей, то есть оправдать свое прозябание в этой деревне, доказать им, что он живет не напрасно. Хотя, как мне кажется, он доказывает это себе самому. Ведь он и злится потому, что его жизнь — напрасная, проходит вхолостую, что он не сделал ничего хорошего или стоящего. Такие мысли характерны для многих героев прозы Шукшина.
В.М. Шукшин писал свои произведения в годы застоя, и он очень остро чувствовал настроения людей того времени. Он показал, как они пытаются вырваться из тусклой и привычной жизни, как они борются с обыденностью и ненужностью жизни. Герои Шукшина, по большей части, вызывают у многих симпатию, потому что в них есть природная сила, необычность, жажда яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.
«Чудик»: колоритная атмосфера произведений Василия Шукшина
Меню статьи:
Василий Шукшин вошел в историю русской литературы своими колоритными, живыми произведениями. Критики называют пример такого творчества – «Чудик» – «рассказом-судьбой». Шукшин интересовался образом, которому и дал имя – Чудик. Писатель в коротких эпизодах описывает целую жизнь. Автор умело помещает в ограниченную литературную форму события прошлого и ожидания будущего.
О проблематике произведения
Автор поднимает в этом произведении свою излюбленную проблему. Она касается отношений горожан и обитателей деревни. Главный герой текста замечает: жители в деревне отличаются от горожан. Сельские жители лучше, чем городские обитатели, потому что они проще и скромнее. Чудик вспоминает о своих односельчанах. Многие из односельчан Чудика получили звание «Герой Советского Союза», а также «Кавалер Славы». Но для героя сельская жизнь дороже городского комфорта и удобств. Чудик отмечает даже разницу в воздухе в деревне и городе:
Деревня, видите ли. Да там один воздух чего стоит.
Критики выделяют и другую проблему, к которой обращается автор. Это проблема семьи и специфики отношений родственников. Прочность семьи зависит от любви, от доверия супругов, от взаимных недовольств. Неурядицы связаны с семьей брата. Чудик отличается детскими взглядами на мир. Персонаж живет, руководствуясь сердцем. Писатель противопоставляет этому герою разумных прагматиков, живущих рациональными интересами.
Характеристика героев текста
Образ Чудика
Внутренний портрет персонажа
Центрального персонажа своего творения писатель именует Чудиком. Писатель говорит, что таким было прозвище, которым наградила мужчину супруга. Автор говорит, что прозвище носит скорее негативный характер, чем положительный. Таким образом, Шукшин определяет своего героя как чудика, странного человека:
Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные…
Характер персонажа отличается простотой, бесхитростностью, неприспособленностью к жизни. Кроме того, такие люди, как Чудик, – неудобные для своего окружения. Чудик – это тип людей, которые все время попадают в передряги, в ситуации, мешая спокойно жить близким людям. Такие люди приносят вред без специального умысла. В действительности «чудики» желают всем счастья и добра. Шукшин исследует тип инфантильного персонажа, для которого сердце важнее разума.
Будучи маленьким мальчиком, герой хотел работать сыщиком или шпионом:
Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом…
Внешность Чудика
Мужчина простой, лишенный злобы взрослый ребенок. Душевные качества героя подчеркиваются его внешностью. Писатель награждает персонажа круглым мясистым лицом, такими же круглыми сине-белыми глазами:
Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами При этом круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам…
Шукшин лишает героя умения шутить. Чудик старается мимикрировать под других людей: уважать горожан, не бояться дальних дорог и т. д. Вопреки детскому портрету Чудика, на самом деле ему уже пошел 39-й год:
Было ему тридцать девять лет от роду…
Отношения героя с людьми
Зрелость не сказалась на Чудике. Герой похож на подростка, потому что хочет производить на окружающих людей впечатление. Персонаж старается быть веселым и остроумным. Однако у мужчины нет способности к остроте:
Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку…
Герой попадает в неудобные для себя ситуации, в которых чувствует себя дурачком. Мужчина боится людей. Этот страх распространяется даже на собственную супругу. Такое отношение напоминает детский страх перед родителями. Жена понимает, что муж боится ее, поэтому порой поднимает на него руку.
Общество видит простой характер Чудика. Люди стремятся учить мужчину жизни, делать замечания. При этом Чудик отличается угодливостью в отношении людей. Герой пытается помогать окружающим. Но помощь часто оборачивается противоположным эффектом. Чудик видит, что вставная челюсть соседа по самолету упала на пол. Мужчина подает вещь пассажиру, но он злится на Чудика:
Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать. – Эта?! – радостно воскликнул он, И подал. У читателя даже лысина побагровела. – Почему обязательно надо руками трогать? – закричал он шепеляво. Чудик растерялся…
Работница телеграфа поучает героя, что не стоит телеграфировать супруге стихами, ведь так «взрослые люди» не делают. Далее Чудик получает замечание от своей снохи. Девушке не понравилось громкое пение мужчины. Жизнь толкает Чудика быть наедине с собой. Герою нравится работать руками: украшать детские коляски, расписывать печь удивительными орнаментами:
Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено; коляску не узнать Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся…
Смысл образа
Писатель не случайно выстраивает образ Чудика именно таким образом. Шукшин намекает, что окружающие люди являются более ненормальными и чудными, чем сам герой. Общество осуждает проявление чувств, называет эмоции «соплями». А ведь чувства – это самое человечное, что есть в людях.
Герой лишен злости. Чудик чувствителен к злобе, которую он видит в людях. Писатель говорит:
Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются. – Да почему же я такой есть-то? – горько шептал он, сидя в сарайчике…
В результате, герой утрачивает смысл своего существования. Но Чудик отказывается от борьбы – мужчина просто уходит.
Образы Дмитрия и Софьи
Дмитрия и Софью автор изображает выходцами из сельской местности. Однако теперь герои примеряются к городской жизни. При этом мужчина грустит по деревне, часто спрашивает родственников о родном крае. Чудик приходится Дмитрию братом. Дмитрий думает о приезде в деревню, чтобы повидать родных. Софья придерживается других жизненных ориентиров. Женщину интересует карьера, она мечтает забыть о прошлом.
По мнению Софьи, Дмитрий – неудачник, как и Чудик. Причину жизненного провала мужчин Софья видит в деревенском происхождении. Сама героиня странно понимает «карьеру». Женщина устроилась на работу в буфет какого-то административного заведения. Софья заботится об образовании и городском воспитании детей: заставляет ходить в музыкальную школу, заниматься фигурным катанием. Дмитрию не нравится позиция Софьи. Мужчина считает, что жена мучит детей этим воспитанием:
– А ведь сама из деревни! – как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. А вот… Детей замучила, дура одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а – не скажи, сразу ругань. – Ммх. – опять возбудился Чудик…
Софья отличается жестким, злым характером. Писатель намекает, что причина злобы кроется в разрыве с родной землей, в отдалении от природы. Софья злится и раздражается из-за Чудика. Дело в том, что герой украсил дорогую детскую коляску рисунками. Чудик попросту разрисовал вещь краской, которая смывается водой. Первый же дождь испортит коляску:
..стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. Эге! – подумал Чудик. – Разрисую-ка я ее…
Софью этот поступок гостя вывел из себя:
Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна. – Завтра же пусть уезжает.
Сам же Чудик так и не понял причин злости снохи. Герою показалось, что Софья просто не разбирается в народном творчестве.
Что касается писателя, то Шукшин не говорит о своих симпатиях к какому-либо персонажу.
Специфика сюжета «Чудика»
По сюжету, повествование строится вокруг путешествия главного героя в город, на Урал. Там живет брат Чудика. Дмитрий не видел Чудика уже двенадцать лет. Поездка носит опасный характер. Чудик сталкивается с трудностями: потеря денег, возвращение за новыми средствами. Кроме того, самолет совершил странную посадку на картофельном поле: посадка была экстренной, но пассажиры остались живы.
Чудик ощущает дискомфорт. Герой кажется себе неудачником, ничтожеством:
Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена…
Путешествие словно показывает Чудику, что судьба не станет благоволить к нему. Писатель делает акцент на вопросе, который мужчина задает себе во время поездки:
Такой простой на первый взгляд вопрос несет глубокий смысл. Писатель размышляет над смыслом человеческой жизни. Шукшина интересуют отличия людей друг от друга, специфика жизни человека в обществе.
Особенности композиции произведения
Творение Шукшина включает три части. Первая часть строится вокруг желания Чудика навестить Дмитрия. Во второй части описывается дорога, поездка героя: от автобуса до поездки, от поездки до самолета и, наконец, до дома Дмитрия. В третьей части Чудик решает вернуться в родные края. Автор рассказывает о возвращении мужчины домой.
Возвращение домой, в привычную атмосферу, приносит Чудику ощущение радости и счастья. Дома герой – вовсе не чудик, а полезный, нужный человек, который умеет трудиться. Чудик перекрывает дома крышу, занимается стройкой веранды. Кроме того, мужчина выполняет работу киномеханика в деревне. Герой, в отличие от своей снохи, не стыдится деревенского происхождения:
Тут и Чудика задело за живое. – А в чем дело, вообще-то? – громко спросил он, не брата, кого-то еще. – Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так смотришь – выходец из деревни…
До самого конца произведения писатель ничего не говорит о профессии и настоящем имени Чудика. Эти детали автор упоминает после того, как описывает самый инфантильный и простецкий поступок героя. Чудик возвращается домой, бежит босиком под каплями дождя:
Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…
Какое же на самом деле имя Чудика? Мужчину зовут Василием Егоровичем Князевым.
Фольклорные элементы текста
Произведение напоминает сказку. Единственное отличие от сказки состоит в наличии большого количества бытовых подробностей. Шукшин заимствует некоторые сюжетные витки из народного текста под названием «Что мужик ни делает – то хорошо». Муж поменял имущество, но получил убыток. Однако супруга рада, что муж вернулся домой живой и здоровый, пусть и без денег.
Писатель вводит в произведение множество народных элементов. Речь отличается разговорным характером, текст понятен любой категории читателей. Простота характеризует даже обращение главного героя к самому себе: «Васятка». Например, автор упоминает такую фразу:
Приземлились. Все в порядке. Васятка…
Мужчина подошел к порогу своего дома – на этом моменте повествование обрывается. Писатель намекает, что конец произведения идентичный финалу сказки. Шукшин использует прием открытого финала. Все персонажи рассказа отличаются схожими чертами с героями сказки – кроме, разве что, супруги Дмитрия.
О стилистической специфике «Чудика»
Типичная черта произведений Шукшина – наличие диалогов. В этом же рассказе писатель использует мало бесед. Характеры действующих лиц раскрываются не в диалогах, а в описании поступков героев и в монологах. Автор представляет читателям мир рассказа через призму восприятия Чудика. Оценка событий тоже зависит от взгляда главного героя.
Некоторые моменты текста пахнут иронией. Например, ироничный характер носит эпизод, когда Чудик называет свою супругу и сноху «психами»:
Брось, не расстраивайся. Не надо. Никакие они не злые, они – психи. У меня такая же…
При этом герой вовсе не считает своих родных злыми людьми. Автор тонко демонстрирует читателям, что детские черты – это нормально, и взрослый человек порой должен позволять себе быть в меру инфантильным.